Научная статья на тему 'Анатомическое моделирование как способ повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов'

Анатомическое моделирование как способ повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / АНАТОМИЧЕСКИЙ ПРЕПАРАТ / ANATOMIC PREPARATION / ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / POLYMERIC MATERIALS / TRAINING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Леонтьев С. В., Кульбах О. С.

Рассматриваются методические аспекты самостоятельной работы студентов по изготовлению анатомических препаратов из современных полимерных материалов. Эта деятельность значительно повышает эффективность подготовки специалистов, так как вовлекает студентов в творческую активность, развивает когнитивные процессы и креативные способности. Анатомическое моделирование облегчает последующее формирование профессиональных мануальных навыков, необходимых будущим специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Леонтьев С. В., Кульбах О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anatomic modeling as a way to increase cognitive activity of the students

The article deals with the methodical aspects of student’s work on manual manufacturing of anatomic preparations from modem polymeric materials. This activity considerably raises learning efficiency, and develops cognitive processes and creative abilities in the students. Anatomic modeling facilitates formation of the professional manual skills which are of utmost importance for the future experts.

Текст научной работы на тему «Анатомическое моделирование как способ повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

увеличение этого показателя у студентов Архангельска: у девушек жировая масса тела на 5,8 кг больше (р<0,001) по сравнению с московскими, а у юношей эти различия составили 6,3 кг (р<0,001). При сравнении детского населения этих регионов у девочек Архангельска отмечена аналогичная тенденция увеличения жирового компонента массы тела [3].

Для методического сопоставления оценок показателей жировой и мышечной массы тела, полученных с помощью антропометрических данных и с использованием биоимпедансометрии, проведен регрессионный анализ этих признаков по массе тела. Оценки мышечного компонента оказались весьма близки. Значения жирового компонента, полученные по формуле Матейки, смещены в сторону увеличения этого показателя у студентов с большой массой тела, что объясняется трудностями при измерении жировых складок у тучных индивидуумов.

Результаты сравнительного анализа компонентов состава тела у студентов Москвы и Архангельска показали достоверное увеличение количества жировой ткани у юношей и девушек Архангельска, что, вероятно, связано с адаптацией к более холодным климатическим условиям. Не исключено также влияние урбанистического фактора на особенности телосложения, возможно, проявляющееся в большей долихоморфии московских студентов. Достоверных различий в развитии мышечного компонента состава тела у студентов этих городов не выявлено.

Результаты оценки компонентов состава тела, полученные с помощью формул Матейки и с использованием биоимпедансометрии, вполне сопоставимы и адекватным образом отражают конституциональные особенности организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руд-

нев. - М. : Наука, 2006. - 246 с.

2. Методика морфофизиологических исследований в антропологии. - М. : МГУ, 1981. - 102 с.

3. Пермякова, Е. Ю. Секулярные изменения в динамике подкожного жироотложения у девочек г. Архангельска и г. Москвы /

E. Ю. Пермякова // Вестник Москов. ун-та. Серия XXIII : Антропология. - 2010. - № 4. - С. 70-75.

4. Goss, F. A comparison of skinfolds and leg-to-leg bioelectrical impedance for the assessment of body composition in children /

F. Goss [et al] // Dynamic Medicine. - 2003. - Vol. 2. - № 5 // URL : http ://www.dinamic-med.com.

5. Houtkooper, L. B. Bioelectrical impedance estimation of fat-free body mass in children and youth : a cross-validation study / L. B. Houtkooper [et al] // J. Appl. Physiol. - 1992. - Vol. 72. -P. 366-373.

РЕЗЮМЕ

Н. Е. Лапшина, М. А. Негашева

Сравнительный анализ показателей состава тела у студентов Москвы и Архангельска

Проведен сравнительный анализ компонентов состава тела у студентов Москвы и Архангельска. Отмечено достоверное увеличение количества жировой ткани у юношей и девушек Архангельска.

Ключевые слова: состав тела, антропометрические показатели, биоимпедансный метод, студенты Москвы и Архангельска.

SUMMARY

N. E. Lapshina, M. A. Negasheva

The comparative analysis of indicators of the body composition of students in Moscow and Arkhangelsk

The comparative analysis of components of the body composition of students in the cities of Moscow and Arkhangelsk is carried out. The significant increase in quantity of the fat component in young men and girls of Arkhangelsk is noted.

Key words: body composition, anthropometrical indicators, bioimpedance method, students of Moscow and Arkhangelsk.

© С. В. Леонтьев, О. С. Кульбах, 2011 г. УДК 378.180.6:371.3]:61.001.57

С. В. Леонтьев, О. С. Кульбах

АНАТОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Ведущим фактором эффективного освоения анатомии и других морфологических дисциплин является работа с наглядными анатомическими препаратами и по-

собиями. Общеизвестно, что изучение строения органов тела человека протекает успешнее при самостоятельном изготовлении препаратов студентами. В ходе этой работы они обращают внимание на те детали строения, которые обычно не замечают при использовании готовых препаратов и муляжей. Вовлечение студентов в творческую деятельность развивает когнитивные процессы и креативные способности, а также облегчает последующее формирование профессиональных мануальных навыков, которые так необходимы будущим специалистам. Кроме того, творческая работа поднимает эмоциональный настрой, снижает утомляемость, а успешный результат повышает уровень самооценки и учебную мотивацию.

Для самостоятельной работы студентов в условиях морфологических кафедр с успехом могут быть использованы полимерные материалы (пластика, моделин, художественная глина, латексные герметики и др.). Они находятся в свободной продаже и легко обрабатываются.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N02 • 2011

К настоящему времени апробированы способы изготовления из таких материалов моделей костей скелета, зубов, лабиринта и слуховых косточек, мозгового ствола и некоторых внутренних органов. Для работы со студентами наиболее удобным материалом является пластика.

По своим физическим свойствам пластика близка к пластилину, а после температурного воздействия превращается в пластмассу. Для обжига препаратов можно использовать электропечь или сухожаровой шкаф с таймерами температуры и времени. Работу с пластикой следует начинать с изготовления наиболее просто устроенных костей. В процессе лепки этих препаратов студент приобретает практические навыки обращения с пластикой. Кусок пластики, соответствующий объему изготавливаемого препарата, размягчают путем тщательного разминания, вылепливают из него модель кости, которую затем обжигают. Температурный режим обжига пластики составляет 110-130 °С, время экспозиции зависит от размера препарата и в среднем составляет от 10 до 30 минут. Несоблюдение указанных условий может вызвать перегрев мелких частей, пузырение материала и его деформацию.

Изготовив все кости, образующие скелет кисти или стопы, студенты могут соединить их с помощью мягкой медной или латунной проволоки в единый препарат. Для этого в обожженных костях просверливают сквозные каналы с помощью микродрели. Направление канала зависит от положения кости в структуре скелета кисти или стопы. Процесс работы значительно облегчается, если перед глазами поместить готовый образец. При достаточном опыте работы отверстия можно проделывать и в необожженных костях с помощью тонкого длинного шила.

Относительно несложным, но трудоемким является изготовление комплектов зубов. Материалом для формирования коронки служит белая пластика, а корня и шейки - светло-желтая или бежевая. Чтобы пластика не изменила цвет, применяют щадящий режим обжига. Лепка зу-

бов исключительно полезна для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», как для развития мануальных навыков, так и для детального усвоения структурный особенностей отдельный видов зубов.

Описанные примеры использования пластики в процессе обучения студентов анатомии являются лишь небольшой иллюстрацией тех возможностей, которые предоставляют современные полимерные материалы для моделирования в морфологии.

РЕЗЮМЕ

С. В. Леонтьев, О. С. Кульбах

Анатомическое моделирование как способ повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов

Рассматриваются методические аспекты самостоятельной работы студентов по изготовлению анатомических препаратов из современных полимерных материалов. Эта деятельность значительно повышает эффективность подготовки специалистов, так как вовлекает студентов в творческую активность, развивает когнитивные процессы и креативные способности. Анатомическое моделирование облегчает последующее формирование профессиональных мануальных навыков, необходимых будущим специалистам.

Ключевые слова: методика обучения, моделирование, анатомический препарат, полимерные материалы.

SUMMARY

S. V. Leontiev, O. S. Koulbakh

Anatomic modeling as a way to increase cognitive activity of the students

The article deals with the methodical aspects of student's work on manual manufacturing of anatomic preparations from modern polymeric materials. This activity considerably raises learning efficiency, and develops cognitive processes and creative abilities in the students. Anatomic modeling facilitates formation of the professional manual skills which are of utmost importance for the future experts.

Key words: training technology, modeling, anatomic preparation, polymeric materials.

© Л. М. Литвиненко 2011 г. УДК 611.348:611.13]:612.68

Л. М. Литвиненко

ВАРИАНТЫ СРЕДНЕЙ ОБО-ДОЧНО-КИШЕЧНОЙ АРТЕРИИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Кафедра анатомии человека Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова

Еще И. И. Мечников [2] отмечал взаимосвязь между длиной толстой кишки и продолжительностью жизни. Известно также, что средняя продолжительность жизни человека положительно коррелирует со средними вели-

чинами длины левой половины ободочной кишки, количеством ободочно-кишечных ветвей и средним диаметром основного ствола нижней брыжеечной артерии. Чем больше ободочно-кишечных ветвей у нижней брыжеечной артерии, чем в среднем длинее левая половина ободочной кишки, чем больше средний диаметр нижней брыжеечной артерии, тем больше средняя продолжительность жизни человека [1]. Существует ли взаимосвязь между вариантами средней ободочно-кишечной артерии и средней продолжительностью жизни человека? В доступной нам литературе нет информации по этому вопросу. Поэтому целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи между вариантами строения средней ободочнокишечной артерии и средней продолжительностью жизни. Материалом для исследования послужило 85 комплексов желудочно-кишечного тракта трупов людей в возрасте от 17 до 87 лет (1 случай - 10-летний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.