УДК 378.048.2:374.7
https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.34
Макаренко Татьяна Александровна
Makarenko Tatyana Aleksandrovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
Егорова Римма Игнатьевна
PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Subdepartment, North-Eastern Federal University
Egorova Rimma Ignatyevna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Subdepartment, North-Eastern Federal University
ANDRAGOGICAL FEATURES OF LECTURERS' TRAINING IN PROJECT TECHNOLOGIES
Аннотация:
Обучение взрослых предполагает особые подходы к передаче учебного материала, так как он включает в себя непосредственно знания для жизни. Современные учителя активно используют в образовательной деятельности разного рода проекты, поэтому вопрос, на что обратить внимание андрагога при обучении педагогов проектным технологиям, стал актуальным. Цель статьи состоит в определении особенностей обучения проектным технологиям педагогов. Авторы исходили из того, что в рамках акмеологического подхода проектная деятельность выделяется как ориентация на профессиональные достижения с помощью решения задач и получения результата в виде продукта деятельности. В работе сделан краткий анализ понятия «проектные технологии», опираясь на разработки ученых, представлен сам процесс работы над проектами. Определены особенности обучения взрослых, основывающиеся на принципах активности, прак-тикоориентированности, творчества, презента-тивности. В качестве особенностей выделены: теоретическая подготовка на основе практических материалов; рефлексивный компонент, который позволяет педагогу переоценить свой профессиональный опыт (именно рефлексия проделанной работы и полученного результата помогает педагогу оценить приобретенные знания и соотнести их со своим профессиональным опытом); стимулирование положительных эмоций, возникающих от конкретного результата, полученного при реализации любого проекта. Таким образом, при работе со взрослыми дидактические акценты смещены на отработку практики и рефлексию групповой работы.
Ключевые слова:
андрагогика, преподаватель, проектное обучение, рефлексивный компонент проектной деятельности, повышение квалификации, педагогические технологии.
Summary:
Adult education requires a special approach to learning material delivery as it includes practical life skills and knowledge. Modern lecturers rely heavily on various project-based case studies. That is why it is very critical to find out what an andragogy instructor should pay attention to when teaching project-based technology. The purpose of this study is to define the specific characteristics of a project-based technology in lecturer training. The authors believe that within the acmeolog-ical approach, a project-based activity is determined as a focus on professional achievements by completing certain tasks and achieving results as a final product. The paper gives a brief review of the concept of project technology based on various researches and studies, shows a process of a project-based learning. Some characteristics of the adult education are identified on the basis of the principles of activeness, creativity, representation and the practice-centered principle. The distinctive features are as follows: theoretical training based on practical material; the reflective component that allows lecturers to re-evaluate their professional experience (the reflection of the work performed and final results help the lecturer evaluate the gained knowledge and translate it into his/her professional experience); promotion of positive emotions from a particular result upon completing any project. Thus, in adult education, the didactic focus is shifted to practicality and reflection in a group setting.
Keywords:
andragogy, lecturer, project-based learning, reflective component of project activities, proficiency enhancement, educational technologies.
В декларации международной конференции «Обучение на протяжении всей жизни - на пути к реализации целей программы ЮНЕСКО "Образование для всех"» отмечается, что часто при обучении взрослых не учитываются принципы главной роли обучающегося и его активного вовлечения в учебный процесс на всех его этапах [1]. Поэтому в современной дидактике парадигма образования взрослых переходит от традиционной теоретической к активизирующей с интенсифицирующим подходом, который предполагает освоение в сжатые сроки практико-ориен-тированных знаний с использованием активных методов и форм обучения. При этом знания должны вызывать у обучающегося желание их понять, принять и затем воплотить в жизнь.
В настоящее время технология проектного обучения органично внедрена в образовательный процесс и является одной из самых востребованных при работе с обучающимися разных возрастов. В профессиональном обучении эта технология позволяет при использовании разных средств и приемов обучения решать проблемы из разных областей наук.
Целью работы является определение особенностей обучения проектным технологиям учителей.
Проблема обучения взрослых возникла в связи с быстрой информационной сменой в практической деятельности во всех профессиональных сферах. Технологии для обучения взрослых направлены на раскрытие внутренних возможностей обучающихся, повышение их профессионализма и адаптационных возможностей. Они включают не только комплекс знаний, но и их практическую отработку на основе уже имеющегося у обучаемого профессионального опыта. Это придает технологиям акмеологическую составляющую.
Взрослые обучаемые, по мнению Ш.Б. Мерриама (Sh.B. Merriam), имеют определенную мотивацию, не всегда в пользу получения новых знаний. Поэтому андрагог должен обладать качествами учителя-режиссера и выбирать стратегии обучения с учетом личностно ориентированного подхода [2]. Т.Дж. Фенвик (T.J. Fenwick) высказывает мысль об обучении взрослых на рабочем месте и считает, что знания связаны с конкретным контекстом, в котором они используются [3].
При обучении взрослых андрагогу необходимо активно внедрять в процесс опыт обучающихся с рефлексивным компонентом. На это указывают Д. Боуд, Р. Кеог, Д. Уокер, которые полагают, что при таком подходе обучающиеся смогут рефлексировать ранее полученный опыт, обдумывать и оценивать его. При этом возможны переоценка полученных в профессиональной деятельности знаний, анализ и закрепление интеллектуальной основы и получение новой эмоциональной составляющей. Таким образом, процесс рефлексии состоит из трех основных блоков: возвращение к новому опыту и его повторное «проигрывание»; анализ чувств, вызванных обучением; переоценка опыта [4, с. 54].
Андрагогические особенности в обучении взрослых предполагают, по мнению М.С. Ноулза (M.S. Knowles), осознание того, что информация, получаемая на курсах повышения квалификации, должна сразу же применяться на практике, а учебная деятельность должна строиться на поиске новых знаний с опорой на профессиональный опыт [5]. В.А. Попков и А.В. Коржуев также отмечают, что учение как процесс состоит в том, чтобы обучающийся не только усваивал конкретные знания, но и овладевал мыслительной деятельностью, при этом устанавливается важная роль освоения обобщенных результатов [6]. А.М. Новиков считает, что личностно значимые знания неразрывно связаны с переживаниями человека, с системой ценностей [7]. Поэтому вся работа андрагога с преподавателями по разработке проектов должна соотноситься с их внутренним принятием новой информации.
Проектные технологии обучения полностью отвечают вызовам современного образования. При решении проблемной задачи, связанной с реализацией проекта, обучающийся постоянно должен заставлять себя определять и делать выбор направления поставленной цели, что стимулирует личностные эмоции. При достижении результата проекта определяется степень удовлетворенности от полученного итога и дается толчок к поиску нового материала для осмысливания.
В рамках программы дополнительного образования учителей Республики Саха (Якутия), реализуемой Институтом непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета, проводятся курсы по обучению преподавателей и учителей проектной деятельности [8].
За последние два года (2015-2016 гг.) было обучено 164 слушателя повышения квалификации. Анкетирование показало, что 82 % имели некоторые знания по разработке проектов, но 49 % из них не применяли их в практике. В качестве причин называли следующие: недостаточное понимание разработки проекта (32 %), отсутствие необходимости (7 %), «интуитивно что-то делали», но не понимали, что это проект, и в связи с этим не хватило масштабности деятельности (25 %). Выделена еще одна причина, которая не позволила реализовать проекты в полной мере, - отсутствие продукта деятельности как ее результата (64 %).
На основании опыта работы со взрослыми и результатов анкетирования нами был разработан учебный курс, предполагающий обучение учителей проектным технологиям. Организация их обучения реализуется в соответствии со следующими принципами: активность работы при активном восприятии услышанного; практикоориентированность (обучающий материал должен быть подобран таким образом, чтобы он мог быть полезен в дальнейшей работе); творчество (необходимо дать толчок для стимулирования учителей к проектной деятельности); презентатив-ность (показывает, насколько созданный результат техничен и технологичен).
Программа обучения имеет некоторые особенности.
- Содержание выстроено на практическом материале. Учителя учатся на материале уже разработанных до них образовательных проектов. Таким образом, на практическом материале даются теоретические знания.
- Задания предполагают работу в группах. Это необходимо для организации интерактивности обучения. Обучающиеся при этом учатся и друг у друга.
- Все выполненные задания обязательно презентуются и рефлексируются. Слушание других участников процесса и проецирование их работы на свою дают значительные результаты для осознания и коррекции своей деятельности.
На первом этапе разработки учебного курса были определены рамки содержания учебного материала: история вопроса, цели, задачи, принципы, этапы проектирования, роль учителя в процессе создания и сопровождения проектной деятельности, критерии и защита проектов. При практической разработке проектов внимание учителей обращали на следующие моменты.
- Принципы, на которые опирается создание проекта. Разделяем мнение Ф.В. Шарипова, определяющего следующие принципы технологии проектного обучения: сочетания индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленной на решение проблем (разработка проекта); сотрудничества обучающихся и преподавателя при решении учебных задач (проблем); гуманизма (гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценностей обучающегося как личности, его прав на свободу, счастье и социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности); личной заинтересованности обучающегося в теме проекта [9].
- Этапы разработки проектов: а) организационно-подготовительный этап (постановка проблемы, определение цели, формирование творческих групп для решения поставленных задач); б) планирование предстоящей проектной деятельности (что нужно сделать, кто исполнитель, цель, средства, способы и сроки выполнения деятельности); в) разработка проекта (план подготовки проекта, консультации, подбор информации из разных источников, предварительное обсуждение полученных результатов в рабочих группах, коррекция предварительных данных, соотнесение их с целью, подготовка материалов для презентации); г) заключительный этап (презентация проекта и оценка результатов).
- Разработка критериев оценки проекта. Критерии разрабатываются исходя из видения конечного результата и определения ключевых моментов организаторов проекта. Участники должны осознавать элементы оценивания. В качестве примера можем привести критерии Н.В. Пасынковой [10]: оформление и выполнение проекта (объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предполагаемых решений, аргументированность предлагаемых решений, выводов, качество оформления); процедура защиты (качество доклада, объем и глубина знаний по теме, эрудиция, педагогическая ориентация, полнота, аргументированность, убедительность ответов и т. д.).
Несомненно, весь процесс выстраивается на понимании того, что обучение для взрослых является средством их профессиональной самореализации. Познание нового связано с мыслительной деятельностью и переживаниями, сопровождающими этот процесс. Большое значение имеет подобранный материал, базирующийся на конкретных практических примерах, который при этом должен стимулировать воображение обучающихся. Уже на этапе предложенной теоретической части у педагогов появляются озарения по поводу того, как бы они могли это сделать, в практической части мы видим воплощения этих идей.
Результатом курсов повышения квалификации становится разработка каждой группой учителей проектов, которые они впоследствии внедряют в практику своей работы. Учителями были разработаны проекты разного масштаба.
Первая категория - проекты, нацеленные на организацию крупных мероприятий, требующие больших материальных затрат. Например, программа «Таежный тупик», разработанная методистами Управления дополнительного образования детей города Якутска и предназначенная для реабилитации детей с девиантным поведением.
Проекты второго уровня требуют минимального финансирования. Например, проект «Мы -робинзоны», разработанный учителями Ытык-Кюёльской средней общеобразовательной школы № 1, рассчитан на самостоятельное зарабатывание денег школьниками для организации летнего лагеря с целью обучения умениям выживать в природе.
Третья группа проектов не требует финансовых затрат. Например, проекты «Моя муза» учителей средней общеобразовательной школы поселка Витим и «Всегда есть выбор» учителей Черской начальной общеобразовательной школы. Первый проект нацелен на организацию выставки поделок учащихся начальной школы в разных техниках мозаики. Выставка являлась конечным результатом всей работы над проектом и включала в себя организацию мини-конференции учащихся, экскурсию в музей, тематические классные часы и специально организованные уроки труда. Второй проект также представлял собой совокупность мероприятий, объединенных одной программой и организованных как целенаправленная деятельность. Целью проекта стало рассмотрение вопроса о соотношении добра и зла в жизни человека. Предполагалась реализация проекта в пять этапов. Все полученные результаты на каждом этапе проекта были представлены на заключительном мероприятии.
По окончании курсов был определен уровень удовлетворенности учителей полученными знаниями, умениями и навыками посредством метода шкалирования. Учителям предлагалось определить свои ощущения от процесса обучения и обозначить балл по каждому утверждению от 0 (самый низкий) до 10 (самый высокий).
Таблица 1 - Уровень удовлетворенности учителей обучением проектным технологиям,
% опрошенных
Утверждение От 0 до 5 баллов От 6 до 10 баллов
Курс обучения дал мне опорные практические знания 14 86
Меня заинтересовала технология проектов 28 72
У меня нет сложностей в создании проекта 36 64
Понимаю, что означает цель проекта 8 92
Буду разрабатывать и применять проекты для учеников на уроках и во внеклассной деятельности 36 64
Таким образом, значительная часть учителей осталась довольна полученными знаниями. Большинство обучившихся выразили намерение реализовывать свои педагогические идеи и включать учеников в проектную деятельность. Отметим, что баллы от 0 до 3 не выставил ни один опрошенный, значит, есть вероятность того, что в будущем у этих педагогов может появиться осознание проектной деятельности и возникнет желание разработать и воплотить проект в практику своей работы.
В своей практике мы широко применяем приемы рефлексии опыта работы в проектной деятельности за счет привлечения обучающихся к индивидуальному и групповому проектированию и обоснованной защите результата деятельности. Именно рефлексивный компонент помог педагогам по-другому посмотреть на свою работу и по мере осознания ее результатов прийти к выводу, что проектная деятельность является толчком в развитии человека и дает возможность для реализации своего потенциала.
По результатам работы мы определили, что курс обучения учителей проектным технологиям имеет определенные особенности, которые обеспечивают позитивное восприятие новой информации обучающимися.
1. При организации обучения андрагог должен учитывать принципы активности (необходима практическая часть работы), практикоориентированности (знания должны быть полезны в работе), творчества (стимулирование проектировочного воображения), презентативности (умение представлять результат и определять его технологичность).
2. Обучающиеся должны четко знать принципы, этапы и критерии оценки проектов (теоретическая подготовка на основе практических материалов).
3. В работе необходим рефлексивный компонент, который позволит педагогу переоценить свой профессиональный опыт, понять что-то новое и спроецировать полученные знания на свою деятельность.
4. Большое значение в процессе обучения играют положительные эмоции, полученные от готового продукта, созданного педагогом за время прохождения курсов повышения квалификации.
5. Акцент делается на групповую работу и ее конкретный результат.
Ссылки:
1. Софийская декларация об образовании взрослых (2002). Обучение на протяжении всей жизни - на пути к реализации целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» и решений пятой международной конференции по образованию взрослых [Электронный ресурс] // Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М., 2005. С. 86-88. URL: www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf (дата обращения: 20.12.20l7).
2. Merriam Sh.B. Andragogy and Self-Directed Learning: Pillars of Adult Learning // New Direction for Adult and Continuing Education. 2001. Vol. 89. P. 3-13. https://doi.org/10.1002/ace.3.
3. Fenwick T.J. Putting Meaning into Workplace Learning // Handbook of Adult and Continuing Education / ed. by A.L. Wilson, E.R. Hayes. San Francisco, 2000. P. 294-311.
4. Макарова И.А. Образование взрослых в инновационном обществе [Электронный ресурс] // Грани познания. 2012. № 6 (20). С. 53-57. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1510318455.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
5. Knowles M.S. Andragogy in Action: Applying Modern Principles of Adult Learning. San Francisco, 1984. 444 p.
6. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. 224 с.
7. Новиков А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития. М., 1997. 254 с.
8. Качественное дополнительное профессиональное образование взрослых как социальная ответственность федерального университета : монография / Е.И. Михайлова, О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Т.А. Макаренко и др. Якутск, 2015. 388 с.
9. Шарипов Ф.В. Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 87-94.
10. Пасынкова Н.В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2009. № 1. С. 117-123.