Научная статья на тему 'Анализ условий создания регионального научно-инновационного кластера как важнейшего фактора устойчивого развития экономической системы региона'

Анализ условий создания регионального научно-инновационного кластера как важнейшего фактора устойчивого развития экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ВУЗ / ВЛАСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / СЕТИ / ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / REGIONAL CLUSTER / INNOVATIONS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / GOVERNMENT / BUSINESSES / BUSINESS-STRUCTURES / POLITICS / NATIONAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Ирина Николаевна

В статье обсуждаются проблемы формирования и развития новой модели инновационного взаимодействия власти, экономики, образования и бизнеса -региональные научно-инновационные кластеры. Рассматривается место, роль и функции кластерных составляющих: региональной власти, ВУЗов, предприятий, бизнес-структур и т.д. Выявлено, что деятельность кластеров позволит принимать, как на федеральном, так и на региональном уровнях меры по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Целью нашего исследования является выявление системы эффективного взаимодействия государственной власти и ВУЗов, предприятий и бизнеса, различных НИИ и зон роста, основных направлений этого взаимодействия в условиях социально-экономического развития РФ и модернизации и развития инновационной деятельности региона. Методология проведения работы предполагает постановку и решение ключевых задач для достижения поставленной цели: 1. необходимо обозначить основные цели создания и принципы организации кластера, субъекты, типы и стадии развития кластера; 2. сформулировать принципы и направления кластерной политики, меры по ее реализации. Провести разграничение полномочий при реализации кластерной политики между федеральным и региональным уровнем власти; 3. проработать механизмы поддержки правительством Нижегородской области и Правительством РФ: целевая направленность выделенных средств, финансирование конкретных мероприятий; 4. обеспечить информационное сопровождение кластерной политики и деятельности кластера; 5. проработать развитие кластерного бренда. Результатом исследования станет разработка и апробация проекта реализации системы региональных научно-инновационных кластеров, предложение современных и эффективных механизмов управления данной комплексной структурой, перспективы развития кооперации с другими регионами РФ и развития межрегиональных кластеров подобного типа. Область применения результатов: в разработке Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, Стратегии развития г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Стратегии развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Национального исследовательского университета до 2020 года, работе отраслевых департаментов и ведомств в системе региональной власти, малых инновационных предприятий и бизнес-инкубаторов в структуре ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONDITIONS NECESSARY FOR CREATION OF REGIONAL RESEARCH AND INNOVATION CLUSTER AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

The article discusses the problems of formation and development of a new model of the innovative interaction between government, economy, education and business regional research and innovation clusters. It also reviews the place, role and function of cluster components: regional government, universities, companies, businesses, etc. It has been determined that the activity of the clusters will allow both on the federal and regional levels to take measures to promote the development of the economy and the social sphere with regard to the competitive advantages of each region. The aim of our research is to identify a system of effective interaction between the government and higher education institutions, enterprises and businesses, various research institutes and growth areas, main areas of cooperation in terms of social and economic development of the Russian Federation and the modernization and development of innovation in the region. The methodology of the work involves the formulation and solution of key tasks to achieve the goal: 1. It is necessary to outline the main objectives and principles of the creation of the cluster, and subjects, types and stages of development of the cluster; 2. To formulate the principles and directions of the cluster policy, and measures for its implementation. To distribute the jurisdictions in the implementation of cluster policies between the federal and regional governments; 3. To elaborate mechanisms of support by the Government of the Nizhny Novgorod region and the Government of the Russian Federation: targeting of the allocated funds, funding of specific activities; 4. To provide information support for the cluster policies and activities of the cluster; 5. To elaborate the development of the cluster brand. The result of the study will be the development and testing of the project of implementation of the regional science and innovation cluster system, suggestion of modern and effective tools to control this complex structure, and future directions for the development of cooperation with other regions of Russia and the development of inter-regional clusters of this type. Field of application of the results: The results can be used for the strategy of the innovative development of Russia until 2020, strategy of development of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region, strategy of the development of the N.I.Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod National Research University until 2020; for the work of branch departments and agencies in the system of regional government, small innovative companies and business incubators in the structure of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Анализ условий создания регионального научно-инновационного кластера как важнейшего фактора устойчивого развития экономической системы региона»

УДК 316.74:001

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Ефимова И.Н.

В статье обсуждаются проблемы формирования и развития новой модели инновационного взаимодействия власти, экономики, образования и бизнеса -региональные научно-инновационные кластеры. Рассматривается место, роль и функции кластерных составляющих: региональной власти, ВУЗов,

предприятий, бизнес-структур и т.д. Выявлено, что деятельность кластеров позволит принимать, как на федеральном, так и на региональном уровнях меры по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

Целью нашего исследования является выявление системы эффективного взаимодействия государственной власти и ВУЗов, предприятий и бизнеса, различных НИИ и зон роста, основных направлений этого взаимодействия в условиях социально-экономического развития РФ и модернизации и развития инновационной деятельности региона.

Методология проведения работы предполагает постановку и решение ключевых задач для достижения поставленной цели:

1. необходимо обозначить основные цели создания и принципы организации кластера, субъекты, типы и стадии развития кластера;

2. сформулировать принципы и направления кластерной политики, меры по ее реализации. Провести разграничение полномочий при реализации кластерной политики между федеральным и региональным уровнем власти;

3. проработать механизмы поддержки правительством Нижегородской области и Правительством РФ: целевая направленность выделенных средств, финансирование конкретных мероприятий;

4. обеспечить информационное сопровождение кластерной политики и деятельности кластера;

5. проработать развитие кластерного бренда.

Результатом исследования станет разработка и апробация проекта реализации системы региональных научно-инновационных кластеров, предложение современных и эффективных механизмов управления данной комплексной структурой, перспективы развития кооперации с другими регионами РФ и развития межрегиональных кластеров подобного типа.

Область применения результатов: в разработке Стратегии

инновационного развития РФ до 2020 года, Стратегии развития г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Стратегии развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского - Национального исследовательского университета до 2020 года, работе отраслевых департаментов и ведомств в системе региональной власти, малых инновационных предприятий и бизнес-инкубаторов в структуре ВУЗов.

Ключевые слова: региональный кластер, инновации, ВУЗ, власть, предприятия, бизнес-структуры, сети, политика, Национальный университет.

ANALYSIS OF CONDITIONS NECESSARY FOR CREATION OF REGIONAL RESEARCH AND INNOVATION CLUSTER AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

Efimova I.N.

The article discusses the problems of formation and development of a new model of the innovative interaction between government, economy, education and business - regional research and innovation clusters. It also reviews the place, role and function of cluster components: regional government, universities, companies, businesses, etc. It has been determined that the activity of the clusters will allow both on the federal and regional levels to take measures to promote the development of the economy and the social sphere with regard to the competitive advantages of each region.

The aim of our research is to identify a system of effective interaction between the government and higher education institutions, enterprises and businesses, various research institutes and growth areas, main areas of cooperation in terms of social and economic development of the Russian Federation and the modernization and development of innovation in the region.

The methodology of the work involves the formulation and solution of key tasks to achieve the goal:

1. It is necessary to outline the main objectives and principles of the creation of the cluster, and subjects, types and stages of development of the cluster;

2. To formulate the principles and directions of the cluster policy, and measures for its implementation. To distribute the jurisdictions in the implementation of cluster policies between the federal and regional governments;

3. To elaborate mechanisms of support by the Government of the Nizhny Novgorod region and the Government of the Russian Federation: targeting of the allocated funds, funding of specific activities;

4. To provide information support for the cluster policies and activities of the cluster;

5. To elaborate the development of the cluster brand.

The result of the study will be the development and testing of the project of implementation of the regional science and innovation cluster system, suggestion of modern and effective tools to control this complex structure, and future directions for the development of cooperation with other regions of Russia and the development of inter-regional clusters of this type.

Field of application of the results: The results can be used for the strategy of the innovative development of Russia until 2020, strategy of development of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region, strategy of the development of the N.I.Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University until 2020; for the work of branch departments and agencies in the system of regional government, small innovative companies and business incubators in the structure of higher education institutions.

Keywords: regional cluster, innovations, Higher Education Institution, government, businesses, business-structures, politics, National University.

Основным направлением модернизации образования является необходимость приведения его в соответствие потребностям мировой экономики, основанной на знаниях, что позволяет выделить в качестве наиболее перспективной модели развития современного ВУЗа - модель региональных научно - инновационных кластеров, включающих в себя органы власти, ВУЗы, предприятия и бизнес-структуры, а так же, различные научные центры и зоны роста.

Востребованность кластеров должна отражать приоритетную позицию в развитии того или иного региона. Кластеры смогут в дальнейшем обеспечить конкурентоспособность и процветание любого региона.

Взаимовыгодность действий власти и бизнеса в нашей области заключается в том, что представители бизнеса выражают готовность участвовать в социально-экономическом развитии региона, решать социальные проблемы людей, занятых в производстве (увеличение заработной платы, предоставление социальных льгот и т.д.), а власть, в свою очередь, должна создать благоприятные условия для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке, реализации эффективных инвестиционных проектов, которые и позволят в будущем увеличить выпуск продукции.

Власть располагает экономическими, политическими,

административными и информационными ресурсами, бизнес-структуры, в свою очередь - финансовыми, экспертными и инновационными, а при этом сильные ВУЗы - научным инновационным потенциалом, коммерциализацией разработок и новейшими информационными технологиями. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти, бизнес-структур, промышленности, ВУЗов и т.д.

Г осударственная инициатива по стимулированию процессов модернизации и инноваций не могла пройти мимо подавляющего числа сильных университетов. Вузы рассматриваются в качестве основных участников модернизационных процессов, результатом которых должно стать рождение новой, несырьевой экономики страны и возврат конкурентных позиций стране, ее образовательной и инновационной системе и, возможно, даже повышение качества жизни населения.

Более того, человеческий капитал все больше и больше ценится на рынке, в этом случае, одной из задач высших образовательных учреждений является

предоставление услуг в области образования соответствующих условиям рынка [1].

Конкурентные преимущества обеспечивают себе те ВУЗы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы [2].

Инновационное развитие подразумевает третий путь, в отличие от административного и полностью рыночного, то есть такую управленческую модель - кластер, в которой предусмотрено обязательное участие ключевых кластеров - государства, предприятия, ВУЗа, бизнес-структур с возможностью лидерства каждого из них на определенном участке развития, при этом формирование общего кластерного пространства согласия.

В условиях инновационного развития кластерные ВУЗы должны служить не только источником знаний, но и формировать кадры управленцев, которые смогут этими полученными знаниями управлять.

Кластерная модель также предполагает приоритет сетевого характера взаимодействия участников инновационного процесса в рамках, так называемых стратегических инновационных сетей, где происходит пересечение кластерных отношений - корпоративных, государственных, университетских и создание на их основе гибридных моделей институтов.

Именно такая кластерная модель имеет право на жизнь и в нашей стране, если только роль лидеров в формировании и развитии новой инновационной системы возьмут на себя сильные ВУЗы, и главным образом, национальные исследовательские. Именно сейчас, когда обсуждается новая Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года, необходимо укрепить в ее реализации роль сильнейших ВУЗов России. Не менее важным направлением является повышение эффективности подготовки профессиональных кадров для реализации задач модернизации национальной экономии.

При этом необходимо отметить, что именно в современных рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные со сферой

образовательных услуг. Возникает необходимость создания новых моделей взаимодействия власти, бизнеса, общества и ВУЗов и их возможностей, как одного из ведущих факторов конкурентоспособности региона. Знаковым результатом для создания региональных научно-инновационных кластеров, стало присвоение инновационным университетам категории «национального исследовательского университета». В развитии такой модели ВУЗов, наряду с традиционными функциями получения научных знаний и развития образовательной деятельности, появляется новая функция производства инноваций и их дальнейшее использование. Внедрение результатов инноваций в экономику и гражданское общество, осуществляется за счет «трансфера знаний», который призван обеспечить передачу знаний, в том числе и технологии, опыт и навыки от ВУЗов к органам власти, предприятиям, бизнес-структурам, НИИ, общественным организациям и т.д., приводя к инновациям в экономике как регионов, так и страны.

В области развития образования нашей области можно выделить следующие новые направления:

• инновационные подходы к деятельности и способы организационных мероприятий для обеспечения успешной работы в будущем;

• переход к экономике знания, с учетом снижения рисков;

• разработка новых форм организации учебных процессов в ВУЗах;

• построение социальных сетей, и их распространение на всех кластерных участников;

• проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и их внедрение через трансфер технологий в экономику;

• развитие службы управления персоналом;

• развитие новейших информационных технологий и форм «сетевого интеллекта» для обработки информации в региональных кластерах и применении на практике;

• внедрение системно-уровневого принципа. работы по принятию решений;

• создание и развитие новых форм взаимодействия составляющих регионального кластера с представителями органов власти, ВУЗов, бизнес-структур, промышленности, а также кластеров других регионов. Перед каждым ВУЗом стоит сложнейшая задача формирования нового

управленческого, инженерно-технического поколения, способного обеспечить инновационное развитие РФ, а в терминах упоминавшейся Стратегии инновационного развития - инновационного человека.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание целой сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий и формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

При этом инновации рассматриваются как совершенно новый продукт, технологии, технические средства, новые знания и являются продуктом деятельности сразу нескольких кластеров - власти, ВУЗов, частных фирм, НИИ, промышленности и др. и распространяются по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве региона, которые в дальнейшем создают условия для эффективной комбинации факторов производства и продуцирования инноваций.

В настоящее время в Нижегородской области уже формируется несколько кластеров. Прежде всего, автомобильный. В рамках его создания предполагается модернизация существующих и создание новых инновационных производств в сфере автомобилестроения.

Второй кластер - нефтехимический. Центральным проектом является строительство комплекса по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в год ООО «РусВинил» - бельгийско-российского совместного предприятия («Солъвин», Бельгия, и «СИБУР Холдинг», Россия).

Будет продолжена реализация и других инвестиционных проектов: проекта итальянской компании «Даниэли» - завода по производству металлургического оборудования (объем инвестиций - 600 млн. руб.); проекта бельгийской компании «Юнилин» по созданию производства напольных покрытий (объем инвестиций - 1,2 млрд. руб.) и др.

Продолжатся два крупных инвестиционных проекта на Выксунском металлургическом заводе. Это Стан-5000 (планируемый объем инвестиций в 2012 г. - более 4 млрд. руб.) и модернизация трубоэлектросварочного комплекса труб малого и среднего диаметра (2012 г. - около 5 млрд. руб.).

Развивается инфраструктура поддержки бизнеса. В области функционирует Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, региональный венчурный фонд, расширяется сеть бизнес-инкубаторов в районах области.

В феврале 2012 года концерн Schott AG (Германия) обратился в правительство Нижегородской области с предложением создать на территории региона фармацевтический кластер. «Перспективы очень хорошие. Создание кластеров — это реальные дела», — добавил Губернатор Нижегородской области В. Шанцев. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев одобрил и концепцию создания туристического кластера региона.

Инвестиционная политика Нижегородской области в ближайшие годы будет сосредоточена на формировании инвесттерриторий под реализацию крупномасштабных комплексных проектов - кластеров, технопарков, индустриально-логистических парков. В данный момент в регионе реализуются два крупных проекта по созданию технопарков: технико-внедренческого открытого технопарка в поселке Сатис на базе Федерального ядерного центра и технопарка информационных технологий «Анкудиновка».

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев считает, что в регионе должен быть создан кластер высоких информационных технологий. Он сообщил, что подобный кластер может быть создан на базе недавно

открывшегося технопарка в поселке Сатис Дивеевского района Нижегородской области и отметил, что создание данного кластера стало возможно с приходом корпорации Intel. «Также работать в технопарке выражают желание Microsoft и АФК «Система», - сообщил губернатор.

Существенным отличием кластеров нашей области является их направленная интегрированность с ВУЗами, КБ, НИИ. Считаем, что наша область является одной из ведущих по инновационности, имеет высокий показатель коммерциализации разработок, использует большое число технологий, производит инновационную продукцию, и власть способна создать региональный научно-инновационный кластер в нашем регионе.

Востребованность кластерных программ должна отражать приоритетную позицию кластеров в развитии того или иного региона. Кластеры смогут в дальнейшем обеспечить конкурентоспособность и процветание любого региона. Без комплекса мер по укреплению экономического потенциала любого субъекта РФ, включая действия по повышению инвестиционной привлекательности, формированию и совершенствованию кластеров, стимулированию региональных точек роста, невозможно достичь эффективной реализации стратегии социально-экономического развития региона и страны.

ВУЗы, входящие в кластер должны создать такой организационный механизм, который будет отвечать за технологическое внедрение фундаментальных исследований, проводить анализ рынков будущей инновационной продукции, заниматься продвижением инновационных продуктов.

Такой ВУЗ должен работать в среде, где высоко развито и предпринимательство, и изобретательство. Именно в такой среде происходит замена простой модели инноваций на более сложную. Задача взаимосвязи ВУЗа и бизнеса состоит в том, чтобы систематизировать процесс коммерциализации результатов исследований. Необходим рабочий диалог между ВУЗами и

бизнесом, чтобы полученные исследования были ориентированы на нужды промышленности.

Считаем, что Нижегородская область является одной из ведущих по инновационности, имеет высокий показатель коммерциализации разработок, использует передовые технологии, производит инновационную продукцию, и региональная власть способна создать инновационный кластер в нашем регионе. И создание регионально научно-инновационного кластера как одного из российских центров на базе Национального исследовательского университета (ННГУ им. Н. И. Лобачевского) полностью соответствует сути концепции долгосрочного развития, как нашего региона, так и в целом России. ННГУ на протяжении нескольких лет взаимодействует, как с Правительством федерации и региона, так и промышленным сектором, бизнес-структурами, исследовательскими центрами и НИИ, коммерческими и общественными организациями и т.д.

В университете сложились десятки всемирно известных научных школ. Имена основателей научных школ ННГУ входят в золотой фонд российской науки, является базовым университетом нижегородского научного центра РАН.

В 2010 - 2011 г.г. ННГУ выиграл четыре проекта по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования.

К основным задачам проектов, в том числе формирования условий для создания региональных кластеров, отнесены: создание в ВУЗе

исследовательской лаборатории международного класса, получение инновационных научных результатов мирового уровня, подготовка высококлассных специалистов, трансфер в экономику перспективных разработок.

При стремлении достижения устойчивых результатов, очень сложно найти баланс между необходимостью постоянного и долгосрочного прогресса в реализации программы и потребностью в быстрых, но качественных

результатах. Поэтому одним из основных условий развития кластеров становится выявление разработок и технологий ННГУ для их коммерциализации и продвижения на рынок совместно с российскими партнерами. На сегодня главным достижением является то, что ННГУ как национальный исследовательский университет на практике осваивает наиболее эффективные инструменты и модели развития инноваций и трансфера технологий. Содействует формированию нового поколения руководителей, опыт которых позволит ВУЗам стать ключевыми центрами в развитии экономики и общества.

В ННГУ им Н.И. Лобачевского, Национальном исследовательском университете в настоящее время разработаны следующие проекты:

1. «Экстремальные световые поля и их приложения» - соруководитель проекта проф. М.И.Бакунов, предполагает участие французско-американского ученого в области лазерной физики, директора Института экстремальных световых полей в Париже проф. Жерара Муру (Gerard Mourou) и создание лазерной лаборатории мирового класса, где будут развернуты экспериментальные исследования по генерации световых полей с экстремально высокой пиковой мощностью и экстремально малой длительностью импульса.

2. «Внеклеточный матрикс в мозге» - соруководитель проекта доктор физ.-мат. наук В.Б.Казанцев, будет осуществляться под руководством ученого в области науки о мозге, создателя нового направления в нейронауке по изучению синаптических функций внеклеточного матрикса в головном мозге млекопитающих проф. Итальянского Института Технологий (Генуя, Италия) А.Э.Дитятева.

Решение поставленных научных задач позволит в кратчайшие сроки создать современный научно-образовательный центр в области науки о мозге.

3. «Радиофизические принципы биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики» - соруководитель проф. С.Н. Гурбатов, предполагает приглашение ученого в области нелинейной

акустики, заведующего кафедрой акустики МГУ академика О.В. Руденко и создание лаборатории «биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики» - (MedLab), которая обеспечит выполнение научных исследований и координацию работ подразделений университета по следующим направлениям: акустическая диагностика и высокоинтенсивный ультразвук; лазерные и СВЧ медицинские приборы.

4. «Взаимодействие атмосферы, гидросферы и поверхности суши: физические механизмы, методы мониторинга и контроля планетарных пограничных слоев и качества окружающей среды» - соруководитель проекта проф. А.В.Кудрин, будет выполняться под руководством ученого в области физики атмосферы, директора по научной работе Отделения атмосферных наук Хельсинкского университета, профессора Финского метеорологического института С.С. Зилитинкевича.

Проект предусматривает создание в ННГУ лаборатории мирового класса, деятельность которой будет нацелена на проведение комплексных исследований физических процессов в планетарных пограничных слоях в атмосфере и гидросфере, а также разработку и создание оборудования для мониторинга и контроля состояния окружающей среды.

Решение поставленных в проекте задач откроет новые возможности для проведения передовых исследований и разработок в области наук о Земле и радиофизических методов исследования природных сред.

В 2010 году ННГУ стал победителем конкурса по Постановлению Правительства РФ №218 «О государственной поддержке создания высокотехнологичных производств», в рамках которого ННГУ и ЗАО «Волгостальконструкция» совместно реализуют проект «Создание мобильной высокотехнологичной установки по переработке и утилизации отходов нефтеперерабатывающих предприятий (кислых гудронов). Производство нового поколения связующих для асфальтобетонных смесей (битумов)».

Научный руководитель проекта проф. Зорин А.Д. Проект разработан Центром сетевой интеграции ННГУ (руководитель проф. Орлов И.Я.).

Одним из первых в России в ННГУ в 1998 году был создан научнообразовательный центр по нанотехнологиям «Физика твердотельных наноструктур». НОЦ оснащен уникальным оборудованием, сосредоточенным в 4 лабораториях центра.

В 2007 году в ННГУ создан еще один научно-образовательный центр «Нанотехнологии». Данные НОЦы являются центрами развития перспективных технологий, обеспечивая переход от исследований и разработок к внедрению новых технологий в производство. Нанотехнологические центры должны стать в ближайшие годы точками роста инновационной экономики.

В ННГУ развивается инфраструктура поддержки трансфера знаний, включающая систему взаимодействия с внешними предприятиями, организациями и научными учреждениями. В ННГУ работает Инновационнотехнологический центр.

В ННГУ, по мере развития информационных технологий и увеличения числа абонентов, подключенных к сети Ш;ете^ все большее распространение получают сетевые технологии. Дистанционное обучение студентов ННГУ по сетевым технологиям основано на доступе студентов к предварительно созданным базам учебных материалов. В число средств сетевых технологий входят видеоконференции. В отличие от ТВ-технологий в видеоконференциях предусмотрены возможности двустороннего обмена информацией. Обучаемые не только слушают лектора, но могут задавать ему вопросы и получать ответы.

В числе достижений ННГУ следует отметить, что программа «Эврика», осуществляемая в ВУЗе начала вносить существенный вклад в развитие инновационной и предпринимательской экосистем регионов. Совместные мероприятия в рамках пилотных проектов данной программы позволили вовлечь не только другие ВУЗы, но и представителей власти и их потенциальных инвесторов в формирование партнерских отношений на основе

нового опыта. Вторым значимым достижением стало привлечение в сообщество данной программы представителей частного бизнеса, что является наглядным подтверждением взаимовыгодности сотрудничества в сфере научных исследований и использования результатов интеллектуальной деятельности ВУЗов.

ВУЗы наряду со структурами власти и промышленности являются необходимыми компонентами общей экосистемы инноваций. Поэтому помимо наращивания потенциала внутри ВУЗа, ННГУ должен также заниматься формированием своего статуса в рамках этой большой инновационной экосистемы как на региональном, так и на международном уровне. Знаковым достижением программы «Эврика» является тот факт, что такие российские пилотные ВУЗы, как ННГУ овладевают опытом работы в области трансфера технологий. Программа готовит новое поколение лидеров, обладающих знаниями и опытом для создания нового регионального научноинновационного кластера. В ННГУ все работы по пилотному проекту программы «Эврика» и групповые обсуждения с представителями региональных органов власти и промышленных предприятий, софинансировались за счет средств, выделенных на программы «Развитие ННГУ как национального исследовательского университета» и «Развитие инновационной инфраструктуры ННГУ» [3].

В ННГУ исследования ведутся совместно с крупнейшими научными центрами РАН, российскими и зарубежными научно-инновационными центрами и предприятиями высоких технологий («Газпром», Росатом», «Intel», «Microsoft», «National Instruments», «Мера», «Teleca» и др.).

В 2010 году ННГУ с программой «Развитие комплексной инновационной инфраструктуры ННГУ им. Н.И. Лобачевского для эффективного трансфера результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики» стал победителем открытого конкурса по отбору программ развития инновационной

инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных ВУЗов.

Необходимо отметить, по уровню развития образовательной деятельности в 2011 году ННГУ находится на 13-15 месте из 56 мест в системе рейтингования ВУЗов, наряду с Московским государственным университетом путей сообщения и Кубанским государственным университетом [4].

По уровню развития научно-исследовательской деятельности в 2011 году ННГУ занимает 16-18 место в системе рейтингов ВУЗов наряду с Иркутским национальным исследовательским государственным техническим университетом и Воронежским государственным университетом [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По уровню развития бренда в 2011 году ННГУ располагается 14-16 месте наряду с Дальневосточным федеральным университетом и Воронежским государственным университетом в общефедеральном рейтинге и 1 среди нижегородских ВУЗов, что подтверждает востребованность ННГУ среди прочих ВУЗов Нижегородской области [6].

Согласно вышеперечисленным позициям в общефедеральном рейтинге ВУЗов по ряду частных критериев, ННГУ уверенно входит в топ-20 лучших ВУЗов России и имеет очень неплохие перспективы по дальнейшему улучшению своих рейтинговых позиций.

В 2011 году ННГУ вошел в Федеральную целевую программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Цель проекта - создание на базе национального исследовательского университета (ННГУ) Зоны Роста медицинского приборостроения и высоких биомедицинских технологий, как одного из российских центров компетенции, обладающего долей рынка и конкурентоспособного в секторах соответствующих направлениям научно-инновационного развития Зоны Роста.

Зона Роста медицинского приборостроения - это медико-биологический кластер. Создание Зоны роста на базе ННГУ можно и нужно рассматривать как

адекватный ответ на изменившиеся требования руководства страны, предъявляемые к ННГУ как одному из Национальных исследовательских университетов РФ.

Наличие Зоны Роста в ННГУ соответствует государственной инновационной политике РФ, провозглашенной руководством страны в качестве стратегического инструмента в обеспечении экономической безопасности и достижения высокой динамики роста экономики нашего государства, а также свидетельствует о готовности властей всех уровней к оказанию всесторонней поддержки процессов интеграции интеллектуального потенциала ВУЗов и объединения усилий учебных, научных и производственных организаций при создании структур, аналогичных Зоне роста, таких как региональные научно-инновационные кластеры.

Проведенный анализ по взаимодействию исполнительных и законодательных органов власти, ВУЗов, бизнес-структур и предприятий, научных центров и зон роста при создании регионального научноинновационного кластера показал, что его реализация направлена на решение актуальной задачи создания в Российской Федерации сети специализированных инновационных кластеров для комплексного решения задачи модернизации экономики страны.

В результате работы были получены следующие результаты:

• доказано наличие взаимодействия власти, ВУЗов, бизнес-структур и

предприятий как основополагающего условия становления эффективной системы их взаимодействия;

• определен механизм взаимодействия составляющих регионального

научно-ииновационного кластера, представляющий собой совокупность принципов, методов, и технологий;

• выявлены факторы, препятствующие становлению эффективного

взаимодействия власти, ВУЗов, предприятий и бизнес -структур с целью

привлечения дополнительных инвестиций в регион и рассмотрены пути их преодоления;

• обоснованны основные направления государственной поддержки ВУЗов, предприятий и бизнес-структур.

Также можно сделать вывод, что региональный научно-инновационный кластер должен стать связующим звеном между ВУЗами, научными лабораториями и НИИ, промышленным производством и бизнес - структурами, технопарками и зонами роста и т.д., объединяющим, координирующим центром малых и средних научных предприятий региона, где он будет образован, местом для воплощения инноваций, отправной точкой для дальнейшего динамичного развития научно-исследовательской и внедренческой базы.

Деятельность региональных научно-инновационных кластеров позволит осуществлять скоординированность принятия, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию кластеров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Именно стабильное повышение качества жизни населения страны должно быть индикатором успешности реализации государственной региональной политики.

Список литературы

1. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет: профессиональная предпринимательская организация вуза. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2004. 370 с.

2. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблема теории и практики управления. 2010. №5. С.53-58

3. Чупрунов Е.В., Гурбатов С.Н., Бедный Б.И. Классический исследовательский университет в инновационном обществе знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2010. №1. С.6-16.

4. Частные рейтинги 2011 - критерий «Образовательная деятельность вуза» // Национальный рейтинг университетов. URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=34 (дата обращения: 05.08.2012)

5. Частный рейтинг 2011: критерий «Научно-исследовательская

деятельность вуза» // Национальный рейтинг университетов. URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=35 (дата обращения: 07.08.2012)

6. Частный рейтинг 2011: критерий « Бренд вуза» // Национальный рейтинг университетов. URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=38 (дата обращения: 08.08.2012)

References

1. Grudzinskiy A.O. Proektno-orientirovannyy universitet: professional'naya predprinimatel'skaya organizatsiya vuza [Project-oriented university: professional entrepreneurial organization of the university]. N.Novgorod. UNN Press. 2004. 370 p.

2. Guskova N.D., Krakovskaya I.N. Investitsii v chelovecheskiy kapital vuza: organizatsionnyy aspect [University Human Capital Investments: Organizational Aspect]. Problema teorii ipraktiki upravleniya, no. 5 (2010): 53-58.

3. Chuprunov E.V., Gurbatov S.N., Bednyy B.I. Klassicheskiy issledovatel'skiy universitet v innovatsionnom obshchestve znaniy [Comprehensive Research University in the Innovative Knowledge Society]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, no. 1 (2010): 6-16.

4. Natsional'nyy reyting universitetov [National University Ranking System]. http://unirating.ru/txt.asp?rbr=34

5. Natsional'nyy reyting universitetov [National University Ranking System]. http://unirating.ru/txt.asp?rbr=35 (last access date: August 07, 2012)

6. Natsional'nyy reyting universitetov [National University Ranking System]. http://umrating.m/txt.asp?rbr=38 (last access date: August 08, 2012)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Ефимова Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, зам. начальника отдела по связям с общественностью

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского ул. Богородского, д.7, кор.1, кв.30, г. Нижний Новгород, 603122, Россия efmova-irina@list. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Efimova Irina Nikolayevna, Deputy director of the department of public relations, Ph.D. in Sociology

University of Nizhni Novgorod

7-1 Bogorodskogo St., Apt.30, Nizhni Novgorod, Russia, 603163. efmova-irina@list. ru

Рецензент:

Золотов Александр Владимирович, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономическая теория», декан ФПК ННГУ им. Н.И. Лобачевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.