Научная статья на тему 'Анализ внедрения кейсовых заданий в учебный процесс студентов Елабужского института КФУ'

Анализ внедрения кейсовых заданий в учебный процесс студентов Елабужского института КФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапсаламов А. Р., Атаманова А. В.

С развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как кейс-метод, который основан на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами оптимально правильного выхода из сложившейся ситуации, с помощью наставника в лице педагога. Актуальность выбранной темы состоит в том, что внедрение кейсовых заданий в учебный процесс студентов факультета экономики и управления ЕИ КФУ необходимо для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, адаптации студентов в реальной сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапсаламов А. Р., Атаманова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ внедрения кейсовых заданий в учебный процесс студентов Елабужского института КФУ»

Список литературы:

1. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / Сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 284 с.

2. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П. Волков. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002. - 340 с.

5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

6. Лазарева, Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту / Г.Ю. Лазарева. - М.: АСТ, 2006. - 96 с.

7. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: ФиС, 1984. - 104

с.

8. Попов, А Л. Психология спорта / А.Л. Попов. - М.: МПСИ Флинта, 1998. - 219 с.

9. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова. - М.: Советский спорт, 2007 - 116 с.

10. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / Н.Б. Стамбулова - СПб.: СПбГА ФК им. П.Ф. Леггафта, 1999. -55 с.

11. Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия / А.Е. Тарас. - М.: АСТ, 2007. - 352 с.

УДК 37.02

АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙСОВЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ

Гапсаламов А.Р., Атаманова А.В., 2018

Елабужский институт Казанского Федерального Университета, доцент кафедры экономики и менеджмента, студентка факультета экономики и управления, Елабуга

Аннотация: с развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как кейс-метод, который основан на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами оптимально правильного выхода из сложившейся ситуации, с помощью наставника в лице педагога. Актуальность выбранной темы состоит в том, что внедрение кейсовых заданий в учебный процесс студентов факультета экономики и управления ЕИ КФУ необходимо для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, адаптации студентов в реальной сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.

Ключевые слова: метод обучения, кейсовые задания, высшее образование, знания, умения, навыки.

ANALYSIS OF INTRODUCTION OF CASE TASKS TO THE TRAINING PROCESS OF STUDENTS OF ELABUGA INSTITUTE OF KFU

GapsalamovA.R., AtamanovaA.V., 2018 Elabuga Institute of Kazan Federal University, associate professor of the Department of Economics and Management, student of the Faculty of Economics and Management, Elabuga

Summary: with the development of information, education is gaining new momentum in improving its system, including such methods in the educational process as a case method, which is based on the introduction of a certain problem situation in the learning process, finding the students the best possible way out of the situation, with the help of a mentor in the person teacher. The relevance of the chosen topic is that the implementation of case studies in the educational process of students of the Faculty of Economics and Management of the EI KFU is necessary for more successful training of future specialists in the economic

sphere, the adaptation of students in the real economy, as well as increasing student mobility in the ever-changing conditions of the modern world.

Keywords: method of instruction, case studies, higher education, knowledge, skills, skills.

На сегодняшний день происходит постоянное развитие науки, техники, информационных технологий и с каждым днем становится всё больше и больше информации, которую мы не в состоянии так быстро анализировать, что вызывает непрерывное увеличение объёма учебного материала, который необходимо изучить в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам высшего образования. Всё это требует модернизации старых и нахождение новых методов обучения и педагогических технологий в образовательном процессе.

Одним из эффективных способов совершенствования системы высшего образования в нашей стране на сегодня считается введение в учебный процесс такого интерактивного метода обучения как кейсовые задания, основанные на анализе кейсовых ситуаций, а именно выявление проблем и поиск оптимального их решения из предложенных вариантов или предложение самими студентами альтернативного способа разрешения данной ситуации, где существует противоречие. Среди активных методов обучения, ориентирующих на получение не знаний как таковых, а на развитие навыков мыслительной деятельности и формирование способности к обучению, а также способствующих развитию аналитических и творческих умений, коммуникативных и социальных навыков обучающихся, кейс-метод занимает одно из ведущих мест [1].

Благодаря применению кейсовых заданий на практических занятиях повышается результативность профессионального обучения, и формируются такие качества студентов, которые им необходимы будут в своей будущей профессиональной деятельности при принятии решений. От внедрения кейсовых заданий преподавателями в учебный процесс зависит улучшение качества обучения непосредственно сопряженное с совершенствованием его технологии, необходимое для более успешной подготовки будущих профессионалов в своей области, рост конкурентоспособности в профессиональной среде, приспособления обучающихся в реальной отрасли экономики, кроме этого увеличения маневренности студентов в непрерывно изменяющихся обстоятельствах современного общества. Всё вышесказанное аргументирует актуальность статьи.

Распространение в мире началось в 70-80 годы XX века, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. И на сегодняшний день имеется довольно-таки большое количество научных трудов и учебных пособий, где представлены основные активные методы обучения, и в первую очередь кейсовые задания [2]. Над проблемой результативности внедрения в учебный процесс кейсовых ситуаций работали многие российские научные работники, к примеру, в области метода применения кейс -метода в учебно-воспитательном процессе и исследования основных видов классификаций кейсовых заданий - Брянский Г.А., Платов В.Я., Поспелов Д.А., в области изучения методической составляющей данного метода, необходимых для разработки кейсов как педагогами, так и самими студентами посредством анализа ситуаций - Козлова О.В., Овсянников О.А., в области исследования методологического содержания кейс-метода и принципами эффективности деятельности педагога, внедряющего этот интерактивный метод обучения - Гладких И.В., Селевко Г.К., Потапова И.А [3].

Кейсовое задание, являясь непростым и результативным инструментом методики преподавания, к сожалению, невозможно использовать на всех учебных занятиях и по всем предметам при решении педагогом абсолютно всех образовательных задач. Стоит заметить, что внедрять в учебный процесс кейсовые задания стоит с другими традиционными и современными технологиями преподавания на занятиях для получения результативных достижений в преподавательской деятельности педагога со студентами [4]. Разрабатывать и внедрять на занятиях метод конкретных учебных ситуаций не так просто, как кажется, потому что требуются изменения не только общесоциальные, но и постоянный созидательный труд преподавателей по поиску необходимых данных и анализу жизненных ситуаций и формированием кейсового задания. Всё это требует огромного количества времени как в процессе взаимодействия со студентами, так и до их

совместной работы в аудитории, но наградой за такой труд преподавателей является восхитительный эффект в образовательном процессе в виде коммуникативных навыков, мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию студентов.

Посещая занятия, удалось провести среди педагогов Елабужского института КФУ опрос в форме интервью, и выяснить их отношение к кейсовым заданиям, а также узнать эффективность данного метода обучения на их занятиях. В опросе приняли участие 50 человек. Опрошенными были преподаватели ЕИ КФУ, которые преподают занятия не только на факультете экономики и управления, но и на других факультетах, использующих кейс-метод.

Первым вопросом мы решили узнать у преподавателей, знают ли они что такое кейсовые задания. Все ответили, что знают и согласны с тем, что кейс-метод оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, формирует интерес и мотивацию к саморазвитию.

Среди наиболее важных причин выбора кейс-метода в качестве интерактивного метода обучения на занятиях отметили формирование интереса и мотивации к развитию (36%), способствование развития у студентов самостоятельного мышления (26%), осмысление реальной жизненной ситуации (20%), осуществление информационно-коммуникативное взаимодействие (10%) и активизацию определенного комплекса знаний (8%).

На вопрос как часто преподаватели используют кейсовые задания на занятиях 25 человек ответило, что от случая к случаю (50%), 14 человек (28%) продуманно и последовательно включают кейсы в процесс обучения и 1 респондент (2%) ответил, что не использует данный метод обучения. Данные результаты можно объяснить тем, что многие преподаватели сталкиваются с трудностями на занятиях при использовании кейс-метода, а именно: сложность использования кейс-метода, сложность при работе с кейсовыми заданиями педагогу с группой (подгруппой), отсутствие заинтересованности студентов, внутреннее наполнение кейса не всегда соответствует содержанию занятия или же является не актуальным, отсутствие логичности в построении кейс-ситуации. Но 20 % опрошенных (10 человек) сказали, что не сталкивались, ни с какими трудностями, применяя кейс-метод.

Самыми распространенными источниками информации при разработке кейсов у респондентов является Интернет, СМИ (40%); «местный» материал (26%); статистические материалы, сведения о состоянии рынка (20%); научные статьи, монографии, научные отчеты (8%); художественная и публицистическая литература (6%).

Наиболее распространенным видом кейсовых заданий в ЕИ КФУ среди респондентов является практический кейс, и это говорит о том, что преподаватели понимают насколько важно в процессе обучения наглядно и детально отразить жизненную ситуацию, а данный вид кейсового задания позволяет это сделать, отразив абсолютно реальные жизненные ситуации. Ключевая цель данного кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Также преподавателями используются обучающие кейсы, которые позволяют видеть в ситуациях типичное и предопределяют способность анализировать ситуации посредством применения аналогии, научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности, сюжетные и бессюжетные кейсы.

Половина опрошенных преподавателей в ходе интервью сказали, что чрезмерное применение данного метода обучения плохо сказывается на качестве учебного процесса в целом, 26% респондентов считают, что влияние частоты использования кейс-метода на эффективность процесса обучения не является столь важным и решающим и 24% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос.

Но стоит отметить, что данный метод обучения благополучно влияет на развитие личности студента и направлен на создание специалиста, способного найти оптимальное решение в поставленной перед ним задачи в реальной жизни с этим согласны 86% респондентов, остальные 14% затруднились ответить.

Активизировать интерес к познавательной деятельности обучающихся с помощью использования на занятиях кейс-метод можно с помощью включением в процесс обучения разнообразных, поисковых заданий, то есть проблемной организацией изучения материала, так считают 38% преподавателей; применением новых форм творческой работы - 32% респондентов;

отбором познавательных знаний, стимуляцией познавательных интересов, прежде всего новизной содержания учебного материала - 30%.

Таким образом, было выявлено, что педагоги, использующие на занятиях кейсовые задания, заметили высокую заинтересованность среди студентов в процессе обучения. Но существуют и некоторые предметы, где применять кейс - задания очень сложно и в таком случае преподаватели используют традиционные методы обучения, и студенты вынуждены выполнять задания по четко отработанной схеме, по шаблону или определенному образцу. Стоит обратить внимание на то, что студентам на занятиях, у которых применялись различные виды интерактивных методов, материал, представленный педагогом усвоить, было намного легче.

В ходе изучения учебного плана, нами было выявлено, что преподаватели, тем не менее, стараются включать интерактивные методы в процесс обучения. Однако такие попытки не всегда показывают желаемого образовательного эффекта. Научный подход преподавателей к проведению занятий для студентов факультета экономики и управления всегда отличался требованиям современного профессионального образования, и, конечно, состояния сферы экономики, это если говорить о профильных предметах.

А те занятия, которые напрямую не относятся к получению специальности, но направлены на получение необходимой информации в сфере высшего образования, чаще всего проходят в традиционном режиме, это лекции, семинары со стандартной формой получения знаний «вопрос -ответ», доклады, рефераты, самостоятельные, контрольные работы, срезы знаний, представление материала в презентационном виде и др.

Однако применяемые преподавателями кейс-ситуации раскрывают не все возможности данного метода. Поэтому разработка адаптированных под каждый предмет кейс - ситуаций повысит уровень образовательного эффекта. Данные кейс - ситуации относились чаще всего к иллюстративному виду кейсов. Подробная разработка и усовершенствование кейсов, создание шаблонов для кейса приведет к получению отдачи от студентов и пониманию тех предметов не только с теоретической стороны, но и развитию практической основы применения полученных знаний. В процессе применения кейсовых заданий педагоги столкнулись с некоторыми сложностями:

- распределение студентов по группам;

- сложность в итоговом оценивании студентов в группе;

-формирование кейсовых заданий;

- расхождение темы занятия и темы кейс-задания.

Выявлено, что применение только одного вида ситуаций, раскрывает не все значения данного метода. Поэтому необходимо проработать задания таким образом, чтобы правильно разделить весь теоретический материал, который был запланирован к овладению, был бы правильно преподнесён с помощью применения кейс-метода.

Характеризуя учебный процесс студента факультета экономики и управления, хочется отметить, что требования современного ритма жизни будущего специалиста по экономическим вопросам требует от него оперативного включения в работу, возможности быстро найти решение, поставленной перед ним задачи. Поэтому внедрение кейсовых заданий в учебный процесс является необходимым.

Список литературы

1. Алексеева, Е.А. Теоретические аспекты использования активных методов обучения: основа повышения эффективности традиционных методов обучения // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 13. Тамбов, 2015. С. 17-21.

2. Баринова, Н. В. Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №22. - С. 70-72.

3. Гладких, И.В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации для преподавателей бизнес-дисциплин. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2016. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.