Научная статья на тему 'Анализ востребованности и перспектив применения МСФО для малых и средних предприятий в мире'

Анализ востребованности и перспектив применения МСФО для малых и средних предприятий в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПРОЗРАЧНОСТЬ И СРАВНИМОСТЬ / МЕТОД "ЗАТРАТЫВЫГОДЫ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрецкий С. С.

в статье проводится анализ востребованности Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий (МСП) в мире. Приводится обширный статистический материал, характеризующий отношение пользователей и составителей отчетности к МСФО для малых и средних предприятий, дается оценка степени распространения стандарта в отдельных странах, а также перспектив его широкого применения в ближайшем будущем. Автор анализирует опыт перехода на МСФО для МСП отдельных стран и дает оценку успешности проекта СМСФО по более широкому распространению МСФО в мире путем выпуска сокращенного МСФО для МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ востребованности и перспектив применения МСФО для малых и средних предприятий в мире»

Вестник университета № 7, 2012 г.

Литература

1. http://slon.ru/economics/rossiya_mozhet_vyyti_na_trete_mesto_v_mire_po_raskh odam na oboronu-714629.xhtml, 25.11.2011.

2. Литовкин В. Узкое место ГОЗа. //Независимое военное обозрение. 03.02.2012.

3. Предприятия ищут конструкторов. //Российская бизнес-газета. 22.02.2012.

4. Галанов В.А., Гришина О.А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства. М.: «Инфра-М», 2010.

5. ОПК - улица с двусторонним движением. // Военно-промышленный курьер. № S, 29 февраля 2012 года

6. Толкачев С. А. Инфляционная болезнь оборонно-промышленного комплекса. 11.09.2008. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/95.

7. Довгучиц С. Головная боль «оборонщиков». //Военно-промышленный курьер. № 1, 12 января 2012.

8. Толкачев С.А. Конкуренция военно-промышленных компаний - М.: Спутник+, 2000.

9. Государственный оборонный заказ. Проблемы и решения. // Arms-expo 24.12.2011.

10. Essays in the Economics of Procurement. Ed. Anthony G. Bower, James N. Dertouzos. RAND, Ca., Santa-Monica. 1994.

11. Подробнее о факторах риска при выполнении ГОЗа можно прочитать в нашем учебном пособии: С. А. Толкачев. Управление оборонно-промышленным комплексом... М.: ГУУ, 2008, п.4.2.

12. W. Rogerson. An Economic Framework for Analyzing DoD Profit Policy. RAND, Ca., Santa-Monica. 1992.

13. Михайлов Н. Как и сберечь, и дать возможность развиваться ОПК. Военно-промышленный курьер. № 8 (425), 29 февраля 2012.

14. Пономарев В. Последний шанс. http://expert.ru/2012/02/22/poslednij-shans/22 февраля 2012.

15. Ганиева О. Издержки ликвидации Госкомцен и Госплана // Военно-промышленный курьер. № 1, 12 января 2012.

16. Тельманов Д. Рогозин придумал формулу цены. http://www.izvestia.ru/news/516042 27.02.2012.

С. С. Юрецкий

АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МИРЕ

ANALYSIS OF DEMAND FOR AND PERSPECTIVES OF IFRS FOR SMALL

AND MEDIUM SIZE ENTITIES

Аннотация: в статье проводится анализ востребованности Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий (МСП) в мире. Приводится обширный статистический материал, характеризующий отношение пользователей и составителей отчетности к МСФО для малых и средних предприятий, дается оценка степени распространения стандарта в отдельных странах, а также перспектив его широкого применения в ближайшем будущем. Автор анализирует опыт перехода на МСФО для МСП отдельных стран и дает оценку

© С.С. Юрецкий, 2012

успешности проекта СМСФО по более широкому распространению МСФО в мире путем выпуска сокращенного МСФО для МСП.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий, прозрачность и сравнимость, метод «затраты-выгоды».

Abstract: in the article the analysis of the world society demand for IFRS for small and medium-sized entities is carried out. The extensive statistical data characterizing users' appreciation of IFRS for small and medium-sized enterprises, as well as the assessment of extent of a standard distribution in different countries and perspectives of its wide application in the near future is given. The author analyzes experience of transition to IFRS for SME in different countries and evaluates the results of the IASB's project on expansion of IFRS globally by issuing IFRS for SME.

Keywords: international financial reporting standards for small and medium size entities, transparency and comparability, "cost-benefit" method.

С самого начала реализации проекта по созданию МСФО для МСП остро стоял вопрос о востребованности и применимости нового стандарта к бизнесу МСП. Совет по МСФО должен был четко определить круг потенциальных пользователей стандарта и понимать, какие выгоды им принесет его применение. В результате проведенных опросов регулирующих органов и составителей отчетности СМСФО и профессиональная общественность пришли к выводу, что МСФО для малых и средних предприятий отвечают потребности как развитых, так и быстро развивающихся стран [2]. В частности на начальном этапе проекта результаты исследования показали, что применение МСФО для малых и средних предприятий

- обеспечит лучшую сравнимость отчетов компаний по всему миру;

- улучшит достоверность раскрытий информации малыми и средними предприятиями, повышая степень обоснованности экономических решений;

- значительно снизит расходы по применению МСФО в национальном масштабе;

- создает платформу для последующего выхода малых и средних компаний на рынок капитала.

В начале 2011 года, спустя почти два года после апробации уже действующего стандарта, Европейская комиссия в лице Дирекции по внутреннему рынку и услугам провела опрос в странах Евросоюза среди пользователей отчетности, бухгалтеров, аудиторов и национальных органов стандартизации. 150 полученных ответов по странам Евросоюза распределилось следующим образом (см. рис.).

Очевидно, что опираясь на такой статистический материал невозможно делать выводы по отдельным странам. Поэтому, анализ проводился в целом по Еврозоне. Еврокомиссии удалось получить ценнейшие сведения о том, насколько экономические субъекты и профессиональные сообщества ЕС готовы применять и применяют МСФО для МСП.

Статистический материал, приведенный в таблице, показывает, как распределились ответы по каждому из наиболее существенных вопросов по двум основным группам респондентов: субъектам, занимающимся отчетностью и стандартизацией в национальном масштабе, и бухгалтерам транснациональных организаций.

Рис. Количество полученных ответов

1. Считаете ли вы МСФО для МСП подходящим для применения

в ЕС?_Да Нет

Национальные организации 40% 60%

Транснациональные организации 77% 23%

2. Считаете ли вы, что МСФО для МСП обеспечит финансовые

институты более полезной информацией, чем локальные стандарты? Да Нет

Национальные организации 20% 80%

Транснациональные организации 40% 60%

3. Считаете ли вы, что улучшение сравнимости отчетности на наднациональном уровне позволит пользователям принимать более обоснованные решения?_Да Нет

Национальные организации 44% 56%

Транснациональные организации 77% 23%

Исследование Еврокомиссии показало, что МСФО для МСП наилучшим образом подходят для средних и крупных непубличных транснациональных организаций и дочерних обществ компаний, составляющих консолидированную отчетность в соответствии с полным пакетом МСФО. Финансисты средних компаний, деятельность которых не выходит за рамки страны, проявляют скептицизм в отношении нового стандарта для МСП, однако считают полезным для принятия управленческих решений улучшение сравнимости отчетов, составленных в соответствии с МСФО для МСП. Сравнимость отчетов компаний среднего бизнеса, в конечном итоге, приведет к углублению внешнеэкономических связей, положительно повлияет на внешнеторговые балансы отдельных стран. Также применение нового стандарта простимулирует новые сделки по слияниям и поглощениям и скажется на укрупнении бизнеса и росте количества транснациональных компаний. Позитивный эффект на экономику окажет приток инвестиций и снижение стоимости капитала вследствие увеличения доверия инвесторов. Составление консолидированной отчетности средних транснациональных организаций по МСФО для МСП исключит необходимость сопоставлять отчетности дочерних организаций, составленных по разным GAAP, что существенно снизит стоимость аудита групп таких компаний [1].

Однако все перечисленные положительные стороны применения МСФО для МСП компенсируются неприменимостью этого стандарта в деятельности малых предприятий Еврозоны. Европейские составители отчетности и аудиторские компании не верят в возможность применения МСФО для МСП малыми организациями ввиду сложности стандарта и высоких затрат на составление. Также стоит отметить инкорпорированность налогового учета в систему бухгалтерского учета во многих странах Евросоюза, что в конечном счете, не позволит отказаться от локальных GAAP в пользу МСФО, и, в случае применения МСФО, неминуемо приведет к составлению второго пакета отчетности, усложняя процесс подготовки отчетности и увеличивая затраты на ее подготовку в несколько раз.

Второй существенный вопрос состоит в том, упрощает ли новый стандарт доступ к кредитным ресурсам компаниям, которые его используют. Проведенный анализ на базе ответов компаний и банков показывает, что европейские финансовые институты при принятии решения о выдаче кредита все еще продолжают оценивать риски на базе отчетностей, составленных по локальным GAAP. Очевидно, что пока большая часть малых и средних организаций Евросоюза не перейдет на МСФО для МСП, банковский сектор не станет активным пользователем отчетности, составленной по одноименному стандарту. Таким образом, для запуска процесса перехода компаний

Вестник университета № 7, 2012 г.

на МСФО для МСП необходимо либо сильное желание субъектов перейти на новый стандарт, чего пока в Еврозоне не наблюдается, либо жесткое законодательное закрепление стандарта в большей части стран Евросоюза. Только в этом случае возникнет «цепная реакция», и новый МСФО для МСП со временем вытеснит локальные стандарты. Однако, учитывая большое число малых и средних предприятий в ЕС, а также оценивая убытки, которые могут понести малые компании в результате принятия затрат на подготовку отчетности в соответствии с МСФО для МСП, пока что мало надежды на запуск такого процесса перехода на МСФО.

Общеизвестно, что МСФО для МСП с большим энтузиазмом были встречены в странах, требующих применения полной версии МСФО для всех национальных компаний (публичных и непубличных), прежде всего по причине снижения затрат на подготовку отчетности непубличными организациями. Таких стран около 30 во всем мире, среди них: Армения, Бахрейн, Коста-Рика, Кипр, Доминиканская республика, Гана, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Казахстан, Кения, Кувейт, Кыргызстан, Монголия, Черногория, Непал, Никарагуа, Оман, Панама, Сербия, Сьерра Леоне, Словакия, Таджикистан, Тринидад и Тобаго, Украина, Венесуэла, ЮАР. Особенно впечатляет опыт перехода на МСФО для МСП в ЮАР, которая закрепила предварительный проект стандарта в качестве национального GAAP еще в октябре 2007 года. Таким образом, по исследованиям, проведенным аудиторско-консалтинговой группой Грант Торнтон в ЮАР, уже в сентябре 2008 года, еще до публикации официального текста нового стандарта более 70% субъектов малого и среднего бизнеса составляли отчетность в соответствии с предварительным проектом МСФО для МСП, закрепленного в качестве национального локального стандарта. ЮАР активно проявляла себя в дискуссиях, посвященных улучшению проекта стандарта, в результате чего большинство комментариев национальных регулирующих органов этой страны были учтены СМСФО при формировании финального МСФО для МСП [3].

Страны, не требующие, но рекомендующие на законодательном уровне применять МСФО непубличным национальным организациям, также могут получить выгоды от перехода с полных МСФО на МСФО для МСП. Точно так же страны, в которых при подготовке отчетности используются стандарты, эквивалентные полным МСФО, например, Австралия и Новая Зеландия, могут получить существенную экономию на затратах при подготовке отчетности по новому сокращенному МСФО для МСП[4].

В крупнейшей экономике мира - США насчитывается около 35 млн. МСП, что составляет примерно 18% предприятий малого и среднего бизнеса в мире. При этом к таким компаниям национальные регулирующие органы США не предъявляют жестких требований по поводу применения какого-либо определенного пакета стандартов при составлении финансовой отчетности. Компании сами определяют, какими бухгалтерскими принципами руководствоваться при составлении финансовой отчетности, исходя из своих целей и потребностей пользователей. Еще в мае 2008 года Институт сертифицированных присяжных бухгалтеров США проголосовал за признание СМСФО официальным органом стандартизации для ускорения процесса конвергенции стандартов US GAAP и МСФО, устраняя тем самым все барьеры на пути к использованию в США МСФО и, как следствие, МСФО для МСП. Поэтому уже сейчас около 0,5% малых и средних компаний США (175 000 частных компаний), по большей части те, в которых есть иностранные инвестиции, составляют бухгалтерскую финансовую отчетность по МСФО для МСП и находят это более выгодным, чем составление отчетности по национальным стандартам в силу сложности последних.

При составлении МСФО для МСП СМСФО руководствовался принципом «затраты-выгоды» [1]. Суть этого принципа состоит в том, что при составлении отчетности, затраты на составление должны окупиться выгодами от использования данного вида отчетности заинтересованными пользователями. Однако, как уже

подчеркивалось выше на примере малых предприятий Евросоюза, апробация стандарта в Европе не прошла успешно ввиду слишком высоких затрат на изучение персоналом малых предприятий терминологии МСФО для МСП и бухгалтерской техники, необходимой для составления отчетности, а также необходимости внедрения дорогостоящих бухгалтерских систем, таких как SAP ERP, Oracle, Axapta и т.д. В то же время, малые и средние компании около 30-35 стран мира уже активно применяют новый стандарт, и их число постоянно растет. Поэтому еще рано говорить о провале или успехе проекта СМСФО по распространению в мире МСФО для МСП.

Хочется верить, что универсальный МСФО для МСП со временем заменит локальные бухгалтерские принципы, которыми национальные компании большого числа стран продолжают руководствоваться при подготовке финансовой отчетности. Это откроет уникальную возможность применения во всем мире глобального стандарта для огромного пласта компаний малого и среднего бизнеса.

Литература

1. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери, 2011.

2. Сиднева В.П. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное пособие. М: КНОРУС, 2009.

3. www.iasb.org - Официальный сайт Совета по МСФО

4. www.bruegel.org - Бельгийский экономический портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.