ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
М. Ю. Алексеева,
Шуйский филиал ИвГУ О. В. Сизова
Курсы иностранных языков «Полиглот»
АНГЛИЯ: НАЦИЯ, НАЦИОНАЛИЗМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРИМОРДИАЛИЗМА, МОДЕРНИЗМА И ПОСТМОДЕРНИЗМА)
В статье рассматривается вопрос зарождения и формирования английской нации, а также современное состояние национального вопроса в Англии. Приводится анализ основных факторов, повлиявших на становление английской нации и национальной английской культуры. Приводится краткий обзор основных подходов и теорий национализма и рассматривается место Англии в этих теориях. Затрагивается проблема влияния миграции и глобализации на традиционную национальную культуру. Затрагивается вопрос национальной идентичности англичан на национальном, этническом и региональном уровнях. Рассматриваются основные направления исследований, изучающих проблемы национальной и культурной идентичности.
Ключевые слова: нация, национализм, национальная идентичность, примордиализм, модернизм, постмодернизм, конструктивизм, национальная культура, национальные мифы, культурная память, «постколониальные исследования».
ENGLAND: NATION, NATIONALISM, NATIONAL IDENTITY (CULTURAL ANALYSIS OF THE THEORIES OF PRIMORDIALISM, MODERNISM
AND POSTMODERNISM)
The article deals with the issue of origin and formation of the English nation as well as the current state of the national identity issue. The article analyzes the main factors that influenced the construction of the nation and national English culture. The work also touches upon the major national theories and approaches and the place of England in them. The issues of migration, globalization and their impact on the traditional national culture are regarded. The author considers the topic of national identity on national, ethnic and regional levels. The main research areas in the field of national and cultural identity are explored.
Keywords: nation, nationalism, national identity, primordialism, modernism, postmodernism, constructivism, national culture, national myth, cultural memory, post-colonial studies.
M. Yu. Alekseeva,
Shuya Branch of Ivanovo State University
(Shuya, Russia) O. V. Sizova Foreign language courses "Polyglot" (Arzamas, Russia)
йО! 10.22405/2304-4772-2020-1 -3-85-103
В современном мире, когда еще не утихли споры о происхождении, формировании и значении таких концептов как «нация» и «национализм», исследователи все чаще обращаются к понятиям «глобальная культура» и «наднациональный». Многообразие подходов и точек зрения по данным вопросам еще более усложняет ситуацию в попытках найти ответы на вопросы об истоках нации и национализма, а также предугадать пути их развития, исчезновения или трансформации в нечто новое. Несомненно то, что формирование и развитие нации это сложный, многогранный процесс, неразрывно связанный с культурой народа. Несмотря на то, что национальный вопрос еще весьма актуален (Ирландия, Уэльс, Шотландия), многие ученые и представители общественности озабочены влиянием глобальной экономики и средств массовой информации на национальную культуру и национальную идентичность. В западных, в первую очередь британских, «культурных исследованиях» вопрос о негативном влиянии глобальной коммерческой потребительской массовой культуры, распространяющейся из США, на традиционную британскую культуру был поднят еще в середине прошлого столетия (Р. Хоггарт, Р. Уильямс, Э. Томпсон, С. Холл). «Постмодернисты» заявили об упадке национальных государств вследствие экономической глобализации, культурной гибридизации и гомогенизации [7, с. 388] и отправили национализм в «огромный музей истории» для туристов [7, с. 389]. С другой стороны, такие ученые как Ф. Шлезингер, Э. Ричмонд, А. Милуччи заявляют, что в «постиндустриальных» обществах электронные средства массовой коммуникации и информационные технологии, наоборот, способствуют укреплению старых этнических идентичностей и возрождению этнических сообществ [7, с. 390-391]. Они объясняют это потребностью индивида в коллективе, в чувстве принадлежности к значимому целому, в идентичности, которая носит символический характер, опираясь на язык, культуру и древнюю историю [7, с. 391]. Так, например, Т. Нейрн, будучи последователем марксизма, говорил о «втором пришествии» национализма, ожидании роста национальных настроений и стремлений сохранить свою локальную культуру.
Еще одним явлением, которое непосредственно связано с национальным вопросом, является значительно увеличившийся в Европе поток иммигрантов и беженцев из африканских стран и Ближнего Востока и политика мультикультурализма, при которой представители другой культуры «вливаются» в новое общество с другой культурой без принудительной ассимиляции, получая при этом значительные социальные, экономические и даже политические права. Об отрицательных последствиях данной политики в Великобритании, которая одной из первых взяла курс на её реализацию, свидетельствуют трагические события, происходившие в начале 2000-х (беспорядки в Олдеме - пригород Манчестера на этнической почве в 2001, террористическая атака на Лондон в 2005 г. и пр.), возросшее напряжение и
противостояние в обществе, заявления политиков о неэффективности и негативных последствиях мультикультурализма, а также необходимости защищать ценности Британского общества (заявление о провале политики мультикультурализма главы Комиссии по расовому равенству Тревора Филлипса в 2004, заявление премьер-министра Д. Кэмерона о провале мультикультурализма в Великобритании в 2011 г.).
Известный английский писатель и журналист Эндрю Норман Уилсон в книге «Наше время», которая вышла в 2008 году и является по сути социальной историей страны для широкого читателя, пишет, что в 50-е годы после войны англичане жили довольно бедно, но они знали, что они англичане, а к концу 20-го столетия Англия превратилась в «ничей дом». Актуальность вопроса британского национального самосознания связана и с кризисом постимперской идентичности, следствием чего явилось разграничение понятий «бритишнес» и «инглишнес», которые для англичан фактически совпадали ранее, а также с тенденцией нового времени «размывания бритишнес».
Еще одна тема, имеющая в основе своей политические и экономические истоки, это создание европейской культурной идентичности, переход к «наднациональному» регионализму, что привело к созданию Евросоюза (Великобритания стала членом ЕС в 1992 году и с самого начала стремилась сохранять максимально возможную самостоятельность). По заключению Ф. Шлезингера и других исследователей «создание европейской идентичности стало культурным полем битвы» [7, с. 394], так как новой «европейской» идентичности приходится соперничать с чрезвычайно устойчивыми национальными идентичностями. «Большинство граждан Европы остаются запертыми в исторически сложившейся мозаике этнокультурных наций» [7, с. 395]. И в наши дни нация остается нормой социальной и политической организации, а национализм - наиболее распространенной идеологией. По словам Э. Смита еще не удалось найти «серьезного конкурента нации в том, что касается эмоциональной привязанности и преданности большинства людей», национальная культура укоренена во времени и пространстве, а идентичность зависит от исторической памяти [7, с. 394-395]. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на то, что экономические и политические отношения управляют международным сценарием, национальная идентичность сыграла не последнюю роль в выходе Великобритании из Европейского Союза, который получил название Вгехй (по статистике более старшее поколение, проживающее в небольших городах и сельской местности выступает за выход страны из Союза, в то время как более молодое поколение, проживающее в городах-космополитах, поддерживает единое европейское пространство). А в обществе уже обсуждается «принцип домино», который был запущен Британским референдумом 23 июня 2016 года, так что, возможно, на очереди Бгехй, Кехй, Аихй, 1x11 [13].
Стоит также затронуть вопрос региональной английской идентичности, который выражается в экономических и культурных различиях и, даже, противостоянии между Севером и Югом Англии (периферийный
промышленный «провинциальный» Север и Юг как «колыбель английскости», метрополия, культурный центр).
Более того, референдум о независимости Шотландии, проведенный в 2014 году, ирландский национализм, программы по сохранению культуры и языка Уэльса свидетельствует о непростой ситуации, связанной с вопросами национализма и самоопределения. Таким образом, существует множество внутренних и внешних проблем, связанных с национальной идентичностью и национальным вопросом в Великобритании, а также различные факторы, которые влияют на дальнейшее развитие национального самосознания, государства и, следовательно, традиционной национальной культуры.
Для лучшего понимания ситуации и поиска эффективных путей её регулирования нужно разобраться в истоках национального вопроса в В еликобритании.
Обращаясь к лексико-семантической стороне вопроса, слово «нация», от латинского «пайо» - нечто рождённое, первоначально употреблялось с уничижительным оттенком, обозначая группу иностранцев-земляков, проживающих в Риме, которые были ниже статусом, чем римские граждане. Подобное значение слово имело для обозначения студенческих сообществ (землячеств) в университетах Западного мира, где оно получило более глубокое значение - сообщество, объединённое общими принципами и целью. С конца XIII века (Лионский собор 1274 года) «нация» приобрела еще одно значение -сообщество, представляющее культурную и политическую власть (элиту). В начале XVI века в Англии слово «нация» было применено в отношении населения страны и стало синонимично слову «народ». Нужно отметить, что до этого слово «народ» чаще всего использовалось для обозначения низших слоев общества, а после того, как понятия стали тождественны, народные массы возвысились, понятие утратило уничижительный оттенок, в народе стали видеть основу политической солидарности и главный объект преданности [3, с. 9-10].
Если обратиться к теории данного вопроса, то существует несколько направлений исследований, дающих обоснование происхождению наций и национализма. В своих концепциях исследователи пытаются найти ответы на основные вопросы: вечны нации или историчны, естественный это феномен или искусственный. В начале ведущая роль в данных исследованиях принадлежала историкам, затем присоединились социологи, антропологи и ученые из других областей, на данный момент можно утверждать, что изучение таких феноменов как «нация», «национализм» и «национальная идентичность» носит междисциплинарный характер. Ранние исследователи проблем национализма смешивали различные представления, которые в современных теориях являются предметом споров и разногласий: эволюционное развитие наций с волюнтаризмом, важность активной политической позиции с чувством глубоких этнокультурных корней (Мишле, Мадзини). Эрнест Ренан в лекции 1882 года сочетает признание этнокультурного характера образования
современной ему Европы в течение большой длительности (longue duree) с верой в активную политическую позицию членов нации.
Можно выделить несколько основных направлений в исследованиях конца XIX - начала XX века, которые послужили основой многих современных концепций национализма. Одним из таких учений стал марксизм, последователи которого на передний план выводили экономические и классовые (социальные) факторы развития, а этническим и культурным принципам отводилась второстепенная роль. Другим направлением стали исследования в области психологии, так, например, теория психологии толпы Г. Лебона, стадного инстинкта У. Троттера, поздние теории З. Фрейда проникли в труды современных исследователей национализма (Э. Кедури, Н. Смелзер). Идеи Макса Вебера стали основополагающими для классического модернизма: значение политических воспоминании" и политической активности, роль интеллектуалов в сохранении «незаменимых культурных ценностей» нации, а также значение национальных государств в развитии особого характера Запада в Новое время. Не менее важными явились идеи Дюркгейма о человеческих сообществах, его идея нации как моральной общности со своим общественным сознанием (conscience collective), а все общества ощущают потребность периодически подтверждать и возобновлять собственное существование через коллективные ритуалы и церемонии, будь то религиозный праздник или важное национальное событие (обращение светских вещей в священные) [7, с. 43]. Американский теоретик чешско-немецкого происхождения К. Дойч разработал свою теорию нации и национализма, которая получила название «коммуникативной» и имела большое влияние на его последователей. По мнению исследователя, нация определяется своими коммуникативными возможностями, а средствами передачи информации выступает язык, знаковые системы, традиции, привычки, ассоциативные связи, символы, понятные всем членам одной общности. Информационный обмен становится основой для формирования нации и национальной культуры.
Основные современные направления по изучению данной проблемы сформировались во второй половине XX века, в отечественной науке выделяют: примордиализм, конструктивизм, функционализм, марксизм и инструментализм [5, с. 22]. Нужно отметить, что к классификации националистических теорий также существует несколько подходов, например, один из авторитетных авторов теории нации и национализма, британский исследователь Э. Смит различал такие основные парадигмы, как примордиализм/перенниализм, модернизм, постмодернизм, при этом его собственная концепция этно-символизм занимает особое связующее положение.
Первой теоретической концепцией наций и национализма является примордиалистская парадигма (от англ. «primordial» - первичный, первоначальный), происходящая из «органической» теории нации. Истоками её являются немецкие романтические идеи XIX века. Нация в этой теории рассматривается как вечное изначальное явление, как элемент природы, а
человек обладает национальностью также, как другими биологическими качествами. Впервые ключевые идеи данного подхода сформулировал американский исследователь К. Гирц: этническая принадлежность содержится в генетическом коде, предопределённом эволюционным процессом [5, с. 22]. Примордиализм разделяют на социобиологическое (П. Ван ден Берг), культурное и перенниалистское (Х. Сетон-Уотсон) направления. Согласно «перенниалистским» представлениям, нации - это периодически повторяющиеся феномены, характерные для всех эпох и континентов, они являются основными сообществами в истории, которые существуют с древнейших времён, основу которых составляют национальные чувства и национальное самосознание. Противники данной теории утверждали, что именно такие идеи приводят к экстремистским проявлениям национализма. Согласно модернистским представлениям, особенно классической модели строительства нации, нации носят политический характер и являются творениями своих граждан, лидеров и элит; нация - это современное явление, возникшее после Французской революции, которое основывается на социальных коммуникациях и принципе гражданства. К 1960-м годам модернистская парадигма строительства наций получила всеобщее признание. Одним из наиболее влиятельных представителей модернизма является Э. Геллнер, согласно которому национализм связан с качественно новым изменением в структуре общества при переходе от аграрного строя к индустриальному, когда происходят существенные экономические и культурные изменения. Исследователь разделял «высокую» культуру элит и «низкую» культуру небольших этнических сообществ. В индустриальную эпоху, с появлением демократических мотивов, появляется необходимость в общем языке, культуре и социальной мобильности. В связи с этим стандартизированное образование становится ключевым инструментом для культурной и языковой гомогенизации населения. Идея национализма формируется в массах в процессе образования. Власть транслирует через школы и университеты единую культуру, в итоге и формируется национальная культура [7, с. 62-70; 5, с. 24-25].
Ещё один модернист Б. Андерсон является автором знаменитой книги «Воображаемые сообщества». «Воображаемыми» нации являются не по причине того, что они сфабрикованы и нереальны, а потому что человек никогда не узнает большинство своих «собратьев-по-нации» и даже не услышит о них, но в умах каждого члена сообщества живет «образ их общности» [1, с. 47]. «Воображаемые» нации являются ограниченными, потому что представители даже самых крупных из них знают о существовании границ, за которыми живут другие нации [1, с. 48-49]. Андерсон рассматривает нацию как «сообщество», потому как даже при наличии социально-экономического неравенства, нация понимается как «глубокое, горизонтальное товарищество» и пытается объяснить почему эти братства порождают огромное количество добровольных жертв [1, с. 49]. Такие символы культуры национализма, как монумент и могила Неизвестного солдата, автор называет беспрецедентными в
истории, они «наполнены призраками национального воображения» [1, с. 51]. Культурными корнями национализма по мнению автора являются религиозное сообщество и династическое государство. Формирование нации связано с появлением печатного капитализма, а развитие печати послужило толчком к формированию национальных языков и продвижению стандартизированных систем знаний в рамках определённых политических границ. «Быть нацией -это, по сути, самая универсальная легитимная ценность в политической" жизни нашего времени» [1, с. 42].
Английский историк Энтони Смит предлагает собственный подход к проблеме нации и национализма и называет его исторический этно-символизм. Исследователь пытается найти связь между досовременными человеческими общностями (этнические общности «этнии») и современными нациями, уделяя основное внимание «мифо-символическому комплексу» - мифам об общем происхождении, этническим символам, общим историческим воспоминаниям и ценностям, и пытаясь ответить на вопрос: почему люди до сих пор готовы пожертвовать жизнью за свою нацию? Он намеревался сочетать перенниалистскую точку зрения на этнические узы с модернистским подходом к нации и, как следствие, представить собственную всеобъемлющую теоретическую парадигму - «этно-символическую». По мнению некоторых ученых, его внимание к мифо-символической стороне этничности и представление о её динамическом характере даёт возможность для интерпретации современных процессов.
Очень многие учёные, занимающиеся вопросами нации и национализма, обращались к истокам формирования английской нации и её становлению, а также национальным взаимоотношениям Англии с Ирландией, Уэльсом и Шотландией. Англия в подобных исследованиях занимает особое место, является образцом, моделью для подражания для других наций, примером, подтверждающим идеи одних исследователей или проблемным полем для других, не вписываясь в их классификации и системы.
Исследователи Л. Гринфельд и Э. Гастингс соглашаются с тем, что в Западной Европе государство развивалось одновременно с нациеи, потому что у основного населения, которое поддерживало государственные элиты и населяло основную историческую территорию государства, уже имелись единые мифы, воспоминания и символы сообщества. Даже если в отдаленном прошлом это население происходило из нескольких этнических источников, как это имело место в Англии и Франции, обстоятельства - в том числе и политическая деятельность - сплотили их достаточно, чтобы у них появилось чувство культурной общности, которое, в свою очередь, создало основу государственной власти и государственных институтов [7, с. 313-314].
Эдриан Гастингс, британский историк и католический священник, в книге «Образование наций: этничность, религия и национализм» рассматривает национализм с точки зрения религии и утверждает, что все этнические общности формируются под влиянием религии, не меньше, чем под влиянием языка. По мнению автора, евреи являются истинной протонацией, так как
христианские нации приняли модель древнего Израиля из Ветхого Завета, а нации и национализм являются христианскими явлениями. Исследователь выделяет ряд пунктов о том, как христианство влияло на формирование нации. А. Гастингс считает, что важным для формирования нации является не генетическое происхождение, а происхождение единых общностей с определённого момента истории народа. Таким истоком нации может быть крещение короля при обращении в христианство, как крещение Хлодвига для Франции, религиозный конфликт для Голландии, фигура национального святого, как святой Патрик для Ирландии. В Англии автор выделяет деятельность таких выдающихся личностей, как архиепископ Августин Кентерберийский, монах и автор «Церковной истории народа Англов» Беда Достопочтенный, король Альфред Великий, а также англосаксонские короли Ине и Оффа. Не менее важным фактором является мифологизация угроз национальной идентичности. В Англии примером такого события послужил Пороховой заговор и национальный враг, предатель Гай Фокс, присутствие которого обостряет противостояние «своих» и «чужих». Пороховой заговор был возведён в ритуал с целью обеспечения социализации последующих поколений в рамках националистического и религиозного мировоззрения. Ритуализация подобных событий делает их мощным инструментом продвижения национализма [2].
Важную роль исследователь отводит низшему духовенству, полагая, что они выполняли функцию посредников распространения национальной идентичности между правящим классом и народом, и учителей, несущих в массы национальный язык и литературу. А национальная литература, в свою очередь, способствует укреплению чувства национальной идентичности. По Гастингсу, решающим фактором в становлении национального чувства на христианском Западе в действительности оказалась латинская версия Библии, переведенная на народный язык и методично разъяснявшаяся народу. «Библия, кроме того, предлагала в самом Израиле разработанную модель того, что значит быть нацией" - единство народа, языка, религии, территории и правительства» [7, с. 315]. В конце шестнадцатого - начале семнадцатого века многие издания Библии, но в еще большей степени - обязательные еженедельные церковные службы, донесли английский" протестантизм практически до каждого, укрепив и переориентировав издавна существовавшее английское национальное чувство. Тогда англичане стали считаться «особым народом», долгое время сражавшимся за независимость [7, с. 315]. «Процесс формирования нации и национализма не несет в себе почти ничего, связанного с современностью. Только когда модернизация уже носилась в воздухе, он почти случайно стал ее частью, особенно с XVIII в., когда политический и экономический успех Англии сделал модернизацию примером для подражания».
В книге автор затрагивает и произведения Шекспира, говоря о том, что обычно принимают во внимание его националистические, подчёркнуто английские, исторические пьесы от «Ричарда II» до «Генриха V», написанные в
молодом возрасте во время подъёма национализма и Испанской войны. Исследователь считает, что более поздние произведения Шекспира написаны в ином ключе, как, например, «Цимбелин» - пьеса о Британии, национальной идентичности и восстановлении мира [2].
Нужно отметить, что точка зрения автора подверглась критике. Его называли «исконником», который представил «вигскую» интерпретацию истории с целью оправдать классовое неравенство, и учёным, который строит свою концепцию исключительно на религиозном принципе и не принимает во внимание экономические и политические факторы.
С другой стороны, в последние десятилетия в зарубежной историографии проблема влияния протестантизма (или антикатолицизма) на формирование британской идентичности была тщательно проанализирована (Э. Норман, Дж. Кларк, К. Роббинс, Д. Беббингтон, Л. Колли, Х. Маклауд, П. Ихалайнен, Т. Клейдон, Я. Макбрайд), хотя долгое время роль религиозного фактора в общественно-политической жизни Великобритании недооценивалась. Большинство исследователей считают протестантизм (или, точнее, антикатолицизм) весьма существенным, а иногда и определяющим фактором в формировании английской и британской идентичностей. Большой резонанс вызвала книга Л. Колли, по мнению которой Британская нация образовалась между 1707 г. (Акт об Унии между Англией и Шотландией) и 1837 (начало правления королевы Виктории), когда понятие «бритишнес» объединило ранние национальные идентичности. Осознание себя нацией произошло как реакция на «другое», где в роли «другого» выступала католическая Франция (противостояние «свои» протестанты - «чужие» католики). Таким образом, протестантизм (а точнее антикатолицизм) объединил англичан, шотландцев, валлийцев, а ирландцы-католики так и не стали британцами, ассоциируясь с «другими». На данный момент, когда протестантизм превратился в «остаточный продукт» британской культуры, наблюдается утрата британской идентичности и возобновление внутренних разделений. Другой исследователь Х. Маклауд также отводит важную роль протестантизму в формировании национальной идентичности. Он подтверждает, что к концу XIX века религиозный фактор уступил свои позиции и приводит пример со страниц журнала «Спектейтор» 1898, где большинство авторов, включая главного редактора, считают основной причиной успеха нации в особых качествах «англо-саксонской" расы»: «величие Англии связано с кровью, текущей" в жилах ее" народа, его энергией, преданностью свободе, предприимчивостью, но не с каким-либо вероучением» [8].
По утверждению американского социолога Лии Гринфельд в книге «Национализм. Пять путей к современности», где Англии посвящена целая глава, впервые национальная идея возникла в английском обществе, которое и стало первой нацией в мире [3, с. 11]. «Англичане оставались единственной нацией в мире на протяжении почти двухсот лет. В Англии развился индивидуалистический гражданский национализм» [3, с. 18]. «А господствующее положение Англии в Европе XVIII века и затем
господствующее положение Запада в мире, сделало национальность каноном» [3, с. 18]. Лексические изменения (словари, официальные документы, литература соответствующей эпохи) позволяют с высокой точностью отследить время возникновения и распространение национализма в обществе.
Автор утверждает, что уже в 30-е гг. XVI в. В Англии слово «нация» стало применяться, когда речь шла о народе и произошел «сдвиг» в мировоззрении (от донационального христианского к национальному), который ознаменовал начало современной национальной эпохи. «В течение XVI века этот процесс захватил значительную часть населения Англии и к 1600 г. существование в Англии национального самосознания и идентичности и, как результат, нового геополитического единства нации, стало фактом.» [3, с. 31] Хотя, конечно, довольно большая часть людей включалась в нацию постепенно, благодаря деятельности активистов и, как следствие, глубоким изменениям в политической культуре. Нация стала «сообществом свободных и равных личностей» [3, с. 32]. Л. Гринфельд подробно освещает вопрос того, как эволюция национального сознания отражалась в меняющейся лексике. В течение XVI столетия такие важные понятия, как «страна», «общее благо», «империя» и «нация» приобрели новые значения и стали ассоциироваться с суверенным народом Англии [3, с. 33]. Главными обстоятельствами, которые способствовали активному развитию и распространению идей национализма, являлись изменения в социальной иерархии и значительное увеличение социальной мобильности, характер и нужды сменяющихся царствований Тюдоров, и протестантская Реформация. В XVI веке в Англии произошла глубокая социальная трансформация, которой способствовал ряд обстоятельств. Первым из них послужило вымирание древней элиты, завершившееся к 1540 году и появление новой аристократии (аристократия Генрихов) [3, с. 49]. Новых ставленников набирали из мелких джентри и даже из более низкого слоя и критерием для выбора было уже не происхождение, а талант, образование, способности принести пользу на службе для страны. Параллельно с этим развивались профессии, что в свою очередь порождало средний класс [3, с. 50]. Образование в XVII в. достигло очень высокого уровня и выполняло уравнительную функцию, позволяя людям из совершенно разных слоев подниматься вверх по социальной лестнице.
Пришедшие к власти Тюдоры нуждались в поддержке народа и не противились растущему национальному сознанию. Во время правления Генриха XVIII произошло несколько событий, важных для формирования английской идентичности: разрыв с Римом и развитие протестантства, изучение английских летописей с целью поиска «английской старины», издание Библии на английском языке, из которой англичане получили пример Израиля и избранного Богом народа, и Реформация. По мнению автора, антипротестантская политика Марии I Тюдор также послужила укреплению национализма, объединив борьбу протестантов с национальной борьбой.
Во время правления протестантки Елизаветы I отмечалась тесная взаимосвязь английских национальных и протестантских интересов, ярким
свидетельством чего была, например, «Книга Мучеников» Джона Фокса, получившая широкое распространение и имевшая огромный авторитет и влияние на народные массы [3, с. 62]. «На некоторое время англиканская религия и национальность стали одним и тем же» [3, с. 63]. Елизавета стала символом связи протестантской и национальной борьбы, «знаком божественного признания национальной добродетели, избранности английского народа» [3, с. 65]. Процветание и победы Англии воспринимались как Божье благословение. Елизавета была символом величия и уникальности Англии. Национальное сознание стало широко распространено и укоренилось в английской культуре, так, что по заключению исследователя, к концу XVI в. Англия обладала полностью развитым национализмом [3, с. 68]. В книге автор отмечает, что ведутся споры о том, была ли это действительно национальная, а не религиозная идентичность. Л. Гринфельд считает причиной этого разногласия ошибочное отождествление национальной идентичности с этнической принадлежностью, утверждая, что английский национализм не определялся в то время в этнических терминах, но Англия была нацией, потому что народ был поднят до положения элиты, что создало новый тип коллективизма и особую идентичность. Безусловно, то мощное национальное чувство получило выражение в светской английской литературе, что, в свою очередь, заложило основы современной английской культуры. Возник новый класс людей, чьим основным занятием было исследовать и писать всевозможные произведения об Англии на английском языке (авторы могли быть англичанами из любых слоев населения). Ими были писатели, занимавшиеся историей Англии (Холиншед, Уорнер, Камден), драматурги (Шекспир, Марло), романисты (Нэш, Лилли, Делони), писатели (У. Гаррисон, Сэр Томас Смит), поэты (М. Дрейтон, Э. Спенсер). Это был беспрецедентный расцвет творчества в культуре, период, когда была сформирована основа национальной культуры. Англичане XVI - XVII века прославляли своих великих предшественников - Гауэра, Чосера, Лидгейта, в особенности Чосера, которого называли «достойнейший», «благородный», «наш отец Чосер» [3, с. 71]. Писатели и поэты начали прославлять английский зык, называя его «сладкозвучным», «наилучшим», языком, который заимствовал лучшее из романского, французского, датского, бретонского и других языков. Английский стал языком, на котором выражало себя развивающееся национальное чувство [3, с. 72].
С приходом к власти Стюартов, которые не проявили в национальном вопросе той гибкости, что Елизавета, и не смогли осознать всю важность и глубину процесса формирования Англии как нации, национализм и монархия отделились. Стюарты настаивали на «божественном праве королей», в связи с чем в национализме усилились антимонархические, демократические смыслы. В дальнейшем, после Английской революции при Реставрации нация и монархия опять оказались связанными воедино, но уже на других условиях, монархия осталась важным национальным символом. Что касается религии, то Англия была нацией протестантской и роль протестантизма была очень велика.
Протестантизм ассоциировался со свободой и процветанием, он ассоциировался с «антикатолицизмом» и имел как религиозный, так и политический подтекст. В эпоху Елизаветы зародилось также пуританство, как религиозное течение, требовавшее реформации церкви, но имевшее в основе своей республиканскую позицию и призыв к реформации всего общественного строя. Именно протестантизм называют связующей силой между Англией, Шотландией и Уэльсом вплоть до 1945 г.
Культура и наука в XVII в. продолжали стремительно развиваться. Писатели настаивали на том, что английский язык и литература превосходят классические языки и литературу [3, с. 71-74]. Л. Гринфельд считает английскую науку важным фактором формирования национализма. Уже в начале XVI в. здравомыслие считалось в Англии высшей ценностью, а рациональность стала одной из основных черт английского национального характера. Наука в XVI - XVII вв. стала признаком величия нации и превосходства нового над старым. Занятие наукой было делом национальной важности. Достижения английских учёных использовались в культурном соревновании Англии с нациями-наследницами классической античности, а научные открытия составляли национальный престиж. Автор сравнивает роль науки в формировании английской идентичности с ролью протестантизма в более ранний период. Таким образом, уникальная комбинация факторов обеспечила развитие и укоренение национализма и дала Англии возможность стать нацией [3, с. 89-90].
Американский исследователь Г. Кон считал национализм исторически новым явлением. По его мнению, первая нация с национализмом образовалась в Англии в XVII столетии, когда Великобритания занимала ведущее место в таких сферах, как наука, коммерческая деятельность и промышленное производство.
В 1983 году вышла книга под редакцией Э. Хобсбаума и Т. Рейнджера «Изобретение традиции». Одной из основных идей в книге является то, что нацию можно понять через исследования национальных традиций, которые являются изобретенными националистами, интеллектуалами и элитой. «Изобретённая традиция» - это совокупность практик символического или ритуального характера, направленных на привитие определенных ценностей и норм поведения путем повторения, которое автоматически подразумевает преемственность с прошлым [9, с. 48]. Авторы четко различают традиции и обычаи, традиции неизменны, а обычаи могут со временем меняться. Так, например, к традиции они относят внешние атрибуты английского судьи -парик, мантию и другие ритуализированные практики, а обычай - это то, что судьи делают. Также, красные камзолы и твёрдые шляпы особого покроя для охоты на лис это пример традиции, как и готический архитектурный стиль парламента и восстановление старого плана здания после второй мировой войны. Легенда о Боадицее - изобретённая традиция, заимствованная из реальных исторических материалов. Церемония коронации и весь церемониал, окружающий британскую монархию, глядя на которые невозможно усомниться
в их древности, на самом деле в нынешнем виде сложились в XIX - XX вв. Древнюю традицию английских рождественских народных гимнов исследователь называет «новой», потому что она была воскрешена в новых условиях и для новых задач в девятнадцатом веке. Националистические движения и развитие национального государства породило и совершенно новые символы, и эмблемы: государственный гимн (британский гимн является самым ранним 1740 года), флаги (многие являются вариациями французского триколора), персонификации нации (карикатурный стереотип Джона Булля -образ типичного англичанина). К недавно изобретенным сторонники этой теории относят традиции Хайленда в Шотландии и культурное возрождение в Уэльсе. Изобретённым традициям Хайленда посвящена отдельная глава, написанная Х. Тревор-Ропером, в которой автор подробно рассказывает о концепции особой горской культуры и традиции. Всё то, что совершенно точно ассоциируется с шотландцами и кажется древним - тартановый килт с цветом и рисунком «клана» и волынка, на самом деле весьма современно и датируется XVIII - XIX вв. До конца XVII века шотландские горцы не образовывали отдельного народа, они были потомками ирландцев и по культуре своей являлись скорее ирландской колонией, не имевшей независимой традиции. «Горская традиция» была создана в XVIII - XIX вв., когда была переписана ранняя история скоттов, а ирландская культура выдана за свою, созданы «горские традиции», представленные как древние, и эти новые традиции и история распространены и приняты исторической равнинной областью, восточной Шотландией пиктов, саксов и нормандцев.
Нужно отметить, что идея «изобретения традиций» стала очень популярна в науках, занимающихся изучением человеческих сообществ. Подобные явления служат индикаторами, помогают проследить и проанализировать переломные моменты в истории и культуре. Даже революционные движения подкрепляли свои нововведения ссылками на «народное прошлое», революционную традицию, своих героев и мучеников. (Э. Хобсбаум) Особый интерес тема «изобретённых традиций» составляет при изучении наций и национализма. В книге можно проследить и некоторые постмодернистские идеи об упадке национализма, авторы утверждают, что он больше не является «вектором исторического развития» [7, с. 232-233].
Шотландский ученый Том Нейрн в своей работе использует множество источников и развивает идею неравномерного развития, применяя её в большей степени к капитализму (после 1800 года мир поделен на капиталистические центры на Западе и слаборазвитые периферии, а также эксплуатация периферии центрами). Нейрн называет националистическое движение в Шотландии «неонационализмом», при котором интеллигенция пытается создать воинственное межклассовое сообщество, обладающее своей особой культурой, идентичностью и мифами, как противостояние экспансионистскому центру в лице Англии. По его мнению, валлийское националистическое движение романтично и направлено на культуру, в то время как шотландский национализм практичен и расчетлив [7, с. 100-106, 110].
Маикл Хечтер детально исследовал политическое и экономическое развития Британских островов от эпохи Тюдоров до 1960-х годов. Хечтер прослеживает отношения между «ядром» и «периферией» в Англии в период экспансии «сильного» государства эпохи Тюдоров в начале шестнадцатого столетия. При Генрихе VIII и его преемниках сначала Уэльс, а затем и Ирландия были решительным образом подчинены юрисдикции английского государства, а дальнейший" толчок этому процессу геополитического объединения придал союз престолов Англии и Шотландии в 1603 году (на основе личной унии) и последовавшее столетием позже их официальное объединение в соответствии с актом об унии 1707 года, после которого был учрежден единый" парламент в Лондоне [7, с. 117]. По Хечтеру, этот процесс никогда не был равным: Англия в разное время с политической" точки зрения была то доминирующей, то деспотичной". Автор утверждает, что в результате распространения индустриализации из английского ядра на периферию началась экономическая эксплуатация «кельтской периферии» и Уэльс, Ирландия и Шотландия превратились во «внутренние колонии». Исследователь считает, что группа, находящаяся в неблагоприятных условиях и испытывающая репрессии, начинает стремиться к независимости, что служит причиной" культурного «возрождения». При этом культура и древняя история создаются одновременно с этим движением, чтобы оправдать текущие требования независимости или достижения экономического равенства. Модель «внутреннего колониализма» Хечтера объясняет ситуацию в отсталых регионах наподобие Ирландии, сложнее дело обстоит с более богатыми Шотландией и Уэльсом. Такие регионы, как Шотландия, сохранили «значительную институциональную автономию» со времен унии Англии с Шотландией, а потому не могут рассматриваться как обычные пролетарские нации или угнетенные внутренние колонии. Шотландский и валлииский политический" национализм появляются только в конце девятнадцатого столетия, а полная поддержка со стороны среднего класса только в 1960-е годы, тогда как промышленное развитие начинается намного раньше в девятнадцатом столетии. Также критики теории заявляют, что эта модель не уделяет должного внимания этнической основе сепаратизма, Хечтер отвергает «свидетельство их древнего культурного прошлого» и предлагает инструменталистское объяснение создания культуры с целью оправдания политических устремлении" [7, с. 122-124].
Модернисты, которые считают нации и национализм современным изобретением конца XVIII и, даже, начала XIX столетия, рассматривают этнические группы «донационального» периода как второстепенные, хотя некоторые признают, что Англия не вписывается в их теории. Так, Геллнер признаёт, что Англия XVI века, в которой уже прослеживаются черты нации, ставит проблему для его теории. И, даже, Хобсбаум допускает, что в Англии при Тюдорах мы уже имеем дело с гражданским патриотизмом [15, с. 17-18]. Этно-символисты же, напротив, признают большую значимость этнических сообществ, утверждая, что существует взаимосвязь между нацией и этнической
составляющей. Они заявляют, что с помощью этничности можно объяснить многие ключевые элементы и отличительные черты нации, проследить трансформацию этнической группы в нацию. Многие национальные проявления можно понять только через общую этническую идентичность и принадлежность к культурному сообществу с общими предками. Этническое сообщество отличается от других культурных сообществ верой в наличие общих корней. Для формирования этнии (этногенеза) необходимо название сообщества, осознание границ для формирования понятий «свои» - «чужие», миф о происхождении и культивирование символов. Для дальнейшего формирования нации из этний необходимы определённые социальные и политические процессы [15, с. 45-49]. В то же время сторонники концепции отводят важную роль религиозным и культурным факторам, особенно литературе (В. Скотта, Т. Грей, У. Блэйк), в формировании нации и национализма. Язык является ключевым фактором в поддержании национальной идентичности, выступая как средство коммуникации членов сообщества и важный элемент создания образа нации. Э. Смит особо подчёркивает роль интеллектуалов и деятелей искусства в развитии идеологии национализма, они вновь открывали, отбирали и заново интерпретировали существующие этнические символы, мифы, традиции, конструируя из этих элементов национальную идентичность («народная мобилизация»). Произведения искусства придавали нации аутентичность. Музыкальное и визуальное искусство увековечивает народные мотивы и образы культуры. Культурными ресурсами символов нации этно-символисты считают мифы: мифы о происхождении, священной земле, «золотом веке», героях, мучениках, самопожертвовании, великих битвах и войнах [15].
Дж. Хатчинсон уделял особое внимание значению войны в формировании и поддержании национальной идентичности. Война может продуцировать разного рода мифы, способствующие укреплению национализма. Ритуалы, церемонии и произведения искусства, увековечивающие память о конфликтах, битвах, героях войны, поддерживают чувство единства нации, дают надежду во времена тяжелых испытаний и аккумулируют чувство гордости и патриотизма [15, с. 28]. Британский социолог М. Биллинг говорит о важности «повседневного» национализма. Национальная идентичность - это стиль жизни, который поддерживается посредством мифов, символов и воспоминаний, общих для всех членов нации (флаги, национальная валюта, СМИ, баннеры, национальные праздники и прочее) [11]. Исследователи Макдугал и Мэйсон также утверждают, что англичане развивали красочные мифы об истоках, обращаясь к различным корням - бриттам, англосаксам, датчанам, норманнам - и содержание этих мифов заметно менялось со временем [7, с. 275].
«Постколониальные исследования» стали новым направлением интеллектуальной мысли, охватившим широкий спектр вопросов, связанных с формированием культурной идентичности. Этот разнообразный и неоднородный феномен стал неотъемлемой частью становления
мультикультурного общества в странах Запада во второй половине ХХ в. [10, с. 3]. В 60 - 70 гг. ХХ в. в странах Европы и, в частности, в Великобритании обострилась проблема взаимоотношений между коренным населением и иммигрантами, а также проблема их адаптации в европейском социокультурном пространстве. Вопрос усложнялся появлением «второго поколения» мигрантов (рожденных в Европе, но имеющих неевропейское, либо смешанное этническое происхождение), параллельно с чем, происходило обсуждение кризиса британской национальной идентичности. «Постколониальные исследования» впитали в себя идеи «левой» философии (Маркс, Грамши), психоанализа (Фрейд, Лакан), деконструктивизма и постструктурализма (Фуко, Делез, Деррида) [10, с. 12]. Теория «стадии зеркала» Ж. Лакана оказала влияние на многих постколониальных авторов, рассматривающих взаимоотношения и оппозиции внутри колониального мира посредством определения «себя» через «другого». Концепты «дискурса», «власти-знания», «децентрализации» были заимствованы из постструктурализма и деконструктивизма и активно использовались в работах Э. Саида, Г. Спивак, Х. Бхабхи и др. [10, с. 13].
В ранних работах внимание акцентировалось на нации как сознательно созданном концепте, находящемся в основе освободительной борьбы. Признание нации символизировало избавление от комплекса неполноценности, прохождение «стадии зеркала», определение своей культурной «самости». Национальная идея рассматривалась как переходная ступень к глобальному освобождению человека и выходу на «наднациональный» уровень [10, с. 13]. В работах таких постколониальных авторов как П. Чаттерджи и Х. Бхабха нация воспринимается как искусственно созданный концепт, делается упор на ее постоянной изменчивости, способности к трансформации (как у любой речевой и мыслительной конструкции, нарратива), ее гибридность.
Важную роль в «постколониальных исследованиях» сыграл концепт «ориентализма» Э. Саида, понимаемый как процесс конструирования Востока, как некоего мифа в сознании западного человека. В центре внимания лежит процесс трансформации сознания, как «колонизаторов», так и самих «колонизированных», протекающий через оппозицию «я» - «другой» [10].
Темы, являющиеся центральными для постколониальных исследований, нашли отражение в художественных произведениях. Центральной фигурой постколониальных романов С. Рушди, В. Найпола, Х. Курейши и др. является иммигрант, попавший в ситуацию «пограничья». «Герой пытается определить свое место в обществе и мире, обращаясь то к историческим корням, традициям своей этнической родины, то к культуре страны, принявшей его и ставшей неотъемлемой частью его жизни. Поиск своей идентичности приводит, как правило, к формированию амбивалентной личности, открытой разным духовным традициям» [10, с. 14].
Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос формирования нации, национализма и национальной идентичности является весьма спорным и многогранным. Не смотря на происходящие в мире процессы глобализации,
миграции и гомогенизации культуры, в начале XXI века мы еще говорим о национальной культуре, принимая во внимание все изменения и тенденции данного периода времени. Культура является источником, инструментом конструирования и отражением национальной идентичности и национального самосознания. Многие учёные, занимавшиеся данной проблемой, соглашаются, что в Англии нация сформировалась раньше, чем в других странах. Это произошло по причине уникального сочетания факторов (географических, этнокультурных, социальных, политических). Важная роль отводится религиозному фактору (протестантизм/антикатолицизм, Реформация, перевод Библии на английский язык), социальным процессам (смена элит, социальная мобильность), роли монарха, поиску своих исторических корней и формированию национального мифа, распространению грамотности, развитию науки и литературы, целенаправленной деятельности элит и интеллектуалов. Разные точки зрения позволяют взглянуть на эту проблему максимально полно. Возможно, ответ кроется не в отрицании и противостоянии подходов, а в их комплексном использовании. Так, по утверждению Репиной «...при всех различиях три главных подхода к пониманию этничности (примордиалистский/эссенциалистский, конструктивистский,
инструменталистский) в их современных версиях не являются взаимоисключающими и могут быть интегрированы в рамках комплексного подхода.», который автор называет «контекстуально-конструктивистским» [6, с. 456-457]. По утверждению Энтони Смита нация, национальное государство и его продукты могут являться современными, противоречивыми и изменчивыми, но «современные общества заново открыли силу основополагающих культурных различий» [7, с. 397].
Литература
1. Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковскои. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.
2. Гастингс Э. Национализм как христианский феномен : [пер. с англ.] // Вопросы национализма. 2014. № 1. С. 107-127.
3. Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности / [пер.: Т. И. Грингольц, М. Р. Вирозуб] М.: ПЕР СЭ, 2008. 528 с.
4. Лукина А. В. Новые подходы к исследованию национальной идентичности [Электронный ресурс] // Искусствоведение и культурология. 2004. № 33. С. 238-246. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23378/1/iurg-2004-33-26.pdf (дата обращения: 30.10.2020).
5. Лях К. И. Ключевые подходы к исследованию феномена национализма в западной политической науке ХХ столетия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2004. № 3. С. 19-28.
6. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. 560 с.
7. Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теории" нации" и национализма / пер. с англ. А. Смирнова, Ю. Филиппова, Э. Загашвили, И. Окуневой М.: Праксис, 2004. 464 с.
8. Стецкевич М. С. Антикатолицизм и британское национальное самосознание: проблемы историографии // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2011. № 7. С. 156-164.
9. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47-62.
10. Чемякин Е. Ю. «Постколониальные исследования» как историко-культурный феномен второй половины ХХ в. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 / Чемякин Евгений Юрьевич. Екатеринбург, 2012. 214 с.
11. Billing M. Banal Nationalism. London: SAGE Publications, 1995. 200 p.
12. Hutchinson J. Warfare, Remembrance and National Identity // Nationalism and Ethnosymbolism. History, Culture and Ethnicity in the Formation of Nations / ed. by A. S. Leoussi, S. Grosby. Edinburg: Edinburg University Press, 2007.
13. The Invention of tradition / ed. by Eric Hobsbaum and Terence Ranger. New York: Cambridge University Press, 1983. 320 p.
14. Scuira Leonardo. Brexit beyond borders: beginning of the EU collapse and return to nationalism // Journal of International affairs. 2017. Vol. 70, no. 2. P. 109-125.
15. Smith A. D. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. New York: Routledge, 2009. 184 p.
References
1. Anderson B. Voobrazhayemyye soobshchestva. Razmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma [Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism]. Transl. from English by Nikolaev V. introductory article by S. P.Bankovskaya. Moscow: Kuchkovo Pole Publ., 2016. 416 p. [In Russian]
2. Hastings A. Natsionalizm kak khristianskiy fenomen [Nationalism as a Christian Phenomenon]. Voprosy natsionalizma. 2014. Issue 1. Pp. 107-127. [In Russian]
3. Greenfeld L. Natsionalizm. Pyat' putey k sovremennosti [Nationalism: five roads to modernity]. Transl. by T. I. Gringolts, M. R. Virozub. Moscow: Per se Publ., 2008. 528 p. [In Russian]
4. Lukina A. V. Novyye podkhody k issledovaniyu natsional'noy identichnosti [New approaches to the study of national identity]. Iskusstvovedeniye i kul'turologiya 2004. Issue 33. Pp. 238-246. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23378/1/iurg-2004-33-26.pdf (accessed: 30 October 2020). [In Russian]
5. Lyakh Ch. I. Klyuchevyye podkhody k issledovaniyu fenomena natsionalizma v zapadnoy politicheskoy nauke XX stoletiya [Key approaches to the study of the phenomenon of nationalism in western political science of the 20th
century], Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki. 2004. Issue 3. Pp. 19-28. [In Russian]
6. Repina L. P. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX-XXI vv.: sotsial'nyye teorii i istoriograficheskaya praktika [HISTORY on the Edge of 20th-21th Centuries: social theories and historiographical practice]. Moscow: Krug Publ., 2011. 560 p. [In Russian]
7. Smith A. Natsionalizm i modernizm: kriticheskii obzor sovremennykh teoriî natsiî i natsionalizma [Nationalism and Modernism: A Critical Survey of Recent Theories of Nations and Nationalism]. Transl. from English by A. Smirnov, Y. Filippov, E. Zagashvili, I. Okuneva. Moscow: Praksis Publ., 2004. 464 p. [In Russian]
8. Stetskevich M. S. Antikatolitsizm i britanskoye natsional'noye samosoznaniye: problemy istoriografii [Anti-Catholicism and British National Identity: Problems of Historiography]. Trudy kafedry istorii Novogo i noveyshego vremeni [Transactions of the Chair of Modern and Current History]. 2011. Issue 7. Pp. 156-164. [In Russian]
9. Hobsbawm E. Izobreteniye traditsiy [The invention of tradition]. Vestnik Yevrazii [Acta Eurasica]. 2000. Issue 1. Pp. 47-62. [In Russian]
10. Chemyakin E.Yu. Postkolonial'nye issledovaniya» kak istoriko-kul'turnyy fenomen vtoroy poloviny XX v. [Postcolonial Studies "as a historical and cultural phenomenon of the second half of XX century] avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Abstract of Cand. Thes. ... Cand. Hist. Sciences : 07.00.03 ]. Chemyakin Evgeny Yurievich. Ekaterinburg: 2012. Pp. 1-19 [in Russian]
11. Billing M. Banal Nationalism. London: SAGE Publications, 1995. 200 p.
12. Hutchinson J. Warfare, Remembrance and National Identity. Nationalism and Ethnosymbolism. History, Culture and Ethnicity in the Formation of Nations. Ed. by A. S. Leoussi, S. Grosby. Edinburg: Edinburg University Press, 2007.
13. The Invention of tradition. Ed. by Eric Hobsbaum and Terence Ranger. New York: Cambridge University Press, 1983. 320 p.
14. Scuira Leonardo. Brexit beyond borders: beginning of the EU collapse and return to nationalism. Journal of International affairs. 2017. Vol. 70, no. 2. Pp. 109-125.
15. Smith A. D. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. New York: Routledge, 2009. 184 p.
Статья поступила в редакцию 01.11.2020 Статья допущена к публикации 15.11.2020
The article was received by the editorial staff01.11.2020 The article is approved for publication 15.11.2020