© КОБЫЛЯНСКИИ В.И., 2015 УДК 612.6.05:92 Достоевский
АНАЛИЗ ЗДОРОВЬЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО, ЕГО ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА С НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЙ ГЕНЕТИКИ (ЧАСТЬ II)
Кобылянский В.И.
ФГУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России, Москва
Для корреспонденции: Кобылянский Вячеслав Иванович — д-р мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. генетики мультифакториальных заболеваний; e-mail: [email protected], тел. 89152734707
Имеющиеся версии о наличии и характере эпилепсии у Ф.М. Достоевского во многом неоднозначны и порой противоречивы. В связи с этим потребовалось рассмотреть некоторые генетические аспекты у писателя, что позволило внести уточнения в этот вопрос. Впервые проанализирован феномен гениальности Ф.М. Достоевского с позиции вклада генетической компоненты в творческий процесс в роду писателя.
Установлено, что предки Ф.М. Достоевского не могут являться источником наследственной предрасположенности к эпилепсии. Под сомнение ставится представление по крайней мере о наличии генуинной природы указанной патологии. Для рода Достоевских характерна значительная распространенность генов «творчества», существенная определенная кумуляция которых наряду с рядом экзогенных факторов, верифицированных у писателя, может обусловливать феномен гениальности.
Кл ючевые слова. Ф.М. Достоевский; генеалогия; гены «творчества»; феномен гениальности.
Для цитирования: Клин. мед. 2015: 93 (3): 27—36.
ANALYSIS OF F.M.DOSTOEVSKYS HEALTH, PERSONALITY, AND WORKS FROM THE GENETIC STANDPOINT. PART 2
Kobylyansky V.I.
Research Institute of Pulmonology, Federal Medico-Biological Agency, Russia Correspondence to: Vycheslav I. Kobylyansky - MD, PhD, DSc; e-mail: [email protected]
The data on Dostoevsky's epilepsy are ambiguous and often contradictory. It prompted consideration of certain genetic aspects of the writer's pedigree for the clarification of this issue. The phenomenon of Dostoevsky's genius was for the first time contemplated from the standpoint of the contribution of genetic factors to his creative work. It was shown that Dostoevsky's ancestry can not be a source of hereditary predisposition to epilepsy. The available data question the genuine nature of his disease. Characteristic of Dostoevsky's ancestry is the wide occurrence of «creativeness» genes. Their cumulation together with a number of other factors verified in the writer can account for the phenomenon of his genius.
Key words: F.M. Dostoevsky; mental state; creative work; genetic aspects.
Citation: Klin. med. 2015; 93 (3): 27—36. (in Russian)
Продолжая рассматривать разные аспекты личности Ф. М. Достоевского и его творчества с позиции генетики, необходимо отметить, что феномен гениальности Ф. М. Достоевского в аспекте наследования творческих способностей ранее не изучался.
До настоящего времени мало изучены нейронная организация и генетический контроль творчества. Очевидно, что процессы творчества, как и процессы мышления, обучения, обеспечиваются активностью определенных нейронных структур. Предложены гипотетические модели нейронных организаций и наследования творческих способностей. Согласно одной из них (с тремя доминантными генами «творчества»), существует феномен «разномерности» проявления творческих способностей, что может быть следствием существования разных «временных» аллелей генов «творчества» [1]. При этом некоторые аллели экспрессируются, иначе говоря, оказывают свое влияние, на уровне фенотипа только на ранних или только на поздних этапах творчества либо стабильно «работают» в течение всей жизни. После выключения «ранних» аллелей прекращается или уменьшается образование рецепторов, формиру-
ющих специфические рецептивные поля, происходят или полная потеря активности «концептогенных» нейронов или упрощение их организации, после чего они функционируют как обычные гностические нейроны, что сопровождается угасанием творческой активности. Включение «поздних» аллелей генов «творчества» обусловливает противоположные процессы в гностических нейронах, превращая их в «концептогенные»*, и возрастание творческой активности в зрелом возрасте. В качестве примеров проявления творческой активности в раннем и зрелом возрасте можно привести создание капитального труда «Система трансцендального идеализма» в возрасте 19—22 лет выдающимся немецким представителем идеализма в новой философии Ф. Шеллингом, ничего принципиально нового больше
* «Концептогенные» нейроны — «сверхсложные» гностические нейроны, способствующие развитию концепций, идей и т. д., условно обозначенные, согласно гипотетической модели нейронной организации и наследования творческих способностей [1], основанной на гипотезе Ю. Кнорского [2], в основу которой положены данные лауреатов Нобелевской премии (1981), канадского и американского нейрофизиологов Д. Хьюбела и Т. Визеля.
не написавшим, несмотря на то что он имел все условия для дальнейшей творческой работы в университете, в котором преподавал, а также формирование одним из ведущих творцов немецкой классической философии Ф. Гегелем в возрасте старше 40 лет фундаментальной философской системы идеализма [1]. Аллели генов «творчества», стабильно «работающие» в течение всей жизни, обеспечивают длительные периоды творческой активности индивидов, охватывающие всю их жизнь с акцентуированием определенных ее периодов, связанных с факторами воздействия реальных условий. Примером варианта стабильно «работающих» в течение всей жизни аллелей генов «творчества» является деятельность Ф.М. Достоевского, активно и ярко начавшаяся по сути уже в юношестве и продолжавшаяся вплоть до его кончины, накануне которой у него были большие планы на будущее. Гипотетическая модель нейронной организации и наследования творческих способностей предполагает полигенный контроль с аддитивным (суммарным) эффектом действия генов. Путем использования этой же модели нейронной организации и наследования творческих способностей показано, что могут происходить, и это уже широко известно, процессы как «накопления» генов «творчества», так и их «рассеивания». В первом случае необходимым условием является наличие в геноме каждого из родителей не менее двух—трех разных генов «творчества», что может усиливаться различными факторами, в частности ассортативностью браков (неслучайным подбором брачных пар), особенно заключаемые между феноти-пически сходными индивидами, что нередко имело место в кругах лиц с высоким социальным статусом. Во втором случае наряду с наличием у одного из родителей несколько доминантных генов «творчества» имеет место их отсутствие у другого родителя; такая ситуация нередко наблюдается в семьях талантливых и гениальных людей. Установлено, что в последующих поколениях после гения может иметь место ситуация, когда отсутствуют в поколениях лица с наличием таланта или выраженными способностями, которую определяют фразой «природа отдыхает на детях гениев». Эти случаи можно проследить и в роду Достоевских: первый и второй — в промежуток времени, соответствующий развитию рода главным образом до появления писателя, тогда как вышеописанная ситуация — в последующих после писателя поколениях при том, что в роду имелось немало творчески одаренных людей, но соответствующие условия на протяжении длительного периода (5—6 поколений и более), достаточного для «накопления» генов, не складывались.
Проведенный нами впервые анализ рода Достоевских с позиции распределения в нем генов «творчества» (см. рисунок) показал, что данный род, несомненно, интересен именно с позиции оценки наследственного материала, его распределения в роду. Уже предварительный общий анализ свидетельствует о высокой частоте одаренных лиц и достаточной при этом репрезентативности, учитывая значительную численность поколений
и лиц в роду, пожалуй наибольшую среди известных родов, включая, например, и таких крупных представителей искусства, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и др. Это позволяет более информативно проследить процесс передачи наследственных признаков. Систематизация рода Достоевских свидетельствует, что он состоит как минимум из 11 поколений. В 2006 г. данный род наряду с широкой общественностью отмечал 500-летие своего существования. По мнению ныне здравствующего правнука, Дмитрия Андреевича Достоевского, родившегося в 1945 г., имеющего сына и внука, продолжающих род, его можно проследить не с официально зарегистрированного 1506 г., а начиная уже с 1300 г. Так, по одной из версий, в 1339 г. через девять лет после Куликовской битвы из Золотой орды «с 30 татарами своего знамений» выехал на Русь некто аслан Челеби—мурза. Великий князь Дмитрий Донской, крестив его с именем Прокопий, женил на дочери своего стольника Житова Марии и пожаловал ему город Кременецк. Лев, сын Прокопия, имел прозвище Широкий Рот. Потомки его стали Ртищевыми. Но более менее известные сведения и документы прослеживаются, начиная с XIV века (см. рис., Q1—Q2). Так, имеются указания, что со стороны отца среди предков писателя встречались известные воины и лица, занимавшие государственные должности в Пинском повете и являющиеся членами главного трибунала Великого княжества Литовского. Род Достоевских (по отцовской линии) происходит из пинской шляхты, что официально зарегистрировано 6 октября 1506 г., когда Данила Иванович Иртишевич (по другим источникам, он же — Ортищевич, Иртищ, Ртищев) за хорошую службу получил в Каменец-Подольской губернии от пинского князя Федора Ивановича Ярославича село Достоево, по названию которого возникло родовое имя Достоевских. С 1577 г. род использует польский дворянский герб Рад-ван. Ранние представители рода проживали на территориях, относящихся в настоящее время к Белоруссии, Западному и Центральному регионам Украины и входящих тогда в состав Польши, а с конца XVIII века — в состав Российской империи. С начала XVI века они проживали в Пинской области (Белорусское Полесье), с первой половины XVII века — на западе Волыни (Владимир-Волынский и Ковельский уезды), затем — на западе Подолья (Каменец-Подольская, ныне Хмельницкая область), со второй половины XVIII века — на востоке Подолья (Брацлавщина, Винницкая область), где дед писателя, рожденный в семье польского шляхтича, служил униатским священником, присоединившимся в 1795 г. к православию [3, 4]. Первым историческим лицом, носившим фамилию Достоевский, существование которого известно документально (1572 г.), был Федор Достоевский, служебный шляхтич при знаменитом князе Андрее Михайловиче Курбском из линии Рюриковичей, ближайшем приближенном Ивана Грозного. Но чаще всего в роду были священники, как католические, так и православные, в том числе и высокого сана. Один из них был иеромонахом Киево-Печерской
II
ш
IV
т
ЙЙЙЫ?) ^ыМЙ
I I I I I г
VI
Йу® ©-ЦМт) Е-Кэ) (зЬ Й
I 1 I I I
™ й-© (зяи [5]-® в-(8)
УШ
IX
Ш
¿(2) [ЗЬ® Шт@
XI
<±>Ф(3)Й
ЧО
Г8неалогическое древо рода Достоевских и распределение в нем генов «творчества».
Римскими цифрами обозначен номер поколения, арабскими — номер лица, входящего в соответствующее поколение. Стрелкой указано лицо, для которого составлена родословная. □ — лицо мужского пола О — лицо женского пола
Затушеванная фигура — носитель генов «творчества»
01—02. Имеется информация о том, что представители рода Достоевских занимали достаточно высокие государственные посты, например маршалов (предводителей: высший придворный чин в Польше и Великом княжестве Литовском с XIV века) местной шляхты, становились послами в Сейме или же избирались в члены Гпавного трибунала Великого княжества Литовского: Достоевский Петр Сасинович (до 1582 г. — после 1627): Достоевский Петр Стефанович, (? — после 1629) и др. Подписи четырех Достоевских, по архивным данным, стоят в документах об избрании польских королей: сведения в исторических документах XVI века о первом в роду Федоре Ивановиче Достоевском (? — после 1601). Он — «земянин Пинского повета» и состоит «уполномоченным приятелем», т. е. адвокатом князя Андрея Курбского; известен также Акиндий Достоевский, бывший в XVII веке иеромонахом Киево-Печерской
лавры. Сохранилась его подпись под актом избрания в сан архимандрита Иосифа Тризны (избрание на Дворянском съезде в Киеве 25 января 1647 г.).
I. 1. Карл Стефанович Достоевский (около 1675 г. — р. после 1744), владелец села Клечковцы (в настоящее время с. Кличко-вичи Турийского района Волынской области в северо-западной части Украины, в зоне украинского Полесья. Гоаничит на западе с Республикой Польша, на севере — с Республикой Беларусь, на востоке — с Ровненской областью, а на юге — с Львовской областью, Украина).
II. 1. Гомер Карлович Достоевский (около 1700 — после 1744), владелец село Клечковцы. 2. Федор Андреев, священник церкви Николая Чудотворца в Котельниках.
III. 1. Григорий Гомерович Достоевский (около 1730 — после 1793), униатский священник села Янушполь Подольской губернии (здесь и в последующем указаны регионы, относящиеся к Российской Империи). Владелец села Клечковцы, которое он продал в 1775 г. и обосновался в г. Янушполе, где стал греко-католическим (униатским) священником церкви Рождества Святой Богородицы. 2. ? — о жене Г.Г. Достоевского данных нет. 3. Михаил Федорович Котельницкий (1721—1798), принадлежавший к дворянскому роду, в 1795 г. был коллежским регистратором и занимал должность корректора Московской духовной типографии. 4. ? — о жене М.Ф. Котельницкого данных нет.
IV. 1. Иоанн Григорьевич Достоевский (1755—1796). 2. Григорий Григорьевич Достоевский (1763? — 1811). 3. Андрей Григорьевич Достоевский (1756—1820), протоиерей униатской (греко-католическая) церкви (христианское объединение), создано Брестской унией в 1956 г. Подчинялось папе римскому, признавала основные догмы католической церкви при сохранении православных обрядов. БЭС. 2005. АСТ. 1248 с.) г. Брецлава, село. Вой-товцы, Подольской губернии (/вр. — в настоящее время Винницкая область, Украина), в 1794 г. перешел в православие. Именно ему приписывается авторство одной из покаянных песен, вошедших в Сборник благоговейных, покаянных и умилительных песен (Богогласник), изданный в 1790 г. «в Святой Лавре Поча-евской тщанием иноков чину Святого Василия Великого». Имеющаяся здесь песня под №125 выполнена в форме акростиха (стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу), первые буквы которого читаются как «Достоевски». 4. Жена Андрея — Анастасия (Достоевская), «не только умная, но и влиятельная по своему родству».
5. Федор Тимофеевич Нечаев (1769—1832), московский купец 3-й гильдии. До 1812 г. был очень богатым человеком и имел звание «Почетный гражданин города Москвы». Во время Отечественной войны при выезде из Москвы перед взятием ее французскими войсками потерял все свое состояние, но, не объявляя себя банкротом, уплатил все свои долги до копейки. 6. Варвара Михайловна Котельницкая (Нечаева) (? — 1813). 7. Анна Михайловна Котельницкая. 8. Василий Михайлович Котельницкий (1770— 1844), доктор медицины, профессор медицинского факультета Московского университета, статский советник.
V [...]. 7. Лев Андреевич Достоевский (1792—1829), священник село Войтовцы. 8. Михаил Андреевич Достоевский (1756, Подолье) — 1820, Москва), отец писателя — см. в тексте. 9. Мария Федоровна Нечаева (Достоевская) (1800, Москва — 1837, Москва, Лазаревское кладбище, мать писателя — см. в тексте. 10. Александра Федоровна Нечаева (Куманина) (1796—1871), крестная мать всех детей писателя. 11. Александр Алексеевич Куманин (1799—1863), московский именитый гражданин, купец 1-й гильдии и дворянин, Славился своей благотворительностью и занимал несколько почетных должностей. После того как его здоровье было нормализовано отцом (медиком) писателя, М.А. Достоевским у последнего существенно расширилась практика за счет московского купечества. А.А. Куманин после смерти Михаила Андреевича приютил сирот, младшим сестрам при замужестве дал довольно большое приданое. VI. 1. Михаил Михайлович Достоевский (1820, Москва — 1864, Санкт-Петербург, Павловск), известен как поэт, прозаик, драматург, переводчик. Он вместе с Федором Михайловичем издавал и был редактором журналов «Время» (1861—1863) и «Эпоха» (1864). Наиболее значимы переводы М.М. Достоевского произведений Гете, Шиллера, Гего. 2. Каролина Эмилия Федоровна фон Дитмар (Достоевская), Ревель Таллин, столица Эстонии), жена Михаила. 3 . Андрей Михайлович Достоевский (1825, Москва — 1897, Санкт-Петербург), всю свою трудовую жизнь посвятил архитектурному делу, выполнил большое количество казенных и частных построек в разных местах России, но основная часть его трудовой деятельности была посвящена Ярославскому краю. Здесь он прослужил четверть века — с 1865 по 1890 г., сначала (до 1867 г.) в должности губернского архитектора, а затем губернского инженера, руководителя строительного отделения Ярославского губернского правления. 4. Доминика Ивановна Федорченко (1825—1884), жила в г. Богуславе Каневского уезда Киевской губернии. 5. Мария Дмитриевна Констант (Исаева, Достоевская) (1825—1864), первая жена писателя.
6. Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) гениальный
писатель. 7. Анна Григорьевна Сниткина (Достоевская) (1846, Санкт-Петербург — 1918, Ялта, Крым). В 1968 г. ее прах был перенесен в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа; 8. Варвара Михайловна Достоевская (Карепина) (1822—1893), зверски убита грабителем. 9. Петр Андреевич Ка-репин (1796—1850). 10. Андрей Павлович Иванов (1814—?), врач, коллежский ассесор, действительный статский советник.
11. Вера Михайловна Достоевская (Иванова) (1829—1896).
12. Любовь Михайловна Достоевская (1829—1829), прожила всего несколько дней, близнец Веры Михайловны. 13. Николай Михайлович Достоевский (1831—1883), помощник архитектора, служил по строительному ведомств сначала в Ревеле, затем в Петербурге. До нашего времени сохранились его постройки в Петербурге: особняк П. Копылова (1862) на ул. Правды, д. № 20; доходные дома на Среднем проспекте Васильевского острова — д. № 22 (1882) и д. №76 (1878—1879). 14. Александра Михайловна Достоевская (Голеновская, Шевякова) (1835—1889). 15. Николай Иванович Голеновский (?—1872).
VI11. Михаил Михайлович Достоевский (1846—1896), банковский чиновник. 2. Мария Сергеевна Антонова (Достоевская) (1845— 1920); 3. Екатерина Михайловная Достоевская (1853—1932); 4. Вячеслав Аксеньевич Манассеин (1844—1901), профессор Военно-медицинской академии, редактор журнала "Время". 5. Федор Михайлович Достоевский (1842—1906), Ревель (в наст. Время Таллин, Эстония). Пианист, ученик знаменитого русского пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна, директор Саратовского отделения Русского музыкального общества. 6. Валентина Савельева Концева (1860—1913). 7. Михаил Иванович Владиславлев (1840—1890). Крупный оригинальный философ, логик и психолог, профессор Петербургского университета, в 1887 г. ректор Санкт-Петербургского университета, автор фундаментальных многотомных трудов по психологии философии, первый переводчик трудов Э. Канта и многих других философов, в 1866 г. защитил первую в России диссертацию по научной психологии. 8. Мария Михайловна Достоевская (Владис-лавлева) (1844—1888), любимая племянница писателя. Отличный музыкант, одна из лучших учениц А.Г. Рубинштейна. Произвела фурор, выступая с концертами, в том числе вместе с писателем, на вечерах в пользу Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. 9. Варвара Андреевна Достоевская (Севастьянова). 10. Владимир Константинович Севастьянов. 11. Мария Андреевна Достоевская. 12. Михаил Александрович Рыкачев, известный метеоролог, директор Главной физической обсерватории, ординарный академик Императорской академии наук, генерал флота. 13. Евгения Андреевна Достоевская (Ри-качева). 14. Александр Андреевич Достоевский (1857—1894), племянник писателя, сын его брата Андрея, доктор медицины, приват-доцент по кафедре гистологии и эмбриологии в Военно-медицинской академии. Диссертацию на степень доктора медицины защитил в 1884 г. В своих исследованиях А.А. Достоевский предвосхитил открытия современной медицины. Он первым описал половинный набор хромосом в клетках животных. А.А. Достоевский рано скончался от прогрессирующего паралича. Похоронен рядом с могилами отца, Андрея Михайловича, и брата, Андрея Андреевича, на Смоленском кладбище. Могилы сохранились и капитально отремонтированы в 2006 г. к 500-летию рода Достоевских. Газета «Врач» так отозвалась о его кончине: «Преждевременная смерть, унесшая Александра Андреевича, составляет тяжелую потерю как для Академии, так и вообще для всей русской науки, лишившейся одного из своих самых трудолюбивых и добросовестных деятелей». 15. Иван Андреевич Достоевский (1861—1862). 16. Михаил Андреевич Достоевский (1866—1866). 17. Андрей Андреевич Достоевский (1863—1933), племянник писателя, статистик-географ, действительный статский советник. В 1880 г. деятельный участник первой переписи населения Российской Империи. Редактор Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, с 1900 г. заведующий статистическим разрядом в Министерстве народного просвещения и одновременно (с 1901 по 1914 г.) ученый секретарь Русского географического общества. Редактор «Известий» Русского географического общества. Автор обширного биографического очерка о выдающемся русском путешественнике и ученом П.П. Семенове-Тян-Шанском. С большим вниманием относился ко всему, что связано с историей семьи и прежде всего, к личности и творчеству своего великого родственника — Федора Михайловича Достоевского. В 1930 г. редактировал «Воспоминания» своего отца — Андрея Михайловича. Эта книга до сих пор остается единственным и важнейшим биографическим источником о детских годах Ф.М. Достоевского. В ноябре 1930 г., будучи ученым хранителем Пушкинского Дома (Институт русской литературы Академии наук СССР), был арестован «по делу академиков» и отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийско-го канала. Предположительно благодаря ходатайству А.В. Луначарского был освобожден «по случаю 50-летия со дня кончины Ф.М. Достоевского». 18. Софья Федоровна Достоевская (1868— 1868), Женева, Швейцария. 19. Любовь Федоровна Достоевская (1869, Дрезден, Гэрмания — 1926, Грисс, Тироль, Италия), умерла от лейкоза, не была замужем, детей не имела. Она известна
как писательница, автор книг «Больные девушки», «Адвокат-ка», «Эмигрантка». Наибольшую ценность до сегодняшнего дня представляют ее воспоминания об отце «Достоевский глазами своей дочери» (1920). 20. Мария Николаевна Токарева. 21. Федор Федорович Достоевский (1871, Санкт-Петербург — 1921, Москва), умер от миокардита; 22. Екатерина Петровна Цигаловская (1875—1958); 23. Алексей Федорович Достоевский (1875—1878), умер во время судорожного припадка; 24. Петр Петрович Карепин (1847—1847), умер в 5-месячном возрасте. 25. Александр Петрович Карепин (1796—1850), племянник Ф.М. Достоевского, врач. 26. Софья Петровна Карепина; 27. Юлия Петровна Карепина (Померанцева). 28. Николай Петрович Померанцев. 29. Мария Петровна Карепина (Смирнова) (1842—?). 30. ВасилийХристофорович Смирнов. 31. Софья Алек-сандрована Иванова (Хмырева) (1846—1907). 32. Мария Александровна Иванова (1848—1924), пианистка. 33. Александр Александрович Иванов (1850—1894), инженер путей сообщения, старший ревизор Московско-Казанской железной дороги, титулярный советник. 34. Юлия Александровна Иванова (1852—1924). 35. Виктор Александрович Иванов (1854—?). 36. Екатерина Александровна Иванова (1856—1856, умерла в младенчестве). 37. Нина Александровна Иванова (Проферансова) (1857—1914), работала учительницей, писала роман, судьба которого не известна. 38. Алексей Александрович Иванов (1860—1921), старший ревизор Московско-Казанской железной дороги. 39. Ольга Александровна Иванова (1863—1926), преподаватель французского языка.
40. Наталья Александровна Иванова (1867—1923), врач-окулист.
41. Владимир Александрович Иванов (1865—1917?), частный поверенный. 42. Мария Николаевна Голеновская (Ставровская) (1855—1921). 43. Максимилиан Дмитриевич Ставровский, инженер путей сообщения, работавший в управлении Казанской железной дороги. Исследователи творчества писателя считают, что фамилия главного героя романа «Бесы» Ставрогина является переделкой фамилии Ставровских, к которым писатель относился явно негативно и писал жене в 1879 г.: «Ставровские — все это одного корня народ, мошенники, надувалы и валеты».
44. Екатерина Николаевна Голеновская (Трушлевич) (1856—1911).
45. Александр Иванович Трушлевич (1856—1911), преподаватель русской словесности и инспектор 3-й петербургской гимназии.
46. Александр Николаевич Голеновский (1856—1904), служил в Министерстве земледелия и государственных имуществ.
47. Николай Николаевич Голеновский (1861—1907), врач, морское ведомство.
VIII. 1. Федор Федорович Достоевский (1905—1921), внук писателя, умер в подростковом возрасте, заболев тифом. Явно наследуя литературный дар деда, он к шестнадцати годам заявил себя как весьма способный поэт. Кроме того, как уже было отмечено, он обладал и художественным даром. 2. Андрей Федорович Достоевский (1908—1968), прожил жизнь, во многом типичную для советского человека. Закончив в Ленинграде Политехнический институт, стал инженером лесотехнической промышленности. После убийства С.М. Кирова Андрей Федорович был арестован среди тысяч других, но за недоказанностью обвинения вскоре был выпущен на свободу. В первые дни Великой Отечественной войны внук писателя ушел на фронт. 29 июня 1941 г. он был призван младшим лейтенантом по военной специальности «механик тракторных и танковых двигателей» в ремонтные мастерские танковых войск. Война закончилась для него в Манчжурии в 1946 г. После войны он преподавал в Ленинградском радиотехническом техникуме. Главным делом его жизни было создание Музея Ф.М. Достоевского в Ленинграде и перезахоронение в 1968 г. праха бабушки Анны Григорьевны Достоевской, согласно ее завещанию, в могилу Ф.М. Достоевского в Александро-Невской лавре. До открытия Музея Ф.М. Достоевского в год 150-летнего юбилея писателя Андрей Федорович не дожил. По его замыслу и при его непосредственном участии создавался альбом «Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах», но вышел он только в 1972 г, после его смерти.
IX. 1. Дмитрий Андреевич Достоевский (р. 1945) сын Андрея Федоровича и правнук великого писателя, родился в 1945 г. в Ленинграде. После смерти отца продолжил его хлопоты по открытию музея в Ленинграде, а затем Музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Он является непременным участником традиционных научных конференций в музеях Достоевского в этих городах, участником симпозиумов Международного общества Достоевского, активно занимается историей рода. Является консультантом в Музее Достоевского в Петербурге и членом ученого совета музея. 2. Людмила Павловна Метелева (Достоевская).
X. 1. Алексей Дмитриевич Достоевский (г. р. 1975); 2. Наталья Константиновна Васенева (г. р. 1976).
XI 1. Анна Алексеевна Достоевская (р. 2000). 2. Вера Алексеевна Достоевская (р. 2002); 3. Мария Алексеевна Достоевская (р. 2005). 4. Федор Алексеевич Достоевский (р. 2010).
лавры (XVI век), другой (XVII век) достиг епископского сана, третий прославился в качестве воина и, вернувшись в 1624 г. из турецкого плена, повесил в честь избавления серебряные цепи перед иконой Богородицы в г. Львове. К духовному сословию принадлежали прадед писателя — Григорий Гомерович Достоевский, два его сына — деды писателя — Иоанн Григорьевич и Андрей Григорьевич Достоевские. Сведений о них сохранилось мало, но, согласно семейному преданию, Андрей Григорьевич был к тому же и поэтом, о чем свидетельствуют найденный исследователями духовный сборник «Богогласник» (1790 г.) и одна из песен в нем, по одним данным, имеющая авторскую подпись «Достоевски», которая, по другим данным, проявляется аналогичным словом в акростихах*. Младший сын Андрея Григорьевича, Михаил Андреевич, отец писателя, не пожелал идти по стопам своего отца и, не закончив духовную семинарию, поступил в московский филиал Санкт-Петербургской медицинской академии [5]. Значительная часть представителей рода Достоевских по отцовской линии принадлежала к духовному сословию, что характеризует предков Ф.М. Достоевского, особенно в соответствующие периоды их жизни, как лиц, наделенных творческой профессией, что мы и отразили на рисунке. При этом, проведенный нами анализ (см. рисунок) свидетельствует, что у писателя
* Стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу.
играла значительную роль передача качественного генетического материала, кумулирующегося, в том числе и виде генов «творчества», начиная от истока рода и заканчивая и отцом, и матерью. Наряду с этим род постоянно пополнялся генами «творчества» от других родов, вливающихся в данный, в чем немалую роль играли ассортативные, целенаправленного характера, браки, характерные для того периода времени. В значительно меньшей степени это коснулось представителей VI поколения, а в последующих поколениях творческая активность практически нивелировалась. Вместе с тем отрезок рода после гениального писателя уже в следующем поколении и особенно через поколение (в VIII) характеризуется описанным выше закономерным для генетики относительным уменьшением, почти в 2 раза, творческих возможностей, что и соответствует вышеуказанной фразе: «природа отдыхает на детях гениев», В то же время значительная часть представителей этого поколения все же имеет неплохие, средние и даже хорошие творческие способности, не обладая при этом талантом в такой степени, как их знаменитый предшественник. Мало того, несмотря на это, указанный отрезок жизни рода характеризуется даже своей уникальностью за счет значительного увеличения числа лиц со средними и хорошими творческими способностями — как по кровному родству по прямой линии, так и по кровному непрямому родству, а также благодаря привнесению генов «творчества» из других родов в результате брачных союзов и соединения с другими
творчески одаренными семейными линиями. В последующих поколениях, начиная с IX, происходит сокращение числа лиц, особенно способных к творчеству.
Совершенно очевидно, что наличие генов «творчества» в немалой степени сопряжено с профессией священника, которую определенно можно отнести к числу творческих, что мы и отразили на рисунке с позиции наследования генов «творчества», причем интегрального характера, в силу следующих обстоятельств. Во-первых, образование священника предусматривает получение исторических, философских и этических знаний, а также приучает с помощью накопления знаний и анализа информации, что лежит в основе творческого процесса, докапываться до истины. Во-вторых, эта профессия сопряжена с налаживанием контакта и интенсивным общением служителя с народом, достижение чего неминуемо идет через творческий процесс, как и сама организация и ведение приходской жизни, а также связано с разносторонним образовательным процессом, тоже в немалой степени сопряженным с творчеством. Кроме того, сами церковные ритуалы, имеющие место в службе священника, например исповедь, диалоги с прихожанами, предусматривающие вопросы и ответы, и пр., это также творческий процесс, являющийся по сути интеллектуальным трудом. Способность к аналитическому мышлению и систематизация знаний являются как важными составляющими профессии священника, так и неотъемлемой частью творческого процесса. Да и очевидна глубокая взаимосвязь между религиозно-философской мыслью и творческим процессом, что особенно прослеживается в творчестве самого Ф.М. Достоевского, как и у других зарубежных и отечественных писателей, в том числе и у Л.Н. Толстого. Исследователи, занимающиеся историей, отмечают, что духовное сословие именно та интеллектуальная среда, из которой часто происходили лица других творческих профессий — писатели, ученые и т.д., и уже лишь во второй половине XIX века подобную среду составили дворяне [6]. Кроме того, необходимо учитывать, что профессия священника как наиболее характерная для рода Достоевских и являющаяся, как сказано выше, творческой, тесно связана с таким необходимым для нее качеством, как хорошо развитая речь, также имеющая отношение к творчеству и необходимая для большого писателя. Это во многом обусловлено не только воспитанием, но и наследственной передачей основ сложных функций центральной нервной системы, определяющих высшую нервную деятельность и психические процессы, что прослеживается на примере Ф.М. Достоевского, учитывая немногословность его отца и достаточно схоластический и строгий тип воспитания, характерный для военного человека того периода, прошедшего войну. Конечно, этому способствовали и другие факторы; существенную роль играет память, которая у писателя была значительной и, может быть, даже уникальной. Это проявлялось и в отличном знании языков (французский, немецкий), позволявшем понимать точно все прочитанное и полученном, соглас-
но мемуарам П.П. Семенова—Тян-Шанского, от отца, которого автор мемуаров называет научно образованным человеком, подчеркивая при этом также начитанность и образованность самого писателя [7], и в знании наизусть почти всего труда Н.М. Карамзина «История государства Российского», и в осуществлении переводов зарубежных писателей, и в великолепном знании Библии и Евангелия. Но ведь нечто подобное можно сказать и о предках писателя. При этом наличие таких экзогенных факторов, как регулярное чтение отцом реальной, логичной в построениях истории, например труда Н.М. Карамзина, а также богословской литературы, посещение крупных исторических музеев и пр. дополняло и потенциировало те общие генетические основы, которые были у писателя с отцом.
Прадед писателя по материнской линии — Михаил Федорович Котельницкий, принадлежавший к дворянскому роду, был корректором московской духовной семинарии в чине коллежского регистратора, находился в близких отношениях со всеми литераторами конца XVIII века и в семье почитался как «очень умный человек» [8]. Следует также отметить и его сына, являвшегося родным дядей матери, а следовательно, дедом писателя, — Василия Михайловича Котельницкого, который был ординарным профессором медицинского факультета Московского университета, ученым секретарем Медико-хирургической академии, издававшим «Медико-физический журнал от общества врачебных и физических наук». Возможно, что из семьи Котельниц-ких, как и по линии отца, в немалой степени передались братьям Достоевским подобные задатки, обусловливающие талант и проявляющиеся в любви к книгам, музыке, в способности выражать на бумаге свои мысли и чувства. Мать писателя, как было отмечено им самим, была художественно и музыкально одаренной, имела склонность к искусству и эти ее качества наряду с добротой и умом были явным дополнением к проявлению высочайшего литературного интеллекта и таланта у писателя и явились, как отражено на рисунке, важным вкладом в его генетический материал.
Таким образом, несомненно, указанные наследственные задатки, прежде всего творческие способности, передавшиеся, как сказано выше, и от отца, и от матери, сыграли немалую роль в появлении огромного творческого дара у Ф.М. Достоевского и в значительно меньшей степени — у представителей его поколения и потомков. Проявление таланта — явление мультифак-ториального характера, когда наряду с наследственными факторами не меньшую роль играет и влияние факторов среды. Так, не будь, например, у писателя хотя бы одного из таких факторов, как то же внимание родителей, особенно усилия отца в воспитании детей, или периода каторги, как ни парадоксально на первый взгляд это звучит, или такого друга жизни, как его вторая жена, уникального окружения творческих лиц, в частности В.Г. Белинского, Н.Н. Страхова, А.И. Герце -на, И.С. Тургенева, и многих других факторов, оказавших на него знаковое влияние, то вряд ли мир получил
бы такого великого писателя в лице Ф.М. Достоевского. Конечно, немалую роль в этом сыграли и личные качества писателя, в частности целеустремленность, обусловленная невероятным интересом к человеку, его человеческие качества и др., значительно отличающие писателя от братьев и сестер.
При этом отметим, что интеллект и творческие способности являются разными понятиями, а с современных генетических позиций, являясь по сути разными психическими признаками, контролируются разными группами генов и часто не совпадают [1]. Лица с высоким интеллектом, с энциклопедическими знаниями могут быть лишены творческих способностей. И напротив, люди, имеющие творческие способности, не всегда отличаются высоким интеллектом и хорошим образованием. Главные черты психики Ф.М. Достоевского, его интеллект и творческие способности мы находим у его предков, так же активных в творческом плане, как и он сам. И вряд ли в этом случае можно говорить о таланте как следствии мутационных изменений соответствующих генов. Как вытекает из сказанного выше, скорее всего, это высокопродуктивная комбинация генов «творчества» у его предков, что четко видно на рисунке. Очевидно также, что немалую роль сыграли и условия внешней среды и прежде всего активная воспитательно-образовательная деятельность отца при благоприятном отношении к этому матери и обеспечение этого процесса в материальном плане, и жизнь писателя в столице, где имелось обилие разнообразного творческого окружения и многое другое, что способствовало тому, что его генотип с огромным творческим потенциалом мог оптимальным образом проявиться в фенотипе.
Совершенно очевидно, что именно сочетание у писателя способностей разного рода и, прежде всего к творчеству, высокого интеллекта и благоприятных условий окружающей среды, включая воспитание, место жительства, условия развития, контакты с неординарными лицами, испытания, которые пришлись на период нахождения его в ссылке и явились уникальным опытом, сыгравшим немалую роль в его творчестве, семейные отношения и многое другое, и явилось той золотой композицией, которая обеспечила оптимальные возможности в раскрытии его уникального генотипа. Именно высокий уровень интеллекта и образования, творческой активности с аккумулированным эффектом этих важнейших составляющих человеческой личности и обусловил его дар предвидения хода истории, свидетельством чему являются события сегодняшнего дня в России и во всем мире.
Отдельно отметим, что результаты генеалогического анализа рода Достоевских не соответствуют взглядам представителей евгенического направления относительно тесной связи гениальности и патологии, на которых во многом базировался критикуемый в 1 части статьи труд В.П. Эфроимсона, нивелируя правомерность его результатов и выводов. Так, согласно этим взглядам, гений является результатом скрещивания двух «линий», одна из которых несет потенциальный
талант, тогда как другая и «именно материнская — наследственный психотизм и душевную ненормальность», что не уточнялось указанным автором, и лишь впоследствии под влиянием работ генетиков речь пошла о сцеплении генов [9, 10]. Вместе с тем следует указать, что это направление формировалось под влиянием патографии — метода психиатрического исследования, с помощью которого находят психическую патологию. При использовании этого метода представителями евгеники были найдены существенные психические отклонения у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Горько -го, С.А. Есенина и многих других знаменитых людей [11]. Однако и с этих позиций у Ф.М. Достоевского по линии матери, впрочем, как и по линии отца, данных, указывающих на такую вероятность, нет. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время патография имеет репутацию довольно экзотического метода психиатрического исследования, который не признается наукой и редко используется в качестве даже вспомогательного подхода в специальных работах, и термин «патогра-фия» отсутствует во многих справочных и энциклопедических зарубежных и отечественных изданиях, например в Большой советской энциклопедии, Большой медицинской энциклопедии и др.
Анализ рода на уровне поколения писателя показывает, что заметным литературным даром обладал старший брат писателя — Михаил Михайлович. Определенный талант в этом плане имел и младший брат — Андрей Михайлович, главный архитектор Елизавет-града (ныне Кировоград, Украина). Литературные способности последнего нашли отражение в единственной известной его книге мемуаров «Воспоминания», изданной спустя годы потомками Андрея Михайловича (1930 г.) и являющейся бесценным и достоверным источником сведений о ранних годах великого писателя.
Анализ рода Достоевских уже после поколения писателя с учетом и других родов, соединившихся с родом Достоевских, свидетельствует о следующем. Литературным даром обладали его дети — Любовь Федоровна, издавшая книгу об отце (1922), и Федор Федорович, а также внучатые племянники Владимир Михайлович Владиславлев и Юрий Алексеевич Иванов, в творческом наследии которых имеются талантливые стилизации в духе древних авторов и переводы античных поэтов и писателей — Тибула, Марциала и Горация, а также Авзония и др. Племянница писателя — Софья Александровна Достоевская, дочь его сестры — Веры Михайловны Достоевской (по мужу Ивановой) была хорошим переводчиком, в частности переводила романы Ч. Диккенса. Ее работы публиковались в журнале М.Н. Каткова «Русский вестник», с которым сотрудничал сам Ф.М. Достоевский. Именно с нею Достоевский делился замыслом своего романа «Идиот». Следует подчеркнуть, что для рода была характерна музыкальная одаренность: старший брат писателя и его дети Мария и Федор были талантливыми пианистами, как и дочь Федора Татьяна. Кроме того, есть указания, что несомненными способностями к му-
зыке обладали и более отдаленные родственники писателя — И.В. Иванова, А.В. Владиславлев и М.В. Вла-диславлев, а также И.Б. Лури и И.В. Достоевская (Крюкова) [4]. Вторая дочь сестры писателя Веры, Мария, проявила себя блестящей пианисткой, была одной из любимых учениц Н.Г. Рубинштейна и окончила с золотой медалью Московскую консерваторию, где ее имя занесено на мраморную Доску почета. Очень хорошей пианисткой, окончившей курс консерватории, была и дочь (Мария) другой родной сестры писателя — Варвары. Известно, что сам писатель был большим любителем музыки и еще в студенческие годы достаточно интенсивно посещал различные музыкальные учреждения и неплохо разбирался в тонкостях вокала и симфонической музыки. Можно также отметить и художественную одаренность рода. Известно, например, что прекрасным рисовальщиком был тот же старший брат писателя — Михаил. Архитектурные способности наряду с литературными прослеживаются и у младшего брата писателя — Андрея Михайловича. В 70-е годы он проектировал заводские здания, принимал активное участие в проектировке и постройке церковных зданий, в реставрации древних памятников архитектуры Елизаветграда, Симферополя и многих городских построек разного предназначения Ярославской губернии. Художественным талантом наряду с поэтическим явно обладал внук Федор (по сыну писателя — Федору), умерший в 15-летнем возрасте от сыпного тифа. Профессиональными художниками, имевшими свои выставки, стали более далекие его потомки, в частности В.А. Владиславлева — член Союза художников СССР, и др. Значительный интерес наряду с малой информированностью об этом общественности представляют и собственные многочисленные графические рисунки Федора Михайловича, которые можно четко разделить на портретные, архитектурные и каллиграфические. О них писатель упоминал редко, и они до нас дошли благодаря его жене. Рисунки писателя отражают характерологические особенности героев его произведений на достаточно высоком художественном уровне; это также портреты известных писателей того времени, композиторов, автопортрет и др. С большой точностью и наблюдательностью изображены писателем изысканной красоты и великолепия здания готического стиля, отражая его эмоциональное восприятие, переданное с высоким профессионализмом, доступным далеко не каждому архитектору. И здесь, несомненно, проявилось его обучение в ведущем высшем учебном заведении военно-архитектурного профиля, каковым являлось Инженерное училище, преподавание в котором осуществлялось лучшими отечественными и зарубежными профессорами. Несомненно, стоит отметить и научную одаренность потомков писателя. Заслуживает внимания карьера его племянника, старшего сына младшего брата писателя Андрея — Александра Андреевича Достоевского, доктора медицины, приват-доцента Военно-медицинской академии, и младшего его сына — Андрея Андреевича Достоевского — известного ученого, работавшего в
Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел, занимавшего должность ученого секретаря Русского географического общества, много сделавшего для популяризации трудов П.П. Семенова— Тян-Шанского. Он был также научным сотрудником Института Русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук, посвятившего себя во многом истории своего знаменитого предка. Конечно же, нельзя не упомянуть сына двоюродной племянницы Ф.М. Достоевского — С.В. Добржанской (Войнарской; 1864—1920), Ф.Г. Добржанского (1900—1975) — одного из крупнейших генетиков XX века, основателя синтетической теории эволюции, ученого специалиста Бюро евгеники и генетики Комиссии по изучению производительных сил России АН СССР, действительного члена Академии наук США, профессора Рокфеллеровского и Калифорнийского университетов, почетного доктора богословия от Свято-Владимирской семинарии штата Нью-Йорк. Много талантливых представителей рода Достоевских было и в последующих поколениях, включая внучатых племянников, на которых останавливаться мы не будем.
В дальнейшем падение генетической кривой относительно генов «творчества» в роде Достоевских достигло своей кульминации в IX—XI поколениях и по теории должно начать нивелироваться в последующих, поднимаясь до существенного уровня в таких, которых еще нет и можно рассматривать лишь потенциально, на существование которых мы очень надеемся.
Некоторые исследователи показали, что для значимого накопления генов «творчества» в генотипе, способствующего появлению гениального индивидуума, необходимо 5—6 поколений при условии наличия генов «творчества» в тех семьях, потомки которых вступают в брак, и высокой рождаемости в семьях (более 10 детей), так как проявление законов наследования имеет статистический характер [1]. Если следовать модели и рассмотренным вариантам, то в определенной мере можно углубить представление о роде Достоевских. При этом, с одной стороны, становится более понятным появление самого гения писателя, а также снижение частоты генов «творчества» в роде Достоевских. Вместе с тем, однако, исходя из этих же представлений, можно сделать неутешительный прогноз относительно вероятности возникновения в этом роду не только гениальных индивидуумов, но и даже лиц с высокими творческими способностями. На это указывают редкое наличие генов «творчества» по линии как отца, так и матери, столь необходимое для рождения одаренных лиц, особенно в семьях с низкой рождаемостью (в среднем не более трех детей). Но даже и без этих представлений имеет место предположение евгеников о том, что роды великих людей есть «вымирающие» [12]. При этом род, достигший высшего предела своего развития и создавший выдающегося человека, впоследствии рассеивается среди обычных людей или вовсе перестает существовать. Несомненно, существенную роль в характере этих процессов играет тип цивилизационной системы, в которой находится род.
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что некоторые составляющие проведенного нами генеалогического анализа рода Достоевских в определенной степени имеют элементы условности в силу недостаточности, как показывает сам анализ, соответствующей информации об уже известных представителях рода, главным образом до IV—V поколения. В целом, однако, этот анализ дает представление о наличии, распространенности и процессах передачи творческих способностей в роду и свидетельствует о максимальных проявлениях последних, в частности, у писателя. Из анализа также видно, что желательным было бы более детальное знание о составе рода и его представителях в 3—4 поколениях ранее тех, которые непосредственно предшествуют писателю, а также в последующих за современными поколениями. И если получение информации о последующих поколениях вполне реально и зависит главным образом от времени и целенаправленности, то получение информации о предшествующих поколениях намного труднее, учитывая трудности поиска исторического материала, возможные его утраты и пр., хотя и это, очевидно, в определенной степени возможно. Подобная информация даст возможность проследить, расширить и углубить наши представления не только о писателе, но и о процессах передачи наследственности в целом, что, возможно, раскроет новые возможности практического «неинвазивного» применения генетических технологий по улучшению качества жизни человека.
Таким образом, можно полагать, что в роде Достоевских, имеющем конкретную точку отсчета рода — 6.10.1506 г., произошло определенное «накопление» генов «творчества», учитывая такое обилие талантливых людей при высокой рождаемости в семьях, да и сам Федор Михайлович произошел от родителей, каждый из которых имел в своем генотипе «хорошие» гены, в том числе и гены «творчества», о чем свидетельствуют данные о предках писателя, приведенные выше.
В связи со снижением частоты генов «творчества» и таланта Европа и США импортируют их из стран Восточной Европы и прежде всего из России, Китая, Индии и других стран путем обеспечения огромных соответствующих целенаправленных потоков миграции, имеющих центробежный характер в отношении стран-экспортеров и центростремительный характер относительно Европы и США. Совершенно очевидно, что процесс «перекачки мозгов» на Запад является постоянным, регулируемым и приносящим странам, откуда направлен вектор эмиграции, огромные убытки, сопоставимые в экономическом плане с убытками, обусловленными экспортом природных ископаемых, и соответственно огромные прибыли странам, в которые направлен этот вектор. Эквивалентная «стоимость» одного ученого «среднего калибра» составляет миллионы долларов, а крупного ученого, влияющего на мировой уровень, порой неоценима, т. е. у нас в стране идут диаметрально противоположные процессы, ведущие к деградации культуры в стране. В этих условиях любая и даже незначительная девиация в учебном и научном
процессах крайне чувствительно и негативно сказывается на развитии государства. В частности, нарушение процессов стандартизации во всех областях культуры и науки и на всех уровнях существенно усугубляет замедление прогресса, обусловливая преобладание деструкции и регрессии над процессами созидания в жизни государства. Это настолько очевидно, что невольно возникает вопрос о происхождении подобной направленности и роли в этом государственных структур. Если для большинства развитых стран это естественные колебательные процессы, «падение перед взлетом», переходная ступень, дающие шансы выйти на новый эволюционный уровень, то у народов России и других стран постсоветского пространства из-за негативных демографических и микроэволюционных процессов переход на новый эволюционный уровень может закончиться серьезным «поражением», а возможно, и трагическим отставанием, о чем в определенной мере свидетельствуют приведенные показатели и исторический опыт, в том числе и новейшего времени, достигшего своей негативной кульминации на примере Украины. Все это указывает на важность проблемы, заложенной в рассматриваемом аспекте.
В истории мирового сообщества весь XX век действовал против отбора генов способностей и генов «творчества» и был сопряжен с разрушением генофонда народов Европы и прежде всего славян России, учитывая, что их удельный вес составляет около 80% населения России и, естественно, именно славяне России, с одной стороны, подвержены более значительному негативному влиянию вредных факторов (в процентном отношении и еще в большей степени — в пересчете на абсолютные значения), а с другой — непроизвольно за счет своего подавляющего удельного веса относительно других этнических групп оказывают преимущественное влияние как на восстановительные процессы в стране в результате различных разрушительных процессов в ней, так и на прогресс в стране. Виной разрушения, требующего подобного восстановления, являются войны, репрессии, подавление рождаемости путем изобретения разных теорий, включая теорию Мальтуса, о двухдетных браках, теорию психоанализа Фрейда, сопряжённую раскрепощением инстинктов, и основанную на ней сексуальную революцию. Следствием этого являются истощение сексуальной энергии, эволюционно предназначенной для деторождения, насаждение культа индивидуализма, «нарциссизма», «культивирование» гомосексуализма и формирование соответствующих законов, разрешающих гомосексуальные браки, установки поведения, призывающие к «толерантности» по отношению к гомосексуализму, и пр. [1, 9].
Все перечисленные факторы способствуют достаточно быстрому разрушению генофонда коренных народов России, да и Европы, в конце XX—начале XXI века, что, несомненно, будет иметь в дальнейшем негативные последствия, возможно катастрофического характера. Профилактика и регулирование этого весьма целесообразны, поэтому актуальным и востребо-
ванным компонентом национальной идеи вполне могут быть, а скорее и должны стать, подъем культуры, включая прежде всего науку и образование, а также регенерация и/или даже реанимация процессов, способствующих укреплению генофонда.
Заключение
По данным проведенного в настоящей работе анализа, отец Ф.М. Достоевского не может являться источником наследственной предрасположенности к эпилепсии у писателя. Не представляется возможным достоверно этиологически классифицировать судорожный приступ у Ф.М. Достоевского, характеризовать его как по расположению первоначального очага измененной электрической активности, так и по форме, что наря-
ЛИТЕРАТУРА
1. Шевцова В.М. Гены и социальная эволюция. М., 2013.
2. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. Пер. с англ. М.: Мир, 1970.
3. К вопросу о генеалогии Достоевского. В кн. Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Сб. 2. Л.—М.: Мысль, 1924. С. 303—306.
4. Богданов Н.Н., Роговой А.И. Родословная Достоевских: в поисках утерянных звеньев. М., 2010.
5. Бородулин В.И. Лекции. http://historymed.ru/training_aids/ lectures.
6. Из родословной Ф.М. Достоевского. blagobor.by article/history/ dostoevsky
7. Достоевский в воспоминаниях современников. / Сост. А. Долинина; Под общ. ред. В.В. Григоренко, Н.К. Гудзия и др. М.: Художе -ственная литература, 1964. Т. 1. 342 с.
8. Котельницкий Василий Михайлович. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907. С. 420—421.
9. Сегалин Г.В. Патогенез и биогенез великих людей. Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. № 1. С. 24—90.
10. Попов Н.В. К вопросу о связи одаренности с душевной болезнью (по поводу работ д-ра Сегалина и др.). Русский евгенический журнал. 1927. № 3—4. С. 133—150.
11. Патогенез и биогенез великих людей. Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. № 1. С. 24—90.
12. Родословная гениальности: из истории отечественной науки 1920-х годов, Сб. статей. М.: Старая Басманная. 2008.
ду с отсутствием эпилептической симптоматики у отца и возможности ее передачи по наследству ставит под значительное сомнение имеющееся представление по крайней мере о генуинной природе эпилепсии. Для рода Достоевских характерны значительная распространенность генов «творчества» с наиболее значительными уровнями их «накопления» и творческой активности в VI—VII поколениях, что может наряду с экзогенными факторами лежать в основе гениальности у писателя, и последующее снижение этих показателей вплоть до настоящего времени с неустойчивым и, возможно, неблагоприятным прогнозом относительно дальнейшей творческой активности рода в силу отсутствия ряда условий, обеспечивающих возможность ее повышения.
REFERENCES
1. Shevtsova V.M. Genes and social evolution. M., 2013. (in Russian)
2. Konorsky Yu. Integrative activity of the brain. M. Mir, 1970. (in Russian)
3. On the genealogy of Dostoevsky. In the book. F.M. Dostoevsky. Articles and materials, ed. A.S. Dolinina. Sb. 2. L.M.: Mysl, 1924. P. 303—306. (in Russian)
4. Bogdanov N.N., Rogovoy A.I. Pedigree Dostoevsky: for lost links. M., 2010. (in Russian)
5. Borodulin V.I. Lectures. http://historvmed.ru/training_aids/lectures. (in Russian)
6. Izpedigree F.M. Dostoevsky. blagobor.by article/history/dostoevsky. (in Russian)
7. Dostoevsky in the memoirs of contemporaries / Comp. A. Dolinina; Under Society. Ed. V.V. Grigorenko, N.K. Gusdzia et al: Fiction literatura 1964. V. 1. 342 p. (in Russian)
8. Kotelnitsky Vasily Mikhailovich. Encyclopedic Dictionary Brockhaus andEfron: In 86 volumes (82 vol. and 4 extra.). St. Petersburg. 1890—1907. P. 420—421. (in Russian)
9. Segalin G.V. Pathogenesis and biogenesis greats. Clinical archive genius and talent. 1925, N 1. P. 24—90. (in Russian)
10. Popov N.V. On the question of the relationship of giftedness with mental illness (for the works of Dr. Segalin etc.). Russian eugenic magazine. 1927. N 3—4. P. 133—150. (in Russian)
11. Patogenez biogenesis and great people. Clinical archive genius and talent. 1925. N 1. P. 24—90. (in Russian)
12. Pedigree genius: from the history of science of the 1920s. Sat articles. M.: Old Bassman. 2008. (in Russian)
Поступила (received) 30.05.14