References
1. Astafyeva O.N. Teoreticheskie osnovy kul'turnoy politiki i integrirovanie idei kul'tury v obshchestvennyy diskurs [Theoretical bases of cultural policy and integration of the idea of culture in the public discourse]. Bibliotekovedenie [Libraries], 2014, no. 6, pp. 13-18. (In Russ.).
2. Gusanova N.K. Teoreticheskie osnovy kul'turnoy politiki [Theoretical foundations of cultural policy]. VestnikMosk. gos. un-ta kul'tury [Bulletin of the Moscow State University of Culture], 2015, no. 5, pp. 71-79. (In Russ.).
3. Zharkov A.D. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika na sovremennom etape: sotsial'no-kul'turnyy aspekt [State cultural policy at the present stage: socio-cultural aspect]. Vestnik Mosk. gos. un-ta kul'tury [Bulletin of the Moscow State University ofCulture], 2016, no.4, pp. 116-122. (In Russ.).
4. Ivliev G.P. Kul'turnaya politika i razvitie zakonodatel'stva o kul'ture v Rossiyskoy Federatsii [Cultural Policy and the Development of Legislation on Culture in the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012. 208 p. (In Russ.).
5. Kondykov A.S. Kul'tura i kul'turnaya politika Rossii. Sotsiokul'turnyy aspekt [Culture and cultural policy of Russia. Socio-cultural aspect]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2017. 139 p. (In Russ.).
6. O merakh po usileniyu gosudarstvennoy podderzhki kul'tury i iskusstva v Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyunya 1996 goda № 1010 [On Measures to Strengthen State Support for Culture and Art in the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 1996. No. 1010]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: information and legal portal]. (In Russ.). Available at: http://base. garant.ru/135324/.
7. O pechati i drugikh sredstvakh massovoy informatsii: zakon SSSR ot 12 iyunya 1990 goda №1552-1 [About the press and other mass media: the law of the USSR of June 12, 1990. №1552-1]. Konsul'tantPlyus: sprav.-prav. sistema [ConsultantPlus: reference and legal system]. (In Russ.). Available at: http//www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?red=dog&base=ESU&n=59#0.
8. Ob utverzhdenii "Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki": ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 dek. 2014 goda № 808 [On the approval of the "Fundamentals of State Cultural Policy": Decree of the President of the Russian Federation of 24 December. 2014 g. No. 808]. Sobranie Rossiyskoy Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 52 (Ch. I), art. 7753. (In Russ.).
9. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda: utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 fevr. 2016 goda № 326-r [The strategy of the state cultural policy for the period up to 2030: approved. By the Order of the Government of the Russian Federation of 29 February. 2016g. № 326-p]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2016, no. 11, art. 1552. (In Russ.).
УДК 378
АНАТОЛИЙ ЛИВРИ: ОТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ШТУДИЙ -К ПОНИМАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Бирюков Сергей Владимирович, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Барсуков Александр Михайлович, кандидат политических наук, заместитель декана факультета политики и международных отношений, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected].
Современная ситуация в российской культурологии и связанных с нею гуманитарных дисциплинах формирует актуальный интерес к новым идеям и подходам, которые возникают на мультидисциплинар-ной основе - например, на «стыке» литературоведения, культурологии и социально-политической эс-сеистики, посвященной культурно-цивилизационной и идентификационной проблематике. Исследовательские работы, возникающие в результате синтеза опыта различных гуманитарных дисциплин, дают
дополнительный стимул развитию российской культурологии как сравнительно молодой, но обладающей собственными достижениями и многообещающими перспективами науке. Вопрос о влиянии культурных факторов и цивилизационных особенностей различных обществ на их политическое развитие является пока недостаточно исследованным в российской культурологии и в теории политической культуры. Между тем, опыт ряда западноевропейских стран, имеющих более длительный опыт развития общественно-политической публицистики на базе культурно-цивилизационного анализа, заслуживает внимания и изучения. К числу таких стран с глубокой традицией гуманитарно-культурологических исследований относится Франция, с академической системой которой оказался глубоко связан наш бывший соотечественник Анатолий Ливри.
Последний сумел проявить себя в качестве литературоведа, философа и общественно-политического мыслителя, посвящающего свои работы актуальным проблемам развития французского и российского общества. В рамках заявленной проблематики авторами статьи анализируются его научная биография, вклад в изучение теории и истории русской литературы в Сорбонне, и прежде всего в современное набоковедение. Особое внимание уделяется анализу взглядов Анатолия Ливри на мировоззренческие и духовные истоки ценностно-идеологического и политического кризисов современной французской Пятой Республики, а также на возможные пути преодоления французскими обществом и государством современного кризисного состояния в контексте возможной «консервативной ревизии».
Ключевые слова: культура, мировоззрение, цивилизация, миф, идентичность, кризис.
ANATOLY LIVRY: FROM LITERARY STUDIES TO REALISING THE MODERN SOCIOCULTURAL PROСESSES
Biryukov Sergey Vladimirovich, Dr of Political Sciences, Professor, Professor of Department of General History and Socio-political Sciences, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Barsukov Aleksander Mikhaylovich, PhD in Politics Sciences, Deputy Dean of Faculty of Politics and International Relations, Siberian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The current situation in Russian Culturology and related Humanities makes the interest in new ideas and approaches that arise on a multidisciplinary basis: for example, at the "junction" of Literary Studies, Cultural Studies and socio-political essays on cultural civilizational and identification topical problems. Research work arising from the synthesis of the experience of various Humanities provides an additional incentive for the development of Russian Culturology as a relatively young but has its own achievements and promising prospects. The question of the influence of cultural factors and civilizational features of different societies on their political development is still insufficiently researched in the Russian Culturology and in the theory of political culture. The experience of a number of Western European countries with a longer development of socio-political journalism on the basis of cultural and civilizational analysis calls for attention and study. Among these countries with a deep tradition of Humanities and Culturology include France, the academic system which was deeply connected with our former compatriot Anatoly Livry. This researcher managed to prove himself as a literary critic, philosopher and socio-political thinker, devoting his work to the topical problems of the development of French and Russian societies. In the framework of the stated problems, the authors of the article analyze his scientific biography, contribution to the study of the theory and History of Russian Literature at the Sorbonne, and especially in modern Vladimir Nabokov's studies. Special attention is paid to the analysis of Anatoly Livry's views on the ideological and spiritual origins of the value-ideological and political crises of the modern French Fifth Republic, as well as on possible ways to overcome the current crisis by French society and the state in the context of a possible "conservative revision."
Keywords: culture, worldview, civilization, myth, identity, crisis.
Российская культурология, имеющая под собой известную методологическую основу и традиции, продолжает активно развиваться за счет привлечения новых исследователей и новых методологических подходов, формировавшихся в рамках широкого спектра гуманитарных дисциплин. Благодаря включениям подобных авторов и их новаторских подходов в предметное поле культурологической науки последнее расширяется, создавая тем самым предпосылки для возникновения все новых идей и концептов. Поэтому появление новых и ярких имен в культурологической и тесно связанной с ней политической аналитике, использующих неординарные подходы и методологию -действительно событие.
И тем более интересно, когда новые и неординарные мыслители приходят в культурологическую и политическую аналитику из других областей гуманитарного знания - будь то философия или литературоведение. В подобном случае понимание мира культуры и преломляемого через призму последнего мира политики начинает расцвечиваться новыми красками, и мыслитель стремится оценивать мир культуры и детерминированное культурными факторами бытие политического с позиций сформировавшегося у него ранее эстетического или нравственного идеала. Благодаря этому понимание мира культуры и детерминированного им мира политического выходит за рамки устоявшихся подходов и идей -и, как следствие, вызов новых концептов оказывается особенно мощным, производя эффект своего рода «взрыва» (если правомерно использовать здесь знаменитый термин Ю. М. Лотмана) в рамках мира культуры [10].
Изначальные сферы научной активности Анатолия Ливри, урожденного москвича, уехавшего из страны 1991 году, и обосновавшегося затем во Франции и Швейцарии - литературоведение и журналистика. Формированию его ценностных представлений активно способствовал опыт преподавательской работы на факультете славистики Сорбонны, где он преподавал русскую литературу, и прежде всего - творчество видного представителя русской литературной эмиграции В. В. Набокова, которому посвящена его диссертационная работа. Особым интеллектуальным вызовом стали его труды о славистах Сорбонны,
которые вызвали достаточно живую интеллектуальную реакцию. В 2002 году в Париже Ливри публикует новеллу «Выздоравливающий», повествующую о сорбонских литературоведах, образы которых являются достаточно яркими и запоминающимися [4].
Своеобразным продолжением темы литературоведческих исканий становится выпущенная в 2005 году «Алетейей» монография Ливри «Набоков-ницшеанец», развивающая близкую к философии жизни культурологическую позицию и получившая на «Невском книжном форуме» премию «Серебряная литера». В ней автор последовательно проводит мысль о влиянии на В. В. Набокова «аристократической философии» Ф. Ницше и связывает с ней «панэстетизм» писателя - возведенный литератором в ранг метафизического по своему характеру идеала, с которым зачастую оказывается несовместимым обыденное человеческое существование, а также любые проявления пошлости и мещанства.
Помимо этого, Ливри, несмотря на все перипетии своей жизни и карьеры, никогда не оставлял вне сферы своего внимания и интересов Россию. Ливри подписывает контракт с издательством «Алетейя» (г. Санкт-Петербург) о публикации своего первого сборника рассказов, одновременно издав новеллу «Выздоравливающий» в журнале «Нева» (2003, № 3).
Подтвердив свою состоятельность в академической науке (несмотря на вынужденный уход из Сорбонны), Ливри решил не ограничивать себя литературоведением. Он начинает выступать на французском радио и в парижской прессе с выражением правоконсервативных политических взглядов (неизменно фундированных на базе культурно-цивилизованного анализа) - в частности, заявляет поддержку российской политики по отношению к Чечне (что было вызовом для преобладающих тогда общественных настроений) и продвигает идеи французских роялистских группировок (что стало известным вызовом для французской республиканской традиции). Тем самым он одновременно противопоставил себя как левым, так и правым критикам России, ведущей «непопулярную» политику на основе консервативных ценностных приоритетов. И одновременно пригласил к диалогу интеллектуалов Франции, не желающих механистически вписываться
во французский политический ландшафт и некритично воспринимать реалии массовой культуры.
В чем же состоит принципиальная новизна подхода Анатолия Ливри к исследованию влияния культурных факторов на политику как процесс? Какое новое видение природы и роли культурно-цивилизационных факторов в общественном развитии предлагает исследователь? Примечательно, что Ливри последовательно отрицает самодостаточность политической науки и требует всемерного использования ею методологического аппарата культурно-цивилизационного анализа, позволяющего понять более глубокие основания практической политики. Он также отрицает монополию исторической науки на объяснение происходившего в прошлом и происходящего в настоящем -ибо приверженность сконструированным с помощью аппарата формальной логики концептам не всегда способствует объяснению процессов эмер-джентного характера [8].
Ливри делает серьезную заявку на оригинальную авторскую методологию, близкую по духу к философии жизни В. Дильтея и Г. Зим-меля [2], [3]. Главная его методологическая новация - превратить миф (выступающий как механизм «вечного возвращения») не только в основу актуального мировоззрения, но и в орудие культурного, социального и политического творчества; при этом миф рассматривается Ливри во вполне античном ключе - как продукт синтеза науки, философии и искусства. Одновременно миф выступает у него как инструмент критики существующих политических и идеологических реалий - с целью их глубокой трансформации и достижения качественно нового состояния общества и политики. Миф выступает здесь как ме-татема культуры и политики - как своего рода «вечное возвращение» к ценностям, призванным предохранить французское государство и политику от процессов кризиса и распада.
По глубокому убеждению исследователя, вернуться к пониманию политики в духе рациональности, основанной не на механистических взглядах и конформизме (как принято в нынешней Европе), а на ценностях Духа - средство избежать ее полного распада в условиях Постмодерна. Новаторство Ливри заключается в попытке использовать жизнеутверждающий (дионисийский) миф против наступающего постмодернистского дека-
данса по аналогии культуротворческой интерпретации мифа в русском символизме начала ХХ века [1]. И если в свое время М. Хайдеггер высказал мнение, что философия на высшей стадии своего развития должна стать поэзией, то А. Ливри положил в основу нового политического знания мифопоэтическое понимание, на основе которого призваны сложиться новая онтология политики и метафизика власти, своего рода «рациональная утопия» на новых ценностных основаниях.
Последнее выглядит весьма радикальным даже для Франции, где политико-философский подход всегда доминировал над политико-нормативным и политико-технологическим, и в научной жизни присутствовала целая россыпь блистательных интеллектуалов, стремившихся мыслить «поверх барьеров» - от М. Фуко до Ж. Дерриды. Вернуться к античному пониманию культуры и политического весьма трудно - поскольку через призму последнего постмодернистские политические реалии современной Европы выглядят довольно непрезентабельно. При этом в любом случае заслуживает самой высокой оценки стремление А. Ливри изучать политику исходя из факторов культуры, а культуру - исходя из ее духовных и мировоззренческих оснований.
Оригинальная и новая методология, соединенная с исследовательской смелостью и неординарностью мысли позволяет А. Ливри вести разговор по самому широкому кругу вопросов, зачастую выходящих за рамки официально принятого публичного дискурса - о глубоком кризисе Пятой республики и ее институтов, об исчерпанности основных идей философии европейского Просвещения, о цивилизационном «разломе» и связанных с ним межэтнических войнах, о роли «неформатных» и неожиданных лобби в современной публичной политике Франции и Европы. Постановка А. Ливри этих вопросов выглядит сегодня приглашением к разговору, который давно назрел.
Особый резонанс вызывают сегодня выступления Ливри против инокультурного контркультурного давления на устоявшиеся духовные ценности «от Атлантики до Владивостока» - хотя подспудно данная идея присутствует сегодня если не в публичном дискурсе, то в умах многих французских и европейских политиков. Одновременно Ливри много пишет о глубоком кризисе
французского общества, ключевые проявления которого - постоянное самобичевание французов (подавляющее политическую рефлексию), разрушение трудовой этики и этнические бунты («революция пригородов»). При этом, по его мнению, укоренившаяся эгалитарная психология вкупе с комплексом вины размывают основания социального порядка и политико-идеологический фундамент Пятой Республики. Согласно признанию Ливри, однажды неизбежно наступит момент, когда гражданскую войну невозможно будет скрывать - и придется признать сам факт ее наличия, обозначив попутно фигуру противника (и дав таким образом жизнь политическому как таковому -без подмены ее симулякрами любого рода) [5].
Многие моменты российской политики также привлекают внимание исследователя. В основе ее - идея суверенитета как «неразменной ценности». Ливри откровенно сожалеет о том, что политические лидеры Франции не имеют достаточной силы воли, независимости и национальной гордости для принятия решений, необходимых для отстаивания национальных интересов. В этой ситуации его взоры обращены к России - как к надежде многих суверенитистских сил Европы, пытающихся отстаивать традиционную национальную идентичность и ценности. Он убежден в том, что самые трудноразрешимые проблемы этого века для России и Франции - принципиально одинаковы. Однако Ливри видит устойчивую разницу между поведением и стратегий российских и французских политиков.
Особенностью политической ситуации во Франции Ливри считает отсутствие там подлинного и сильного «левого» движения. Последнее, по его мнению, утонуло в мещанской стихии, погубившей в свое время «красный май» 1968 года, в безыдейности, мягкотелости и беспринципности. Во Франции, по его мнению, пропаганда абстрактных гуманных и «всечеловеческих» идей никак не соотносится с реальным социализмом. Последнее сближает французских «левых» с французскими «правыми», размывая партийно-идеологические различия.
Ливри открыто высказывает свою неприязнь по отношению к Пятой Республике. Последнюю, вместе со всеми ее институтами и механизмами, он полагает виновной во всех нынешних слабо-
стях и бедах Франции. По его мнению, современная Франция, лишённая собственной валюты, границ и даже некогда великого французского языка - беззащитна. Она рискует не устоять перед таким серьезным кризисом, который столкнет ее в гражданскую смуту и торжествующее варварство - вполне закономерное следствие масштабных и драматических трансформаций, начавшихся в 1789 году [6].
Политическая атмосфера во Франции, между тем, по глубокому убеждению мыслителя, не благоприятствует поиску адекватного решения актуальных политических проблем. Пятая Республика не имеет здоровых идеологических оснований -поскольку ее идейный фундамент представляет собой продукт синтеза «англо-саксонской "по-литкорректности", бескультурия и троцкизма», а также иных весьма спорных учений и доктрин, выросших из результатов революционных потрясений 1789-1794 годов, благодаря которым Франция и Европа впервые познакомились с практиками массового террора в отношении собственного народа, переросшими затем в подлинный синдром.
Следует отметить, что французская демократия для Ливри - безусловный фактор снижения качества политики и политической жизни. По его убеждению, недавнее «демократическое» таинство Пятой Республики очевидно продемонстрировало общее кризисное состояние французского социума. Следуя постулатам Ж.-Ж. Руссо, Франция пришла к ситуации, когда во имя «ла-гидовой справедливости» по отношению к ранее несвободному человеку (которому достаточно предоставить возможность приобщения к «благу») - были размыты и разрушены более высокие смыслы, без следования которым политическое разрушается как таковое [7].
Следуя заявленным им принципам, Ливри последовательно выступает против любых современных попыток навесить ярлык «реакционного государства» на Россию. Исследователь принципиально высказывается против кампании бичевания и самобичевания русского народа [8]. Он считает, что постоянно публично подтверждаемая позиция «русский народ - победитель фашизма» является действенным противоядием политическому вирусу безволия, который парализует его вот уже в течение нескольких десятков
лет. В ситуации современной информационно-пропагандистской кампании против России подобная позиция мыслителя безусловно заслуживает внимания и уважения.
Современная Франция для Ливри - общество декаданса («затухающий факел духа Рима, умолкающие Афины, последняя вспышка веры Иерусалима»), истоки которого коренятся в потрясениях двух предшествующих нынешнему веку столетий. При этом особый аристократический дух и призвание Франции - не только доведение этого кризиса до конца, но и обретение шанса на возрождение. Принимая первой вызов распада, Франция имеет шанс первой обнаружить средства его преодоления. В её неверно понятом превосходстве, по Ливри, - начало сумерек Европы, и, в то же время - возможный залог возрождения европейского континента, преодолевающего вирус «болтливого просвещения» [9].
Анатолий Ливри принадлежит к числу исследователей и публицистов, чьи идеи и творчество в силу их оригинальности и глубины заслуживают более глубокого и доброжелательного внимания
со стороны представителей российского научного и экспертного сообществ. Как представляется, знакомство с работами мыслителя позволит известным образом обновить методологический арсенал российских культурологических исследований и политической экспертизы, все еще находящейся в зависимости от многочисленных шаблонов и заимствованных политических концепций. Что, безусловно, обеспечит лучшее понимание характера и направленности политических процессов, протекающих в современных Франции и ЕС, а также в России. Помимо этого, креативность мышления и оригинальный исследовательский стиль, присущий Ливри, как представляется, способен стимулировать творческий подход к изучению объекта политической науки у российских исследователей. В любом случае, сотрудничество с такими оригинальными и глубокими исследователями социокультурных и социально-политических процессов, как Анатолий Ливри, будет способствовать лучшему взаимопониманию между народами и странами, имеющими различный культурный и исторический опыт.
Литература
1. Астахов О. Ю. Культуротворческие идеи интерпретации мифа о Дионисе в философии Вяч. Иванова // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 147, № 1. - С. 144-150.
2. Дильтей В. Категории жизни // Вопр. философии. - 1995. - № 10. - С. 129-143.
3. Зиммель Г. Избр. - М.: Юрист, 1996. - Т. 2. - 607 с.
4. Ливри А. Выздоравливающий. - СПб.: Алетейя, 2003.
5. Ливри А. Моё пророчество от 1-го апреля 2006 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apn.su/ publications/article1920.htm.
6. Ливри А. Падающее - подтолкни! [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apn.ru/index.php?newsid=11214.
7. Ливри А. Посещение Лувра [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apn.ru/index.php?newsid=17197.
8. Ливри А. Варварство Третьего Тысячелетия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apn.ru/index. php?newsid=21820.
9. Ливри А. Divine surprise [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apn.ru/index.php?newsid=21435.
10. Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Семиосфера. - СПб., 2000.
References
1. Astakhov O.Yu. Kul'turotvorcheskie idei interpretatsii mifa o Dionise v filosofii Vyach. Ivanova [Cultural and creative ideas for Dionysus myth interpretation in Vyacheslav Ivanov philosophy]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [Bulletin of Ural Federal University. Issue 1: The problems of education, science and culture], 2016, vol. 147, no. 1, pp. 144-150. (In Russ.).
2. Diltey V. Kategorii Zhizny [Categories of Life]. Voprosy Philosophii [Questions of Philosophy], 1995, no. 10, pр. 129-143. (In Russ.).
3. Zimmel G. Izbrannoe [Selected]. Moscow, Jurist Publ., 1996, vol. 2. 607 p. (In Russ.).
4. Livry A. Vyzdoravlivayushchiy [Recovering]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2003. (In Russ.).
5. Livry A. Moe Prorochestvo ot 1-go Aprelya 2006 [My prophecy from April 1, 2006]. (In Russ.). Available at: http:// www.apn.su/publications/article1920.htm (accessed 13.04.2018).
6. Livry A. Padayushchego - tolkni! [Falling push!] (In Russ.). Available at: http://www.apn.ru/index. php?newsid=11214 (accessed 13.04.2018).
7. Livry A. Poseshchenie Luvra [Visit the Louvre] (In Russ.). Available at: http://www.apn.ru/index.php?newsid=17197 (accessed 13.04.2018).
8. Livri A. Varvarstvo Tret'yego Tysyacheletiya [Barbarism of the Third Millennium]. (In Russ.). Available at: http:// www.apn.ru/index.php?newsid=21820 (accessed 13.04.2018).
9. Livry A. Divine surprise [Divine surprise]. (In Russ.). Available at: http://www.apn.ru/index.php?newsid=21435. (accessed 13.04.2018).
10. Lotman Y.M. Kul'tura i vzryv [Culture and Explosion]. Semiosfera [Universe of the mind]. St. Petersburg, 2000. (In Russ.).
УДК 008
ВИДЕОПОЭЗИЯ КАК СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Пога Лиана Нодариевна, преподаватель, кафедра фотовидеотворчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected].
В статье рассматривается новый способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры. В последние два десятилетия XXI столетия этот способ вызывает интерес у российских медиахудожников, поэтов, литературоведов, а также внимание аудитории современного искусства. Цель статьи автор связывает с раскрытием причин, послуживших актуализации художественной формы репрезентации поэтического высказывания, с анализом историко-культурных оснований возникновения понятия «видеопоэзия» и уточнением территории ее бытования. Поставленные задачи решаются посредством анализа высказываний авторов поэтических видеороликов, размышлений экспертов фестивалей видеоработ, а также исследований в области эстетики и культурологии, посвященных неклассическим направлениям художественной культуры XX-XXI столетий. Особое внимание уделяется трудам авторов, изучающих процессы медиатизации общества, также работам, касающимся кризиса звучащего поэтического слова в сценической речевой культуре. На основе анализа современной художественной культуры формулируются выводы, утверждающие, что историко-культурным основанием возникновения видеопоэзии послужило слияние двух художественных систем: кино и поэзии. В качестве причины актуализации неканонической формы репрезентации поэтического слова обосновывается развитие новейших технических средств массовых коммуникаций, способствовавшее переориентации искусства с вербальности на визуальность. Установлены актуальные площадки представления видеопоэтических проектов. Названы потенциальные пространства реализации просветительской и информационной функций данной формы творчества.
Ключевые слова: видеопоэзия, медийное пространство, художественная форма репрезентации поэтического высказывания, поэтический клип, медиахудожник.
VIDEOPOETRY AS A WAY OF MODERN ART POETIC DISCOURSE REPRESENTATION
Poga Liana Nodarievna, Instructor, Photography and Video Art Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is focused on a relatively new way of representing the poetic discourse which appeared in modern art recently and has been the subject of a discussion causing the great interest of Russian media-artists, poets, literary critics, as well as the wide public concerned with modern art.