Научная статья на тему 'Анализ влияния рыночного механизма на повышение конкурентоспособности продукции'

Анализ влияния рыночного механизма на повышение конкурентоспособности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Анастасия Александровна, Филатов Игорь Николаевич

Рассмотрены проблемы влияния рыночного механизма на конкурентоспособность продукции и на ее качество. Изложены основные проблемы обеспечения качества продукции на различных стадиях ее жизненного циклаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the market influence on competitiveness and quality of the products and services is described. There are also basic problems of the quality maintenance on different stages of the product life cycle.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния рыночного механизма на повышение конкурентоспособности продукции»



Управление в социальных и экономических системах

УДК 65.011.56

А.А. Денисова, И.Н. Филатов

анализ влияния рыночного механизма

на повышение конкурентоспособности продукции

Современная экономическая действительность характеризуется многочисленными и, как правило, противоположными интересами. Покупатели желают приобретать недорогие товары при большой ответственности продавца. Продавцы, наоборот, хотят продавать товары по высоким ценам при ограниченной ответственности за товары. Работники стремятся иметь высокую зарплату и приятную, интересную работу. Работодатели пытаются обеспечить высокую производительность труда при низкой заработной плате. Кредиторы хотели бы вложить свои деньги под высокие проценты, контролировать их использование и в любой момент времени иметь возможность получить вложенные деньги с достаточной прибылью. Заемщики, наоборот, ищут по возможности дешевые деньги на продолжительный срок и с правом свободного распоряжения ими.

Такого рода противоположные интересы вы-

равниваются в рыночной экономике на товарных рынках, рынках труда и рынках капитала. Так, на товарном рынке каждый хозяйственный субъект составляет для себя собственный хозяйственный план: продавцы составляют планы продаж товаров; покупатели, наоборот, - планы покупок (своего потребления). При этом продавец имеет намерение получить максимальную прибыль, в то время как покупатель стремится максимизировать свою выгоду, например купить по низкой цене товар достаточно высокого качества. Или на рынке капитала кредитор хочет максимизировать свою выгоду (прибыль, жизненно важную для региона продукцию и т. д.), а заемщик - максимизировать свою прибыль [1].

Задача фирмы в условиях современной рыночной экономики состоит в том, чтобы преобразовать требования потребителей на «входе» в готовую продукцию (результат) заданного качества

Рис.1. Трансформационный процесс обеспечения качества продукции

на выходе, затратив при этом как можно меньше ресурсов [1].

Между затратами на «входе» (Input) и результатами на «выходе» (Output), а также параллельно им происходят многочисленные действия, «решаются различные частные задачи», которые описывает трансформационный процесс обеспечения качества продукции, представленный на рис. 1 [2].

К важнейшим частным задачам трансформационного процесса обеспечения качества продукции относятся: формирование требований к продукции, разработка продукции, обеспечение производства продукции (менеджмент ресурсов, в т. ч. человеческих), хранение, контроль качества продукции, сбыт, финансирование, совершенствование персонала, измерение, анализ, улучшение и ответственность руководства.

Наиболее важным этапом формирования требований к продукции и основой для получения высокого качества на выходе является стадия разработки. По оценкам современного рынка, 40-50 % затрат на качество приходится на стадию разработки [1]. На данной стадии жизненного цикла необходимо сформулировать и проанализировать требования потребителей и сопоставить их с имеющимися возможностями производственных мощностей. В результате завершения этой стадии необходимо выработать значения технических характеристик будущего продукта и заложить их в опытный образец [1, 2].

Для достижения данной цели необходимо формализовать как сам процесс создания проекта изделия, так и процесс анализа требований к нему, для чего на стадии разработки целесообразным является решение следующих задач [3, 4]: достижение качества; контроль качества; управление качеством продукции.

Последовательность возникновения этих задач представлена в виде схемы, отраженной на рис. 2 [3]. Эта последовательность присуща созданию как сложной, наукоемкой продукции, так и более простых образцов продукции.

Стадия разработки продукции включает несколько важных этапов, на которых формируются требования к продукции и закладываются основы ее качества. К ним следует отнести разработку технического задания (ТЗ), эскизное проектирование (ЭП), техническое предложение (ТП) и технический проект (ТПр). На всех перечисленных этапах происходит решение различных задач в области качества, описанных выше, с применением специфических методов, представленных в таблице [5].

В соответствии с таблицей решение задач качества на стадии разработки начинается с разработки ТЗ. Техническое задание является основным исходным документом при создании новой продукции. ТЗ разрабатывается на основе результатов выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, научного прогнозирования, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной промышленности.

При разработке ТП рассматривается, как правило, ряд вариантов структурных схем конструкции. Анализ выполнимости различных возможных структурных схем может быть проверен на основе использования опыта, с помощью моделирования и функционального анализа, лабораторных экспериментов и испытаний, создания макетов или сочетания указанных методов. Также перспективным на данном этапе является проведение квалиметрического анализа разрабатываемой продукции [3, 5]. В результате анализа выполняется отбор допустимых конструктивных решений, удовлетворяющих требованиям ТЗ по показателям качества.

Разработка Производство Эксплуатация

Рис. 2. Универсальная схема создания продукции по стадиям ее жизненного цикла

Распределение методов формирования качества продукции на стадии разработки

Этапы разработки продукции Методы формирования качества

Разработка ТЗ Дифференцирование и интегрирование, научное прогнозирование, выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ

Техническое предложение Оптимизация, моделирование и функциональный анализ, лабораторные эксперименты и испытания, создание макетов или сочетания указанных методов

Эскизный проект Интегральное исчисление, оптимизация, инверсия, аналогия, конструктивная преемственность

Технический проект Функциональный анализ, моделирование, метод экспертных оценок, метод РМЕА, структурирование функций качества С>И)

На этапе эскизного проекта решаются задачи выбора принципиальных конструктивных решений, дающих общее представление об устройстве и принципе работы образца продукции. На этом этапе выполняется предварительный расчет функциональных параметров и показателей качества разрабатываемой продукции. При разработке эскизного проекта применяют методы инверсии, аналогии, конструктивной преемственности [3, 4]. При этом особо выделяют требования к соблюдению показателей качества, технической эстетике, повышению рентабельности образца.

На этапе ТПр проводится всесторонняя теоретическая и экспериментальная проработка схемных и конструктивных решений разрабатываемого образца продукции. Технический проект должен содержать расчетное подтверждение соответствия отдельных функциональных параметров и показателей качества заданным требованиям.

Окончательное решение принимается в результате применения метода структурирования функций качества QFD (Quality Function Deployment) или метода «дома качества», позволяющего связать технические характеристики продукта с требованиями потребителей и процессом производства [5]. Для дополнительной проверки выполнения требований к надежности продукции применяется анализ видов и последствий потенциальных отказов FMEA - Potential Failure Mode and Effects Analysis, направленный на предотвращение дефектов или снижение негативных последствий от них [5].

Следующее звено процесса обеспечения качества - менеджмент ресурсов, подразумевающий обеспечение материальными ресурсами высокого качества (в т. ч. производственными ресурсами), обеспечение инфраструктуры и производственной среды. Инфраструктура может включать:

здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);

службы обеспечения (например, транспорт или связь, или информационные системы).

Производственная среда подразумевает условия, в которых выполняется работа, включая физические и окружающие условия и другие факторы (такие, как шум, температура, влажность, освещенность или климатические условия). Перечисленные элементы закладывают основу качества продукции через качество сырья и материалов, качество человеческих ресурсов, а также через обеспечение стабильности производственной среды.

Процессы жизненного цикла продукции, обеспечивающие ее качество, помимо разработки продукции, закупки ресурсов, обслуживания и управления устройствами для мониторинга и измерений и обеспечения инфраструктуры и производственной среды включают этап производства опытного образца продукции, а затем и опытной серии. Все перечисленные процессы жизненного цикла продукции должны планироваться, прослеживаться (идентифицироваться), проверяться и совершенствоваться, т. к. именно они формируют качество продукции.

Следующее звено - измерение, анализ и улучшение - подразумевает постоянный мониторинг требований потребителей, мониторинг и измерение продукции и процессов, проведение внутренних аудитов и корректирующих и предупреждающих действий по ним [1, 2].

Мониторинг и измерение продукции на различных этапах процесса производства связаны с выполнением отдельных видов работ, таких, как

• контроль технического состояния и точности оборудования;

• контроль технологической оснастки;

• контроль агрегатов;

• исследование надежности выпускаемой продукции;

• контроль качества упаковки и хранения продукции на складах;

• контроль качества изделий в процессе эксплуатации их потребителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации;

• контроль измерительной техники;

• контроль линейных и угловых измерений;

• контроль особо точных измерений;

• контроль дефектоскопии;

• контроль изоляции брака;

• контроль качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт;

• проведение инспекционного контроля;

• техническое и технологическое обеспечение процессов контроля качества;

• учет, анализ и классификация брака в производстве;

• анализ претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию;

• внедрение новых средств и методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.);

• ремонт контрольно-испытательного оборудования, измерительных приборов и оснастки;

• разработка, внедрение и контроль функционирования системы управления качеством продукции на предприятии.

Таким образом, существуют частные задачи трансформационного процесса обеспечения качества продукции, которые могут рассматриваться как «стоимостная цепочка», которая связывает между собой звенья (поставщики и потребители), расположенные до и после непосредственно процесса изготовления продукции, что представляет собой систему взаимосвязанных задач фирмы [1, 2, 5]. Однако некоторые ученые [1, 12, 15] так-

же отмечают, что для поддержания функционирования трансформационного процесса обеспечения качества продукции необходимо создать эффективную и гибкую структуру производственной фирмы. Основной производственной единицей фирмы является цех. Цех выполняет определенную часть производственного процесса, осуществляет свою производственную деятельность на началах внутрипроизводственного хозяйственного расчета. Цеха обычно состоят из участков, число которых зависит от объемов и специализации производства, сложности выполняемой работы, состава и количества оборудования, численности рабочих и т. д.

Состав основных и вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств производственного назначения, а также формы их кооперационных связей являются производственной структурой фирмы. В соответствии с этим состав участков и формы их кооперирования образуют производственную структуру цеха. И, наконец, состав рабочих мест участка и формы их производственных связей образуют производственную структуру участка [1].

Производственная структура фирмы определяется следующими важнейшими факторами: видом и объемом выпускаемой продукции, а также ее трудоемкостью, конструктивно-технологической однородностью выпускаемой продукции, формами специализации и уровнем межфирменной кооперации, формами организации коллективного труда и др.

Вид продукции и ее конструктивно-технологическая однородность влияют на технологию ее изготовления, на конкретный состав и число цехов и участков, на уровень и формы их специализации, на трудоемкость продукции. Чем однороднее продукция, тем однороднее используемая технология, тем вероятнее более узкая специализация цехов и участков и, следовательно, шире возможности кооперирования не только внутри фирмы, но и вне ее, тем меньше трудоемкость продукции.

Объем выпуска и трудоемкость продукции влияют на размеры цехов и участков, на их число и специализацию. Чем больше объем выпуска и трудоемкость продукции, тем крупнее могут быть цеха и участки фирмы, тем выше уровень их специализации.

Формы специализации и уровень межфирменной кооперации определяют в существенной мере

сложность производственной структуры фирмы. Чем выше уровень специализации и кооперирования производства, тем ограниченнее номенклатура изготовляемой продукции, однороднее технология производства и проще производственная структура фирмы.

Производственная структура фирмы определяется при проектировании, она не может быть неизменной. Она изменяется в связи с изменением номенклатуры и объема выпускаемой продукции, развитием специализации и кооперирования производства, совершенствованием техники, технологии и организации производства. Производственная структура фирмы должна обеспечить рациональное сочетание во времени и пространстве всех звеньев производственного процесса. При создании фирмы формирование ее производственной структуры осуществляется либо одновременно, либо после определения местоположения фирмы и представляет собой большую и сложную проектную работу. Сложность с точки зрения моделирования производственных процессов выражается прежде всего в том, что фирма обычно создается как многономенклатурная производственная структура, связанная с другими субъектами товарного рынка, как правило, через значительную общность выпускаемой продукции. Спрос на продукцию фирмы является, как правило, случайной величиной и изменяется во времени. Поддерживать уровень высокого спроса на продукцию можно за счет повышения ее конкурентоспособности [1]. В соответствии с законами рынка [1], чем выше конкурентоспособность продукции, т. е. чем она привлекательнее и предпочтительнее для потребителя, тем выше объем продаж и объем производства, что способствует снижению производственных затрат и цен. Этот фактор, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как уровень эффективности использования производственной фирмой экономических ресурсов относительно их использования конкурентами [9]. В условиях рыночной экономики указанная эффективность выражается через рентабельность продукции, определяемой отношением прибыли к необходимым для ее получения затратам. Существуют три основных фактора обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции [1, 8]:

инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования с целью снижения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения ее себестоимости;

ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию, создающий ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;

развитие базы послепродажных услуг (сервиса), включающих обеспечение потребителей запасными частями и расходными материалами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период ее эксплуатации

[7, 8].

Стоит отметить, что повышение качества продукции сопровождается возрастанием затрат на ее создание (разработку и производство). Для сокращения этих затрат необходимо использование достижений научно-технического прогресса, повышение уровня организации производства, производительности труда, которые ведут к снижению общественно необходимых затрат на единицу полезного эффекта продукции. Моральное старение продукции также ведет к относительному падению ее качества, хотя стоимость продукции может оставаться неизменной. Поэтому стоимость, а тем более устанавливаемая рыночными механизмами цена продукции, не могут служить основным критерием качества продукции.

При этом важно учитывать, что общественно необходимыми затратами, формирующими цену продукции, корректируемую рыночной ситуацией, могут считаться лишь затраты, осуществляемые в пределах удовлетворения определенной общественной потребности, оцениваемой маркетинговыми исследованиями с учетом конкурентоспособности продукции и насыщенности ею рынка. Однако помимо этих затрат существуют затраты на контроль качества продукции, составляющие порядка 10 % от ее стоимости. Поэтому производитель заинтересован нести только те затраты, которые впоследствии приведут к увеличению удовлетворенности потребителя, и, следовательно, к росту продаж, и пытается уменьшить другие виды затрат.

Обеспечить конкурентоспособность продукции, сократив затраты на контроль ее качества, возможно за счет создания гибкой системы контроля качества на предприятии. Гибкие (адап-

тивные) структуры нашли широкое применение в науке, технике, на производстве. Смысл их заключается в достаточно быстрой перестройке при изменении как внешних, так и внутренних условий. При этом речь идет о придании данному процессу алгоритмического и по возможности непрерывного характера при непременном выполнении принципа Р. Эшби: «Чтобы успешно противостоять среде, сложность решения и быстрота его принятия должны соответствовать сложности и быстроте изменений в среде» [7]. Из известных организационных инструментов для этой цели наиболее подходят матричные организационные структуры, системы реинжиниринга и современные информационные технологии в области контроля качества продукции [8].

В аналогичном ракурсе можно рассматривать противоречие между стабильностью (устойчивостью) и изменчивостью (управляемостью). Стабильность свидетельствует о гармонии производственно-сбытовых отношений внутри фирмы, однако она не гарантирует постоянного успеха, т. к. непрерывно происходят периодические, а подчас — внезапные изменения условий функционирования фирмы. При этом свойство изменчивости требует таких механизмов, методов и моделей, которые не адекватны стабильной структуре процессов принятия управленческих решений. В то же время без обеспечения какой-либо устойчивости в деятельности фирмы нельзя достигнуть желаемой, а точнее - необходимой изменчивости, т. е. наилучшего приспособления к рыночной среде [1, 8, 9].

Итак, воздействия современного рынка в лице спроса потребителей непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции. Падение спроса потребителей заставляет производствен-

ную фирму сокращать те затраты, которые напрямую не увеличивают спрос на продукцию. К таким затратам относятся и затраты на контроль качества продукции, которые по некоторым оценкам составляют 10 % от себестоимости [1].

Для сокращения объемов экономических затрат на обеспечение качества продукции, перспективно приведение стационарной системы контроля качества к гибкой системе. Однако для гарантии высокой надежности продукции в обязательном порядке требуется обеспечение устойчивости динамической производственной системы. Устойчивость достигается в процессе управления с учетом не только текущей ситуации, но и тенденций к ее изменению, включая, например, динамику спроса на товары, производимые фирмой.

Задача управления гибкой производственной фирмой - моделировать складывающуюся ситуацию и прогнозировать возможные пути ее развития. В противном случае управление не будет адекватно поставленным целям, будет постоянно опаздывать и не обеспечит эффективного функционирования фирмы. Для достижения данной цели необходим постоянный мониторинг требований потребителя к продукции, а также анализ влияния рыночных факторов на повышение конкурентоспособности продукции. По результатам проведенного анализа должны быть выявлены пути повышения конкурентоспособности продукции. Среди них может быть построение автоматизированной системы контроля качества продукции. Внедрение такой системы позволит сократить долю ручного труда, следовательно сократит длительность жизненного цикла продукции за счет проведения части операций на математических моделях, что приведет к уменьшению экономического фактора обеспечения качества продукции, а значит, и к повышению ее конкурентоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузин, Б.И. Методы и модели управления фирмой [Текст]/Б.И. Кузин, В.Н. Юрьев, Г.М. Шахдинаров.-СПб: Питер, 2001.-432 с.

2. ИСО 9001:2008 [Текст]/Международный стандарт. Система менеджмента качества. Требования.

3. Диденко, В.В. Опыт и перспективы автоматизации испытаний, контроля и поверки продукции приборостроительного предприятия [Текст]/В.В. Диденко, С.С. Дорожко, Б.Е. Курцман.-Л.: ЛДНТП, 1989.-98 с.

4. Подсевадов, Б.В. Квалиметрические методы

контроля [Текст]/Б.В. Подсевадов, Ю.В. Рейнов.-Л.: ЛДНТП, 1990.-123 с.

5. Ребрин, Ю.И. Управление качеством [Текст]/ Ю.И. Ребрин.-Таганрог: ТРТУ, 2004.-52 с.

6. Мексон, М.Х. Основы менеджмента [Текст]/ М.Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ.-М.: Дело, 1992.-702 с.

7. Саридис, Дж. Самоорганизующиеся стахости-ческие системы управления [Текст]/Дж. Саридис; Пер. с англ.-М.: Наука, 1980.-400 с.

8. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжи-

ниринг организации и информационные технологии [Текст]/Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов.-М.: Финансы и статистика, 1997.-336 с.

9. Федюкин,В.К.Квалиметрия. Измерение качества промышленной продукции [Текст]/В.К. Федюкин.-М.: КноРус, 2009.-320 с.

УДК 778.5

Е.И. Нестерова

формирование структуры выходных квалиметрических характеристик кинематографической системы

Задачи управления кинематографическими системами включают:

формирование требований к различным видам аудиовизуальной техники по выходным квалиме-трическим характеристикам при эксплуатации и техническом обслуживании этой техники;

оценку технического состояния мультимедийной техники и услуг по киновидеообслуживанию зрителей в соответствии с установленными ранее требованиями, т. е. оценку соответствия реальных значений параметров сформулированным функциональным моделям, учитывающим важность тех или иных функций, характеристик;

сравнительный квалиметрический анализ моделей киновидеотехники, разработку методов классификации, ранжирования, присвоения градаций, категорий, методов сертификации;

рациональный выбор совокупности выходных характеристик киновидеотехники и услуг по кинопоказу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формально эти задачи могут быть отнесены к области технического регулирования и решены с использованием методов стандартизации и сертификации, но смысловое содержание технического регулирования требует также включения в это направление вопросов метрологии и квалиметрии.

Метрологические процедуры, целью которых является обеспечение единства измерений и получение достоверных результатов, позволяют определить степень соответствия реальных значений параметров, характеристик количественным значениям, приведенным в нормативно-технических документах. Однако особенность кинематографических систем состоит в том, что хотя выходные квалиметрические характеристики киновидеотехники и услуг по кинопоказу могут быть оценены объективными и субъектив-

ными методами, объективные (приборные) методы измерения и контроля могут быть применены только для технических параметров.

На основе анализа результатов, полученных при квалиметрических экспертизах, можно сделать такие же выводы для характеристик, которые могут быть оценены только субъективно, т. е. экспертные методы используются как альтернатива объективным приборным методам оценивания параметров. Такая возможность особенно важна для оценки большого числа частных параметров киновидеотехники, процессов и услуг в кинематографии, для оценки выходных параметров мультимедийной аппаратуры различного функционального назначения.

В то же время квалиметрические экспертизы, как правило, в любом случае являются звеном, следующим за объективными измерениями, т. к. их использование позволяет сделать вывод о полученных в ходе измерений результатах. Для оценивания обобщенных и интегральных квали-метрических характеристик, являющихся результатом воздействия совокупного влияния частных параметров, экспертные субъективные методы оценивания не имеют альтернативы.

Вопросы формирования функциональных требований к киновидеотехнике и различным мультимедийным услугам (т. е. составление перечней выходных квалиметрических характеристик различных видов аудиовизуальной техники и услуг по киновидеообслуживанию зрителей, определение количественных величин этих характеристик, весомости характеристик, возможность обменных соотношений между характеристиками) могут быть решены только методами экспертной квалиметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.