УДК 339.9
АНАЛИЗ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ЕВРАЗИЙСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
Н. А. Карпачёва*, А. П. Сурник
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Делается анализ выгод и рисков от участия Республики Казахстан в Евразийском экономическом союзе. После образования Евразийского экономического союза Казахстан стал принимать активное участие в деятельности организации и ее структур. В связи с чем произошло укрепление межрегионального и приграничного сотрудничества между нашими странами.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Республика Казахстан, сотрудничество, международные соглашения, двусторонние отношения.
ANALYSIS OF THE ACCESSION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN TO THE EURASIAN ECONOMIC UNION
N. A. Karpachyova*, A. P. Surnik
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this paper made conclusions about benefits and risks of participation the Republic of Kazakhstan in Eurasian Economic Union. After the formation of the Eurasian Economic Union Kazakhstan began to take an active part in the activities of the organization and its structures. In this regard, the article describes the strengthening of inter-regional and cross-border cooperation between our countries.
Keywords: Eurasian Economic Union, Republic of Kazakhstan, cooperation, international agreements, bilateral relations.
Как известно, первый посыл, призывающий страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) к евразийской интеграции, исходил от Президента Казахстана Н. А. Назарбаева. В марте 1994 г. в стенах МГУ им. Ломоносова был озвучен проект формирования Евразийского союза государств. В последующие годы инициатива Н. А. Назарбаева нашла достойное воплощение. С высокой степенью уверенности можно говорить о том, что созданные на пространстве СНГ структуры - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз (далее - ТС) Беларуси, Казахстана и России, Единое экономическое пространство (ЕЭП) и, наконец, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - являются способами воплощения данной идеи в жизнь [1].
Республика Казахстан (далее - РК) - ключевой партнер Российской Федерации (далее -РФ) по евразийской интеграции. Казахстан твердо выступает за углубление евразийской интеграции, однако этот процесс сопровождается развитием и других «векторов» внешней политики страны (в частности, в сторону Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона, стран Запада и исламских государств). Такая политика позволяет Казахстану постоянно «балансировать» между интересами различных сторон в целях укрепления собственной независимости. Многовекторный характер внешней политики Казахстана может в перспективе оказаться «ограничителем» для расширения сотрудничества в рамках ЕАЭС [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3
После образования Таможенного союза Казахстан принимал активное участие в его деятельности. Первоначально это приносило хорошие экономические дивиденды. В этой связи интересно рассмотреть следующие цифры. По словам вице-министра экономики и бюджетного планирования РК Тимура Жаксылыкова, с 2010 по 2012 г. произошел двукратный рост товарооборота между Казахстаном и Россией. Объем торговли Казахстана со своими партнерами по ТС достиг 24,5 млрд долл. США [2]. Однако уже в тот период стали проявляться и негативные экономические тенденции. В частности, быстрее стала расти инфляция (произошел «экспорт инфляции» из РФ), выросли цены на продовольствие, и стали намечаться торговые дисбалансы в отношениях с Россией.
Несмотря на отдельные повседневные проблемы, отношение граждан Казахстана к этой структуре всегда было положительным. Например, во второй половине 2013 г. на эту тему был проведен опрос. Согласно ему, 67 % жителей страны позитивно воспринимали факт присутствия Казахстана в ТС и положительно оценивали работу этого интеграционного экономического объединения [2].
Президент Назарбаев всегда подчеркивал неизбежность интеграции и ее выгодность для казахстанской экономики. Например, 11 октября 2013 г. в Астане под его председательством состоялось расширенное заседание правительства. В своем выступлении президент подчеркнул, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры правительству следует скорректировать бюджетную политику, повысить качество планирования и исполнения государственного бюджета. Назарбаев также отметил, что объем внутреннего рынка является ограниченным, и для дальнейшего роста экономики необходимо расширять рыночное пространство: «поэтому мы сейчас говорим о создании Евразийского экономического союза и вступлении во Всемирную торговую организацию» [2].
Несмотря на все дискуссии, российско-казахстанские экономические связи крепнут. Возникают и их новые измерения, например, миграционное. Ранее в Казахстане не было массовой трудовой миграции в Россию. Однако в настоящее время все больше молодежи с трудоизбыточного юга страны едет в Россию на заработки, констатирует директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Рустам Акбер-дин. Согласно данным ФМС России, на конец августа 2013 г. на территории РФ находилось более 600 тыс. граждан Казахстана, это на 23,5 тыс. больше, чем приезжих из соседней Киргизии. Неожиданный приток казахстанцев в Россию связан с созданием ТС, который предусматривает свободное передвижение рабочей силы по территориям стран-участниц (Россия, Беларусь, Казахстан). Между тем, рост миграции имеет как положительные последствия (усиление экономических и культурных связей), так и отрицательные (межэтническая напряженность). Поэтому следует учитывать все аспекты развития российско-казахстанской интеграции и предпринимать усилия для смягчения потенциальных проблем [2].
Что касается взаимоотношений регионов Казахстана и России, то благодаря политической воле лидеров государств они находятся на достаточно качественном уровне. Между регионами РФ и РК уже подписано свыше 240 различных соглашений в области торгово-экономического, научно-технического, гуманитарного сотрудничества и т. д. Практически все регионы РФ имеют торгово-экономические отношения с РК. Половина казахстанских областей - 7 из 14 - имеют общую границу с Россией. Активизировавшиеся интеграционные процессы предполагают более тесное взаимодействие, активное приграничное сотрудничество. В конце 2013 года в Екатеринбурге проходил юбилейный Х форум межрегионального сотрудничества, на котором был подписан пакет соглашений о добрососедстве и сотрудничестве.
Пути разрешения ряда накопившихся в двусторонних отношениях России и Казахстана проблем, например, в плане торгового дисбаланса, удалось наметить на встрече В. В. Путина и Н. А. Назарбаева, состоявшейся в ноябре 2013 г. в ходе X Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Главы государств обсудили вопросы развития двустороннего сотрудничества, взаимодействия Казахстана и России в рамках интеграционных объединений. В частности, были затронуты перспективы укрепления межрегионального и приграничного сотрудничества, а также расширения партнерства в топливно-энергетической, космической, атомной и сельскохозяйственной сферах. Путин отметил значимость и эффективность Форума в развитии и укреплении двустороннего партнерства [2].
Со своей стороны, президент Казахстана подчеркнул, что одним из важнейших направлений развития сотрудничества является промышленная кооперация. Среди успешных примеров межгосударственной кооперации бизнеса двух стран было названо взаимодействие в таких отраслях, как машиностроение, горно-металлургический комплекс, урановая и химическая промышленность. Также Н. Назарбаев отметил: «Костанайская область поставляет окатыши на металлургические предприятия России, Павлодарская - алюминиевое сырье. Российская компания «ЕвразХолдинг» заканчивает строительство в Костанае прокатного завода. Начато строительство предприятия по производству дизельных двигателей с комплектацией из России на 30 процентов» [2].
В столице Казахстана - Астане - состоялось 12-е заседание Военного комитета по вопросам развития военного сотрудничества государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ). Главной темой заседания было обсуждение угрозы военной безопасности в Центральной Азии. Также обсуждались вопросы проведения в этом году совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки войск (коллективных сил) ОДКБ. По итогам заседания был достигнут ряд договоренностей, направленных на укрепление коллективной безопасности государств-членов ОДКБ, а также определены направления дальнейшей работы по совершенствованию системы материально-технического обеспечения вооруженных сил государств-членов Организации [4].
Россия и Казахстан - ключевые партнеры, и от их взаимных действий зависит будущее евразийской интеграции. Как независимые государства они имеют сходные проблемы, которые необходимо решать через координацию усилий как в рамках ЕАЭС, так и на двухстороннем уровне.
Библиографические ссылки
1. Мармонтова Т. В. Опыт участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе -плюсы и минусы // Современные евразийские исследования. 2014. № 4. С. 7.
2. Казанцев А. А., Содиков Ш. Д. Политические элиты и перспективы эволюции политических систем Узбекистана и Казахстана // Ежегодник Института международных исследований. М. : МГИМО-Университет, 2014. Вып. 1(7). С. 116-124.
3. Гусев Л. Ю., Казанцев А. А. Российско-казахстанские отношения: проблемы и перспективы // Управленческое консультирование. 2015. № 1. С. 31-33.
4. Россия и Беларусь приняли участие в заседании Военного комитета ОДКБ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/04/13/rossiia-i-belarus-priniali-uchastie-v-zasedanii-voennogo-komiteta-odkb.html (дата обращения: 13.04.2018).
© Карпачёва Н. А., Сурник А. П., 2018