pISSN 2073-039X eISSN 2311-8725
Эффективность бизнеса
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И УРОВНЯ КОРПОРАТИВНОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Мария Сергеевна ШИЛОВСКАЯ
ассистент кафедры экономической безопасности и управления инновациями,
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Саратов, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 9589-5890
История статьи:
Получена 19.04.2018 Получена в доработанном виде 27.04.2018 Одобрена 10.05.2018 Доступна онлайн 27.06.2018
УДК 657.37
G32, М21, М49
Ключевые слова:
интегрированная отчетность, финансовое положение,
корреляционный анализ, семантический анализ, риск банкротства
Аннотация
Предмет. Во многом форма изложения руководством компании информации о финансовом состоянии в текстах годовых отчетов зависит от условий, оказывающих влияние на финансовое положение компании в момент составления отчетности. То, как реагирует руководство на эти условия и, соответственно, выражает свое мнение о текущем положении предприятия и перспективах его развития, является предметом настоящего исследования.
Цели. Провести анализ взаимосвязи между качеством раскрытия мнения руководства в финансовых обзорах, разрабатываемых в рамках годовых отчетов компаний, и финансовым положением компании. При этом необходимо учесть влияние степени риска банкротства.
Методология. При проведении исследования использовались методы семантического анализа текстов отчетов и корреляционный анализ. Результаты. Обобщены результаты семантического анализа текстов отчетов, проводимого для определения степени выраженности мнения руководства о способности компании создавать стоимость в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Представлены результаты корреляционного анализа зависимости финансовых коэффициентов компании и мнения руководства о ее финансовом состоянии.
Выводы. По результатам исследования на основании эмпирических данных обоснован вывод о более высокой прозрачности финансовой информации, размещаемой в годовых отчетах компаний с устойчивым финансовым положением и низком качестве раскрываемой информации большинства компаний из группы с ухудшающимся финансовым положением. Даны рекомендации по повышению качества раскрываемой информации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Шиловская М.С. Анализ взаимосвязи финансового положения и уровня корпоративной прозрачности информации годовых отчетов российских компаний // Экономический анализ: теория и практика. -2018. - Т. 17, № 6. - С. 1073 - 1087. https://doi.org/10.24891/ea .17 .6.1073
В условиях интеграции российского бизнеса в мировую экономику проблема качества раскрытия информации в годовой отчетности становится особенно актуальной. Россия в настоящее время находится в процессе перехода к международным стандартам интегрированной отчетности и стандартам GRI (Global Reporting Initiative), что обязывает компании, участвующие в данном проекте, быть более открытыми по отношению к
стейкхолдерам. В основе стейкхолдерского подхода лежит идея о том, что долгосрочное устойчивое развитие компаний и влияние всех заинтересованных сторон находятся в тесной взаимосвязи [1, 2].
По мнению О.В. Ефимовой, учет требований и интересов стейкхолдеров приводит к повышению уровня их доверия [3, 4]. Особенно важно отметить то, насколько
значима информация о деятельности компаний для прогнозирования возможных рисков и создаваемой стоимости в интересах всех стейкхолдеров [5].
Транспарентность компаний позволяет повысить их инвестиционную привлекательность, улучшить взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, что в итоге оказывает положительное влияние на устойчивость бизнеса и развитие компании.
Одним из путей, позволяющим сделать качественный скачок в улучшении информационного взаимодействия между компанией и всеми заинтересованными с то р о н ам и , я в л я е т с я р а з р аб о т ка интегрированной отчетности.
Исследования инициативных групп, связанные с мониторингом информационной открытости наиболее заметных на рынке российских компаний, подтверждают существующее мнение о том, что большинство из них до сих пор не готово к открытому взаимодействию1.
В одном из исследований, где проводился общий анализ на соответствие корпоративной отчетности крупнейших российских компаний ведущим принципам подготовки и представления интегрированной отчетности экспертным методом, был сделан вывод о недостаточном, но постепенно возрастающем качестве и информационной прозрачности отчетов [6].
Этот вывод согласуется с данными итоговых рейтингов Российской региональной сети по интегрированной отчетности, согласно которым в 2016 г. 52 крупнейшие компании Российской Федерации удовлетворяют общемировым требованиям корпоративной прозрачности, тогда как в 2013 г. их было всего 122.
Наибольший интерес в годовых отчетах, как правило, вызывает информация, в которой раскрывается мнение руководства о
1 Исследование корпоративной прозрачности российских компаний, ежегодно осуществляемое Российской региональной сетью по интегрированной отчетности (РРС). URL: http://transparency2016.da-trateg.ru/page/main_conclusions
2 Там же.
финансовом положении компании, а также показаны объективные оценки руководства перспектив создания стоимости в будущем.
Существует достаточное количество зарубежных исследований, подтверждающих наличие взаимосвязи между качеством раскрытия информации в корпоративных отчетах компаний и их финансовым положением.
Изучению влияния качества раскрываемой информации в годовых отчетах компаний на оценку принадлежащих им акций, обращающихся на рынке ценных бумаг, посвящены исследования Ф. Ли [7, 8], В. Антвейлера и М. Франка [9], С. Даса и M. Чена [10], П. Тетлока [11]. Например, авторы работы [12] установили связь между банкротствами некоторых американских предприятий и качеством раскрытия описательной информации управленческого характера в годовых отчетах, а С. Гоэль [13] установила зависимость между настроением руководства в финансовом отчете и вероятностью обманных заявлений, сделанных им. В исследовании С. Пизано [14] была обнаружена положительная связь между оценкой качества раскрытия информации о финансовом состоянии итальянских предприятий и точностью прогнозов аналитиков финансового положения.
Все эти исследования так или иначе указывают на значимость описательной информации, касающейся финансового положения и оценки финансовых результатов компании.
В последние годы заметно возрос интерес к оценке и анализу качества раскрытия корпоративной информации с применением текстового, а именно семантического анализа. Семантический анализ помогает изучить лингвистическую структуру текста, определить тональность и настроение корпоративных отчетов, что помогает выявить ситуации, в которых очевидны попытки уклонения руководства от раскрытия реального финансового положения компании. Эти ситуации могут в дальнейшем затруднить прогнозирование ухудшения финансового
состояния и возможного банкротства компании3.
Проблемой многих российских предприятий является то, что они представляют в открытом доступе только бухгалтерскую или консолидированную отчетность без указания какой-либо поясняющей информации о финансовом состоянии или комментариев со стороны руководства в своих годовых отчетах. Таким образом, представляя только цифры и финансовые показатели, руководство лишает своих внешних пользователей возможности наиболее объективно оценить положение и реальную ситуацию в компании.
Нами проведен анализ взаимосвязи степени выраженности мнения руководства в финансовых обзорах, разрабатываемых в рамках годовых отчетов компаний, и финансового положения с использованием семантического и корреляционного анализа. При этом компании, участвующие в анализе, распределялись на две группы в зависимости от степени риска банкротства: компании LRB (low risk of bankruptcy) - с низкой степенью риска банкротства и компании HRB (high risk of bankruptcy) - с высокой степенью риска банкротства.
В качестве базы для анализа были и с п ол ь з о в ан ы д ан н ы е г од о в о й консолидированной отчетности и тексты финансовых обзоров из годовых отчетов за 2011-2016 гг. 60 российских компаний, входящих в итоговый рейтинг оценки качества раскрытия информации в интегрированной отчетно сти российских компаний, проводимый Российской региональной сетью по интегрированной отчетности. Компании
3 Плотникова В.В. Значимость отчета о мнении руководства о финансовом положении и финансовых результатах деятельности компаний для стейкхолдеров // Бухгалтерский учет, управление и финансы: перспективы развития в условиях экономической нестабильности: материалы международной научно-практической конференции. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 138-142; Шиловская М.С. Анализ взаимосвязи финансового положения и семантической ориентации отчетов, раскрывающих мнение руководства компании о финансовом состоянии и результатах деятельности // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: материалы X международной научно-практической конференции (Минск, 26 мая 2017 г.). Минск: Ковчег, 2017. С. 105-108.
были отобраны по критерию уровня финансового положения и прибыльности их финансово-хозяйственной деятельности.
Из списка анализируемых компаний были исключены финансовые и страховые компании, организации, отчетность которых разрабатывается на иностранном языке, и компании, входящие в состав таких крупных государственных корпораций, как, например, «Росатом» или холдинг ПАО «Россети». В данном случае целесообразно использование только отчетности самих корпораций, так как они тоже участвуют в рейтинге.
Таким образом, в итоговую базу для анализа попали 30 компаний LRB и 30 компаний HRB. Критерием для включения компаний в последнюю категорию являлось соблюдение следующих условий:
• наличие убытков по итогам 2015 г. и/или 2016 г.;
• кризисное или неустойчивое финансовое положение согласно методике определения уровня финансовой устойчивости.
Для определения финансового положения 60 отобранных компаний были рассчитаны семь коэффициентов, из которых три характеризуют финансовый результат компании:
• рентабельность продаж (ROS);
• рентабельность активов (ROA);
• рентабельность инвестиций (ROI).
Т ак же б ы л и р ас сч и т а н ы ч е т ы р е коэффициента, характеризующие финансовое или имущественное положение компании:
• коэффициент текущей ликвидности (CR);
• коэффициент финансовой устойчивости (FS);
• оборачиваемость оборотных активов (TR);
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (OFR).
Коэффициенты рассчитывались за 20112016 гг.
Далее из годовых отчетов анализируемых компаний были извлечены тексты финансовых обзоров. Для сопоставимости данных был выбран тот же период 2011-2016 гг.
Для определения степени выраженности мнения руководства в финансовых обзорах была использована методика проведения текстового анализа с распределением слов по спискам Лоугрена - Макдональда [15-17]. Согласно этой методике существует несколько семантических полей или групп, определяющих тональность того или иного слова. К ним относятся:
• позитивные слова (positive);
• негативные слова (negative);
• слова неуверенности или неопределенности (uncertainty);
• ограничительные слова (constraining);
• сутяжнические или юридические слова (litigious);
• модальные слова (modal).
Более подробно методика исследования с указанием примеров слов описана в предыдущих наших работах4 [18, 19].
По результатам семантического анализа были рассчитаны доли количества слов каждой семантической группы в общем количестве слов текста финансового обзора с помощью специализированной программы ЭВМ, разработанной с участием автора [18].
В процессе анализа важно установить, существует ли взаимосвязь между конкретными группами слов, а точнее - их долей в общем количестве слов в отчетах, и финансовыми показателями предприятий.
4 Шиловская М. С. Анализ взаимосвязи финансового положения и семантической ориентации отчетов, раскрывающих мнение руководства компании о финансовом состоянии и результатах деятельности // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: материалы X международной научно-практической конференции (Минск, 26 мая 2017 г.). Минск: Ковчег, 2017. С. 105-108.
Этой цели позволяет достичь корреляционный анализ, который устанавливает не только саму зависимость, но определяет ее силу и характер. Для этого используют коэффициент парной корреляции Пирсона. Данный коэффициент позволяет оценить тесноту связи между двумя анализируемыми параметрами. Его значение изменяется в пределах от -1 до 1, где единица означает точную прямую зависимость, минус единица - точную обратную зависимость.
Графическая интерпретация результатов корреляционного анализа представлена на рис. 1-6. На каждом из графиков по оси ординат отражена доля компаний в общей сумме выборки, у которых коэффициент парной корреляции между каждым из финансовых коэффициентов и долей слов каждой группы в общей сумме слов отчета имеет значение более 0,5. Это говорит о наличии сильной или достаточно умеренной связи между параметрами. Все значения коэффициентов парной корреляции менее 0,5 не являются значимыми для данного анализа. В качестве столбцов гистограммы показаны два типа связи для двух категорий компаний:
• Direct LRB - прямая корреляция для компаний группы LRB;
• Reverse LRB - обратная корреляция для компаний группы LRB;
• Direct HRB - прямая корреляция для компаний группы HRB;
• Reverse HRB - обратная корреляция для компаний группы HRB.
Как видно на рис. 1, в среднем у 35-40% компаний из выборки практически по всем коэффициентам наблюдается обратная связь между всеми финансовыми коэффициентами и количеством негативных слов. Тенденция вполне очевидна: при ухудшении финансового положения компаний в их отчетах становится больше негативных слов.
Зависимость количества позитивных слов и финансового положения преимущественно прямая для доли компаний в интервале 2040% в зависимости от коэффициента.
Подобная ситуация считается естественной, так как при улучшении финансового положения руководство для отражения своего мнения в отчете чаще использует позитивные слова.
Существует предположение, согласно которому текстовый анализ, направленный на определение позитивного мнения руководства компаний с помощью положительных слов не должен быть значим. Это связано с тем, что негативные слова практически не используются для того, чтобы сделать положительное заявление, а вот положительные слова, наоборот, часто используются для смягчения негативных заявлений, помимо их основного предназначения - описания позитивных событий. По крайней мере этим можно объяснить наличие обратной связи между количеством позитивных слов и финансовым положением у 15-20% компаний. Или это указывает на возможность искажения информации о реальном финансовом состоянии.
Как следует из рис. 2, для компаний LRB связь положительных слов с финансовым положением чаще является прямой и при этом более значимой, чем для компаний HRB.
По наличию слов, указывающих на неопределенность положения, можно оценить степень неуверенности руководства в той или иной ситуации. По данным рис. 3 зависимость между этой группой слов и финансовым положением в среднем у 20% компаний обратная. Для показателей рентабельности число компаний с более сильной и обратной корреляцией возрастает до 40%. При этом проявляется аналогичная тенденция к более сильной корреляции у компаний LRB, как это происходит с позитивными и негативными словами, что опять же указывает на более качественное раскрытие информации. Еще для 20% компаний из каждой группы эта зависимость является прямой.
В первом случае при ухудшении финансового положения число неуверенных слов в отчете будет увеличиваться. Во втором случае руководство с осторожностью выражает свое
мнение и строит прогнозы, используя больше слов, указывающих на неопределенность или неуверенность в описываемых событиях, несмотря на улучшающееся финансовое состояние.
Процент компаний, у которых зависимость доли сутяжнических или юридических слов и финансового положения является наиболее заметной, выше в группе HRB. Наличие сутяжнических слов в тексте отчета указывает на вовлеченность компании в судебные разбирательства (рис. 4). Данная зависимость проявилась у тех компаний, которые подробно раскрывали подобную информацию. Следует обратить внимание, что направление связи преимущественно прямое, это указывает на несоответствие ситуации ухудшающегося финансового положения и увеличения количества слов данной группы в тексте обзоров.
Количество модальных слов в обзорах финансовых результатов для большинства предприятий не имеет тесной связи с финансовым положением компании. Как показывают данные рис. 5, для тех предприятий, у которых она обнаружена (то есть около 10-20% в зависимости группы компаний и финансового коэффициента), направление этой связи в равной степени прямое и обратное. Это говорит об отсутствии значимости данной группы слов для анализа.
Слова из группы отражающих давление или ограничение указывают на наличие определенных требований к организации или условий, которые тем или иным образом ограничивают ее деятельность или обязывают к исполнению каких-либо действий.
На рис. 6 видно, что связь финансового положения с долей ограничительных слов обратная и наблюдается в среднем у 20-25% компаний. Это доказывает, что увеличение в тексте количества словосочетаний, указывающих на какое-либо давление со стороны внешней среды или возникновение новых обязательств, и ухудшение финансового положения взаимосвязаны между собой.
Указанные тенденции зависимости различных семантических групп слов и финансового
положения компании выявлены менее, чем у трети из общей выборки 60 предприятий, что подтверждают данные табл. 1. Здесь полужирным шрифтом выделены ячейки, в которых число компаний с выявленной корреляцией соответствующих параметров превышает значение 15 ед., или 25%.
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о недостаточном уровне корпоративной прозрачности годовых отчетов российских компаний. Взаимосвязь между степенью выраженности мнения руководства в финансовых обзорах и финансовым положением выявлена в среднем по всем показателям только у 20-25% компаний.
Также следует обратить внимание, что для всех групп слов (особенно негативных и позитивных) у компаний LRB коэффициенты корреляции выше, чем у компаний HRB. Это указывает на то, что компании с хорошим финансовым положением лучше раскрывают мнение руководства. Компании с неустойчивым или кризисным финансовым состоянием ограничивают информацию о финансовом положении. Как показали результаты чтения и проверки текстов финансовых обзоров, у многих из компаний группы HRB объем этой информации занимает менее 300 слов или отсутствует вообще. Это указывает на закрытый тип взаимодействия руководства с внешними пользователями информации. Возможно, подобная проблема связана с нежеланием руководства компаний раскрывать реальную картину бизнеса и представлять свои прогнозы о возможностях восстановления финансовой устойчивости в обозримом будущем.
По нашему мнению, со стороны руководства организации требуется уделять особое внимание раскрытию информации о
соблюдении принципа непрерывности деятельности. Это потребует включения дополнительного подраздела в финансовом обзоре или отдельного раздела годового отчета, в котором руководство будет описывать то, как соблюдается принцип непрерывности в деятельности компании, какие меры оно предприняло или планирует предпринять для улучшения финансового положения компании и повышения финансовых результатов.
Принцип непрерывности в финансовой отчетности в определенной степени соотносится с принципом интегрированной отчетности «стратегический фокус и ориентация на будущее», который предполагает отражение информации в отчете, указывающей, как наличие и доступность ресурсов и капитала в настоящем (действующая стратегия компании) способствует достижению организацией своих стратегических целей в будущем. Помимо существующих путей реализации данного принципа интегрированной отчетности предполагается дополнительно предусмотреть включение информации о соблюдении принципа непрерывности и в составе интегрированного отчета.
Необходимо отметить, что подобные рекомендации должны использоваться не только компаниями с ухудшающимся финансовым положением. Проблема раскрытия прогнозной информации при описании финансового положения
руководством и путей его повышения актуальна для многих российских компаний независимо от риска банкротства. Такая информация всегда будет востребована пользователями корпоративной отчетности даже для компаний с устойчивым финансовым положением.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа общей выборки (число компаний) Table 1
Results of correlation analysis of the total sample (number of companies)
Группы слов Направление Показатели финансового положения и финансовых результатов
связи ROA ROS ROI CR TR FS OFR
Negative Direct 5 4 5 10 6 7 13
Reverse 25 23 22 14 19 18 13
Positive Direct 14 17 15 16 10 10 15
Reverse 5 5 6 9 11 8 10
Uncertainty Direct 8 9 10 14 10 6 13
Reverse 17 16 15 12 11 11 10
Litigious Direct 11 13 9 17 15 15 17
Reverse 9 9 10 9 9 9 10
Modal Direct 9 10 6 14 8 9 12
Reverse 11 13 12 10 9 9 14
Constraining Direct 12 10 12 14 10 12 17
Reverse 11 16 12 7 11 10 6
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Результаты корреляционного анализа между долей негативных слов в отчете и финансовым положением компаний
Figure 1
Results of correlation analysis between the percentage of negative words in the report and financial standing of companies
BOA ROS ROI CR TR FS
Direct LRB GDirectHRB ■ Reverie LR6 ■ Reverse HRB
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Результаты корреляционного анализа между долей позитивных слов в отчете и финансовым положением компаний
Figure 2
Results of correlation analysis between the percentage of positive words in the report and financial standing of companies
50
40
ROA ROS ROI CR TR FS OFR
Direct LRB Direct HRB ■ Reverse LRB ■ Reverse HRB
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Результаты корреляционного анализа между долей неуверенных слов в отчете и финансовым положением компаний
Figure 3
Results of correlation analysis between the percentage of words expressing uncertainty in the report and financial standing of companies
50
ROA ROS ROI CR TR FS OFR
Direct LRB ■ Direct HRB iReverseLRB I Reverse HRB
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Результаты корреляционного анализа между долей сутяжнических слов в отчете и финансовым положением компаний
Figure 4
Results of correlation analysis between the percentage of words related to litigation in the report and financial standing of companies
50
ROA ROS ROI CR TR FS OFR
Direct LRB Direct HRB ■ Reverse LRB ■ Reverse HR В
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 5
Результаты корреляционного анализа между долей модальных слов в отчете и финансовым положением компаний
Figure 5
Results of correlation analysis between the percentage of modal words in the report and financial standing of companies
50
40
R0A ROS RDI CR TR FS OFR
Direct LRB Direct HRB iReverselRB iRever^eHRB
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 6
Результаты корреляционного анализа между долей ограничительных слов в отчете и финансовым положением компаний
Figure 6
Results of correlation analysis between the percentage of restrictive words in the report and financial standing of companies
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Бариленко В.И. Бизнес-анализ как инструмент обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов // Учет. Анализ. Аудит. 2014. № 1. С. 25-31.
2. Ефимова О.В. Отчетность об устойчивом развитии компании: оценка информационных потребностей пользователей // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Экономика. 2012. № 4. С. 75-82.
3. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. С. 36-47.
4. Ефимова О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45. С. 41-51.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-ustoychivogo-razvitiya-kompanii-steykholderskiy-podhod
5. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2-15.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integrirovannaya-otchetnost-voprosy-formirovaniya-i-analiza
6. Малиновская Н.В. Анализ корпоративной отчетности российских компаний на соответствие принципам интегрированной отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 45. С. 36-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-korporativnoy-otchetnosti-rossiyskih-kompaniy-na-sootvetstvie-printsipam-integrirovannoy-otchetnosti-1
7. Li F. Annual Report Readability, Current Earnings, and Earnings Persistence. Journal of Accounting and Economics, 2008, vol. 45, iss. 2-3, pp. 221-247.
URL: https://doi.Org/10.1016/j.jacceco.2008.02.003
8. Li F. The Information Content of Forward-Looking Statements in Corporate Filings - A Naïve Bayesian Machine Learning Approach. Journal of Accounting Research, 2010, vol. 48, iss. 5, pp. 1049-1062. URL: https://doi.org/10.1111/j.1475-679X.2010.00382.x
9. Antweiler W., Frank M. Is All That Talk Just Noise? The Information Content of Internet Stock Message Boards. The Journal of Finance, 2004, vol. 59, iss. 3, pp. 1259-1294.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2004.00662.x
10. Das S.R., Chen M.Y. Yahoo! for Amazon: Sentiment Extraction from Small Talk on the Web. Management Science, 2007, vol. 53, iss. 9, pp. 1375-1388.
URL: https://pubsonline.informs.org/doi/abs/10.1287/mnsc.1070.0704
11. Tetlock P.C. Giving Content to Investor Sentiment: The Role of Media in the Stock Market. The Journal of Finance, 2007, vol. 62, iss. 3, pp. 1139-1168.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2007.01232.x
12. Tennison B.M., Ingram R.W., Dugan M.T. Assessing the Information Content of Narrative Disclosures in Explaining Bankruptcy. Journal of Business Finance & Accounting, 1990, vol. 17, iss. 3, pp. 391-410.
URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1468-5957.1990.tb01193.x
13. Goel S., Uzuner O. Do Sentiments Matter in Fraud Detection? Estimating Semantic Orientation of Annual Reports. Intelligent Systems in Accounting, Finance and Management, 2016, vol. 23, iss. 3, pp. 215-239. URL: https://doi.org/10.1002/isaf.1392
14. Pisano S., Alvino F. New European Union's Requirements and IFRS Practice Statement "Management Commentary": Does MD&A Disclosure Quality Affect Analysts' Forecasts? Journal of Modern Accounting and Auditing, 2015, vol. 6, iss. 11, pp. 283-301.
URL: https://doi.org/10.17265/1548-6583/2015.06.001
15. Loughran T., McDonald B. Trust, but Verify: MD&A Language and the Role of Trust in Corporate Culture. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 139, iss. 3, pp. 551-561.
URL: https://doi.org/10.1007/s 10551-015-2659-4
16. Loughran T., McDonald B. When Is a Liability not a Liability? Textual Analysis, Dictionaries, and 10Ks. The Journal of Finance, 2011, vol. 66, iss. 1, pp. 35-65.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2010.01625.x
17. Loughran T., McDonald B. Measuring Readability in Financial Disclosures. The Journal of Finance, 2014, vol. 69, iss. 4, pp. 1643-1671. URL: https://doi.org/10.1111/jofi.12162
18. Plotnikova V., Shilovskaya M., Dvorak A. The Application of Methods of Semantic and Correlation Analysis Through Studies of the Annual Reports of Russian Companies According to the Principle of Integrated Reporting "Reliability and Completeness". CEUR Workshop Proceedings, 2018,
pp. 172-183. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2018/paper-18.pdf
19. Плотникова В.В., Шиловская М.С. Анализ раскрытия информации в корпоративной отчетности на соответствие первому принципу интегрированной отчетности «стратегический фокус и ориентация на будущее» // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 5. С. 919-934. URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.5.919
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-039X eISSN 2311-8725
Business Performance
ANALYSIS OF INTERRELATION BETWEEN THE FINANCIAL STATUS AND THE LEVEL OF CORPORATE TRANSPARENCY OF ANNUAL FINANCIAL STATEMENTS OF RUSSIAN COMPANIES
Mariya S. SHILOVSKAYA
Gagarin Saratov State Technical University, Saratov, Russian Federation
ORCID: not available
Article history:
Received 19 April 2018 Received in revised form 27 April 2018 Accepted 10 May 2018 Available online 27 June 2018
JEL classification: G32, M21, M49
Keywords: integrated reporting, financial standing, correlation analysis, semantic analysis, bankruptcy risk
Abstract
Importance The form of annual financial statements presentation by the company management to a great extent depends on conditions impacting the financial position of the company at the time of reporting. The article investigates the reaction of management to these conditions and the way it expresses its opinion about the company's current position and development prospects.
Objectives The goal is to analyze relationships between the quality of management's narrative disclosures in financial reviews within annual reports and the company's financial position, and to consider the effect of the risk of bankruptcy.
Methods The study employs methods of semantic analysis of the texts of the reports and the correlation analysis.
Results The paper summarizes the results of semantic analysis to determine the management opinion about the company's ability to create value in the short, medium and long term. It also presents the results of correlation of companies' financial ratios and the management opinion about the company's financial standing.
Conclusions Companies with stable financial position present more transparent corporate information; and information disclosure of companies with aggravating financial situation is of low quality. I offer recommendations for improving the quality of information to be disclosed.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Shilovskaya M.S. Analysis of Interrelation Between the Financial Status and the Level of Corporate Transparency of Annual Financial Statements of Russian Companies. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 6, pp. 1073-1087. https://doi.org/10.24891/ea.17 .6.1073
References
1. Barilenko V.I. [Business-analysis as a tool for sustainable development of economic entities]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2014, no. 1, pp. 25-31. (In Russ.)
2. Efimova O.V. [Sustainable development reporting: trends, drivers, and challenges]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Sen: Ekonomika = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Economics, 2012, no. 4, pp. 75-82. (In Russ.)
3. Efimova O.V. [Sustainability Report as a new form of corporate reporting of companies]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2014, no. 8, pp. 36-47. (In Russ.)
4. Efimova O.V. [Analysis of sustainable development of the company: Stakeholder approach]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 45, pp. 41-51.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-ustoychivogo-razvitiya-kompanii-steykholderskiy-podhod (In Russ.)
5. Kogdenko V.G., Mel'nik M.V. [Integrated reporting: Formation and analysis issues]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 10, pp. 2-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integrirovannaya-otchetnost-voprosy-formirovaniya-i-analiza (In Russ.)
6. Malinovskaya N.V. [An analysis of corporate reporting of Russian companies for compliance with the integrated reporting principles]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 45, pp. 36-48.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-korporativnoy-otchetnosti-rossiyskih-kompaniy-na-sootvetstvie-printsipam-integrirovannoy-otchetnosti-1 (In Russ.)
7. Li F. Annual Report Readability, Current Earnings, and Earnings Persistence. Journal of Accounting and Economics, 2008, vol. 45, iss. 2-3, pp. 221-247.
URL: https://doi.org/10.1016/j.jacceco.2008.02.003
8. Li F. The Information Content of Forward-Looking Statements in Corporate Filings - A Naïve Bayesian Machine Learning Approach. Journal of Accounting Research, 2010, vol. 48, iss. 5, pp. 1049-1062. URL: https://doi.org/10.1111/j.1475-679X.2010.00382.x
9. Antweiler W., Frank M. Is All That Talk Just Noise? The Information Content of Internet Stock Message Boards. The Journal of Finance, 2004, vol. 59, iss. 3, pp. 1259-1294.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2004.00662.x
10. Das S.R., Chen M.Y. Yahoo! for Amazon: Sentiment Extraction from Small Talk on the Web. Management Science, 2007, vol. 53, iss. 9, pp. 1375-1388.
URL: https://pubsonline.informs.org/doi/abs/10.1287/mnsc.1070.0704
11. Tetlock P.C. Giving Content to Investor Sentiment: The Role of Media in the Stock Market. The Journal of Finance, 2007, vol. 62, iss. 3, pp. 1139-1168.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2007.01232.x
12. Tennyson B.M., Ingram R.W., Dugan M.T. Assessing the Information Content of Narrative Disclosures in Explaining Bankruptcy. Journal of Business Finance & Accounting, 1990, vol. 17, iss. 3, pp. 391-410.
URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1468-5957.1990.tb01193.x
13. Goel S., Uzuner O. Do Sentiments Matter in Fraud Detection? Estimating Semantic Orientation of Annual Reports. Intelligent Systems in Accounting, Finance and Management, 2016, vol. 23, iss. 3, pp. 215-239. URL: https://doi.org/10.1002/isaf.1392
14. Pisano S., Alvino F. New European Union's Requirements and IFRS Practice Statement "Management Commentary": Does MD&A Disclosure Quality Affect Analysts' Forecasts? Journal of Modern Accounting and Auditing, 2015, vol. 6, iss. 11, pp. 283-301.
URL: https://doi.org/10.17265/1548-6583/2015.06.001
15. Loughran T., McDonald B. Trust, but Verify: MD&A Language and the Role of Trust in Corporate Culture. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 139, iss. 3, pp. 551-561.
URL: https://doi.org/10.1007/s 10551-015-2659-4
16. Loughran T., McDonald B. When Is a Liability not a Liability? Textual Analysis, Dictionaries, and 10-Ks. The Journal of Finance, 2011, vol. 66, iss. 1, pp. 35-65.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2010.01625.x
17. Loughran T., McDonald B. Measuring Readability in Financial Disclosures. The Journal of Finance, 2014, vol. 69, iss. 4, pp. 1643-1671. URL: https://doi.org/10.1111/jofi.12162
18. Plotnikova V., Shilovskaya M., Dvorak A. The Application of Methods of Semantic and Correlation Analysis Through Studies of the Annual Reports of Russian Companies According to the Principle of Integrated Reporting "Reliability and Completeness". CEUR Workshop Proceedings, 2018, pp. 172-183. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2018/paper-18.pdf
19. Plotnikova V.V., Shilovskaya M.S. [Analysis of information disclosure in corporate reporting in terms of compliance with integrated reporting principle Strategic Focus and Future Orientation]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 5, pp. 919-934. URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.5.919 (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.