Р01 10.15826/ит].2016.106.065
Ю. А. Шакирова, И. Л. Щетникова, А. Ф. Гаряева, А. А. Шугаепова*
Казанский федеральный университет, Казань, Россия
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ НА РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, иностранные студенты, иностранные преподаватели, международное образовательное пространство.
Целью настоящей работы явилось изучение зависимости между уровнем интернационализации университетов и их позицией в авторитетных мировых рейтингах. На сегодняшний день для многих российских вузов процесс интеграции в международное образовательное пространство приобретает приоритетное значение. Однако вопрос о том, насколько существенное влияние оказывает усиление международной составляющей на рост их рейтинговых позиций, до сих пор остается дискуссионным.
В статье предпринята попытка при помощи методов математической статистики установить наличие зависимости между этими показателями.
Объектами исследования стали 18 российских вузов, вошедших в 2016 г. в глобальные рейтинги и ТИБ. и 18 зарубежных вузов, представленных в первой сотне вышеназванных рейтинговых систем.
Анализ полученных результатов позволил выдвинуть описательную гипотезу о наличии двух противоположных тенденций, характерных для зарубежных и российских вузов. Так, для последних зафиксирована незначительная положительная либо слабо-отрицательная корреляция между рейтинговой позицией и индикаторами международной деятельности. Зарубежные вузы, напротив, демонстрируют наличие положительной корреляционной зависимости между исследуемыми показателями. Максимальная корреляция зафиксирована между позицией в рейтинге и количеством иностранных преподавателей.
Выдвигаемые в данном исследовании гипотезы могут представлять интерес для администраций вузов при разработке и корректировке стратегических планов развития.
Интернационализация высшего образования в последние годы стала одним из ведущих трендов развития образования в мире.
Внутренняя политика большинства современных университетов нацелена на встраивание международной составляющей в миссию вуза и вовлечение в нее всех заинтересованных сторон. Необходимость развития ин тернационализации мотивируется различными факторами, в том числе потребностью в расширении доступа к источникам передовых знаний, новыми возможностями для построения партнерских отношений и развития навыков межкультурных коммуникаций, повышением репутации вузов.
нтернационализация высшего образования характеризуется уровнем академической мобильности студентов и преподавателей, международной ориентацией учебных планов и программ, реализацией совместных научных исследований.
Показатели численности иностранных студентов, преподавателей, исследователей в целом формируют позитивное представление о стране обучения, говорят о том, что страна предпринимает необходимые меры по обеспечению комфортного и безопасного пребывания иностранных граждан, поддерживает интернационализацию высшего образования, развивает научные исследования международного значения [1].
Значительный вклад в оценку международных аспектов деятельности современных университетов вносят глобальные рейтинги, использующие различные индикаторы, отражающие многогранный характер процесса интернационализации.
Как правило, в большинстве из рейтинговых систем международная составляющая описывается с помощью набора показателей, связанных с присутствием иностранных студентов и преподавателей, наличием образовательных программ на иностранных языках, а также международным взаимодействием в контексте исследовательской деятельности.
Глобальный рейтинг THE-Thomson Reuters World University Ranking в числе основных инди-
* Шакирова Юлия Андреевна - кандидат географических наук, заведующий сектором по взаимодействию с рейтинговыми агентствами Казанского (Приволжского) федерального университета; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; 8 (843) 233-77-69; [email protected].
Щетникова Инна Леонидовна - начальник аналитического отдела Казанского (Приволжского) федерального университета; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; 8 (843) 233-74-37; [email protected].
Гаряева Алина Фаридовна - главный специалист, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; 8 (843) 233-74-37, [email protected].
Шугаепова Алия Аюповна- старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; 8 (843) 233-77-69; [email protected].
каторов, характеризующих международную деятельность университетов, учитывает следующие:
• доля иностранных преподавателей от общей их численности / Ratio of international to domestic staff (весовой коэффициент 2,5 %);
• доля иностранных студентов в общей численности студентов / Ratio of international to domestic students (весовой коэффициент 2,5 %);
• доля публикаций профессоров и преподавателей в научных периодических изданиях, подготовленных в соавторстве по крайней мере с одним иностранным автором, в общем количестве журнальных публикаций преподавателей университета за год / Proportion of a university's total research journal publications with at least one international co-author (весовой коэффициент 2,5 %).
Помимо глобального рейтинга, экспертами THE публикуется топ-200 мировых вузов по уровню интернационализации, который основывается на тех же индикаторах международной деятельности университетов, что и мировой рейтинг [2].
Рейтинг QS World University Rankings для оценки уровня интернационализации вузов использует только два индикатора:
• долю иностранных студентов / International Student Ratio (весовой коэффициент 5 %);
• долю иностранных преподавателей и профессоров / International Faculty Ratio (весовой коэффициент 5 %) [3].
Глобальный рейтинг U. S. News and World Report так же, как и рейтинг QS, проводит оценку международной деятельности вузов по двум индикаторам - долям иностранных студентов и преподавателей с такими же весовыми коэффициентами.
В системе многомерного ранжирования U-Multirank интернационализация рассматривается в качестве одного из ключевых направлений деятельности университета, наряду с преподаванием и обучением, научно-исследовательской деятельностью, передачей знаний и взаимодействием с регионом. Для построения институционального профиля и проведения сравнительного анализа используются такие показатели, как доля программ на иностранных языках; количество совместных международных исследовательских публикаций; процент иностранных сотрудников; процент студентов, обучающихся на совместных международных программах; доля иностранных выпускников-докторантов; процент иностранных абитуриентов; процент иностранных студентов, приехавших по программам обмена; процент студентов университета, участвующих в программах обмена.
Для проведения многомерной оценки университетов по отдельным предметным областям
разработчики рейтинга используют показатели, характеризующие: долю иностранных студентов; количество приезжающих в университет и выезжающих из него студентов; возможности для обучения за границей; международную направленность программ; количество иностранных профессоров и преподавателей; количество совместных международных исследовательских публикаций; количество полученных международных исследовательских грантов; долю иностранных выпускников-докторантов [4].
Показатели международной деятельности учитываются при ранжировании вузов и в национальных рейтинговых системах, в числе которых наиболее известны Рейтинг вузов России («Эксперт РА») и Национальный рейтинг университетов (МИГ «Интерфакс» в партнерстве с радио «Эхо Москвы»).
В Национальном рейтинге университетов интернационализация вузов оценивается набором показателей, характеризующих присутствие иностранных граждан в контингенте обучающихся в вузе (3,75 %); уровень развития международного сотрудничества вуза (3 %); уровень популярности веб-сайта вуза и уровень развития коммуникаций вуза в социальных медиа (2,25 %); уровень организации научно-исследовательского сотрудничества вуза с зарубежными образовательными и исследовательскими организациями (3 %); реализацию вузом образовательных программ на иностранных языках (3 %) [5].
Рейтинг вузов России для оценки международной деятельности российских вузов использует группу из четырех показателей международной интеграции:
• оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов (3,1 %);
• доля иностранных студентов-очников (3,1 %);
• доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году (3,1 %);
• процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом (3,1 %) [6].
В условиях вступления России в Болонский процесс вопросы интернационализации представляются весьма актуальными для большинства российских вузов. В число приоритетных задач развития международной образовательной сферы входит привлечение иностранных студентов в качестве одного из факторов интернационализации.
Для России в целом отмечается положительная динамика по числу привлеченных студентов из-за рубежа (рис. 1). На начало 2015/2016
учебного года количество иностранных обучающихся в российских вузах составило почти 240 тыс. человек - 5 % от общего числа студентов. Большая часть (79 %) из них - студенты из стран бывшего СССР, среди которых более многочисленны студенты из Казахстана (36 % от общего числа студентов из бывших республик Советского Союза), Узбекистана (11 %), Украины (11 %), Туркменистана (9 %), Беларуси (8 %) [7].
Иностранные студенты из стран, не входивших в состав СССР, чаще всего прибывают из Азии (57 % от числа студентов из таких стран), почти половина студентов из этого региона - выходцы из Китая. Следующий по представленности географический регион - Северная Африка и Ближний Восток (19 %).
Наибольшей долей иностранных студентов в общем числе обучающихся отличаются вузы, где преобладает обучение по специальностям, относящимся к здравоохранению и медицинским наукам, математическим и естественным наукам, а также искусству и культуре [8].
221.-1
237,5
161,8 164,8
2011/20122012/20132013/20142014/20152015/2016
Рис.1. Численность иностранных студентов в российских вузах, тыс. чел. [7; 9]
Среди российских вузов, по данным мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 г., максимальное количество иностранных студентов зафиксировано в Российском университете дружбы народов (25 %), Томском политехническом университете (23,5 %), Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» (17,6 %), Томском государственном университете (14 %) (рис. 2) [9].
Наряду с необходимостью привлечения иностранных студентов перед российскими университетами стоит задача увеличения доли высококвалифицированных иностранных специалистов.
Российские вузы, как правило, привлекают преподавателей из-за рубежа, уже имеющих опыт работы в ведущих мировых университетах. Их знания и навыки должны способствовать развитию конкурентных преимуществ вуза, к которым относятся [10]:
Рис. 2. Топ-10 российских вузов по удельному весу численности иностранных студентов в общей численности обучающихся [9]
- расширение спектра предлагаемых образовательных услуг по новым приоритетным специальностям; создание и реализация новых конкурентоспособных и прибыльных образовательных продуктов на английском языке, соответствующих стандартам, признанным в ведущих университетах мира;
- адаптация базовых образовательных технологий для новых условий через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов и совместных программ обучения;
- ведение активной научной деятельности, развитие новых научных направлений и подходов к проведению исследований;
- рост числа публикаций сотрудников российских вузов в ведущих реферируемых журналах;
- узнаваемость бренда за рубежом.
Согласно данным мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 г., среди российских вузов по количеству иностранных преподавателей лидируют НИУ «Высшая школа экономики» (6,1 %), Томский государственный университет (5,6 %), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (4,7 %) (рис. 3) [9].
6,1%
Рис. 3. Топ-10 российских вузов по удельному весу численности иностранных граждан из числа научно-педагогических работников (НПР) в общей численности НПР [9]
Тренд интернационализации проявляется также в расширении международного научного сотрудничества, измеряемого числом совместных публикаций с зарубежными учеными.
Написание статей в соавторстве с иностранными коллегами не только значительно увеличивает шансы российских исследователей на опубликование своей работы в престижном зарубежном журнале, но и выступает в качестве стратегии для улучшения ее международного позиционирования.
Кроме этого, статьи отечественных ученых, подготовленные совместно с иностранными специалистами, в среднем цитируются намного чаще, чем сугубо российские статьи. По мнению В. В. Пислякова [11], прослеживается четкая зависимость цитируемости совместных статей от страновой принадлежности авторов. К примеру, совместные публикации с немецкими учеными приносят их российским коллегам в среднем в 2,8 раза больше ссылок в журналах, индексируемых в Web of Science, а с британскими - в 3,6 раза.
На сегодняшний день российский рынок научных публикаций все еще остается в большинстве своем локально ориентированным, а значительная часть отечественной науки - слабо интегрированной в международный научный процесс. Высокая продуктивность совместной с иностранными коллегами работы характерна лишь для крупных столичных вузов (рис. 4).
Российские университеты, претендующие на высокие позиции в мировых рейтингах,
1931
832
яп
740 ■ 605 I 569 I 516 499 491
Рис. 4. Топ-10 российских вузов по количеству совместных статей с иностранными учеными [12]
Таблица 1
Позиции российских вузов, составляющих исходную выборку, в рейтинге THE и QS в 2016 г.
Наименование вуза Позиция в рейтинге THE Позиция в рейтинге QS
Московский государственный университет 188 108
Национальный исследовательский университет МФТИ 301-350 350
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 401-500 411-420
Казанский (Приволжский) федеральный университет 401-500 501-550
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 401-500 401-410
Новосибирский государственный университет 401-500 291
Санкт-Петербургский государственный университет 401-500 258
Томский политехнический университет 501-600 400
Томский государственный университет 501-600 377
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана 601-800 306
Санкт-Петербургский политехнический университет 601-800 411-420
Нижегородский государственный университет 801+ 701+
Саратовский государственный университет 801+ 551-600
МИСиС 801+ 601-650
Новосибирский государственный технический университет 801+ 701+
РУДН 801+ 601-650
Южный федеральный университет 801+ 551-600
Уральский федеральный университет 801+ 601-650
Воронежский государственный университет 801+ 701+
дикаторы формируют показатель академической репутации, составляющий почти половину веса общего рейтинга.
Цель настоящей статьи - выявление зависимости между уровнем интернационализации российских и зарубежных университетов и их позицией в авторитетных мировых рейтингах.
В качестве объектов исследования были выбраны российские вузы, вошедшие в 2016 г. в глобальные рейтинги QS, THE и зарубежные вузы, представленные в первой сотне вышеназванных рейтинговых систем.
На основе предварительного анализа рейтинговых позиций вузов для дальнейших исследований было отобрано 18 российских университетов (данные представлены в табл. 1) и 18 зарубежных вузов (данные представлены в табл. 2).
В качестве ключевых индикаторов, характеризующих интернационализацию вузов, были выбраны следующие показатели:
1) удельный вес численности иностранных студентов в общей численности обучающихся (%);
Таблица 2
Позиции зарубежных вузов, составляющих исходную выборку, в рейтинге THE и QS в 2016 г.
в стратегических планах своего развития выделяют интернационализацию в качестве одной из приоритетных задач.
Однако вопрос о том, насколько существенное влияние оказывает усиление международной составляющей в деятельности российских вузов на рост их рейтинговых позиций до сих пор, остается дискуссионным.
Учитывая «легковесность» показателя интернационализации в большинстве глобальных рейтингов, ряд исследователей сходится во мнении, что ориентация на увеличение численности иностранных студентов и преподавателей не может привести к существенному усилению конкурентоспособности вузов в авторитетных рэнкингах.
Другие, напротив, делают ставку на интернационализацию как на перспективный путь продвижения в мировых рейтинговых системах. Так, по мнению И. М. Воробьевой [13], несмотря на незначительный вес доли иностранных студентов и преподавателей в рейтинге QS, именно эти ин-
Наименование вуза Позиция в рейтинге THE Позиция в рейтинге QS
Университет Макгилла 42 30
Гонконгский университет 43 27
Австралийский национальный университет 47 22
Техасский университет в Остине 50 67
Брауновский университет 51 49
Наньянский технологический университет 54 13
Университет Манчестера 55 29
Технический Университет в Делфте 59 62
Сиднейский университет 60 46
Амстердамский университет 63 57
Бостонский университет 64 89
Университет штата Пенсильвания 68 95
Университет Пердью 70 92
Бристольский университет 71 41
Сеульский национальный университет 72 35
Университет Монаш 74 65
Университет Глазго 88 63
Университет Хельсинки 91 91
Университет Лунда 96 73
2) удельный вес численности иностранных граждан в общей численности научно-педагогических работников вуза (%);
3) доля совместных статей с иностранными учеными в общей численности публикаций вуза, индексируемых базой данных Scopus за период с 2013-2016 гг. (%).
Источником сведений о численности иностранных студентов и преподавателей для российских и зарубежных вузов соответственно послужили данные мониторинга образовательной деятельности российских вузов за 2016 г. и официальные сайты рейтинговых агентств.
Сведения о количестве совместных статей с иностранными учеными и общем количестве статей были получены из информационно-аналитической системы SciVal.
Результаты анализа выборки по исследуемым показателям позволили сделать следующие выводы. По показателю «удельный вес численности иностранных студентов» средняя доля иностранных студентов среди российских вузов составляет 9,8 %, при этом значения колеблются в интервале от 3,1 % до 25 %, в то время как аналогичный показатель по зарубежным вузам имеет среднее значение 24,3 и интервал колебания - [5,7; 39,4]. Сравнивая эти значения, мы видим, что у зарубежных вузов среднее значение показателя в 2,5 раза выше, чем у российских.
Аналогичным образом проанализированы показатели «удельный вес численности иностранных граждан в общей численности научно-педагогических работников вуза» и «доля совместных статей с иностранными учеными». Так, по первому из них российские вузы достигли среднего значения 1,9, что в 18 раз ниже чем у зарубежных. По третьему показателю зарубежные вузы опережают российские в среднем в 2,1 раза. Результаты представлены в табл. 3.
На основании анализа показателей и позиций вузов в рейтингах мы можем выдвинуть гипотезу
Таблица 3
Результаты анализа выборки по ключевым индикаторам, характеризующим международную деятельность вузов
Иностранные студенты Иностранные преподаватели Статьи в соавторстве
Российские вузы
Среднее значение 9,8 1,9 13,6
Минимальное значение 3,1 0,2 6,2
Максимальное значение 25,0 6,1 23,0
Зарубежные вузы
Среднее значение 24,3 33,8 28,9
Минимальное значение 5,7 3,7 12,2
Максимальное значение 39,4 69,2 51,3
о прямой взаимосвязи между занимаемым положением и обозначенными факторами интернационализации, т. е. низкие позиции в рейтинге обусловлены невысокими значениями данных факторов.
Для проверки выдвинутой гипотезы о взаимосвязи между рейтинговой позицией и уровнем интернационализации вуза был проведен факторный корреляционный анализ.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о наличии двух противоположных тенденций, характерных для зарубежных и российских вузов. Так, для последних зафиксирована незначительная положительная и слабо-отрицательная корреляционная зависимость между рейтинговой позицией индикаторами интернационализации, причем данная закономерность отмечается как для позиции в рейтинге QS, так и в рейтинге THE (табл. 4).
Таблица 4
Коэффициенты корреляции (г) между рейтинговой позицией и основными индикаторами международной деятельности вузов
Индикаторы Российские вузы Зарубежные вузы
Позиция в рейтинге THE Позиция в рейтинге QS Позиция в рейтинге THE Позиция в рейтинге QS
Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности обучающихся -0,04 -0,05 0,34 0,52
Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР 0,32 0,08 0,26 0,59
Доля совместных статей с иностранными учеными 0,09 0,05 0,05 0,43
Несколько выбивается из общей картины коэффициент корреляции между рейтинговой позицией в THE и долей иностранных преподавателей, демонстрирующий умеренную положительную взаимосвязь между показателями (0,32). Это говорит о том, что на позицию российских вузов в системе оценки THE оказывала влияние доля иностранных преподавателей. При этом отметим, что данный показатель в среднем существенно ниже аналогичного по зарубежным вузам. В данном контексте российским вузам необходимо обратить внимание на количество приглашенных зарубежных преподавателей для дальнейшего продвижения в представленном рейтинге.
В целом мы видим, что исходные показатели отстают от аналогичных по зарубежным вузам. Это позволяет предположить, что слабая или незначительная взаимосвязь объясняется низкими значениями ключевых индикаторов.
Для зарубежных вузов характерна иная ситуация. По всем индикаторам международной деятельности для обоих рейтингов отмечается наличие положительной корреляционной зависимости, за исключением показателя доли совместных статей с иностранными учеными, для которого выявлена слабая корреляционная зависимость в отношении позиции в рейтинге THE. Наиболее тесная взаимосвязь зафиксирована между позицией в рейтинге QS и количеством иностранных преподавателей (0,59).
Анализ показателей по зарубежным вузам позволил сделать вывод, что позиция в рейтинге заметно зависит от факторных параметров интернационализации. Исходные значения как результирующего показателя, так и факторов выше, чем у российских вузов, что отразилось на корреляционной зависимости между ними. Все это позволяет предположить: чем выше позиция в рейтинге, тем сильнее зависимость от показателей интернационализации.
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день развитие процесса интернационализации в российских и зарубежных вузах по-разному отражается на их представленности в глобальных рейтингах.
Для маститых зарубежных университетов, занимающих лидирующие рейтинговые позиции, вопросы наращивания иностранного контингента преподавателей и студентов и увеличения масштабов совместных публикаций вторичны. Однако проведенное исследование показывает, что даже незначительное колебание рассмотрен-
ных ключевых факторов может повлечь за собой изменение позиций в рейтинге.
Таким образом, можно говорить о прямой взаимосвязи между занимаемым положением вуза и обозначенными факторами интернационализации, однако для российских вузов, занимающих невысокие позиции в рейтингах, зависимость на данном этапе их развития является незначительной. В то же время необходимо учитывать, что факторы интернационализации не являются ведущими для повышения позиций в мировых рейтингах. Многие международные вузы добились рейтинговых высот не только благодаря росту международной составляющей, но и в силу иных обстоятельств.
Методологии рейтинговых агентств наделяют максимальными весовыми коэффициентами репутационные критерии. Отметим также, что развитая международная составляющая является следствием популярности и престижа, что демонстрируют зарубежные вузы. Чем известнее вуз, тем большее количество студентов и преподавателей со всего мира хотят в нем учиться и работать. Этим обстоятельством обусловлены полученные результаты математического анализа, демонстрирующего тесную взаимосвязь между показателями.
Для российских вузов характерна иная ситуация. На сегодняшний день лишь небольшое количество известно и узнаваемо в мировом образовательном пространстве. Доля иностранного контингента в отечественных вузах также пока несопоставима с международными стандартами. Большинство из них добиваются продвижения в рейтингах за счет иных индикаторов, главным образом посредством наращивания публикационной активности. Рост рейтинговых позиций при сохранении низкого уровня интернационализации и объясняет полученные низкие корреляционные коэффициенты.
Однако, несмотря на неоднозначные результаты математического анализа, интернационализацию российских университетов все же можно отнести к числу косвенных механизмов повышения их конкурентоспособности в мировых рейтингах. С учетом того, что методология авторитетных рейтинговых систем наделяет максимальными весовыми коэффициентами ре-путационные критерии, совершенно оправданно делать ставку на рост иностранного контингента сотрудников и обучающихся в качестве прямого канала для интеграции в мировое образовательное пространство и основы формирования репутации вуза.
Список литературы
1. Лебедева М. М. Интернационализация высшего образования: вызовы и возможности для университетов // Императивы интернационализации / отв. ред. М. В. Ларионова, О. В. Перфильева. М.: Логос, 2013. С. 244-261.
2. THE World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения: 22.09.2016).
3. QS World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: http://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings (дата обращения: 22.09.2016).
4. U-Multirank [Электронный ресурс]. URL: http:// www.u-multirank.eu/#!/home?trackType=home (дата обращения: 22.09.2016).
5. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. URL: http://unirating.ru/ (дата обращения: 22.09.2016).
6. Рейтинг вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/#3 (дата обращения: 22.09.2016).
7. Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2
016/08/04/1119531130/%D 0 %A4 %D0 %9E 7.pdf (дата обращения: 13.10.2016).
8. Громов А. Какие вузы привлекают студентов-иностранцев [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/ news/187164580.html (дата обращения: 20.09.2016).
9. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu. ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 12.09.2016).
10. Меликян А. В., Железов Б. В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы // Вестник между народных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7. № 1. C. 156-171.
11. Писляков В. В. Соавторство российских ученых с зарубежными коллегами: публикации и их цитируе-мость. Препринт WP6/2010/01. М.: ГУ - ВШЭ, 2010. 40 с.
12. Официальный сайт аналитического инструмента SciVal [Электронный ресурс]. URL: https://www.scival.com (дата обращения: 13.10.2016).
13. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1115-1119.
DOI 10.15826/umj.2016.106.065
Yu. A. Shakirova, I. L. Schetnikova, A. F. Garyaeva, A. A. Shugaepova*
Kazan Federal University, Kazan, Russia
ANALYSIS OF INTERNATIONALIZATION INDICATORS INFLUENCE ON RANKING POSITION OF RUSSIAN UNIVERSITIES
Keywords: higher education, internationalization, foreign students, foreign teachers, international educational space.
The aim of this paper is to study the interdependence between university internationalization level and their position in respected international ratings. Nowadays, integration into international educational space has become a matter of top priority for many Russian universities. However, the question concerning the degree of international component influence over their position in international ratings remains unanswered.
This article is an attempt of using mathematic statistical methods to identify the interdependence between these two indicators.
The objects of the research include 18 Russian universities featured in QS and THE ratings in 2016 and 18 international universities from top-100 universities in the above mentioned ratings.
Analysis of the obtained results allows presenting a descriptive hypothesis on two opposing trends, typical of foreign and Russian universities. The latter demonstrate either weak positive or weak negative correlation between rating position and international activities indicators. Foreign universities, on the contrary, demonstrate pronounced positive correlation between indicators under analysis. Maximal correlation has been identified between QS rating and the number of foreign lecturers.
Hypotheses suggested in this article can be of interest to university administration in the process of formulating and altering strategic development plans.
* Yuliya A. Shakirova - Candidate of Geographical Sciences, Head of the Department for Relations with Rating Agencies of Kazan Federal University; 18 Kremlyovskaya str., Kazan, 420008, Russian Federation; +7 (843) 233-77-69, [email protected].
Inna L. Schetnikova - Head of the Analytical Department of the Center of Perspective Development of Kazan Federal University; 18 Kremlyovskaya str., Kazan, 420008, Russian Federation; +7 (843) 233-74-37; [email protected].
Alina F. Garyaeva - Leading Specialist of Kazan Federal University; 18 Kremlyovskaya str., Kazan, 420008, Russian Federation; +7 (843) 233-74-37; [email protected].
Aliya A. Shugaepova - Senior Lecturer, of Kazan Federal University; 18 Kremlyovskaya str., Kazan, 420008, Russian Federation; +7 (843) 233-77-69; [email protected].
References
1. Lebedeva M. M. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: vyzovy i vozmozhnosti dlya universitetov [Internationalization of Higher Education: Challenges and Opportunities for Universities]. Imperativy internatsiona-lizatsii [Rationales for Internationalization], M. Larionova, O. Perfilieva (eds), Moscow, Logos Publishing House, 2013, pp. 244-261.
2. THE World University Rankings, аvailable at: https:// www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (accessed 22.09.2016).
3. QS World University Rankings, аvailable at: http:// www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings (accessed 22.09.2016).
4. U-Multirank, аvailable at: http://www.u-multirank. eu/#!/home?trackType=home (accessed 22.09.2016).
5. Natsional'nyi reiting universitetov [National University Ranking], аvailable at: http://unirating.ru/ (accessed 22.09.2016).
6. Reiting vuzov Rossii [Ranking of universities in Russia], аvailable at: http://raexpert.ru/rankings/vuz/ vuz_2016/#3 (accessed 22.09.2016).
7. Akademicheskaya mobil'nost' inostrannykh studentov v Rossii [Academic Mobility of Foreign Students in Russia], Fakty obrazovaniya [Facts of Education], 2016, no. 7, аvailable at: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D 0 %A4 % D 0 %9E 7.pdf (accessed 13.10.2016).
8. Gromov A. Kakie vuzy privlekayut studentov-inostrantsev [Which Universities Attract Foreign Students],
аvailable at: https://iq.hse.ru/news/187164580.html (accessed 22.09.2016).
9. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniya 2016 [Informational and analytical materials on the results of the monitoring activities of higher education institutions in 2016], аvailable at: http:// indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (accessed 12.09.2016).
10. Melikyan A. V., Zhelezov B. V. Opyt privlecheniya inostrannykh vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov v rossiiskie vuzy [Policy for Attracting Highly Qualified Foreign Specialists into Russian Universities]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika [International Organisations Research Journal], 2012, vol. 7, no. 1, pp. 156-171.
11. Pislyakov V. V. Soavtorstvo rossiiskikh uchenykh s zarubezhnymi kollegami: publikatsii i ikh tsitiruemost' [Co-authorship of Russian Scientists with Foreign Colleagues: Publications and their Citation]. PreprintWP6/2010/01, Мoscow, Higher School of Economics Publ., 2010, 40 p.
12. SciVal, available at: https://www.scival.com (accessed 13.10.2016).
13. Vorob'eva I. M. Inostrannye studenty v rossiiskom vuze: povyshenie konkurentsii rossiiskogo obrazovaniya ili vynuzhdennaya neobkhodimost' [Foreign Students in Russian Universities: Increasing Competition of Russian Education or Forced Necessity]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 10, pp. 1115-1119.