Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА КОМПАНИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ'

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА КОМПАНИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМБАРГО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ / PEST-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатников Виталий Сергеевич, Шатилова Анастасия Владимировна

Главная проблема в рамках данного исследования - неоднозначность влияния санкций на российскую пищевую промышленность. В работе проведен комплексный PEST-анализ молочной отрасли России. Медленная реализация комплексной стратегии поддержки молочной отрасли не позволяет минимизировать негативный эффект от введеных контрсанкций.The main issue within this research is the unclear impact of the sanctions on Russian food industry. In this paper, the PEST-analysis of Russian diary branch is conducted. The slow delivering of the strategy aimed at dairy branch support does not minimize the negative effect of the imposed embargo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА КОМПАНИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ»

УДК 637.1:658.14/.17:005.52

Липатников В. С., Шатилова А. В.

Lipatnikov V. S., Shatilova A. V.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА КОМПАНИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

THEANALYSIS OF EXTERNAL SPHERE WITH NON-DIRECT IMPACT IN CASE OF RUSSIAN DIARY COMPANIES' FINANCIAL ANALYSIS

Главная проблема в рамках данного исследования - неоднозначность влияния санкций на российскую пищевую промышленность. В работе проведен комплексный РЕБТ-анализ молочной отрасли России. Медленная реализация комплексной стратегии поддержки молочной отрасли не позволяет минимизировать негативный эффект от введенных контрсанкций.

The main issue within this research is the unclear impact of the sanctions on Russian food industry. In this paper, the PEST-analysis of Russian diary branch is conducted. The slow delivering of the strategy aimed at dairy branch supportdoes not minimize the negative effect of the imposed embargo.

Ключевые слова: эмбарго, продовольственные санкции, PEST-анализ, молочная отрасль.

Key words: embargo, food sanctions, PEST-analysis, diary branch.

Липатников Виталий Сергеевич -

кандидат экономических наук, доцент департамента финансов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал) г. Санкт-Петербург, Россия Тел.: 8-911-999-53-60 E-mail: lipatnikov@hse.ru

Шатилова Анастасия Владимировна -

студент 1 курса магистерской программы «Финансы» Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал) г. Санкт-Петербург, Россия Тел.: 8-981-783-04-51 E-mail: shatilova.anastasiya@gmail.com

Lipatnikov Vitalii Sergeevich -

Ph.D of economic sciences, associate professor of department of finance

National Research University Higher School of Economics

(St. Petersburg)

Saint-Petersburg, Russia

Tel.: 8-911-999-53-60

E-mail: lipatnikov@hse.ru

Shatilova Anastasiya Vladimirovna -

1st-year student of master programme "Finance" National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg) Saint-Petersburg, Russia Tel.: 8-981-783-04-51 E-mail: shatilova.anastasiya@gmail.com

PEST-анализ отрасли (заключающийся в анализе политического, экономического, социокультурного и технологического аспектов функционирования отрасли - сама аббревиатура PEST представляет собой первые буквы от английских слов Political, Economic, Socio-cultural и Technological), служит эффективным инструментом анализа состояния внешней среды отрасли и позволяет принимать стратегические решения относительно путей развития предприятий данной отрасли. В предлагаемой статье нами будет выполнен PEST-анализ молочной отрасли России. Интерес к ней вызван тем, что, с одной стороны, эта отрасль играет важную роль в политике продовольственного импортозамещения, но, с другой стороны, ее развитие сталкивается с рядом трудностей (в частности, с нехваткой молока собственного производства и неэффективностью государственной поддержки; нехватка молока столь остра, что некоторые сыроделы создают собствен-

ные молочные фермы [1]). Мы полагаем, что РББТ-анализ позволит лучше оценить состояние внешней макросреды молочной отрасли и даст возможность как предприятиям отрасли, так и государственным органам принимать взвешенные решения относительно ее развития.

Политическая сфера

Наиболее значимое политическое событие, оказавшее колоссальное влияние на пищевую отрасль, произошло в 2014 году. В 2014 году было введены контрсанкции (эмбарго). Данный факт привел к тому, что ниши иностранных поставщиков, занимавших значительную долю рынка пищевой промышленности, в частности, молочной отрасли, освободились. Вопреки заявлениям политиков о том, что данные меры позволят отечественным производителям выйти на рынок и занять освободившуюся долю, введение санкций российским производителям не помогли, а скорее наоборот. Свободную долю рынка в скором времени была перераспределена между производителями из стран, под

№ 3(23), 2016

санкции не попавших[2]. В частности, значительную долю рынка молочной отрасли на данный момент занимает дешевая низкокачественная белорусская продукция. Другой проблемой был и остается устойчивый рост цен на сырье, а именно молоко(что обуславливается недостаточностью его внутреннего производства). В данных условиях одним из вариантов решения данной проблемы для производителей и повышения инвестиционной привлекательности отрасли в целом является помощь государства. По данным Росстата, в 2015 году из бюджета на поддержку молочной отрасли были выделены около 27,2 млрд. рублей. Более того, в соответствии с уже утвержденным планом бюджета, в 2016 данная сумма вырастет до 29,2 млрд. рублей. Более того, в текущем году правительство планирует выделить средства производителям молочной продукции для модернизации ферм с целью значительного увеличения инвестиционной привлекательности отрасли. Однозначно на рынке молочной продукции значительно скажутся и меры государства по стабилизации цен, которые, в свою очередь, будут поддержаны торговыми сетями. В сложившейся ситуации улучшение финансового состояния молочной отрасли, повышение ее инвестиционной привлекательности и снижения зависимости от импорта невозможно представить без помощи государства. Соответственно, среди ключевых задач для правительства можно выделить следующие пункты. Во-первых, необходимо ужесточить ответственность за нарушение технического регламента ЕАЭС в части маркировки молочной продукции за отсутствие на этикетке информации о наличии жиров немолочного происхождения и реализации молокосодер-жащей продукции под видом молочной путем увеличения штрафов или конфискация оборудования. Необходимо обеспечить финансовую помощь начинающим производителям в виде компенсации части затрат на строительство заводов, а также поддержка и консультирование на всех уровнях становления производства. Во-вторых, немаловажным является вопрос самостоятельного получения организациями банковских займов, соответственно, процентные ставки и условия кредитования для компаний молочной отрасли должны быть приемлемыми. В-третьих, уже имеющимся компаниям необходимо оказывать финансовую поддержку в вопросах модернизации оборудования и производства в целом. Наконец, крайне важно разработать стратегию комплексной поддержки молочной отрасли не только в сложившейся ситуации, направив её на оздоровление, но также приняв за конечную цель значительное снижение доли импорта и функционирование без зависимости от него [8].

Экономическая сфера

Сегодня российская молочная отрасль в чрезвычайно сложной ситуации и связано это со следующим. Во-первых, инвестиционная привлекательность отрасли (в сравнении, ска-

жем, с мясной отраслью, в которую в настоящий момент инвестирует даже такая непрофильная структура, как французская сеть гипермарке-тов «Ашан» [4]) крайне низкая вследствие девальвации рубля в 2014-2015 гг. Это привело к снижению инвестиций в модернизацию отрасли, производства молока и развития производства в целом. Более того, в 2015 году произошел рост стоимости кредитных ресурсов, а также резко выросли производственные затраты. Наконец, в 2013-2014 году значительно выросла себестоимость сырья, а именно сырого молока. Если в январе 2013 цена за кг. в среднем достигала 15,4 руб., то в аналогичном периоде 2015 года эта цифра достигала уже 21,1 руб. за кг (прирост составил 37 %). Помимо того, что государство планирует привлекать инвесторов и кредиторов путем субсидирования молочной отрасли, оно также намерено компенсировать часть понесенных на модернизацию животноводческих комплексов затрат (в 2016 г. данная цифра вырастет с 20 до 35 %) и строительство новых. Ввиду того, что молочная отрасль крайне зависима не только от цен на сырое молоко, но также и от ряда производственных аспектов, девальвация национальной валюты крайне негативно сказалась на функционировании отрасли.

В результате этого данные затраты закладываются в конечную стоимость продукта и перекладывается на плечи обычных потребителей. Вследствие этого, покупатели отказываются от высококачественных продуктов в пользу более дешевого товара. Таким явления как санкции и девальвация национальной валюты на разные виды молочной и кисломолочной продукции оказывают разное влияние. Так, если продукт не очень молокоемкий (кисломолочная продукция), его срок хранения невысок, соответственно, его добавленная стоимость ниже, т. к. транспортировка на дальние расстояние невыгодна. В связи с этим, объем предложения на региональном рынке слабо зависим от предложения на глобальном, и последний оказывает крайне малое влияние на ценообразование данных продуктов. Напротив, чем более молокоемкий продукт (сыр, сливочное масло, йогурт и т. д.), тем более высок его срок годности и осуществляется его перевозка в регионы,а значит более подвержен влиянию со стороны глобального рынка. В регионах нашей страны, где молоко направлялась на производство преимущественно цельномолочных продуктов, как, скажем, в Ленобласти, цена за кг молока были на 10 % выше средней по России (в 2014 - 21,66 руб.) [6]. В тех регионах, где производство молока было значительно выше его потребления, но расстояние до других центров потребления было невелико, цены сохранялись на высоком уровне, т. к. оно направлялось на производство цельномолочной продукции. В регионах с обратной ситуацией (расстояние до центров было велико) вывоз молока был неоправдан как с экономической точки зрения, так и с точки зрения

непродолжительности хранения сырья, и оно направлялось на производство более молоко-емких продуктов, что в свою очередь увеличивало срок годности конечной продукции, а также сохраняло цены на сырье ниже средних по стране (Республика Татарстан, Кировская и Нижегородская обл. и т. д.). Эмбарго и девальвация привели к тому, что рынок оказался блокирован для иностранных поставщиков. До данных событий на цены цельномолочной продукции влиял в основном покупательский и платежеспособный спрос, а на более молокоемкие -конкуренция отечественных и иностранных поставщиков, а также конъюнктура глобального рынка. Резко возросла дифференциация не только цен, но и темпов их роста на все категории молочной продукции. Самый существенный рост цен наблюдался в наиболее пострадавшей от санкций отрасли - сыров. Из-за сокращения импорта и невозможности восполнения ассортимента отечественными мощностями спрос в ней значительно превысил предложение. Напротив, спрос на менее молокоемкую продукцию остался на прежнем уровне, т. к. в принципе является неэластичным, а также вследствие отсутствия дефицита: все крупные зарубежные производители давно имеют на территории России заводы для производства продуктов с относительно низким и среднем сроком хранения. Если рассматривать в целом спрос на мо-локосодержащие продукты, то спрос на них неэластичен как по цене, так и по доходам[6]. Однако чем больше молока требуется на производство продукта, тем более заметно изменение спроса, соответственно, из неэластичного он переходит в эластичный. Связано это с тем, что данные товары не являются товарами первой необходимости, и при слишком высоких ценах покупатели готовы от них отказаться. Неэластичность спроса менее молокоемких продуктов также связана с широтой номенклатурного ряда на молочном рынке (бренды, упаковка, диетические и т. д.) и возможность заменять различные категории товаров схожими (например, кисломолочные продукты схожи между собой, и в отсутствии кефира покупатель может приобрести простоквашу или афидоцилин). Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что вследствие увеличения цен совокупный спрос на товары, производство которых требует большего количества молока, снизится в большей степени, чем на менее молокоемкие продукты. Если рассматривать эластичность спроса на различные молокосодержащие товары в разрезе различных социальных слоев, то здесь ситуация оказалась крайне предсказуемой. По данным Росстата, в 2015 году падение реальной покупательской способности населения заметно сказалось на потреблении молочных продуктов. Только малая часть населения с доходами выше средних не изменила своих пищевых привычек, что позволяется говорить о неэластичности спроса, как на цельномолочные продукты, так и молокоемкие. Спрос у слоев на-

селения с доходами средними и ниже средних оказался более эластичным, и с повышением цен как на менее, так и на более молокосодер-жащие продукты, объем потребляемых товаров существенно снизился. Все вышеперечисленное подводит нас к выводу о том, что в период кризиса между производителями разворачивается нешуточная борьба за каждого клиента, еще более обостренная, чем в обычных условиях. Так как производители не хотят терять своих клиентов, то для удержания своей основной аудитории они прикладывают максимум усилий. В частности, основным путем достижения данной цели для них является поддержание цен на прежнем докризисном уровне. Достигнуть этого в условиях стабильного роста цен на сырье и, как следствие, увеличение конечной цены продукта можно только одним путем - заменой сырья на более дешевое и одновременно с тем менее качественное. Так, например, один из самых известных производителей молочной продукции в свой знаменитый сыр в форме характерного «бочонка» добавляет пальмовое масло. Данная уловка позволила не только сохранить приемлемую для большинства потребителей цену на продукт (по «скидке» 1 кг продукта можно купить за 399 руб.), но также занять нишу после ухода с рынка сыра одной известной финской компании. Стоит отметить, что данный продукт крайне часто находится на распродаже, и это ставит под сомнение его регулярную цену (600 руб. за кг с учетом того, что в нем высоко содержание пальмового масла и за данную цену можно купить килограмм хорошего сыра без добавления консервантов других вредных добавок). «Масла в огонь» в вопросе качества продуктов «подливает» и большое количество на российских полках дешевых белорусских субститутов, традиционно играющих значительную роль на российском молочном рынке и заполонивших прилавки после введенного эмбарго. Почти пятая часть всех молокосо-держащих продуктов (9-10 млн. т.), находящихся в продаже, импортирована из соседней Республики Беларусь, а доля произведенных в ней молочных продуктов в импорте России до 2015 года составляла почти половину[10]. После введения контрсанкций остальная половина поставщиков из стран-импортеров попала под запрет, и на данный момент доля белорусской продукции в импорте РФ составляет 95 %. Соответственно, можно смело говорить о том, что в импорте цельномолочного сегменте Белоруссия является монополистом. По данным Мин-сельхоза РФ, с 2014 года данная цифра неустанно растет, особенно после подписания рад соглашений о сотрудничестве Белорусской товарной универсальной биржи (БТУБ) с крупнейшими российскими объединениями производителей и переработчиков молока (Национальным союзом производителей молока и Российским союзом предпринимателей молочной отрасли). Уже в 2015, по предварительным данным, доля импорта выросла с 52 до

№ 3(23), 2016

83 %, а в 2016 достигла отметки в 97 %[9]. Одновременно с этим увеличению объемов импорта из РБ поспособствует применение механизма биржевой торговли при экспорте молокосодер-жащей продукции [8]. Это привело к тому, что не только вырос объем поставок, но также и изменилась их структура: так, импорт твердых и полутвердых сыров вырос более чем на 2/3. Отдельно стоит отметить рост объемов импорта кисломолочной продукции (к примеру, ввоз йогуртов увеличился почти в 3,7 раз). Однако стоит отметить, что белорусские производители зачастую используют демпинг, что крайне отрицательно сказывается на развитии производства отечественных компаний. Еще одной проблемой белорусской молочной продукции является ее относительно низкое качество. В последнее время у Россельхознадзора возникли серьезные претензии к качеству импортируемой на отечественные полки продукции: отмечалось, что она содержит соду, крахмал, а иногда даже мел. Но недавно появилось известие о том, что данный вопрос взят под контроль, и, по словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Александра Субботина, «контроль в этой сфере налажен максимально возможный» [9] и, как только будут выявлены какие-либо недостатки на белорусских предприятиях, поставки на внутренний и внешний рынок будут ограничены до момента устранения всех недочетов. В целом альтернатива молочной продукции из РБ есть: так, например, сухое молоко можно импортировать из не попавших под санкции Сербии, Швейцарии и стран Южной Америки.

Социокультурная сфера

Для обоснования необходимости введения контрсанкций государство распространило идею о том, что это пойдет на пользу не только отечественным производителям, которые заполнят освободившуюся долю рынка, и малому бизнесу, который получит возможность «выйти» на рынок крупных ритейлеров, так и покупателям, т. к. «свое всегда лучше». Тем не менее, социологические опросы показывают, что россияне склоны с большим доверием относиться к иностранным брендам. Как и любой потребитель, российский покупатель склонен больше доверять компаниям, рекламирующим свой товар на телевидении, так как с психологической точки зрения это является своего рода диалогом с покупателем и обращением к нему с призывом покупать продукт. Многие производители в рекламу добавляют научные факты, такие как «продукт прошел лабораторные испытания» и т. д., а также различные графики, результаты исследований так далее, вызывая тем самым доверие покупателей и демонстрируя безопасность продукта. В широком смысле влияние рекламы на спрос можно анализировать как в социокультурой среде, так и экономической, ведь реклама стимулирует покупательский спрос, ведет к расширению производства и, как следствие, увеличению рабочих мест.

Более того, реклама напрямую воздействует на конкурентоспособность предприятия, т. к. в некоторых отраслях выбор не велик и необходимо завоевать как можно более широкую аудиторию для создания непреодолимого барьера для конкурентов. Классическим примером может служить рынок сыров, наиболее сильно пострадавший от эмбарго. Уход с российского рынка одного из самых популярных сыров производства одной финской компании повлекло рост реклам сыров на телевидении в 3-4 квартале 2015 г. Реклама играет наиболее важную роль в установлении доверия потребителя к продукту и маркетинговой поддержке бренда. Она является одним из наиболее эффективных способов информирования и продвижения новых товаров. Благодаря рекламе затраты на производство новых товаров частично окупается, т. к. благодаря рекламе о новой продукции узнают не только лояльные к бренду потребители, но и остальная аудитория. Тратя баснословные суммы на рекламу, компании завлекают покупателей для того, чтобы они хотя бы просто попробовали товар, а затем у некоторых из них сформируется настоящая потребительская лояльность. Все вышеперечисленное напрямую влияет на объем инвестиций в компанию и отрасль в целом, а затем и на увеличение номенклатурного ряда и, как следствие, потребительского выбора. Затем данная цепочка повторяется снова. Наконец, интенсивная реклама в рамках долговременной рекламной кампании повышает рентабельность товара, и по данным статистики компании, выделяющие значительные денежные средства на рекламу, имеют выручку примерно в два раза больше своих конкурентов. Последней категорией влияния рекламы на общество является стиль жизни. Она формирует определенные привычки, показывая потребителям,что «утро лучше начинать с чашки кофе», «на перекус лучше взять полезный биойогурт» и т. д. Наконец, реклама в некотором смысле играет особенную роль, так как она в некотором роде воспитывает в личностях на стадии становления свободу зрело и осознанного выбора. Среди большого количества товаров потребитель вправе выбрить тот, который ему больше по душе. В российских условиях это особенно важно, т. к. долгое время жители нашей страны брали то, что имеется, и то, что навязывало государство. Однако вследствие кризиса покупательская способность значительно упала, и средний класс вынужден все чаще и чаще отказываться от высококачественных продуктов в пользу более дешевых субститутов. В связи с вышесказанным, сегодня покупатели особенно обращают внимание на всякого рода распродажи и стремятся закупить как можно больше товаров впрок по скидке. Происходит это также и потому, что пищевые привычки сразу изменить непросто, и потребители хотят приобретать привычные для них товары по прежней цене без особого ущерба для собственного бюджета. В целом на

слово «скидка» реагируют представители всех социальных слоев. Что касается инфраструктуры, то российские города преимущественно состоят из многоквартирных высоток, в которых зачастую располагается так называемый мини-маркет «шаговой» доступности. Однако в таких мини-маркерах цены как правило несколько выше, и в связи с этим с наступлением кризиса люди стали предпочитать «вылазку» один раз не неделе в гипермаркеты каждодневным походам в магазин. Наконец, за последние несколько лет изменилась и телекоммуникационная сфера. Времяпрепровождение за телевизором сменилось интернет-серфингом, в связи с чем основной диалог с потребителями ведется на пространствах виртуальной реальности. Теперь у каждой более или менее крупной фирмы есть свой собственный сайт, причем в борьбе за внимание покупателя для выделения среди массы других конкурентов на его разработку и техническое оформление они готовы тратить внушительную сумму. Неприятная цветовая гамма, отсутствие мобильной версии, отсутствие контактов - все это может стать причиной потери значительной доли покупателей, причем как физических лиц, так и юридических. Также многие компании стали активно продвигать свой товар через социальные сети, заводя «группы» и аккаунты. Стоит отметить, что это помогает им не только рекламировать товар, но также поддерживать контакт с их целевой аудиторией. Многие из них показывают процессы своего производства, знакомят с новинками продукции и разыгрывают призы для увеличения аудитории. Более того, посредством социальных сетей компании имеют возможность вести с покупателями прямой диалог, выявляя их предпочтения относительно продукции, бренда и т.д. Все это помогает оставаться «на связи» с потребителями и экономить средства на социологические опросы.

Интернет-торговля нашла применение и в молочной отрасли, однако пока она носит преимущественно нишевой характер, затрагивая только фермерскую и экопродукцию[3].

Технологическая среда

Инновационная сфера может существенно повлиять на развитие компании и ее конкурентоспособность. Компаниям необходимо постоянно модернизировать имеющееся у них оборудование не только ради его бесперебойной работы и наращивания объемов производства, но также и с целью повышения качества производимой продукции. Отдельно стоит отметить, что рынок молочной продукции крайне требователен к безопасности сырья. Все это ведет к необходимости постоянноготехниче-ского усовершенствования систем доения, закупкам современных танков-охладителей и т. д. К сожалению, в имеющихся условиях представить модернизацию производства без помощи государства совершенно невозможно. В связи с этим наиболее приоритетным направлением развития пищевой промышленности России яв-

ляется инновационное обновление технологии обработки сырья и готовой продукции. Молочная продукция характеризуется относительно коротким сроком хранения, и в связи с этим в нее зачастую добавляют различные консерванты для продления «жизни» товаров. С помощью государства компании могут получить специальное оборудование, которое поможет избежать их добавления и увеличивать срок годности путем применения современных физических методов обработки пищевого сырья. Например, набирающее популярность у производителей сыров оборудование для микрофильтрации. С его помощью сырое молоко очищается от 99 % бактерий, что помогает естественным путем увеличить срок годности сыров от одного месяца до более полугода. Однако превалирующая доля оборудования по производству молочных продуктов является зарубежной, соответственно, комплектующие также приобретаются зарубежом [7]. Даже отечественное оборудование комплектуется иностранными деталями, а в условиях нынешнего соотношения курса рубля к доллару не только модернизация, но и обычная починка и плановая замена оборудования для производителей является разорительной. Именно поэтому крайне важно, чтобы государство не только финансово стимулировало новых предпринимателей к «входу на рынок», но и поддерживало на всем пути уже имеющихся в отрасли компании.

Заключение

На основе проведенного выше анализа можно подвести следующие итоги. Молочная отрасль России на сегодняшний день находится в чрезвычайно сложной ситуации. Повлияли на это не только непростые политическая и экономическая ситуации, но и исторически относительно низкая инвестиционная привлекательность данного сегмента. В результате всего этого на рынке сохраняется дефицит сырого молока, что не позволяет отрасли стать независимой от импорта как сырья, так и готовой продукции. Монополистом в вопросе импорта следует считать Республику Беларусь, так как на ее продукцию приходится 97 % всей ввозимой молочной продукции. Увеличение себестоимости производимой продукции привело к увеличению конечной стоимости товара и, как следствие, снижению покупательского спроса на все группы молочных продуктов. В условиях растущих на сырье цен и высокой конкурентоспособности белорусских молокотоваров, производители старались максимально сохранить формировавшуюся годами потребительскую аудиторию, что привело к снижению качества продукции. «На руку» недобросовестным производителям сыграло и общемировое снижение цен на пальмовое масло и увеличение объемов его импорта в Россию. Однако грамотная стратегия развития и поддержка государства могу «оздоровить» отрасль и снизить ее зависимость от импорта из стран ближнего зарубежья.

Вестник АПК

Ставрополья

Литература

№ 3(23), 2016

References

1. Белова Т. Ситуация на молочном «фронте» в условиях санкций // Экономист. 2015. № 4. С. 84-91.

2. Булатова А. А. Стратегии российских розничных сетей в условиях продовольственных санкций: анализ вариантов замещения ассортимента // Региональные агросисте-мы: экономика и социология. 2015. № 1. С. 14.

3. Котляров И. Д. Прямая электронная торговля сельхозпродукцией в формате B2C // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1. С. 86-90.

4. Котляров И. Д. Сетевое сотрудничество в агропроме как инструмент развития сельского хозяйства // Региональные агро-системы: экономика и социология. 2015. № 2. С. 13.

5. Новые технологии обработки молочной продукции (на примере молока коровьего питьевого) / А. В. Кондратьева, Д. А. Яр-маркин, Л. С. Прохасько, Б. К. Асенова, Р. В. Залилов // Молодой ученый. 2013. № 10. С.146-149.

6. Суровцев В. Санкции и девальвация -экономический анализ последствий для молочной отрасли. URL: http://www. dairynews.ru/news/sanktsii-i-devalvatsiya-екопот1сИе8Иу-апаИ1-ро81.Мт1(дата обращения: 12.09.2016).

7. Фрумкин Б. Е. Агропромышленный комплекс России в условиях «войны санкций» // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 147-153.

8. ИТОГИ ГОДА. Развитие молочной отрасли в 2015 году. Интернет-ресурс. URL: http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/ molochnaya_otrasl.html#ya1 (дата обращения: 11.09.2016).

9. Сайт Национального союза производителей молока. Интернет-ресурс. URL: http:// www.souzmoloko.ru/ (дата обращения: 10.09.2016).

10. Федеральная служба государственной статистики. Интернет-ресурс. URL: http://www. gks.ru/ (дата обращения: 10.09.2016).

1. Belova T. The situation at the dairy "zone" within the imposed sanctions // Economist. 2015. № 4. p. 84-91.

2. Bulatova A. A. Evolution of the range substitution methods by retailers // Regional agricultural systems: Economics and Sociology. 2015. № 2. P. 24.

3. Kotliarov I. D. Direct electronic trade in agricultural products in format B2C // Agrarian Bulletin of Stavropol region. 2012. № 1. P. 86-90.

4. Kotliarov I. D. Chain partnership at the agroprom as the instrument of agricultural development // Regional agrosystems: economic and sociology. 2015. № 2. P. 13.

5. New technologies of dairy products processing / A. V. Kondratyeva, D. A. Yarmarkin, L. S. Prokhas'ko, B. K. Asenova, R. V. Zalilov // Young scientist. 2013. № 10. P. 146-149.

6. Surovtsev V. Sanctions and devalvation -the economic analysis of consequences for dairy branch. URL: http://www. dairynews.ru/news/sanktsii-i-devalvatsiya-ekonomicheskiy-analiz-posl.html [Accesses date: 12.09.2016]

7. Frumkin B. E. Russian Agriculture in the 'war of sanctions' // Problems of Economics. 2015. № 12. P. 147-153.

8. YEAR RESULTS. The development of dairy branch in 2015. URL: http://milknews.ru/ analitika-rinka-moloka/molochnaya_otrasl. html#ya1 [Accesses date:11.09.2016]

9. The website of National Dairy Producers Union. URL: http://www.souzmoloko.ru/ [Accesses date: 10.09.2016]

10. Federal State Statistics Service. URL: http:// www.gks.ru/ [Accesses date: 10.09.2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.