УДК 378:614.253.4 ББК 74.8
Д. В. Чупрова
Анализ внедрения систем менеджмента качества образования в медицинских вузах России
В статье анализируются проблемы качества высшего профессионального образования, вызванные вступлением России в Болонский процесс и формированием единого европейского образовательного пространства.
Описываются функции систем менеджмента качества на предприятиях, в том числе и сфере высшей школы. Рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования. Основной акцент сделан на проблемах высшей медицинской школы.
Анализируются особенности процессов стандартизации и внедрения систем менеджмента качества образования в высшей медицинской школе, наиболее распространенные модели систем менеджмента качества, их основные направления и этапы внедрения.
На основании анализируемого материала сделан вывод как об общих для всех высших учебных заведений, так и специфических, характерных только для высшей медицинской школы проблемах внедрения систем менеджмента качества.
Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, стандартизация, соответствие, высшее профессиональное образование, высшая медицинская школа.
D. V.Сhuprovа
The analysis of introduction of systems of a quality management of formation
in medical high schools of Russia
In article problems of quality of the higher vocational training, the Russia caused by the introduction into Bolonsky process and formation of uniform European educational space are analyzed. Functions of systems of a quality management at the enterprises, including to higher school sphere are described. Tendencies of development of the higher vocational training are considered. The basic accent is made on problems of the higher medical school. Features of processes of standardization and introduction of systems of a quality management of formation at the higher medical school, the most widespread models of systems of a quality management, their basic directions and introduction stages are analyzed. On the basis of an analyzed material as the conclusion is drawn on the general for all higher educational institutions, and specific, characteristic only for the higher medical school problems of introduction of systems of a quality management.
Key words: quality of formation, quality management system, standardization, conformity, the higher vocational training, the higher medical school.
Основной проблемой рыночной экономики является проблема качества. Качество - многоплановое понятие, имеющее различное толкование в зависимости от области применения. В образовательной среде, качество можно
трактовать как сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [11].
Процессы глобализации и интернационализации, требования постиндустриального общества к вузам, как к поставщикам квалифицированных кадров на рынок товаров и услуг, ставят их на одну ступень с другими экономическими субъектами. Образование рассматривается Всемирной торговой организацией в качестве одного из 12 видов услуг, наряду со здравоохранением, туризмом и т. д. [6]. Таким образом, интеграция государств в единое экономическое пространство, и как следствие, необходимость признания квалификации выпускников за рубежом, поставило вузы перед проблемой стандартизации оказываемых образовательных услуг. Появление в России негосударственных образовательных учреждений, сокращение числа абитуриентов, вызванных объективными демографическими проблемами, обусловило конкурентную борьбу между российскими вузами.
Кроме вышеперечисленных, вступление России в Болонский процесс поставило перед российской высшей школой еще одну проблему - выработки объективных показателей оценки эффективности оказываемых образовательных услуг, подтвержденных сертификатами соответствия международным стандартам, а также необходимости внедрения программ повышения качества образования (внутренняя оценка, создание систем менеджмента качества образования) [6].
Систему менеджмента качества в общем виде можно охарактеризовать как совокупность организационной структуры, методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [10]. К основным функциям системы менеджмента качества на предприятиях (в том числе, в вузах) относятся следующие:
- выявление слабых мест в процессе производства товаров и услуг;
- документирование всех операций и процессов;
- повышение эффективности предприятия в целом;
- снижение затрат на производство;
- повышение конкурентоспособности [7].
Повышение качества подготовки специалистов - приоритетная задача Концепции развития образования Российской Федерации. В качестве одного из направлений ее реализации выделены совершенствование критериев и процедур комплексной оценки вузов
- лицензирование, аттестация и государственная аккредитация, а также создание независимой системы контроля качества образования [4].
Показателями эффективности внедрения программ повышения качества образования являются востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Тенденции развития системы высшего образования в России включают:
- разработку единых стандартов и критериев гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса;
- разработку и внедрение систем менеджмента качества, в основу которых положены принципы менеджмента качества и требований международных стандартов БО;
- акцент на внутреннюю самооценку образовательных учреждений [11].
В методических рекомендациях «Критерии качества высшего медицинского образования», разработанных группой экспертов Минздравсоцраз-вития России в качестве неотъемлемой части стратегии повышения качества оказания медицинской помощи обозначено повышение качества подготовки
специалистов с высшим медицинским образованием. К проблемам качества образования в медицинских вузах России отнесены:
- отсутствие научно обоснованного планирования подготовки медицинских кадров по числу и структуре (в частности это выражается в кадровом дисбалансе между врачебным и сестринским персоналом);
- несмотря на гарантированное трудоустройство выпускников существует дефицит врачебных кадров (особенно в сельской местности);
- узкая специализация выпускников;
- недостаточная материально-техническая обеспеченность вузов;
- несоответствие ГОС международным стандартам;
- система двойного подчинения, являющаяся отличительной чертой российской высшей медицинской школы [8].
Меры, направленные на переход к европейской системе медицинского образования должен касаться не только изменения формы обучения, но и качественных преобразований - соответствия международным стандартам качества.
Медицинскими вузами России и Европы обозначена группа проблем, среди которых можно выделить такие как:
- признание квалификации выпускников (что будет свидетельствовать о гармонизации компетенций), приведение к единому знаменателю (международной номенклатуре) перечня последипломных специальностей медицинского образования;
- развитие академической мобильности;
- сертификация качества образовательной деятельности в соответствии со стандартами 1БО, являющаяся важным шагом к интеграции образовательного пространства и повышению конкурентоспособности учебного заведения [10].
Программный документ Всемирных стандартов по повышению качества медицинского образования (WFME), учитывая специфику высшей медицинской школы определяет 2 вида стандартов:
- базовые стандарты (минимальные требования);
- стандарты повышения качества образования.
В 1998 г. создан проект по стандартизации высшего медицинского образования, включающий следующие направления:
- определение международных стандартов, применимых ко всем системам базового медицинского образования;
- международные стандарты не являются единым содержанием базового учебного плана;
- международные стандарты в области высшего медицинского образования целесообразно дополнить спецификой конкретного региона (учет приоритетов и потребностей);
- необходимо акцентировать направление деятельности медицинских вузов на организацию внутренней оценки и повышения качества обучения [1].
Таким образом, основная цель стандартизации высшего медицинского образования заключается в создании условий для процесса внутренней оценки образовательных учреждений и возможности использования стандартов для проведения национальной аккредитации образовательных программ.
Предполагается, что процесс создания базовых стандартов должен включать:
- определение целей и задач медицинского образования;
- создание учебной программы высшего медицинского образования;
- внедрение механизмов, способных обеспечить объективную оценку знаний студентов;
- оценку ресурсов (студенты, профессорско-преподавательский состав);
- оценку образовательных ресурсов, качества учебных программ;
- руководство процессом обучения;
- постоянное совершенствование [1].
Несмотря на то, что основа высшей
медицинской школы является универсальной для всех стран, так как подразумевает единство образования (единство научно-исследовательской и клинической практик), тенденции развития медицинского образования за рубежом обнажают, фундаментальность и «негибкость» российской системы обучения (обеспечивая тем самым принцип обучения на всю жизнь). Основные направления развития высшего медицинского образования за рубежом основаны на принципе обучение через всю жизнь и заключаются в:
- применении модульного, проблемно-ориентированного принципов обучения;
- акценте на обучение навыкам получения информации;
- увеличении количества времени на освоение клинических навыков;
- перераспределении учебного времени в пользу работы в организациях первичной медицинской помощи;
- усилении роли гуманитарных и общественных дисциплин [1].
На совете ректоров медицинских вузов России, состоявшегося в феврале 2010 г. обозначена необходимость внедрения и сертификации систем менеджмента качества образования. Анализ деятельности медицинских вузов свидетельствует о начале работы в этом направлении. В частности из 51 высшего медицинского учебного заведения сертификаты соответствия получены 17 учреждениями, в остальных ведется активная работа по внедрению систем менеджмента качества.
Среди внедряемых моделей управления, обеспечения качества образовательных услуг наиболее распространенными являются:
- модель, основанная на использовании семейства стандартов ISO (на сегодняшний день - ISO 9001: 2008, предполагающий процессный подход в управлении качеством);
- Стандарты и Директивы гарантий качества высшего образования на территории Европы, основанные на концепции всеобщего управления качеством (TQM);
- Модель конкурса Рособрнадзор и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;
- Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества;
- Всемирные стандарты по повышению качества медицинского образования (WFME);
- оценочный метод управления качеством образования (SWOT - анализ);
Медицинские вузы России, внедряющие систему качества образования ведут работу по следующим направлениям:
- определение миссии и видения образовательного учреждения, политики в области качества;
- создание специальных комиссий и советов по качеству;
- создание документации по выделенным процессам;
- переход к рейтинговой оценке знаний студентов, модульным принципам обучения, изучение мнения потребителей (студентов, работодателей), проведение внутренней самооценки структурных подразделений и т. д.
Учитывая опыт внедрения систем менеджмента качества образования медицинскими вузами России, можно выделить ряд как общих для всех высших
учебных заведений (отсутствие: четкой нормативной базы, регламентирующей порядок внедрения систем менеджмента качества, методических пособий по разработке и внедрению систем менеджмента качества, специалистов; сопротивление профессорско-преподавательского состава и т. д.), так специфических трудностей (т. е. присущих только высшей медицинской школе).
К разряду последних можно отнести следующие:
Список литературы:
1. Внедрение системы менеджмента качества в медицинском вузе : материалы Интернет-конференции. URL : http: // www.mma.ru/conference/id31396 (дата обращения 03 нояб. 2010).
2. Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования. URL: http:// www.s-konsalt.ru/ (дата обращения 03 нояб. 2010).
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. URL : http:// quality.eup.ru/GOST/gostr-iso (дата обращения 10 нояб. 2010).
4. Концепция развития образования Российской Федерации на период до 2010 года. URL: http:// www.edu.ru/ db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения 5 нояб. 2010).
5. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. URL : http:// www.qual-ity.edu.ru/quality/skou/recom/446/ (дата обращения 10 нояб. 2010)
6. Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю. М. Похолкова, А. И. Чучалина. М. : Логос, 2005. 208 с.
7. Методические рекомендации Минздравсоцразвиия России «Критерии качества медицинского образования» / под рук. Академии РАН А. И. Денисова. 2005. URL : http:// www.agmu. ru>Университет>quality/quality-standarts (дата обращения 11 нояб. 2010).
8. Ольдерогге Н. Г. Менеджмент четвертого поколения: современная концепция менеджмента качества. URL : http://www.iteam.ru/publications/quality/ section_84/article_3844 (дата обращения 11 нояб. 2010).
9. Методические рекомендации Минздравсоцразвиия России «Критерии качества медицинского образования» / под рук. Академии РАН А. И. Денисова. 2005. URL : http:// www.agmu. ru>Университет>quaHty/quaHty-standarts (дата обращения 11 нояб. 2010).
10. Официальный сайт Терской государственной медицинской академии. URL : http://www. tvergma.ru/ (дата обращения 5 нояб. 2010).
11. Пальцев М. А. Основные направления развития высшей медицинской школы в России. Фрагмент доклада на российском медицинском форуме 2007. URL : http://www.mma.ru/download. php?id=37042 (дата обращения 3 нояб. 2010).
12. ISO 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ, 2009. 30 с.
13. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / руководитель проекта - доц. С. А. Степанов. СПб., 2005. 63 с.
- ограниченность внедрения типовой модели системы менеджмента качества, поскольку медицинское образование предусматривает такой вид учебной деятельности как клиническое направление в образовательном процессе;
- действующий ныне ГОС по специальности затрудняет возможность процессного подхода, на котором основывается последняя версия стандартов 1БО.