Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКСТРЕМИЗМ" В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ'

АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКСТРЕМИЗМ" В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДРОСТОК / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самойлов Игорь Николаевич, Богза Тимофей Сергеевич

Молодое поколение считается одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп. Широкое распространение экстремизма среди подростков является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самойлов Игорь Николаевич, Богза Тимофей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PERCEPTION OF THE CONCEPT OF "EXTREMISM" IN THE VIRTUAL ENVIRONMENT OF TEENAGERS

The Younger generation is considered one of the most vulnerable social groups to extremism. The wide spread of extremism among adolescents is evidence of insufficient social adaptation of young people, the development of asocial attitudes of their consciousness that cause illegal patterns of their behavior.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКСТРЕМИЗМ" В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ»

И.Н. Самойлов, Т.С. Богза

АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ» В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Молодое поколение считается одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп. Широкое распространение экстремизма среди подростков является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, исследование, подросток, молодежь, социализация, анкетирование, Интернет, профилактика, организация.

I.N. Samojlov, T.S. Bogza

ANALYSIS OF THE PERCEPTION OF THE CONCEPT OF "EXTREMISM» IN THE VIRTUAL ENVIRONMENT OF TEENAGERS

Abstract. The Younger generation is considered one of the most vulnerable social groups to extremism. The wide spread of extremism among adolescents is evidence of insufficient social adaptation of young people, the development of asocial attitudes of their consciousness that cause illegal patterns of their behavior.

Key words: extremism, terrorism, research, adolescent, youth, socialization, questionnaire, Internet, prevention, organization.

В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 20.12.2018 гг. утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 № Пр-1069, с изменениями и дополнениями от 05.10.2016 ПР-1960, Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму НЦПТИ совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской в 2018 году провел масштабное социологическое исследование «Восприятие экстремизма и идеологии терроризма в молодёжной и образовательной среде (на примере Ростовской области)».

В данном исследовании холилось бы проанализировать результаты данного пилотажного исследования и представить социологическое исследование «Анализ восприятия понятия «экстремизм» в молодежной среде», которое проходило в учебных организациях г. Таганрога.

Ростовская область по данным Интернет-ресурса «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации» является одним из регионов, который активно занимается профилактическими мероприятиями - за 5 лет более 140 крупных мероприятий с общим охватом более 200 тысяч обучающихся образовательных организаций. Это один из самых успешных показателей в стране (больше только в Москве и Республике Татарстан), и самый высокий - в Южном федеральном округе.

В современной ситуации экстремисты и террористы активно используют интернет для пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости, а также для распространения радикальных идей и привлечения как можно большего количества людей в свои организации. Одной из острейших и самых обсуждаемых на данный момент проблем современной России является распространение информационного экстремизма среди молодёжи. Информационно-коммуникационные технологии настолько активно внедрились в нашу социальную жизнь, что привело к изменению некоторых из социальных явлений, в число которых попал и молодёжный экстремизм. Молодёжь является одной из наиболее уязвимых групп для экстремизма. Вслед за виртуализацией средств массовой информации, последовала и виртуализация экстремизма, изменив характер взаимодействия членов экстремистских сообществ, переходя в мессенджеры и социальные сети. Вследствие чего происходит усложнение противодействия данному феномену. Как отмечает Р.В. Упорников, «информационный экстремизм - это деятельность, осуществляемая с использованием информационных технологий, сопряженная с формами социально-психического и опосредованного физического деструктивного влияния, результатом которого является достижение публично нелегитимных и противоправных целей. Признаком информационного экстремизма является нанесение законным интересам, правам и свободам граждан физического, материального, морального и иного ущерба» [17].

По мнению исследователей, «информационный экстремизм характеризуется следующими общими и специфическими параметрами:

1) радикальностью (экстраординарностью) действий в достижении каких-либо целей, реализации интересов;

2) антисоциальностью, поскольку нарушает исторически сложившиеся (типичные), позитивные формы и модели социальноправового взаимодействия, подрывает существующий баланс интересов, создавая между ними конфликтогенное пространство взаимодействия;

3) аморальностью, так как всегда идет вразрез с духовно-нравственными нормами, направлен на их нивелировку и разрушение, поскольку кризис духовно-нравственного пространства, фрагментарность его функционирования открывает простор для интенсивного развития экстремистской деятельности;

313

4) институциональностью - он «вызревает» и институционализируется в пограничных условиях и маргинальных пространствах;

5) искажением политико-правового мышления, поскольку субъект экстремистской деятельности обладает чаще всего деформированным сознанием, что обусловливает его отчуждение от социально -культурных и политико-правовых норм и ценностей;

6) противоправностью результатов, поскольку функционирование информационного экстремизма в ряде случаев соответствует закону, но реализует предоставленные возможности в противоположных целях» [12].

Проведение социологических исследований в контексте постоянного информационного потока, размывающего границы и определения понятий «экстремизм», «экстремизация», «терроризм», «террор», становится всё более актуальным [1, 3, 4]. В отсутствии чётких дефиниций и единодушного толкования, споров из-за манипуляторного использования действующего закона «Об экстремистской деятельности» и накопившейся судебной практики, широкий общественный резонанс сопровождает практически каждый выявленный в сети Интернет случай распространения экстремистских материалов.

В сложившейся ситуации, когда бытовое понимание экстремизма в сознании граждан вступает в активное противоречие с его правовым юридическим статусом и толкованием, сближение этих взглядов помогло бы снять напряжённость, возникшую между гражданским обществом и ведомствами, борющимися с проявлениями экстремизма. Одним из первых шагов в этом направлении становится проведение масштабных качественных социологических исследований целевой аудитории, на которую направлена деятельность по профилактике экстремизма и идеологии терроризма, - молодёжи. И если студентам высших учебных заведений за последние 5 лет социологи уделяли достаточно пристальное внимание [2, 6, 7], то обучающиеся средне специальных учреждений оставались вне фокуса комплексного исследования учёных.

Несомненно, одной из важной частью жизни молодых людей является общение в сети Интернет. Данные некоторых исследований (о них говорилось выше), проведённых в Ростовской области с 2015 по 2019 гг., показывают, что к активным пользователям сети себя причисляют от 89 % до 95 % жителей региона [11].

Молодёжь, в силу своих социальных характеристик, наиболее остро воспринимает изменения в социальной, политической, экономической, культурной сферах.

Как показывает практика, молодёжь наиболее часто пополняет ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно воюют за молодые умы. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырёх из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

В отличие от обычных преступников-подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с развлекательной целью, члены экстремистских объединений осуществляют противоправную деятельность, опираясь на определённую идеологию. Например, призывом создания так называемого «национального государства» служит тезис преодоления негативных экономических и политических проблем в стране. По сути, в таких идеях нивелируется трудоёмкое становление гражданской и политической культуры. Молодым людям ближе бинарная система мышления «хорошо - плохо», «свои -чужие», «белое - черное», максимализм суждений приводит к появлению противоречий с существующими ценностями гражданского общества.

Высокая степень информатизации современного общества позволяет идеологам экстремистских и террористических движений активно воздействовать на сознание молодёжи через различные информационно -коммуникационные сети с целью привлечения в свои ряды новых сторонников и последователей. На данный момент экстремисты и террористы активно используют интернет для пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости, а также для распространения радикальных идей и привлечения как можно большего количества людей в свои организации.

Молодёжь, ввиду нехватки жизненного опыта, возрастных особенностей переходного периода и неспособности критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, наиболее подвержена воздействию идей экстремизма и терроризма.

Важной частью жизни молодых людей является общение в сети Интернет. Данные нескольких исследований, проведенных в Ростовской области с 2015 по 2019 годы, показывают, что к активным пользователям сети себя причисляют от 91 % до 99% жителей региона

В рамках пилотажного исследования тип выборки получился стихийным, хотя и определялся квотами (профилями образовательных организаций и направлениями обучения): нужно было охватить гуманитарное и техническое направления обучения.

Задачами исследования и анкетирования подростков авторы определили, как выявление причин, способов и форм проявлений информационного экстремизма в подростковой среде подростков; рассмотрение правовых мер ,направлений и технологий противодействия экстремизму в современном медиа пространстве; определение специфики восприятия понятия «экстремизм в виртуальной среде» подростков; рассмотрение структуры социальных представлений подростков об экстремизме и информационных угрозах; использование позитивных практик предотвращения распространения экстремистских проявлений в медиапространстве среди подростков.

АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ» В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов: в классических теориях информационного общества Д. Белла, Дж. Гелбрейта, Е. Масуды, Э. Тоффлера; в социально-философских исследованиях феномена экстремизма и его

проявлений Р.Е. Рубинштейна, А.А. Козлова, В.Н. Томалинцева и др.; в концепциях конфликтологической, этнонациональной, этноконфессиональной обусловленности экстремизма молодежи Р.Г. Абдулатипова, Ю.Г. Запрудского, Л.А. Погосян и др.; в рамках концепции повседневности Е.Л Омельченко, Е. Лукьянова и др., исследующих разнообразные социальные практики как следствия различных значений, смыслов и стратегий.

Зондажный этап мониторинга «Восприятие идей терроризма и экстремизма в образовательной среде» был проведён в марте-апреле 2019 года.

В выборку вошли обучающиеся Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ) факультета экономики и права и факультета истории и филологии - 100 человек как представители гуманитарного направления высшего учебного заведения. На данном этапе апробировались различные варианты анкет, сроки заполнения, выявлялись вопросы, вызывающие затруднения или отторжение у опрошенных. Онлайн-анкетирование на этом этапе позволило скорректировать формулировки запроса, а также добавить несколько ключевых вопросов, связанных с ролью сети Интернет в жизни молодых людей.

Второй этап предполагал адаптацию мониторинга для обучающихся в средне профессиональном учебном заведении технического направления. Опрос состоялся на базе ГБОУ СПО Ростовской области «Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» (также 100 человек).

Под терроризмом, прежде всего, респонденты понимают (многовариантный вопрос): «преступный акт насилия» - 66,5%, второй по популярности ответ - «нарушение нравственности и угроза мира» - 54,6%, на третьем месте - «бандитизм и разбой» - 43,8%.

Авторы заметили, что тройка самых популярных определений терроризма с 2010 г. не изменилась, меняются количественные показатели в пользу того или иного ответа. Напоминаем, что вопрос был многовариантным и предполагал от одного до трёх возможных ответов для респондентов. 44,8% обучающихся СПО считают проблему терроризма для России актуальной, но не в самой большой степени, при этом 4,9% опрошенных отметили проблему терроризма как совсем неактуальную для нашей страны.

Ответы на аналогичный вопрос среди студентов высшего учебного заведения распределились следующим образом. 52% респондентов считают проблему терроризма не в самой большей степени актуальной для РФ, при этом очень актуальной её считают 36%. Стоит обратить внимание на то, что злободневность данной проблемы в большей или меньшей степени отмечают почти 90% всех опрошенных, что в очередной раз доказывает необходимость и востребованность дальнейших разработок и исследований в этой сфере. 12% опрошенных утверждают, что есть страны, в которых эта проблема более актуальна. Хотим отметить, что ни один студент Таганрогского института имени А.П.Чехова не отметил проблему терроризма как совсем неактуальную для нашей страны.

Самым популярным каналом распространения информации о возможности участвовать в террористических группировках обучающиеся СПО назвали сеть Интернет - 53,7%, второе место - «у религиозных наставников» 23 %, третье место занял вариант «от случайных людей» 16,3 %.

На вопрос о каналах распространения информации о возможности участия в террористических группах 67% из опрошенных студентов вуза главным каналом выбрали сеть Интернет. Это значительный рост с учётом того, что в исследовании 2010 года данный ответ выбрали 47 % опрошенных. Предположительно, на такое изменение повлияли следующие факторы: увеличение зоны покрытия интернет-коммуникациями территории России; значительный рост интернет-аудитории, в том числе за счёт пользователей мобильным интернетом; возрастной сегмент опрошенных в 2019 году.

«Религиозных наставников» в качестве опасного канала распространения информации отметили 14 % студентов, что в 2 раза меньше, чем по результатам исследования 2010 года. Можно предположить, что тема религиозного терроризма теряет свою актуальность, особенно в молодёжной среде. Самым наименее вероятным каналом получения информации о террористических учениях студенты считают родственников, так ответил только один человек. 3% респондентов считают, что обучение за рубежом является каналом распространения террористической информации, в 2010 году так считали 10% опрошенных. Интересен тот факт, что обучение за рубежом как канал распространения противоправной информации выбрали 36 % экспертов, также принявших участие в исследовании 2010 года. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод о том, что обучающиеся российских образовательных организаций не владеют реальной ситуацией и не видят в обучении за рубежом опасности.

Следующим был задан вопрос о том, встречались ли студенты Таганрогского института имени А. П. Чехова за последний год с информацией, которую распространяют экстремистские и террористические организации. 70,5% ответили «никогда не сталкивались с подобной информацией» и 8,5% ответили «часто», при этом 55 % отметили, что знают об уголовном и административном наказании за распространение экстремистского контента.

Примечателен тот факт, что на фоне предыдущих ответов на вопрос: «С какой информацией, относящейся к противоправной деятельности согласно 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», вы встречались в интернете?» - респонденты из вуза в большей степени указывают на варианты «возбуждение расовой, социальной и национальной розни» и «публикация нацистской символики», оба ответа набрали примерно по 37 %.

На вопрос: «Приходилось ли сталкиваться за последний год с материалами, которые осуждают террористическую деятельность?» - 33,1% опрошенных обучающихся Таганрогского техникума машиностроения и металлургии «Тагмет» сказали, что никогда не сталкивались с подобной информацией,

31,5% высказались о том, что «время от времени» наблюдают осуждающие терроризм материалы, 18,8% отметили, что редко сталкиваются с подобными материалами.

Относительно актуальности проблемы экстремизма для Российской Федерации ситуация похожа с восприятием угрозы терроризма, а именно 45,9% опрошенных в вузе отмечают проблему экстремизма актуальной, но не в наибольшей степени. При этом 48,3% респондентов соглашаются с тем, что молодёжь является самой уязвимой социальной группой для распространения экстремисткой идеологии и только 9,8% полностью с этим не согласны. Самой популярной причиной вовлечения молодёжи в экстремистскую деятельность, по мнению студентов, является «подверженность чужому влиянию» (70,7%), на втором месте вариант ответа «особенности молодого возраста и желание изменить мир» (39,4%), на третьем - «отсутствие идеалов, государственной идеологической позиции» (32,7%), на четвёртом - «отсутствие правовых и информационных знаний» (29,3%).

Анализ полученных по результатам социологического исследования данных продолжится. Однако ясно, что система профилактики нуждается в корректировке мероприятий, направленных на молодежь регионов: необходимо уделять внимание формированию активной гражданской самоидентификации

В вопросе об эффективности административной и уголовной ответственности за распространение противоправной информации в интернете мнения среди студентов Таганрогского института имени А. П. Чехова разделились практически поровну. Большинство (34,5%) заявили, что данный метод является не вполне эффективным. Противоположный вариант ответа «да, этот метод можно считать эффективным» отметили почти столько же респондентов (32 %), и ни один человек не согласился с тем, что запрещение является эффективным методом контроля. 31,3% респондентов высказались за то, что ограничения распространения информации в интернете допустимы, но ими нельзя злоупотреблять.

В целом у молодых людей есть типическая оценка террористической деятельности (большинство молодых людей воспринимают терроризм как «преступный акт насилия»), устойчивое понимание актуальности данной проблемы для современной России. Большинство молодых людей считают свою социальную группу уязвимой и достаточно восприимчивой для экстремистских идей, на фоне этого у молодёжи сформирован адекватный запрос на защиту со стороны государственных органов в этой сфере. При этом разница между ответами респондентов различных образовательных организаций и направлений обучения сопоставима с социологической погрешностью.

Что касается инструментария, то пилотажное исследование показало, что инструментарий требует доработки. Полученные данные необходимо рассматривать на фоне других социальных процессов, таких как общая вовлеченность в виртуальную реальность и поведение в интернете, отношения респондентов внутри малой и крупных социальных групп в учебном заведении, отношения с друзьями и близкими родственниками, другие особенности социальной жизни современных молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет.

На следующем этапе - полноценном анкетировании респондентов вузов Ростовской области предполагается скорректировать выборку (квота должна зависеть от группировки профильности учебных организаций), доработать онлайн-анкету. Изучение планируется сфокусировать на средне специальных учебных заведениях.

Анализ полученных по результатам социологического исследования данных продолжится. Однако ясно, что система профилактики нуждается в значительной корректировке мероприятий, направленных на молодёжь г. Таганрога: необходимо уделять внимание формированию активной гражданской самоидентификации, правовому воспитанию.

Распространение самого понятия «экстремизм» среди молодёжи свидетельствует о факте недостаточной социальной адаптации молодёжи (если не сказать о социальном инфантилизме), а также развитии асоциальных установок сознания подростков, которые вызывают противоправные образцы поведения. Нам видится, что скорее всего информационные экстремистские материалы относятся к инструментам психологического воздействия, даже, к психологическому манипулированию, основанному, конечно же, на скрытом принуждении, направленному на формирование в сознании объекта мотивации к совершению определенных действий вопреки его собственному желанию. Исследователи обращают внимание на тот факт, что феномен экстремизма является динамичным и приобретает новые функциональные черты и возможности каждый день. В современном информационном обществе экстремистские организации всё более активно используют достижения коммуникационных технологий, внедряя в свою деятельность, прежде всего, те из них, которые достаточно эффективно воздействуют на массовое общественное сознание. В обществе начало 21 в. создаются условия для массового копирования и распространения вредоносной, антиобщественной информации. В этой связи стоит согласиться с мнением о том, что «информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (в частности, Интернет) являются наиболее перспективными средствами пропаганды экстремистских материалов ввиду оперативности предоставляемых сведений, относительной дешевизны технологии создания и распространения информации, сложности, а в большинстве случаев невозможности привлечения к ответственности лиц, размещающих такие материалы, из-за отсутствия системы международных соглашений и законодательства, регулирующих борьбу с распространением экстремистских материалов, используемых на сайтах зарубежных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.mfo/glossary/99http://www.media-

2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года 6. (утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № ПР-2753) // СПС Гарант.

3. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://govemment.ru/media/ files/ (дата обращения: 22.12.2018).

4. Антонова, Ю.А. Виртуальное сообщество в социальной сети как способ распространения экстремистской идеологии среди молодежи / Ю.А. Антонова // Политическая лингвистика. - 2017. - N° 4. - С. 71-80.

5. Безбородов, М.И. Профилактика религиозного экстремизма как важная составляющая сохранения мира и обеспечения безопасности [Электронный ресурс] / М.И. Безбородов. - Режим доступа: http://www.petrsu.ru/files/2012/09/f7631_1

6. Болдырев, С.А., Гарькин, И.Н., Медведева, Л.М., Клюев, A.B. Анализ восприятия понятия «экстремизм» студентами вуза Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 4. - № 1. - С. 129-133.

7. Брайко, Д.Н., Быкадорова, А.С. Экстремизм, терроризм и информационные угрозы глазами молодежи Ростовской области (опыт пилотажного исследования) // Обзор. НЦПТИ, 2018. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-terrorizm-i-informatsionnye-ugrozy-glazami-molodezhi-rostovskoy-oblasti-opyt-pilotazhnogo-issledovaniya

8. Валеев, А. Х. Причины молодежного экстремизма в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-molodezhnogo-ekstremizma-v-rossii

9. Валитова, Е.Р., Кожанова, Е.В. Информационные платформы НЦПТИ как позитивные практики превентации радикальных идей в молодежной среде посредством сети интернет // Обзор. НЦПТИ, 2018. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-platformy-ntspti-kak-pozitivnye-praktiki-preventatsii-radikalnyh-idey-v-molodezhnoy-srede-posredstvom-seti-internet

10. Городенцев, Г.А., Шеуджен, H.A. Молодёжный экстремизм в условиях современного российского общества: факторы генезиса и особенности проявления//Общество и право. - 2015. - № 3 (53). - С. 22-25.

11. Кубякин, Е.О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - № 1.

12. Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. Вып. 2 / авт.-сост. И.С. Фомин. - Великий Новгород, 2015. - 34 с.

13. Муращенкова, Н.В., Гриценко, В.В. Экстремизм как социально-психологическое явление // Национальная безопасность. - 2014. - № 2. - С. 338-350.

14. Муцалов, Ш.Ш., Ганаева, Е.Э. Использование массовых информационных технологий экстремистскими организациями // Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 41.

15. Панфилова, Ю.С. Экстремизм в виртуальной среде как социальная проблема: отражение в сознании молодёжи// Альманах современной науки и образования. 2014. № 9 (87). С. 101-104.

16. Райзберг, Б.А., Лысенко, А.А. Экстремизм: истоки проявления и способы противодействия: монография. - М., 2015.

18. Чупров, В.И. Сущность и проявления молодежного экстремизма. URL: http://www.socyouthran.ru/ bookview.php?file=19.

В.А. Середнев

К ВОПРОСУ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности избрания меры пресечения заключение под стражу на стадии подготовки к судебному заседанию, в контексте схемы доказывания при избрании указанной меры пресечения. Автором предлагается процедура исследования доказательств, с помощью которых устанавливают обстоятельства избрания меры пресечения (продления) в виде заключения под стражу, на стадии подготовки к судебному заседанию.

Ключевые слова: заключение под стражу, мера пресечения, подготовка к судебному заседанию, доказательства, суд.

V. A. Serednev

TO THE QUESTION OF THE SECURITY CONCLUSION AT THE STAGE OF PREPARING

FOR THE JUDICIAL MEETING

Abstract. The article discusses the features of the election of a preventive measure detention in preparation for the trial, in the context of evidence in the election of the preventive measure. The author proposes a procedure for examining evidence with which to establish the circumstances of the election of a preventive measure (extension) in the form of detention, at the stage of preparation for the trial.

Key words: detention, preventive measure, preparation for the trial, evidence, court.

Особенно дискуссионным на стадии подготовки к судебному заседанию является вопрос, связанный с избранием меры пресечения, - заключение под стражу (арест). Основная проблема, которая встает перед органами правосудия, при избрании меры пресечения заключение под стражу, заключается в том, что согласно ч.1 ст.108 УПК РФ, данная мера пресечения должна применяться, в случае если исходя из обстоятельств уголовного дела, не может быть применена иная более мягкая пера пресечения к обвиняемому (подозреваемому). Другими словами в ходе доказывания по уголовному делу и в зависимости от тяжести совершенного лицом преступления и его личности, всегда при избрании такой меры пресечения, как арест (заключение под стражу), должно быть данное решение обосновано таким образом, что иные наиболее мягкие меры пресечения (домашний арест, залог, подписка о невыезде и надлежащем поведении и др.) применять нецелесообразно. Соответственно, чтобы принять единственно верное решение, необходимо подвергнуть исследованию в суде определенные документы. Как подсказывает практика и наш опыт работы в следственных органах, суд, как правило, руководствуется ч.3 ст. 108 УПК РФ («Заключение под стражу»), соответственно

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.