Научная статья на тему 'Анализ затрат в строительство и реконструкцию современного оперного театра'

Анализ затрат в строительство и реконструкцию современного оперного театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРУПНЕЙШИХ МИРОВЫХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРОВ / TECHNO-ECO NOMIC CHARACTERISTICS OF THE WORLD'S MAJOR OPERA HOUSES / COSTS OF CONSTRUCTION AND RECONSTRUCTION OF THE MODERN OPERA HOUSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Выполнен анализ затрат в строительство и реконструкцию современного оперного театра второй сцены Государственного академического Мариинского театра (ГАМТ) Санкт-Петербурга. Приведены уникальные материалы исследования техническо-экономических характеристик крупнейших мировых оперных театров: «Опера Бастиль» (г. Париж), «Опера Гарнье» (г. Париж), Королевский оперный театр «Ковент Гарден» (г. Лондон), «Старая Опера» (г. Франкфурт), «Дземпер» Опера (г. Дрезден), театр «Ла Скала» (г. Милан), нового здания Королевской оперы (г. Копенгаген), нового оперного театра (г. Осло). По результатам исследования выявлено, что удельные затраты в строительство и сценическое оборудование второй сцены ГАМТ сопоставимы с анало гичными показателями для современных мировых оперных театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the cost of construction and reconstruction of the modern opera house the second stage (St. Petersburg). The paper presents a unique study materials of technical and economic characteristics of the world's major opera houses: «Opera Bastille» (Paris), «Opera Garnier» (Paris), Royal Opera «Covent Garden» (London), «Old Opera «(Frankfurt);» Dzemper «Opera (Dresden); Theatre» La Scala «(Milan), the new building of the Royal Opera in Copenhagen, a new opera house in Oslo. According to the survey revealed that the unit cost of construction of the second stage GAMT (St. Petersburg), comparable to the unit cost for construction and stage equipment of modern opera houses in the world.

Текст научной работы на тему «Анализ затрат в строительство и реконструкцию современного оперного театра»

Н. А. Волина1,

АНАЛИЗ ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА

В современной классификации объектов недвижимости театрам практически не уделяется внимания [8]. Связано это с очевидными вещами - театр воспринимается, скорее, как вид искусства, чем как объект недвижимости. Однако совершенно справедливо утверждение [7, с. 10] о важности технической стороны зрелища, которое неразрывно связывает искусство с материальной составляющей. В современном театре определяющей является роль следующих технических факторов:

расположение театрального здания или сооружения в застройке и его архитектурно-строительная привлекательн ость ;

размеры, вместимость, дизайн и другие параметры интерьера; расположение и общая конструкция зрительного зала; размеры и техническое оборудование зрелищной площадки (сцены); наличие равных условий зрительного и слухового восприятия действия; наличие и качество рекреационных услуг.

Обзор истории строительства театров [1, 3 -7] свидетельствует о том, что начиная с VI в. до н. э. в Греции строятся каменные амфитеатры, в которых зрители размещаются на расходящихся веером каменных ступенях. Наиболее типичным является театр Диониса в Афинах, вмещавший 14...17 тыс. зрителей. Римский Колизей вмещал около 50 тыс. зрителей, в 55-52 гг. до н. э. в Риме было сооружено первое каменное театральное помещение. В Англии в 1576 г. было построено первое специальное театральное здание. Первым театром, оснащенным стационарными кулисными машинами и другим инженерным оборудованием, стал театр со зрительным залом на 4000 мест, открытый в Парме в 1628 г. В XVII в. на смену амфитеатру приходит многоярусный театр: в Венеции строится первый такой театр (1637 г.); богатые и вместительные ярусные театры строятся во Франции и Германии. В конце XVII - начале XVIII в. появляются театры оперы и балета, меняются требования к архитектуре сцены и зала, вырабатывается тип построения зала в форме «итальянской кривой», что способствовало улучшению акустики. Наиболее ярким примером ярусного оперного театра является миланский «Teatro alla Scala», построенный в 1776-1778 гг. Здание театра имело 100 м в длину и 38 м в ширину, зал и сцена занимали 80% площади здания, остальные 20% приходились на вспомогательные помещения (вестибюли, фойе, лестницы, гардеробы, акустические уборные и пр.). Во Франции с 1861 по 1874 г. строится «Гранд опера» вместимостью 2150

зрителей, общей площадью 15000 м2 при площади зрительного зала 1000 м2.

Первое театральное здание в России построено в XVII в. в подмосковном селе Преображенское. Это было деревянное здание площадью 90 квадратных сажень, из которых 55 занимала сцена. Среди театральных зданий России, построенных в XIX в., выделяются Большой театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, построенный в 1756 г. Это был первый профессиональный публичный театр, планировка зрительного зала является традиционной для ярусных и оперных театров.

Для изучения и оценки современных технологий, способов организации работ, а также уточнения стоимости и сроков строительства и реставрации оперных театров с целью применения мирового опыта при строительстве второй сцены Мариинского театра с декабря 2006 г. по апрель 2007 г. нами проводились исследования ряда крупнейших европейских оперных театров: «Опера Бастиль» и «Опера Гарнье» (Париж), Королевского оперного театра «Ковент Гарден» (Лондон), «Старая Опера» (Франкфурт), «Дземпер Опера» (Дрезден), «Ла Скала» (Милан), Королевского оперного театра (Копенгаген), Нового оперного театра (Осло). По результатам исследования и сравнительной оценки современных технологий строительства и реконструкции по ведущим европейским оперным театрам (табл. 1-6) сделаны следующие выводы:

наиболее интересным с точки зрения пространственного решения и функциональности сценического комплекса признано здание Королевского оперного театра «Ковент Гарден»;

самым неудачным (перегруженность техникой и нерациональное решение пространства), по оценкам специалистов, является здание «Опера Бастиль» в Париже;

при разработке концепции строительства второй сцены Мариинского театра за основу принято планировочное решение сценического комплекса театра «Ковент Гарден» как наиболее прогрессивное на данном этапе развития театральных технологий.

1 Наталья Алексеевна Волина, аспирант кафедры «Экономика строительства» ФГБОУ ВПО Санкт-

Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: Natalia.volina@mail.ru

С учетом изложенного, а также ранее опубликованных материалов [2] мы считаем, что при реализации предложенного проектного решения второй сцены Мариинского театра здание театра будет отвечать всем современным требованиям к театральному оперному комплексу.

Наиболее подходящими для сравнения с ГАМТ по архитектурной и строительной концепции здания (схожее архитектурное решение, аналогичный климат) признаны новое здание Королевской оперы (Копенгаген) и Новый оперный театр (Осло).

По результатам анализа составлена сравнительная таблица технических характеристик и стоимости указанных театров и проекта здания второй сцены Мариинского театра (табл. 7, 8).

По результатам исследования и сравнительной оценки затрат при строительстве и реконструкции ведущих европейских оперных театров и второй сцены ГАМТ сделаны следующие выводы:

1. Удельные затраты на строительство современного оперного театра составляют:

на 1 место: 195,5...294,3 тыс. евро (без учета НДС), 229,5...367,9 тыс. евро (с учетом НДС);

на 1 м2 общей площади: 6,2.10,7 тыс. евро (без учета НДС), 7,3.13,4 тыс. евро (с учетом НДС).

2. Удельные затраты на сценическое оборудование составляют:

на 1 место: 41,4.51,5 тыс. евро (без учета НДС), 47,6.60,5 тыс. евро (с учетом НДС);

на 1 м2 общей площади: 1,3.1,5 тыс. евро (без учета НДС), 1,6.1,9 тыс. евро (с учетом НДС).

3. Удельные затраты на строительство второй сцены ГАМТ (Санкт-Петербург) сопоставимы с затратами на строительство и сценическое оборудование современных мировых оперных театров. При этом удельные затраты на

строительство ГАМТ по сравнению с объектами-аналогами минимальны - 6,1 тыс. евро/м2 (без НДС), а на сценическое оборудование -максимальны - 51,5 тыс. евро/место (без НДС).

Таблица 1. Сводная таблица основных технико-экономических параметров реализованных проектов строительства и реконструкции крупнейших оперных театров Европы и Северной Америки, вместимостью от 1500 мест_

Название проекта Период реализации Стоимость, млн.евро Вместимость зрительного зала Площадь здания, кв.м Кол-во повторений сцены Архи тектор Условия участия в проекте

Здание оперного театра в г. Осло (Норвегия) 2002-2008 520 Большой Зал -1358 мест Малый Зал - 400 мест 38 500 Основная сцена плюс четыре вспомогатель ных сцены, репетиционн ая сцена плюс монтажная зона Tarald Lundevall Конкурс*

Центр исполнительских искусств Four Seasons (The Four Seasons Centre for the Performing Arts), Торонто (Канада) 2003- 2006 156 2 000 мест 24 160 Основная сцена плюс одна вспомогатель ная сцена, плюс один полу-карман сцены плюс неполный арьер сцены Diamond and Schmitt Architects Incorporated Конкурс

Центр Adrienne Arsht в Майами The Adrienne Arsht Center for the Performing Arts of Miami-Dade County (ранее Carnival Center for the Performing Arts, Майами, Флорида, США 2001- 2006 375 ( без НДС) Театр оперы и балета Sanford and Dolores Ziff: 2 400 мест Концертный зал Knight Concert Hall: 2 200 мест 53 000 Основная сцена плюс две вспомогатель ных сцены Pelli Clarke (арх. бюро Pelli Architects) Конкурс

Оперный театр Копенгагена (Дания) 2001-2005 495 1400 - 1700 мест в зависимости от конфигурации зала 41000 Основная сцена плюс четыре вспомогатель ных сцены и репетиционн ая сцена. Henning Larsen Конкурс

Название проекта Период реализации Стоимость, млн.евро Вместимость зрительного зала Площадь здания, кв.м Кол-во повторений сцены Архи тектор Условия участия в проекте

Оперный театр в Валенсии (Испания) 1996-2005 413 Большой оперный зал: 1800 мест, всего четыре зала общей вместимостью 4000 человек 40 000 Основная сцена плюс три вспомогатель ных сцены Santiago Calatrava Конкурс* *

Центр Исполнительских Искусств Бенжамина и Марианн Шустер (Benjamin and Marian Schuster Performing Arts Center) Дейтон, Огайо, США 1999 - 2003 107 (без НДС) Оперный театр, многофункциональ ный зал «The Mead Theatre» : 2 300 мест. Малый зал «Mathile Theatre» : 150 мест 15 655 Основная сцена Pelli Clarke (арх. бюро Pelli Architects) Конкурс

* Международный архитектурный конкурс, оплачиваемый компанией Den Norske (государственная оперная организация). В конкурсе приняли участие 240 конкурсантов. Победителем была объявлена компания Sn hetta из Осло.

** В конкурсе победили проекты двух архитекторов - Сантьяго Калатрава и Феликса Кандела. Фактически проект театра принадлежит Калатраве, уроженцу Валенсии и наиболее известному из современных испанских архитекторов, построивших за несколько лет до этого еще один оперный театр на Тенерифе.

Таблица 2. Сводная таблица основных технико-экономических параметров реконструируемых крупнейших оперных театров Европы

Название проекта Период реализации Стоимость , млн.евро Вместимость зрительного зала, мест Площадь здания, кв.м Кол-во повторений сцены

Лондон, Ковент Гарден 1997-1999 505 2241 62 000 (10 000 кв.м. пятно застройки) Основная сцена плюс семь вспомогательных сцен плюс репетиционная сцена

Liceu Opera Barselona, Барселона, 1995-1999 139 2 292 36 000 Основная сцена плюс карман сцены плюс арьерсцена

Таблица 3. Основные технико-экономические показатели строительства2-ой сцены Государственного Академического Мариинского театра (г. Санкт-Петербург, Россия)_

Наименование технико-экономического параметра Значение

Строки строительства 2006-2009 (3,5 года)

Общая площадь 67000 кв. м

Количество мест 2000

Количество накатных сцен 4

Количество штанкетных подъемов 155

Стоимость (в т.ч. сценическое оборудование) 414 млн. евро (с НДС 18% - 488 млн. евро)

Стоимость сценического оборудования 103 млн. евро (с НДС 18% - 121 млн. евро)

Наиболее подходящим для сравнения с ГАМТ (г.Санкт-Петербург) по архитектурной и строительной концепции здания (схожее архитектурное решение, аналогичный климат) признаны: Новое здание Королевской оперы (г. Копенгаген); Новый оперный театр (г. Осло).

Таблица 4. Основные технико-экономические показатели реконструкции театра Ковент-Гарден г.Лондон (Великобритания)

Наименование технико-экономического параметра Значение

Площадь, м2 Н.д.

Количество мест 2200

Стоимость, млн евро Общая 430* (с НДС 17.5% - 505)

Сценическое оборудование 92* (с НДС 17.5% - 108)

Годы строительства 1997-1999

(3 года)

Примечание отсутствуют подземные сооружения

Количество накатных сцен (размером с основную) 4 шт.

Количество штанкетных подъёмов 126

Наличие склада мягких декораций нет

Наличие склада жёстких декораций (контейнерного) да

Подъёмно-опускная оркестровая яма да

Подъёмно-опускные площадки основной сцены 6 шт. 14,8х2,45м

Наличие монтажной зоны Да

тельферные подъёмы

Таблица 5. Основные технико-экономические показатели строительства театра г.Копенгаген (Дания)

Наименование технико-экономического параметра Значение

Сроки строительства 2002-2005 (4 года)

Общая площадь 42000 кв. м

Количество мест 1450

Количество накатных сцен 3

Количество штанкетных подъемов 98

Стоимость сценического оборудования 56 млн. евро (с НДС 23% - 69 млн. евро)

Стоимость (в т.ч. сценическое оборудование) 360 млн. евро (с НДС 23% - 443 млн. евро)

Таблица 6. Основные технико-экономические показатели строительства театра г.Осло (Норвегия)

Наименование технико-экономического параметра Значение

Площадь, м2 38500

Количество мест 1400

Стоимость, млн евро Общая 412* (с НДС 25% - 515)

Сценическое оборудование 58* (с НДС 25% - 73)

Годы строительства 2002 - 2008

(6 лет)

Примечание имеется в наличии малый зал для драматического театра

Количество накатных сцен (размером с основную) 3 шт.

Количество штанкетных подъёмов 90

Наличие склада мягких декораций нет

Наличие склада жёстких декораций (контейнерного) нет

Подъёмно-опускная оркестровая яма да

Подъёмно-опускные площадки основной сцены 4 шт16х4м

Наличие монтажной зоны да

тельферные подъёмы

По результатам проведенного анализа была составлена сравнительная таблица стоимости и технических характеристик указанных театров с проектом здания «Второй сцены Мариинского театра» (табл. 7).

Таблица 7. Сводная таблица основных технико-экономических характеристик крупнейших оперных театров Европы

Город Площадь, Количеств Общая стоимость, Стоимость сценического

кв.м о мест млн. евро оборудования, млн. евро

Копенгаген 42000 1450 360 (с НДС 23% - 443) 56 (с НДС 23% - 69)

Осло 38500 1400 412 (с НДС 25% - 515) 58 (с НДС 25% - 73)

Лондон, Ковент Н.д. 2200 430 92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гарден (с НДС 17.5% - 505) (с НДС 17.5% - 108)

(реконструкция)

Санкт-Петербург, 67000 2000 414 103

Мариинский-2 (с НДС 18% - 488) (с НДС 18% - 121)

Таблица 8. Сводная таблица удельных затрат стоимости на 1 кв.м общей площади театра и на 1 место при строительстве и реконструкции крупнейших оперных театров Европы

Удельные затраты, евро

Город общая стоимость на 1 кв.м общ. пл. стоимость сценического оборудования на 1 кв.м общ. пл. общая стоимость на 1 место стоимость сценического оборудования на 1 место

без учета НДС с учетом НДС без учета НДС с учетом НДС без учета НДС с учетом НДС без учета НДС с учетом НДС

Копенгаген 8 571 10 548 1 333 1 643 248 276 305517 38 621 47 586

Осло 10 701 13 377 1 506 1 896 294 286 367 857 41 429 52 143

Лондон, Ковент Гарден (реконструкци я) - - - - 195 455 229 545 41 818 49 091

Санкт-Петербург, Мариинский-2 6 179 7 284 1 537 1 806 207 000 244 000 51 500 60 500

Таблица 9.Сравнительная таблица основных технико-экономических характеристик мировых оперных театров, являющихся аналогами для второй сцены ГАМТ в Санкт-Петербурге_

Город Площадь, м2 Количество мест Стои мость j млн евро Годы строительства Примечание Количество накатных сцен (размером с основную) Количество штанкетных подъёмов Наличие склада мягких декораций Наличие склада жёстких декораций (контейнерног о) нидьемни- опускная оркестровая Подъёмно- опускные площадки основной сцены Наличие монтажной зоны

Общая Сцени ческое оборуд ование

Копенгаге н 42 000 1 450 360* (с НДС 23% -443) 56* (с НДС 23% - 69) 2002 -2005 (4 года) имеется в наличии репетиционная сцена 3 шт. 98 нет нет да 4 шт 16х 4м. тельферны е подъёмы

Осло 38 500 1400 412* (с НДС 25% -515) 58* (с НДС 25% - 73) 2002 -2008 (6 лет) имеется в наличии малый зал для драматического театра 3 шт. 90 нет нет да 4 шт 16х4м тельферны е подъёмы

Лондон, Ковент Гарден -реконстру кция Н.д. 2200 430* (с НДС 17.5% -505) 92* (с НДС 17.5% -108) 19971999 (3 года) отсутствуют подземные сооружения 4 шт. 126 нет да да 6 шт. 14,8х 2,45м тельферны е подъёмы

Торонто 40000 1870 (2071) около 176 около 59 20032006 (4 года) - - - - - - - -

Санкт-Петербург, Мариинск ий-2 70000 (ориент ировоч но 100 000) 2000 389* (с НДС 18% -459) 62* (с НДС 18% - 73) 2007 -2010 (4 года) имеется в наличии полномасштабна я технологически оснащенная репетиционная сцена 4 шт. 155 автома тизиро ванны й склад на 36 контей неров 22х1х0, 8м автомати зированн ый склад на 19 40-футовых контейне ров да 4 шт. 16х4 м. оснащена кран-балками с грузовыми талями

Список литературы

1. Бархин, Г. Б. Архитектура театра/ Г. Б. Бархин. - М.: Просвещение, 1947.

2. Волина, Н. А. Нормативно-техническое обеспечение концепции строительства современного театра/Н. А. Волина// Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 138-141.

3. Дмитриев, Ю. А. История русского и советского драматического театра/ Ю. А. Дмитриев, Г. А. Хайченко. - М., 1986.

4. История русского драматического театра. - М.: ГИТИС, 2005.

5. Лосев, А. Ф. Эллинистически-римская эстетика/ А. Ф. Лосев. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 45-46.

6. Смолина, К А. 100 великих театров/ К. А. Смолина. - М.: ВЕЧЕ, 2001.

7. Федоренко, В. П. Зрелищные предприятия: учеб. пособие/ В. П. Федоренко. - СПб.: СПбГУКИТ, 2006. - 295 с.

8. Экономика недвижимости /А. Н. Асаул. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.

The list of the literarnte

1. Barkhin, G. B. The architecture of the theater/ G. B. Barkhin. - M.: Education, 1947.

2. Volina, N. A. Normative and technical support for the concept of building a modern theater / N. A. Volina // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 138-141.

3. Dmitriev, Y. A. History of Russian and Soviet Drama Theatre/ Y. A. Dmitriev, G. A. Haychenko. -M., 1986.

4. History of Russian Drama Theatre. - M.: GITIS, 2005.

5. Losev, A. F. Hellenistic-Roman aesthetics/ A. F. Losev. - M.: Izd. MGU, 1979. - P. 45-46.

6. Smolin, K. 100 great theaters/ K. Smolin. - M.: Veche, 2001.

7. Fedorenko, V. P. Entertainment business: a training manual/ V. P. Fedorenko. - SPb.: SPbGUKI, 2006. - 295 p.

8. Real estate economy / A. N. Asaul. - 2nd ed. - SPb.: Piter, 2010. - 624 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.