Научная статья на тему 'Анализ устойчивости экономического развития Северо-Западного федерального округа'

Анализ устойчивости экономического развития Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
271
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шумейко А.О.

В данной статье рассмотрен переход к устойчивому развитию Северо-Западного федерального округа, сформулировано авторское определение устойчивого развития. В работе дана характеристика социально-экономического положения Северо-Западного федерального округа и произведена оценка уровня экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ устойчивости экономического развития Северо-Западного федерального округа»

Региональная экономика

167

По результатам проведенного исследования, наилучшая обеспеченность медицинскими услугами прослеживается в Дальневосточном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах, а наихудшая - в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ в 2010 г. Правительством РФ было принято решение о направлении дополнительных средств на модернизацию системы здравоохранения, которая началась в 2011 г. В рамках данного мероприятия решались три основные задачи: укрепление материально-технической базы медицинских организаций; внедрение современных информационных систем в здравоохранение; внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами, профилактические осмотры.

В настоящее время, основными направлениями в рамках программы модернизации является контроль за эффективным использованием медицинского оборудования, контроль за реализацией программы модернизации здравоохранения в части мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, а также за итогами реализации программы модернизации здравоохранения.

Список литературы:

1. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).

2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roszdravnadzor.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).

3. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).

АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

© Шумейко А.О.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В данной статье рассмотрен переход к устойчивому развитию Северо-Западного федерального округа, сформулировано авторское определение устойчивого развития. В работе дана характеристика социаль-

* Студент магистратуры кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность».

168

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

но-экономического положения Северо-Западного федерального округа и произведена оценка уровня экономической безопасности региона.

Ключевые слова устойчивое развитие, региональная экономика, экономический рост, экономическая безопасность, пороговые значения.

В настоящее время в России одной из основных целей долгосрочного развития является обеспечение высокого уровня благосостояния населения, основным направлением государственной политики является создание условий, позволяющих обеспечить достойную жизнь и развитие человека, следовательно, повышение уровня и качества жизни на основе устойчивого экономического роста становится основной целью развития регионов.

Ученые имеют различные мнения относительно сущности устойчивости экономического развития. По определению П.М. Иванова под устойчивостью понимается жизнеспособность, которую можно определить как «способность к жизни и развитию», то есть территория, обладающая свойством устойчивости, будет способна к выживанию и развитию.

Хайруллов Д.С. и Еремеев Л.М. трактуют устойчивое развитие региона как «его способность противостоять воздействиям различного характера, к быстрому возврату в исходное состояние в случае нарушения, либо достижение более высокой точки своего развития, неуклонное повышение качества жизни населения и обеспечение непрерывного расширенного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса» [4, с. 3].

После публикации доклада «Наше будущее» в 1987 году, который был подготовлен комиссией ООН, распространение получила концепция устойчивого развития, предполагающая такое развитие, при котором ныне живущие люди могут удовлетворить свои жизненные потребности, но такая возможность также сохраняется и для будущих поколений.

Можно предложить следующее понятие устойчивого развития - это процесс позитивных изменений, которые направлены на сбалансированное и длительное совершенствование всех сфер жизни общества, а также способность регионов достигать и поддерживать значения параметров качества жизни на определенном уровне, развивать их при колебаниях возмущений (внешних и внутренних), которые могут стать причиной падения уровня жизни в регионе.

Устойчивость экономического развития каждого отдельного региона имеет свою специфику, которая определена, в частности, долей продукции, произведенной в регионе, в общем объеме продукции, созданной в стране; ресурсным потенциалом, наличием в экономике региона экспортного сектора, менталитетом населения и т.д.

На устойчивость региональных экономик оказывают непосредственное влияние такие факторы, как:

1) система управления, обеспечивающая принятие эффективных решений;

Региональная экономика

169

2) деловая активность функционирующих в регионе предприятий;

3) восприимчивость региона к инновациям;

4) инвестиционная привлекательность региона.

С точки зрения финансовых потоков регионы можно разделить на регионы-доноры (регионы, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, они за счет своей экономической деятельности не только обеспечивают пополнение федерального бюджета, но так же и предоставляют наибольшие доходы в стране для своего населения) и регионы-реципиенты (требуют дотаций из федерального бюджета).

Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» к регионам-донорам в Российской Федерации относятся 14 субъектов.

В качестве региона, подлежащего исследованию, в данной статье выбран Северо-Западный федеральный округ, который включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. километров [1, с. 3].

Вклад субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в общий экономический потенциал страны является достаточно существенным. По рисунку 1 можно увидеть незначительную динамику доли валового регионального продукта (далее ВРП) в валовом внутреннем продукте, которая, в среднем, за 10 лет, с 2004 по 2013 включительно, составляет 10 процентов [5].

Рис. 1. Вклад Северо-Западного федерального округа в экономический потенциал Российской Федерации

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав данного округа, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ относятся к регионам-донорам.

Многообразие условий функционирования хозяйствующих субъектов оказывает значительное влияние на устойчивость экономического развития субъектов, входящих в состав округа.

Устойчивость экономического развития Северо-Западного федерального округа, во-первых, определяется очень удачным географическим положени-

170

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ем, так как здесь проходит сухопутная граница с европейскими странами, кроме того, регион также имеет и морские границы.

Северо-Западный федеральный округ выполняет важные функции в экономике Российской Федерации:

- обеспечение внешнеэкономических связей - оказывает непосредственное влияние на активное развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества;

- освоение арктических территорий, которые примыкают к Российской Федерации;

- развитие рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов.

Кроме того, Северо-Западный федеральный округ является одной из

важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики страны, в округе добываются различные виды полезных ископаемых: газ, нефть, уголь и горючие сланцы, следовательно, он становится перспективной природно-ресурсной базой.

В настоящее время также наблюдается динамичное развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в качестве туристических центров.

На рис. 2 представлена динамика объема ВРП с 2005 по 2013 год. По представленной гистограмме, можно увидеть, что наблюдается положительный тренд и с каждым годом ВРП Северо-Западного федерального округа увеличивается [5].

Рис. 2. Динамика ВРП Северо-Западного федерального округа

На рис. 3 представлена структура ВРП Северо-Западного федерального округа по видам экономической деятельности.

Доли видов, составляющие менее 6 %, на диаграмме объединены в одну группу, которая включает: раздел А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (1,96 %), раздел В «Рыболовство, рыбоводство» (0,70 %), раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (4,06 %), раздел J «Финансовая деятельность» (0,35 %), раздел Н «Гостиницы и рестораны» (1,08 %), раздел L «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» (5,86 %), раздел M «Образование»

Региональная экономика

171

(3,72 %), раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (5,26 %), раздел O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (1,76 %), раздел Р «Деятельность домашних хозяйств» (0,00006 %).

Рис. 3. Структура ВРП Северо-Западного федерального округа

Таким образом, в структуре ВРП Северо-Западного федерального округа преобладают обрабатывающие производства (доля в структуре ВРП - 20 %).

Наиболее развитыми отраслями промышленности являются:

1. Машиностроение (ПО «СЕВМАШ», Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и т.д.).

2. Металлургия (ОАО «Северсталь»).

3. Химия (Апатит и Акрон).

4. Деревообработка (Архангельский ЦБК, Группа Илим, Сыктывкарский ЛПК).

Устойчивое развитие региона определяется устойчивостью функционирования структурообразующих производств [4, с. 2].

Анализ экономического развития Северо-Западного федерального округа показал, что в настоящее время существует ряд устойчивых дисбалансов в развитии округа. Одними из основных и крайне важных являются: сложившаяся структура подготовки кадров, ценностные и социально-профессиональные ориентации населения, которые не соответствуют структуре спроса на рабочую силу; высокие требования к стандартам проживания, не соответствующие сложившимся системам жилищно-коммунального хозяйства. Данными дисбалансами обусловлен процесс миграции населения из одних субъектов Российской Федерации в другие.

172

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

В табл. 1 отражены показатели общей численности лиц, работающих на территории других субъектов Российской Федерации, по субъектам, входящим в состав Северо-Западного федерального округа [5].

Таблица 1

Численность работающих на территории других субъектов Российской Федерации, тыс. чел.

Субъект РФ 2011 2012 2013

Республика Карелия 1,1 1,8 3,9

Республика Коми 3,9 5,9 5,9

Вологодская область 2,4 3,4 5,7

Калининградская область 0,9 4,2 3,6

Ленинградская область 45,7 135,4 143,8

Мурманская область 1,3 1,8 1,3

Новгородская область 10,5 13,3 13,8

Псковская область 10,7 12,8 10,9

г. Санкт-Петербург 1,2 10,2 5,9

Исходя из представленных данных, видно, что в большинстве субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа наблюдалась положительная динамика данного показателя в период с 2011 по 2012 год. За 2013 год численность работающих вне «домашних» регионов снизилась или осталась на том же уровне в ряде субъектов, но в Ленинградской, Вологодской областях, Республике Карелия показатель увеличился на 6 %, 68 % и 116 % соответственно.

Понятие устойчивости экономического развития тесно связано с понятием экономической безопасности. Следовательно, для анализа могут быть применены подходы к оценке региональной экономической безопасности.

В настоящее время существует множество подходов по определению уровня экономической безопасности.

Один из подходов, поддерживаемый А.Н. Илларионовым, состоит в том, что главной характеристикой экономики региона является уровень развития экономики, а его отражением - размер и динамика изменения ВРП на душу населения.

Динамика величины ВРП на душу населения в целом по Северо-Западному федеральному округу представлена на рис. 4.

По представленному графику видно, что в целом по Северо-Западному федеральному округу наблюдается положительная динамика ВРП на душу населения, но делать однозначный вывод об устойчивости развития по одному показателю было бы преждевременно.

Другой подход к оценке уровня экономической безопасности предполагает использование системы показателей, отражающих различные стороны функционирования социально-экономической системы.

Региональная экономика

173

Рис. 4. Динамика величины ВРП на душу населения с 2004 по 2013 гг.

От того, насколько точно идентифицированы угрозы устойчивому экономическому развитию региона, от правильности выбора системы индикаторов для мониторинга зависит степень адекватности оценки экономической безопасности региона и комплекса необходимых мер, разрабатываемых для поддержания стабильности или обеспечения экономического роста.

Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения - это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта величины, описывающие его хозяйственно-экономическую деятельность, несоблюдение которых нарушает нормальное его функционирование и развитие [2, с. 64].

С помощью пороговых значений экономика рассматривается с позиции соответствия тенденций ее развития (внутри и во взаимодействии с экономиками других стран) национальным интересам страны [3, с. 17].

Институтом экономического анализа предложена система из 7-ми показателей для исследования экономической безопасности региона [7].

Данный перечень можно расширить, но и предложенные показатели содержательно характеризуют состояние социально-экономических процессов, протекающих в регионе.

Система, пороговые значения индикаторов для исследования экономической безопасности региона, предложенные Институтом экономического анализа, а также данные по субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Западный федеральный округ, и по округу в целом приведены в табл. 2 [5, 6].

Оценивая показатель, характеризующий общий экономический потенциал региона, а именно - объем ВРП на душу населения, в процентах от среднероссийского, можно отметить, что уровень экономического развития в целом по Северо-Западному федеральному округу превышает среднероссийский показатель почти на 8 %, но в ряде субъектов, входящих в состав округа, данный показатель ниже среднего по стране, а именно в Республике Карелия, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Новгородской и

174

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

Псковской областях. Показатель же по Ненецкому автономному округу более чем в 10 раз превышает среднероссийский показатель.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система индикаторов экономической безопасности, данные по Северо-Западному федеральному округу

№ Показатель Пороговое значение В целом по СЗФО Республика Карелия Республика Коми Ненецкий авт округ (НАО) Архангельская область (без НАО) Вологодская обл. Калининградская обл. о & я я я аз Ч Мурманская обл. Новгородская обл. Псковская обл. Санкт-Петербург

1 Объем ВРП на душу населения, % от среднероссийского 100 107,9 73,6 148,8 1063,6 78,4 75,9 76,8 104,7 105,3 75,7 46,1 130,6

2 Степень износа основных производственных фондов, % 60 43,9 48,8 51,9 38,2 43,3 40,9 47,3 36 50,8 51 49 41

3 Отношение инвестиций к ВРП, % 20 0,017 0,013 0,031 0,034 0,019 0,015 0,014 0,026 0,019 0,021 0,016 0,011

4 Отношение расходов на социальные программы к ВРП, % 20 1,1 1,9 0,7 0,4 1,0 0,6 0,9 1,2 1,0 1,3 1,4 1,1

5 Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, % 300 385,3 333,3 407,4 421,9 317,9 337,2 360,7 463,0 395,0 336,1 274,7 542,7

6 Доля безработных в общей численности трудоспособного населения, % 7 4,3 8,2 7,1 7,1 6 6,1 5,6 4,3 7,2 4,6 7 1,5

7 Отношение объема фин. помощи региону из фед. бюджета к объему доходов фед. бюджета, поступивших из региона 1 0,13 0,95 0,06 - 0,18 0,65 0,05 0,03 1,18 0,64 1,84 0,15

На величину ВРП непосредственное влияние оказывает состояние основных производственных фондов. Износ может привести к сдерживанию экономического роста или даже к деградации экономических основ общества. Исходя из отобранных для анализа статистических данных, следует, что во всех субъектах, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, степень износа производственных фондов не превышает порогового значения. Самый высокий показатель имеет Республика Коми - 51,9 %. Следовательно, в округе есть потенциал для экономического роста.

Проведение грамотной инвестиционной политики необходимо для обеспечения и поддержания высокого уровня производства. Показатели, характеризующие отношение суммы инвестиций в основной капитал к ВРП, по всем субъектам, входящим в состав Северо-Западного федерального округа, и по округу в целом значительно ниже порогового значения, что свидетельст-

Региональная экономика

175

вует о необеспеченны в регионе уровня инвестирования, гарантирующего нормальный ход воспроизводственного процесса и возмещение выбывающих фондов. По всем субъектам, входящим в состав Северо-Западного федерального округа, показатель составляет меньше одного процента.

Исследователи, занимающиеся изучением вопросов обеспечения экономической безопасности, так же акцентируют внимание на важности показателей, определяющих состояние социальной сферы. По отношению расходов на социальные программы к ВРП критическое значение этого показателя не достигнуто ни в одном субъекте Северо-Западного федерального округа, в среднем, данный показатель находится на уровне 1,1 %.

Пороговое значение показателя соотношения средней заработной платы в регионе к прожиточному минимуму можно интерпретировать так: величина средней заработной платы должна в три раза превосходить величину прожиточного минимума. Кроме Псковской области, все субъекты, входящие в состав Северо-Западного федерального округа, имеют значения выше порогового значения, в ряде субъектов (Ненецкий автономный округ, Ленинградская область и Санкт-Петербург) показатели значительно его превышают.

По шестому показателю (доля безработных в общей численности трудоспособного населения) показатели четырех субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, превышают пороговое значение, но превышение незначительно, максимально на 1,2 % в Республике Карелия.

Пятый и шестой показатели оказывают влияние на обеспечение достойного качества жизни каждого работающего человека, на снижение уровня преступности в обществе и способствуют общему повышению уровня жизни.

Показатель отношения объема финансовой помощи региону из федерального бюджета к объему доходов федерального бюджета, поступивших из региона дает представление о статусе региона в финансовых взаимоотношениях с федеральным бюджетом. По данному показателю только в Мурманской и Псковской областях наблюдается превышение порогового значения.

Таким образом, проанализировав тенденции экономического развития Северо-Западного федерального округа, можно отметить, что он является крупной перспективной природно-ресурсной базой страны, одной из важнейших баз научно-технического прогресса России, экономико-географическое и геополитическое положение региона оказывает определяющее влияние на структуру экономики округа и темпы ее развития, а культурно-исторический потенциал способствует повышению привлекательности округа для населения и инвесторов.

В ходе анализа системы индикаторов были выявлены позитивные тенденции, а именно: уровень экономического развития в целом по округу превышает среднероссийские показатели, имеется потенциал экономического роста за счет непревышения порогового значения по износу основных производственных фондов, показатель отношения безработных к общей численности экономически активного населения отличается от среднероссий-

176

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ских показателей незначительно и находится в пределах норм, средняя заработная плата, получаемая работниками в Северо-Западном федеральном округе в целом значительно превышает величину прожиточного минимума.

Тем не менее, в некоторых областях и республиках существуют определенные дисбалансы и наблюдается выход за границы пороговых значений. Значительное негативное влияние на устойчивость дальнейшего социальноэкономического развития может оказать недостаточная величина инвестиций, которая скажется на возможности нормального функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность в Северо-Западном федеральном округе. Кроме того, недостаточная величина расходов на социальные программы так же может вызвать угрозы, препятствующие развитию Северо-Западного федерального округа.

Следовательно, для повышения устойчивости экономического развития требуется увеличить количество и размер социальных выплат населению для улучшения качества жизни, а также необходимо активно привлекать инвесторов для увеличения суммы отчислений на модернизацию производства, внедрение новых технологий, импортозамещение и т.д., которое впоследствии приведет к повышению конкурентоспособности всех хозяйствующих субъектов, а, значит, и к повышению уровня экономической безопасности региона в целом.

Список литературы:

1. «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. n 2074-р [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. - 1 электрон. Диск (CD-ROM); Windows 98/ME/NT4/2000/XP.

2. Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации / колл. авт.; под общ. ред. В.И. Авдийского, В.М. Безденежных и В.К. Сенчагова; отв. ред. Ю.В. Трунцевский. - СПб.: Образов. центр «СоветникЪ», 2014. - 160 с.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России: монография / В.К. Сенчагов и др. - Нижний Новгород, 2012. - 299 с.

4. Хайруллов Д.С., Еремеев Л.М. Проблемы устойчивости социально-экономического развития региона // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - Казань. - 2012. - № 1. - С. 73-76.

5. Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: http://fedstat.ru (дата обращения: 07.11.15)

6. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru (дата обращения: 07.11.15).

7. Сайт Института экономического анализа [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.iea.ru (дата обращения: 07.11.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.