Н. А. Волина1,
АНАЛИЗ ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА
В современной классификации объектов недвижимости театрам практически не уделяется внимания [8]. Связано это с очевидными вещами - театр воспринимается, скорее, как вид искусства, чем как объект недвижимости. Однако совершенно справедливо утверждение [7, с. 10] о важности технической стороны зрелища, которое неразрывно связывает искусство с материальной составляющей. В современном театре определяющей является роль следующих технических факторов:
расположение театрального здания или сооружения в застройке и его архитектурно-строительная привлекательн ость ;
размеры, вместимость, дизайн и другие параметры интерьера; расположение и общая конструкция зрительного зала; размеры и техническое оборудование зрелищной площадки (сцены); наличие равных условий зрительного и слухового восприятия действия; наличие и качество рекреационных услуг.
Обзор истории строительства театров [1, 3 -7] свидетельствует о том, что начиная с VI в. до н. э. в Греции строятся каменные амфитеатры, в которых зрители размещаются на расходящихся веером каменных ступенях. Наиболее типичным является театр Диониса в Афинах, вмещавший 14...17 тыс. зрителей. Римский Колизей вмещал около 50 тыс. зрителей, в 55-52 гг. до н. э. в Риме было сооружено первое каменное театральное помещение. В Англии в 1576 г. было построено первое специальное театральное здание. Первым театром, оснащенным стационарными кулисными машинами и другим инженерным оборудованием, стал театр со зрительным залом на 4000 мест, открытый в Парме в 1628 г. В XVII в. на смену амфитеатру приходит многоярусный театр: в Венеции строится первый такой театр (1637 г.); богатые и вместительные ярусные театры строятся во Франции и Германии. В конце XVII - начале XVIII в. появляются театры оперы и балета, меняются требования к архитектуре сцены и зала, вырабатывается тип построения зала в форме «итальянской кривой», что способствовало улучшению акустики. Наиболее ярким примером ярусного оперного театра является миланский «Teatro alla Scala», построенный в 1776-1778 гг. Здание театра имело 100 м в длину и 38 м в ширину, зал и сцена занимали 80% площади здания, остальные 20% приходились на вспомогательные помещения (вестибюли, фойе, лестницы, гардеробы, акустические уборные и пр.). Во Франции с 1861 по 1874 г. строится «Гранд опера» вместимостью 2150
зрителей, общей площадью 15000 м2 при площади зрительного зала 1000 м2.
Первое театральное здание в России построено в XVII в. в подмосковном селе Преображенское. Это было деревянное здание площадью 90 квадратных сажень, из которых 55 занимала сцена. Среди театральных зданий России, построенных в XIX в., выделяются Большой театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, построенный в 1756 г. Это был первый профессиональный публичный театр, планировка зрительного зала является традиционной для ярусных и оперных театров.
Для изучения и оценки современных технологий, способов организации работ, а также уточнения стоимости и сроков строительства и реставрации оперных театров с целью применения мирового опыта при строительстве второй сцены Мариинского театра с декабря 2006 г. по апрель 2007 г. нами проводились исследования ряда крупнейших европейских оперных театров: «Опера Бастиль» и «Опера Гарнье» (Париж), Королевского оперного театра «Ковент Гарден» (Лондон), «Старая Опера» (Франкфурт), «Дземпер Опера» (Дрезден), «Ла Скала» (Милан), Королевского оперного театра (Копенгаген), Нового оперного театра (Осло). По результатам исследования и сравнительной оценки современных технологий строительства и реконструкции по ведущим европейским оперным театрам (табл. 1-6) сделаны следующие выводы:
наиболее интересным с точки зрения пространственного решения и функциональности сценического комплекса признано здание Королевского оперного театра «Ковент Гарден»;
самым неудачным (перегруженность техникой и нерациональное решение пространства), по оценкам специалистов, является здание «Опера Бастиль» в Париже;
при разработке концепции строительства второй сцены Мариинского театра за основу принято планировочное решение сценического комплекса театра «Ковент Гарден» как наиболее прогрессивное на данном этапе развития театральных технологий.
1 Наталья Алексеевна Волина, аспирант кафедры «Экономика строительства» ФГБОУ ВПО Санкт-
Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: Natalia.volina@mail.ru
С учетом изложенного, а также ранее опубликованных материалов [2] мы считаем, что при реализации предложенного проектного решения второй сцены Мариинского театра здание театра будет отвечать всем современным требованиям к театральному оперному комплексу.
Наиболее подходящими для сравнения с ГАМТ по архитектурной и строительной концепции здания (схожее архитектурное решение, аналогичный климат) признаны новое здание Королевской оперы (Копенгаген) и Новый оперный театр (Осло).
По результатам анализа составлена сравнительная таблица технических характеристик и стоимости указанных театров и проекта здания второй сцены Мариинского театра (табл. 7, 8).
По результатам исследования и сравнительной оценки затрат при строительстве и реконструкции ведущих европейских оперных театров и второй сцены ГАМТ сделаны следующие выводы:
1. Удельные затраты на строительство современного оперного театра составляют:
на 1 место: 195,5...294,3 тыс. евро (без учета НДС), 229,5...367,9 тыс. евро (с учетом НДС);
на 1 м2 общей площади: 6,2.10,7 тыс. евро (без учета НДС), 7,3.13,4 тыс. евро (с учетом НДС).
2. Удельные затраты на сценическое оборудование составляют:
на 1 место: 41,4.51,5 тыс. евро (без учета НДС), 47,6.60,5 тыс. евро (с учетом НДС);
на 1 м2 общей площади: 1,3.1,5 тыс. евро (без учета НДС), 1,6.1,9 тыс. евро (с учетом НДС).
3. Удельные затраты на строительство второй сцены ГАМТ (Санкт-Петербург) сопоставимы с затратами на строительство и сценическое оборудование современных мировых оперных театров. При этом удельные затраты на
строительство ГАМТ по сравнению с объектами-аналогами минимальны - 6,1 тыс. евро/м2 (без НДС), а на сценическое оборудование -максимальны - 51,5 тыс. евро/место (без НДС).
Таблица 1. Сводная таблица основных технико-экономических параметров реализованных проектов строительства и реконструкции крупнейших оперных театров Европы и Северной Америки, вместимостью от 1500 мест_
Название проекта Период реализации Стоимость, млн.евро Вместимость зрительного зала Площадь здания, кв.м Кол-во повторений сцены Архи тектор Условия участия в проекте
Здание оперного театра в г. Осло (Норвегия) 2002-2008 520 Большой Зал -1358 мест Малый Зал - 400 мест 38 500 Основная сцена плюс четыре вспомогатель ных сцены, репетиционн ая сцена плюс монтажная зона Tarald Lundevall Конкурс*
Центр исполнительских искусств Four Seasons (The Four Seasons Centre for the Performing Arts), Торонто (Канада) 2003- 2006 156 2 000 мест 24 160 Основная сцена плюс одна вспомогатель ная сцена, плюс один полу-карман сцены плюс неполный арьер сцены Diamond and Schmitt Architects Incorporated Конкурс
Центр Adrienne Arsht в Майами The Adrienne Arsht Center for the Performing Arts of Miami-Dade County (ранее Carnival Center for the Performing Arts, Майами, Флорида, США 2001- 2006 375 ( без НДС) Театр оперы и балета Sanford and Dolores Ziff: 2 400 мест Концертный зал Knight Concert Hall: 2 200 мест 53 000 Основная сцена плюс две вспомогатель ных сцены Pelli Clarke (арх. бюро Pelli Architects) Конкурс
Оперный театр Копенгагена (Дания) 2001-2005 495 1400 - 1700 мест в зависимости от конфигурации зала 41000 Основная сцена плюс четыре вспомогатель ных сцены и репетиционн ая сцена. Henning Larsen Конкурс
Название проекта Период реализации Стоимость, млн.евро Вместимость зрительного зала Площадь здания, кв.м Кол-во повторений сцены Архи тектор Условия участия в проекте
Оперный театр в Валенсии (Испания) 1996-2005 413 Большой оперный зал: 1800 мест, всего четыре зала общей вместимостью 4000 человек 40 000 Основная сцена плюс три вспомогатель ных сцены Santiago Calatrava Конкурс* *
Центр Исполнительских Искусств Бенжамина и Марианн Шустер (Benjamin and Marian Schuster Performing Arts Center) Дейтон, Огайо, США 1999 - 2003 107 (без НДС) Оперный театр, многофункциональ ный зал «The Mead Theatre» : 2 300 мест. Малый зал «Mathile Theatre» : 150 мест 15 655 Основная сцена Pelli Clarke (арх. бюро Pelli Architects) Конкурс
* Международный архитектурный конкурс, оплачиваемый компанией Den Norske (государственная оперная организация). В конкурсе приняли участие 240 конкурсантов. Победителем была объявлена компания Sn hetta из Осло.
** В конкурсе победили проекты двух архитекторов - Сантьяго Калатрава и Феликса Кандела. Фактически проект театра принадлежит Калатраве, уроженцу Валенсии и наиболее известному из современных испанских архитекторов, построивших за несколько лет до этого еще один оперный театр на Тенерифе.
Таблица 2. Сводная таблица основных технико-экономических параметров реконструируемых крупнейших оперных театров Европы
Название проекта Период реализации Стоимость , млн.евро Вместимость зрительного зала, мест Площадь здания, кв.м Кол-во повторений сцены
Лондон, Ковент Гарден 1997-1999 505 2241 62 000 (10 000 кв.м. пятно застройки) Основная сцена плюс семь вспомогательных сцен плюс репетиционная сцена
Liceu Opera Barselona, Барселона, 1995-1999 139 2 292 36 000 Основная сцена плюс карман сцены плюс арьерсцена
Таблица 3. Основные технико-экономические показатели строительства2-ой сцены Государственного Академического Мариинского театра (г. Санкт-Петербург, Россия)_
Наименование технико-экономического параметра Значение
Строки строительства 2006-2009 (3,5 года)
Общая площадь 67000 кв. м
Количество мест 2000
Количество накатных сцен 4
Количество штанкетных подъемов 155
Стоимость (в т.ч. сценическое оборудование) 414 млн. евро (с НДС 18% - 488 млн. евро)
Стоимость сценического оборудования 103 млн. евро (с НДС 18% - 121 млн. евро)
Наиболее подходящим для сравнения с ГАМТ (г.Санкт-Петербург) по архитектурной и строительной концепции здания (схожее архитектурное решение, аналогичный климат) признаны: Новое здание Королевской оперы (г. Копенгаген); Новый оперный театр (г. Осло).
Таблица 4. Основные технико-экономические показатели реконструкции театра Ковент-Гарден г.Лондон (Великобритания)
Наименование технико-экономического параметра Значение
Площадь, м2 Н.д.
Количество мест 2200
Стоимость, млн евро Общая 430* (с НДС 17.5% - 505)
Сценическое оборудование 92* (с НДС 17.5% - 108)
Годы строительства 1997-1999
(3 года)
Примечание отсутствуют подземные сооружения
Количество накатных сцен (размером с основную) 4 шт.
Количество штанкетных подъёмов 126
Наличие склада мягких декораций нет
Наличие склада жёстких декораций (контейнерного) да
Подъёмно-опускная оркестровая яма да
Подъёмно-опускные площадки основной сцены 6 шт. 14,8х2,45м
Наличие монтажной зоны Да
тельферные подъёмы
Таблица 5. Основные технико-экономические показатели строительства театра г.Копенгаген (Дания)
Наименование технико-экономического параметра Значение
Сроки строительства 2002-2005 (4 года)
Общая площадь 42000 кв. м
Количество мест 1450
Количество накатных сцен 3
Количество штанкетных подъемов 98
Стоимость сценического оборудования 56 млн. евро (с НДС 23% - 69 млн. евро)
Стоимость (в т.ч. сценическое оборудование) 360 млн. евро (с НДС 23% - 443 млн. евро)
Таблица 6. Основные технико-экономические показатели строительства театра г.Осло (Норвегия)
Наименование технико-экономического параметра Значение
Площадь, м2 38500
Количество мест 1400
Стоимость, млн евро Общая 412* (с НДС 25% - 515)
Сценическое оборудование 58* (с НДС 25% - 73)
Годы строительства 2002 - 2008
(6 лет)
Примечание имеется в наличии малый зал для драматического театра
Количество накатных сцен (размером с основную) 3 шт.
Количество штанкетных подъёмов 90
Наличие склада мягких декораций нет
Наличие склада жёстких декораций (контейнерного) нет
Подъёмно-опускная оркестровая яма да
Подъёмно-опускные площадки основной сцены 4 шт16х4м
Наличие монтажной зоны да
тельферные подъёмы
По результатам проведенного анализа была составлена сравнительная таблица стоимости и технических характеристик указанных театров с проектом здания «Второй сцены Мариинского театра» (табл. 7).
Таблица 7. Сводная таблица основных технико-экономических характеристик крупнейших оперных театров Европы
Город Площадь, Количеств Общая стоимость, Стоимость сценического
кв.м о мест млн. евро оборудования, млн. евро
Копенгаген 42000 1450 360 (с НДС 23% - 443) 56 (с НДС 23% - 69)
Осло 38500 1400 412 (с НДС 25% - 515) 58 (с НДС 25% - 73)
Лондон, Ковент Н.д. 2200 430 92
Гарден (с НДС 17.5% - 505) (с НДС 17.5% - 108)
(реконструкция)
Санкт-Петербург, 67000 2000 414 103
Мариинский-2 (с НДС 18% - 488) (с НДС 18% - 121)
Таблица 8. Сводная таблица удельных затрат стоимости на 1 кв.м общей площади театра и на 1 место при строительстве и реконструкции крупнейших оперных театров Европы
Удельные затраты, евро
Город общая стоимость на 1 кв.м общ. пл. стоимость сценического оборудования на 1 кв.м общ. пл. общая стоимость на 1 место стоимость сценического оборудования на 1 место
без учета НДС с учетом НДС без учета НДС с учетом НДС без учета НДС с учетом НДС без учета НДС с учетом НДС
Копенгаген 8 571 10 548 1 333 1 643 248 276 305517 38 621 47 586
Осло 10 701 13 377 1 506 1 896 294 286 367 857 41 429 52 143
Лондон, Ковент Гарден (реконструкци я) - - - - 195 455 229 545 41 818 49 091
Санкт-Петербург, Мариинский-2 6 179 7 284 1 537 1 806 207 000 244 000 51 500 60 500
Таблица 9.Сравнительная таблица основных технико-экономических характеристик мировых оперных театров, являющихся аналогами для второй сцены ГАМТ в Санкт-Петербурге_
Город Площадь, м2 Количество мест Стои мость j млн евро Годы строительства Примечание Количество накатных сцен (размером с основную) Количество штанкетных подъёмов Наличие склада мягких декораций Наличие склада жёстких декораций (контейнерног о) нидьемни- опускная оркестровая Подъёмно- опускные площадки основной сцены Наличие монтажной зоны
Общая Сцени ческое оборуд ование
Копенгаге н 42 000 1 450 360* (с НДС 23% -443) 56* (с НДС 23% - 69) 2002 -2005 (4 года) имеется в наличии репетиционная сцена 3 шт. 98 нет нет да 4 шт 16х 4м. тельферны е подъёмы
Осло 38 500 1400 412* (с НДС 25% -515) 58* (с НДС 25% - 73) 2002 -2008 (6 лет) имеется в наличии малый зал для драматического театра 3 шт. 90 нет нет да 4 шт 16х4м тельферны е подъёмы
Лондон, Ковент Гарден -реконстру кция Н.д. 2200 430* (с НДС 17.5% -505) 92* (с НДС 17.5% -108) 19971999 (3 года) отсутствуют подземные сооружения 4 шт. 126 нет да да 6 шт. 14,8х 2,45м тельферны е подъёмы
Торонто 40000 1870 (2071) около 176 около 59 20032006 (4 года) - - - - - - - -
Санкт-Петербург, Мариинск ий-2 70000 (ориент ировоч но 100 000) 2000 389* (с НДС 18% -459) 62* (с НДС 18% - 73) 2007 -2010 (4 года) имеется в наличии полномасштабна я технологически оснащенная репетиционная сцена 4 шт. 155 автома тизиро ванны й склад на 36 контей неров 22х1х0, 8м автомати зированн ый склад на 19 40-футовых контейне ров да 4 шт. 16х4 м. оснащена кран-балками с грузовыми талями
Список литературы
1. Бархин, Г. Б. Архитектура театра/ Г. Б. Бархин. - М.: Просвещение, 1947.
2. Волина, Н. А. Нормативно-техническое обеспечение концепции строительства современного театра/Н. А. Волина// Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 138-141.
3. Дмитриев, Ю. А. История русского и советского драматического театра/ Ю. А. Дмитриев, Г. А. Хайченко. - М., 1986.
4. История русского драматического театра. - М.: ГИТИС, 2005.
5. Лосев, А. Ф. Эллинистически-римская эстетика/ А. Ф. Лосев. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 45-46.
6. Смолина, К А. 100 великих театров/ К. А. Смолина. - М.: ВЕЧЕ, 2001.
7. Федоренко, В. П. Зрелищные предприятия: учеб. пособие/ В. П. Федоренко. - СПб.: СПбГУКИТ, 2006. - 295 с.
8. Экономика недвижимости /А. Н. Асаул. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.
The list of the literarnte
1. Barkhin, G. B. The architecture of the theater/ G. B. Barkhin. - M.: Education, 1947.
2. Volina, N. A. Normative and technical support for the concept of building a modern theater / N. A. Volina // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 138-141.
3. Dmitriev, Y. A. History of Russian and Soviet Drama Theatre/ Y. A. Dmitriev, G. A. Haychenko. -M., 1986.
4. History of Russian Drama Theatre. - M.: GITIS, 2005.
5. Losev, A. F. Hellenistic-Roman aesthetics/ A. F. Losev. - M.: Izd. MGU, 1979. - P. 45-46.
6. Smolin, K. 100 great theaters/ K. Smolin. - M.: Veche, 2001.
7. Fedorenko, V. P. Entertainment business: a training manual/ V. P. Fedorenko. - SPb.: SPbGUKI, 2006. - 295 p.
8. Real estate economy / A. N. Asaul. - 2nd ed. - SPb.: Piter, 2010. - 624 p.