Научная статья на тему 'Анализ возможностей улучшения состояния окружающей среды г. Москвы путем использования подземного пространства'

Анализ возможностей улучшения состояния окружающей среды г. Москвы путем использования подземного пространства Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей улучшения состояния окружающей среды г. Москвы путем использования подземного пространства»

© М.С. Рудяк, 2003

УДК 69.035.4

М.С. Рудяк

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ г. МОСКВЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Р

азвитие городов третьего тысячелетия можно охарактеризовать как процесс, сопровождающийся высоким уровнем урбанизации, глубоким антропогенным изменением природы, заменой естественных экосистем урбосисте-мами. Москва не является исключением, ее окружающая среда также подвержена значительным антропогенным воздействиям, снижение которых является одной из важнейших задач московских ученых.

К экологическим проблемам городов относят в первую очередь проблемы поддержания положительного баланса в отношениях человека и природы в крупном городе, защиту населения от негативных воздействий процесса и результата человеческого труда.

Нерациональное использование при планировке и застройке города природных особенностей ведет к возникновению экологических проблем, таких как усыхание зеленых насаждений, активизация эрозионно-деструк-тивных, оползневых процессов, изменение гидрогеологического режима (подтопление, образование депрессионных воронок и т.

д.) [1, 2].

Можно выделить три важнейших аспекта экологических проблем крупных городов: экологическая безопасность жителей; воздействие крупных городов на окружающую среду на глобальном и региональном уровнях; использование природных ресурсов для функционирования.

Экологически неблагоприятная обстановка наблюдается во всех российских городах с населением свыше 1 млн чел, в 60 % городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. и в 25 % городов с населением от 250 до 500 тыс. чел. По существующим оценкам, око-

ло 1,2 млн. человек в городах России живут в условиях резко выраженного экологического дискомфорта и около 50 % городского населения России - в условиях шумового загрязнения [2].

Сравнение поступления в окружающую среду в глобальном масштабе различных загрязняющих веществ техногенного происхождения показывает, что с урбанизированных территорий поступает в 1,5 раза больше органических веществ, чем с сельскохозяйственных районов, в 2 раза больше соединений азота, в 250 раз больше диоксида серы и в 410 раз больше оксида углерода. Во многих сельских районах 40-60 % загрязнения обусловлено переносом загрязняющих веществ из урбанизированных районов [2].

Основной загрязнитель городского воздуха - пыль. Атмосфера осреднен-ного мирового города имеет концентрацию пыли примерно в 150 раз более высокую, чем воздух над океаном, и в 15 раз большую, чем воздух в сельской местности.

В крупных городах возрастает дифференциация районов по загрязнению атмосферного воздуха. В периферийных районах концентрации загрязняющих веществ сравнительно невысоки, но в промышленных и центральных они резко возрастают. Обычно с увеличением размеров города в них повышается доля мобильных источников (в основном автотранспорта) в общем загрязнении атмосферы. В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы от стационарных источников. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (от дизельных двигателей), ра-бо-тающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений. В Москве на долю автотранспорта приходится до 90 % всех выбросов в атмосферу (более 2 млн т в год).

Потребность в водоснабжении в крупных городах велика, так Москва тратит на одного жителя столицы около 700 л воды в сутки, Калуга - вдвое меньше и т.д. В настоящее время 2800 предприятий Москвы сбрасывают в городскую канализацию 720 тыс. м3 сточных вод, причем лишь десятая их часть имеют системы оборотного водоснабжения, 250 предприятий сбра-сывает сточные воды в поверхностные водные объекты. Ежегодно канализация Москвы пропускает более 2200 млн м3 сточных вод. Протяженность канализационных сетей в Москве составляет 5882 км, из которых 900 км находятся в ветхом состоянии и представляют серьезную экологическую опасность.

Естественная гидрографическая сеть на территории столицы насчитывала порядка 1000 речек, временных водотоков, прудов. Большая часть этих объектов в ходе градостроительства была стерта с лица Земли, остались лишь 134 наиболее крупных водотока, из которых 39 имеют полностью открытое русло с сохранившимся в той или иной степени природным комплексом. Ни один из московских водоемов и водотоков не соответствует рыбохозяйственным нормативам. Ливневые и талые воды в пределах городской черты также несут в водоемы взвешенные вещества, соли, бензины, масла и другие загрязнения [2, 3].

Загрязнение подземных вод Москвы происходит прежде всего из-за разрушения старых водозаборных скважин (75 % их пробурено и оборудовано более 25 лет назад) за счет проникновения в воды каменноугольных отложений загрязненных поверхностных и грунтовых вод. Поскольку подземные воды не используются для организации централизованного водоснабжения (за исключением отдельных водозаборов), их охрана не входит в число приоритетных задач города. Большую опасность представляет загрязнение подземных вод нефтепродуктами из-за их утечек из трубопроводов и резервуаров, заглубленных в грунт без надлежащей электрохимической защиты металла. В результате длительного контакта труб и поверхностей резервуаров с подпочвенной влагой происходит коррозия металлов. [2].

Серьезным фактором, ухудшающим жизненную среду большого города, является шум. В условиях про-

изводства он вызывается работой технологического оборудования и транспортных средств. На улицах города шум порождается городским транспортом и уличной толпой. В городах на долю транспорта, и в первую очередь автомобильного, приходится подавляющая (до 70-90 %) часть шумового загрязнения окружающей среды. В зонах повышенного уровня шума, создаваемого транспортом, проживает более 3 млн. человек, или 30 % населения Москвы. За последние годы уровень шума на основных магистралях города вырос на 5 дБ и составляет 78-82 дБ [2, 3].

Современные города являются мощными потребителями энергии. Гектар городской площади потребляет энергии в 1000 раз больше, чем гектар сельской местности. Из-за высокой концентрации объектов инфраструктуры крупные города весьма подвержены электромагнитному загрязнению, которое возникает вблизи линий электропередач, стационарных и мобильных средств связи, промышленных объектов. Городская среда перенасыщена самыми разными источниками магнитного загрязнения. Так, при движении от станции метро «Спортивная» до станции «Университет» напряженность постоянного магнитного поля возрастает в 10 раз от 20 до 200 А/м.

Существенное влияние город оказывает на климатические условия местности в которой он находится. Происходит изменение температурного, ветрового режима, влажности др. Крыши и стены городских построек и искусственные покрытия улиц нагреваются больше, чем естественная поверхность, и повышают температуру воздуха в городе. Промышленные предприятия и автотранспорт нагревают воздух над городом. Происходит формирование так называемого «ост-ро-ва тепла», который в Москве вы-

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

ражен весьма отчетливо: температура в целом по городу на 1,5-2 °С выше, чем в окрестностях, что как бы смещает территорию Москвы на 150-200 км к югу [2, 3].

Планировка города, его застройка, архитектура оказывают значительное влияние на образ жизни горожан. Они составляют существенные элементы объективных, физических условий, определяющих пути передвижения населения, формирование наиболее многолюдных мест в городе, отдельные черты поведения горожан и т. д. Современная планировка городской среды задается прежде всего технологическими и техническими параметрами индустриального строительства.

С воздействием городской среды на людей связано значительное распространение в городе некоторых болезней: сердечно-сосудистых, рака

легких, нервных болезней, туберкулеза и др. Снижение поступления солнечной (в особенности ультрафиолетовой) радиации приводит к росту содержания в воздухе болезнетворных бактерий. Это отрицательно сказывается на здоровье горожан. При пониженной инсоляции замедляется выведение из организма ряда токсичных веществ, в частности тяжелых металлов и их соединений, а также синтез в организме важных ферментов. Усложнение транспортных проблем вызывает так называемую «транспортную усталость» у горожан. [2, 3].

В г. Москва существует значительный (почти в 2 раза) разрыв между показателями рождаемости и смертности. Уровень смертности остается очень высоким - 1505,3 на каждые 100 000 жителей. Более 85 % общей смертности формируют 3 класса причин: болезни сердца и сосудов - 57 %, новообразования - 17,1 %, травмы и несчастные случаи - 12,6 %. В структуре заболеваемости детей и подростков преобладают болезни орга-

нов дыхания, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения.

Основа безопасности городской среды — это ее способность обеспечивать нормальное течение процессов жизнедеятельности населения. В реальной жизни крупного города источники риска неблагоприятных последствий могут образовывать сложные сочетания: пожары, автомобильные катастрофы, разрушение зданий и коммуникаций, терроризм и др.

Наиболее значимыми влияниями города на недра являются нарушение недр под давлением поверхностных объектов, изменение недр в связи с изменением гидрогеологического режима, загрязнение недр через воду, аррозия грунтов и разрушение недр и поверхности при неправильном использовании недр.

Одним из важнейших направлений улучшения состояния городской среды является освоение подземного пространства. Оно позволит изолировать вредные и опасные объекты, создать благоприятные условия для жизни и деятельности людей, сэкономить городскую территорию, понизить воздействие на людей вредных и опасных факторов возникающих на территории города, снизить объемы потребляемых природных ресурсов и многое другое. Анализ исследований показывает, что в настоящее время накоплен значительный опыт в использовании подземного пространства, который может быть позитивно использован.

Таким образом, современный город характеризуется значительными экологическими проблемами: загрязнение атмосферы и водных источников, нарушение недр и земной поверхности и др. Многие из них возможно полностью или частично решить путем использования подземного пространства, для которого в настоящее время накоплен значительный опыт использования.

Рудяк Михаил Семенович — Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.