Научная статья на тему 'Анализ возможности использования лимитов кредитования во Вьетнаме на современном этапе'

Анализ возможности использования лимитов кредитования во Вьетнаме на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИМИТЫ КРЕДИТОВАНИЯ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСБАНК ВЬЕТНАМА / ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК / РОСТ КРЕДИТОВАНИЯ / CREDIT LIMITS / MONETARY POLICY / THE STATE BANK OF VIETNAM / MONEY MARKET / CREDIT GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фунг Тхе Донг

В статье дается анализ использования Госбанком Вьетнама инструмента лимитов кредитования в период с 1994 г. по 2011 г. при проведении денежно-кредитной политики. На основе анализа автор дает рекомендации по применению этого инструмента в условиях Вьетнама на предстоящий период. Лимиты кредитования это один из инструментов прямого, административного вмешательства центрального банка в целях контроля повышения объемов кредитования экономики со стороны кредитных организаций, обеспечения роста общего объема платежных средств для восполнения целей, ежегодно выдвигаемых при проведении денежно-кредитной политики. Используя инструмент лимитов кредитования, центральный банк регулирует возможности создания денег коммерческими банками в соответствии с потребностями развития экономики для того, чтобы избежать ситуации, когда предложение денег превысит потребность в общей массе денег в обращении. Госбанк Вьетнама начал применять инструмент лимитов кредитования с 1994 г. и делал это вплоть до II квартала 1998 г., а затем долгое время не использовал его для регулирования денежного предложения. Однако, после более чем 13-летнего перерыва, в 2011 году Госбанк Вьетнама вновь стал использовать инструмент лимитов кредитования для проведения денежно-кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of possibility of using credit limits in contemporary Vietnam

The article analyzes the use by the State Bank of Vietnam tool lending limits in the period from 1994 to 2011 in the monetary policy. On the basis of this analysis, author proposes how to use this tool in Vietnam in the future. Credit limits is one of the instruments of direct, administrative intervention of the central bank in order to control the increase in lending to the economy by lending institutions, to ensure growth in total means of payment to compensate for the purposes nominated annually at the conduct of monetary policy. Using the tool lending limits, the central bank adjusts the money making opportunities by commercial banks in accordance with the needs of economic development in order to avoid a situation where the money supply exceeds demand in the total mass of money in circulation. The State Bank of Vietnam began using the tool lending limits with 1994 and did so until the II quarter of 1998, and then for a long time did not use it to regulate the money supply. However, after more than 13-year hiatus, in 2011 the State Bank of Vietnam has once again become a tool to use credit limits for the conduct of monetary policy.

Текст научной работы на тему «Анализ возможности использования лимитов кредитования во Вьетнаме на современном этапе»

УДК 336.74

08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

Фунг Тхе Донг

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Россия, Москва

Аспирант, кафедра Экономической теории и инвестирования,

E-Mail: [email protected]

Анализ возможности использования лимитов кредитования во Вьетнаме на современном этапе

Аннотация: В статье дается анализ использования Госбанком Вьетнама инструмента лимитов кредитования в период с 1994 г. по 2011 г. при проведении денежно-кредитной политики. На основе анализа автор дает рекомендации по применению этого инструмента в условиях Вьетнама на предстоящий период.

Лимиты кредитования это один из инструментов прямого, административного вмешательства центрального банка в целях контроля повышения объемов кредитования экономики со стороны кредитных организаций, обеспечения роста общего объема платежных средств для восполнения целей, ежегодно выдвигаемых при проведении денежно-кредитной политики.

Используя инструмент лимитов кредитования, центральный банк регулирует возможности создания денег коммерческими банками в соответствии с потребностями развития экономики для того, чтобы избежать ситуации, когда предложение денег превысит потребность в общей массе денег в обращении.

Госбанк Вьетнама начал применять инструмент лимитов кредитования с 1994 г. и делал это вплоть до II квартала 1998 г., а затем долгое время не использовал его для регулирования денежного предложения. Однако, после более чем 13-летнего перерыва, в 2011 году Госбанк Вьетнама вновь стал использовать инструмент лимитов кредитования для проведения денежно-кредитной политики.

Ключевые слова: Лимиты кредитования; денежно-кредитная политика; Госбанк Вьетнама; денежный рынок; рост кредитования.

Идентификационный номер статьи в журнале 105БУЫ613

Phung The Dong

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Analysis of possibility of using credit limits in contemporary Vietnam

Abstract: The article analyzes the use by the State Bank of Vietnam tool lending limits in the period from 1994 to 2011 in the monetary policy. On the basis of this analysis, author proposes how to use this tool in Vietnam in the future.

Credit limits is one of the instruments of direct, administrative intervention of the central bank in order to control the increase in lending to the economy by lending institutions, to ensure growth in total means of payment to compensate for the purposes nominated annually at the conduct of monetary policy.

Using the tool lending limits, the central bank adjusts the money making opportunities by commercial banks in accordance with the needs of economic development in order to avoid a situation where the money supply exceeds demand in the total mass of money in circulation.

The State Bank of Vietnam began using the tool lending limits with 1994 and did so until the II quarter of 1998, and then for a long time did not use it to regulate the money supply. However, after more than 13-year hiatus, in 2011 the State Bank of Vietnam has once again become a tool to use credit limits for the conduct of monetary policy.

Keywords: Credit limits; monetary policy; the State Bank of Vietnam; money market; credit

growth.

Identification number of article 105EVN613

В 1994 г. появилась тенденция сильного роста инфляции, за год она поднялась до 14,4%, быстро увеличивался объем предложения денег М2 и рост которого составил 33,2%, а кредитный рост - 42% (см. табл. 1). Начиная с 1994 г., Госбанк Вьетнама применил лимиты кредитования для 4 государственных коммерческих банков. Затем использование инструмента было расширено в отношении акционерных коммерческих банков и филиалов крупных иностранных банков для ограничения темпов предоставления кредитов и установления контроля за инфляцией [1].

Таблица 1

Темпы роста основных показателей экономики Вьетнама в 1993-1998 гг. (% в год)

Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998

Экономический рост 8,1 8,8 9,5 9,3 8,2 5,8

Инфляция 5,3 14,4 12,7 4,5 3,6 9,2

М2 19,0 33,2 22,6 22,7 26,1 25,6

Кредиты 47,6 42 40,7 20,8 40,6 26

(Источник: Госбанк Вьетнама. URL: http://sbv.gov.vn/portal/faces/vi/)

В условиях неразвитого денежного рынка в Вьетнаме, Госбанк не имел возможности использования косвенных инструментов для контроля темпов роста денежной массы в обращении, поэтому использование инструмента лимитов кредитования было мерой, необходимой для ограничения денежной мультипликации, роста кредитования и повышения качества кредитования банковской системы. На практике этот инструмент продемонстрировал свою эффективность для контроля темпа роста денежной массы в обращении, обуздания инфляции в соответствии с целями, поставленными Госбанком Вьетнама. В период 1996-1998 гг. контролируемая инфляция составила менее 10%, средний темп экономического роста в этот период был одним из самых высоких в истории вьетнамской экономики, составив 8,32%.

Поскольку по своей сути лимиты кредитования были инструментом носящим административный характер, а объектом их использования были лишь некоторые коммерческие банки, то в результате сложилась ситуация неравенства в конкуренции. Кроме этого, лимиты кредитования не были гибко скорректированы в соответствии с сигналами рынка, что повлияло на удовлетворение потребностей экономики в капитале. Поэтому во II квартале 1998 г. Госбанк Вьетнама принял решение не использовать лимиты кредитования в качестве постоянного инструмента проведения денежно-кредитной политики, а обращаться к нему лишь в случае необходимости, чтобы ограничить быстрый рост кредитования, который мог привести к высокой инфляциии.

После более чем 13-летнего перерыва, в 2011 г. Госбанк Вьетнама вновь вернулся к использованию инструмента лимита кредитования для проведения денежно-кредитной политики, когда в 2010 г. уровень инфляции составил 11,8%. При этом денежный рынок демонстрировал нестабильность, росли плохие долги, появилась угроза кризиса банковской системы. В соответствии с Инструкцией № 01 от 01 марта 2011 года «О мерах денежнокредитной политики и деятельности банков» Госбанк Вьетнама обратился к коммерческим банкам с указаниям сформировать планы по увеличению кредитования на 2011 г., не превышающие больше чем на 20% их возможной задолженности по сравнению с концом 2010 г., которые должны быть утверждены Госбанком Вьетнама. Наряду с общим лимитом кредитования в 2011 г. Госбанк Вьетнама установил лимит кредитования для непроизводственной сферы и таких её видов как недвижимость, фондовые бумаги и

потребительские кредиты, которые по состоянию на 31 декабря 2011 г. составляли максимум 16% возможной задолженности кредитной организации. Установление Госбанком Вьетнама лимитов кредитования непроизводственной сферы в 2011 г. является обоснованным. Ведь деятельность в этом сегменте относилась, в основном, к отечественным коммерческим банкам. С начала 2011 г. 18 акционерных коммерческих банков кредитовали непроизводственную сферу в объемах менее 25%, а 24 акционерных коммерческих банка - в объемах свыше 26%. в конце 2011 г. кредитная задолженность экономики составляла лишь 12%, что было намного меньше предусмотреного планом [2]. Однако инфляция по-прежнему имела тревожно высокий рост в размере 18,6% (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели денежно-кредитной политики госбанка Вьетнама

за 2000-2012 гг. (% в год)

Год Эконо. Рост Инфляция Денежная масса М2 Кредитный рост

2009 План 5 <15 18-20 21-23

Факт 5,32 6,5 28,99 37,53

2010 План 6,5 7-8 25 25

Факт 6,78 11,8 33,3 31,19

2011 План 7-7,5 7 15-16 <20

Факт 5,89 18,6 12 14,5

2012 План 6-6,5 <10 14-16 15-17

Факт 5,03 6,81 22,4 8,91

(Источник: Госбанк Вьетнама. URL: http://sbv.gov.vn/portal/faces/vi/)

В 2012 г. на основе Инструкции № 01 от 13 февраля 2012 г. «Об организации денежнокредитной политики и обеспечении эффективной и безопасной банковской деятельности» Госбанк Вьетнама установил плановые показатели по росту кредитования для 4 групп коммерческих банков, отличающихся качеством деятельности, установив величины плохих долгов у каждого банка. А именно, у первой группы максимум 17%, у второй группы - 15%, у третьей группы - 8% и у 4-й группы - 0% (не было роста кредитования). Далее Госбанк Вьетнама установил повышение показателей для 36 кредитных организаций, у которых были условия для безопасного расширения кредитования одновременно с осуществлением контроля за лимитом кредитования в непроизводственной сфере на уровне 16%. В 2012 г. задолженность по кредитам увеличились лишь на 8,91%, что было значительно ниже планового показателя, инфляция находилась под контролем на уровне 6,81% [6].

В течение 10 месяцев 2013 г., хотя инфляция контролировалась и была относительно стабильной на уровне 6,74%, Госбанк Вьетнама продолжал использовать инструмент лимитов кредитования. На основе Инструкции № 01 от 31 января 2013 года «Об организации денежнокредитной политики и обеспечении эффективной и безопасной деятельности банков в 2013 году» уровень роста кредитования не должен быть выше 12% по сравнению с 2012 г. Однако, согласно статистическим данным Госбанка Вьетнама [3], за 10 месяцев 2013 г. общая сумма денежной массы выросла на 11,6%, общая кредитная задолженность по займам в экономике увеличилась лишь на 7,18% и, по прогнозам, до конца 2013 г. трудно будет достигнуть намеченных показателей [4].

На основе анализа ситуации с использованием инструмента лимитов кредитования за прошедший период можно увидеть, что он оказал определенное стимулирующее воздействие на кредитные организации, которое заключалось в следующем [5]:

• стимулирование повышения эффективности деятельности в целях получения высокого рейтинга и установления Госбанком Вьетнама высокого уровня лимитов кредитования;

• коррекцию деятельности кредитных организаций в направлении ограничения темпов роста кредитования, чтобы они не были выше, чем рост привлечения капитала, помощь в повышении ликвидности каждого банка и всей банковской системы, снижение давления инфляции;

• мощное и эффективное воздействие на цели реструктуризации, слияние слабых коммерческих банков, увеличение средств собственников, повышение конкурентоспособности.

Однако, наряду с указанными преимуществами, использование Госбанком Вьетнама инструмента лимитов кредитования за прошедший период обнаружило также и значительные ограничения, которые конкретно заключались в следующем:

1. Госбанк Вьетнама выбрал неподходящий момент для применения инструмента лимитов кредитования.

В период экономических трудностей, кредитного спада и снижения общего спроса этот инструмент не только не мог усилить воздействие на многие кредитные организации, а, напротив, затормозил рост основных показателей денежно-кредитной политики. Конкретно это выразилось в следующем:

• В 2011 г. кредитная задолженность увеличивалась на 14% в год. В начале 2012 г. ставилась цель увеличения кредитования на 15-17%, небольшой рост инфляции в размере 6,81%, что было на 7% меньше показателей установленных Национальным собранием Вьетнама [6]. К концу 2012 г., согласно статистическим данным Госбанка Вьетнама, общий объем средств платежа увеличился на 22,4% по сравнению с концом 2011 г., рост кредитования составил почти 8,91% (см. табл. 2). При этом кредиты во вьетнамских донгах увеличились на 11,51%, кредиты в иностранной валюте снизились на 1,56% по сравнению с концом 2011 г. В 2012 г. также незначительно увеличилась общая задолженность по субсидированию экономики, примерно на 6% и составила чуть больше 30% по сравнению с плановыми показателями. Причиной этого был снижение совокупного спроса, вследствие которого экономика не могла воспринять кредиты. И таким образом использование инструмента лимитов кредитования оказалось неэффективным.

• В 2013 году прогноз спроса на кредиты не предполагает резких колебаний, т. к. экономика по-прежнему должна противостоять многим трудностям и двум крупнейшим проблемам - «плохим» долгам и затоваренности складов, которые не были кардинально решены. Поэтому банки также не испытывают большого желания гнаться за увеличением кредитования. Коммерческие банки сосредоточились на системной реструктуризации для обеспечения устойчивого развития после имевших место в последнее время финансовоэкономических колебаний. Поэтому установление Госбанком Вьетнама очень высоких лимитов кредитования в размере 12% для всех здоровых коммерческих банков и имевших нормальные темпы роста кредитования в 2012 году не было необходимым и своевременным. Госбанку необходимо, чтобы коммерческие банки сами устанавливали размер лимитов кредитования на основе возможностей привлечения капитала, решения проблемы с плохих долгов и собственных целей.

2. Госбанк Вьетнама пока не смог создать критериев классификации кредитных организаций и метода их определения в качестве основы для установления лимитов кредитования каждому банку.

В 2012 г. Госбанк Вьетнама произвел классификацию кредитных организаций, взяв ее за основу определения уровня кредитования для различных банков, но не обнародовал критерии, методы расчета и таблицу рейтинга. Поэтому такая классификация не была убедительной для кредитных организаций. В современных условиях критерии и методы оценки, рейтинги доверия кредитных организаций имеют много нестыковок, качество рейтингов доверия ряда немногих кредитных организаций не было признано рынком. При обосновании методов оценки, классификации, установления рейтинга кредитных организаций, в соответствии с которым распределялись лимиты кредитования, было много проблем, не была обеспечена точность, открытость и прозрачность и такое положение привело к тому, что до настоящего времени ситуация не улучшилась.

Подводя итог, можно сказать, что в период 1994-1998 гг., когда не был достаточно развит денежный рынок Вьетнама, применение инструмента лимитов кредитования помогло выполнению целей денежно-кредитной политики Госбанка Вьетнама. Однако, начиная с 2011 г., в условиях совершенствования и развития денежного рынка применение Госбанком Вьетнама инструмента лимитов кредитования показало, что поставленных целей достичь не удалось. Наряду с этим большие ограничения этого инструмента продемонстрировали его несоответствие требованиям реформирования макроэкономической политики. Поэтому автор рекомендовал бы Госбанку Вьетнама в предстоящий период отказаться от инструмента лимитов кредитования. Вместо этого необходимо установить жесткий контроль над обеспечением показателей уровня безопасности кредитования и соблюдением правила ссудной деятельности кредитных организаций в целях обеспечения непрерывного и эффективного предложения кредитного капитала для экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7. S.

9.

10.

Годовой отчет Госбанка Вьетнама за 1994 г. [электронный ресусы]//Госбанка Вьетнама. - Ханой., 1994. - C. 11.

Годовой отчет Госбанка Вьетнама за 2011 г. [электронный ресусы]//Госбанка Вьетнама. - Ханой., 2011. - C. 41.

Официальный сайт Госбанка Вьетнама. URL: http://sbv.gov.vn/portal/

faces/vi/vim/vipages _trangchu/tkttnh/dntd?_adf.ctrl-state=4b9cxtlbu_4&_afrLoop

=4148287468035800

Сайт компании «VCCorp Vietnam». URL: http://cafef.vn/tai-chinh-ngan-hang/tin-

dung-da-tang-truong-718-tong-phuong-tien-thanh-toan-tang-116-2013111414

382597013ca34.chn

Банковский журнал Министерства финансов Вьетнама. URL: http://www.tapchitaichinh.vn/Trao-doi-Binh-luan/Khong-che-han-muc-tin-dung-Nen-hay-khong/32135.tctc

Официальный сайт Правительства Вьетнама. URL: http://chinhphu.vn/portal/page /portal/chinhphu/trangchu

Официальный сайт Генерального офиса статистики Вьетнама. URL: http://gso.gov.vn/Default.aspx?tabid=217

Инструкция Госбанка Вьетнама № 01 от 01 марта 2011 года «О мерах денежнокредитной политики и деятельности банков»

Инструкция Госбанка Вьетнама № 01 от 13 февраля 2012 г. «Об организации денежно-кредитной политики и обеспечении эффективной и безопасной банковской деятельности»

Инструкция Госбанка Вьетнама № 01 от 31 января 2013 года «Об организации денежно-кредитной политики и обеспечении эффективной и безопасной деятельности банков в 2013 году»

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Godovoj otchet Gosbanka V'etnama za 1994 g. [jelektronnyj resusy]//Gosbanka V'etnama. - Hanoj., 1994. - C. 11.

Godovoj otchet Gosbanka V'etnama za 2011 g. [jelektronnyj resusy]//Gosbanka V'etnama. - Hanoj., 2011. - C. 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oficial'nyj sajt Gosbanka V'etnama. URL: http://sbv.gov.vn/portal /faces/vi/vim/ vipages _trangchu/tkttnh/dntd?_adf.ctrl-state=4b9cxtlbu_4&_ afrLoop=4148 287468035800

Sajt kompanii «VCCorp Vietnam». URL: http://cafef.vn/tai-chinh-ngan-hang/tin-dung-da-tang-truong-718-tong-phuong-tien-thanh-toan-tang-116-2013111414382597013 ca34.chn

Bankovskij zhurnal Ministerstva finansov V'etnama. URL: http://www.tapchitaichinh.vn/Trao-doi-Binh-luan/Khong-che-han-muc-tin-dung-Nen-hay-khong/32135.tctc

Oficial'nyj sajt Pravitel'stva V'etnama. URL: http://chinhphu.vn/portal/page

/portal/chinhphu/trangchu

Oficial'nyj sajt General'nogo ofisa statistiki V'etnama. URL: http://gso.gov.vn/Default.aspx?tabid=217

Instrukcija Gosbanka V'etnama № 01 ot 01 marta 2011 goda «O merah denezhno-kreditnoj politiki i dejatel'nosti bankov»

Instrukcija Gosbanka V'etnama № 01 ot 13 fevralja 2012 g. «Ob organizacii denezhno-kreditnoj politiki i obespechenii jeffektivnoj i bezopasnoj bankovskoj dejatel'nosti»

Instrukcija Gosbanka V'etnama № 01 ot 31 janvarja 2013 goda «Ob organizacii denezhno-kreditnoj politiki i obespechenii jeffektivnoj i bezopasnoj dejatel'nosti bankov v 2013 godu»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.