Научная статья на тему 'Anatolios K. Athanasius. L. ; n. Y. : Routledge, 2004. (the Early Church Fathers; S. n. ). 294 p'

Anatolios K. Athanasius. L. ; n. Y. : Routledge, 2004. (the Early Church Fathers; S. n. ). 294 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Anatolios K. Athanasius. L. ; n. Y. : Routledge, 2004. (the Early Church Fathers; S. n. ). 294 p»

Еще один пример (51, р. 18) показывает, как правильное понимание приводит к совершенно ненужному улучшению текста: тоу |ас\' г)Люу д ведд едедсохы лрбтероу <тоТд г/)\>г/п\> > е1д то л/юихиупу аитоу (121. 7—8). Маркович верно указывает на Втор 4. 19 (ха1 ja.fi а\'а[3/хг|)ас еЕс тоу ойрауоу ха1 Ебоп' тоу л/до у ха1 тпу стг/.пупу ха1 тоис асттерас ха1 лаута тоу хост|аоу тоО ойрауоО л/.ау|]0£1с лростхт'пстцс аитоТс ха1 Латргистцс аитоТс, а сетёугщгу хирюс 6 0£ос аои аита ласти' тоТс ё0У£СТ1У тоТс ^лохйтю тоО оирауоО) как на текст, который здесь и выше (55. 5—6) имел в виду св. Иустин, и любезнейшим образом выделяет курсивом его сопоставимые с оригиналом элементы. Но это — материал для примечаний, а не повод для исправления совершенно исправного текста!

Как школярских, так и фантастических поправок в рассматриваемом издании — великое множество. Конечно, эта огромная работа по исправлению текста во многих случаях способствует лучшему его пониманию, но все же сплошь и рядом возникает недоумение, почему эти, так сказать, разъяснения и улучшения вводятся в текст, а не составляют материал примечаний.

Поэтому следует с известной осмотрительностью опираться на предлагаемый Марковичем греческий текст и воспринимать его критические замечания... И все же в первую очередь следует твердо осознавать, что после появления рассматриваемых изданий обеих «Апологий» и «Диалога» любое научное исследование наследия св. Иустина не может вестись без учета проделанной Марковичем работы, без его вводных статей, его достаточно подробных и в то же время сжатых и инструктивных изложений содержания, библиографий, критического аппарата, указателей. Переиздание 2005 г. делает доступными для новых читателей эти прекрасные свойства работы Марковича, великого труженика и замечательного знатока доксографических компендиев и целого ряда христианских авторов и текстов \ в качестве какового он и остается в памяти филологов, историков философии и патрологов.

Ю. А. Шичалин

3 Среди прочих трудов Марковича следует отметить: Patristic Textual Criticism. Part 1. Atlanta, 1994.

Anatolios К. Athanasius. L.; N. Y.: Routledge, 2004. (The Early Church Fathers; s. n.). 294 p.

Современным исследователям творчества свт. Афанасия знакома работа Анатолиоса “Athanasius: The Coherence of His Thought” 1998 г., в которой представлено богословие Александрийского святителя как целостная система, без обычного деления на триадологию, христоло-гию, антропологию; Анатолиос подчеркивал, что основной темой, связующей воедино все аспекты богословия свт. Афанасия, является его учение о Боге, принципиально отличном от тварного мира, но в то же время находящемся в общении с ним. Несмотря на Свое трансцендентное величие и могущество, Бог входит в непосредственное соотношение с миром при его творении; человечество в принципе способно к восприятию божественного, в связи с чем и искупление понимается как восстановление человеческой способности к этому восприятию, восстановление единства между человеческой и божественной природами.

Новая книга Анатолиоса, “Athanasius”, представляет собой своего рода введение в изучение богословия свт. Афанасия. Как и прочие книги из серии “The Early Church Fathers”, она включает в себя вводную часть и подборку важнейших фрагментов из сочинений отца Церкви. В первом разделе введения Анатолиос дает обзор биографии свт. Афанасия на фоне основных событий эпохи. Здесь отдельно рассматриваются такие вопросы, как мелетианская схизма, возникновение арианства, Никейский Собор (особое внимание в работе уделено вопросу богословской терминологии эпохи), последовательно описаны события осуждений и изгнаний свт. Афанасия. В кратком суждении о характере свт. Афанасия отражены все тенденции и их основания в оценке Александрийского святителя с XIX в. до сегодняшнего дня. Отдельно, хотя и кратко, рассмотрены спорные вопросы о датировках и атрибуции сочинений афанасиева корпуса.

Во втором разделе введения рассмотрены богословские взгляды свт. Афанасия. Особое внимание уделено следующим вопросам: Бог и творение: связь богословия с антропологией у свт. Афанасия (рассматривается вопрос отношения благодати к природе человека), божественное снисхождение и восхождение человека, высшая часть человеческого существа и ее повреждение грехом, драма божественного умаления, Христова телесность и Его смерть, обновление через Христа отношений между Богом и творением, учение о Святой Троице и, наконец, благочестие: богословие и святость. Показаны вопросы, которые действительно являются ключевыми для свт. Афанасия, и все

его богословие выстраивается, таким образом, в целостную единую систему. В качестве основных источников в этом изложении богословских взглядов использованы сочинения святителя “Contra gentes”, “De incarnatione”, “Orationes contra arianos”.

Во второй части книги приведены ключевые и необходимые для понимания богословия свт. Афанасия отрывки. Каждый отрывок сопровождается необходимым богословским и текстологическим комментарием. Перевод отрывков из “Orationes contra arianos” и “De decretis” на английский язык выполнен по де-гройтеровскому “Athanasius: Werke”, т. е. по последнему критическому изданию, остальных текстов — по PG. Так, из Слов против ариан переведены разделы I. 1, 35—51 и II. 2, 3, 18—82; полностью переведено сочинение “De decretis”; из писем святителя к Серапиону о Святом Духе помещен отрывок из первого письма, главы 15—33; наконец, последним текстом свт. Афанасия, приводимым в книге, является Послание к епископу и исповеднику Адельфию против ариан.

Естественно, при написании книги автором были учтены как основные работы прошлых десятилетий (например, книги Шварца, Опитца, Гарнака, Барди, Томсона, Хансона, Тетца и др.) так и самая современная литература по свт. Афанасию (работы Канненгиссера, Мартэн, Арнольда, Мейеринг, Петерсона и др.); приведенная основная библиография охватывает время с конца XIX в. до настоящего времени, а указанные источники полной библиографии позволяют рекомендовать пособие как отправную точку самостоятельного исследования отдельных вопросов творчества свт. Афанасия. Издание снабжено примечаниями и именным указателем.

Румянцев Д. С.

Douglass S. Theology of the Gap. Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. N. Y.: Peter Lang, 2005. (American University Studies. Series VII: Theology and Religion; 235). xi + 289 p.

Богословие Каппадокийцев, вне всякого сомнения, является самым цветущим периодом в истории христианской мысли. Кажется, нет ни одной области приложения творческих способностей человека, в которой святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский не явили бы блистательных побед, — духа над плотью, личности над природой, свободы над необходимостью, жизни над косностью, в конце концов — победы света истины над помрачением лжи.

Богословское дерзновение побуждало их испытывать свои способности на самых разных путях — в диалектических столкновениях, в социальных преобразованиях, в естественных науках, в толковании священных текстов. И всякий раз главным руководством в их часто новаторских, не имеющих прецедентов, начинаниях служила богословская интуиция богоподобия, сознание исконной близости человека к Богу, заложенного в людях зерна Божией правды. Именно поэтому Каппадокийцы никогда не навязывали истину, а пытались разбудить ее голос в своих слушателях. Не принуждение, а убеждение — таково обыкновение христианской проповеди, утверждает свт. Григорий Богослов 1. Свт. Василий говорит: «Познай себя, чтобы в себе увидеть Бога» 2.

В этом и заключается универсальный характер Каппадокийского богословия, ставшего эталоном чистоты православной веры. Именно по этой причине наследие святителей обладает не только историческим значением, но фундаментальной научной состоятельностью своих основных посылок. Этим можно объяснить все возрастающий интерес к творениям Каппадокийцев в мировой научной среде, причем, в самых разнообразных сферах гуманитарного знания. Деятельный склад свт. Василия способствовал возникновения пристального интереса современных ученых к его социальным взглядам Творения свт. Григория Богослова вызывают восхищение как глубиной богословия, так и своими литературными достоинствами 4. Наконец, в наследии свт. Григория Нисского видят, прежде всего, источник философских озарений5.

1 Oratio 31. 25.

2 См.: Giet S. Les id6es et l’action sociales de saint Basile le Grand. P., 1941; FedwickP. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979; Pouchet J. -R. Basile le Grand et son univers d’amis, d’aprfes sa correspondance. R., 1992; Rousseau P. Basil of Caesarea. Berkeley, 1994.

3 См., напр.: Bernardi J. La pr6dication des Pferes Cappadociens: le pr6dicateur et son auditoire. Marseille, 1968; idem. Saint Gr6goire de Nazianze. Le th6ologien et son temps. P., 1995. P. 330-390.

4 Homilia in illud: Attende tibi ipsi. 15.

5 Интересу современного читателя к наследию свт. Еригория Нисского во многом способствовала книга крупного швейцарского богослова-иезуита Г.-У. фон Бальтазара: Balthazar Н. U., von. Pr6sence et Решёе: Essai sur la philosophie religieuse de Gr6goire de Nysse. P. , 1942. Затем последовала публикация Жана Даниелу: Danielou J. Platonisme et th6ologie mistique: Essai sur la doctrine spirituelle de Gr6goire de Nysse. P., 1944. См. также: Ecriture et culture philosophique dans la pens6e de Gr6goire de Nysse. Actes du colloque de Chfevetogne / M. Harl, 6d. Leiden, 1971; Gregor von Nyssa und die Philosophie: Zweites internationales Kolloquium iiber Gregor von Nyssa / H. Dorrie, M. Altenburger, V. Schramm, 6d. Leiden, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.