Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / АНАЛИЗ СФЕРЫ ТУРИЗМА / TOURISM ENTREPRENEURSHIP / TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN / LEVEL OF TOURISM DEVELOPMENT / ANALYSIS OF THE TOURISM SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Михаил Сергеевич, Самохин Владислав Владимирович

В статье проведена оценка и представлен анализ уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан в целях определения перспектив развития туристской деятельности в регионе. Приведена методика анализа уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в регионе, а также представлен индекс уровня развития предпринимательства в туризме. Дана характеристика развития туризма в Республике Татарстан. Определен уровень развития предпринимательской деятельности в туризме в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the level of business activity development in tourism in the Republic of Tatarstan

The article evaluates and analyzes the level of business activity in the tourism sector in the Republic of Tatarstan in order to assess the perspectives for tourism activities in the region. The paper presents a method for analysis the level of business activity in tourism and entrepreneurship development index in tourism. Tourism development in the Republic of Tatarstan is described; and its activity level is identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 2 • Февраль 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

t>

Пер

ЧРЛ1

Первое

экономическое издательство

Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова 113 лет

Предпринимательство и логистика в условиях цифровой трансформации экономики

Анализ уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в республике татарстан

Мельников М.С.1, Самохин В.В.1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова , Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье проведена оценка и представлен анализ уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан в целях определения перспектив развития туристской деятельности в регионе. Приведена методика анализа уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в регионе, а также представлен индекс уровня развития предпринимательства в туризме. Дана характеристика развития туризма в Республике Татарстан. Определен уровень развития предпринимательской деятельности в туризме в Республике Татарстан.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: туристское предпринимательство, туризм в Республике Татарстан, уровень развития туризма, анализ сферы туризма

Analysis of the level of business activity development in tourism in the Republic of Tatarstan

Melnikov M.S. 1, Samokhin V.V. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Туризм представляет собой самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Туристский бизнес является одним из векторов инновационного развития в России в долгосрочной перспективе. Однако на данный момент в сфере российского туризма еще нет окончательно сложившейся эффективной системы рыночных отношений. Как отмечают эксперты, отечественная туристская отрасль характеризуется отставанием от общепринятых мировых стандартов в части внедрения организационных и производственных технологий [4] (КыЫеуа, 2016).

К причинам проблем во многих компаниях часто относят недостаточно развитый стратегический менеджмент, который ориентируется на краткосрочные результаты. Вместе с тем, как отмечают эксперты, «современная мировая рыночная среда становится все более агрессивной, уровень конкуренции в ней непрерывно растет. Быстрыми темпами развивается экспансия транснациональных корпораций, создающая сложные условия для развития бизнеса» [2] (Torosyan, 2016).

Поэтому в настоящее время изучение и анализ развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в различных регионах Российской Федерации, в т.ч. в Республике Татарстан, представляется наиболее актуальным.

В статье проведена оценка и представлен анализ уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан в целях определения перспектив развития туристской деятельности в регионе.

Методика анализа уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в регионе

В настоящее время имеющаяся в Российской Федерации система наблюдения и анализа деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства не оценивает весь перечень индикаторов, не предоставляя системной оценки [5, 12] (Filippov, 2013; Zavyalova, Lizunova, 2017).

В исследовании применена методика анализа уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма, которая разработана Д.В. Филипповым [5] (Filippov, 2013) и направлена на повышение научной обоснованности государственных управленческих решений и эффективности политики на всех уровнях управления в сфере малого и среднего предпринимательства.

ABSTRACT:_

The article evaluates and analyzes the level of business activity in the tourism sector in the Republic of Tatarstan in order to assess the perspectives for tourism activities in the region. The paper presents a method for analysis the level of business activity in tourism and entrepreneurship development index in tourism. Tourism development in the Republic of Tatarstan is described; and its activity level is identified.

KEYWORDS: tourism entrepreneurship, tourism in the Republic of Tatarstan, level of tourism development, analysis of the tourism sector

JEL Classification: L26, L83, Z32 Received: 28.01.2020 / published: 28.02.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Melnikov M.S. (me[nikov.ms0rea.ru)

CITATION:_

Melnikov M.S., Samokhin V.V. (2020) Analiz urovnya razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v sfere turizma v Respublike Tatarstan [Analysis of the level of business activity development in tourism in the Republic of Tatarstan]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (2). - 195-210. doi: 10.18334/epp.10.2.100423

Рисунок 1. ПСхема этапов оценки уровня развития предпринимательства в рагионе Источник: составлено авторами по источнику [5] (ГШрроу, 2013).

Данная методииа пррдлагатт применение рийтинговой системы оценки, трторая базируется на использовании имеющихся в открытом доступе исходных данных официальной статистикм,на определенной обработке критериев га приведении их в сикк-ставимый вида, а также на базе испкльзования экономико-статистических методов.

Система анализа уровня развития предпринимательства в том или ином регионе выстроена на тинове рейтинга, который показывает мьсто °азличных райраов в экономической системе всего реоиона. Схема этапов оцеаки уровня развития предпринимательства в регионе представлена на рисунке 1.

ОБ АВТОРАХ:_

Мельников Михаил Сергеевич, доцент кафедры предпринимательства и логистики, кандидат экономических наук [me1nikov.ms0rba.ru)

Самохин Владислав Владимирович, студент [Rt.Monarchist0mai1.ru)

ЦИИОИВВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мельников М.С., Самохин В.В. Анализ уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 2. -С. 195-210. Сог 10.18334/ерр.10.2.100423

Как видно из рисунка 1, автор методики предлагает выявить критерии для формирования рейтинга, соответствующие показателям информационной доступности и представительности.

Однако следует отметить, что применение усредненного рейтинга не может быть осуществлено, т.к. общая картина будет необъективной: наиболее высокие результаты будут изначально принадлежать отраслям с большей долей того или иного показателя в общей сумме. По этой причине ключевой целью оценки является корректное приведение показателей в сопоставимую форму.

Таким образом, для определения индекса уровня развития предпринимательства в туризме можно предложить формулу:

= ^ X ££=1Хпх№П (1)

где I - индекс развития предпринимательства; п - номер показателя; N - количество показателей; Хп - локальный расчетный критерий; Шп - удельный вес локального расчетного критерия.

Для расчета необходимо базовые критерии перевести в локальные критерии. В сфере туризма это может быть осуществлено так, как представлено в таблице 1.

Данная система, по мнению авторов, может быть важным компонентом общей системы информационного обеспечения и аналитической работы в предпринимательстве в том или ином регионе и дает возможность более качественно научно обосновывать принимаемые государственные решения в туристской отрасли на всех уровнях.

общая характеристика развития туризма в республике татарстан

Развитие туризма в Татарстане в настоящее время происходит очень бурно. Туризм относится к значимым отраслям развития экономики республики. В Татарстане имеется множество историко-культурных памятников, происходят значимые событийные

Таблица 1

перевод базовых критериев в локальные

Базовый критерий локальный критерий

Количество средних, малых предприятий, микропредприятий по отрасли в целом Количество средних, малых предприятий, микропредприятий по отрасли в целом на тысячу жителей

Среднесписочная численность работников средних, малых предприятий, микропредприятий Среднесписочная численность работников средних, малых предприятий, микропредприятий в общей численности занятых в отрасли

Среднемесячная заработная плата Среднемесячная заработная плата по отношению к среднемесячной зарплате по отрасли

Количество индивидуальных предпринимателей по отрасли Доля индивидуальных предпринимателей в обшей численности ИП, занятых в отрасли

Выручка от реализации услуг по отрасли Выручка от реализации услуг по отрасли

Источник: составлено авторами по источнику [5] (FШppov, 2013).

400000

345757

200000

300000

100000

0

2016

2017

2018

Рисунок 2. Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Татарстан в 2016-2018 гг.

Источник: составлено авторами по данным Управления по вопросам миграции МВД по РТ [8].

мероприятия. В Республике Татарстан находятся три объекта из перечня объектов культурного наследия ЮНЕСКО (Казанский Кремль, Успенский собор и монастырь остров-града Свияжск, а также архитектурно-исторический комплекс Булгар).

Туристские потоки в Татарстан в последние годы постоянно увеличиваются (в последний год - 12,1%, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма -19,490) [6] (Khakimova, 2018).

Столица Татарстана (Казань) вошла в топ-10 лучших туристских направлений России, по версии портала ТпрА^зог и аналитического агентства «ТурСтат», и находится на четвертом месте по итогам летнего сезона 2018 года [9].

Согласно исследованию компании КоЫ&Райпег, наибольший потенциал в Республике Татарстан демонстрируют четыре вида туризма: городской, культурный, деловой,паломнический.

В понятие «городской туризм» помимо развитой инфраструктурной составляющей входит большая событийная активность городов.

Например, в 2008 г. столица республики Татарстан (г. Казань) принимала Универсиаду-2013, в 2015 г. был проведен Чемпионат мирапо водным видам спорта, в 201 8 г. - Чемпионат мира по футболу, а в 2019 г. -

45-й Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс». Международные соревнования привлекают миллионы людей, в т.ч. из-за рубежа (рис. 2).

Ежегодный прирост туристского потока в столицу Татарстана в среднем составляет 15%. Если в 20008 году Казань посетили 850 тыс. туристов, то в 2014 году количество туристовсоставило 1750 тыс. человек. Доля иностранных туристов в общем объеме потока составляет 10%. В 2016 году рост потока составил 20%: прибыло 2,1 млн туристов, ав 2018 г. - 2,4 млн туристов (табл. 2) [1].

Туристский поток в г. Казань во время проведения Чемпионата мира по футболу ИБА-2018 составил 0,18 млн чел. [10].

Таблица 2

Динамика въбздноготурнстского потока в г. Казань

Показатели 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

Туристы и экскурсанты (тыс. чел.) 600 850 1060 1225 1750 2100 2430

Источнике составлено авторами по источнику [1].

00DD 0D96 0103,3

0100

I 0000 " 1900

1861,0

§ 1759 1 1780,4

§ 1800 1/591

ц s и 1700

J

S 3 £ 1600 F а 5

i 1500

001L 0015 0016 0017 0018

Год

Рисунок 3. Дин амика численности лиц, размещенных вколлективных объектах размещения Республики Татарстанв 2014-2018 гг. Источник: составлено авторами по источнику [8].

Динамика численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Татарстан в 2014-2018 гг., представлена на рисунке 3.

По данным Государственного комитета Республики Татарстан по туризму, Казань за 2017 год посетили 2,5 млн туристов и экскурсантов. Число иностранных туристов составило более 100 тыс. человек, из них около 25 тыс. туристов приехали в столицу Татарстана из дальнего зарубежья.

Таким образом, туристский бизнес в Республике Татарстан динамично развивается. Это связано с наличием высокого туристско-рекреационного потенциала региона, с повышением интереса российских и иностранных туристов к внутреннему и въездному туризму, с развитием в регионе событийного туризма и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень развития предпринимательской деятельности в туризме в Республике Татарстан

По оценкам Государственного комитета Республики Татарстан по туризму, объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней от услуг в сфере туризма составил 743,5 млн руб. (прямой эффект, туристские, санаторно-оздоровительные, гостиничные услуги) [8]. При этом объем инвестиций в гостиничный бизнес Казани и Республики Татарстан в целом ежегодно составляет примерно 500 млн руб. На начало ноября 2019 г. в Республике Татарстан работает 101 туроператорская компания (согласно Единому федеральному реестру туроператоров), в т.ч. внутренним туризмом занимаются 100 туроператорских компаний, международным въездным - 65 туроператоров, а международным выездным туризмом - 8 туроператоров (рис. 4).

140 120

в о

^ 100 g

а

о В о

а

^

н

80 60 40 20 0

119

2014 2015 2016 2017

Год

2018 2018 (январь) (ноябрь)

Рисунок 4. Динамика количества туроператоров, зарегистрированных в Республике Татарстан

в 2014-2018 гг. Источник: составлено авторами по источникам [8, 11].

Как видно из рисунка 4, количество туроператорских компаний в Республике Татарстан за последние два года имеет тенденцию к снижению.

Таблица 3

динамика развития номерного фонда гостиниц г. Казани (до 2015 г. - без учета мотелей и хостелов)

Показатели 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

Количество гостиниц 37 53 64 81 114 120 230

Количество номеров в средствах размещения 2182 3000 3800 5100 6342 6717 19530

Источник: [8].

Республика Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у туристов, по количеству отелей республика также опережает соседей.

Большая часть гостиничного фонда республики представлена в г. Казани (более 80%). Три гостиницы Казани имеют категорию 5*: «Мираж», «Корстон» и «Luciano» [11].

В 2013 году средняя загрузка номерного гостиничного фонда в Казани составила 65%, в 2014 году - 72%, а за 2015 год - 74%. В 2016 и 2017 гг. также наблюдался подъем средней загрузки казанских отелей, которая по итогам составила 78%. В 2018 г. рост количества средств размещения г. Казани составил 191% по сравнению с 2016 г. (табл. 3).

На территории Республики Татарстан функционируют 45 санаторно-курортных учреждений на 8847 койко-мест, что обеспечивает занятость более чем четырем тысячам специалистов.

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму активно вовлекает туристские предприятия муниципальных районов республики в создание туристских маршрутов и программ, однако далеко не во всех районах предприятия сферы туризма динамично развиваются.

Далее проводится оценка уровня развития предпринимательской деятельности туристских (гостиничных, санаторно-курортных и др.) предприятий Республике Татарстан по методике, описанной выше.

На первом этапе был произведен сбор исходных данных. Для анализа были использованы данные, представленные на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Татарстан.

На сайте https://tatstat.gks.ru/ на момент обращения (02.12.2019 г.) была представлена информация в части характеристики организаций только по деятельности гостиничных предприятий (туристские предприятия и санаторно-оздоровительные организации были представлены в категории «Прочее», в связи с чем выделить их статистические показатели представляется проблематичным) [7].

Поэтому индекс развития предпринимательской деятельности в туризме рассчитывался на примере гостиничных предприятий.

На втором этапе были отобраны показатели для анализа; был составлен перечень ключевых индикаторов развития (в Республике Татарстан):

• число средних предприятий;

• число малых предприятий;

• число микропредприятий;

• среднесписочная численность работников средних предприятий;

• среднесписочная численность работников малых предприятий;

• среднесписочная численность работников микропредприятий;

• среднемесячная заработная плата;

• количество индивидуальных предпринимателей;

• оборот организаций.

На третьем этапе были определены локальные критерии для расчета индекса на базе ключевых индикаторов развития (в Республике Татарстан):

• выручка от реализации услуг гостиничных предприятий;

• число средних, малых гостиничных предприятий, микропредприятий;

• среднесписочная численность работников средних гостиничных предприятий;

• среднесписочная численность работников малых гостиничных предприятий;

• среднесписочная численность работников микропредприятий (гостиничных предприятий);

• среднемесячная заработная плата по гостиничной отрасли;

• доля индивидуальных предпринимателей, занятых в гостиничной отрасли.

Объем платных услуг населению в сфере туризма в Республике Татарстан за период

с января по июль 2019 г. представлен в таблице 4.

Таблица 4

Объем платных услуг населению в сфере туризма в Республике Татарстан (в первом полугодии 2019 г.)

Виды услуг Млн руб. (январь - июль 2019 г.) В% к итогу В% к июлю 2018 г.

Платные услуги в целом 162403,2 100 99,5

Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья 3117,9 1,9 102,5

Услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги 2083,6 1,3 111,6

Услуги специализированных коллективных средств размещения (санатории и пр.) 2555,8 1,6 134,7

Источник: составлено авторами по источнику [7].

6000

5000

8 X V

4000

л ^

- &

(8 ^ 3000

X Й

I 8 2000

« =

1000

I Услуги гостиниц

• Туристские услуги

• Санаторно-оздоровительные услуги

2016

2017

2018

Рисуно 1С 5. Динамика выручкиотпредоставленных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан за 2016-2018 гг., млн руб. Источник: составлено авторами по источнику [7].

Как следует из таблицы 4, доля туристских и сопутствующих услуг в общем объеме платных услуг населению в Республике Татарстан крайне мала (от 1,3% до 1,9%), одоако в сравнении с аналогичным периодом 2018 г. наблюдается рост - от незначительного, в сфере гостиничных услуг, до весьма заметного в сфере услуг специализированных средств размещения.

На рисунке 5 представлена динамика выручки от предоставленных услуг в сфере туризма за 2016-2018 гг.

Основные показатели предпринимательской деятельности по гостиничным предприятиям в Республике Татарстан в 2018 г. представлены в таблице 5.

На четвертом и пятом этапах были рассчитаны локальные критерии и оп ределен их удильный вес.

0

Таблица 5

Статистические показатели предпринимательской деятельности по гостиничным предприятиям в Республике Татарстан в 2018 г.

Виды экономической деятельности Средние предприятия Малые предприятия

Всего В т.ч. микропредприятия

Ед. В% к итогу Ед. В% к итогу Ед. В% к итогу

Численность предприятий, ед.

Всего 422 100 75096 100 67840 100

Деятельность гостиниц 5 1,2 1786 2,4 1484 2,2

Среднесписочная численность работников (без совместителей), чел.

Чел. В% к итогу Чел. В% к итогу Чел. В% к итогу

Всего 14262 100 332638 100 118738 100

Деятельность гостиниц 508 1,1 11193 3,4 4312 3,6

Оборот организаций, млн руб.

Всего 457392,1

Деятельность гостиниц 5294,3

Среднемесячная заработная плата, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 36112,7

Деятельность гостиниц 24540,5

Доля индивидуальных предпринимателей, чел.

Всего 75844

Деятельность гостиниц 1811

Источник: составлено авторами по источнику [7].

На заключительном этапе был произведен расчет сводного индекса развития предпринимательства (табл. 6, формула (1)). Для того чтобы проследить динамику изменения индекса развития предпринимательской деятельности, были использованы данные за последние 3 года (2016-2018 гг.).

Вместе с тем ряд исследователей отмечают, что статистические данные, предлагаемые на сайте Росстата, имеют погрешности, и что оптимальным было бы параллельное использование данных бухгалтерской отчетности [3] (Karpukhin, 2009).

Как следует из таблицы 6, индекс развития предпринимательской деятельности Республики Татарстан в такой отрасли туризма, как гостиничная сфера, сравнительно с другими отраслями невысок (менее 5).

Индекс развития предпринимательской деятельности в последние три года характеризуется положительной динамикой, достигнув в 2018 г. значения 3,1, что на 109% выше, чем в 2016 г. (рис. 6).

Как видно из рисунка 6, наибольшего показателя индекс достиг в 2018 г. Это свя-

Таблица 6

Расчет индекса развития предприним ательской деятельности по гостиничным предприятиям в Республике Татарстан в 2016-2018 гг.

Переменная Удельный вес,% 2016 2017 2018

Хп « Хп Хп Хп* Wn

X, 21 1,9 0,39 2,2 0,46 2,3 0,50

Х2 1С 3,3 0,591 3,2 0,65 3,4 0,61

Х3 22 1,2 0,26 1,1 0,24 1,1 0,24

Х4 20 62,5 12,5 64,3 12,9 68,5 13,7

Х5 19 2,2 0,42 2,5 0,48 2,3 0,44

Сумма - 14,2 - 1 У, 73 - 15,5

Сводный индекс, ед. - 2,84 - 2,95 - 3,1

Источник: составлено авторами.

« 3,2

Год

Рисунок 6. Динамика индекса развития предпринимательской деятельности в гостиничной сфере в Республике Татарстан за 2016-2018 гг.

Источник: составлено авторами.

зано и с увеличением количества гостиничных предприятий (и занятых в них граждан) в связи с проведением в Республике Татарстан крупномасштабных мероприятий, и с ростом средней заработной платы в отрасли, и с увеличением загрузки гостиниц и выручки.

Вместе с тем следует отметить, что в регионе имеется большой потенциал развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.

Выявление основных проблем в развитии предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан

Туристские предприятия Республики Татарстан на данный момент представляют собой динамично развивающуюся отрасль сферы обслуживания региона, но в то же время существует ряд проблем, которые необходимо решать.

Эксперты выделяют следующие проблемы в развитии туристских предприятий Республики Татарстан на современном этапе:

• сезонность;

• недостаточно широкий ассортиментный ряд в туристских направлениях, незначительно зависящих от фактора сезонности;

• недостаточное количество квалифицированного персонала, владеющего иностранными языками;

• несовершенная система продвижения турпродукта региона и др.

Прежде всего, сезонность оказывает негативное воздействие на загрузку гостиниц Республики Татарстан. В качестве примера можно привести данные по средней загрузке гостиниц Республики Татарстан, представленные Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму (табл. 7).

Таблица 7

Коэффициент загрузки гостиничных предприятий Республики Татарстан в 2017-2018 гг.

Месяц Загрузга, % Месяц Загрузка,%>

2017 2018 2017 201 8

Январь 44 48 Июль 65 63

Февраль 45 50 Август 63 70

Март 53 56 Сентябрь 59 63

Апрель 57 63 Октябрь 57 60

Май 62 66 Ноябрь 58 54

Июнь 69 73 Декабрь 44 47

Источник: составлено авторами по источнику [8].

Как следует из таблицы 7, среднегодовая загрузка гостиниц Республики Татарстан в 2018 году составила 61%:наряду с летними месяцами с практически полной загрузкой имеются периоды с загрузкой ниже 60% -январь, февраль, март, ноябрь, декабрь. Динамика средней загрузки по месяцам представлена на рисунке 7. Еще одн ой оченс серьезной! проблемой развития туристских предприятий в Республике Татарстан является нехваткаквалифицированных кадров, что объясняет

30

яавлрь февраль март апрель млй июнь июль август сентябрь октябрь агябрь кзклбрь

Рисунок 7. Д инамааа срадней ззгрузки гостиниц Республики Татарстан по месяцам в 2018 г.,% Источник: составлено авторами по источнику [8].

неэффективную организацию труда. На сегодняшний день в Республике Татарстан актуальна проблема взаимодействия гостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют взаимные претензии.

Также к «слабым» местам туристских предприятий Республики Татарстан в первую очередь можно отнести отсутствие у руководителей предприятий четкой стратегии развития в условиях сезонности, отсутствие на большинстве предприятий системы качества услуг, маркетинговых исследований рынка и программ лояльности гостей отелей (кроме сетевых отелей), а также недостаточно развитые системы мотивации персонала, повышения его квалификации и др.

Несмотря на то, что в целом туристский комплекс Республики Татарстан является одной из динамично развивающихся отраслей экономики региона, система функционирования туристских предприятий в регионе пока не сформирована как единая организованная система, которая способна осуществлять деятельность на международном туристском рынке.

По итогам социологических исследований, представленных на официальном сайте Государственного комитета по туризму Республики Татарстан, удовлетворенность туристов уровнем туристского обслуживания в республике составляет 60-70%, поэтому предстоит большая работа по включению туристских предприятий Республики Татарстан в мировой рынок туристских услуг.

Заключение

В исследовании была применена методика анализа уровня развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан на основе рейтинговой оценки (использовались данные официальной статистики, находящиеся в открытом доступе), специальной обработки критериев для того, чтобы привести их в сопоставимый вид, а также использовании экономико-статистических методов.

В Республике Татарстан в настоящее время туризм развивается уверенными темпами, при этом наибольший потенциал демонстрируют такие виды туризма, как городской (в т.ч. событийная активность городов), культурный, деловой, паломнический. Все больше туристов посещают республику для того, чтобы быть зрителями крупномасштабных спортивных событий.

Была проведена оценка уровня развития предпринимательской деятельности туристских (гостиничных, санаторно-курортных и др.) предприятий в Республике Татарстан.

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что индекс развития предпринимательской деятельности Республики Татарстан в такой отрасли туризма, как гостиничная сфера, сравнительно с другими отраслями невысок (менее 5). Вместе с тем индекс развития предпринимательской деятельности в последние три года характеризуется положительной динамикой, достигнув наибольшего показателя в 2018 г. Это связано и с увеличением количества гостиничных предприятий (и занятых в них граждан) в

связи с проведением в Республике Татарстан крупномасштабных мероприятий, и с ростом средней заработной платы в отрасли, и с увеличением загрузки гостиниц и выручки.

Туристские предприятия Республики Татарстан на данный момент представляют собой динамично развивающуюся отрасль сферы обслуживания региона, но в то же время существует ряд проблем, которые необходимо решать (сезонность; недостаточно широкий ассортиментный ряд; недостаточное количество квалифицированного персонала; несовершенная система продвижения турпродукта региона и др.).

Несмотря на то, что в целом туристский комплекс Республики Татарстан является одной из динамично развивающихся отраслей экономики региона, система функционирования туристских предприятий в регионе пока не сформирована как единая организованная система, которая способна осуществлять деятельность на международном туристском рынке.

ИСТОЧНИКИ:

1. Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 29 января 2016 г. № 218

«Об утверждении Программы «Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432869133 ( дата обращения: 02.12.2019 ).

2. Торосян Е. К. Основы предпринимательской деятельности. / учеб. пособие,Е. К.

Торосян, Л. П. Сажнеева, Ж. Н. Зарубина. - СПб.: Университет ИТМО, 2016. - 130 c.

3. Карпухин А. И. Индекс развития малого бизнеса // Экономика и управление. - 2009.

- № 3. - с. 58-64.

4. Кулеева И. Ю. Туристическая деятельность как вид предпринимательской деятель-

ности // Инновационное образование и экономика. - 2016. - № 22. - с. 75-79.

5. Филиппов Д. В. Методика оценки уровня развития предпринимательства в регионе

// Государственное управление. Электронный сборник. - 2013. - № 36. - с. 252-262.

6. Хакимова Г. Ш. Развитие внутреннего туризма в городе Казани. / Г. Ш. Хакимова,

Г. М. Амерханова / Материалы IV научно-практической конференции «Молодежь. Туризм. Образование». - Казань, 2018. - 217-223 с.

7. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государствен-

ной статистики по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: https:// tatstat.gks.ru/statistic ( дата обращения: 02.12.2019 ).

8. Официальный сайт Государственного комитет Республики Татарстан по туриз-

му. [Электронный ресурс]. URL: http://tourism.tatarstan.ru/ (дата обращения: 02.12.2019).

9. Интернет-сайт аналитического агентства «ТурСтат». [Электронный ресурс]. URL:

http://turstat.com/ ( дата обращения: 02.12.2019 ).

10. Сайт девелоперской компании «Альтера Инвест» (статья про анализ гостинично-

го рынка-2019). [Электронный ресурс]. URL: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-gostinichnogo-rynka-2019/ ( дата обращения: 28.12.2019 ).

11. Единый федеральный реестр туроператоров. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ gosudarstvennye-uslugi/edinyy-federalnyy-reestr-turoperatorov/ ( дата обращения: 02.12.2019 ).

12. Завьялова Н..Б., Лизунова Н.С. Кластерный подход к развитию сферы услуг в области туризма // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2017. - № 1. - с. 76-81.

REFERENCES:

Filippov D. V. (2013). Metodika otsenki urovnya razvitiya predprinimatelstva v re-gione [Methodology for assessing the level of business development in the region]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy sbornik. (36). 252-262. (in Russian). Karpukhin A. I. (2009). Indeks razvitiya malogo biznesa [The index of small business

development]. Economics and management. (3). 58-64. (in Russian). Khakimova G. Sh. (2018). Razvitie vnutrennego turizma vgorode Kazani [The development of domestic tourism in the city of Kazan] (in Russian). Kuleeva I. Yu. (2016). Turisticheskaya deyatelnost kak vid predprinimatelskoy deyatel-nosti [Tourism activities as type of entrepreneurial activities]. Innovatsionnoe obra-zovanie i ekonomika. (22). 75-79. (in Russian). Torosyan E. K. (2016). Osnovy predprinimatelskoy deyatelnosti [Foundations of business] (in Russian).

Zavyalova N..B., Lizunova N.S. (2017). Klasternyy podkhod k razvitiyu sfery uslug v oblasti turizma [Cluster approach to the development of the sphere of services in the field of tourism]. Human Capital and Professional Education. (1). 76-81. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.