Научная статья на тему 'Андрагогика и дистанционное обучение: теоретический анализ'

Андрагогика и дистанционное обучение: теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANDRAGOGY / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стаматова Р.М.

The andragogy has specific characteristic reflected in different methods of teaching and management of the education,. The distance learning is by Internet and is a complete sharing of the resources in the network environment. Usually the teaching and learning are completed, the students and teachers communicate and the student completes the assigned task by internet, the teaching is a visual-based. From the practical point of view, the andragogy points out that the instructions for adults should concentrate more on the process and less on the content which is taught. The strategies as case studies, role groups, simulations and self-assessment are the most useful. The instructors (teachers) accept the role of a mediator and not of a teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрагогика и дистанционное обучение: теоретический анализ»

общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степанова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

11. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

12. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 74-76.

13. Михайлов Н. Черчение с элементами художественного конструирования (9-й класс) // Сельская школа. - 1998. - № 5-6. - С. 53-61.

14. Михайлов Н.Г. Программно-тематическое планирование учебных занятий по черчению с элементами художественного конструирования // Школа. - 1999. - № 1. - С. 61-76.

15. Михайлов Н.Г. Школьный курс черчения: опыт преподавания // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 36-39.

16. Михайлов Н. Творческая графическая деятельность подростков // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 104-106.

17. Михайлов Н. Олимпиада по черчению // Искусство в школе. - 1996. -№ 3. - С. 75-76.

18. Михайлов Н. Школьные олимпиады по черчению // Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 122-133.

19. Михайлов Н.Г. Первая олимпиада по черчению в Архангельской области // Школа и производство. - 1994. - № 5. - С. 90-94.

АНДРАГОГИКА И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© Стаматова Р.М.*

Начальная школа им. Василия Априлова, Болгария, г. Бургас

The andragogy has specific characteristic reflected in different methods of teaching and management of the education,. The distance learning is by Internet and is a complete sharing of the resources in the network environment. Usually the teaching and learning are completed, the students and teachers communicate and the student completes the assigned task by internet, the teaching is a visual-based.

From the practical point of view, the andragogy points out that the instructions for adults should concentrate more on the process and less on the content which is taught. The strategies as case studies, role groups, simulations and self-assessment are the most useful. The instructors (teachers) accept the role of a mediator and not of a teacher.

Keywords: andragogy, distance learning.

* PhD, Vasily Aprilov Elementary School.

1. Введение

Термин «Андрагогика» изначально был сформулирован немецким учителем Alexander Kapp, в 1833 г. [3]. Он использовал его для того, чтобы описать элементы образования теории Платона. Андрагогика (от греческого «àvBpœnoç», андрос - что означает «человек»), может быть в контрасте с педагогикой («naiSí», педи - что означает «ребенок» и с древнегреческого agogos означает «ведущий») [2, с. 114]. Для использования термина «Андрагогика» Карр подразумевал некоторые особенности и специальные требования в обучении, но они были оспорены и со временем вышли из употребления. Снова появились в 1921 г., в докладе Rosenstock [3], в котором он утверждал, что «образование для взрослых требует специальных учителей, методов и философии», и он использует Андрагогику, чтобы уточнить эти специальные требования» [3].

Образование взрослых в теории андрагогики является важной частью высшего образования. Чаще всего оно организовано по проектам, которые финансирует Министерство образования, или по инициативе высшего образования, но всегда одобрено сертификатами. В разных странах мира обучение происходит по различным организационным планам: дистанционное обучение, радио-телевизионные университеты, университеты рабочих, аматорские университеты - University Medical College, Management College образования, колледжи и университеты для взрослых (продолжающее образование).

2. Природа и характеристики

Тип записи также различный: для профессионального бакалавра (чаще всего именуемого специалист), независимого студента - бакалавра и студента - магистра. Self-исследование высшего образования имеет двойную природу: по двум образовательным системам - обучение детей и обучение взрослых, в ходе которых также имеются новые формы обучения.

В национальной системе контроля, которая была создана государством, осуществляются права со стороны инспекционных органов государственных экзаменов от имени государства, в соответствии с целями и государственными стандартами для всех, всегда выполняются строгие национальные нормативы, которые контролируются путем проведения экзаменов для студентов. При выборе ключевых школ и университетов в различных регионах в качестве обучающих учреждений, прежде всего, принимаются во внимание специальности, на которые желают записаться взрослые, а также необходимость в бизнес-специалистах. Любое решение обучающего звена для создания специалистов в данной области должно быть хорошо обдумано и непременно связано с потребностями региона, так как при завершении образования выдается диплом или удостоверение о степени, или сертификат о правоспособности. Дипломирование признается национально и по существу завершается специализирующей практикой.

3. Разница между андрагогикой и дистационным обучением

Андрагогиката применяется в Болгарии без значения пола, возраста, рассы, этнической принадлежности, образования, состояния здоровья, места пребывания и других элементов, которые можно расценить как ограничения, а также может быть самостоятельно организована провинциальными органами по времени и месту. Регистрация экзаменов имеет специфические требования для различных профессий, которых должны придерживаться кандидаты. Когда желающие претендуют на образовательно-квалификационную степень бакалавр, обучение проходит по утвержденным учебным планам учебного заведения, и по окончании им выдается диплом или сертификат о специальности приравнивающийся к документу для каждого студента, завершившего обучение. В случае выдачи сертификата специалиста учащиеся также могут претендовать на обучение и получение степени бакалавра и магистра, только тогда, когда покрыта необходимая успеваемость.

Отраженная в различных методах преподавания и методах управления обучения андрагогика обладает специфическими особенностями. Дистанционное обучение происходит в Интернет-сети и является завершенным совместным использованием ресурсов в сетевой среде. Обычно при завершении преподавания и обучения, студенты и преподаватели общаются, и студент завершает возложенную задачу по Интернет-сети, таким образом, преподавание является визуально-базированным.

Образование взрослого также осуществляется путем аудио--визуальных программ, но по сравнению с дистанционным образованием, Интернет-сеть используется исключительно редко в области обучения и образования. Образовательные ресурсы являются отдельной сетью в обучении, которая более широка, по сравнению с обучением в стандартных педагогических методах. Она собрана со всего мира по различным образовательным ресурсам, которую можно получить он-лайн, но прежде всего обучение взрослых является более закрытой системой. В отношении управления веб-сайт дистанционного управления сети образования представляет собой стандартную систему. Система основана на данных, характеристиках студентов и других аспектах анализа студенческого поведения в системе, а также всегда разрабатывается индивидуальный план обучения. Образование взрослых также управляется посредством компьютерной техники, но не формируется как сетевая обучающая система управления сайтом, как например дистанционный стандарт. Дистанционное образовани базируется в основном на он-лайн обучении и характерно для начального, среднего и высшего образования, и осуществляется иногда учителями-аматорами, которые доказали свой опыт в Интернет-сети, или преподавателями из высших учебных заведений. Разный возраст подразумевает разный жизненный опыт, но жизнь различна. Высшее образование и образование для взрослых дублируется, так как совершеннолетний молодой человек, которому исполнилось 18 лет, выпуска-

ется из школы и поступает в университеты, колледжи или начинает учиться по методикам андрагогики - образования для взрослых [5].

4. Перспективы занятости

A. Применение андрагогики имеет силу и обладает огромными перспективами с целью экономии и поиска подходящего времени.

В контексте обучения в течение всей жизни и общества знания, развития социального образования, образования в сообществе взрослых профессионалов наша страна создала очень хорошие условия, потому что во всех видах школ нет ограничений по возрасту. Или каждый, кто срочно нуждается в повышении уровня своего образования, может свободно включиться как в обучающую среду, так и в исследовательский и управленческий персонал. Соответственно, предмет рассмотрения может быть только мотивацией и адаптацией к нуждам социального развития и перспектив для развития научной области.

B. Трудоустройство в андрагоговое обучение - это не только педагог.

Профессиональное образование всегда считалось преподавательской

карьерой, часто в начальном, среднем или высшем учебном заведении. Но его объем значительно широк, и охватывает специфические знания и умения во многих областях компетентности, которые должны развивать учащиеся. Очевидно и понятно, что образовательные специальности в последние года расширяют свой объем, а уровень занятости педагогов высок и учителя иногда являются высокообразованными людьми, независимо от того, какую позицию они занимают, какую работу выполняют, им понятны методы преподавания, по части философии, психологии, социологии и они могут оказывать значительное влияние на взрослых учащихся в их развитии в социальной, личной, профессиональной и интеллектуальной сфере.

Колева Н. анализирует и исследует мультимедийное обучение и его основной элемент «виртуальный мир». Она определяет «Virtual world» как «искусственно созданную среду, которая проектируется таким образом, чтобы воссоздать ситуацию из реальной жизни» [1]. Мировая практика утверждает, что обучение взрослых должно происходить преимущественно в виртуальной среде. «Виртуальные миры представляют собой компьютерно-базированную среду, которая нацелена симулировать такие реалии, которые при этом дают возможность потребителям, которые ими пользуются, взаимодействовать как со средой, так и между собой посредством использования т.н. аватар, представляющих собой тримерный или двумерный образ потребителя в виртуальной среде» [1]. С помощью использования усовершенствованных интерфейсов потребители могли бы взаимодействовать в публичных или уединенных местах, делиться виртуальными объектами, похожими на жизнь в реальном мире. Виртуальное общение «может осуществляться путем жестов, мимики и разговора, наподобие общения в реальном мире» [1].

Колева подчеркивает, что «созданные взаимосвязи между отдельными ава-тарами, соответственно между отдельными потребителями, могут быть сохранены в постоянно обновляющихся базах данных» [1].

Было проведено исследование возрастных различий в преподавании магистратуры в университете Болгарии. Респонденты находились на первом курсе своего обучения по специальностям в направлении «социальные науки» (социология, политология, философия и психология). Обобщенные результаты приведены на рис. 1.

Комбинацию виртуального обучения и андрагогики можно обобщить словами Н. Колевой: «Пока в виртуальной аудитории не хватает некоторого преимущества таковых истинных, в них развиваются онлайн методики преподавания, особенный способ, путем которого можно сделать так, чтобы ученики на расстоянии тысячи километров друг от друга чувствовали себя так, как будто они действительно находятся вместе в одном классе. Как и аватары, нам следует изменить способ разговора, потому что возникает ощущение присутствия многих людей, которые принимают участие тем или иным способом» [1].

40%

50%

Рис. 1

Виртуальная аудитория создает чувство общности, в которой человек не одинок и не делает ничего только для себя. Студенты, которые общаются через текстовые сообщения, могут обладать частичными знаниями так же, как и в реальной жизни. Они могут воскликнуть «Неужели я решил эту задачу? Или Каково ваше мнение о моей идее?»

5. Ориентация по занятости

В дополнение ко всем видам школ, кроме профессиональных педагогов, следовало бы иметь учителей-аматоров, множество выпускников университетов и специалистов, обладающих достаточным трудовым стажем и

профессиональным опытом, а также в области издательской деятельности, медий, корпоративных человеческих ресурсов, в том числе руководстве и консультаций, библиотекарей, медийных специалистов и социальных работников. Чаще всего встречающийся класс образования, обучающий взрослых, в нашей стране являются завершившие естественным путем училища на всех уровнях образования, с научными степенями и академическими постами.

Knowles приводит пример для применения принципов андрагогики в дизайне персонального компьютерного обучения [4]:

1. Необходимо выяснить почему определенные вещи преподаются как, например, некоторые функции, операции и т.д.

2. Образовательная инструкция должна иметь главную задачу «ориентация» вместо «запоминание» - учебная деятельность должна быть в контексте общих задач, которые должны быть выполнены.

3. Образовательная инструкция должна принимать во внимание широкую гамму из различной среды учащихся, также как должны быть адаптированы и учебные материалы, и деятельность, должна быть создана возможность для разных уровней / видов предыдущего опыта и индивидуальные возможности для работы на компьютере.

4. Так как взрослые сами по себе более самостоятельные в своем обучении, следует дать возможность учащимся открыть что-то новое для себя (повышение мотивации), и дать указания, чтобы помочь в случае ошибок.

Теория андрагогики Knowles «является опытом разработки теории специально для обучения взрослых» [4]. Knowles подчеркивает, что «взрослые -самостоятельные режиссеры и умеют принимать ответственность за свои решения». Программы для обучения взрослых должны быть приспособлены к этому фундаментальному аспекту.

Андрагогика определяет следующие предположения для дизайна обучения:

1. Взрослые должны знать для чего они должны что-то учить.

2. Взрослые должны учиться на практическом опыте.

3. Использовать учебные подходы для взрослых, как для решения проблемных ситуаций, так и для содержания учебной дисциплины.

4. Взрослые лучше всего учатся, когда тематика тут же применяется с ее актуальным значением.

С практической точки зрения андрагогика указывает на то, что инструкции для взрослых должны быть сосредоточены наиболее всего на процессе и наименее всего на содержании, которое преподается. Такие стратегии, как случаи, ролевые игры, моделирование и самооценка являются наиболее полезными. Инструктора (учителя) принимают на себя роль посредника, а не преподавателя.

Список литературы:

1. Колева Н. Виртуальный кампус и закономерности его существования // Международная конференция «Образовательные технологии 2013», Технический Университет, София, сентябрь, 2013 г., Каварна.

2. Davenport. Is there any way out of the andragogy mess? // In M. Thorpe, R. Edwards and A. Hanson (eds.) Culture and processes of adult learning. - London, 1993.

3. Group, Nottingham Andragogy. К развитию Теории Андрагогики / University of Nottingham, Факультет для обучения взрослых. - 1983. - 48 с.

4. Knowles M. Andragogy in action. - San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

5. Remote Network and adult education What is the difference? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hlxuexi.com/news/index-3590.aspx.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

© Устинова И.Г.*, Пахомова Е.Г.*

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

г. Томск

Рассмотрена возможность применения компьютерных тестов в среде MOODLE для обучения математике в вузе и для активизации самостоятельной работы студентов. Показано, что преподаватель самостоятельно может составлять тесты, помогающие студентам разобраться в новом материале, подготовиться к контрольной работе и самостоятельно оценить уровень своих знаний.

Ключевые слова обучение высшей математике, тестирование, обучающий тест, тест самоконтроля, среда MOODLE.

В настоящее время, мы наблюдаем все более широкое внедрение в образовательный процесс современных компьютерных инструментальных средств и информационных технологий. В этой ситуации от преподавателя требуется поиск наиболее эффективных методов организации как аудиторной работы студентов, так и самостоятельной, применения активных, интерактивных и дистанционных методов обучения. В современных условиях профессиональные образовательные программы должны обеспечивать подготовку специалистов, обладающих высокой эрудицией, глубокими профессиональными зна-

* Доцент кафедры Высшей математики Физико-технического института, кандидат технических наук, доцент.

* Доцент кафедры Высшей математики Физико-технического института, кандидат физико-математических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.