Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта размещения пенсионных и страховых резервов в ценные бумаги'

Анализ зарубежного опыта размещения пенсионных и страховых резервов в ценные бумаги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта размещения пенсионных и страховых резервов в ценные бумаги»

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗМЕЩЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ И СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ В ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Л.Ю. СТАХОВИЧ, Г.Э. ШАХНАЗАРЯН Научно-исследовательский финансовый институт

Система обязательного пенсионного страхования имеет достаточно короткую историю. В большинстве стран она сформировалась после второй мировой войны. Помимо причин демографического порядка на формирование накопительной системы важнейшее влияние оказало развитие финансового рынка, в результате чего появились инструменты для инвестирования накоплений как в целях их сохранения в долгосрочной перспективе, так и в целях получения дополнительного дохода.

Возникновение пенсионных фондов сделало инвестирование средств в ценные бумаги более эффективным благодаря возможности диверсификации и профессионального управления ими. Следует учитывать, что повышенная доходность должна создавать источник средств для содержания аппарата фонда, в противном случае индивидуальные накопления окажутся более эффективными. Именно этим объясняется широкое распространение бесфондовых негосударственных пенсионных систем и индивидуальных пенсионных «планов», при которых обязательные или добровольные (но в определенных рамках) отчисления производятся на счета в банках или в иной имущественной форме без участия какого-либо пенсионного фонда.

Степень участия государства в пенсионной системе сильно варьируется по странам, однако государственный контроль за состоянием дел в системе добровольного пенсионного страхования и определенная государственная поддержка имеют место повсеместно. В кризисные и переломные моменты развития роль государства возрастает, так как проблема сохранности накопленных взносов приобретает первостепенное значение, что тре-

бует дополнительных гарантий для поддержания системы пенсионного страхования (такая ситуация имела место в США в начале 80-х годов, когда правительству США потребовались специальные меры, направленные на стимулирование сбережений для пенсионного обеспечения).

В некоторых странах, где сделана ставка на регулирующую силу рыночного механизма (США, Великобритания), государственное вмешательство минимально. В частности, в США по отношению к фондам централизованно регулируете^ лишь лимит самостоятельного инвестирования, который для фондов с установленными размерами выплат составляет 10% от общего объема активов.

В Японии, Германии и некоторых других странах степень государственного вмешательства выше. Так, в Японии и Германии, помимо 10%-го лимита самостоятельного инвестирования для НПФ устанавливаются верхние ограничения объема инвестируемых средств в следующие виды активов: акции промышленных фирм, вложения в имущество, зарубежные инвестиции. В настоящее время эти лимиты составляют в Германии и Японии, соответственно, 20 и 30% по акциям, 5 и 20% по имущественным инвестициям, 4% и 30% по зарубежным инвестициям.

В некоторых странах, нуждающихся в притоках внутренних инвестиций, ограничения на инвестиции в иностранные активы жесткие (Германия) или носят запретительный характер. В Чехии, например, инвестиции пенсионных фондов за рубеж запрещены законом.

В Бельгии как минимум 15% активов НПФ должны инвестироваться в казначейские обязательства страны, объем инвестиций в другие

финансовые инструменты также ограничен. Предпочтение государственным ценным бумагам также отдается в законодательстве по пенсионным и страховым компаниям Дании. В Нидерландах законодательные ограничения по инвестициям вообще отсутствуют.

В Казахстане, проводящем пенсионную реформу по чилийскому образцу, фондовый портфель НПФ Народного банка (одного из 12 негосударственных пенсионных фондов) на 85% состоит из краткосрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг, а их доходность зафиксирована на уровне 16,83% годовых.

Аккумулируемые пенсионными фондами и страховыми компаниями резервы не должны лежать «мертвым грузом», временно свободные средства («длинные деньги») следует использовать в качестве ссудного капитала, самовозрастание которого способствует дополнительному увеличению фондов. Они должны постоянно активно работать и приносить доход, только в этом случае можно рассчитывать на эффективность функционирования пенсионных фондов и страховых компаний, а значит, на процветание и развитие системы пенсионного обеспечения и страхования и экономики страны в целом. Кроме того, эффективное размещение активов является средством защиты пенсионных и страховых накоплений от инфляции и способом существенного снижения взносов в любой системе, как государственной, так и частной.

В международной практике временно свободные денежные средства страховых компаний и пенсионных фондов инвестируются в недвижимость, ипотечный кредит и др., но именно рынок ценных бумаг является наиболее предпочтительным направлением для размещения активов пенсионных и страховых фондов.

Исходя из особенностей своей деятельности, пенсионные фонды и страховые компании придерживаются концепции долгосрочного инвестирования, то есть являются участниками долгосрочного сектора финансового рынка.

Целью управления активами пенсионного фонда в рамках накопительной системы является создание портфеля, обеспечивающего максимальный доход при заданном уровне риска. В основном в рамках накопительной системы работают частные пенсионные фонды, но существуют и аналогичные государственные, например крупнейший пенсионный фонд «República» в Аргентине.

При прочих равных условиях, наилучшие соотношения доходности и риска достигаются пенсионными фондами со значительным объемом активов за счет диверсификации вложений.

Поэтому многие страны позволяют своим пенсионным фондам вкладывать средства в различные финансовые активы. И это дает положительный результат. Пенсионные фонды с возможностью существенно диверсифицировать свои инвестиции имеют реальный ежегодный доход выше, чем усредненный страновый портфель активов (табл. 1).

Таблица 1

Доходность пенсионных фондов за период 1984 - 1996 годов (реальная ставка в годовом выражении)

Страна Полученная Сравнительная внутренняя

Ирландия 11,0 3,8

Нидерланды 8,0 4,5

Великобритания 10,0 3,8

США 9,0 2,1

Бельгия 9,0 4,2

Дания 6,0 5,3

Германия 7,0 6,1

Швейцария 4,0 2,0

Примечание. Сравнительный внутренний доход считался для портфеля 50% акции и 50% облигации.

Наиболее предпочтительными для пенсионных фондов во всем мире являются вложения в облигации с фиксированным доходом, особенно в государственные ценные бумаги, позволяющие минимизировать риск. Причем почти во всех странах, за редким исключением (Великобритания), предпочтение отдается долгосрочным инструментам. Наиболее наглядно это видно из табл. 2.

Таблица2

Распределение активов пенсионных фондов, % от активов

Страна Реальные активы Долговые инструменты

Сингапур 2 98

Малайзия 2 98

Чили 20 80

Канада 23 77

Германия 24 76

Япония 29 71

Нидерланды 31 69

Швейцария 33 67

США 46 54

ЮАР 60 40

Великобритания 72 28

Примечание. Реальные активы включают акции и недвижимость, долговые инструменты — корпоративные, государственные облигации, облигации под залог недвижимости и кредиты.

Реальные активы, представленные в табл. 2, могут включать акции крупных компаний с высоким рейтингом, паевые фонды, недвижимость. Но вложения в такие активы пенсионных средств наиболее оправданны для стран с надежной и развитой финансовой системой и строгим государственным контролем.

И даже в высокоразвитых странах, например США, постоянно совершенствуются накопительные механизмы в случае их «пробуксовки». Государственный фонд социального страхования США (Old Age SurvivorsAInsurance Fund), выплачивающий пенсии, был создан в 1935 году. Доходы фонда складываются из вычетов из зарплат в соответствии с актом о федеральных страховых взносах и налога на фонд оплаты труда. Расходы фонда покрывают выплату пенсионных пособий, пособий по медицинскому обслуживанию и помощь инвалидам. Изначально планировалось, что государственный фонд (OASIF) будет управляться так же как и частный накопительный фонд. Однако OAS1F испытывает финансовые затруднения и финансирует выплаты за счет текущих поступлений, а не накопленного дохода, превращаясь, по существу, в распределительный фонд. Остатки средств OASIF вложены в низкодоходные государственные облигации США, и все чаще раздаются предложения реформировать этот фонд.

Жесткие лимиты на инвестиции не являются обязательными для экономически развитых стран с хорошо организованными фондовыми рынками и комплексными органами надзора. Однако вложения пенсионных фондов, особенно в развивающихся странах, строго ограничены по ниже приведенным направлениям:

• по активам (потолок на определенный вид активов в портфеле фонда);

• по риску (минимальный приемлемый риск ценной бумаги);

• по концентрации собственности (потолок на пакет в общем объеме активов отдельной компании);

• по эмитентам (потолок на долю активов отдельных компаний в портфеле);

• по видам ценных бумаг (предел вложений на отдельные виды ценных бумаг).

В некоторых странах в дополнение к приведенным выше ограничениям имеют место и дополнительные. Например, в Чили вложения пенсионных денег могут осуществляться только в ценные бумаги, для которых оценен риск, при этом минимально допустимая категория риска — ВВВ или эквивалентный рейтинг. Кроме этого, более жесткие лимиты установлены для эмитен-

тов, связанных финансовыми интересами с управляющими компаниями пенсионных фондов. Чили также является ярким примером страны, в которой весьма жесткие ограничения по концентрации активов по мере развития накопительной системы постепенно ослабевали. По государственным ценным бумагам в 1981 году был установлен лимит в 100 %, в 1995 году снижен до 50%. Лимит на покупку акций с 0% в 1981 — 1985 годах поднялся до 37% в 1995 году, соответственно лимит на возможность вложений в иностранные ценные бумаги вырос с 0% в 1981 — 1985 годах до 3% в 1990 году и до 9% в 1995 году.

Обычно страны с давно работающими пенсионными фондами устанавливают лимит на минимальные инвестиции в государственные облигации от 15 до 50% от всех активов или на максимальные инвестиции в акции от 20 до 30%. Кроме развивающихся стран, такие ограничения есть в Германии, Дании, Франции, Норвегии, Японии, Португалии, Бельгии, Швейцарии. Большинство стран устанавливает лимиты и на вложения пенсионных фондов в зарубежные ценные бумаги (по развитым станам это приблизительно 16%). Обычно маленькие страны могут снять ограничения на инвестирование за рубеж раньше, чем крупные, с диверсифицированными рынками капитала. Ослабление ограничений и разрешение вложений в акции обычно происходит при достижении активами пенсионных фондов барьера в 5% от ВВП, а разрешение вкладов в иностранные облигации — 20% ВВП.

Общим правилом благополучного инвестирования пенсионных средств является предпочтительность вкладывания средств в долгосрочные государственные ценные бумаги на рыночной основе. Ведь исходя из особенностей своей деятельности, пенсионные фонды и страховые компании должны придерживаться концепции долгосрочного инвестирования. Поэтому, говоря о направлениях и финансовых инструментах инвестирования накопительной части пенсионных средств и добровольных взносов граждан, имеет смысл остановиться на ситуации, которая сложилась на мировом рынке долговых обязательств и российском фондовом рынке. Специфика сегодняшнего положения даже в развитых странах характеризуется отсутствием достаточного предложения долгосрочных ценных бумаг. Дефицит соответствующих бумаг образовался в результате повышенного спроса на сверхдолгие обязательства (так называемые ultra-longs), в особенности со стороны пенсионных фондов и страховых компаний, которые нуждаются в активах с длительным сроком погашения, чтобы уравновесить свои долговые обязательства.

В частности, пенсионные и страховые фирмы предъявляют большой спрос на 30-летние облигации, поскольку это типичный срок действия схемы пенсионного страхования. В 1980-х годах пенсионные фонды и компании по страхованию жизни предлагали клиентам высокодоходные аннуитеты, ожидая, что уровень кредитных ставок и инфляция будут оставаться высокими. Но они, как выяснилось, ошибались, в результате чего оказались с чрезвычайно дорогостоящими пенсионными обязательствами на руках. Так, Scottish Widows, компания по управлению пенсионными фондами и активами, которую недавно приобрел банк Lioyds TSB, выделила 4,4 млрд фунтов на покрытие убытков по гарантированным ранее аннуитетам.

Многие аналитики в Великобритании, где проблема с новыми видами долгосрочных инструментов стоит особенно остро, считают, что ведомство по управлению государственным долгом (DMO), которое организует размещение государственных долговых обязательств на рынке, должно что-то сделать, чтобы обеспечить ликвидность рынка. DMO уже получил массу посланий от трейдеров, протестующих в связи с тем, что нехватка «долгих» выпусков грозит парализовать рынок и перечеркнуть значительную работу по модернизации долгового рынка в целом. Ведомство отвечает, что ему приходится думать не только о долгосрочных бумагах, но и об управлении долговым портфелем в целом. Уменьшение предложения долгосрочных облигаций серьезно угрожает британскому рынку.

Наметившаяся, особенно в последние годы, тенденция к уменьшению выпуска долгосрочных, главным образом 30-летних, активов вызвана отчасти тем, что почти повсеместно в мире (за исключением Японии) был сокращен структурный дефицит государственных бюджетов. В 1999 — 2000 годах в США и Великобритании сократилось предложение государственных долговых обязательств со сроком обращения 30 лет. В результате уровень доходности этих инструментов не смог больше служить рынку в качестве эффективного индикатора инфляционных ожиданий. Ставки по краткосрочным обязательствам резко пошли вверх. Таким образом, отсутствие ликвидных долгосрочных инструментов негативно сказывается на состоянии финансовых рынков.

Анализ показывает, что страховые компании и пенсионные фонды имеют стабильный источник прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Однако серьезная зависимость от колебаний на финансовом рынке вынуждает их диверсифицировать активы и делать вложения как в

высокодоходные, сопряженные с высокой степенью риска, ценные бумаги, так и в более надежные бумаги с твердо фиксированными доходами.

При покупке облигаций государственного займа в целях обеспечения инвестиционной части страховой или пенсионной программы, рассчитанной на длительный срок, главным фактором является прибыль, получаемая при погашении займа, и выплачиваемый ежегодный доход. В случае приобретения облигаций государственного займа на короткий срок, в целях их последующей реализации до погашения существенное значение приобретает контроль над движением рыночной цены на эти облигации. При этом чем более отдален срок погашения облигаций, тем шире спектр колебаний рыночных цен.

Для пенсионных фондов и особенно страховых компаний немаловажное значение имеет проблема ликвидности инвестиционных средств, поэтому значительная часть активов должна находиться в виде высоколиквидных ценных бумаг. Структура активов различается по странам, однако основной сферой приложения капитала пенсионных фондов и страховых компаний в большинстве стран являются ценные бумаги с твердо фиксированным доходом. При покупке страховыми компаниями и пенсионными фондами таких ценных бумаг важное значение имеет правильная оценка вероятного срока их погашения (в том случае, если срок указан между определенными датами или правительство оставляет за собой право погасить ценные бумаги).

В государственные ценные бумаги инвестируется до 45% от общего объема всех инвестиций пенсионных фондов Бельгии, 60% в Дании, 58,4% в Германии (преобладают ценные бумаги, приносящие фиксированный доход), 68% в Венгрии, 65% в Великобритании. Облигации составляют значительную часть инвестиционных портфелей пенсионных фондов Канады и США. В последнее время прослеживается увеличение доли облигаций в инвестиционных портфелях Японии и Германии. Пенсионные фонды Великобритании, Голландии, Бельгии и Ирландии от 20 до 40% своих активов успешно инвестируют за рубежом.

Имеются различия и в регулировании соотношения различных активов в инвестиционном портфеле пенсионных и страховых компаний.

В большинстве стран специально для пенсионных фондов ценные бумаги, как правило, не выпускаются, однако при эмиссии государственных ценных бумаг ориентируются на то, что одними из основных покупателей будут пенсионные, страховые компании и инвестиционные фонды. Здесь важно подчеркнуть, что всегда име-

ется весьма широкий набор финансовых инструментов, позволяющих сформировать приемлемый портфель ценных бумаг с точки зрения как доходности, так и ликвидности.

С точки зрения проводимой в настоящее время пенсионной реформы представляется необходимым выделить три группы государственных ценных бумаг различных стран, опыт эмиссии которых наиболее интересен для России.

Государственные ценные бумаги без специальных методов защиты от инфляционного обесценения. Такие ценные бумаги обычно выпускаются в странах с достаточно стабильной экономикой, устойчивой валютой. К таким странам относится Германия, где существует обширный набор государственных облигаций с различными сроками погашения, размерами и способами выплаты дохода, вариантами размещения и обращения.

Облигации долгосрочного займа, выпускаемые на срок от 10 до 30 лет, эмитируются с применением консорциального и тендерного методов. Выплата процентов осуществляется раз в год с фиксированной процентной ставкой и раз в полгода или поквартально — с плавающей. Среднесрочные облигации эмитируются сериями в ходе долгосрочных эмиссий с начислением процентов по фиксированной шкале, но с меняющимся эмиссионным курсом. С учетом данного курса одна серия продается до тех пор, пока рыночная ситуация не потребует перехода к другому условию процентной ставки. С 1995 года продажа облигаций производится тендерным способом, то есть путем заключения контрактов на продажу без участия посредника. Большая часть облигаций (90%) является предъявительской и обращается как на биржах, так и на внебиржевом рынке. Именные облигации не имеют биржевой котировки и продаются только на внебиржевом (телефонном) рынке. Казначейские обязательства (кратко- и среднесрочные с фиксированным доходом) с 1996 года эмитируются поквартально. На бирже котируются купонные обязательства сроком действия 2 года. Наибольшее распространение получили казначейские обязательства без погашения процентов (дисконтные) на срок 6 месяцев. Федеральные казначейские билеты выпускают двух типов — «А» и «Б». Тип «А» предусматривает ежегодную выплату процентов и рассчитан на 6 лет. Тип «Б» выпускается на 7 лет, проценты по нему аккумулируются и выплачиваются общей суммой, включая вложенный капитал по истечении срока действия. Величина процента повышается ежегодно по тарифной шкале. Преждевременное погашение исключается. Финансовые казначейские билеты государства на бирже не котируются

и досрочно не погашаются. Срок обращения — 1—2 года. Минимальная сумма покупки — 1 тыс. марок, максимальная — 500 тыс. марок. Погашаются по истечении срока действия по номинальной стоимости (продажа с дисконтом).

Государственные ценные бумаги, имеющие специальные методы защиты от инфляции. Эти бумаги выпускались в странах с высоким уровнем инфляции, с низким уровнем доверия населения к ценным бумагам, например в Мексике. В Мексике правительством специально выпускались ценные бумаги, предназначенные для долгосрочного инвестирования пенсионных, страховых компаний и для физических лиц. В первую очередь к ним относятся индексируемые облигации. Целью их выпуска являлось предложение инвесторам инструмента, не только страхующего инфляционные потери, ослабляющего эрозию сбережений, но и финансового инструмента с реальными процентными ставками. Номинал этих облигаций устанавливался в национальной валюте в размере 100 новых песо, срок обращения — 3 — 5 лет, текущая цена (цена погашения) индексировалась в соответствии с уровнем инфляции, рассчитываемым по изменениям национальных и потребительских цен. Кроме этого, предусматривались купоны с фиксированной ставкой, выплачиваемые каждые 30 дней. Купонная ставка являлась реальным нетто-доходом, а совокупный брутто-доход рассчитывался как сумма нетто-дохода и разницы в цене приобретения и цене погашения. Эмитирозались эти бумаги федеральным правительством через банк Мексики. Каждый выпуск имел свой срок обращения, величина фиксированной купонной ставки зависела от срока обращения. Данная облигация являлась идеальным инструментом для пенсионных фондов и страховых компаний, а также физических лиц, желающих сохранить вложенный капитал и получить ренту.

Облигации промышленного развития с капитализируемым доходом размещались на открытом рынке, их цена формировалась с дисконтом относительно номинала в соответствии со спросом и предложением. Эмитентом выступал банк развития. Срок обращения — 10 лет. Облигации выпускались со 130 купонами. Каждые 28 дней производилась выплата дохода по одному из купонов, по всем оставшимся доход капитализировался и присоединялся к текущей номинальной стоимости и на него также начинал начисляться доход. Таким образом, достигался оптимальный баланс между стоимостью, сроком займа и доходом, ожидаемым от финансирования промышленных проектов страны. Это позволяло инвес-

тору получать постоянно растущую прибыль. Расчет дохода производился методом платежей по текущей доходности. Для этого купонная ставка и стоимость номинала облигации пересчитыва-лась каждые 28 дней. Каждый год, начиная со 2-го года обращения облигации с получением дохода по каждой 13-купонной ставке, владелец облигации получал премию в соответствии с текущей номинальной стоимостью облигации. Величина премии составляла 100,5% от средней ставки доходности годовых BONDE, определяемой на аукционе последние 4 недели перед выплатой премии. Доход физических лиц освобождался от налогообложения. Следует заметить, что рынок очень благожелательно принимал эти облигации.

Нефтяные облигации (PETROBONO) имели материальное обеспечение. Перед каждой эмиссией этих облигаций федеральное правительство закупало у национального нефтяного производителя «Пемекс» определенное количество сырой высококачественной нефти. Под обеспечение этой нефти в банке открывался гарантийный трастовый фонд, выпускавший облигации по долларовой стоимости нефти на момент эмиссии. Номинал — 10 тыс. песо. Срок обращения —3 года. Реализация проходила с дисконтом и купонной ставкой. Облигации обладали привлекательностью для инвесторов, так как их номинальная стоимость была зафиксирована в долларовой оценке и определенном количестве нефти (при росте курса доллара в стране инвестор сохранял свои средства в долларах, а при увеличении мировой стоимости нефти получал еще и долларовый доход). По ним ежеквартально выплачивался купонный доход по ставке, которая определялась как средняя 6-месячная ставка LIBOR, публиковавшаяся в течение 30 дней до соответствующей выплаты, плюс 2%. Данные облигации были очень привлекательны для среднесрочного инвестора.

К этой же группе следует отнести и облигации серии «1» правительства США, которые стали выпускаться с 1997 года специально для стимулирования долгосрочных пенсионных сбережений. Доход по этим облигациям индексируется в соответствии с индексом потребительских цен. Общая сумма дохода составляет 3% плюс индекс инфляции. Срок погашения этих облигаций был установлен через 10 лет. В июле и октябре того же года были выпущены индексированные облигации сроком на 5 лет, а в 1998 году вновь на 10 и 30 лет. Эти облигации оказались очень популярными. Объем проданных облигаций постоянно растет. Ежемесячный объем продаж в последнее время составляет 100 млн дол. Общий объем проданных только в 1999 году индексированных об-

лигаций превысил 800 млн дол. Имеются специальные программы распространения этих облигаций среди работников крупных корпораций. 85% продаваемых облигаций имеют номинал 1, 5 и 10 тыс. дол., но растут продажи и с более мелким номиналом. Важно обратить внимание на то, что эти облигации рассчитаны как на институциональных, так и на индивидуальных инвесторов. Ос-обый интерес эти бумаги представляют для пенсионных фондов, так как позволяют защитить пенсионные резервы от инфляции.

Государственные ценные бумаги, предназначенные для размещения пенсионных сбережений частных инвесторов

Здесь следует остановиться на опыте США по выпуску специальных пенсионных облигаций для лиц, не участвовавших в государственных и корпоративных пенсионных планах. К этой категории относится многочисленная группа лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством, а также лица свободных профессий. Индивидуальные пенсионные облигации выпускались с 1975 по 1982 год. Номинальная стоимость облигаций составляла 50, 75, 100 и 500 дол., то есть была рассчитана на ежемесячную продажу индивидуальным предпринимателям. За период выпуска этих облигаций проценты, начисляемые по ним, постепенно увеличивались: с 6% годовых в 1975 году до 9% в 1982 году и соответствовали уровню процентных ставок по сберегательным облигациям. Средства, затраченные на покупку таких облигаций, освобождались от налогообложения. Срок погашения облигации наступал при достижении владельцем 70,5 лет, то есть через 6 месяцев после наступления пенсионного возраста. В случае смерти владельца облигаций средства выплачивались его наследнику, но не сразу, а либо через пять лет после смерти владельца, либо при наступлении 70,5 лет бывшему владельцу — в зависимости от того, какая из дат наступит раньше. Это были именные облигации, они не могли обращаться или передаваться другому держателю, но могли регистрироваться не только на имя плательщика (покупателя облигаций), но и на имя бенефициара. Последняя деталь имеет чрезвычайно важное значение с точки зрения пенсионного обеспечения неработающего члена семьи. Прекращение эмиссии данных облигаций было связано с тем, что общий уровень сбережений в этот период начал резко падать, существовало множество альтернативных способов сбережений, в том числе множество видов государ-

ственных облигаций, и объем продаж данного вида облигаций стал весьма небольшим.

Помимо названных выше, с 1963 по 1982 год эмитировались облигации пенсионных планов. Эти облигации продавались также физическим лицам, не работающим по найму. Облигации продавались по номинальной стоимости и имели следующие номиналы: 50, 100, 500 и 1000 дол. Начисляемые проценты выплачивались одновременно с погашением облигаций. Процентные ставки соответствовали уровню выплачиваемого дохода по сберегательным облигациям. Доходность возросла с 3,75% в 1963 году до 9% в 1982 году, когда дальнейший выпуск данных облигаций был прекращен. Срок выплаты по облигациям не был определен, и погашение производилось в течение жизни владельца облигаций. В случае смерти владельца оставшиеся невыплаченными суммы выплачивались наследникам через пять лет после смерти владельца. Расходы на приобретение данных облигаций освобождались от налогообложения. Если владелец предъявлял все облигации сразу к погашению, то сумма выплат облагалась налогом. Если же облигации вносились в пенсионный фонд на индивидуальный пенсионный счет, то налог не удерживался. Данные облигации могли приобретаться только лицами, состоящими в профессиональном или пенсионном фонде, созданном в соответствии с законом 1962 года «О налогообложении лиц, работающих не по найму, при их выходе на пенсию». Они могли использоваться для перевода в другие формы пенсионных сбережений, организованные в рамках системы внутреннего государственного долга. Владелец всегда мог проконтролировать сумму своего счета (накопления) или воспользоваться услугами налогового консультанта относительно налоговых льгот по данным облигациям.

Оба вида облигаций являлись нерыночными. Допускалось приобретение облигаций на имя бенефициара, следовательно, предоставлялась возможность накопления на пенсионное обеспечение кого-либо из родственников или иных лиц.

Помимо индексированных облигаций и других названных выше мер, в последнее десятилетие разработана новая система универсальных сберегательных счетов. В сущности, такие именные счета мало чем отличаются от реестра держателей облигаций, эмитируемых в бездокументарной форме. На сумму отчислений на такой счет предоставляется налоговый кредит. На эти счета делают отчисления работодатели (в обязательном порядке) и сами работающие (в добровольном порядке). Государство делает дополнительные отчисления (в больших размерах, чем налоговый

кредит) тем, кто делает добровольные отчисления. В данном случае государство идет на дополнительные затраты для обеспечения сохранности пенсионных сбережений. Речь идет о наименее обеспеченной части населения. Такие меры предпринимаются для того, чтобы создать стимулы накопления именно теми работающими, которые в настоящее время не делают сбережений и не участвуют в частных пенсионных программах. К этой категории населения относится более 50 млн человек.

Система универсальных сберегательных счетов позволит решить проблему накоплений в условиях повышения мобильности рабочей силы. Действующие пенсионные планы обычно привязаны к конкретному месту работы, поэтому при расторжении трудового договора работник вынужден закрыть пенсионный счет, превратив их в наличность. Практика показывает, что 2/3 работников, получивших крупные суммы выплат из пенсионного плана, не вкладывают их обратно в пенсионные сбережения на новом месте работы, а тратят на текущие нужды.

Программа государственной поддержки пенсионных сбережений в США включает:

• трехлетний налоговый кредит для предприятий малого бизнеса в целях создания накоплений, необходимых для обеспечения пенсионных выплат;

• облегчение механизма взносов для работодателей на индивидуальные пенсионные счета (IRAS). Работодателей будут поощрять, предлагая работникам упрощенные пенсионные программы;

• создание упрощенного доходного типа пенсионного плана для предприятий малого бизнеса, так называемый SMART Plan. Кроме того, администрацией предлагается упростить многие аспекты действующей схемы SAFE Plan.

Не следует забывать и российский дореволюционный опыт финансирования страховых пенсионных касс, созданных для пенсионного обеспечения различных профессиональных групп. Такая практика в России в начале XX века получила довольно широкое распространение и полностью отвечала задачам страховых пенсионных касс. Гарантирование сохранности накопленных пенсионных ресурсов обеспечивалось с помощью вложения их в государственные ценные бумаги под гарантии и строгий контроль государства.

Еще один небольшой пример из истории России. Государственных пенсий в царской России не существовало. Однако есть примеры решения вопроса обеспечения в старости своих рабочих в

отдельных отраслях. В 1888 году было основано Московское общество взаимного вспомоществования служащих на пивоваренных заводах. Общество представляло собой своего рода частный пенсионный фонд, который помогал работникам отрасли скопить определенную сумму денег. Выдавались пенсии, пособия, а также ссуды под процент или под залог облигаций. За каждого мастера заводы платили по 1 руб. 50 коп. в месяц или 18 руб. в год. Если мастер уходил с предприятия, то он мог продолжить вносить страховую сумму сам или эти взносы выплачивал его новый работодатель.

Выпуская в обращение ту или иную ценную бумагу, следует учитывать целый ряд факторов: состояние экономики, емкость предполагаемого

рынка, цели и задачи выпуска, традиционные ценности инвесторов, психологическую атмосферу общества и другие специфические факторы, применительно к каждому конкретному случаю.

Чтобы найти оптимальный вариант выпуска ценных бумаг, которые могли бы эффективно работать на благо развития пенсионного обеспечения и страхования (как государственного, так и частного) населения страны, а также грамотно организовать.рынок для таких ценных бумаг с учетом всех специфических тонкостей конкретной национальной экономики (законодательства, психологии общества и пр.), необходимо тщательно проанализировать ситуацию в области социального обеспечения и обозначить стоящие в этой области проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.