Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ В РАМКАХ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ В РАМКАХ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
СУДОСТРОЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КИБЕРНЕТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / SHIPBUILDING / SYSTEMS APPROACH / CYBERNETICS / IMPORT SUBSTITUTION / LOCALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трухинова О.Л.

В условиях внешнеэкономического давления в виде санкций на экономику России в целом и отдельные отрасли, в том числе на судостроительную промышленность, особое значение приобретает обеспечение самостоятельного производства высокотехнологичной продукции судостроения на российских предприятиях. Целью исследования является определение воздействия государственной политики локализации производства на состояние и функционирование судостроения. Основными методами исследования послужили аналитические методы обработки экономической информации, в том числе контент-анализ, системный анализ и другие. В статье обосновано, что динамичное развитие судостроения России как сложной социально-экономической системы может быть достигнуто только при условии использования механизмов кибернетического управления с формированием прямых и обратных связей между управляемой и управляющей подсистемами. Построена кибернетическая модель управления отраслью судостроения и рассмотрены особенности современной структуры управления. Отражены возможности применения федеральных целевых программ в судостроении и их значение в процессе достижения стратегических интересов экономики страны как системы более высокого уровня. Показано, что эти интересы обеспечиваются государством с помощью мер государственной поддержки отрасли, которые включают механизмы закрепления требований по повышению уровня локализации в нормативных актах в виде балльной системы его оценки по каждому судостроительному инвестиционному проекту. Сделаны выводы, что данные механизмы управления отраслью позволяют повысить ее конкурентоспособность и защитить интересы российских судостроительных предприятий с целью развития отечественного судостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трухинова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF PRODUCTION LOCALIZATION ON THE FUNCTIONING OF SHIPBUILDING AS PART OF A CYBERNETIC APPROACH TO INDUSTRY MANAGEMENT

Under the conditions of external economic pressure in the form of sanctions on the Russian economy as a whole and individual sectors, including the shipbuilding industry, ensuring independent production of high-tech shipbuilding products at Russian enterprises is of particular importance. The purpose of the study is to determine the impact of state policy on the localization of production on the state and functioning of shipbuilding. The main research methods were analytical methods for processing economic information, including content analysis, system analysis and others. The article substantiates that the dynamic development of shipbuilding in Russia as a complex socio-economic system can only be achieved if cybernetic control mechanisms are used with the formation of direct and feedback links between the managed and managing subsystems. A cybernetic model for managing the shipbuilding industry is built and the features of the modern management structure are considered. The possibilities of using federal targeted programs in shipbuilding and their importance in the process of achieving the strategic interests of the country's economy as a system of a higher level are reflected. It is shown that these interests are ensured by the state through state support measures for the industry, which include mechanisms for securing requirements to increase the level of localization in regulatory acts in the form of a point system for evaluating it for each shipbuilding investment project. It is concluded that these mechanisms for managing the industry can increase its competitiveness and protect the interests of Russian shipbuilding enterprises with the aim of developing domestic shipbuilding.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ В РАМКАХ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ»

УДК 330.101

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ В РАМКАХ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ

Трухинова О.Л., к.э.н., старший преподаватель

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Волжский государственный университет водного транспорта, Н. Новгород, Россия

E-mail: truhinova@mail.ru

Аннотация. В условиях внешнеэкономического давления в виде санкций на экономику России в целом и отдельные отрасли, в том числе на судостроительную промышленность, особое значение приобретает обеспечение самостоятельного производства высокотехнологичной продукции судостроения на российских предприятиях. Целью исследования является определение воздействия государственной политики локализации производства на состояние и функционирование судостроения. Основными методами исследования послужили аналитические методы обработки экономической информации, в том числе контент-анализ, системный анализ и другие. В статье обосновано, что динамичное развитие судостроения России как сложной социально-экономической системы может быть достигнуто только при условии использования механизмов кибернетического управления с формированием прямых и обратных связей между управляемой и управляющей подсистемами. Построена кибернетическая модель управления отраслью судостроения и рассмотрены особенности современной структуры управления. Отражены возможности применения федеральных целевых программ в судостроении и их значение в процессе достижения стратегических интересов экономики страны как системы более высокого уровня. Показано, что эти интересы обеспечиваются государством с помощью мер государственной поддержки отрасли, которые включают механизмы закрепления требований по повышению уровня локализации в нормативных актах в виде балльной системы его оценки по каждому судостроительному инвестиционному проекту. Сделаны выводы, что данные механизмы управления отраслью позволяют повысить ее конкурентоспособность и защитить интересы российских судостроительных предприятий с целью развития отечественного судостроения.

Ключевые слова: судостроение, системный подход, кибернетика, импортозамещение, локализация.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF PRODUCTION LOCALIZATION ON THE FUNCTIONING OF SHIPBUILDING AS PART OF A CYBERNETIC APPROACH TO INDUSTRY MANAGEMENT

Trukhinova O.L., senior lecturer

1) Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 2) Volga State University of Water Transport, Nizhniy Novgorod, Russia E-mail: truhinova@mail.ru

Abstract. Under the conditions of external economic pressure in the form of sanctions on the Russian economy as a whole and individual sectors, including the shipbuilding industry, ensuring independent production of high-tech shipbuilding products at Russian enterprises is ofparticular importance. The purpose of the study is to determine the impact ofstate policy on the localization ofproduction on the state and functioning of shipbuilding. The main research methods were analytical methods for processing economic information, including content analysis, system analysis and others. The article substantiates that the dynamic development of shipbuilding in Russia as a complex socio-economic system can only be achieved if cybernetic control mechanisms are used with the formation of direct andfeedback links between the managed and managing subsystems. A cybernetic model for managing the shipbuilding industry is built and the features of the modern management structure are considered. The possibilities of using federal targeted programs in shipbuilding and their importance in the process of achieving the strategic interests of the country's economy as a system of a higher level are reflected. It is shown that these interests are ensured by the state through state support measures for the industry, which include mechanisms for securing requirements to increase the level of localization in regulatory acts in the form of a point system for evaluating it for each shipbuilding investment project. It is concluded that these mechanisms for managing the industry can increase its competitiveness and protect the interests of Russian shipbuilding enterprises with the aim of developing domestic shipbuilding.

Key words: shipbuilding, systems approach, cybernetics, import substitution, localization.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Проблемы функционирования судостроения как сложной социально-экономической системы во многом объясняются управленческими воздействиями, что вызывает необходимость использования кибернетической парадигмы управления. В современных условиях используется политика локализации производства, позволяющая снизить экономическую и технологическую зависимость отрасли от импортного оборудования.

Цель исследования: проанализировать влияние процесса локализации производства

на функционирование судостроения, представив отрасль как экономическую систему с учетом положений кибернетического управления.

Проблема - российская судостроительная промышленность испытывает сильную зависимость от импорта судового комплектующего оборудования, что в условиях международных санкций является критическим препятствием развития отрасли и вызывает угрозы национальной безопасности.

Задачи:

1) рассмотреть состояние управления отраслью судостроения, представив ее как кибернетическую систему;

2) определить аспекты влияния процесса локализации производства на развитие российского судостроения и определить механизмы кибернетического управления в данном процессе.

2. МЕТОДЫ

В работе использовались труды зарубежных и отечественных ученых (включая основателей кибернетической науки), данные отраслевых журналов, обзоров, отчетности судостроительных предприятий, материалы научных и практических конференций, в том числе посвященных судостроению и другие источники информации.

Методами исследования являются: контент-анализ, методы экономического анализа и обработки статистических данных.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

Судостроение обладает уникальным потенциалом, влияющим на множество смежных отраслей и состояние экономики страны в целом. В состав отрасли входят разнообразные предприятия и организации с многочисленными хозяйственными связями, в связи с чем успешное развитие судостроения зависит от взаимодействия его участников и координации их действий. Как оценивают эксперты, в судостроении России насчитывается 180 предприятий и 90 проектантов [1]. Кроме того, по разным оценкам, с ними взаимодействует не менее 300 поставщиков, непосредственно занимающихся производством судового комплектующего оборудования (далее -СКО), а с учетом всех необходимых поставок -более 2000 предприятий [2]. Соответственно, организация управления судостроительной промышленностью является сложнейшей задачей, которая не теряет своей актуальности до настоящего времени.

В годы СССР для отрасли была характерна централизованная система управления, когда стратегические планы и решения принимались центральными государственными органами и спускались на отраслевой уровень и ниже до конкретных предприятий-исполнителей. Таким образом, в отрасли функционировала жесткая иерархическая структура управления. Это позволяло увязывать ограниченные ресурсы государства, потребности общества и производственные возможности предприятий для достижения стратегических целей развития страны. Вместе с тем, слабым местом той структуры управления являлась ее недостаточная гибкость и несвоевременная реакция на изменения внешней среды, что можно объяснить императивностью руководящих воздействий, слабым использованием инициативы и потенциала низших звеньев.

С точки зрения системного управления, рассматривая отрасль судостроения, мы имеем дело со сложной динамической системой, которая требует использования принципов

кибернетического управления и системного

анализа [3, 4, 5, 6]. С. Бир установил, что это в первую очередь замкнутая система регулирования, обеспечивающая устойчивость управления при любых возмущениях внешней среды и достижение поставленной цели [3, а 219]. У.Р. Эшби обращал внимание, что для объяснения поведения сложной системы и ее управления необходимо изучить не только ее части, но и связи между ними [4, а 76-81], а Д. Форрестер ввел понятие информационной системы с обратной связью, связав его с процессом принятия решений [5, с. 18-19]. Н. Винер обосновал универсальность и междисциплинарность использования идей кибернетики в управляемых системах [6]. Все эти положения являются важнейшими основами управления с позиции системного подхода, обоснованного Л.Ф. Берталанфи [7].

В развитие научных идей основоположников кибернетики и системного анализа, С.Е. Щепетовой разработана кибернетическая модель

управления предприятием [8], представленная на рисунке 1. В данной модели предприятие рассматривается в соответствии с основными положениями кибернетического управления [3, 4, 5, 6, 7] как система, состоящая из двух подсистем: управляющей подсистемы (орган или субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления), между которыми постоянно циркулируют потоки информации,

представляющие собой прямые и обратные связи [8, а 86]. Таким образом, процесс управления представлен циклической схемой связей указанных подсистем. Отличием данной модели является акцент на том, что предприятие действует не изолированно, но, как свойственно открытым системам, активно взаимодействует с внешней средой и только при условии гармоничных отношений с окружением может повышать свою конкурентоспособность и успешно развиваться.

Рис. 1. Модифицированная кибернетическая модель управления предприятием Источник: Щепетова С.Е. [8, с. 88]

Аналогичные управленческие алгоритмы

можно использовать и в экономической системе

более высокого уровня - отрасли судостроения - с учетом ее особенностей. Данная система является

более сложной и динамичной, чем предприятие, но процесс управления такой системой в целом основан на тех же принципах. Модель управления отраслью можно представить в виде схемы, показанной на рисунке 2. В данной кибернетической модели управления

судостроением показана система с обратной связью, которая отражает потоки информации между звеньями системы. При этом процесс обратной связи происходит непрерывно, что ведет к постоянному обновлению информации и необходимости принятия новых управленческих решений. В этом проявляется динамический характер системы.

Рис. 2. Кибернетическая модель управления отраслью судостроения

Источник: составлено автором на основе [8, 9] Сложность управления отраслью как системой заключается в том, что задержки и запаздывания в принятии корректирующих воздействий могут приводить к факторам неопределенности и к неустойчивости системы. Кроме того, сами корректирующие воздействия могут быть несообразными и несоответствующими реальной ситуации, влияющими в конечном итоге на поведение системы в целом. Безусловно, на характер поведения данной системы влияют и социальные отношения между людьми, и структура их институциональных взаимосвязей.

Конечной целью управления является поддержание динамического равновесия системы со внешней средой при выполнении системой заданных функций. В процессе управления в кибернетической модели можно выделить два типа обратных связей - положительные и

отрицательные. Первые из них оказывают усиливающее воздействие на входные переменные. Например, полученный доход направляется на инвестиции и увеличивает входные ресурсы экономической системы. Отрицательные обратные связи обеспечивают устойчивость системы, то есть включают управленческие решения

корректирующего характера, направленные на ликвидацию отклонений от заданных целей.

Данная модель является эталонной для организации управления в отрасли, однако современная структура управления

судостроительной промышленностью лишь частично ей соответствует. Действующая структура управления отраслью изображена на рисунке 3.

Рис. 3. Современная структура управления судостроительной промышленностью России. Источник: составлено автором.

Государственную промышленную политику регулирует Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее -Минпромторг). Это ведомство вырабатывает общие стратегические направления развития отраслей промышленности, в том числе судостроительной. В составе министерства

действует Департамент судостроительной промышленности и морской техники [10], который осуществляет меры государственной поддержки отрасли, разрабатывает нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий судостроения и выполняет функции управления государственным имуществом (предприятий Объединенной судостроительной корпорации (далее - ОСК), находящихся в государственной собственности) и контроля. Департамент собирает и анализирует информацию о предприятиях отрасли, контролирует выполнение

государственных федеральных программ поддержки судостроения, распределяет субсидии и дает предложения по научно-техническому развитию судостроительной промышленности [10].

Однако необходимо отметить, что Минпромторг не имеет полной информации о состоянии отрасли, поскольку собирает данные только по государственным предприятиям и предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ (в основном, к ним относятся предприятия ОСК). Как отмечают А.А. Тресорук и И.Э. Фролов [11], более 200 предприятий не учитываются в мониторинге министерства. Таким образом, в информационном контуре управления отраслью не используется полноценная информация об объекте управления, в связи с чем могут быть допущены искажения и ошибки в принятии управленческих решений.

Российский речной регистр и Российский морской регистр судоходства выполняют контрольные функции при строительстве и эксплуатации судов, направленные на безопасность судоходства и не занимаются текущим и стратегическим управлением в сфере судостроения.

Введение международных санкций привело к невозможности использовать импортное оборудование в прежнем объеме (как правило, его стоимость составляет до 85% общей контрактной стоимости гражданского судна [12]). Переориентация отечественных производителей на необходимые виды оборудования занимает много

времени и ресурсов и зависимость от импорта преодолевается с большим трудом. Проблема импортозамещения оказывает значительное влияние на состояние отрасли и требует усиленных мер по ее решению [13].

В указанных условиях особое значение придается политике локализации производства, проводимой государством в российском судостроении. Необходимость такого направления воздействия государства на отрасль вызвана обострением ее импортозависимости и угроз экономической безопасности.

Локализация, по мнению ученых А.М. Вазьянского и С.Ю. Обыденновой, означает процесс изготовления на территории другой страны продукции первоначально иностранного происхождения [14]. Однако, используя данный термин применительно к судостроительной промышленности, необходимо учитывать, что в свое время отрасль была вполне независимой от импорта и до настоящего времени имеет потенциальные возможности для возобновления производства судостроительного оборудования, судов и морской техники на отечественных предприятиях, а также привлечения иностранных производителей для организации новых производств на территории страны.

Государство предпринимает меры для создания благоприятных условий стимулирования локализации производства в судостроении. Комплекс этих мер ориентирован на поддержание отрасли и достижение положительного эффекта для экономики страны в целом.

Важнейшим стимулом развития

судостроительной промышленности являются федеральные целевые программы. С их помощью государство не только направляет ресурсы на определенные стратегические цели, но и осуществляет контроль целевого расходования средств и эффективности их использования. Это запускает дополнительный механизм управления в системе отрасли и позволяет повысить результативность предпринимаемых усилий. С точки зрения кибернетической теории такой

механизм встраивается в структуру управления судостроением и устанавливает недостающие прямые и обратные связи, становится базой новых долгосрочных проектов и успешного развития отрасли.

Примером может служить государственная программа РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» [15]. Программа рассчитана с 2013 до 2030 года и предусматривает выделение за этот период 330,6 млрд руб.

Основная цель программы - увеличить выпуск продукции гражданского судостроения на российских верфях в 5 раз и повысить уровень локализации производства в судостроении до 70% [15]. Под степенью локализации производства понимают вклад российских производителей в производство определенной продукции (долю их затрат в общей сумме себестоимости продукции) (например, так трактуют данное понятие С.Н. Котлярова, Ю.Г. Лаврикова, Л.М. Аверина [16]). Для сравнения - на 2018 год уровень локализации производства в судостроении составлял 37%. Результатом программы должен стать объем выпуска судостроительной продукции в размере 450 тыс. тонн, при этом ожидается повышение производительности труда на предприятиях отрасли в 2,7 раза [15]. Кроме того, локализация направлена не только на импортозамещение, но и на развитие экспорта продукции [17]. Объем экспорта судостроения должен увеличиться к 2030 году до 20 млрд руб. в год.

Также предполагается, что увеличится доля российских производителей на внутреннем рынке до 80%. Следует отметить, что в 2018 году этот показатель соответствовал 40%, по морским судам предприятия судостроения выполняют не более половины заказов отечественных заказчиков, по морской технике - 20%. Такая ситуация обусловлена нехваткой производственных мощностей по строительству крупнотоннажных судов и высокотехнологичной морской техники для освоения шельфовых ресурсов.

Главной задачей в связи с этим является создание новых верфей для крупнотоннажного судостроения [18]. Крупнейшим российским судостроительным предприятием данного направления будет судостроительный комплекс «Звезда» в Дальневосточном регионе, который выйдет на полную мощность в 2024 году. Это стратегически важный проект для судостроения России. Он должен обеспечить максимальный уровень локализации всех типов судов: крупнотоннажных судов водоизмещением до 350 тыс. тонн, танкеров и газовозов высокого ледового класса, нефтегазовых платформ и других видов морской техники, многй из которых будут впервые выпускаться в стране [19]. На предприятии действует комплексный план локализации судов, планируемых к строительству и разрабатываются предложения по повышению уровня локализации.

Другой проект, направленный на усиление степени локализации строительства

крупнотоннажного флота - модернизация завода «Северная верфь» в Санкт - Петербурге. Он будет способствовать усилению потенциала

судостроения в Северо-Западном регионе, где сосредоточена третья часть всех судостроительных предприятий России.

На обеспечение максимального уровня локализации судов, входящих в производственную программу, нацелено также строительство нового судостроительного предприятия - Жатайской судоверфи, ввод в действие которой планируется в 2021 году. Это системообразующий проект Якутского региона, направленный на обновление флота Ленского бассейна и Арктической зоны (в т.ч. Северного морского пути) [20].

Для достижения стратегических целей по освоению Арктики и шельфовых месторождений России, содержащих, по разным оценкам, более половины всех мировых запасов нефти и газа, создается уникальный объект судостроительной промышленности - Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (Мурманская область, Кольский полуостров). Судостроительный комплекс предназначен для

строительства современной морской техники и высокотехнологичных сооружений (буровых платформ, заводов для сжижения природного газа (СПГ), крупнотоннажных платформ для СПГ и крупнотоннажных сооружений для обеспечения работы Северного морского пути). Он должен быть введен в эксплуатацию в 2020 году [1].

Важным направлением повышения спроса на продукцию российских судостроителей и обеспечения их загрузки является развитие строительства малотоннажных судов рыбопромыслового флота, проблема обновления которого стоит очень остро [18]. Массовое списание изношенных судов с 2000 по 2018 год при недостаточном поступлении новых привело к снижению количества промысловых судов на 25%. При этом 3/4 флота находится в эксплуатации более 20 лет.

Государственные меры регулирования предусматривают поддержку инвесторов при условии постройки рыбопромысловых судов на российских верфях. Субсидии составляют 25-30% капитальных затрат по строительству флота. Это должно обеспечить серийность выпуска рыбопромысловых судов (к 2025 году планируется построить 180 крупнотоннажных и 220 малотоннажных промысловых судов) и разработку проектов судов с максимальным использованием оборудования российского производства. В настоящее время начато строительство 43 судов. В результате будет обновлено 70% флота Северного бассейна и 30% флота на Дальнем Востоке.

Относительно других видов гражданских судов заказчик заинтересован в том, чтобы судно было Таблица 1. Балльная система оценки

спроектировано и построено на территории Российской Федерации. В этом случае он может воспользоваться мерами государственной поддержки в виде субсидии на оплату 2/3 процентной ставки по кредиту или лизинговых платежей, а также получить утилизационный грант в размере до 10% стоимости списанного судна. Данные меры способствуют концентрации судостроительного производства в России.

Эффективный механизм повышения локализации производства в судостроении заложен в Постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» [21]. Чтобы измерить уровень локализации производства и повысить заинтересованность участников судостроения в его увеличении, разработана балльная система оценки степени локализации строящегося судна. Она предусматривает накопление баллов за использование оборудования, технологий и материалов российского производства. При этом процесс строительства, спуска на воду и сдача судна должны производиться на территории Российской Федерации.

В настоящее время разработан проект балльной оценки, основные параметры требований показаны в табл. 1. Заказчики и судостроители могут выбрать определенные позиции оборудования с учетом технологических особенностей конкретного проекта судна, чтобы получить необходимую сумму баллов.

пени локализации в судостроении [2]

Типы строящихся судов Минимальное количество баллов, необходимое для признания судна произведенным в России

2021 год 2023 год 2025 год

Морская, речная техника 1500 2000 2500

Морские суда 2000 2500 3000

Суда «река-море» плавания 2500 3000 3500

Речные и рыболовные суда 2500 3000 3500

В разработке проекта принимал активное участие ЦНИИ «Курс», который предоставляет отечественным участникам судостроения широкие

возможности для информационного

взаимодействия на электронной площадке судового комплектующего оборудования для

подбора российских производителей оборудования будущего судна.

Применение мер государственной поддержки будет зависеть от фактического уровня локализации судна, измеренного в баллах (не ниже указанного минимального значения). Кроме того, есть предложения использовать на реках России только суда отечественного производства. Такой подход известен в мировой практике, например, в США.

Таким образом, установление государством требований по уровню локализации производства в судостроении и увязка их с предоставлением льгот и мер поддержки позволяет стимулировать развитие отрасли и является гибким инструментом управления с использованием принципов кибернетического подхода к управлению сложными экономическими системами.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость использования

кибернетического управления в судостроении обусловлена сложностью структуры данной экономической системы. Эффективность государственной политики локализации производства и импортозамещения

в судостроительной промышленности достигается с помощью особых механизмов управления, обеспечивающих повышение ее

конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, поддержку интересов судостроительных предприятий, развитие технологического и производственного потенциала, экономическую и политическую безопасность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Ханычев, В.В., Стоянов, Д.О., Петросян, Ш. Ключевые инвестиционные проекты судостроительной промышленности. Меры господдержки // Neftegas.RU. -2019. - № 8. Режим доступа: https://magazine.neftegaz.ru/articles/sudostroenie/482244-klyuchevye-investitsюnnye-proekty-sudostroitelnoy-promyshlennosti-mery-gospodderzhki/ (дата обращения: 10.05.2020).

[2] Судостроение и морская техника // Портал Правительства Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/info/27219/ (дата обращения: 10.05.2020).

[3] Бир, С. Кибернетика и управление производством / С. Бир. - М.: Наука, 1965. - 392 с.

[4] Эшби, У.Р. Введение в кибернетику / У.Р. Эшби. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 432 с.

[5] Форрестер, Д. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика) / Д. Форрестер. - М.: Прогресс, 1971. - 340 с.

[6] Norbert Wiener. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. — 2nd revised ed. — Paris: Hermann & Cie, Camb. Mass. (MIT Press), 1961

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Bertalanffy von L. An Outline of General System Theory // British Journal for the Philosophy of Science. 1950. Vol. 1. P. 134-165.

[8] Щепетова, С.Е. Моделирование и синтез гибких экономических систем / С.Е. Щепетова. -Нижний Новгород: Издательство Гладковой, 2009. - 252 с.

[9] Недосекин А.О. Стратегический подход к оценке экономической устойчивости объектов минерально-сырьевого комплекса России / А.О.Недосекин, Е.И.Рейшахрит, А.Н.Козловский // Записки Горного института. 2019. Т. 237. С. 354-360. DOI: 10.31897/PMI.2019.3.354

[10] Положение о Департаменте судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: [Приказ Минпромторга России от 7 августа 2008 г. № 62] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=E XP;n=543236#0 (дата обращения: 10.05.2020).

[11] Тресорук, А.А. Российское судостроение: проблемы развития и пути повышения его конкурентоспособности / А.А. Тресорук, И.Э. Фролов // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2015. - № 13. - С. 463-485.

[12] Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года: [Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2019 г. № 2553-р] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Гарант. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72831068/ (дата обращения: 10.05.2020).

[13] Трухинова, О.Л. Оценка влияния импортозамещения на современное развитие судостроительной промышленности в России / О.Л. Трухинова // Великие реки 2018: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». - 2018. - Режим доступа:

https://elibrary.ru/download/elibrary_37252554_83179604.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

[14] Вазьянский, А.М. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия / А.М. Вазьянский, С.Б. Обыденнова // Сборник научных трудов НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2014. - № 7. - С. 2.

[15] Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» [Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 304] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Гарант.

Режим доступа: http://base.garant.ru/71646290/ (дата обращения: 10.05.2020).

[16] Котлярова, С.Н. Роль локализации промышленного производства в политике импортозамещения / С.Н. Котлярова, Ю.Г. Лаврикова, Л.М. Аверина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 5. - С. 115-127. DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.8

[17] Cook S. A Comparison of Regional Export Enhancement and Import Substitution Economic Development Strategies / Cook S., Watson Ph. // The Journal of Regional Analysis and Policy. 2011. Vol. 41. No. 1. P. 1-15.

[18] Трухинова О.Л. Перспективные тенденции развития российского судостроения // Великие реки 2019: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». - 2019. - Режим

доступа: http://xn-----7kcgqc6assog3b.xn--

p1ai/2019/PDF/12_5. pdf

[19] Судостроительный комплекс «Звезда». Режим доступа: https://www.sskzvezda.ru/index.php/ru/ (дата обращения: 11.05.2020).

[20] Концепция формирования Северо-Якутской опорной зоны социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Правительство республики Саха (Якутия) // Режим доступа: http://www.itamain.com/congress/rt2017/popov.pdf (дата обращения: 11.05.2020).

[21] О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации [Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Гарант. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71139412/paragraph/445485:0 (дата обращения: 12.05.2020).

[22] Новую балльную систему подсчета уровня локализации вводят в российском судостроении [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/c omments/novuyu_ballnuyu_sistemu_podscheta_urovnya_loka lizacii_vvodyat_v_rossiyskom_sudostroenii.html (дата обращения: 27.05.2020).

= V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.