ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Оценка и оценочная деятельность
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ И ИНТЕРЕСОВ ЕЕ СТЕЙКХОЛДЕРОВ*
Валерий Павлович ВОРОНИН^, Ирина Викторовна ПАНИНАЬ
а доктор экономических наук, профессор кафедры теории экономики, товароведения и торговли, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж, Российская Федерация [email protected]
ь кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 05.07.2016 Принята в доработанном виде 13.07.2016
Одобрена 20.07.2016
УДК 065,011 JEL: В52, D02
Ключевые слова:
эффективность, эффект, ресурс, стейкхолдер, устойчивое развитие
Аннотация
Предмет. Термин «эффективность» является одним из самых часто употребляемых в научных трудах, посвященных функционированию организаций. Это естественным образом следует из эволюционной теории, получившей признание в экономической науке. Стейкхолдер-модель корпорации и принцип устойчивого развития - две взаимосвязанные идеи, нашедшие широкое практическое применение. Их внедрение предполагает переоценку актуальности традиционных подходов к моделированию организационных процессов, в том числе оценке эффективности деятельности организации. Традиционное толкование содержания оценки эффективности - это сопоставление результата с затратами на его достижение. Однако такой подход нуждается в уточнении, поскольку категории результата и затрат недостаточно емки для охвата рассматриваемой характеристики. Статья посвящена отдельным теоретическим аспектам оценки эффективности деятельности корпорации: анализу взаимосвязи оценки эффективности с интересами стейкхолдеров, уточнению соотносимых при такой оценке сущностей, сопоставлению категорий «эффект» и «результат», «используемые ресурсы» и «затраты», способам оценки эффективности, классификации эффективности в контексте устойчивого развития корпорации.
Цели. Дать уточненное описание содержания оценки эффективности деятельности корпорации на основе стейкхолдерской модели организации и концепции устойчивого развития.
Методология. Результаты получены путем использования анализа и синтеза, аналогии, системного и комплексного подходов, приемов обобщения, детализации, классификации и интерпретации.
Результаты. Показана роль интересов стейкхолдеров корпорации в оценке эффективности ее деятельности, уточнены сущности, соотносимые при выполнении такой оценки. Представлена модель взаимодействия корпорации с ее окружением, показана связь этой модели с идеей устойчивого развития корпорации, указана базовая классификация эффективности, отвечающая сущности данной идеи.
Выводы. Эффективность деятельности корпорации оценивается путем сопоставления целевых эффектов, оказываемых на окружение корпорации, с используемыми для их достижения ресурсами. В контексте устойчивого развития корпорации необходима оценка экономической, экологической и социальной эффективности ее деятельности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Современная научная картина мира сложилась на
* Авторы выражают признательность доктору экономических наук, профессору, ректору Воронежского государственного университета Дмитрию Александровичу ЕНДОВИЦКОМУ, доктору экономических наук, профессору кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета Николаю Петровичу ЛЮБУШИНУ, кандидату экономических наук, доценту кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета Татьяне Алексеевне ПОЖИДАЕВОЙ, кандидату экономических наук, доценту кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета Ольге Николаевне ГАЛЬЧИНОЙ за помощь в подготовке к опубликованию данной статьи.
основе принятия эволюционных теории как базовых в биологии, астрономии, физике, социологии, экономике и других областях науки, развития обобщенных концепций эволюции природных и социальных систем. Универсальная эволюционная теория - учение о законах, механизмах и силах эволюционных изменений объектов - предполагает существование трансформационного и селективно-вариационного механизмов эволюции. Суть последнего в том, что в эволюционирующей системе возникают элементы с новыми характеристиками. Часть этих характеристик, обладая необходимым потенциалом,
проходит отбор, сохраняется, наследуется и таким образом вносит вклад в развитие всей системы.
Теория эволюционирующей экономики предполагает развитие на основе законов эволюции субъектов глобального, макро-, мезо- и микроэкономических уровней [1]. По мнению О.Ю. Лугового, эволюция экономики предполагает изменение совокупности правил поведения экономических агентов, выполняемых экономических ролей и объектов экономических отношений [2, с. 144] (на наш взгляд, это утверждение логично дополнить и изменением самих экономических агентов). Экономическая эволюция, в отличие от биологической, имеет большую скорость, преимущественно целевую направленность преобразований, высокую степень корреляции с другими сферами общественной жизни. Организация как один из ключевых фигурантов экономической системы, с точки зрения приверженцев этой теории, также развивается по эволюционным законам. Эффективность ее деятельности является важнейшей характеристикой, позволяющей пройти отбор и иметь возможность дальнейшего развития.
Несмотря на массовое использование, словосочетание «эффективность деятельности организации», по нашему мнению, часто трактуется излишне широко или узко. Например, в последние десятилетия большое признание получила система мотивации на базе Key Performance Indicators (KPIs) - показателей, позволяющих оценить степень достижения целей организации на текущий момент и в перспективе, мотивировать персонал организации на достижение этих целей. Несмотря на то что практически дословный перевод этого термина -ключевые показатели (индикаторы) выполнения, самое широкое хождение получил вариант «ключевые показатели эффективности», например в работах [3-6] и многих других. Содержательно такие показатели тоже не обязательно являются показателями эффективности, например, в их состав могут входить размер дивидендов, выплаченных организацией за последние годы, темп роста прибыли до вычета расходов по процентам, налогу на прибыль и амортизационных отчислений (EBITDA), прирост портфеля кредитов кредитной организации, прирост денежных средств клиентов на ее счетах, рост ее комиссионных доходов к предыдущему году и прочие1.
1 Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными
Чтобы избежать наиболее распространенных ошибок (повторов, логического круга, несоразмерности, неясности), пытаясь явно или контекстуально определить понятие эффективности, полезно рассмотреть его в корреляции с другими основными компонентами терминосистемы выбранной области исследования. Терминологическая система, в отличие от перечня терминов, отображает реальные отношения между объектами, явлениями, процессами в определенной сфере посредством отношений между составляющими ее понятиями и, следовательно, выступает в качестве инструмента передачи знаний [7, с. 146].
Во многих научных трудах суть оценки эффективности описывается как сопоставление результатов с затратами, производимыми для его получения. Этот подход представлен в работах Е.В. Азиминой, Н.В. Сущевой [8], Е.С. Балашова [9], В.Г. Воронина, П.Н. Успеньева [10], А.Б. Когана, Н.П. Болдыревой [11], Д.И. Наумова [12], Т.В. Рыжковой, Л.В. Гореловой [13], О.В. Шмалий [14] и др. На наш взгляд, сущность эффективности более точно выражает соотнесение полученного целевого эффекта с ресурсами, используемыми в связи с его достижением. Поясним это утверждение, сравнив результат и эффект, затраты и используемые ресурсы.
Результат - это итог какого-либо действия или бездействия (бездействие также может обеспечиваться расходованием ресурсов). Результат объективен, то есть не зависим от интересов лиц, получающих информацию о нем. Результат - это характеристика изучаемого объекта.
Результат может быть оценен с количественной и качественной сторон или только с качественной стороны. Количественная оценка результата предполагает использование определенных единиц его измерения, качественная - вынесение суждения о результате как с опорой на его измерение, так и без нее. В качестве примера рассмотрим раскрытие информации в финансовой отчетности организации как результат процесса подготовки такой отчетности. Представление в финансовой отчетности неверной величины выручки от продаж может быть оценено
унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов: утв. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n= 171050
количественно - с помощью денежного измерителя, и качественно - с позиции потенциального или реального пользователя этой отчетности, его возможности получить объективное представление о доходах отчитывающейся организации. Отсутствие в необходимых случаях в пояснительной части финансовой отчетности основного содержания учетной политики организации уже не может быть с разумными затратами оценено в количественном аспекте, однако качественное суждение о таком нарушении возможно.
Оценка результата, в отличие от самого факта его существования или отсутствия, уже может не быть объективной. Результат бывает положительным, отрицательным или нулевым (отсутствующим), отвечающим или не отвечающим ожиданиям заинтересованных лиц.
Когда полученный результат соотносят с произведенными затратами, оценивают результативность.
Эффект может быть оценен в тех же аспектах, что и результат, но в отличие от результата оценка эффекта всегда связана с целями заинтересованной стороны. Эффект - это воздействие объекта оценивания на определенную иную сторону. Если придерживаться консервативной теории корпоративного управления и рассматривать корпорацию как инструмент повышения благосостояния ее собственников [15, с. 50], то именно их информационные интересы определяют содержание оценки эффективности деятельности компании. В этом случае трактование эффективности как финансовой результативности вполне логично, а ее оценка будет основываться на традиционном анализе показателей рентабельности и отдачи.
Приверженцы более поздней стейкхолдерской теории фирмы полагают, что корпорация функционирует в пересекающихся полях интересов множества агентов-стейкхолдеров, которые могут оказывать на нее влияние [16]. Расширение круга заинтересованных влияющих сторон расширяет и перечень оцениваемых целевых эффектов от взаимодействия с корпорацией (табл. 1).
Эффект бывает идентичен результату: например, получение чистой прибыли корпорацией означает реальное и/или потенциальное увеличение благосостояния ее собственников в виде дивидендов и роста стоимости акций, долей в уставном капитале. В этом случае оценка
эффективности сущностно будет оценкой результативности.
Эффект в целях упрощения оценки может быть условно приравнен к результату: эффект в виде повышения удовлетворенности от работы в организации при определенных обстоятельствах может быть оценен как пропорциональный повышению уровня вознаграждения персонала.
Один и тот же результат может иметь разные эффекты для разных стейкхолдеров: принятие решения об участии в общественных экологических программах уменьшает в коротком периоде ожидаемый собственниками компании личный эффект, но увеличивает эффективность компании с позиции государства.
Эффект квалифицируется как целевой или нецелевой. В первом случае требуется его дальнейшая оценка для формирования суждения об эффективности, во втором - она может производиться для выявления причин складывающейся нежелательным образом ситуации.
Аспекты оценки целевых эффектов и основные группы показателей, на основе которых они могут быть оценены, представлены в табл. 2.
Используемые для получения целевого эффекта ресурсы - более широкая категория, чем традиционно упоминаемые затраты. Фактически для оценки эффективности действительно анализируют используемые ресурсы, но несколько суженно их называют затратами.
Для конкретизации категории «используемые ресурсы», ее перевода в практическую плоскость применяются многочисленные показатели, генерируемые в информационных системах объекта и субъекта оценивания2, а также внешними информационными источниками. В бухгалтерском учете используемые ресурсы могут быть интерпретированы как:
1) затраты (стоимость уже использованных в деятельности организации материальных, трудовых, информационных и других ресурсов);
2) расходы (уменьшение экономических выгод из-за выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, кроме уменьшения вкладов по решению собственников);
2 Субъект оценивания может быть единым или представленным несколькими лицами, например, инициаторами, координаторами и исполнителями.
3) активы (совокупные, а также чистые, внеоборотные, оборотные или иначе детализированные);
4) капитал (собственный, инвестированный, собственный оборотный и другие компоненты).
Вне системы бухгалтерского учета, используемые ресурсы могут быть представлены показателями, характеризующими обобщенные категории (например, человеческий, интеллектуальный, социальный и сетевой капитал)3, и частными показателями (количеством обращений к какому-либо ресурсу, определенных операций в технологическом процессе, временем, затраченным на выполнение конкретной операции, и другими).
Когда необходимо оценить используемые ресурсы, такая оценка производится в качественном и количественном аспектах. Группировка показателей для количественной оценки может быть аналогична представленной в табл. 2.
Чем ближе полученный эффект к поставленной цели и меньше использовалось ресурсов на его получение, тем выше эффективность. Отсюда очевидно следуют два направления повышения эффективности:
- максимизация эффекта;
- минимизация использования ресурсов.
Максимизация эффекта предполагает усилия по достижению эффекта, наиболее приближенного к максимальному целевому, при условии что ресурсозатраты не превысят допустимую величину:
' Эффект Максимальный целевой эффект;
__ величина использования ресурсов.
Например, при выделении определенной суммы целевого финансирования рационально действующей организации необходимо получить максимальный эффект от его использования.
Повышение эффективности посредством минимизации использования ресурсов предполагает следующие соотношения:
3 Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2-15.
' Эффект > Приемлемый целевой эффект;
Классической иллюстрацией реализации этого направления является выбор поставщика, запрашивающего наименьшую цену за необходимые товары.
Способы и соответствующие им аспекты оценки эффективности деятельности организации приведены в табл. 3.
Если ситуация не предполагает существенно отличающиеся варианты использования ресурсов, их оценкой можно пренебречь, приняв за условную константу и сократив работу до сравнения целевых эффектов. В зависимости от обстоятельств это потребует вынесения суждения в качественном аспекте или количественной и качественной сравнительной оценки.
Когда подразумевается получение одинакового целевого эффекта при различных способах использования ресурсов, оценку эффектов также опускают, ограничиваясь выбором наиболее подходящего с количественной и качественной точки зрения способа расходования ресурсов.
Если оценка эффективности не может быть оптимизирована так, как описано, то требуется сопоставление целевого эффекта и используемых ресурсов и оценка производится в количественном и качественном аспектах. Когда есть возможность оценить целевой эффект количественно, используют относительные показатели, как правило, типа «эффект/ресурсы», обладающие достаточно большим сравнительным потенциалом.
Эффективность деятельности корпорации -сложная категория. Ее комплексный характер определяется природой корпорации как социальной структуры. Корпорация, являясь продуктом социума, взаимодействует с другими социальными структурами и людьми (этот тезис положен в основу стейкхолдерской модели фирмы). Это взаимодействие разнообразно, но в нем можно выделить три ключевых аспекта: бизнес, гуманистический и экологический (рис. 1).
Бизнес-аспект взаимодействия с социумом обусловлен экономической ролью корпорации, целью ее деятельности. Гуманистический аспект предопределен признанием блага человека как
" 4
критерия оценки качества социальных отношении и выполнением корпорацией функции генератора благоприятной культурной среды, в которой возможно всестороннее развитие человека как личности. Экологический аспект связан с необходимостью защиты и восстановления природы, страдающей от антропогенного воздействия. Он реализуется опосредованно, через компоненты социума, и непосредственно, путем взаимодействия с природой.
Основная идея этой модели верифицирована практикой и востребована общественностью. В последние десятилетия широкое признание получила появившаяся во второй половине прошлого столетия концепция устойчивого развития, предполагающая ориентирование субъектов экономической системы на долгосрочный стабильный рост, признание стратегической важности социального и экологического аспектов деятельности [17-20]. Одной из популярных платформ составления отчетности компаний в области устойчивого развития являются Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Standards (GRI Standards)5. Согласно подходу, лежащему в основе стандартов GRI, долгосрочная доходность должна сочетаться с социальной справедливостью и охраной окружающей среды6. В отчетности по стандартам GRI раскрываются общие аспекты деятельности компании в контексте устойчивого развития (в частности, профиль организации, стратегия и анализ, корпоративное управление, этика и
добросовестность), а также специальные раскрытия, объединенные в экономическую, экологическую и социальную категории. Социальная категория в свою очередь подразделяется на подкатегории «Практика трудовых отношений и достойный труд», «Права человека», «Общество» и «Ответственность за продукцию».
Аспекты взаимодействия корпорации с ее окружением определяют виды эффективности: по аналогии с подходом, принятым GRI применительно к устойчивому развитию, эффективность можно представить как экономическую, социальную и экологическую. При этом социальная эффективность рассматривается как внутренняя, оцениваемая применительно к социальным интересам работников корпорации, и внешняя. Эта традиционная классификация эффективности обладает необходимой полнотой, потенциалом детализации и отвечает сущности теории устойчивого развития применительно к корпорации.
Таким образом, эффективность деятельности корпорации определяется сопоставлением целевых эффектов, оказываемых на окружение корпорации, с используемыми для достижения таких эффектов ресурсами. Идея устойчивого развития корпорации предполагает оценку экономической, экологической и социальной эффективности ее деятельности.
4 Асланов Д.И., Голубова М.И. Гуманистические аспекты экономического развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12. URL: http://cyberleninka.ra/article/n/gumanisticheskie-aspekty-ekonomicheskogo-razvitiya.
5 В Базе публичной отчетности об устойчивом развитии GRI на июнь 2016 г. зарегистрирован 26 941 GRI-отчет компаний из разных стран, в том числе 346 отчетов российских компаний. URL: http://database.globalreporting.org
6 G4 Sustainability Reporting Guidelines.Reporting Principles and Standard Disclosures.
URL: https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/GRIG4-Part1-Reporting-Principles-and-Standard-Disclosures.pdf
Таблица 1
Стейкхолдеры корпорации и ожидаемые ими целевые тактические эффекты Table 1
Corporation's stakeholders and the tactical target effects expected
Стейкхолдеры Целевой тактический эффект
Собственники Повышение благосостояния посредством получения дивидендов, роста стоимости акций, долей в уставном капитале
Работники Справедливое вознаграждение трудовых усилий
Поставщики и покупатели, кредиторы, бизнес-партнеры, партнеры по социальным программам Оптимальные условия договоров и их выполнение
СМИ, рейтинговые агентства, конкуренты Получение полной достоверной информации
Общественность, государство Полное и своевременное выполнение социальных, экологических обязательств
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Аспекты и основные группы показателей оценки целевых эффектов Table 2
Aspects and the key groups of indicators of target effect assessment
Аспект оценки Группа показателей
Количественный В зависимости от единиц измерения:
- в натуральных единицах;
- в условно-натуральных единицах;
- в денежных единицах;
- в долях, процентах (для показателей удельного веса).
По степени обобщения:
- общие (характеризующие эффект в целом);
- частные (отражающие выделяемые компоненты целевого эффекта).
По функциональному признаку:
- плановые;
- прогнозные;
- фактические
Качественный Оценка производится на основе категорийного суждения (например, приемлемый/неприемлемый, максимальный/удовлетворительный/неудовлетворительный)
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 3
Способы и аспекты оценки эффективности деятельности организации Table 3
Methods and aspects of assessing the organization's performance
Способы оценки эффективности Аспекты оценки
Качественный Количественный и качественный
Оценка целевых эффектов + +
Оценка использования ресурсов - +
Оценка сопоставленных целевых эффектов и используемых ресурсов - +
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Модель взаимодействия корпорации с ее окружением Figure 1
A model of corporation and environment interaction
Примечание. 1 - объект окружения; 2 - окружающие взаимодействующие сферы; 3 - аспекты взаимодействия. Соотношение
площадей 1, 2 и 3 - условно.
Источник: авторская разработка
Note. 1 - object of environment; 2 - surrounding interactive spheres; 3 - aspects of interaction. Area ratio of 1, 2 and 3 is conditional.
Source: Authoring
Список литературы
1. Сухарев О.С. Эволюция экономических систем: структурные изменения, проблемы технологического развития и эффективности. Новочеркасск: «НОК», 2012. 120 с.
2. Луговой О.Ю. Экономическая эволюция и экономический рост: методологический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 7. С. 144-146.
3. Овчинников С.А. Управление по целям как парадигма современного менеджмента (Питер Друкер и развитие его идей) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 6. С. 30-41.
4. Гагаринский А.В. Ключевые показатели эффективности трудовой деятельности менеджеров: теоретические и практические аспекты: монография. М.: Мир науки. 2015. 130 с.
5. Палаткина А.В. Применение системы ключевых показателей эффективности для мотивации персонала // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 4. С. 133-137.
6. Трунова Л.В. Оценка персонала и результатов его труда на основе ключевых показателей эффективности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 5. С. 126-129.
7. Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С.146-148.
8. Азимина Е.В., Сущева Н.В. Выбор экономического механизма в системе управления долгосрочной эффективностью предприятия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6. С. 69-73.
9. Балашова Е.С. Показатели эффективности организационных процессов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 2. С. 185-190.
10. Воронин В.Г., Успеньев П.Н. Сущность оценки эффективности промышленного производства с точки зрения аллокативной эффективности // Инновационная экономика и общество. 2014. № 1. С. 2-7.
11. Коган А.Б., Болдырева Н.П. Теоретические аспекты эффективности экономических систем // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 8. С. 45-55.
12. Наумов Д.И. Управление эффективностью деятельности предприятия в пространственно-временном ракурсе // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 26-33.
13. Рыжкова Т.В., ГореловаЛ.В. Оценка эффективности деятельности предприятий (история и современность теории и методологии) // Вестник Екатерининского института. 2013. № 4. С. 51-55.
14. Шмалий О.В. Эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности и эффективность предпринимательской деятельности: соотношение понятий // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 293-295.
15. Дуденков Д.А. Стейкхолдер-ориентированная модель компании в теории корпоративного управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 1. С. 50-53.
16. Miles S. Stakeholders: essentially contested or just confused // Journal of Business Ethics. 2012. Vol. 108. № 3. P. 285-298.
17. Скоморохина Е.В. Стратегия (концепция) устойчивого развития: перспективы реализации в мире и России // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Право. 2015. № 4. С. 13-18.
18. Молчанова М.Ю. Концепция устойчивого развития и ее применения в регионе // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. Специальный выпуск. С. 46-50.
19. Пустохина Н.Г., Валиев В.Н. Концепция устойчивого развития: основные положения // Известия Уральского государственного горного университета. 2015. № 2. С. 37-41.
20. Горбанев В.А. Природопользование и устойчивое развитие // Вестник МГИМО - Университета. 2013. № 5. С. 180-189. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/24ekologiya_gorbanev.pdf.
ISSN 2311-8768 (Online) Assessment and Appraisal Activities
ISSN 2073-4484 (Print)
ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF THE CORPORATION PERFORMANCE EVALUATION AND THE INTERESTS OF STAKEHOLDERS
Valerii P. VORONIN^, Irina V. PANINAb
a Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation [email protected]
b Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 5 July 2016 Received in revised form 13 July 2016 Accepted 20 July 2016
JEL classification: B52, D02
Keywords: efficiency, effect, resources, stakeholders, sustainable development
Acknowledgments
We express our profound gratitude to Dmitrii A. ENDOVITSKII, Doctor of Economic Sciences, Professor,
Rector of the Voronezh State University; Nikolai P. LYUBUSHIN, Doctor of Economic Sciences, Professor of
Department of Economic Analysis and Audit of the Voronezh State University; Tat'yana A. POZHIDAEVA,
Ph.D. in Economics, Associate Professor of Department of Economic Analysis and Audit of the Voronezh State
University; Ol'ga N. GAL'CHINA, Ph.D. in Economics, Associate Professor of Department of Economic
Analysis and Audit of the Voronezh State University, for the assistance in preparing the present article.
References
1. Sukharev O.S. Evolyutsiya ekonomicheskikh sistem: strukturnye izmeneniya, problemy tekhnologicheskogo razvitiya i effektivnosti [The evolution of economic systems: structural changes, problems of technological development and efficiency]. Novocherkassk, NOK Publ., 2012, 120 p.
2. Lugovoi O.Yu [Economic evolution and economic growth: a methodological aspect]. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2003, no. 7, pp. 144-146. (In Russ.)
3. Ovchinnikov S.A. [Management-by-objectives as a paradigm of modern management: Peter Drucker and the development of his ideas]. Vestnik Rossiiskogo Gosudarstvennogo Gumanitarnogo Universiteta = RSUH/RGGUBulletin, 2013, no. 6, p. 30-41. (In Russ.)
4. Gagarinskii A.V. Klyuchevye pokazateli effektivnosti trudovoi deyatel'nosti menedzherov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: monografiya [Key Performance Indicators for managers: the theoretical and practical aspects: a monograph]. Moscow, Mir Nauki Publ., 2015, 130 p.
Abstract
Importance The article deals with the specific theoretical aspects of evaluating the performance of the Corporation, namely the analysis of the relationships between the efficiency assessment and stakeholders' interests.
Objectives The paper aims to give a specified description of the content of Corporation performance assessment on the basis of a stakeholder organization model and the concept of sustainable development.
Methods To obtain the results, we used methods of analysis and synthesis, analogy, systems and comprehensive approaches, generalization and particularization, classification and interpretation. Results We show the role of stakeholders' interests in the evaluation of Corporation performance, and refine the entities associated. We present a model of Corporation interaction with its environment, illustrate the relationship of this model with the idea of sustainable development, and give a basic classification of efficiency that meets the essence of the idea.
Conclusions The Corporation's performance is measured by comparing the target effects on the environment of the Corporation with the resources to achieve them. In the context of sustainable development, it is necessary to assess the economic, ecological, and social performance of the Corporation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
5. Palatkina A.V. [Using the system of key performance indicators for personnel motivation]. Nauchnyi Vestnik Moskovskogo GosudarstvennogoTekhnicheskogo Universiteta Grazhdanskoi Aviatsii = Scientific Journal of Moscow State Technical University of Civil Aviation, 2013, no. 4, pp. 133-137. (In Russ.)
6. Trunova L.V. [KPI-based evaluation of the personnel and results of activities]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Universiteta Ekonomiki i Finansov, 2012, no. 5, pp. 126-129. (In Russ.)
7. Tikhonov A.N., Tsvetkov V.Ya [The Terminological Relationships]. Fundamentalnye Issledovaniya = Fundamental Research, 2009, no. 5, pp. 146-148. (In Russ.)
8. Azimina E.V., Sushcheva N.V. [Selecting the economic mechanism in the system of managing the long-term efficiency of the enterprise]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Ekonomicheskogo Universiteta, 2015, no 6, pp. 69-73. (In Russ.)
9. Balashova E.S. [The performance indicators of organizational processes]. Nauchno-tekhnicheskie Vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie Nauki. = Science and Technology Bulletin of St. Petersburg Polytechnic University, 2014, no. 2, pp. 185-190. (In Russ.)
10. Voronin V.G., Uspeniev P.N. [The nature of assessing the effectiveness of industrial production in the context of allocative efficiency]. Innovatsionnaya ekonomika i obshchestvo = Innovative Economics and Society, 2014, no. 1, pp. 2-7. (In Russ.)
11. Kogan A.B., Boldyreva N.P. [The theoretical aspects of economic system's effectiveness]. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2006, no. 8, pp. 45-55. (In Russ.)
12. Naumov D.I. [Managing the enterprise's efficiency from the perspective of time and space]. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Gumanitarnye nauki = Vestnik of Tambov State University. Humanities, 2009, no. 9, pp. 26-33. (In Russ.)
13. Ryzhkova T.V., Gorelova L.V. [Assessing the enterprises' efficiency: the history and contemporaneity of theory and methodology]. Vestnik Ekaterininskogo instituta = Bulletin of Catherine The Great National Institute, 2013, no. 4, pp. 51-55. (In Russ.)
14. Shmalii O.V. [The effectiveness of State regulation of entrepreneurship and business efficiency: a correlation between the concepts]. Probely v rossiiskom zakonodatelstve = Gaps in Russian Legislation, 2013, no. 6, pp. 293-295. (In Russ.)
15. Dudenkov D.A. [A stakeholder-oriented company model in the theory of corporate management]. Vestnik Saratovskogo Gosudarstvennogo Sotsialno-Ekonomicheskogo Universiteta = Journal of Saratov State Social and Economic University, 2014, no. 1, pp. 50-53. (In Russ.)
16. Miles S. Stakeholder: Essentially Contested or Just Confused? Journal of Business Ethics, 2012, vol. 108, iss. 3, pp. 285-298.
17. Skomorokhina E.V. [The strategy (concept) of sustainable development: prospects for implementation in Russia and the world]. Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Pravo. = Proceedings of Voronezh State University. Law, 2015, no. 4, pp. 13-18. (In Russ.)
18. Molchanova M.Yu [The concept of sustainable development and its implementation in the region]. Vestnik Permskogo Universiteta. Ekonomika = Journal of Perm State University. Economics, 2012, Special Issue, pp. 46-50. (In Russ.)
19. Pustokhina N.G., Valiev V.N. [The concept of sustainable development: fundamental principles]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta = Bulletin of Ural State Mining University, 2015, no. 2, pp. 37-41. (In Russ.)
20. Gorbanev V.A. [Nature-use and sustainable development]. Vestnik MGIMO-University, 2013, no. 5, pp. 180-189. (In Russ.) Available at: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/ 24ekologiya_ gorbanev.pdf.