реакции перекиси липидов и антиоксидантную емкость. Несмотря на более низкую суммарную дозу облучения по сравнению с 1-й подгруппой, у больных 2-й подгруппы достоверные отличия с контролем в динамике до и после лечения выявлены не были. Несмотря на более низкую суммарную дозу облучения по сравнению с 1-й подгруппой, у больных 3-й подгруппы параметры
гидроперекиси липидов достоверно снизились после окончания лучевой терапии.
Вывод. Данные тенденции говорят о необходимости индивидуализировать коррекцию дисбаланса антиоксидантного гомеостаза и дифференцированно подходить к назначению антиоксидантов различным группам онкологических больных, получающих лучевую терапию.
ПЕДАГОГИКА
УДК 615.015 (07.07)
анализ зависимости успеваемости студентов по фармакологии от посещаемости аудиторных занятий
Фармакология является одной из базовых дисциплин при подготовке будущего врача. Успешное изучение основ фундаментальной фармакологии способствует формированию у студентов клинического мышления, научного подхода к рациональной фармакотерапии различных заболеваний с учетом состояния пациента, фармакокинетики и фарма-кодинамики лекарственного вещества. Перечень новых лекарственных препаратов постоянно увеличивается и обновляется. Поэтому при изучении фармакологии важной задачей является не только развитие у студентов необходимых профессиональных умений и навыков, но и воспитание у них осознанной потребности дальнейшего постоянного самосовершенствования своих фармакологических знаний [5].
Преподавание фармакологии на кафедре осуществляется традиционными методами с привлечением современных технических средств обучения в соответствие с учебно-методическим комплексом по дисциплине и включает в себя следующие позиции: чтение лекций по базовым вопросам фундаментальной фармакологии; проведение практических занятий и семинаров по разделам; самостоятельную работу с учебно-методической литературой; научно-исследовательскую работу в рамках СНО. Контроль успеваемости студентов проводится с ис-
В. Е. НОВИКОВ, Т. А. АНДРЕЕВА
Смоленская государственная медицинская академия
пользованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний [1]. В этой системе учитываются наиболее объективные критерии: средний балл успеваемости по результатам итоговых зачетных контрольных работ по разделам, посещение лекций и практических занятий, участие в научно-исследовательской работе (дополнительный рейтинг). Значимость каждого показателя в итоговом рейтинге и порядок его формирования представлены в таблице 1. Мы провели сравнительный анализ академической успеваемости студентов 3-го курса лечебного факультета по основным разделам фармакологии за два последних учебных года с целью выявления зависимости успеваемости от посещаемости аудиторных занятий. Полученные результаты представлены в таблице 2.
В прошлом и в этом учебном году при изучении первого раздела фармакологии «Рецептура» посещаемость студентами практических занятий составила 98%. Лекции по этому разделу не читаются, но студенты могут использовать для подготовки к практическим занятиям и итоговой контрольной работе адаптированное учебное пособие, разработанное сотрудниками кафедры [2]. По итогам контрольной работы средний балл по данному разделу на курсе составил 3,4. Минимальный (пороговый) рейтинг 55% преодолели 90% студентов факультета.
Примечание. Пороговый рейтинг составляет 55%, при достижении которого студент считается выполнившим учебный план и получает зачет.
Таблица 1. Порядок формирования рейтинга по фармакологии
Показатели Максимальный балл Повышающий коэффициент Итого в баллах % в общем рейтинге
Посещение лекций 1 2 2 6%
Посещение практических занятий 1 5 5 15%
Средний балл успеваемости 5 5 25 76%
Дополнительный рейтинг 1 1 1 3%
ВСЕГО: 33 100%
По разделу «Общая фармакология» посещаемость лекций составляет 98%. По этому разделу предусмотрено одно семинарское занятие, посещаемость которого студентами, как правило, достигает 100%. Наличие достаточного учебного материала и высокая посещаемость аудиторных занятий обеспечивает более высокий средний балл успеваемости на курсе - 4,0. При этом пороговый рейтинг 55% преодолевают все студенты.
Анализ успеваемости студентов по разделам частной фармакологии еще в большей степени показал ее зависимость от посещения лекций и практических занятий. Так, по разделу «Лекарственные препараты, влияющие на периферическую нервную систему» в этом учебном году при уровне посещаемости лекций 94% и практических занятий 97% средний балл успеваемости на курсе составил 3,5. В прошлом учебном году по этому разделу посещаемость аудиторных занятий на курсе составляла 87%, а средний балл -
3,0. Хотя наличие учебно-методических материалов и лекций было одинаковым. Обращает на себя внимание тот факт, что по этому разделу достаточно много студентов не преодолевают пороговый рейтинг с первой попытки. Так, в текущем учебном году пороговый рейтинг сразу после изучения раздела достигли только 80% студентов курса. Возможно, это объясняется тем, что фармакология периферической нервной системы очень тесно замыкается на вопросы физиологии рецепторов. Пробелы в изучении этих вопросов и являются одной из причин слабой успеваемости по этому разделу. Среди студентов, не преодолевших пороговый рейтинг по разделу, подавляющее большинство имели низкую успеваемость по нормальной физиологии.
Таблица 2. Посещаемость аудиторных занятий и успеваемость студентов 3-го курса лечебного факультета по разным разделам фармакологии в 2008-2009 учебном году
Раздел фармакологии Посещаемость (в %) Средний балл на курсе % студентов, преодолевших пороговый рейтинг*
лекций практических занятий
Рецептура не читаются 98 3,4 90
Общая фармакология 98 100 4,0 100
Лекарственные препараты, влияющие на периферическую нервную систему 94 97 3,5 80
Лекарственные препараты, влияющие на центральную нервную систему 93 96 3,8 88
Лекарственные препараты, влияющие на обмен веществ 85 84 3,0 80
Лекарственные препараты, влияющие на исполнительные органы 90 94 3,2 95
Антиинфекционные лекарственные средства 93 94 3,2 95
Примечание: * - Представлены данные рейтинга по результатам первичных оценок. По желанию студенты имеют возможность повысить свой рейтинг путем пересдачи итоговых контрольных работ, отработок неудовлетворительных оценок и пропущенных занятий.
Раздел «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему» традиционно является наиболее сложным для изучения студентами. Эта область фармакологии последние годы динамично развивается, получены новые данные о механизмах действия препаратов, внедрено много новых лекарственных средств. В связи с этим в дополнение к лекциям на кафедре подготовлено современное профилированное учебное пособие для студентов [4]. В этом учебном году посещаемость лекций по разделу составила 93%, практических занятий - 96%, а средний балл успеваемости - 3,8. В прошлом учебном году посещаемость студентами практических занятий по этому разделу была несколько ниже и средний балл составил 3,6.
Аудиторные занятия по разделу «Лекарственные препараты, влияющие на обмен веществ» в соответствии с расписанием деканата приходятся на пред- и постновогодний период учебного года. В это время посещаемость лекций и практических занятий заметно снижается. В этом году она составила 85% по лекциям и 84% по практическим занятиям, в прошлом - соответственно 78 и 80%. По этому разделу нет адаптированных учебных пособий, а количество новых учебников в библиотеке ограничено. Средний балл успеваемости курса по результатам итоговой контрольной работы в этом году составил 3,0, в прошлом году - 2,9. Пороговый рейтинг по этому разделу в этом году преодолели не более 80% студентов.
Анализ успеваемости студентов по разделу «Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов» показал, что в этом году посещаемость лекций составила 90%, а практических занятий - 94%. При этом средний балл успеваемости по разделу на курсе составил 3,2. В прошлом году посещаемость аудиторных занятий была в среднем на уровне 95%, средний балл - 3,6. Пороговый рейтинг в этом учебном году по данному разделу преодолели 95% студентов.
При изучении заключительного раздела «Антиинфекционные средства» студенты используют
Первую группу составляют студенты, имеющие высокий рейтинг (более 85%). Таких студентов на курсе 14,6%. Средний балл успеваемости у них от 4,5 до 5, практически отсутствуют пропуски лекций и занятий. Эта группа студентов является потенциальными претендентами на отличные оценки на экзамене по фармакологии. Самая большая - вторая
не только учебник по фармакологии, материалы лекций, но и учебное пособие для студентов «Антиинфекционные средства», подготовленное на кафедре [3]. При анализе успеваемости по этому разделу можно отметить, что в этом учебном году посещаемость аудиторных занятий составила в среднем 93,5%, средний балл - 3,2, пороговый рейтинг преодолели 95% студентов. В прошлом учебном году посещаемость занятий была выше (96%) и средний балл составлял 3,6.
Таким образом, проведенный анализ показал, что академическая успеваемость студентов 3-го курса лечебного факультета по разным разделам фармакологии существенно различается, в целом по курсу средний балл колеблется от 3,0 по разделу «Лекарственные препараты, влияющие на обмен веществ» до 4,0 по разделу «Общая фармакология». Средний балл успеваемости выше по тем разделам, по которым студенты лучше посещают аудиторные занятия(лекции,практические занятия). Так как средний балл успеваемости является основополагающим показателем в балльно-рейтинговой системе оценки знаний, то у студентов, имеющих высокий средний балл успеваемости, формируется и более высокий рейтинг и они с первого раза преодолевают порог рейтинга в 55%. Пропуски аудиторных занятий также влияют на формирование рейтинга, т.к., с одной стороны, они напрямую учитываются в рейтинговой системе, с другой, как выявлено в нашем исследовании, средний балл успеваемости зависит от посещаемости лекций и занятий.
В текущем учебном году средний балл успеваемости на курсе составил 3,44, минимальный пороговый рейтинг преодолели 85% всех обучающихся студентов лечебного факультета. По результатам итогового рейтинга студентов можно распределить на три группы (табл. 3).
Таблица 3. Распределение студентов 3-го курса лечебного факультета на группы в соответствии с итоговым рейтингом 2008-2009 учебного года
группа студентов (70,4%) имеет рейтинг в пределах 55-85%, средний балл успеваемости по разным разделам у них колеблется от 2,5 до 4. Они являются претендентами на получение на экзамене удовлетворительных и хороших оценок. Третья группа студентов (15%) с низким рейтингом до 55% (менее порогового минимума) является группой риска.
Рейтинг более 85% Рейтинг 85 - 55 % Рейтинг менее 55%
абсолютное количество студентов в % абсолютное количество студентов в °% абсолютное количество студентов в °%
29 14,6 140 70,4 30 15
У них низкий средний балл успеваемости (2 и менее) и, как правило, много пропусков аудиторных занятий. Для получения зачета и допуска к экзамену этим студентам придется повышать свой рей-
тинг. Как показывает практика, студенты с такой академической успеваемостью редко сдают экзамен на положительную оценку, а если и сдают, то не с первого раза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов в СГМА / Разработчик доц. В. А. Шкитин. - Смоленск, 2008. - 10 с.
2. Новиков В. Е., Сизов П. И. Рецептура и общая фармакология. - Смоленск, 2004. - 220 с.
3. Новиков В. Е., Божефатов А. С. Антиинфекционные средства. - Смоленск, 2008. - 140 с.
4. Новиков В. Е. Фармакология центральной нервной системы. - Смоленск, 2009. - 140 с.
5. Пальцев М. А., Перфильева Г. М., Денисов И. Н., Чекнев Б. М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Выпуск IV. - М.: Изд-во «Русский врач», 2005. - 310 с.
УДК 615.015 (07.07)
опыт Англоязычного преподавания фармакологии на иностранном факультете
В. Е. НОВИКОВ, Е. и. КЛИМКИНА
Смоленская государственная медицинская академия
Вот уже 7 лет в нашей академии иностранные студенты из Индии и Шри-Ланки обучаются на 2 языках - русском и английском. Причем на младших курсах учебный процесс на медико-биологических кафедрах, к которым относится и кафедра фармакологии, ведется только на английском языке. Пятый год преподают свой предмет на английском языке иностранным студентам сотрудники кафедры фармакологии. За это время у нас появился определенный опыт организации педагогического процесса и создания учебно-методической литературы, обеспечивающих качественный учебно-педагогический процесс на факультете иностранных учащихся.
В настоящей работе мы проанализировали некоторые факторы, оказывающие влияние на академическую дисциплину и успеваемость индийских студентов, а соответственно на качество их подготовки по фундаментальной фармакологии. Не скроем, что решение администрации академии обучать иностранных студентов на английском языке поставило сотрудников кафедры в сложные условия. Необходимо было в короткие сроки подготовить преподавателей со знанием языка, создать необходимые учебно-методические условия для изучения на иностранном языке такой важной для врача и такой объемной по информации дисциплины, как фармакология.
Для реализации поставленной задачи нами были оперативно подготовлены методические материалы по каждому разделу на английском языке для про-
ведения аудиторных занятий. Эти материалы основывались на «Практикуме» для студентов, который давно используется в учебном процессе на кафедре, но вопросы были адаптированы для иностранных студентов. По сравнению с практикумом для российских студентов, методические материалы для индийских студентов включали меньшее количество вопросов для самостоятельной подготовки к занятию, меньшей была и практическая часть для самостоятельной работы на занятии (фармакологические задачи, таблицы, тестовые задания и т.д.).
В первый год работы с иностранными студентами, обучающимися на английском языке, при выборе методов проведения аудиторных занятий основной упорнамибыл сделаннамини-лекции.Мини-лекция-это «гибридная» форма проведения аудиторного занятия, когда первую половину занятия преподаватель рассказывает учебный материал, а вторая его половина посвящается либо практике, либо семинару по этой теме. Мини-лекции читались по всем темам фармакологии в кафедральных аудиториях для 2 групп студентов (20 человек). В течение недели преподавателю приходилось читать одну и ту же тему 5-6 раз. Из-за недостаточного количества преподавателей со знанием английского языка (их было только 2) практические занятия проводились тоже сдвоенными группами. В таких условиях очень сложно проследить за работой каждого студента, а тем более уделить ему персональное внимание. Так как каждое занятие начиналось с мини-лекции, то