Коротаева А.К. Анатомический музей кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / А.К. Коротаева, А.Р. Камалова // Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. - 2021. - Т. 1, №3 (04). - С. 50-54
УДК 611 (072.8)
АНАТОМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАФЕДРЫ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
ФГБОУ ВО ЮУГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
КОРОТАЕВА А.К., КАМАЛОВА А.Р. Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия
Аннотация
Медицинские музеи являются научными и образовательными центрами для учащихся и преподавателей медицинских ВУЗов и ССУЗов. Работа с коллекциями учебных музеев и изучение на практике теоретического материала, преподаваемого на лекциях, помогают лучшему усвоению знаний студентами. Статья посвящена анатомическому музею кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России: его появлению, развитию, пользе для студентов и школьников. В работе также упоминаются преподаватели и студенты, которые участвовали в создании препаратов, описывается история возникновения анатомических музеев в России, процессы создания препаратов, особенности планировки музея и хранения экспонатов. Рассматривается взаимосвязь работ Шевкуненко В.Н. о закономерности индивидуальной изменчивости и принципов экспозиции препаратов. Препараты научно-образовательного музея кафедры - ценный материал для усвоения основных положений учения Шевкуненко В.Н. и понимания важности базовых знаний топографической анатомии для подготовки специалистов любой медицинской специальности. На примере рассмотренного университетского музея в статье охарактеризована образовательная деятельность, показана педагогическая роль данного типа образовательных организаций в жизни студентов. Статья позволит возобновить интерес студентов медицинских учебных заведений к анатомическим музеям и напомнит о немаловажной проблеме дальнейшего развития анатомических музеев в стране
Ключевые слова: анатомический музей, анатомия, изготовление препаратов, история музея
ANATOMICAL MUSEUM OF DEPARTMENTS OF ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY
OF FSBEI HE SUSMU MOH RUSSIA
KOROTAEVA A.K., KAMALOVA A.R. South-Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article is devoted to the anatomical museum of the department of anatomy and operative surgery of the FSBEI HE SUSMU MOH Russia: its appearance, development, benefits for students and schoolchildren. The work also pays attention to teachers and students who participated in the creation of drugs, the history
* Сведения об авторах:
Камалова Айгуль Рамилевна, e-mail: irinka sokolova [email protected], студент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, педиатрический факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.
Коротаева Алена Константиновна, e-mail: [email protected], студент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, педиатрический факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.
of the emergence of anatomical museums in Russia, the processes of creating drugs, the peculiarities of the layout of the museum and the storage of exhibits. The interrelation of Shevkunenko's works on the regularity of individual variability and the principles of drug exposure is considered. The preparations of the scientific and educational museum of the department are a valuable material for mastering the main provisions of the teachings of Shevkunenko V.N. and understanding the importance of basic knowledge of topographic anatomy for the training of specialists of any medical specialty. Using the example of the considered university museum, the article describes educational activities, shows the pedagogical role of this type of educational organizations in the life of students. The study of this work will renew the interest of medical students in anatomical museums and remind them of the important problem of the further development of anatomical museums in the country
Keywords: anatomical museum, anatomy, preparation of preparations, history of the museum
Актуальность. Анатомия является базовой дисциплиной, которая дает будущим врачам знания о строении тела человека, без чего невозможно дальнейшее изучение медицинских дисциплин. Одним из наглядных материалов для изучения данной науки является учебный анатомический музей. От качества преподавания, умения преподнести наглядный материал, а также от оснащенности музея, количества препаратов зависит уровень подготовки студентов по дисциплине анатомия [1, 6].
Музей - это учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, является местом, осуществляющим сборку, разработку, экспонирование и хранение препаратов, документов и других материалов, которые относятся к области медицинской науки и здравоохранения и часто используется для аудиторной работы студентов, научных целей, научно просветительской деятельности [12, 14, 16].
В начале XVIII века в России 21 ноября 1707 года был открыт первый в нашей стране госпиталь в восточной части Москвы за рекой Яузой. При госпитале была создана медицинская школа и "анатомическая камора" (позднее - анатомический театр).
В 1719 году в Санкт-Петербурге Петром I была организована кунсткамера ("кабинет редкостей"), ставшая в то время собранием большого количества анатомических препаратов (из коллекции Рюйша) [7, 8, 15, 17].
В дальнейшем музеи начали создаваться при кафедрах анатомии. Тонков В.Н. и Воробьев В.П. заложили научные основы организации учебного анатомического музея. Основные принципы, сформулированные этими учеными, могут быть использованы при создании
анатомических музеев в настоящее время. Тонков В.Н. указывал, что в анатомических музеях могут быть организованы четыре основных отдела: 1 - основной, 2 - собрание препаратов, служащих для демонстрации к лекциям, 3 - собрание препаратов, представляющихся в полное распоряжение учащихся, 4 - учебный музей, в котором имеются препараты с полным объяснением всех деталей строения тела человека [2, 15].
Размеры музея и количество препаратов в нем зависят во многом от площади кафедры, количества студентов. Но даже в маленьком по площади музее необходимо, чтобы имелись препараты по всем основным системам человека, это необходимо для качественного проведения учебного процесса.
Сапин М.Р. выделял следующие назначения анатомического музея:
1. Музей является базой для самостоятельной работы студентов как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.
2. Музей - это школа повышения квалификации преподавателей анатомов. Близкое знакомство с методами изготовления препаратов необходимо для повышения педагогического мастерства.
3. Учебный музей служит для улучшения знаний студентов старших курсов, которые могут приходить в музей, чтобы пополнить знания по разным разделам анатомии.
4. Музей служит местом для повышения квалификации врачей.
5. Музеи нужны для широкой популяризации знаний о строении человеческого организма среди медицинских работников, биологов, учащихся вузов, школьников, а также интересующегося населения [15].
В России с давних времен уделяется большое внимание организации анатомических музеев и музейному делу [4, 5].
Отделы музея.
В каждом отделе должен соблюдаться единый принцип экспозиции и характер оформления препаратов, демонстрирующих эмбриогенез и возрастную анатомию, аномалии развития органов и систем. Также неотъемлемой частью музея являются препараты, которые отражают индивидуальную изменчивость органов. Работы Шевкуненко В.Н. и его учеников заложили основу создания нового направления в прикладной анатомии - изучение не отдельных вариантов, которых известно бесчисленное множество, а определение научного подхода к выявлению закономерностей индивидуальной
изменчивости. Научная деятельность Шевкуненко В.Н. и его школы, представителями которой являются Куприянов Г.А., Максименков А.Н., Мельников А.В., Валькер Ф.И., Антелава Н.В. и др., сыграла значительную роль в развитии топографической анатомии и оперативной хирургии в СССР.
Шевкуненко В.Н. удалось доказать, что анатомические варианты не случайны, в основе их возникновения лежит закон развития организма. Основываясь на наиболее важных морфологических признаках, изменение которых прослеживаются в процессе фило- и онтогенеза какого-либо органа или системы, можно все многообразие их формы и положения представить в виде вариационного ряда. В каждом музее, помимо общих отделов, следует выделить специальные, размер которых определяется наличием музейного фонда, научной направленностью кафедральной тематики, историческими традициями кафедры. Особое место в анатомическом музее кафедры также может занимать отдел рентгеноанатомии в виде специальных витрин и стендов [11, 13].
Поскольку анатомический музей должен пополняться препаратами с использованием современной техники, на базе современных методов музейного дела, руководителю кафедры следует поощрять сотрудников, активно работающих над изготовлением оригинальных препаратов.
Для изготовления препаратов необходимы трупы, поступавшие раньше из разных источников, в основном это были невостребованные тела пожилых людей. Но в настоящее время возникла проблема следующего характера: нехватка рабочего персонала, владеющего техникой
препарирования и тел, из которых должны
изготавливаться препараты, что оговаривается в статье 68 федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Вторая проблема заключается в том, что постановление правительства Российской Федерации 21.07.2012 №750 "Об утверждении правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях" запрещает передачу вузам тела человека, личность которого не установлена и уточняет, что для передачи тел необходимо согласие органов, назначивших судебно-медицинскую экспертизу [9, 10].
Консервирование трупов производится путем инъекции (наливки) сосудистой системы 10% раствором формалина через бедренную артерию. Длительность процедуры
консервирования - несколько месяцев [15].
Необходимо соблюдать следующие условия:
1. Проведение манипуляции в соответствующей посуде.
2. Препараты должны быть подвешены во избежание деформации и равномерно окружены раствором со всех сторон. Использование формалина основано на его дубящем свойстве, благодаря ему ткани человеческого тела уплотняются.
3. После консервирования экспонат обесцвечивают 5% перекисью водорода для удаления различных пятен и окрашивают путем введения различных пигментов. Например, артерии окрашиваются благодаря введению в них красного пигмента (киновари или разведенной красной гуаши), а вены приобретают синий цвет благодаря синему пигменту (ультрамарину или синей гуаши).
4. Препарат укрепляют в необходимом положении в емкости с помощью шелковых нитей, а цифровые номерки-указатели на лицевой стороне укрепляют желатином [11].
В настоящее время активно ведутся научные исследования по разработке новых способов бальзамирования анатомических препаратов. Огромные перспективы открывает способ полимерного бальзамирования (И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский, 2007). Сущностью этой методики является пропитка органов и тканей различными полимерами, что позволяет создавать экологически чистые
препараты высокого качества, отвечающие всем современным санитарно-гигиеническим
требованиям [4].
В ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России анатомическая коллекция начала
формироваться с первых дней существования. В 1942 г. в составе Киевского медицинского института была эвакуирована в Челябинск и кафедра нормальной анатомии. Преподаватели везли с собой самые важные обучающие материалы, однако анатомических препаратов для занятий было привезено немного. С тех пор преподаватели совместно со студентами занимаются изготовлением экспонатов для своего музея [3, 18].
С 1944 г. кафедра нормальной анатомии ЧМИ в небольшом составе вместе с коллекцией препаратов располагалась в здании по улице Коммуны, 35. В 1977 г. в Челябинском медицинском институте введено в эксплуатацию новое здание - пятиэтажный морфологический корпус по улице Варненской, 10, куда кафедра и переехала. В новом здании кафедре отводилось два помещения для анатомического музея. Этот момент можно считать началом полноценной работы музея анатомии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. И именно с 1945 года началась кропотливая работа по созданию препаратов для его заполнения. На данный момент в нём представлено 660 различных препаратов, главными создателями которых являлись студенты, ставшие достаточно известными врачами: Голышев Д.Н. изготовил препарат "Мышцы головы и шеи" будучи студентом 1 курса в 1950 году. В будущем, став хирургом-оториноларингологом, Дмитрий Николаевич открыл в 1973 году второе в стране отделение по лечению больных с опухолями головы и шеи (первое - в Москве). Успешно оперировал людей с онкологическими заболеваниями гортани. Дмитрий Николаевич являлся автором 21 научной публикации. Награжден орденом "Знак Почета" (1985). Имеются работы бывших студентов педиатрического факультета Огурецкой Н., сделанные в 1972 году, Чулкиной Т. - в 1981 году, Аккужиным Р.Н., Дихтяруком М.В., Серебряковым Н. "Мышцы, артерии и нервы затылка" и преподавателями кафедры
анатомии человека (в настоящее время кафедры анатомии и оперативной хирургии): Уставщиковым С.С., Саматовой В.М., Левинсон В.И., Турыгиным В.В., Телешевой И.Б., Чижовым В.В., Сачко В.Н., Кандаловой Н.А., Ковалевой Л.А. Есть препараты, которые изготовили школьники, работающие в кружке "Юный медик" под руководством ассистента Крыловой Т.Г. В 1985 году они изготовили препарат "Вилочковая железа плода человека". Студенты вложили в изготовление много времени и сил. Учитывая, что создание и реставрирование препаратов - очень тяжёлая, кропотливая и, можно сказать, опасная работа, так как происходит контакт с 10% формалином и его парами [16].
С момента появления и до настоящего времени анатомический музей пользуется популярностью среди студентов, ведь в нём представлен наглядный материал, который не заменить рисунками из учебников и муляжами. Препараты изготовлены и отбелены очень тщательно, имеют презентабельный вид, так как врачи должны воспитываться именно на настоящем и качественном материале.
Музей анатомии человека полезен не только будущим врачам, но и школьникам. Достаточно часто во время экскурсии дети переживают, так называемый, синдром Стендаля,
характеризующийся интенсивными эмоциями, сердцебиением, волнением при виде экспонатов. Также в музее представлены препараты, демонстрирующие аномалии развития плодов, которые в ряде случаев являются результатом нездорового образа жизни: "Плод человека 16 недель. Анэнцефалия", "Сросшиеся близнецы. Переднее раздвоение". В итоге анатомический музей приносит пользу: школьники проникаются и впечатляются упомянутыми экспонатами так, что бросают вредные привычки.
Наличие анатомического музея в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России положительно сказывается на усвоении студентами такой важной дисциплины, как анатомия, так как теоретический материал подкрепляется наглядными пособиями. Также музей является местом пропаганды здорового образа жизни среди учащихся старших классов.
Список литературы
1. Басий Р.В. Формирование общепрофессиональных компетенций при изучении дисциплины "анатомия человека"/ Р.В. Басий, Ю.В. Довгялло // Университетская клиника. - 2018. - №2 (27). - С. 90-92.
2. Виноградов А.А. Динамика формирования мнения об анатомической норме в вековом аспекте /А.А. Виноградов, И.В. Андреева, В.Е. Тимофеев // Укра'1'нський морфологiчний альманах. - 2014. - Т. 12, №3. - С. 101-106
3. Ворошин С.Д. Музеи Южно-Уральского медицинского университета: к истории возникновения и деятельности / С.Д. Ворошин //Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2016. - Т. 16, №2. - С. 106-110.
4. Гайворонский И.В. Инновационные технологии в преподавании дисциплины "Анатомия человека" / И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский //Медицина. XXI век. - 2008. - №10. - С. 38-43.
5. Значение биологического материала для решения демографических вопросов и профессиональной подготовки медицинских работников / В.А. Андреева, А.В. Болсуновский, В.А. Болсуновский и др. //Мир политики и социологии. -2019. - №7. - С. 130-141.
6. Иваненко Г.А. Значение латинской терминологии в преподавании анатомии человека и трудности, возникающие в процессе ее изучения /Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2018. - №2 (31). - С. 5.
7. Копанева Н.П. Прогулки по "Нарисованному музею"Императорского Петербургского музея/Н.П. Копанева//Наука из первых рук. - 2006. - №3 (9). - С. 58-77.
8. Кузыбаева М.П. К истории анатомических музеев в России: музейная деятельность профессора А.И. Таренецкого (1845-1905) /М.П. Кузыбаева //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
- 2016. - №1 (26). - С. 104-107.
9. Куренков Е.Л. Начало "Конца"? /Е.Л. Куренков, И.Б. Телешева, И.А. Меньщикова и др. //Материалы IVвсероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: ЮУГМУ, 2016. - С. 65-66
10. Куренков Е.Л. О качестве преподавания анатомии /Е.Л. Куренков, И.А. Меньщикова, И.Б. Телешева //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: ЮУГМУ, 2016. - С. 64-65
11. Леви-Строс К. Структурная антропология /К. Леви-Строс. -М.: "Наука", М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 399 с.
12. Музей истории медицины в деталях // Здравоохранение Чувашии. - 2019. - №2. - С. 24-30
13. Перфильева Н.П. Гигиенические требования к организации и содержанию анатомических музеев /Н.П. Перфильева, С.В. Смирнова, А.Д. Болтунова //Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - №115-3. - С. 18-21.
14. Пиотровский М.Б. Музеи - хранители памяти и памятников /М.Б. Пиотровский // Вестник Российской академии наук. - 2019. - Т. 89, №12. - С. 1210-1213. DOI 10.31857/S0869-587389121210-1213.
15. Сапин М.Р. Методические рекомендации по организации анатомического музея кафедры анатомии человека медицинского института: методическое пособие /М.Р. Сапин, В.В. Бобин, Ю.И. Бородин, В.Г. и др. - 1981. - С. 4-18.
16. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935. - С. 312.
17. Чеботарев А.М. Экспозиция первого музея в России: первые работы по организации объемно-пространственной структуры /А.М. Чеботарев, Е.Е. Романова //Вестник Тюменского государственного института культуры. - 2019.
- №1 (11). - С. 229-234.
18. Шипигузова С.А. Вклад Б.М. Городинского - хирурга и преподавателя, в развитие медицины в Челябинске в годы Великой Отечественной войны / С.А. Шипигузова, М.А. Кузнецов, О.В. Пешиков // Медицина и организация здравоохранения. - 2020. - Т. 5, №4. - С. 69-74.
* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., д.м.н., проф. Телешева И.Б.