Научная статья на тему 'Анализ внешней политики Германии в 2005-2021 гг. в культурно-гуманитарном аспекте'

Анализ внешней политики Германии в 2005-2021 гг. в культурно-гуманитарном аспекте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
Германия / ФРГ / внешняя культурная и образовательная политика / "мягкая сила". / Germany / foreign cultural and educational policy / "soft power".

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корякина Н.А.

В статье рассматривается использование ФРГ различных механизмов культурного, гуманитарного и дипломатического влияния в отношении сопредельных, стратегически важных иностранных государств, а также характер использования инструментов ";мягкой силы" в период канцлерства А. Меркель (2005-2021 гг.). Дана оценка основных тенденций в развитии культурно-гуманитарного направления во внешней политике Германии за указанный период. Сделан ряд выводов, позволяющих установить определенные закономерности и составить прогноз относительно возможностей трансформации немецкой внешней культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the foreign policy of Germany in 2005-2021 in the cultural and humanitarian aspect

The article puts on the discussion the use of the Federal Republic of Germany of various mechanisms of cultural, humanitarian and diplomatic influence in relation to neighboring, strategically important foreign states, as well as the nature of the use of ";soft power" tools during Angela Merkel's chancellorship in the years between 2005 and 2021. An assessment is given and an analysis is made of the main trends in the development of the cultural and humanitarian direction in Germany's foreign policy for the specified period. Several conclusions have been made that allow us to establish certain patterns and make a forecast regarding the possibilities of transforming German foreign cultural policy in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ внешней политики Германии в 2005-2021 гг. в культурно-гуманитарном аспекте»

Analysis of the foreign policy of Germany in 2005-2021 in the cultural and humanitarian aspect

Koryakina Natalia Alekseevna, Postgraduate student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow

The article puts on the discussion the use of the Federal Republic of Germany of various mechanisms of cultural, humanitarian and diplomatic influence in relation to neighboring, strategically important foreign states, as well as the nature of the use of "soft power" tools during Angela Merkel's chancellorship in the years between 2005 and 2021. An assessment is given and an analysis is made of the main trends in the development of the cultural and humanitarian direction in Germany's foreign policy for the specified period. Several conclusions have been made that allow us to establish certain patterns and make a forecast regarding the possibilities of transforming German foreign cultural policy in modern conditions.

Keywords: Germany; foreign cultural and educational policy; "soft power".

Цитировать: Корякина Н.А. Анализ внешней политики Германии в 2005-2021 гг. в культурно-гуманитарном аспекте // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 128-133. EDN: UZMROK. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.17

Корякина Наталья Алексеевна, аспирант, Дипломатическая академия МИД России, Москва

В статье рассматривается использование ФРГ различных механизмов культурного, гуманитарного и дипломатического влияния в отношении сопредельных, стратегически важных иностранных государств, а также характер использования инструментов «мягкой силы» в период канцлерства А. Меркель (2005-2021 гг.). Дана оценка основных тенденций в развитии культурно-гуманитарного направления во внешней политике Германии за указанный период. Сделан ряд выводов, позволяющих установить определенные закономерности и составить прогноз относительно возможностей трансформации немецкой внешней культурной политики.

Ключевые слова: Германия; ФРГ; внешняя культурная и образовательная политика; «мягкая сила».

5.5.4

Корякина Н.А.

Анализ внешней политики Германии в 2005-2021 гг. в культурно-гуманитарном аспекте

В настоящее время интерес многочисленных стран сфокусирован на развитии и продвижении своей культурной политики с целью самопрезентации, налаживания межкультурного диалога и разрешения конфликтов путем взаимного сотрудничества. На протяжении более 100 лет внешняя политика Германии интегрировала культурно-гуманитарное направление в свою деятельность. Немецкая внешняя культурная политика имеет свое историческое измерение, и оно всегда зависело от соответствующих социальных и культурных рамок.

Культурно-гуманитарный вектор внешней политики страны за 16 лет канцлерства Ангелы Меркель характеризовался преемственностью, основной причиной и выражением этого можно считать три «большие» коалиции ХДС/ХСС и СДПГ, на которую не повлиял союз СвДП с блоком ХДС/ХСС. Роль Германии за 2005-2021 гг. заметно увеличилась на международной арене, что, несомненно, отразилось на структуре её внешней культурной политики. Профицит немецкого бюджета позволял ежегодно увеличивать финансирование внешней культурной и образовательной политики, что подтверждается данными таблицы 1 [7].

Таблица 1 - Бюджетный дефицит и профицит за последние 24 года

Год Германия в целом,

в млрд евро % ВВП На душу населения,

в евро ЕС на душу

населения, в евро

1998 -42,43 -2,11 -517 -358

1999 -29,30 -1,42 -357 -191

2000 23,28 1,10 283 121

2001 -64,65 -2,98 -785 -334

2002 -82,01 -3,73 -994 -597

2003 -89,15 -4,03 -1.080 -743

2004 -84,94 -3,75 -1.029 -739

2005 -78,62 -3,44 -953 -660

2006 -41,20 -1,73 -500 -452

2007 4,71 0,19 57 -262

2008 -2,96 -0,12 -36 -737

2009 -77,05 -3,15 -941 -1.449

2010 -112,29 -4,38 -1.373 -1.486

2011 -23,74 -0,88 -296 -1.051

2012 0,26 0,01 3 -950

2013 1,12 0,04 14 -773

2014 16,97 0,58 210 -641

2015 29,07 0,96 356 -518

2016 36,37 1,16 442 -381

2017 43,65 1,34 528 -232

2018 65,62 1,95 792 -114

2019 53,17 1,53 640 -170

2020 -147,55 -4,33 -1.774 -2.029

2021 -134,25 -3,73 -1.614 -1.566

2022 -101,33 -2,62 -1.205 -1.189

Возрождение немецкой внешней культурной политики можно во многом поставить в заслугу Ф.-В. Штайнмайеру, который воплотил политику, направленную на совместное развитие культуры и знаний. В развитии немецкого комплекса внешней культурной политики ключевыми, помимо защиты культурного достояния и продвижения национальной самобытности, представления позитивного образа страны за рубежом, популяризации немецкого языка и международного обмена, было также укрепление европейского сотрудничества, поощрение борьбы за свободу искусства и науки во всем мире, сотрудничество и развитие стратегической коммуникации с гражданскими обществами «переходных экономик».

Принятием всеобъемлющих стратегий устойчивого развития, климата, разнообразия и цифровых технологий, а также научной дипломатии посредством международного сотрудничества и обмена как неотъемлемой части внешней климатической политики ЕС и «Нового зеленого курса», разработкой плана развития школ за рубежом и сети PASCH, а также укреплением международной политики в области религии и внешней политики, созданием программы для журналистов как защитников свободы слова, Германия определила детерминацию развития своей внешней культурной политики в качестве важного социального института с расширенным спектром компетенций по продвижению европейских ценностей за рубежом, а также созданий условий для продвижения своей кандидатуры в постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Таблица 2 - Финансовые ресурсы федерального правительства на внешнюю культурную и образовательную политику.

Год Финансирование внешней культурной политики, в млрд евро Изменения относительно предыдущего года, %

2000 1,111 -3,2

2001 1,140 2,6

2002 1,128 -1,1

2003 1,106 -1,9

2004 1,135 2,6

2005 1,092 -3,8

2006 1,173 7,4

2007 1,191 1,5

2008 1,304 9,5

2009 1,371 5,1

2010 1,513 10,4

2011 1,478 -2,3

2012 1,591 7,6

2013 1,571 -1,3

2014 1,591 1,3

2015 1,673 5,2

2016 1,767 5,6

2017 1,849 4,6

2018 1,877 1,5

2019 2,024 7,8

2020 2,200 8,7

2021 2,300 4,5

* Составлено автором на основе ежегодных докладов правительства

С 1998 по 2005 год в период канцлерства Г. Шрёдера бюджет на внешнюю культурную политику планомерно снижался, абсолютный минимум был достигнут в 2005 г. Динамику расходов на цели внешней культурной политики государства можно проследить по представленной таблице 2 [3-5].

Концепция Ф.-В. Штайнмайера предполагала активизацию деятельности по укреплению статуса немецкого языка как одного из основных языков в ЕС и делала ставку на молодёжный контингент, расширяя студенческие обмены и упрощая визовый режим ФРГ для создания благоприятных условий пребывания молодых иностранных специалистов в Германии. Деятельность немецких культурных агентов DAAD, Гёте-Института, Фонда им. Гумбольдта и прочих организаций направлена на привлечение и включение наиболее перспективных иностранных сотрудников в экономику с целью выработки новых идей и технических решений.

Годы с 2005 по 2021 обычно называют «кризисными», в частности, годы мирового финансового кризиса 2008 г. и после кризиса евро с 2010 по 2012 г., реакция на Willkommenskultur и последствия принятия беженцев в 2015 году, возродивший дискуссию о «распаде» Европы в 2016 г., референдум по выходу Великобритании из ЕС «Brexit», кризис ЕС с пандемией COVID-19 в 2020 г. На фоне процессов, вызванных внешними событиями, был принят ряд неожиданных решений и изменений во внешнеполитическом и экономическом курсе Германии, отразившихся и на внешней культурной политике.

Внешняя культурная политика ФРГ оперативно реагировала на вызовы, с которыми столкнулась страна в результате кризиса беженцев, способствуя сокращению причин бегства и созданию перспектив для пребывания в стране. При этом страна внесла значительный вклад в предотвращение гуманитарного кризиса. Германия увеличила гуманитарное сотрудничество по линии ООН и двусторонней помощи с кризисными регионами, став вторым по величине гуманитарным донором в мире (см. табл. 3) [2].

Таблица 3 - Международная донорская статистика ООН из отчета федерального правительства по гуманитарной помощи Германии за рубежом в 2014-2017 гг.

Международ-ная донор-ская стати-стика ООН 2014 2015 2016 2017 2014-2017

США 7.958.227.313 6.531.132.096 6.744.693.336 6.320.230.437 27.554.283.182

ЕС 1.964.394.759 1.507.807.932 2.670.580.212 2.357.042.148 8.499.825.051

Германия 1.302.158.707 1.107.144.625 2.855.537.255 2.620.907.859 7.885.748.446

Великобри-тания 1.919.004.023 1.646.381.814 1.866.039.970 1.734.703.412 7.166.129.219

Япония 994.879.142 796.739.561 1.119.099.775 659.924.613 3.570.643.091

Швеция 973.199.158 628.713.262 623.971.829 562.791.629 2.788.675.878

Норвегия 717.791.559 540.442.953 951.175.650 498.403.094 2.707.813.256

Канада 753.484.282 574.527.580 663.525.633 639.548.260 2.631.085.755

Частные взносы 1.097.642.752 462.845.683 384.597.466 213.433.438 2.158.519.339

Саудовская Аравия 816.941.828 488.370.837 397.586.022 408.907.162 2.111.805.849

* Данные представлены в долларах США

Использование мультикультурализма как основы проведения миграционной политики транслировало во внешний мир открытый и гуманный образ Германии. Своим решением в 2015 году принять беженцев в Германии А. Меркель исходила, с одной стороны, из христианских убеждений, вместе с тем, противостоя изоляционистским тенденциям в Европе, с другой - преследуя чисто прагматические цели избежать коллапса экономик государств южной и юго-восточной Европы, не оправившихся после кризиса евро, сыграв ключевую роль в соглашении между ЕС и Турцией весной 2016 года, значительно сократившего количество нелегальных въездов в Европу.

В подходах «мягкой силы», с точки зрения программной деятельности, Германия активно поддерживала и расширяла поле деятельности независимых организаций и посредников в вопросах внешней культурной политики. Благодаря развитой культурно-образовательной инфраструктуре и укреплению «агентов гражданского общества», институциональная деятельность «мягкой силы» Германии активно распространялась в отношении ряда стран «Восточного партнёрства» с целью их включения в сферу своих интересов. В рамках программы «Восточное партнёрство» немецкое правительство поощряло культурные и образовательные проекты, направленные, в частности, на СМИ, культуру, язык, работу с молодёжью и стратегическую коммуникацию с гражданскими обществами «переходных экономик», опосредованно подогревая протестные настроения.

С возросшей экономической мощью в мире стал более очевиден переход Германии от «культуры сдержанности» к «культуре ответственности», от «культуры ценностей» и «культуры ограничения военной силы» к латентной «культурной экспансии» европейских ценностей и «культуре военного потенциала». Не так давно участие Германии в военных интервенциях за границей было немыслимо, сегодня же Германия готовит для Украины самый большой пакет помощи с начала конфликта объёмом более 2,7 миллиарда евро, передавая танки «Leopard», зенитные комплексы IRIS-T-SLM, установки «Gepard», немецкие беспилотники, боевые машины и др., обещает помощь Украине в передаче разведданных. Парадигмальные изменения наблюдаются и при рассмотрении перехода от отстаивания идеи свободы и демократического продвижения в целях защиты прав человека к разработанной в кампусах «зеленой повестки дня», что поставило под угрозу все экономические отношения, в частности, остановку введения в эксплуатацию «Северного потока-2», в защиту которого в течение своего канцлерского срока выступала А. Меркель, понимая, что Германия занимает очень слабую позицию с точки зрения энергетических возможностей. В политическом отношении к России кабинеты А. Меркель прошли путь от сдержанного прагматизма до отчуждения после «аннексии» Крыма. При этом экономические связи практически не прерывались, проводя внешнюю культурную политику с ориентацией на демократические ценности, осуждающую «неоимпериализм» России, энергетический проект был остановлен только с уходом А. Меркель.

Несмотря на все эти декларации, Германия во главе с А. Меркель проводила «балансирующую» политику между политическими декларациями и экономическим прагматизмом, так за время ее канцлерства ВВП увеличился в среднем на треть с 2,866 трлн долларов в 2005 г., до 4,26 трлн долларов в 2021 г. И несмотря на все давления, Меркель отстаивала четкую позицию в области поддержки немецкой экономики и еврозоны, поскольку 70% экспорта из Германии приходилось на европейский и близлежащие регионы, являвшимися основными объектами внешней культурной политики, поэтому большинство немецких «школ, партнёров будущего» находятся на территории Европы. С началом миграционного кризиса и во время пандемии экспортный европейский рынок германских товаров начался сужаться, в связи с чем внешняя культурная политика переориентировалась на азиатские и африканские страны в целях расширения рынков, новой ресурсной базы и дешевой рабочей силы. С переносом производства в эти регионы возросла острая необходимость в местных квалифицированных кадрах, чему и способствовали двусторонние научно-технические обмены. По мере того, как фокус смещается в сторону Глобального Юга, присутствие Германии в регионах Ближнего Востока и Африки будет становиться наиболее приоритетным.

Необходимо отметить, что с окончанием канцлерства А. Меркель, Германия вплотную подошла к пересечению тех «красных линий», которые на протяжении многих десятилетий немцами считались незыблемыми.

Во-первых, наметилась тенденция к пересмотру истории в контексте трансатлантической повестки дня, это может иметь решающее воздействие на формирование мировоззрения соответствующего поколения как в самой Германии, так и в странах-партнерах, сотрудничающих с ней в этой области знаний.

Во-вторых, отказ от вооруженного вмешательства с отменой запрета на поставку вооружений в регион конфликта. Однако, по заключению службы Бундестага [11], поставки оружия на Украину не являются причастностью к войне, что является тревожным сигналом в сторону отказа Германии от парадигмы вооруженного невмешательства.

С одной стороны, Германия заявляет, что не является стороной конфликта на Украине. С другой стороны, Министр иностранных дел Германии А.-Л. Бэрбок говорит, что страны «…Европы находятся в состоянии войны с Россией…» [1].

С приходом к власти новой коалиции СДПГ, СвДП и Союза 90/Зелёных (2021-2025 гг.) можно констатировать факт появления дефицита бюджета федерального правительства (см. табл. 1), вызванного подрывом экономической конкурентоспособности и энергетическим кризисом. Отсюда, вытекает третья «красная линия» - отказ от экономического прагматизма в политике. Теперь при кабинете О. Шольца внешняя культурная и образовательная политика находится под значительным давлением из-за запланированной экономии и предстоящих сокращений субсидий. Это уже коснулось Гёте-Института, финансирование которого в новых политических реалиях начало сокращаться. С годового бюджета в 250 миллионов евро на 2021 год бюджет на 2022 год сократился до 233 миллионов евро, а в 2023 прогноз составляет 235 миллионов евро [8].

Рисунок 1 - Ежегодные взносы, выделяемые МИДом для Гёте-Института. Составлено автором на основе ежегодных докладов о ВКОП

Фонду Александра фон Гумбольдта, который способствует международному обмену ведущими учеными, также пришлось значительно сократить целевые сокращения по сравнению с 2021 годом [10].

Финансовые средства, связанные с различными типами школьной системы за рубежом и проектами международного сотрудничества в школьном секторе, в 2021 году составляли 322 миллиона евро. Общий фонд в 2022 году составил чуть более 300 миллиона евро, по сравнению с этим сокращение в 2023 году составляет в общей сложности 4,35 миллиона евро (около 1,4%) [6].

В 2022 году базовое финансирование Министерства иностранных дел Германии Службы академических обменов (DAAD) составило 193,8 миллиона евро, что примерно на 8 миллионов евро меньше, чем в 2021 г. На 2023 год было запланировано 191 миллиона евро, «DAAD располагает информацией о запланированном значительном сокращении базового финансирования Министерством иностранных дел…, что значительно ухудшит возможности финансирования для колледжей, студентов и ученых» [9]. Однако, чтобы не допустить обрушения налаженных связей, было принято решение об увеличении на 13 миллионов евро в этом году.

В заключение необходимо отметить немаловажную роль личности в истории, и, таким образом, подчеркнуть, что А. Меркель удалось сохранить долгосрочные позиции Германии во внешней политике, в частности, в области внешней культурной и образовательной политики периода её канцлерства, продемонстрировав высокую степень прагматичности. В текущей политической и экономической ситуации в Германии, в которой немецкая политическая элита представлена реформаторами, не имеющими достаточного опыта и компетенций государственного управления и на фоне которых А. Меркель выглядит весомой политической фигурой, внешнюю культурную политику, при действующей власти, в лучшем случае ожидает стагнация, а в худшем – регрессия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Annalena Baerbock: "Wir führen Krieg gegen Russland!" Politikerin erklärt Schock-Aussage [Электронный ресурс] https://www.news.de/politik/856719474/annalena-baerbock-schockt-mit-krieg-gegen-russland-aussage-aussenministerin-und-auswaertiges-amt-erklaeren-satz/1/ (дата обращения: 18.05.2023)

2. Bericht der Bundesregierung über die deutsche humanitäre Hilfe im Ausland 2014 – 2017 [Электронный ресурс] - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2194046/6777c8661fd92b912f15d06718de0dcc/vierjahresbericht-humanitaere-hilfe-2014-2017-data.pdf (дата обращения: 18.05.2023)

3. Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kulturpolitik für das Jahr 2004 [Электронный ресурс] - URL: https://archive.org/details/ger-bt-drucksache-15-6007/page/n7/mode/2up (дата обращения: 18.05.2023)

4. Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kultur- und Bildungspolitik 2011/2012 [Электронный ресурс] - URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/2065474/480380/91b2a68385ef183a4f976382e4d376a0/2013-01-09-kultur-data.pdf?download=1 (дата обращения: 19.03.2023)

5. Bericht der Bundesregierung zur Auswärtigen Kultur- und Bildungspolitik für das Jahr 2021 [Электронный ресурс] - URL: https://dserver.bundestag.de/btd/20/051/2005140.pdf (дата обращения: 1.05.2023)

6. Haushaltsausschuss stellt mehr Mittel bereit, Kürzungen abgemildert [Электронный ресурс] - URL: https://www.auslandsschulnetz.de/haushaltsausschuss-stellt-mehr-mittel-bereit-kuerzungen-abgemildert/ (дата обращения: 18.05.2023)

7. Haushaltsdefizit in Deutschland [Электронный ресурс] - URL: https://www.laenderdaten.info/Europa/Deutschland/schulden.php (дата обращения: 16.08.2023)

8. Update Auswärtige Kulturpolitik: Der Globale Süden rückt in den Fokus [Электронный ресурс] - URL: https://www.tagesspiegel.de/kultur/auswartige-kulturpolitik-krieg-und-krise-rucken-in-den-fokus-8865376.html (дата обращения: 18.05.2023)

9. "Signifikanter Einschnitt in das Gesamtbudget" [Электронный ресурс] - URL: https://www.forschung-und-lehre.de/politik/signifikanter-einschnitt-in-das-gesamtbudget-4773 (дата обращения: 18.05.2023)

10. Tausende Stipendien deutscher Organisationen vor dem Aus [Электронный ресурс] - URL: https://www.spiegel.de/panorama/bildung/daad-humboldt-stiftung-goethe-institut-tausende-stipendien-vor-dem-aus-a-69b168dd-d1f1-465f-850b-974ef10644c5 (дата обращения: 15.08.2023)

11. Waffenlieferungen und Ausbildung von Soldaten: Ist Deutschland Kriegspartei? [Электронный ресурс] https://www.anti-spiegel.ru/2022/waffenlieferungen-und-ausbildung-von-soldaten-ist-deutschland-kriegspartei/?doing_wp_cron=1659588451.9683110713958740234375 (дата обращения: 18.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.