Научная статья на тему 'Анекдот как форма изображения исторических событий и персоналий в произведениях Н. С. Лескова'

Анекдот как форма изображения исторических событий и персоналий в произведениях Н. С. Лескова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
662
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ / НАПОЛЕОНОВСКИЙ МИФ / ПЕРСОНАЛИИ / НИКОЛАЕВСКАЯ ЭПОХА / THE HISTORICAL ANECDOTE / THE MYTH OF NAPOLION / PERSONALITIES / THE ERA OF NICHOLAS I

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранова Наталья Сергеевна

Изучены произведения Н.С. Лескова в историко-культурном аспекте. Выявлены причины мифотворчества писателя, систематизированы и обобщены факты интегрирования исторических событий в художественные тексты. Показано индивидуальное восприятие Лесковым исторических реалий и персоналий XIX в. Творчество писателя рассмотрено в контексте традиций русской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANECDOTE AS A FORM OF IMAGES HISTORICAL EVENTS AND PERSONALITIES IN THE WORKS OF N.S. LESKOV

The article is devoted to the study the works of NS Leskov in historical and cultural aspect. Identifies the causes of mythmaking writer, systematized and summarized the facts of integration of historical events in literary texts. Showing individual traits Leskov´s vision of historical realities and personalities of the XIX century. The writer's work is considered in the context of the traditions of Russian literature.

Текст научной работы на тему «Анекдот как форма изображения исторических событий и персоналий в произведениях Н. С. Лескова»

ЛИТЕРА ТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 82 - 95

Н.С. БАРАНОВА

АНЕКДОТ КАК ФОРМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ПЕРСОНАЛИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С. ЛЕСКОВА

Ключевые слова: исторический анекдот, наполеоновский миф, персоналии, николаевская эпоха.

Изучены произведения Н.С. Лескова в историко-культурном аспекте. Выявлены причины мифотворчества писателя, систематизированы и обобщены факты интегрирования исторических событий в художественные тексты. Показано индивидуальное восприятие Лесковым исторических реалий и персоналий XIX в. Творчество писателя рассмотрено в контексте традиций русской литературы.

N.S. BARANOVA THE ANECDOTE AS A FORM OF IMAGES HISTORICAL EVENTS AND PERSONALITIES IN THE WORKS OF N.S. LESKOV Key words: the historical anecdote, the myth of Napolion, personalities, the era of Nicholas I.

The article is devoted to the study the works of NS Leskov in historical and cultural aspect. Identifies the causes of mythmaking writer, systematized and summarized the facts of integration of historical events in literary texts. Showing individual traits Leskov's vision of historical realities and personalities of the XIX century. The writer's work is considered in the context of the traditions of Russian literature.

Одной из основных характеристик русской литературы всегда был неподдельный интерес писателей к историческому прошлому своей страны, тесно связанному с судьбами человечества. История России дала обширный материал для создания русскими писателями многочисленных художественных произведений, включающих в себя как факты далекого прошлого, так и события недавней современности, уже ставшие частью истории.

Классическая русская литература XIX в. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой) и русские писатели XX в. многократно интерпретировали значимые факты истории России в своем творчестве. Исторические факты творчески воспринимались писателями, поэтому изучение художественной интерпретации исторических событий является актуальной задачей для исследователей. В лескововедении также есть ряд неосвещенных исследователями вопросов, например, недостаточно изучены художественные произведения Лескова в историческом аспекте с учетом принципов, приемов и способов изображения исторических событий, ситуаций и персонажей, выработанных самим писателем и характерных для его эпохи.

Формирование Лескова как писателя проходило в переломную для России эпоху 1860-х гг. - это было время всеобщего разочарования и философских поисков, эпоха «небывалого дотоле в истории России подъема освободительного движения <...> осознание неотложного обновления страны, только что потерпевшей поражение в Крымской войне [1. С. 12]. Поэтому для литературы был характерен повышенный интерес к проблеме государственности и исторической судьбе России. В своем творчестве Н.С. Лесков показал обширный временной промежуток истории России: от Древней Руси до правления Александра II. Для понимания современных нравственных и духовных коллизий писатель обращается к различным периодам русской истории, пытаясь понять и осмыслить ее, чтобы увидеть возможные пути дальнейшего развития страны.

Размышляя о значении истории, Н.С. Лесков отмечал, что ее функция состоит в том, чтобы «по бывшему разумевать бываемая и даже видеть в зерцале гадания грядущее» [3. С. 522]. Поэтому изучение исторического прошлого страны является одним из основных направлений творчества писателя, поэтому он как недостаток своей эпохи воспринимал отсутствие у современников интереса к изучению своего прошлого: «...особенно скорбим о недостатке в нашем обществе знакомства с историей человечества. История учит многому, она дает талисман, с которым можно узнать волка в одежде овечьей» [6. С. 1]. Прошлое и настоящее у писателя тесно взаимосвязаны: сравнивая две исторические эпохи - пореформенную и современную Россию - Лесков стремится обличить основные пороки, которые не исчезли после крестьянской реформы 1861 г. Именно она, по мнению писателя, разделила недалекое прошлое и современность.

Наибольший интерес Н.С. Лесков проявлял к историческому периоду 1812-1855 гг. Почти полувековой промежуток жизни русского общества наиболее ярко представляет изменения в умонастроениях людей: от подъема общественного самосознания в период Отечественной войны 1812 г. до разочарования после поражения в Крымской войне. Также на это время приходятся эпохи правления двух русских императоров: Александра I и Николая I.

Период с 1812 г. по 1855 г. является значимым не только в истории России, но и для русского литературного процесса, об этом говорил Н.С. Лесков, характеризуя первую половину XIX в. в истории литературы: «Период времени с 1825 г. до окончания Крымской войны принято считать наистесненнейшим периодом русской литературы. В самом деле, как говорит Тургенев в своих воспоминаниях о Белинском, мы теперь не можем даже себе представить, что это было за тягостное время для литературы, но литература держалась во все это время великолепно. Помимо того, что страницы журналов тогда украшались именами талантливейших людей, каковы Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие, общее настроение литературного духа и взаимное общение, в котором развивались и совершенствовались тогдашние литераторы, не имеют ничего похожего с тем, что мы видим ныне. То действовали люди александровского времени, народившиеся после великого двенадцатого года и воспитавшиеся при одних обстоятельствах, а теперь действуют иные люди, родившиеся в иное время и воспитанные при иных обстоятельствах, но по всему, - решительно по всему: по нравам, по вкусам и по обычаю, - родные и свойственные своему поколению» [4. С. 188].

1812 год ознаменован важным событием в русской истории - Отечественной войной и победой над французскими войсками во главе с Наполеоном Бонапартом. Образ Наполеона еще при жизни приобрел особые качества философско-психологический символа и национального мифа с широкими возможностями истолкования. Вслед за русскими писателями первой половины XIX в. наполеоновский миф нашел отражение и в творчестве Н.С. Лескова, в художественных («Воительница», «Загадочный человек», «Шерамур», «Зимний день», «Зверь» и др.) и публицистических («Пятьдесят лет назад», «Русское общество в Париже», «Герои Отечественной войны по гр. Л.Н. Толстому» «Война и мир» и т.д.) произведениях.

Реалии и персоналии русской истории живут в текстах Лескова как в образах главных действующих героев произведений, так и в форме упоминаний о конкретных известных современникам событиях и людях. Как правило, исторические персонажи формируют исторический фон, на котором происходят основные действия произведений, создающие впечатление правдоподобности повествования. Например, в рассказах «Человек на часах» (С.А. Кокошкин, Н.И. Миллер, Н.П. Свиньин, князь Михаил Павлович), «Кадетский монастырь» (А.П. Бобров, М.С. Зеленский, К.Ф. Рылеев, государь Николай Павлович и др.), историче-

ской хронике «Захудалый род» (М.М. Сперанский, О.А. Кипренский, императрица Мария Федоровна и др.) и т.д.

Время правления Николая I всегда привлекало писателя. Творчество Лескова приходится на 1860-е-1890-е гг., но время действия в произведениях -«Грабеж», «Тупейный художник», цикле очерков «Картинки прошлого», «Рассказы кстати» и др. - николаевская эпоха. По справедливому замечанию И.П. Ви-дуэцкой, Н.С. Лесков «охотнее всего обращается в 30-м годам XIX в., «глухой поре», наступившей в русской истории после разгрома восстания декабристов. Это время кажется ему наименее освоенным русской литературой и наиболее рельефно отражающим язвы и пороки крепостнической эпохи» [2. С. 78].

Факты истории России, изменения во внутренней и внешней политике отражают исторические анекдоты, в основе которых лежат реальные факты, увиденные и услышанные истории, интегрированные Лесковым в художественные тексты. Это соответствует общим принципам поэтики Н.С. Лескова, всегда стремившегося к изображению «каких-нибудь неважных людей, которые, однако, самою своею жизнью до известной степени выражают историю своего времени» [5. С. 600]. Художественные произведения Н.С. Лескова по типу интеграции исторического анекдота в ткань повествования можно разделить на рассказы-анекдоты и тексты, где в исторический контекст органично интегрирован анекдот. К первому типу можно отнести рассказы: «Грабеж», «Пугало», «Тупейный художник», «Левша», «Человек на часах» и т.д., ко второму - «Алексей Петрович Ермолаев», «Захудалый род», «Старые годы в селе Плодомасово» и др.

В произведениях писателя можно выделить три основные группы исторических анекдотов: исторические анекдоты о выдающихся людях, героях Отечественной войны 1812 г. (эпоха Александра I); о правлении Николая I (18251855); о представителях русского православного духовенства.

Таким образом, в анекдотах Н.С. Лескова дается многоплановая характеристика различных сословных групп России XIX в.: ведущие политические и военные деятели (Александр I, Николай I), православное духовенство, а также широкий пласт истории жизни и быта народного. В творчестве Н.С. Лескова историческая тема нашла широкое отражение: прославление героизма русских солдат в Отечественной войне 1812 г., обращение к пореформенному периоду, крестьянская реформа 1861 г. Иллюзию реальности происходящих событий в произведениях Н.С. Лескова придают включенные в ткань повествования исторические анекдоты, выполняющие функцию исторического фона. Исторические анекдоты писателя дают наиболее полное представление об эпохе правления Николая I, особенностях бытовой и общественной жизни 1830-х-1840-х гг. XIX в.

Литература

1. Богданов В. Н.С. Лесков в русской литературе // В мире Лескова. М.: Сов. писатель,

1983.

2. Видуэцкая И.П. Прошлое и настоящее в художественном мире Лескова // Лесков и русская литература. М.: Наука, 1988.

3. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. М.: Терра, 1999. Т. 6.

4. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. М.: Терра, 1999. Т. 8.

5. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. М.: Терра, 1996. Т. 3.

6. Северная пчела. 1862. № 60. 3 марта.

БАРАНОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - аспирантка кафедры русской и зарубежной литературы, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (ns_baranova@mail.ru).

BARANOVA NATALIA SERGEEVNA - post-graduate student, Mary State University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.