Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19'

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко С.С., Герасимова Т.А., Бурдакова А.М.

Изучение здоровья современных студентов является актуальной проблемой, требующей всестороннего и комплексного анализа. С началом пандемии коронаровируса COVID-19, опубликованы единичные работы, посвященные изучению заболеваемости студентов. В связи с этим изучение заболеваемости студентов-медиков во время пандемии новой коронавирусной инфекции представляет большой практический интерес.Цель исследования. Провести анализ заболеваемости и ее структуры у студентов медицинского университета до и в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Материалы и методы. В комплексном исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России (СГМУ). Базы исследования - поликлиника, здравпункт, обслуживающие студентов вуза. Источники информации в исследовании: отчетно-учетные формы лечебного учреждения, статистический талон для регистрации заключительных диагнозов и отчетная документация организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь студентам. Анализ заболеваемости проводился по номенклатуре, согласно «Международной классификации болезней, травм и причин смерти X пересмотра». Результаты. Анализ общей заболеваемости показал ее рост в допандемийный период новой коронавирусной инфекции COVID-19, а в первый год пандемии - значительное снижение с отчетливым ее увеличением в 2021 году. Уровень первичной заболеваемости в первый год пандемии значительно снизился, а во второй год - превысил значения первичной заболеваемости как до пандемии, так и первого года пандемии. Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости, по классам болезней показал, что наиболее частыми у студентов как в допандемийный, так и в пандемийный периоды наряду с болезнями органов дыхания были болезни пищеварительной системы, в структуре первичной заболеваемости - болезни мочеполовой системы, при этом произошло изменение структуры заболеваемости. Заключение. Таким образом, в допандемийный период отмечался рост как общей и первичной заболеваемости, так и по всем классам болезней. В первый год пандемии установлено снижение уровня общей, первичной заболеваемости и уровня заболеваемости практически по всем классам болезней. Во второй год пандемии отмечен достоверный рост данных показателей, при этом произошло изменение структуры заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевченко С.С., Герасимова Т.А., Бурдакова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MORBIDITY OF A SEPARATE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS BEFOREAND DURING THE PANDEMIC OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19

The study of the health of modern students is an urgent problem that requires a comprehensive and comprehensive analysis. With the beginning of the COVID-19 coronarovirus pandemic, isolated works devoted to the study of the morbidity of students have been published. In this regard, the study of the morbidity of medical students during the pandemic of a new coronavirus infection is of great practical interest.Purpose. To analyze the morbidity and structure in medical university students before and during the pandemic of a new coronavirusinfection COVID-19.Materials and methods. Students of the Smolensk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (SSMU) took part in a comprehensive study. Research bases -polyclinic, health center, serving university students. Sources of information in the study: reporting and accounting forms of a medical institution, a statistical coupon for registering final diagnoses and reporting documentation of healthcare organizations providing medical care to students. The analysis of morbidity was carried out according to the nomenclature, according to the “International Classification of Diseases, Injuries and Causes of Death X revision”.Results. The analysis of the overall incidence showed its increase in the pre-pandemic period of the new coronavirus infection COVID-19, and in the first year of the pandemic - a significant decrease with a distinct increase in 2021. The level of primary morbidity in the first year of the pandemic decreased significantly, and in the second year it exceeded the values of primary morbidity, both before the pandemic and the first year of the pandemic. Analysis of the structure of morbidity by incidence, by classes of diseases showed that respiratory diseases were the most frequent among students both in the pre-pandemic and pandemic periods.Conclusions. Thus, in the pre-pandemic period, there was an increase in both general and primary morbidity, as well as in all classes of diseases. Respiratory diseases were in the leading ranking place. In the first year of the pandemic, there was a decrease in the level of general, primary morbidity and the level of morbidity in almost all classes of diseases. In the second year of the pandemic, there was a significant increase in these indicators.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-66-73 УДК: 61:378.180.6:[616.98:576.858]

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ СОУЮ-ЛЭ

С.С. Шевченкоа: , Т.А. Герасимова b, А.М. Бурдакова с

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Смоленск, Россия.

а http://orcid.org/0000-0003-3723-6087; b http://orcid.org/0000-0002-1565-4504; с http://orcid.org/0000-0003-4195-1382

И Автор для корреспонденции: Шевченко С.С.

АННОТАЦИЯ

Изучение здоровья современных студентов является актуальной проблемой, требующей всестороннего и комплексного анализа. С началом пандемии коронаровируса COVID-19, опубликованы единичные работы, посвященные изучению заболеваемости студентов. В связи с этим изучение заболеваемости студентов-медиков во время пандемии новой коронавирусной инфекции представляет большой практический интерес.

Цель исследования. Провести анализ заболеваемости и ее структуры у студентов медицинского университета до и в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Материалы и методы. В комплексном исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России (СГМУ). Базы исследования - поликлиника, здравпункт, обслуживающие студентов вуза. Источники информации в исследовании: отчетно-учетные формы лечебного учреждения, статистический талон для регистрации заключительных диагнозов и отчетная документация организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь студентам. Анализ заболеваемости проводился по номенклатуре, согласно «Международной классификации болезней, травм и причин смерти X пересмотра».

Результаты. Анализ общей заболеваемости показал ее рост в допандемийный период новой коронавирусной инфекции COVID-19, а в первый год пандемии - значительное снижение с отчетливым ее увеличением в 2021 году. Уровень первичной заболеваемости в первый год пандемии значительно снизился, а во второй год - превысил значения первичной заболеваемости как до пандемии, так и первого года пандемии. Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости, по классам болезней показал, что наиболее частыми у студентов как в допандемийный, так и в пандемийный периоды наряду с болезнями органов дыхания были болезни пищеварительной системы, в структуре первичной заболеваемости - болезни мочеполовой системы, при этом произошло изменение структуры заболеваемости.

Заключение. Таким образом, в допандемийный период отмечался рост как общей и первичной заболеваемости, так и по всем классам болезней. В первый год пандемии установлено снижение уровня общей, первичной заболеваемости и уровня заболеваемости практически по всем классам болезней. Во второй год пандемии отмечен достоверный рост данных показателей, при этом произошло изменение структуры заболеваемости.

Ключевые слова: общая заболеваемость, первичная заболеваемость, студенты-медики, пандемия, коронавирусная инфекция.

Для цитирования: Шевченко С.С., Герасимова Т.А., Бурдакова А.М. Анализ заболеваемости студентов медицинского вуза до и в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Менеджер здравоохранения. 2023; 3: 66-73. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-66-73.

Введение

Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы общества является не только показателем социально-экономического и общественного развития страны, но и важным индикатором будущего потенциала общества [1, 2].

Состояние здоровья и физического развития студента отражается на всех сферах его жизнедеятельности и является важным условием осуществления им функций будущего специалиста. В то же © Шевченко С.С, Герасимова Т.А, Бурдакова А.М, 2023 г.

время образ жизни студента, степень и характер активности его учебной и внеучебной деятельности влияют на состояние его здоровья [3].

Спецификой студенческого контингента является неадекватная оценка состояния своего здоровья, недопонимание важности данной проблемы. Поэтому одной из социальных задач по подготовке высококвалифицированных кадров является сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи [4].

Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом 10 сентября 2022 года информировал, что число

Менеджер

здравоохранения /

Manager №3

ZdrevoochreneniB 2023

заболевших COVID-19 в России превысило 20 млн. человек. По данным мета-анализа доля медицинских работников с положительными результатами на SARS-CoV составила 5,3-14,9% в зависимости от страны исследования [5], поэтому можно с уверенностью говорить, что у работников здравоохранения коронавирусная инфекция обусловлена профессиональной деятельностью [6]. Изменения коснулись и студентов медицинских вузов. Повышенная изоляция, нарушение учебных программ, неравенство в виртуальном обучении, изменение режима дня и питания - немногие факторы, повлиявшие на студентов-медиков в период пандемии [7-9] и обусловившие нарушения физического и психического здоровья обучающихся [10, 11].

В.И. Стародубов с соавт. исследовали влияния коронавируса COVID-19 на эпидемиологическое состояние в Российской Федерации и выявили различия в показателях заболеваемости по регионам [12]. С началом пандемии коронаровируса COVID-19, опубликованы единичные работы, посвященные изучению заболеваемости студентов. В связи с этим изучение особенностей заболеваемости студентов-медиков во время пандемии новой коронавирусной инфекции представляет практический интерес.

Цель исследования

Провести анализ заболеваемости и ее структуры у студентов медицинского университета до и в период пандемии новой коронавирусной инфекции

COVID-19.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России (СГМУ).

Базами исследования являлись поликлиника, здрав^ пункт, обслуживающие студентов вуза. Источниками информации в исследовании служили: 1. Отчетно-учетные формы: сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения (форма № 12), статистический талон для регистрации заключительных диагнозов (форма 025/2у). 2. Отчетная документация организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь студентам. Анализ заболеваемости проводился с 2018 по 2021 год по номенклатуре, согласно «Международной классификации болезней, травм и причин смерти X пересмотра». Работа с полученными данными осуществлялась в табличном редакторе Microsoft Excel 2007. Все полученные данные, имеющие распределение, отличное от нормального (критерий Колмогорова-Смирнова), были подвергнуты статистической обработке с использованием методов из области непараметрической статистики.

Результаты и их обсуждение

Анализ общей заболеваемости у студентов медицинского университета по обращаемости (таблица 1) показал рост данного показателя в допандемийный период с 2018 по 2019 год в 1,1 раза.

В первый год пандемии COVID-19 (2020 год) отмечалось снижение изучаемого показателя по сравнению с предыдущим 2019 годом в 1,6 раза, с 2018 - в 1,4 раза. Во второй год пандемии (2021) отмечается отчетливое увеличение общей заболеваемости в 1,4 раза по сравнению с 2020 годом и практически достижение значений выявленных в доковидные 2018-2019 года (выше в 1,1 раза -ниже в 1,1 раза соответственно). Динамика полученных результатов согласуется с динамикой общей

Общая и первичная заболеваемость у студентов-медиков и населения Смоленской области в период с 2018 по 2021 гг. (на 1000 соответствующего населения)

С

«КС

Таблица 1

Категория населения Года

2018 2019 2020 2021

Общая заболеваемость

Студенты-медики 715,6 816,7 524,3 757,9

Население Смоленской области 1507,3 1645,7 1552,4 1590,5

Первичная заболеваемость

Студенты-медики 474,8 492,5 358,3 513,2

Население Смоленской области 722,2 702,3 686,3 746,3

№3 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

заболеваемости по Смоленской области, опубликованной в СОМИАЦ (Смоленском областном медицинском информационно-аналитическом центре) [13].

Проведя анализ первичной заболеваемости студентов (таблица 1), было выявлено, что в 2019 году данный показатель был выше на 4% по сравнению с предыдущем 2018 годом, а в первый год пандемии (2020) отмечено снижение первичной заболеваемости в 1,3 раза по сравнению с 2018 и в 1,4 раза по сравнению с 2019 годом. Среди населения Смоленской области значения данного показателя характеризовались снижением в допандемийный период, а также в первый год пандемии COVID-19. Во второй год пандемии (2021 год) значения первичной заболеваемости студентов-медиков превысили значения всех предыдущих лет как до пандемии, так и первого года пандемии в 1,4 раза. Первичная заболеваемость населения Смоленской области в 2021 году также характеризовалась ростом данного показателя.

Анализ структуры заболеваемости по обращаемости, по классам болезней показал, что наиболее частыми у студентов как в допандемийный период (2018-2019 гг.), так и в период пандемии (2020-2021 гг.) были заболевания органов дыхания (таблица 2). Студенческий коллектив представляет собой достаточно однородную структуру с большим количеством тесных контактов. Вместе с тем, на

обучающихся ложится большая физическая и пси-хо-эмоциональная нагрузка с необходимостью длительной и интенсивной подготовки к занятиям [14]. В совокупности перечисленные факторы делают такой коллектив уязвимым к вспышкам инфекций, передающихся воздушно-капельным путем [15].

Значительное преобладание болезней органов дыхания в структуре заболеваемости подтолкнуло нас на более подробное рассмотрение этого класса болезни. Исследование показало, что данная группа заболеваний преимущественно была представлена острыми респираторными инфекциями (ОРИ) верхних дыхательных путей (соответственно за 2018-2021 гг.: 98,41%; 95,65%; 97,28%; 95,37%) со снижением в 2019 и 2021 годах, когда выявлялся рост общей заболеваемости по данному классу болезней. Безусловно, влияние пандемии на здравоохранение, которое характеризовалось снижением объема плановой медицинской помощи, перегруженностью медицинского персонала, не могло отразиться на показателях хронических форм болезней органов дыхания. Показатели заболеваемости бронхиальной астмой снизились в 1,2 раза в период пандемии. Кроме того, по результатам анализа, отмечалось увеличение заболеваемости болезнями органов дыхания в 2019 г. за счет увеличения количества обращений по поводу пневмонии и ОРИ нижних дыхательных путей (рис. 1) на фоне снижения доли

Таблица 2

Структура общей заболеваемости и рангов студентов СГМУ по классам болезней за 2018-2021 гг. (на 1000 соответствующего населения)

Table 2. Structure of total morbidity and ranks of SSMU students by disease classes for 2018-2021

(per 1000 of the corresponding population)

Классы болезней Общая заболеваемость (Ранг)

2018 2019 2020 2021

J00-J98 540,4 (I) 587,0 (I) 369,0 (I) 526,3 (I)

K00-K92 75,5 (II) 103,3 (II) 61,6 (II) 91,2 (II)

G00-G98 42,7 (III) 49,0 (III) 30,1 (III) 38,3 (IV)

N00-N99 13,1(V) 16,7 (V) 11,8 (V) 13 (V)

M00-M99 14,0 (IV) 17,2 (IV) 8,2 (VI) 5,9 (VII)

E00-E89 6,6 (VI) 14,6 (VI) 4,7 (VII) 9,2 (VI)

I00-I99 5,7 (VII) 5,4 (VIII) 2,5 (IX) 3,8 (VIII)

L00-L98 4,9 (VIII) 5,9 (VII) 2,9 (VIII) 2,9 (IX)

A00-B99 2,9 (IX) 2,1 (X) 1,4 (X) 2,5 (X)

D50-D89 2,9 (IX) 3,3 (IX) 2,5 (IX) 0,4 (XI)

С00-С96 0,4 (X) 0,8 (XI) - 0,4 (XI)

U07.1, U07.2 - - 14,0 (IV) 53,4 (III)

Менеджер

здравоохранения /

Maneger №3

ZdrevoochreneniB 2023

Рис. 1. Структура болезней органов дыхания студентов СГМУ за 2018-2021 гг.

Fig. Structure of respiratory diseases of SSMU students for 2018-2021

ОРИ верхних дыхательных путей. В первый год пандемии было выявлено снижение данной патологии на фоне роста ОРИ верхних дыхательных путей и новый рост в 2021 году за счет достоверного увеличения ОРИ нижних дыхательных путей и пневмоний (р<0,01). Выявленное увеличение количества пневмоний в 2 раза позволяет нам говорить о более тяжелом течении коронавирусной инфекции среди студентов-медиков в 2021 году, т.к. известно, что наиболее распространненым осложнением новой коронавирусной инфекции является пневмония. Это обусловлено наличием специфического рецептора для вируса COVID-19, который определяет высокую тропность данного вируса к ткани легких [16].

Под вторым рангом определялись заболевания пищеварительной системы (таблица 2), что согласуется с данными других исследователей [14]. Изучаемый класс болезней был представлен преимущественно гастритом (соответственно 2018-2021 гг.: 95,9%; 94,5%; 93,5%; 96,6%). Отмечался рост данной патологии в 2019 году (р<0,01), со снижением в первый год пандемии в 1,6 раза и с подъемом в 2021 году (р<0,01). Болезни нервной системы, представленные расстройствами вегетативной нервной системы, в 2018-2019 годах занимали третье место с небольшим ростом в 2019 году (р>0,05), со снижением в 2020 году в 1,6 раза и несмотря на повышение в 2021 году (р>0,05) переместились на один ранг ниже. Далее структура заболеваемости различна в зависимости от года (таблица 2).

Доля новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая в МКБ-Х в 2020-2021 гг. в статистической

отчетности была выделена отдельной строкой, в 2020 году составила 14,00/00, а в 2021 году выросла почти в 4 раза. Новая коронавирусная инфекция заняла в 2020 году 4, а в 2021 - 3 ранговое место и изменила структуру общей заболеваемости. Следует отметить, что структура общей заболеваемости населения в Смоленской области за исследуемый период не изменилась, а лидирующими классами болезней в отличие от студентов-медиков являлись: болезни органов дыхания, системы кровообращения и костно-мышечной системы.

Ведущее место в структуре первичной заболеваемости в 2018-2019 годах (таблица 3) после болезней органов дыхания занимали болезни мочеполовой системы, далее болезни органов пищеварения с ростом в 2019 году. В 2020 году отмечалось снижение изучаемого показателя по всем классам болезней, кроме болезней кожи и ПЖК. Вследствие возникновения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 произошли изменения в структуре первичной заболеваемости в 2020 и 2021 годах. Данная патология в период COVID-19 заняла второе ранговое место. Отмечается рост первичной заболеваемости данной инфекцией в 3,8 раза с 2020 по 2021 год. Кроме того, в 2021 году выявлен рост первичной заболеваемости практически по всем классам, а наиболее значимое в 2,4 раза по классу «некоторые инфекционные и паразитарные болезни». Следует отметить, что в Смоленской области структура первичной заболеваемости в 2018-2020 гг. не изменилась. В 2018-2020 гг. ведущими классами были болезни органов дыхания, травмы и болезни костно-мышечной

С

#мс

Таблица 3

Анализ первичной заболеваемости студентов СГМУ по классам болезней за 2018-2021 гг. (на 1000 соответствующего населения)

Table 3. Analysis of the primary morbidity of SSMU students by disease class for 2018-202! (per 1000 of the corresponding population)

Классы болезней Первичная заболеваемость

2018 2019 2020 2021

J00-J98 456,3 466,1 327,8 439,7

K00-K92 0,4 2,5 1,4 1,8

N00-N99 8,6 11,3 7,9 8,4

L00-L98 - 0,8 1,1 0,8

A00-B99 2,9 0,8 0,7 1,7

D50-D89 - 0,4 0,4 0,4

U07.1, U07.2 - - 14,0 53,4

системы. На изменение структуры первичной заболеваемости в Смоленской области повлияла новая коронавирусная инфекция в 2021 году (рост коро-навирусной инфекции в 4 раза - соответственно 2020-2021 гг.: 18,4 и 85,0 на 1000).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в первый год пандемии было выявлено снижение показателей общей, первичной заболеваемости и заболеваемости по классам болезней, за исключением первичной заболеваемости по классу болезней кожи и ПЖК, при этом наиболее выраженное снижение общей заболеваемости наблюдалось по классам: болезни костно-мышечной системы в 2,1 раза, болезни эндокринной системы в 3,1 раза, болезни системы кровообращения в 2,2 раза, болезни кожи и ПЖК в 2 раза, по которым ранее происходил рост заболеваемости. Такая ситуация, по нашему мнению, сложилась из-за влияния ряда причин. Первая причина связана с тем, что во время пандемии COVID-19 все здравоохранение было направлено на диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции. Были перепрофилированы многие койки и стационары, а персонал переориентирован на прием и оказание медицинской помощи больным COVID-19. В результате как первичное звено, так и специализированные службы ограничили или даже полностью не оказывали плановую медицинскую помощь. В то же время, в этот период повысилась нагрузка на медицинские учреждения, проявился дефицит медицинских кадров, что снизило доступность медицинской помощи для населения и сделало зачастую невозможным визит к врачу. Кроме того, среди студентов-медиков, которые имеют определенные медицинские знания, чаще распространено самолечение [17].

Другой причиной было введение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для противодействия пандемии. Образовательный процесс претерпел трансформацию в дистанционный формат. Студенты перестали посещать занятия в привычной форме, тем самым исключив скопление людей, контакты с пациентами стационаров, профессорско-преподавательским составом. В этой связи, можно предположить, что и заболеваемость среди студентов стала ниже, чем до пандемии [18, 19]. Карантинные мероприятия, самоизоляция и ограничения в перемещении привели к снижению уровня обращаемости в медицинские учреждения.

Во второй год пандемии (2021), когда произошло послабление ограничительных мероприятий, студенты перешли к обычной форме обучения, отмечается отчетливое увеличение общей, первичной заболеваемости и заболеваемости по классам болезней, за исключением общей заболеваемости по классу болезней костно-мышечной системы и болезней крови, при этом наиболее выраженное повышение общей заболеваемости наблюдалось по классам: болезни пищеварительной системы в 1,5 раза, болезни эндокринной системы в 2 раза. Учитывая данную динамику, стоит прислушаться к мнению экспертов, что ситуация с пандемией может иметь негативный отложенный результат, связанный со снижением плановой медицинской помощи, приостановкой профосмотров [12].

Заключение

Анализ заболеваемости по обращаемости студентов-медиков показал, что новая коронавирусная инфекция COVID-19 повлияла как на динамику, так и на структуру заболеваемости. В первый год

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2023

пандемии было выявлено снижение показателей общей, первичной заболеваемости и заболеваемости по классам болезней, и это связано, по нашему мнению, во-первых, со снижением доступности плановой медицинской помощи для населения во время пандемии COVID-19, а во-вторых, с введением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для противодействия пандемии (дистанционное обучение, карантинные мероприятия, самоизоляция и ограничения в перемещении). В 2021 году отмечалось отчетливое увеличение общей заболеваемости. Динамика первичной заболеваемости была аналогичной изменениям общей заболеваемости. Анализ структуры общей заболеваемости по классам болезней обнаружил, что наиболее частыми у студентов-медиков в допандемийный период наряду с болезнями органов дыхания были болезни пищеварительной и нервной системы, в структуре первичной заболеваемости - болезни мочеполовой системы. Новая коронавирусная инфекция заняла в 2020 году 4, а в 2021-3 ранговое место и изменила структуру

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

общей заболеваемости. Вследствие возникновения COVID-19 произошли изменения и в структуре первичной заболеваемости в 2020 и 2021 годах. Данная патология в пандемийный период заняла второе ранговое место. Кроме того, в 2021 году выявлен рост первичной заболеваемости практически по всем классам. По сравнению с данными по Смоленской области в целом динамика общей и первичной заболеваемости согласуется с полученными нами результатами у студентов-медиков. Имеются различия в структуре ведущих классов болезней, как общей, так и первичной заболеваемости. На изменение структуры первичной заболеваемости в Смоленской области повлияла новая коронавирусная инфекция в 2021 году, а у студентов медиков в 2020 и 2021 годах.

Результаты данного анализа заболеваемости студентов медицинского университета могут служить информационной базой и основой для планирования и организации программ восстановительного лечения и оздоровления студенческой молодежи.

1. Ковальчук О.В., Лазуренко Н.В., Нифонтова В.А. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи: факторы формирования и условия сохранения // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021; 46(3):461-473. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-3-461-473

2. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. research.ru/ru/article/view?id=11244 (Дата обращения: 20.12.2022).

3. Коданева Л.Н., Кетлерова Е.С. Образ жизни и отношение к здоровью студенческой молодежи // Ученые записки университета Лесгафта. 2019;3(169):152-156.

4. Соколова Т.М., Дорохов А.Р. Самооценка здоровья студентами профессиональных и высших учебных заведений // Международный научно-исследовательский журнал. 2021;11 (113):124-128. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.097

5. Sahu A.К., Amrithanand V.T, Mafhew R, Aggarwal P, Nayer J, Bhoi S. COVID-19 in health care workers - A systematic review and meta-analysis // Am J Emerg Med. 2020; 38(9):1727-1731 https://doi.org/10.1016Aajem.2020.05.113

6. Шпагина Л.А., Кузьмина Л.П., Котова О.С., Шпагин И.С., Камнева Н.В., Кузнецова Г.В. и др. COVID-19 у медицинских работников (обзор литературы и собственные данные) // Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(1):18-26 https://doi.org/10.31089/ 1026-9428-2021-61-1-18-26

7. Bykybaeva S.A., Kozhakhmetova A.N., Beisbekova A.K., Mombekov N.A., Beknazarova EH, Zholdybaeva N.B. Features of morbidity and nutrition among students during the COVID-19 pandemic // Вестник КазНМУ. 2020; 4. https://cyberleninka.ru/article/n/features-of-morbidity-and-nutrition-among-students-during-the-covid-19-pandemic

8. TMS Collaborative. The perceived impact of the Covid-19 pandemic on medical student education and training - an international survey // BMC Med Educ 2021;21:566. https://doi. org/10.1186/s12909-021 -02983-3

9. Walters M, Alonge Т., Zeller M. Impact of COVID-19 on Medical Education: Perspectives From Students // Acad Med. 2022 Mar 1;97(3S):40-48. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000004525

10. Nguyen D.T., Ngo T.M., Nguyen H.L.T. et al. The prevalence of self-reported anxiety, depression, and associated factors among Hanoi Medical University's students during the first wave of COVID-19 pandemic // PLoS One. 2022 Aug 12;17(8): e0269740. https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0269740.

•КС

№ 3 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

11. Немчанинова Д.А., Марченко Д.Д., Алексеева А.В. Особенности заболеваемости COVID-19 среди студентов медицинского вуза // Forcipe. 2022:5(S3);568. http://ojs3.gpmu.org/index.php/forcipe/article/view/5198

12. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в Российском здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2020;4:58-71.

13. Статистический ежегодник Смоленской области. 2020 [Электронный ресурс]: статистический сборник / Смоленскстат - Смоленск, 2020. - 551 с. https://sml.gks.ru/storage/mediabank/4R9S0NlK/esmc2020.pdf (Дата обращения: 22.12.2022). 2017;2(2):193-197.

14. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник. 2017; 2: 4-11.

15. Меерманова И.Б., Седач Н.Н., Большакова И.А., Калбеков Ж.А. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи // Медицина и Экология. Караганда. 2019;2: 5-11.

16. Жмеренецкий К.В., Сазонова Е.Н., Воронина Н.В., Томилка Г.С., Сенькевич О.А., Гороховский В.С. и др. COVID-19: только научные факты // Дальневосточный медицинский журнал. 2020;1:5-22. https://doi.org/10. 35177/1994-5191-2020-1-5-22

17. Шалыгина А.А., Овцынов П.В. Сравнительная оценка заболеваемости верхних дыхательных путей студентов медицинского вуза в период дистанционного и очного обучения // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022;17:240.URL: https://intemauka.org/joumal/science/intemauka/240 (Дата обращения: 25.01.2023). D0I:10. 32743/26870142.2022.17.240.338491

18. Preeti Sandhu, Maisiede Wolf. TheimpactofCOVID-19 on the under graduate medical curriculum // Medical Education Online. 2020;1:15-20.

19. Закоркина Н.А. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов высших учебных заведений // Социальные аспекты здоровья населения. 2021;3:3-7. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2021-67-3-7.

м

о

iKO

зЯо

ш

зио

ORIGINAL PAPER

ANALYSIS OF THE MORBIDITY OF A MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS BEFORE AND DURING THE PANDEMIC OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19

■ S.S. Shevchenko a , T.A. Gerasimova b, A.M. Burdakova c

Smolensk State Medical Universit, Smolensk, Russia.

a http://orcid.org/0000-0003-3723-6087; b http://orcid.org/0000-0002-1565-4504; c http://orcid.org/0000-0003-4195-1382

H Corresponding author: Shevchenko S.S.

ABSTRACT

The study of the health of modern students is an urgent problem that requires a comprehensive and comprehensive analysis. With the beginning of the COVID-19 coronarovirus pandemic, isolated works devoted to the study of the morbidity of students have been published. In this regard, the study of the morbidity of medical students during the pandemic of a new coronavirus infection is of great practical interest.

Purpose. To analyze the morbidity and structure in medical university students before and during the pandemic of a new coronavirus infection COVID-19.

Materials and methods. Students of the Smolensk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (SSMU) took part in a comprehensive study. Research bases -polyclinic, health center, serving university students. Sources of information in the study: reporting and accounting forms of a medical institution, a statistical coupon for registering final diagnoses and reporting documentation of healthcare organizations providing medical care to students. The analysis of morbidity was carried out according to the nomenclature, according to the "International Classification of Diseases, Injuries and Causes of Death X revision".

Results. The analysis of the overall incidence showed its increase in the pre-pandemic period of the new coronavirus infection COVID-19, and in the first year of the pandemic - a significant decrease with a distinct increase in 2021. The level of primary morbidity in the first year of the pandemic decreased significantly, and in the second year it exceeded the values of primary morbidity, both before the pandemic and the first year of the pandemic. Analysis of the structure of morbidity by incidence, by classes of diseases showed that respiratory diseases were the most frequent among students both in the pre-pandemic and pandemic periods.

Conclusions. Thus, in the pre-pandemic period, there was an increase in both general and primary morbidity, as well as in all classes of diseases. Respiratory diseases were in the leading ranking place. In the first year of the pandemic, there was a decrease in the level of general, primary morbidity and the level of morbidity in almost all classes of diseases. In the second year of the pandemic, there was a significant increase in these indicators.

Keywords: general morbidity, primary morbidity, medical students, pandemic, coronavirus infection.

For citations: Shevchenko S.S., Gerasimova T.A, Burdakova A.M. Analysis of the morbidity of a separate medical university students before and during the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 // Manager Zdravoohranenia. 2023; 3: 66-73. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-66-73.

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 3

ZdrevoochrBnenÍB 2023

REFERENCES

1. Kovalchuk O.V., Lazurenko N.V., Nifontova V.A. Health-saving Behavior of Students: Factors of Formation and Conditions of Preservation // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021;46(3):461-473 (in Russ.). https://doi. org/10.52575/2712-746X-2021-46-3-461-473

2. Meermanova I.B., Koygeldinovа Sh.S, Ibraev S.A. The health status of students studying in higher educational institutions // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017;2(2):193-197. (in Russ.). URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=11244 (Accessed: 20.12.2022).

3. Kodaneva L.N. Life style and attitude to health of students // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2019;3(169):152-156 (in Russ.).

4. Sokolova T.M., Dorokhov A.R. Self-assessment of health by students of professional and higher educational institutions // Mezh-dunarodnyjj nauchno-issledovatel'skijj zhurnal. 2021;11(113):124-128. (in Russ.). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.097

5. Sahu A.K., Amrifhanand V. T, Mafhew R, Aggarwal P., Nayer J., Bhoi S. COVID-19 in health care workers- A systematic review and meta-analysis // Am J Emerg Med. 2020; 38(9):1727-1731 https://doi.org/10.1016/j.ajem.2020.05.113

6. Shpagina L.A., Kuzmina L.P., Kofova O.S., Shpagin I.S., Kamneva N.V., Kuznefsova G.V. ef al. COVID-19 in health care workers: literature review and own data // Med. truda i prom. ekol. 2021; 61(1): 18-26. https://doi.org/10.31089/1026-94 28-2021-61-1-18-26

7. Bykybaeva S.A., Kozhakhmefova A.N., Beisbekova A.K., Mombekov N.A., Beknazarova E.H., Zholdybaeva N.B. Features of morbidity and nutrition among students during the COVID-19 pandemic // Vestnik KazNMU. 2020; 4. https://cyber-leninka.ru/article/n/features-of-morbidity-and-nutrition-among-students-during-the-covid-19-pandemic

8. TMS Collaborative. The perceived impact of the Covid-19 pandemic on medical student education and training - an international survey // BMC Med Educ 2021;21:566. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02983-3

9. Walfers M, Alonge Т., Zeller M. Impact of COVID-19 on Medical Education: Perspectives From Students // Acad Med 2022 Mar 1;97(3S):40-48. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000004525

10. Nguyen D.T., Ngo T.M., Nguyen H.L.T. ef al. The prevalence of self-reported anxiety, depression, and associated factors among Hanoi Medical University's students during the first wave of COVID-19 pandemic // PLoS One. 2022 Aug 12;17(8): e 0269740. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0269740 PMID: 35960717; PMCID: PMC9374228.

11. Nemchaninova D.A., Marchenko D.D., Alekseeva A. V. Features of the incidence of COVID-19 among medical university students // Forcipe. 2022:5(S3);568. http://ojs3.gpmu.org/index.php/forcipe/article/view/5198

12. Sfarodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Bazarova I.N., Endovifskaya Yu.V, Nesvefaylo N.Ya. The impact of the COVID-19 coronavirus on the situation in Russian healthcare // Manager zdravookhraneniya. 2020;4:58-71. (in Russ.).

13. Statistical Yearbook of the Smolensk region. 2020 [Electronic resource]: statistical collection / Smolenskstat - Smolensk, 2020. - 551 p. https://sml.gks.ru/storage/mediabank/4R9S0NlK/esmc2020.pdf (Accessed: 22.12.2022).

14. Glybochko P.V., Esaulenko I.E., Popov V.I., Pefrova T.N. Health of russian medical university students: problems and solutions // Sechenovskij vestnik. 2017; 2: 4-11 (in Russ.).

15. Meyermanova I.B., Sedach N.N., Bolshakova I.A., KalbekovZh.A. Modern condition and problems of students' health // Meditsina i 'Ekologija. Karaganda. 2019;2: 5-11 (in Russ.).

16. Zhmerenefsky K.V., Sazonova E.N., Voronina N.V., Tomilka G.S., Senkevich O.A., Gorokhovsky V.S. and ofhers COVID-19: only scientific facts // Dal'nevostochnyj meditsinskij zhurnal. 2020;1:5-22 (in Russ.). https://doi.org/10.35177/19 94-5191-2020-1-5-22

17. Shalygina Anna, Ovcynov Pavel. Comparative assessment of the incidence of the upper respiratory tract students of a medical university during distance and full-time learning. Internauka: 'elektron. nauchn. zhurn. 2022;17:240. URL: https:// internauka.org/journal/science/internauka/240 (Accessed: 25.01.2023) (inRuss.). https://doi.org/10.32743/26870142.2022. 17.240.338491

18. Preefi Sandhu, Maisiede Wolf. TheimpactofCOVID-19 on the under graduate medical curriculum // Medical Education Online. 2020;1:15-20.

19. Zakorkina N.A. Impact of distance learning on health of university students // Social'nye aspekty zdorov'a naselenia. 2021; 3:3-7 (in Russ.). https://doi.org/10.21045/2071-5021-2021-67-3-7.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Шевченко Светлана Сергеевна — канд. мед. наук, доцент кафедры инфекционных болезней у детей ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия. Svetlana S. Shevchenko - Ph.D. (Medicine), Associafe Professor of fhe Deparfmenf of Infecfious Diseases in Children, Smolensk Sfafe Medical Universify of fhe Minisfry of Healfh of fhe Russian Federafion, Smolensk, Russia. E-mail: svefa.shevchenko.00@inbox.ru

Герасимова Татьяна Александровна - студентка 6 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия.

Tatyana A. Gerasimova - 6fh year sfudenf of fhe pediafric faculfy, Smolensk Sfafe Medical Universify of fhe Minisfry of Healfh of fhe Russian Federafion, Smolensk, Russia. E-mail: ger_fann@mail.ru

Бурдакова Александра Михайловна - студентка 6 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия.

Alexandra M. Burdakova - 6fh year sfudenf of fhe pediafric faculfy, Smolensk Sfafe Medical Universify of fhe Minisfry of Healfh of fhe Russian Federafion, Smolensk, Russia. E-mail: aleksandra-burdakova@mail.ru

№ 3 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.