Научная статья на тему 'А.Н. Серов. «Альбом путешественника»'

А.Н. Серов. «Альбом путешественника» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Александр Николаевич Серов / письма / «Альбом путешественника» / Отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова / Симферополь / Бахчисарай / Alexander Serov / letters / “Traveler’s Album” / Manuscripts Department of the Scientific Music Library of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory / Simferopol / Bakhchysarai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анастасия Степановна Войцешко

В годы пребывания Александра Николаевича Серова в Симферополе (1845–1848) музыкант формируется как творческая личность, в своей активной театральной, преподавательской и композиторской деятельности проходя тернистый путь от одаренного любителя до настоящего профессионала. В Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории хранится семейная переписка Серова, свидетельствующая о его эстетических принципах и отношении к музыкальной жизни симферопольского общества. Благодаря документам можно проследить эволюцию суждений и вкусов Серова, в скором времени приобретшего известность своими работами в критической и композиторской сферах. Будущий блестящий музыкальный писатель виден уже в первых строчках каждого письма, с его подробной и в то же время прозрачной манерой изложения мыслей. Исключительное эстетическое чутье проявилось и в художественном таланте Серова — его особый взгляд на мир запечатлен в карандашных набросках в сохранившихся до наших дней блокнотах. Огромный запас знаний, всесторонняя творческая одаренность позволили Серову привлечь внимание публики уже на стадии становления, во время службы в Симферополе. Настоящая статья посвящена публикации отдельного, чрезвычайно интересного письма, в котором образ будущего композитора предстает в типично романтическом амплуа путешественника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Traveler’s Album” by Alexander Serov

During the years of Alexander Nikolayevich Serov's stay in Simferopol (1845–1848), the musician is evolving into a creative personality involved in active theatrical, teaching and composing activities, developing from a gifted amateur to a true professional. The Department of Manuscripts of the Scientific Musical Library of the St. Petersburg Conservatory keeps Serov's family correspondence, testifying to his aesthetic principles and attitude to the musical life of Simferopol society. Thanks to the documents, one can trace evolution judgments and tastes of the personality that was soon going to gain fame for his work in the critical and composing fields. The future brilliant music writer is already visible in the first lines of each letter, and his detailed and at the same time transparent manner of presenting his thoughts. An exceptional aesthetic flair was also manifested in Serov's artistic talent — his special view of the world is captured in pencil sketches in notebooks that have survived to this day. A huge body of knowledge, all-round creative talent allowed Serov to attract attention of the public already at the stage of development, while serving in Simferopol. This article is devoted to publication of one extremely interesting letter, in which the image of the future composer appears in a typically romantic role of a traveler.

Текст научной работы на тему «А.Н. Серов. «Альбом путешественника»»

Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 116-131 ДОКУМЕНТЫ

Научная статья УДК 78.071.1

doi: 10.26156/OM.2022.14.2.005

А. Н. Серов. «Альбом путешественника»

Анастасия Степановна Войцешко

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-сакова, Санкт-Петербург, Россия, nastazziy@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2276-8902

Аннотация. В годы пребывания Александра Николаевича Серова в Симферополе (1845-1848) музыкант формируется как творческая личность, в своей активной театральной, преподавательской и композиторской деятельности проходя тернистый путь от одаренного любителя до настоящего профессионала. В Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории хранится семейная переписка Серова, свидетельствующая о его эстетических принципах и отношении к музыкальной жизни симферопольского общества. Благодаря документам можно проследить эволюцию суждений и вкусов Серова, в скором времени приобретшего известность своими работами в критической и композиторской сферах. Будущий блестящий музыкальный писатель виден уже в первых строчках каждого письма, с его подробной и в то же время прозрачной манерой изложения мыслей. Исключительное эстетическое чутье проявилось и в художественном таланте Серова — его особый взгляд на мир запечатлен в карандашных набросках в сохранившихся до наших дней блокнотах. Огромный запас знаний, всесторонняя творческая одаренность позволили Серову привлечь внимание публики уже на стадии становления, во время службы в Симферополе. Настоящая статья посвящена публикации отдельного, чрезвычайно интересного письма, в котором образ будущего композитора предстает в типично романтическом амплуа путешественника.

Ключевые слова: Александр Николаевич Серов, письма, «Альбом путешественника», Отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Симферополь, Бахчисарай

Для цитирования: Войцешко А. С. А. Н. Серов. «Альбом путешественника» // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 116-131. https://doi.org/10.26156/0M.2022.14.2.005.

© Войцешко А. С., 2022

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 116-131

DOCUMENTS

Original article

doi: 10.26156/OM.2022.14.2.005

"Traveler's Album" by Alexander Serov

Anastasia S. Voitseshko

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, nastazziy@ mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2276-8902

Abstract. During the years of Alexander Nikolayevich Serov's stay in Simferopol (1845-1848), the musician is evolving into a creative personality involved in active theatrical, teaching and composing activities, developing from a gifted amateur to a true professional. The Department of Manuscripts of the Scientific Musical Library of the St. Petersburg Conservatory keeps Serov's family correspondence, testifying to his aesthetic principles and attitude to the musical life of Simferopol society. Thanks to the documents, one can trace evolution judgments and tastes of the personality that was soon going to gain fame for his work in the critical and composing fields. The future brilliant music writer is already visible in the first lines of each letter, and his detailed and at the same time transparent manner of presenting his thoughts. An exceptional aesthetic flair was also manifested in Serov's artistic talent — his special view of the world is captured in pencil sketches in notebooks that have survived to this day. A huge body of knowledge, all-round creative talent allowed Serov to attract attention of the public already at the stage of development, while serving in Simferopol. This article is devoted to publication of one extremely interesting letter, in which the image of the future composer appears in a typically romantic role of a traveler.

Keywords: Alexander Serov, letters, "Traveler's Album", Manuscripts Department of the Scientific Music Library of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Simferopol, Bakhchysarai

For citation: Voitseshko A. S. "Traveler's Album" by Alexander Serov. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 116-131. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M.2022.142.005.

© Anastasia S. Voitseshko, 2022

Анастасия Войцешко

А. Н. Серов. «Альбом путешественника»

В Научно-исследовательском Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова1 хранится архив Александра Николаевича Серова — известного композитора и критика, о котором в свое время с уважением отзывался П. И. Чайковский: «...талантливый музыкант, с таким замечательным умом, с таким огромным запасом сведений и всестороннею эрудициею, какими обладал Серов, имеет полную возможность привлечь симпатию публики» [Чайковский 1952, 143]. Было еще одно обстоятельство, связывающее двух музыкантов: оба были выпускниками одного из самых престижных учебных заведений Санкт-Петербурга — Императорского училища правоведения2, которое Серов окончил в 1840-м, а Чайковский — в 1859 году. Оба начинали самостоятельную жизнь как юристы, однако Чайковский очень быстро сменил сферу деятельности, поступив в 1861 году в Музыкальные классы Русского музыкального общества (с 1862 года — Санкт-Петербургская консерватория); Серов же после пятилетней юридической службы в столице был направлен на юг, в Симферополь, где занял должность заместителя председателя Таврической уголовной палаты. Юридическую службу Серов успешно совмещал с занятиями музыкой, в Симферополе были написаны его ранние музыкальные опусы.

Пребывание Серова в Крыму (1845-1848) стало важным подготовительным этапом в профессиональной деятельности музыканта. Служба в Симферополе, общение с представителями местной интеллигенции, новые знакомства и приобретенные знания сыграют важную роль в становлении композитора в дальнейшем. Среди хранящихся в НИОР НМБ СПбГК документов особый интерес представляют письма Серова к матери Анне Карловне (№№ 1957-2066); это более 100 единиц, относящихся к крымскому периоду жизни Серова, впервые надолго уехавшего из род-

1 Далее — НИОР НМБ СПбГК.

2 Привилегированное мужское учебное заведение закрытого типа, основанное в 1835 г. Все выпускники были обязаны прослужить шесть лет в учреждениях Министерства юстиции. В разные годы из стен Училища правоведения вышли крупнейшие деятели русского искусства, в том числе В. В. Стасов и М. И. Чайковский, поэты А. Н. Апухтин и А. М. Жемчужников. Серов окончил училище в составе первого выпуска.

ного города3. Поразителен эпистолярный стиль композитора: он словно ведет беседу с матерью, иногда задает вопросы, будто бы в диалоге с ней, и тут же сам на них отвечает, а когда описывает красоту крымской природы, выбирает поэтические сравнения, чтобы как можно полнее передать собственные ощущения — будь то запах, вкус или цвет. Каждое письмо наполнено ярким, неповторимым ощущением жизни со всем богатством ее красок и звучаний.

Все сохранившиеся письма Серова содержат богатую информацию, на основе которой можно было бы создать самостоятельные научные или популярные опусы, например, «Записки театрала», «Музыкальный дневник», «Крымские встречи» и др. — настолько интересны, разнообразны и литературно богаты высказывания автора. Особое направление в письмах занимают увлекательные повествования о поездках, путешествиях, знакомствах с новыми людьми, их верованиями и обычаями, что закономерно рождает ощущение формирования своеобразного «Альбома путешественника»4 — словно в параллель с известным творением любимого Серовым Ф. Листа5.

Несомненно, великолепным литератором, критиком и композитором Серов стал далеко не сразу, пройдя тернистый путь в музыке от любителя до профессионала. Любовь к музыке у Серова проявилась, как известно, еще в детстве и развивалась в годы учебы в Императорском училище правоведения. Он освоил несколько инструментов, пел в хоре, делал аранжировки и сочинял. В одном из писем к матери композитор приводит слова С. А. Пошмана6: «Рисуйте прекрасную Тавриду, играйте на

3 В НИОР НМБ СПбГК хранятся также рукописные расшифровки писем, выполненные С. М. Вильскер — секретарем Ученого совета и заведующей Рукописным отделом библиотеки Ленинградской консерватории с 1945 года [Архив 1939-1941, № 156; Архив 1943-1966, № 191].

4 Написанные Ф. Листом в 1834-1836 годы пьесы «Альбома путешественника» впоследствии составили первый «Год странствий», изданный в 1855 году.

5 В 1858 году в период заграничной поездки Серов познакомился с Ф. Листом и Р. Вагнером; встречи с ними он описал также в форме «Писем из-за границы», которые были опубликованы в 1858-1859 годах в «Музыкальном и театральном вестнике» №№ 27, 30, 32, 34, 36, 42, 43 [Серов 1950, 507-542; Серов 1984, 77-86].

6 Семен Антонович Пошман (1788-1847) — статский советник и отставной полковник, первый директор Училища правоведения. Характеристика Пошмана довольно неоднозначна. М. М. Молчанов, один из выпускников училища (1845), так отзывался о директоре: «Военный служака, он внес в гражданское училище и военную дисциплину, и безмолвное повиновение высшему начальству. Все время управления Училищем он оставался верен раз принятому принципу и держал все и всех, как говорится, „в ежовых рукавицах". Мы все побаивались его не на шутку — это правда, но правда и то, что в самом этом страхе юные сердца наши инстинктивно чувствовали в этой строгой, до абсолютизма доходящей власти желание нам добра и стремление сделать нас людьми чести и порядка» [Молчанов 1892, 10-11]. В. В. Стасов же считал Пошмана добрым

фортепиано, на виолончели, на театре, пользуйтесь всеми прекрасными дарованиями, которыми вы так щедро наделены»7. За музыкальные способности Серов в свое время был отмечен попечителем Училища правоведения, принцем П. Г. Ольденбургским8.

Прежде чем утвердиться в своих намерениях стать профессиональным композитором, Серову пришлось пройти испытание государственной службой. Прослужив пять лет в Санкт-Петербурге в Канцелярии Правительствующего Сената9, Серов в возрасте двадцати пяти лет (ил. 1) в чине коллежского асессора™ был направлен, как отмечалось, в Таврическую губернию, в Симферополь.

По прибытии в кратчайший срок Серов знакомится с симферопольским светским обществом и, в первую очередь, со своим начальством и коллегами, в том числе — с председателем Уголовной палаты" Д. И. Грязновым, с губернатором В. И. Пестелем, который был весьма расположен к музыканту, с бывшими вице-губернаторами В. М. Бэром и В. М. Казначеевым.

Истинных ценителей искусства, действительно разбиравшихся в музыке и театре, среди представителей общества в провинциальном городе были единицы. Среди них — семья Княжевичей, у которых композитор часто музицировал на рояле; М. П. Мавромихали, страстная любительница искусства, с которой у Серова сложились исключительно доверительные отношения; А. В. Самойлов, директор Симферопольской мужской

и снисходительным человеком, отмечая: «... был довольно строг, порядочный крикун, но в сущности добрый человек и никого не сделал несчастным из всех сотен мальчиков и молодых людей, попавшихся под его начало. Мы очень любили Пошмана» [Стасов 1894, 1591]. По субботам С. А. Пошман проводил в Училище специальные вечера для лучших учеников и их родственников.

7 См. письмо А. Н. Серова к матери от 6 мая 1846 года [НИОР НМБ СПбГК, № 1982].

8 Петр Георгиевич Ольденбургский (1812-1881) — принц, внук Павла I, российский военный и государственный деятель, попечитель Императорского училища правоведения. Стасов вспоминал: «В училище, по желанию принца Ольденбургского, Серов должен был избрать какой-нибудь инструмент, кроме фортепиано, — и он избрал виолончель. <...> В знак памяти при выпуске из училища принц подарил Серову изящный складной пюпитр, на футляре которого напечатан стих из Горация: "Omne tulit punctum qui miscuit utile dulci" [Все превосходно пойдет у того, кто соединит полезное с приятным. — В. С.]» [Стасов 1894, 724].

9 В описываемый период судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Правительствующий Сенат представлял собой верхнюю судебную инстанцию [История 1911, 313-319, 529-533, 538-548].

10 Чин, соответствующий восьмому классу в Табели о рангах.

11 В губерниях действовали Гражданские и Уголовные палаты, каждая из которых состояла из выборного председателя от дворянства, назначенного государством товарища (заместителя — А. В.) председателя и четырех выборных членов. В некоторых палатах имелись и дополнительные асессоры от правительства.

Ил. 1. А. Н. Серов. Портрет 1846 года [Русские деятели в портретах 1886, 130]

Fig. 1. Alexander Serov. 1846 [Russian figures in portraits 1886, 130]

гимназии и один из основателей городского театра; наконец, И. К. Айвазовский, пригласивший музыканта в Феодосию на выставку своих работ12.

Оторванный от дома, Серов часто пишет письма родным и близким. И если в письмах к сестре и В. В. Стасову музыкант подробно освещает культурную жизнь, то в письмах к матери обнаруживаются сведения о светской жизни: званые ужины, балы, новые знакомства и поездки. Будучи талантлив не только в музыке, Серов часто делает в блокноте зарисовки местной натуры и отсылает их родным. В своих письмах композитор уделяет много внимания крымской природе, отмечая, как отличается она от родной, петербургской (ил. 2).

12 Серов с воодушевлением отзывался о картинах Айвазовского. В письме к В. В. Стасову от 5 июня 1846 года он писал: «Картины „Керчь", „Феодосия" и „Одесса" стоят полных 12 баллов, а „Константинополь" — 12. Я не знал, что это была для Айвазовского последняя из его больших работ, но сразу заметил, что он тут пошел дальше тех картин и что эта — настоящий [шедевр] из всего, что он сделал. Это и натурально, потому что задача в этой картине была важнее, и он должен был пустить себя на всех парусах. Но и в тех картинах, даже в самой слабейшей „Севастополь" (за которую я могу дать только 10 или 11), что за натура в воздухе и море. Просто непостижимо! Очень остроумно похвалил эти картины один татарский мурза, по-своему образованный; он долго любовался, потом сказал: „Это сверхъестественно: один ум человеческий выше такого искусства". <.. .> Из маленьких пейзажей (трех) мне более всего нравится „Троя". Тут много какой-то элегической поэзии, о чем он и заботился прежде всего. Вообще я не думаю, чтоб теперь был в Европе художник, который бы превзошел Айвазовского в этом роде живописи» [Русская старина 1877, 521-522].

Ил. 2. Вид города-крепости Чуфут-Кале на фоне Бахчисарая (современная фотография)

Fig. 2. View of the fortress city ^ufut Qale against the background of Bakhchysarai (contemporary photo)

Ил. 3. Маршрут А. Н. Серова из Симферополя к Чуфут-Кале

Fig. 3. Alexander N. Serov's route from Simferopol to ^ufut Qale

Предлагаем публикацию одного из самых интересных среди сохранившихся посланий": музыкант отправляется в путешествие, любуется южными красотами, посещает Бахчисарай" и город-крепость Чу-фут-Кале". Он не мог не поделиться своим восхищением от поездки, запечатлев воспоминания на бумаге, красочно описывая мельчайшие подробности утомительного, но столь богатого впечатлениями путешествия (ил. 3).

Симферополь. 18 апреля 1846. На Фоминой неделе16 Четверг"

Л. 1 Любезная Мама,

Я немного виноват перед тобою, потому что от последнего моего письма к вам, против обыкновения прошло полторы недели. Причину сейчас узнаешь, если уже не догадалась из слов Вольдемара^. В воскресенье я совершил маленькое и чрезвычайно приятное путешествие в Бахчисарай и Чуфут-Кале, и натурально, проехавши 16 верст верхом, с непривычки очень устал, встал в понедельник поздно и не поспел бы к почте. Святую неделю я провел очень тихо, большею частию дома или (что все равно) у одной своей знакомой19, а вечером с нею вместе отправлялся в театр (об моей знакомой я должен еще много беседовать с тобой и с моей 8орЫе2°, а теперь Боже сохрани вас подумать об наших отношениях что-нибудь предосудительное, я скажу только

13 Письмо А. Н. Серова к матери от 18 апреля 1846 года [НИОР НМБ СПбГК, № 1980].

14 Бахчисарай — город южнее Симферополя, бывшая столица Крымского ханства.

15 Чуфут-Кале — средневековый город-крепость восточнее Бахчисарая. Посетив эти места летом 2020 года, автор данной публикации с глубоким сожалением для себя отметил, что оживленный некогда город ныне заброшен.

16 Неделя, следующая после Пасхальной.

17 Подчеркивания в тексте письма, сделанные Серовым, при публикации сохранены.

18 Владимир Васильевич Стасов.

19 Мария Павловна Анастасьева (Мавромихали) (1809-1869) — внучка полковника С. Бей-Мавромихали, служившего Екатерине II и отмеченного монаршей милостью. Впериод знакомства с Серовым М. П. Мавромихали находилась в разводе с мужем. Композитор отзывается о ней как об образованной женщине, прекрасно разбирающейся в искусстве и обладающей утонченным музыкальным вкусом. Серов писал, что она «привязывается душой ко всему истинно прекрасному в музыке» [Финдейзен 1896, 119]. По списку ее любимых произведений, которые Серов часто играл, можно судить о ее пристрастиях: Адажио В-сЗиг из ре-минорной сонаты Бетховена ор. 31, Адажио из Патетической сонаты, Адажио а8-то11, финал Пасторальной симфонии, ария Лепорел-ло «со списком» из «Дон Жуана» Моцарта и вся «Волшебная флейта».

20 София Николаевна Дютур (Серова) (ок. 1820-1861) — сестра А. Н. Серова, певица-любительница.

так: я люблю ее сильно, но любовь эта так же чиста, так же свята, как любовь моя к вам, к Вольдемару и к музыке). И так, не желая говорить о Святой неделе — мало, потому что теперь пока не хочу говорить много, — я перейду прямо к субботе. В этот день я обедал дома (у Губернатора21 тогда был званый обед, но ко мне, по какому-то глупому случаю, приглашенье не дошло, — без при-глашенья я не решился пойти, между тем для меня был оставлен прибор и на другой день, увидясь со мною в Бахчисарае, Губернатор очень жалел, что это так случилось — он посылал // ко мне Л. 2 три раза). После обеда в половине шестого я отправился к Са-мойлову22 — условившись с ним заранее об часе отъезда. Самойлов отправлялся в Чуфут-Кале отчасти по должности своей — директора училищ во всей Таврической Губернии, так как в воскресенье был экзамен в Караимской школе23, в самом Чуфут-Кале. Мы втроем (потому что Сам[ойлов] взял с собою одного учителя) уселись в долгушке24 — престранный экипаж, нечто среднее между тарантасом25 и линейкой26 (такой как придворные), сиденья, впрочем, с одной стороны. Выехали в 6 1/4 и около 9 были в Бахчи-

21 Владимир Иванович Пестель (1798-1865) — генерал-лейтенант с 1845 года; Херсонский гражданский и военный губернатор с 1839 по 1845 год, Таврический губернатор с1845 по 1854 год, младший брат декабриста П. И. Пестеля. «Образованный немец, который не может не любить музыки, так называемой „серьезной", и, разумеется, в грош не ставит всю итальянщину и новейшие фокусы виртуозов на разных инструментах» [Финдейзен 1896, 114]. В молодости губернатор пел тенором, был музыкально начитан, но сам не играл на фортепиано. Губернатор, по воспоминаниям Серова, всегда очень внимательно и оценивающе слушал его, но, к великому сожалению композитора, не мог оценить его исполнение в полной мере, ограничиваясь лишь отдельными похвалами.

22 Александр Васильевич Самойлов (ок. 1810-1880) — директор Симферопольской (Таврической) Казенной мужской гимназии с 1838 по 1854 год. Брат певцов В. В. Самойлова, В. В. Самойловой и Н. В. Самойловой, выступавших в Александринском театре в Санкт-Петербурге. А. В. Самойлов, по словам Серова, «для общей пользы перестроил заново бывший у нас в Симферополе гадкий театр, и теперь, для покрытия больших по этому случаю издержек, устраивает благородный спектакль. Самойлов, мною предваренный обо мне от тех и других, весьма обрадовался возможности употребить меня в дело с 4-х сторон, т. е. как актера, как музыканта-исполнителя, как музыканта-сочинителя, и наконец, в случае нужды, как рисовальщика» [НИОР СПбГК, № 1964]. Благодаря любви к театру, Самойлов сдружился с прибывшим из столицы Серовым: «Все же действительные обязанности директорства Самойлов примет на себя, потому что он любит все это страстно и только из некоторых особенных отношений должен был отказаться от звания директора театра, которое не вяжется с директором Гимназии» [НИОР НМБ СПбГК. № 1968].

23 Караимское училище в Чуфут-Кале, основанное С. А. Беймом (см. далее).

24 Четырехколесный конный экипаж на длинных дрогах.

25 Четырехколесная конная повозка на длинных дрогах, уменьшающих тряску во время долгих поездок.

26 Многоместный экипаж с сидениями по обе стороны.

сарае. Дорога до Бахчисарая, отчасти ровною стеною, отчасти по камням, не представляет ничего занимательного, кроме того, что на средине пути встречается живописная и роскошная растительностью Алминская долина (т. е. долина реки Алмы), но мы приехали в нее уже в поздние сумерки, и я ничего не мог разглядеть как бы [ни] хотел. Не знаю, почему-то Самойлов не хотел останавливаться на ночь в Бахчисарайском дворце, в котором всегда есть комнаты для приезжих, и мы, не выезжая в город, а миновав его, не спускаясь с горы (город остался глубоко внизу, в лощине между скал) отправились на ночлег в маленький станционный дом, в верстах 4-х от самого города. Напившись чаю и закусив холодной индейкой (все это было взято, разумеется, Самойловым), мы, Л. 3 беседуя об разных разностях, заснули около // полуночи, а в 7 часов были уже на ногах. Самойлов, как весьма аккуратный человек, распорядился заранее, чтоб к 8 часам были приведены для нас верховые лошади. К несчастью вышло не так, как он хотел; лошадей не могли нанять к назначенному сроку и только к 10 часам, после довольно скучного ожидания привели нам татарских лошадок (во время ожидания лошадей я бродил около станции и рассматривал толпу крымских цыган, которые расположились почти возле самой станции. Меня чрезвычайно позабавили костюмы черномазых цыганят всякого возраста: на голове какая-то татарская шапочка, а дальше ровно ничего).

Наконец мы сели на коней (у Самойл[ова] было с собой Английское седло, а я сел на татарское) и отправились. Я, как плохой ездок, выбрал себе маленькую и смирную лошадку и при всем том часто смешил Самойлова тем, что придерживался то за гриву, то за луку. Он сказал: «заметно что вы больше играли на ф[орте]-п[иано], чем верхом ездили». Я отвечал, что уж давно докладывал всем "que je ne suis pas un Franconi"27. Впрочем, все обстояло благополучно (во все происшествие я не только ни разу не свалился, но ни разу ни в чем не пробовал чужой помощи). Проехав версты четыре, мы очутились — совершенно в Азии. Об Европе в Бахчисарае ничто не напоминает. Прекрасное местоположение Л. 4 города, между высоких и крутых // скал, везде тополи, грецкие орехи и виноградники; вся жизнь домашняя — на тесных улицах (или лучше сказать на одной улице); все ремесла на вольном

27 «Что я не Франкони» (фр.). Франкони — семья французских цирковых артистов, специализирующихся в конном жанре.

воздухе; дворики с фонтанами посреди каждого, наконец, зной, усиленный еще отражением от раскаленных белых камней; наконец роскошный ханский дворец — все это уже никак не Европа. На дворцовом дворе мы нашли Губернатора с его адъютантом, Влад[ислав] Максим[ович]^ с племянником" и с БакунинымЗ" и еще множество чиновных и учителей местных из команды Самойлова. Мы тотчас же опять сели на коней и отправились в Чу-фут-Кале кавалькадой всадников из 20.

Самая эта поездка уже доставила мне много удовольствия, но какие меня ожидали места. Я взял с собой 8ке1хЬЬоок31 и карандаши, но рисовать было невозможно, во-первых, потому, что некогда было останавливаться, а во-вторых потому, что на каждом шагу, это буквально, новый ландшафт, один восхитительней другого. Для того, чтоб рисовать — надо приехать туда дня на два и выходить все эти места пешком. Я так и сделаю.

День был восхитительный, хотя несколько жаркий (20° в те-ни32). Дорога от Бахчисарая до Чуфут-Кале вся между высоких скал, к одной из которых, на вогнутости прилеплен Успенский монастырь, как какое-то Ласточкино гнездо33. Не имея много времени, мы туда не заезжали, притом, говорят, наружность этого Л. 5 монастыря // интереснее довольно бедной внутренности.

Я все время как будто одурел, что передо мною такая натура, которую я видал только на картинах. Во многих местах мы все должны были тянуться гуськом — так узки эти тропинки между

28 Владислав Максимович Княжевич (1798-1873) — тайный советник (1825-1838), таврический вице-губернатор (с 17 июня 1832 по 30 июня 1838), брат министра финансов А. М. Княжевича. Вместе с братом Дмитрием активно сотрудничал в петербургских журналах, был близок к обществу «Арзамас», где познакомился с А. С. Пушкиным. Общался с И. А. Крыловым, В. А. Жуковским, Д. В. Дашковым. По словам Серова — «совершенный профан в музыке и не скрывает этого» [Финдейзен 1896, 117]. В доме Княжевичей Серову приходится бывать постоянно, на обедах и балах. Его племянника Антонина композитор тоже считает абсолютно несведущим в музыкальных делах.

29 Антонин Дмитриевич Княжевич (1826-1879) — племянник В. М. Княжевича, поступил на службу в 1845 году.

30 Алексей Александрович Бакунин (1823-1882) — общественный деятель, ботаник-любитель, закончил в 1843 году юридический факультет Московского университета, друг А. Н. Серова. Композитор признает в нем одного из немногих симферопольцев, кто действительно разбирается в музыке. «Он (Бакунин — А. В.) чуть не плакал, что уменя дома не было ф[орте]п[иано]» [НИОР НМБ СПбГК, № 1977].

31 Альбом для зарисовок (англ.).

32 По шкале Реомюра, около 27-28 градусов по Цельсию.

33 «Ласточкино гнездо» — средневековый замок из серого камня в готическом стиле, выстроенный на отвесной Аврориной скале в Гаспре — поселке на мысе Ай-Тодор. Это одна из самых высоких скал Южного побережья Крымского полуострова, ее высота — 40 м.

скал. Над нами носились орлы. Далеко, далеко внизу блестели тополи, ярко освещенные солнцем, или мелькал сребристый ручеек (пускай Папа34 посмеется, что я опять описываю декорации — «пригорки, ручейки и мураву шелкову»35. Что ж делать? Чтоб писать об натуре иначе, надо ее знать так же хорошо, как ГумбольдтЗ®, а возможно ли это для артиста? Дай Бог, чтоб я пользовался чужими результатными взглядами, исполненными ума и глубокого знания, а своего в этом случае я не смогу принести ничего).

Чуфут-Кале (Жидовская крепость) весь на крутой высокой скале, куда даже воду доставляют не иначе, как на седлах. Это, разумеется, преоригинальное место. Жилища все в одной тесной куче, улицы самые узкие; мостовая — натуральна, т. е. скала со всеми своими неровностями. В самых воротах города мы были встречены депутацией от всех караимов, при страшном шуме восточной мусикииЗ7. Начальник Караимской школыЗ® привел нас к себе Л. 6 в дом, где был приготовлен завтрак, // состоявший по азиатскому обычаю весь из сладостей (утром, до обеда это довольно неприятно, особенно на проголодавшийся желудок). Потом мы пошли в Синагогу, где тот же начальник школы (он и духовное лицо) отслужил молебен. Напев Караимской молитвы я запомнил и посылаю его СоничкеЗ9. Он несколько раз повторялся во время службы, то Solo, то хором, что было несносно, потому что вовсе не в унисон, а страшная разладица.

Мы разумеется в Синагоге все сидели, и в шляпах. Караимы отличаются от Евреев тем, что не признают Талмуда4°, а только пятикнижие Моисеево4\ которое в нескольких экземплярах хранится у них в великолепных ларцах.

Потом пошли на экзамен, который, конечно, не был для меня интересен, потому что я ни по-еврейски, ни по-татарски не знаю

34 Николай Иванович Серов (1790-1856) — отец А. Н. Серова, чиновник финансового ведомства, действительный тайный советник в отставке.

35 Аллюзия на басню И. А. Крылова «Пустынник и Медведь».

36 Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (1769-1859) — барон, немецкий географ и натуралист, член Берлинской (1800), Прусской и Баварской академии наук, почетный член Санкт-Петербургской академии наук (1818).

37 Музыка (устар.)

38 Соломон Абрамович Бейм (1819-1867) — старший газзан в Чуфут-Кале (с 1841 по 1853), основатель и учитель караимского училища (1843).

39 В письме к сестре от 22 апреля 1846 года А. Н. Серов так ничего и не написал о поездке в Чуфут-Кале [Финдейзен 1896, 59-67].

40 Свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.

41 Пятитомник, обобщающий свод религиозных текстов и общественных прав.

(да и Директор-то также). Начальник школы сказал нам всем речь, которую я прочитал в переводе.

По окончании экзамена пошли обедать там же, где завтракали и опять при звуках татарской музыки, от которой мне теперь уж не так болят уши, как сначала. Слышно было как эти татарские музыканты играли мазурки и вальсы, переделав их немножко на свой лад.

Обед был чисто восточный, но, благодаря Бога, не длинный.

Л. 7 После стола многие из нас изъявили желание // посмотреть на костюм Караимок, которые натурально прячутся, впрочем, более от своих, нежели от нас. Принарядившись как следует, они собрались нам на показ в одной комнате. Костюмы их очень оригинальны и богаты, но те женщины, которых мы видели, нехороши.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращались той же бесподобною дорогою, в Бахчисарай мы заезжали через Иосифатову долину42 — то высокое место, Кепек-Эрмень, откуда виден почти весь полуостров. Тут я в первый раз увидел вдали Черное море, золотое от ослепительного солнца. Это место так высоко, что Чуфут-Кале, стоящий на такой вершине, кажется будто в яме.

Возвратясь в Бахчисарай, мы имели довольно времени осмотреть весь дворец с его восточною роскошью, с его фонтанами и садами. Описывать его подробно я не сумею: скажу вам только, что все это и точно так вы видели на картинках восточных палат и в хороших декорациях. У фонтана Марии Потоцкой4з я хлебнул

42 Иосифатова долина — караимское кладбище в окрестностях Чуфут-Кале.

43 Фонтан в Бахчисарайском дворце (иначе — «Фонтан слез»), воспетый Пушкиным. Серов вспоминает историю создания пушкинской поэмы. Пушкин писал «Бахчисарайский фонтан» на протяжении трех лет, с 1821 по 1823 год, однако старинную легенду о полячке Марии Потоцкой, ставшей наложницей одного из последних ханов Гиреев, поэт услышал еще в Санкт-Петербурге, в период между обучением в Лицее и южной ссылкой, от Софьи Станиславовны Потоцкой (в замужестве Киселевой) [Гроссман 1960, 4-100]. Поездка Пушкина в Крым 1820 года описывается в послании А. А. Дельвигу для альманаха «Северные цветы», датированном декабрем 1824-го: «Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного Хана. К** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes (фонтан слез — А. В.). Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище <...> Что касается до памятника ханской любовницы, о котором говорит М<уравьев-Апостол>, я [его не] об нем не вспомнил, когда писал свою поэму — а то бы непременно им воспользовался» [Пушкин 1937, 252]. Из этого понятно, что вид самого фонтана не произвел впечатления на поэта, однако предание глубоко проникло в его память.

той воды, которая вдохновила Пушкина. Осматривали мы также гробницы ханов и мечеть. Потом в 6 часов отправились домой в своей долгушке — и, comme de raison44, опять приехали в Алмин-скую долину, уже почти впотьмах. В Симферополь мы приехали Л. 8 в // 9 часов, и я таки порядочно устал от верховой езды.

Вот пока все об моем вояже, который познакомил меня с одним из самых любопытных мест моего Крыма. Соничке напишу большое письмо к понедельнику и Вольдемару — огромное.

Сын твой А. С.

Рукописные источники

Архив 1939-1941 — Архив СПбГК. Личное дело Вильскер С. М., 01.03.1939 — 21.01.1941, № 156. 8 л.

Архив 1943-1966 — Архив СПбГК. Личное дело Вильскер С. М., 05.04.1943 — 25.10.1966, № 191. 20 л.

Список источников

[1] Гроссман 1960 — Гроссман Л. П. У истоков «Бахчисарайского фонтана» // Пуш-

кин: Исследования и материалы: в 19 т. Т. 3 / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Москва; Ленинград: Издательство АН СССР, 1960. С. 49-100.

[2] История 1911 — История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911.

В 5 т. Т. 3 / сост. Э. Н. Берендтс, В. А. Гаген, С. К. Гогель, И. А. Блинов]. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1911. 740 с.

[3] Русские деятели в портретах 1886 — Русские деятели в портретах, изданных ре-

дакцией исторического журнала «Русская старина». Второе собрание. Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1886. 170 с.

[4] Молчанов 1892 — Молчанов М. М. Полвека назад. Первые годы Училища право-

ведения в С.-Петербурге. Санкт-Петербург: Типография Е. Евдокимова, 1892. 91 с.

[5] Пушкин 1937 — Пушкин А. С. Письмо Дельвигу А. А., середина декабря 1824. —

первая половина декабря 1825 г. Михайловское // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. Т. 13: Переписка, 1815-1827 / ред. Д. Д. Благой. Москва; Ленинград: Издательство АН СССР, 1937. С. 250-252.

[6] Русская старина 1877 — Русская старина. Т. 18. Санкт-Петербург: Типография

В. С. Балашева, 1877. 576 с.

[7] Серов 1950 — Серов А. Н. Избранные статьи: в 2 тт. Том 1. Москва; Ленинград:

Музгиз, 1950. 628 с.

44 Конечно, разумеется (фр.).

[8] Серов 1984 — Письма Серова к Листу / публ., вступл. и примеч. Вл. Протопопова,

пер. с фр. Г. Рабиновича // Советская музыка. 1984. № 1. С. 77-86.

[9] Стасов 1894 — Стасов В. В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Санкт-Петербург:

Типография М. М. Стасюлевича, 1894. IV с., 1790 стлб.

[10] Финдейзен 1896 — Письма Александра Николаевича Серова к его сестре С. Н. Дю-

Тур (1845-1861 гг.), изданные Ник. Финдейзен. Санкт-Петербург: Типография Н. Финдейзена, 1896. 270 с.

[11] Чайковский 1952 — П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем

и статей / сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина. Москва; Ленинград: Музгиз, 1952. 112 с.

References

[1] Grossman, Leonid P. (1960). "U istokov 'Bakhchisarayskogo fontana' " ["At the origins

of the Bakhchysarai fountain"]. In Pushkin: Issledovaniya i materialy [Pushkin: research and materials]: in 19 vol. Vol. 3. Moscow, Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, рр. 49-100 (in Russian).

[2] Berendts, Eduard N.; Gagen, Vladimir A.; Gogel', Sergey K. & Blinov, Ivan A. (1911).

Istoriya Pravitel'stvuyushchego Senata za dvesti let. 1711-1911 [The history of the Governing Senate in two hundred years. 1711-1911]: in 5 vol. Vol. 3. St. Petersburg: Senatskaya tipografiya, 1911. 740 р. (in Russian).

[3] _(1886). Russkiye deyateli v portretakh, izdannykh redaktsiyey istoricheskogo

zhurnala Russkaya starina [Russian figures in portraits published by the editors of the historical magazine Russian Antiquity]. Second collected. St. Petersburg: Tip. M. M. Stasyulevicha, 1886. 170 p. (in Russian).

[4] Molchanov, Mefodiy M. (1892). Polveka nazad. Pervyyegody Uchilishcha pravovedeniya

v S.-Peterburge [Half a century ago. The first years of the School of Law in St. Petersburg]. St. Petersburg: tip. E. Evdokimova, 1892. 91 р. (in Russian).

[5] Pushkin, Alexander S. (1937). "Pis'mo Del'vigu A. A., seredina dekabrya 1824 g. —

pervaya polovina dekabrya 1825 g. Mikhaylovskoye" ["Letter to Anton A. Delvig, mid-December 1824 — first half of December 1825 Mikhailovsky"]. In Alexander Pushkin. Polnoye sobraniye sochineniy [Complete works]: in 16 vol. Vol. 13. Perepiska, 1815-1827 [Correspondence, 1815-1827], edited by Dmitriy D. Blagoy. Moscow, Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1937, pp. 250-252 (in Russian).

[6] _(1877). Russkaya starina [Russian antiquity]: in 174 vol. Vol. 18. St. Petersburg:

Tipografiya V. S. Balasheva, 1877. 576 p. (in Russian).

[7] Serov, Alexander N. (1950). Izbrannyye stat'i [Selected Articles]: in 2 vol. Vol. I. Moscow,

Leningrad: Muzgiz, 1950. 628 p. (in Russian).

[8] [Serov, Alexander N.] (1984). "Pis'ma Serova k Listu" ["Serov's letters to Liszt"],

publication and comments by Vladimir V. Protopopov, translated from French by G. Rabinovich. In Sovetskaya muzyka, no. 1 (1984), pp. 77-86 (in Russian).

[9] Stasov, Vladimir V. (1894). Sobraniye sochineniy [Collected works]: in 5 vol. Vol. 3.

St. Petersburg: Tipografiya M. M. Stasyulevicha, 1894. IV c., 1790 col. (in Russian).

[10] Findeisen, Nikolai F. (1896). Pis'ma Aleksandra Nikolayevicha Serova k yego sestre

S. N. Du-Tour (1845-1861 gg.), izdannyye Nik. Findeisen [Letters of Alexander Niko-

laevich Serov to his sister Sofia N. Du-Tour (1845-1861), published by Nikolai Findeisen]. St. Petersburg: Tipografiya N. Findeisena, 270 p. (in Russian).

[11] Tchaikovsky, Pyotr I. (1952). P. I. Tchaikovsky ob opere. Izbrannyye otryvki iz pisem i statey [Pyotr I. Tchaikovsky about opera. Selected excerpts from letters and articles], compiled, edited and commented by Iosif F. Kunin. Moscow, Leningrad: Muzgiz, 1952. 112 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 11.10.2021; одобрена после рецензирования: 26.10.2021; принята к публикации: 15.03.2022.

The article was submitted 11.10.2021; approved after reviewing 26.10.2021; accepted for publication 15.03.2022.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.