Научная статья на тему 'АНАЛОГОВАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ПРОЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ'

АНАЛОГОВАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ПРОЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
766
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛОГОВАЯ ФОТОГРАФИЯ / ПЛЕНОЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ / ФОТОПРАКТИКИ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / ANALOG PHOTOGRAPHY / FILM PHOTOGRAPHY / PHOTO PRACTICES / MODERN CULTURE / NETWORK COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ветошкина Ю.В., Внутских А.О.

В статье изучается явление аналоговой фотографии в контексте сетевых любительских сообществ, членов которых объединяет увлечение пленочной фотографией. Занимаясь подобной винтажной практикой, фотолюбители вкладывают в свои действия определенные смыслы. Таким образом, аналоговая фотография выступает маркером определенных ожиданий и социальных ценностей. Пленочная фотография становится эталоном настоящей, «рукотворной» красоты, подлинным предметом. Эта уникальность противопоставляется современной тиражируемости, конвейерности произведений искусства. Аналоговое фото противостоит симулятивности цифровой фотографии. Увлечение пленочным фото становится способом справиться с высокой напряженностью современной жизни, попыткой высвободиться от цифрового диктата. Аналоговые фотопрактики выступают как определенная формой «социальной ностальгии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALOGUE PHOTOGRAPHY AS A PROJECTION OF VALUES AND EXPECTATIONS IN THE CONTEXT OF STUDYING THE NETWORK OF AMATEUR COMMUNITIES

The article studies the phenomenon of analog photography in the context of network amateur communities, whose members are united by their passion for film photography. Being engaged in this vintage practice, amateur photographers put into their actions certain meanings. Thus, analog photography is a marker of certain expectations and social values. Film photography becomes the standard of the real, «man-made» beauty, the genuine object. This uniqueness is contrasted with the modern replicability, pipelining of works of art. Analog photo resists simulatively digital photography. Passion for film photography is becoming a way to cope with the high tension of modern life, an attempt to free oneself from digital dictates. Analog photo practices act as a certain form of «social nostalgia».

Текст научной работы на тему «АНАЛОГОВАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ПРОЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ»

Раздел II. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

УДК 7.038:53:77]:316.7

АНАЛОГОВАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ПРОЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ

Ю.В. Ветошкина, А. О. Внутских

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье изучается явление аналоговой фотографии в контексте сетевых любительских сообществ, членов которых объединяет увлечение пленочной фотографией. Занимаясь подобной винтажной практикой, фотолюбители вкладывают в свои действия определенные смыслы. Таким образом, аналоговая фотография выступает маркером определенных ожиданий и социальных ценностей. Пленочная фотография становится эталоном настоящей, «рукотворной» красоты, подлинным предметом. Эта уникальность противопоставляется современной тиражируемости, конвейерности произведений искусства. Аналоговое фото противостоит симулятивности цифровой фотографии. Увлечение пленочным фото становится способом справиться с высокой напряженностью современной жизни, попыткой высвободиться от цифрового диктата. Аналоговые фотопрактики выступают как определенная формой «социальной ностальгии».

Ключевые слова: аналоговая фотография, пленочная фотография, фотопрактики, современная культура, сетевые сообщества.

В современном мире по умолчанию аналоговое фото принято считать классическим. Думается, что это справедливо, так как подобная разновидность фотографии существовала с середины XIX в. вплоть до изобретения цифрового фотоаппарата и была

© Ветошкина Ю.В., Внутских А.О., 2018 183

единственной технологией, с помощью которой можно было получить качественные изображения. Под аналоговым фото мы понимаем процесс фотографирования с использованием фотоматериалов на «химической» основе.

Аналоговое или пленочное фото является антиподом цифровой фотографии. Цифровая техника, возникнув в середине XX в., к концу столетия обрела пик своей популярности и значительно потеснила пленочные камеры с мирового рынка.

Общей тенденцией еще десятилетие назад был отказ от производства и снятие с продажи аналоговой техники. Параллельно с этим процессом был зафиксирован противоположный - постепенный рост мировых и локальных сообществ фотографов, увлекающихся пленочным фото. На данный момент наблюдается стойкое возрастание интереса к аналоговой фотографии. Производство фотопленок с начала 2000-х гг. шло на спад, но, несмотря на затруднения, американская корпорация «Kodak» продолжает выпускать множество их наименований, а британская фирма «Ilford», выпускающая черно-белые пленки, снова приносит прибыль после того как ее руководство чуть не объявило о банкротстве.

Можно сказать, что аналоговое фото, пережив момент забвения, вновь становится актуальным. Тем интереснее рассмотреть новый жизненный цикл пленочной фотографии как социокультурного явления, которое сейчас находится на очередном витке возвращения в поле современных практик.

В условиях цифровой культуры существуют и развиваются группы любителей аналоговой фотографии, которые объединяются в сообщества реальные и виртуальные. Существуют зарубежные онлайн сообщества, например, «The film shooters collective», «Fstoppers: Analog Photography», «Film and Analogue Photography» и др. Сообщества базируются на платформе блогов, «Facebook» или развиваются как самостоятельные сайты.

В России также можно наблюдать онлайн-сообщества любителей аналоговой фотографии. В основном они расположены на платформе социальной сети «Vkontakte». Это сообщества «Photo Film», «Пленка», «Зенит фото» и др. Численность самого большого сообщества «Пленка» достигает 180 000 человек.

Цель таких сообществ - предоставить фотографам возможность объединяться и помогать друг другу. Члены сообществ делают публикации в Интернете, организовывают выставки, выполняют коллективные заказы, пишут статьи. Организаторы группы стремятся помочь фотографам всех уровней. Группы являются открытыми, любой желающий может присоединиться к ним и стать частью аналогового фотографического сообщества.

С целью изучить всплеск любительского интереса к винтаж-ной практике, такой как аналоговое фото в современную цифровую эпоху, нами был проведен социологический опрос среди любителей аналоговой фотографии. В опросе приняли участие 315 человек, увлекающихся пленочной фотографией, проживающих в 36 городах. Все они состоят в тех или иных виртуальных сообществах. Респонденты являются жителями России в возрасте от 14 до 57 лет и из них 144 (45,9 %) женщины и 170 (54,1 %) мужчин.

Основная цель опроса заключалась в выявлении причин ат-трактивности аналогового фото. В опросе были представлены вопросы закрытого и открытого типа, а также некоторые вопросы имели вариант ответа - «Другое». Примечательно, что респонденты предпочитали указывать свой вариант ответа в графе «Другое» вместо того, чтобы выбрать готовый ответ, а также в открытых вопросах писали достаточно развернутые ответы. Безусловно это желание коммуницировать связано с острой потребностью высказаться на важную и личностно-значимую тему.

Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: «С чего началось ваше увлечение пленочной фотографией?», «Как часто вы снимаете на пленку?», «Какой фотоаппарат вы используете?», «На сколько вы владеете процессом аналоговой фотографии?», «Как выглядит конечный результат вашей фотопрактики?»

В рамках социологического опроса был задан открытый вопрос: «Пожалуйста, напишите несколько слов о том, чем обусловлен ваш интерес к аналоговой (пленочной) фотографии». В данной статье мы сосредоточимся на интерпретации полученных ответов на этот вопрос, составляющий ядро нашего опроса. Все полученные высказывания мы разделили на смысловые

блоки, которые будут описаны и проанализированы с культурологической точки зрения.

Как показали данные интернет-опроса возвращение к аналоговым практикам в фотографировании отчасти связано с понятием «социальной ностальгии» Г.Е. Зборовского [1, с. 31]. Это попытка актуализировать образ прошлого: «Из любопытства вернуть в дело старую семейную мыльницу, на которую было отснято все детство1» (Р., жен., 23 года, г. СПб). Стоит отметить, что к аналоговой также относят и моментальную фотографию.

Обращение к винтажной технике связано с тоской по «детскому» миру: «В четыре года я с папой уже окунал фотобумагу в ванночки с проявителем и закрепителем. С тех пор фотография для меня - это волшебство. Со временем мы перестали снимать на пленку т перешли на "цифру". Тогда-то волшебство и исчезло. Поэтому сегодня снова снимаю на пленку, очень люблю аналоговую фотографию - она дисциплинирует и хранит тепло не только на снимке, но и в душе. Красный фонарь, химикаты, ванночки... Я и папа» (Р., муж., 33 года, г. СПб).

С другой стороны - само увлечение аналоговой фотографией для большинства респондентов связано с выбором, который когда-то сделали их родители: «Мои родители увлекаются фотографией» (Р., муж., 20 лет, МО Раменское); «Отчим увлекался пленочной фотографией, также считаю ее более живой и настоящей» (Р., муж., 20 лет, г. Ивано-Франковск); «...Нашел старый батин фэд и решил попробовать» (Р., муж., 25 лет, г. Москва), «Получил фотоаппарат от родственника, решил разобраться как он работает и понеслось» (Р., муж., 25 лет, г. Москва). В обществе присутствует ностальгия по старым аналоговым носителям информации - это подтверждает даже тот факт, что многие люди любят моделировать «полароидные» или пленочные эффекты на смартфонах, о чем также сообщали респонденты.

1 Здесь и далее в тексте статьи приводятся примеры из письменных высказываний респондентов (выделены курсивом). Цитаты приводятся без изменений и коррекции - в том виде, как они были зафиксированы участниками исследования.

Многие респонденты отмечают особое свойство аналоговой фотографии - ее магическую характеристику, особую атмосферу всего процесса. Это имманентное свойство человека, присущее ему на протяжении всей сознательной истории человечества, - ожидать чудесного, верить в иррациональное. «Все дело в магии самого процесса, от зарядки пленки до печати снимка» (Р., муж., 32 года, г. Пермь). «Мне нравится атмосфера пленочной фотографии. Нравится ждать пленку с проявки, а потом со сканирования. Просто люблю смотреть в видоискатель! Там просто другой мир!» (Р., жен., 26 лет, г. Воронеж). «Мне нравиться не только особая цветопередача пленки, но и особая магия фотографии, которые как бы оживают» (Р., жен., 30 лет, г. Пермь). «Завораживает процесс и проявка, эффект старины» (Р., жен., 22 года, г. СПб).

Согласно социологическим и культурологическим концепциям, описывающим городскую культуру, жизнь современного горожанина до предела рационализирована. Ручной процесс проявления фотографий, аура, сопровождающая эти действия, неожиданный результат - все это вместе конструирует локус «чудесного», не до конца понятного и по этой причине невероятно притягательного процесса: «Меня привлекает сложность процесса получения готового снимка. Ожидание проявки и оцифровки фото придает этому некую романтику. Также фотографии получаются очень качественными и по-особому эстетичными» (Р., жен., 17 лет, г. Воронеж).

Вальтер Беньямин так описывает это впечатление: «Если достаточно долго быть погруженным в созерцание снимка, становится понятным, насколько тесно и здесь соприкасаются противоположности: точнейшая техника в состоянии придать ее произведениям магическую силу, какой для нас уже никогда больше не будет обладать нарисованная картина. Вопреки всякому искусству фотографа и послушности его модели зритель ощущает неудержимое влечение, принуждающее его искать в таком изображении мельчайшую искорку случая, здесь и сейчас, которым действительность словно прожгла характер изображения, найти то неприметное место, в котором, в так-бытии той давно прошедшей минуты будущее продолжает таиться и сей-

час, и при том так красноречиво, что мы, оглядываясь назад, можем его обнаружить» [2].

Из анализа дискурсов выясняется, что, несмотря на свойство непредсказуемости, именно аналоговое фото обладает той про-цессуальностью, которой человек может управлять. Человеку подвластны аналоговые технологии в том плане, что он может повлиять на результат установив ручные, механические настройки при фотографировании: «Весь процесс сугубо механизирован, особенно если конечным результатом является аналоговый отпечаток. Ты самостоятельно делаешь все от начала до конца, своими ручками. Никакая электроника тебе не помогает (кроме встроенного экспонометра в фотоаппарате).» (Р., муж., 22 года, г. Одесса).

Пленочная фотография увлекает большинство фотографов тем, что она связана с умственным усилием, требующим интеллектуальной работы. Прежде, чем сделать кадр - нужно подумать, настроить фотоаппарат, продумать концепцию съемки. «Нравится именно сам процесс получения фотографии - от щелчка затвора до просмотра конечного результата. Сама философия процесса и осознание того, что происходит в момент попадания света на пленку, история каждого сделанного снимка - вот что именно меня будоражит. Так же огромный потенциал развития умения передать увиденное глазами и задуманное головой, путем выставленных настроек, выбором пленки, да и самим фотоаппаратом - все это и вышеперечисленное тянет меня к аналоговой фотографии» (Р., муж., 24 год, г. Пермь).

В эру массовой автоматизации всех сфер жизни люди испытывают острый процесс тотального «отчуждения», тем приятнее оказывается погружение в ручной механический процесс аналоговой фотографии: «.Пленка и старые фотоаппараты - это лишь средство, и каждый волен выбирать то, что ему больше нравится и с чем ему комфортнее работать. Мне вот нравится пленка. Нравится мне со всем этим заморачиваться, потому что приятнее, когда все в руках, а не на экране. Более живо ощущаю все это, когда в руках, что ли... Да и старые камеры банально круто выглядят и классно звучат» (Р., муж., 21 лет, г. Москва).

Через фотопрактики происходит сложный процесс конструирования идентичности. Пленочное фото дает возможность выразить себя, свою индивидуальность, отправить в мир свое послание, мессидж: «Через пленочную фотографию я могу выразить свою индивидуальность, передать ход своих мыслей, состояние души и внутренний мир» (Р., муж., 22 года, г. Березовский) «Пленочная фотография - это нечто большее, чем просто фотография. В каждом кадре остается часть души, и это невероятно круто» (Р., жен., 18 лет, г. Ангарск).

Аналоговая фотография расценивается как возможность высвободиться от цифрового диктата, ограничивающего свободу действий автоматическим процессом. «Фотография и пленка -это исторически обусловленное взаимодействие. Как и музыка на виниле, фото на пленку дают больше эмоций при просмотре... » (Р., муж., 21 год, г. Пермь). Жан Бодрийяр, описывая современные процесс, выступал критиком существующего положения дел в обществе: «Массы захвачены этим гигантским процессом инерции посредством ускорения. Они есть этот разрастающийся, пожирающий процесс, который аннигилирует любое возрастание и любой рост смысла» [3, с. 202]. М. Маклюэн считал, что «фотокамеры склонны превращать людей в вещи, а фотография распространяет и размножает человеческий образ в масштабах, свойственных товарам массового производства» [4, с. 198]. Точкой «роста смысла» предстает аналоговое фото как живой, не симулятивный продукт: «Вся моторика процесса. Взвод, спуск затвора. Почти всегда получается захватить "воздух" в фотографии. Они будто дышат» (Р., муж., 26 лет, г. СПб); «Она живая» (Р., муж., 29 лет, г. Липецк).

Это соединение не подвластности и одновременной управляемости, умственной и телесной включенности в процесс фотографирования рождает и новое терминологическое осмысление. Фотолюбитель как «новый шаман» своего времени. «Нравится механика процесса. Как шаманство» (Р., муж., 39 лет, г. СПб). Шаманизм в данном случае представляется как возможность «странствовать» по мирам - обращаясь то в прошлое, то в будущее, постигая устройство общественной жизни, обеспечивая его целостность.

Вообще протяженный во времени процесс создания аналоговой фотографии - одна из наиболее популярных причин аттрак-тивности подобной практики для респондентов. «Предвкушение посмотреть на результат после проявки, приятное ожидание» (Р., жен., 26 лет, г. Волгоград).

Как и любая ручная работа, требующая длительного времени, предполагается «ожидание встречи» с конечным результатом. Возникает ситуация «отсроченного удовольствия», отложенного эмоционального удовлетворения ради достижения долгосрочных целей. «Мне нравится магия процесса съемки, это очень приятно и увлекательно. Нравится момент ожидания проявки и оцифровки. Нравится, что снимки не нужно обрабатывать, чтобы добиться особой атмосферы. Нравится то, что каждый снимок несет в себе особую энергию, которую способна впитывать и сохранять пленка» (Р., жен., 28 лет, г. Саратов).

Такая ориентация на более отдаленные во времени цели характеризует любителей пленочной фотографии как людей в высшей степени осмысливающих свою деятельность. «Ты не сразу получаешь результат. Необходимо дождаться, когда закончится пленка. Твои руки дойдут для того, чтобы отнести проявить и отсканировать пленку. И только потом ты получаешь или приятное удивление или разочарование. Во всем этом процессе какая-то магия, что ли...» (Р., жен., 20 лет, г. Севастополь). «Неподражаемый цвет, непредсказуемый результат» (Р., муж., 28 лет, г. Москва).

Стоит отметить амбивалентную природу процесса фотографирования на аналоговую фотокамеру. С одной стороны - это интеллектуальная работа, умственное напряжение, с другой -многие респонденты подчеркивают релаксационный характер данного действия: «Аналоговая фотография требует большей вдумчивости, внимательности, концентрации, хороший способ релаксации» (Р., жен., 19 лет, г. Кострома).

Для части респондентов аналоговая фотография - это способ расслабиться, погрузившись в созерцательный процесс, отвлечься от быстрого темпа современной городской жизни. Все, опрошенные нами, не являются профессиональными фотографами - они любители и пленочное фото - это их хобби: «Сам процесс несет эффект медитации, помогает отвлечься» (Р.,

жен., 19 лет, г. Москва). «У меня нервная работа. С фотоаппаратом я отдыхаю, это созерцательный процесс.» (Р., жен., 35 лет, г. Нижний Новгород).

Многие респонденты отметили эстетику аналоговой фотографии. Именно пленочное фото оказывается тем эталоном настоящей, «рукотворной» красоты, которую человек может создать сам: «Нет возможности выбрать кадр из множества, он такой один - уникальный, живой, естественный получается, жизнь как она есть. Цвета божественные, натуральные, конечно же, окунаешься в ностальгию по времени, когда деревья были большими, и фотоаппараты тоже большими, интересными и волшебными штуками. Пленка учит ценить время и ресурсы, видеть только самое важное, самое душевное. Остановись, мгновение, ты прекрасно» (Р., жен., 22 года, г. Екатеринбург).

Красотой и особым цветовым решением наполнены не только снимки: «Нравится результат, мягкие цвета и свет. Плюс ощущение чего-то особенного...» (Р., жен., 23 года, г. Москва); «Привлекает пленочная пастельная, ламповая что ли, цветопередача» (Р., муж., 24 года, г. Челябинск), но и сама техника несет в себе отпечаток времени, становится арт-объектом, объектом визуального и тактильного наслаждения: «Любуюсь эстетикой старых камер, самим процессом» (Р., муж., 14 лет, г. Приютово); «Нравится процесс фотографирования, заправка пленки, взвод затвора, хлопки зеркала. Получаю эстетическое удовольствие от ретро камер» (Р., муж., 25 лет, г. Москва).

Через практику фотографирования человек проявляет свое творческое отношение к действительности, переживает состояние духовно-чувственной эйфории: «Красота мира внутреннего и внешнего. Пленка способна передать нечто большее, как бы слегка прикоснуться к неуловимому и вечному. В пленочной фотографии другой воздух, другой свет» (Р., жен.,28 лет, г. СПб). «Пленочная фотография сохраняет истинную красоту момента, теплоту и эмоции, без прикрас» (Р., жен.,23 года, г. СПб).

Многие респонденты указывали на то, что каждый кадр пленки по-настоящему уникален, так как свет везде падает по-разному и многое зависит от настройки фотоаппарата. Аналоговая фотография становится единичной, штучной вещью, без 191

возможности повторения: «Пленка - не бездумное щелканье затвора, каждый кадр заставляет подумать над ним, построить композицию. Количество попыток сделать красивый кадр не бесконечно. В этом, наверное, и главный плюс пленки» (Р., муж., 20 лет, г. Новосибирск).

Таким образом, аналоговая фотография противопоставлена современным принципам «тиражируемости», конвейерного производства, симулятивности (Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе), несмотря на ее инкорпорированность в контекст массовой культуры. «Ограниченность кадров создает ощущение уникальности» (Р., жен., 18 лет, г. Калининград). «Почему-то мне кажется, что снимки, сделанные на пленку, более ценные, чем десятки снимков, которые делаешь на цифру. наверное, суть как раз в том, что с помощью цифры ты можешь себе позволить отснять событие с десятка ракурсов, настолько подробно, что фотосессия перестает иметь смысл. Она становится какой-то пластиковой, чрезмерно постановочной, слащаво-выверенной. у меня есть и зеркалка, но в последние годы я практически не беру ее в руки... » (Р., жен., 23 года, г. Москва).

Любопытно, что фотография поврежденная, испорченная становится наиболее ценным артефактом, предметом с «биографией», вещью в которой есть определенным смысл. Она противостоит идеально гладкой глянцевой фотографии, как настоящая вещь ее «симулякру» (термин Ж. Бодрийяра): «Это интересное хобби. Пленочная фотография завораживает своей структурой, объемностью, каждая фотография сугубо индивидуальна, потому что даже сканируя или печатая невозможно воспроизвести повторно положение пылинок или ворсинок. Мне нравится, когда фотография повреждена, это дает ощущение того, что она настоящая. Использование старой просроченной пленки (Здравствуй, "Свема" 1986г.) само по себе опыт» (Р., муж., 20 лет, г. Москва).

Респонденты ставят аналоговую фотографию в явный противовес цифровой, аргументируя это тем, что цифровая фотография не настоящая фотография: «Не могу наслаждаться цифровой фотографией» (Р., муж., 24 года, г. Красноярск). «В цифровом изображении, в действии участвуют пиксели и для некоторой оптимизации они то сжимаются, то расширяются. В аналого-

вых фотографиях все натурально и без изменений.» (Р., муж., 23 года, г. Томск). «Настоящая живая фотография, а не автоматизированный цифровой процесс» (Р., жен., 35 лет, г. Саратов). В аналоговых технологиях недоступен цифровой обман.

Пленочная фотография - это искусство так считает часть респондентов, т.к. происходит постижение мира человеком с помощью художественных средств. Увлекаясь аналоговой фотографией, они поддерживают этот вид искусства, боясь его исчезновения. «Пленочная фотография - это отдельное искусство. Получаются совершенно иные снимки, позволяющие увидеть то, чего не видно ни глазом человека, ни на цифровом снимке.» (Р., муж., 17 лет, г. Самара); «Искусство вечно» (Р., муж., 35 лет, г. СПб); «Своего рода - это истинное искусство, где ты учишься делать красивый кадр с первой попытки, а не делать 100500 снимков в надежде, что, хотя бы один получится. Плюс работая руками с аналоговыми фото - ты вкладываешь в них частичку души» (Р., муж., 27 лет, г. Рязань). «Фотография - это то же искусство. Мне нравится, что пленочные фотографии получаются очень теплые и живые по состоянию, а главное они очень ценные, так как много их не сделаешь» (Р., жен., 23 года, г. Пермь). «Ностальгия, винтаж, стекло и металл старых советских аппаратов» (Р., муж., 49 лет, г. Ставрополь). «Это поистине прекрасное искусство» (Р., жен., 20 лет, г. Воронеж).

Другие любители цифрового фото относят свои практики к категории «творчества», творческого времяпрепровождения, хобби. «Не считаю фотографию искусством, но творчеством, к которому на мой взгляд наиболее приближена именно аналоговая фотография. Все это при условии, что человек не только жмет на кнопку, но проявляет, печатает сам на фотоувеличителе, но главное сам экспонирует, а не просто снимает на мыльницу или в авто режиме. Это, я считаю, профанация» (Р., жен., 22 года, г. СПб). Это творчество представляется как рефлексивное, в высшей степени осмысленное: «Обусловлен тем, что это особого рода творчество, будто пишешь картину, в отличии от цифры нужно подумать, представить, есть в этом всем какой-то шарм, а на цифру что? Взял и клацай хоть 100 кадров одного и того же» (Р., муж., 24 года, г. Донецк). Думается, что «упадок» 193

документальной функции фотографии связан с концом современности индустриального общества и «выражается в бурном распространении практик, занимающих промежуточное положение между различными сферами самой фотографии, современного искусства и цифровых сетей» [5, с. 3].

Относительно аналогового фото существует представление, что это явление связано, прежде всего, с феноменом «моды». Не отрицая этого факта, отметим, что всего лишь два респондента назвали первопричиной своего интереса к пленочной фотографии моду, но далее в своих ответах они сами же выводят практику фотографирования на аналоговую технику из поля исключительного подражания модным образцам: «В 2011 году было "модно" фотографировать на пленку, примерно в то время я и начала фотографировать, а потом как-то затянуло, ведь это огромное удовольствие - получать снимки, которые ты даже не представляешь как выглядят, но несут в себе столько памяти и воспоминаний» (Р., жен., 23 года, г. Ярославль); «Пленочные фотографии имеют свою особенность в цветопередачи и глубине кадра, ну и сам факт аналоговости подкупает. Ну, и в конечном счете сейчас мода на пленку, поэтому интерес может быть обусловлен и модой» (Р., муж., 22 лет, г. Пермь).

Думается, что мода - это во многом процесс копирования, переноса неких готовых клише. Как мы видим из предыдущего анализа ответов респондентов, процесс увлечения такой фотосъемкой требует вдумчивого, осмысленного отношения, в этом много индивидуально проделываемой работы, поэтому невозможно отнести процесс создания пленочной фотографии исключительно к «модному» поведению: «Ни для кого не секрет, что при съемке на цифровой фотоаппарат не возникает желания долго думать над кадром, и всегда делается несколько прицельных кадров, прежде чем сделать конечный. Во многом цифровой фотоаппарат все делает и думает за фотографа, и я не беру в пример тех, кто снимает на автоматические режимы съемки, ибо тут даже ребенок сможет сделать кадр. В пленочной мануальной фотографии все иначе. Подчеркну, мануальной, ибо сама красота фотографии на пленочный фотоаппарат заключается в умении фотографа мыслить над важными параметрами съемки, не имея возможности "прицелится" и

сделать поправочные кадры. Выдержка, диафрагма, фокусировка, определение ГРИП и применение фильтров и бленды считаются самыми первостепенными для получения задуманного кадра. Именно задуманного, а не сделанного на авось. Сколько чувств кроется при очередном ожидании проявлении пленки, и обнаружении на ней замечательных кадров. Именно ограничение в 36, 24 и 12 кадров и необходимость думать над кадром делают пленочные фотографии "душевными ". Каждый кадр - это взвешенное и обдуманное действие» (Р., муж., 23 года, г. Великий Новгород).

В сухом остатке наш социокультурный анализ показал, что аналоговая фотография позволяет выразить себя, свою индивидуальность, «отправить в мир свое высказывание». Сам процесс в силу своей особой атмосферы приобретает магическую окраску, которой не хватает индивидам в «расколдованном» мире. Фотография, таким образом, становится эталоном настоящей, «рукотворной» красоты, подлинным, уникальным предметом. Эта уникальность, обладание вещью собственной «биографией», представленность в единственном экземпляре противопоставлена современной тиражируемости, конвейерности произведений искусства, цифровой фотографии как симулякру. Практика ожидания проявки выступает как элемент непредсказуемости в рационально просчитанном, «программированном», по словам А. Турена, обществе [6]. Вдумчивость, созерцательность, релаксирующий эффект процесса аналоговой фотографии позволяет сравнить его с практикой медитации в современном обществе, полном стрессов и высоких скоростей. Таким образом, это становится способом справиться с высокой напряженностью современной жизни, попыткой высвободиться от цифрового диктата, формой «социальной ностальгии».

Библиографический список

1. Зборовский Г.Е., Широкова Е.А. Социальная ностальгия: к исследованию феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 31-34.

2. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: Ад Маргинем, 2013. URL: https://royallib.com/read/benyamin_valter/ kratkaya_istoriya_fotografii.html#0 (дата обращения: 10.05.2018).

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/bodr_sim/ (дата обращения: 10.05.2018).

4. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Гиперборея: Кучково поле, 2007. 464 с.

5. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством / пер. с фр. СПб.: Клаудберри, 2014. 712 с.

6. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / пер. с французского Е.А. Самарской, ред. пер.

М.Н. Грецкий. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

ANALOGUE PHOTOGRAPHY AS A PROJECTION

OF VALUES AND EXPECTATIONS IN THE CONTEXT OF STUDYING THE NETWORK OF AMATEUR COMMUNITIES

Yu.V. Vetoshkina, A.O. Vnutskih

Perm State University

The article studies the phenomenon of analog photography in the context of network amateur communities, whose members are united by their passion for film photography. Being engaged in this vintage practice, amateur photographers put into their actions certain meanings. Thus, analog photography is a marker of certain expectations and social values. Film photography becomes the standard of the real, «man-made» beauty, the genuine object. This uniqueness is contrasted with the modern replicability, pipelining of works of art. Analog photo resists simulatively digital photography. Passion for film photography is becoming a way to cope with the high tension of modern life, an attempt to free oneself from digital dictates. Analog photo practices act as a certain form of «social nostalgia».

Keywords: analog photography, film photography, photo practices, modern culture, network communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.