УДК 378
Pliev O.T., adjunct, Federal State Federal Military Educational Establishment of Higher Education "St. Petersburg Military Institute of the Troops of the National Guard of the Russian Federation" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF VIEWS ON THE ORGANIZATION OF MONITORING OF TEACHING PEDAGOGY TO CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The development of higher military education of National Guard troops of the Russian Federation at the present stage is associated with increasing requirements to its quality requires implementation of the monitoring of the training of cadets. The article reveals the specifics of teaching pedagogical disciplines in military educational organizations; substantiates the necessity of the organization and monitoring of the learning process pedagogy in the system of military educational institutions of National Guard troops of the Russian Federation; analyzes modern trends in the development of monitoring in the system of higher education of the Russian Federation. The paper shares a theoretical analysis of the literature, the results of which are presented in the study allow you to select existing positions of scientists on the problem of monitoring in education and exercise on this basis, the selection of leading ideas.
Key words: monitoring, pedagogical monitoring, teaching of pedagogy.
О.Т. Плиев, адъюнкт, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Развитие высшего военного образования войск национальной гвардии РФ на современном этапе, связанное с повышением требований к его качеству, требует внедрения мониторинга процесса обучения курсантов. В статье выявляется специфика преподавания педагогических дисциплин в военных образовательных организациях; обосновывается необходимость организации и проведения мониторинга процесса обучения педагогике в системе военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ; анализируются современные тенденции в развитии практики осуществления мониторинга в системе высшего образования РФ. Теоретический анализ литературы, результаты которого представлены в исследовании, позволяют выделить существующие позиции учёных на проблему мониторинга в образовании и осуществить на этой основе отбор ведущих идей.
Ключевые слова: мониторинг, педагогический мониторинг, обучение педагогике.
На современном этапе развития высшего военного образования войск национальной гвардии РФ особую значимость приобретает внедрение мониторинга процесса обучения курсантов. Связано это с повышением требований к качеству военного образования, которое обеспечивают технологии педагогической поддержки информационного управления учебным процессом в военных образовательных организациях высшего образования. Важное место в данном процессе занимает группа мониторинговых технологий.
В частности, заслуживает особого внимания мониторинг обучения курсантов педагогике. Это обусловлено тем, что требования ФГОС по воинским специальностям для военных образовательных учреждений ориентируют на повышение качества педагогической подготовки курсантов, т. е. таких компетенций, которые обеспечат в будущем эффективную деятельность по воспитанию личного состава, командованию отделением, замещение командира взвода в процессе воспитания подчиненного ему личного состава.
Вместе с тем, необходимо отметить, что преподавание педагогических дисциплин в военных образовательных организациях высшего образования отличает определенная специфика. Безусловно, используемые в практике обучения формы контроля оказывают значительное влияние на формирование педагогических компетенций у курсантов. Однако их использование, как показывает практика, не обеспечивает эффективную обратную связь с курсантами, так как наблюдается значительный временной разрыв между фактом передачи информации от педагога к курсантам и оценкой степени её восприятия курсантами. Анализ современных взглядов ученых позволяет отметить, что реализация идеи мониторинга развития компетенций является перспективной научной задачей. Она предполагает организацию постоянного и систематического контроля и отслеживания изменений, происходящих с каждым субъектом учебного процесса, а значит, позволяет обеспечить корректировку темпа и уровней сложности подачи учебного материала. Опыт осуществления учебного процесса сегодня убеждает нас в том, что поиск путей и способов организации мониторинга обучения педагогике курсантов военных образовательных организаций войск национальной
гвардии РФ (далее ВООВО) должен строиться с учётом использования так называемых тестирующих методик контроля.
Необходимость осуществления мониторинга определяется целым рядом нормативно-правовых актов разных уровней, выступающих основой для составления программы развития системы мониторинга в отдельно взятом учебном заведении. Использование в практике такой программы обеспечивает решение ряда педагогических задач: во-первых, диагностика состояния профильной системы образования в военных образовательных организациях, тенденций её развития, выработки решений для её корректировки; во-вторых, экспертный анализ деятельности военных образовательных организаций, их структурных подразделений и отдельных педагогических работников; в-третьих, степень овладения курсантами ВООВО содержанием рассматриваемой дисциплины и сформированности соответствующих компетенций.
Решение выбранной нами для исследования проблемы мониторинга процесса обучения курсантов педагогике предполагает обращение к научной литературе. Отбор перспективных идей позволит установить современные тенденции, и выбрать более эффективные формы, методы организации мониторинга процесса обучения педагогике курсантов ВООВО войск национальной гвардии РФ.
Целью настоящей статьи является теоретический анализ литературы, в результате которого выделяются взгляды ученых на проблему мониторинга в образовании и отбор на этой основе ведущих идей.
При отборе ведущих идей для организации системы мониторинга военной образовательной организации предпочтительно будет обратиться к региональному опыту университетского образования в Российской Федерации. За последние десять лет по данной проблеме проведено немало интересных исследований. В частности, особого внимания заслуживают исследования И.С. Харченко, А.В. Красулиным, В.С. Будниковой, Ю.Н. Паршу-ковым, И.В. Коваленко, А.А. Ковалевой, А.А. Ковалевой, Л.Н. Гориной и др.
При этом мы отдаем себе отчет в том, что при всем богатстве научных работ, связанных с мониторингом в образовании
они относятся не к военному образованию, а к другим сегментам системы образования: дошкольному, общему среднему, гражданскому высшему и дополнительному. Кроме того, данная соответствующая тематика представлена анализом зарубежного опыта, а также положениями федеральных, региональных, местных и локальных нормативно-правовых актов, определяющих организацию мониторинга.
Связанные с оцениванием качества образования проблемы играют сегодня важную роль в образовательной практике. Постоянное внедрение новых образовательных программ обуславливает потребность в поиске эффективных методов и технологий оценивания как самих программ, так и итогов их освоения. Реализация подобных задач требует опоры на системный подход, позволяющий: пересматривать содержание обучения, обеспечивать должную обратную связь обучающихся и процессом обучения, эффективно усваивать учебный материал.
С учетом вышесказанного значительный интерес представляют результаты исследования, проведенного И.С. Харченко и А.В. Красулиным на базе Омского университета путей и сообщения [1, с. 5 - 8]. В качестве такого технологического инструмента как формы и методы мониторинга авторы подробно рассматривают использование рейтинговой системы, промежуточной и итоговой аттестации для задач текущего контроля успеваемости. При этом авторы выделили для себя следующий комплексный предмет исследования - проектирование единых технологий и методов оценки посредством анализа опросников, а также анализ зависимости между результатами рейтингового и сессионного контроля (предполагаем, для этого можно использовать коэффициенты корреляции, например, критерий Стьюдента или коэффициент Пирсона). И.С. Харченко и А.В. Красулин подчёркивают, что на современном этапе недооценивается роль рейтинговой системы для текущих задач педагогического контроля в системе высшего образования. Важно подчеркнуть, что решая подобные задачи, авторы прибегают к информационным технологиям - базам данных информационной системы мониторинга, где происходит взаимодействие между базами данных «Рейтинг» и «Сессия» посредством информационного обмена с применением математической модели, представленной автоматически рассчитываемой формулой для оценки текущего рейтинга конкретного студента. Предлагаемая технология мониторинга в ходе эксперимента доказала свою эффективность.
Немного иной путь в решении проблемы организации мониторинга в системе профильного обучения выбрали В.С. Будни-кова и Ю.Н. Паршуков [2, с. 71 - 75]. Основу их подхода составляет программно-целевая технология. Предлагаемая авторами публикации программа опирается на основные цели и задачи, основные этапы проектирования педагогического мониторинга. При этом уточняются система принципов и педагогических условий педагогического мониторинга. Для задач организации мониторинга обучения педагогике курсантов ВООВО войск национальной гвардии большой интерес представляют направления мониторинга, их содержание и исполнители, потому что правильная расстановка кадров позволяет создать, по нашему мнению, оптимальную организационную структуру матричного (проектного) характера, не требующей значительных затрат ресурсов. В методологическом плане полезным будет использование предложенной авторами системы критериев и индикаторов, позволяющих внести своевременные коррективы в образовательный процесс. Несмотря на точку приложения предлагаемой авторами программы (система среднего профессионального образования), следует признать перспективность применения данных идей для образовательных задач в ВООВО войск национальной гвардии РФ.
Библиографический список
Глубокий научный анализ исследований в области мониторинга представлен в публикации И.В. Коваленко [3, с. 262 -271]. При чем, автор отмечает ключевую роль мониторинговых технологий в повышении качества образования. Ссылаясь на отечественный опыт исследователей, автор констатирует отсутствие системного подхода к организации мониторинга на современном этапе. Уточняя роль мониторинга, автор публикации указывает на главную точку приложения мониторинга в педагогических системах: во-первых, проведение научных исследований; во-вторых, организация управленческого контроля посредством набора критериев для оценки методик анализа состояния педагогической системы (будь то образовательная организация или конкретное её структурное подразделение). По определению И.В. Коваленко, мониторинг представляет собой «систематический сбор, обработку, хранения и распространения информации об образовательном процессе. Среди прочих методов проектирования педагогических технологий И.В. Коваленко выделяет метод моделирования.
Отдельного внимания заслуживает представленное авторским коллективом (В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадомцева, Е.Р Пантелеев, А.И Тихонов) методическое пособие, где уделяется достаточное внимание проблемам мониторинга. В частности, в работе указывается на то обстоятельство, что продуктом воспитания и обучения выступают компетенции, но их многоаспектность усложняет количественные измерения, потому что отсутствует система действий и методика реализации мониторинговых действий [4].
С методологических позиций научный интерес представляет методика организации и проведения мониторинга сформиро-ванности компетенций у специалистов гражданских профессий, предлагаемая А.А. Ковалевой и Л.Н. Гориной. Основу предлагаемой методики составляют формирующее и диагностическое тестирование, позволяющие определить отклонения в процессе усвоения знаний. После корректировки отклонений предлагаемая авторами методика предполагает итоговое тестирование, позволяющее сопоставить достигнутый уровень компетенции с запланированным уровнем. На последнем, итоговом, этапе авторы методики предлагают использовать критериально-ориентированные тесты с целью диагностики уровня развития компетенций обучающихся. При этом реализация ключевого этапа - матема-тико-статистической обработки информации проводилась посредством использования инструментов программы Exell, а результаты итоговой обработки требовали использования возможностей программы Matlab для оценки чистоты эксперимента [5, с. 320 - 330].
Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил отобрать наиболее полезные идеи, выступающие в качестве научного фундамента для исследования проблемы создания мониторинга в системе военного образования. Были выделены современные тенденции развития представлений о мониторинговых технологиях в педагогической деятельности, прежде всего, в системе высшего образования. К ним относятся результаты, описывающие: 1) систему мониторинга (цели, содержание, формы, методы, принципы); 2) этапы, которые выделяются в процессе осуществления мониторинга); 3) модель (включающую сбор, обработку, хранения и распространения информации); 4) методику проведения мониторинга (отсутствует единая методика действий); 5) совокупности обязательно применяемых компьютерных программ и математико-статистических методов обработки количественной информации (например, критериально-ориентированных тестов).
Перспективы дальнейших исследований выделенной проблемы нам видятся в уточнении сущности, содержания и структуры мониторинга.
1. Харченко И.С, Красулин А.В. Применение информационной системы мониторинга успеваемости студентов для оценки качества высшего профессионального образования в ОмГУПС. Омский научный вестник. 2009; 4 (79): 5 - 8.
2. Будникова В.С., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества предпрофильной подготовки и профильного обучения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008; 5: 71 - 75.
3. Коваленко И.В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012; 1-2: 262 - 271.
4. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г. Стратегия и тактика управления качеством образования. Иваново: Ивановский МИБИТФ, 2006.
5. Горина Л.Н., Ковалева А.А. Методика организации и проведения мониторинга сформированности компетенции специалиста в области техносферной безопасности. Вектор науки ТГУ. 2010; 3: 320 - 330.
References
1. Harchenko I.S, Krasulin A.V. Primenenie informacionnoj sistemy monitoringa uspevaemosti studentov dlya ocenki kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya v OmGUPS. Omskijnauchnyj vestnik. 2009; 4 (79): 5 - 8.