Научная статья на тему 'Анализ уровня образованности школьников города Гомеля по проблеме ВИЧ/СПИД'

Анализ уровня образованности школьников города Гомеля по проблеме ВИЧ/СПИД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN GOMEL ON HIV / AIDS

In the paper showed results of study Gomel senior pupil’s level of knowledge on HIV infection, ways of transmission, prevention measures. The level of knowledge of Gomel modern youth about HIV infection is a fairly low; it is a threat to the spread of HIV infection among young people. Simplified version of one-time training, containing basic information on HIV infection, the ways of, prevention measures was developed. Evaluated level of knowledge by questioning students about HIV proves the effectiveness of the chosen method of providing information. It makes sense to pursue further study in order to reach a larger number of schools in Gomel for the formation of the concept of healthy behavior in the context of HIV / AIDS. Defined sections of the training that require more detailed study and modification of taught material for better digestibility of the theoretical framework.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня образованности школьников города Гомеля по проблеме ВИЧ/СПИД»

Научные стремления 4(12)2014

МЕДИЦИНСКИЕ НА УКИ

УДК 614.4:616.98:578.828HIV]-053/5(476/2)

Е.Е. Анашкина

АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ГОМЕЛЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ/СПИД

Научный руководитель: д.м.н., профессор Т.М. Шаршакова

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

УО «Гомельский государственный медицинский университет» г. Гомель

Актуальность. Проблема ВИЧ/СПИД является одной из наиболее актуальных проблем как для всего человечества, так и для медицины в частности. Это подтверждает наличием государственных программ по ВИЧ/СПИД в Беларуси, России, странах Западной Европы и других, что свидетельствует об интересе к данной проблеме на самом высоком уровне. В Республике Беларусь распространение ВИЧ-инфекции требует комплексного подхода к противодействию развития эпидемии. По состоянию на 1 сентября 2014г. в Республике Беларусь зарегистрировано 16 859 случаев ВИЧ-инфекции, количество людей, живущих с ВИЧ - 13 042, показатель распространенности составил 137,8 на 100 тысяч населения. За 8 мес. 2014 года выявлено 1148 ВИЧ-инфицированных (8 мес. 2013г. - 985). Показатель заболеваемости составил 12,1 на 100 тысяч населения (за аналогичный период 2013г. - 10,4).

Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных выявлено в возрасте от 15 до 29 лет. Общее количество случаев ВИЧ-инфекции в этой возрастной группе составляет 9113 (удельный вес в общей структуре ВИЧ-инфицированных -54,0%). Удельный вес лиц возрастной группы 15-19 лет в общей структуре ВИЧ-инфицированных за 8 мес. 2014 года составил 1,0%.

По кумулятивным данным (1987-01.09.2014г.) 40,0% (6748 человек) инфицированных вирусом иммунодефицита человека заразились парентеральным путем (при внутривенном введении наркотических веществ), удельный вес лиц, инфицирование которых произошло половым путем, составляет 57,5 % (9705 случаев).

С 1987 по 01.09.2014 г. от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 2677 детей, в том числе за январь-август 2014 года - 167. Диагноз «ВИЧ-инфекция» подтвержден 241 ребенку, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей, из них 14 умерло. Всего в республике среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет зарегистрировано 259 случаев ВИЧ-инфекции.

Кумулятивное число случаев СПИДа на 01.09.2014г. - 4452, в том числе за 8 мес. 2014 года данный диагноз установлен 282 пациентам (8 мес. 2013 г. - 260).

Среди ВИЧ-инфицированных пациентов умерло 3817 человек (в том числе в стадии СПИДа - 2156). За 8 мес. 2014 года умерло 319 человек (8 мес. 2013г. - 206), в том числе в стадии СПИДа - 165 (2013г. - 125) [1].

До 2005 года в Беларуси доминировал шприцевой путь заражения ВИЧ-инфекцией при внутривенном введении наркотиков. На протяжении последних

5

лет по своей значимости определился половой путь передачи. Это свидетельствует о выходе вируса из групп риска в общую популяцию населения.

На сегодняшний день инъекционный путь передачи ВИЧ-инфекции уступил место половому пути. Это можно связать как с улучшенными условиями медицинского обеспечения больниц, соблюдением мер предосторожности лицами, страдающими употреблением наркотических веществ, так и со снижением уровня полового воспитания детей и подростков. По данным белорусских социологов половая жизнь у подростков начинается в среднем в 12-13 лет [2]. В этом возрасте люди не имеют достаточно четкого представления о методах контрацепции и их эффективности, не говоря уже об инфекциях, передаваемых половым путем, последствиях их развития в организме. Таким образом, раннее половое воспитание молодежи является весьма актуальным вопросом для специалистов любой специальности, так как являет собой не только звено первичной профилактики ВИЧ-инфекции, но и помогает в предотвращении целого ряда проблем для благополучия индивида (нежелательная беременность, ИППП и др.)

Цель исследования: изучить и повысить уровень образованности

школьников города Гомеля по вопросам ВИЧ-инфекции, путях ее передачи, мерах профилактики.

Задачи исследования:

1. Провести изучение уровня образованности школьников города Гомеля старшего звена по вопросу ВИЧ-инфекции, путях ее передачи, мерах профилактики.

2. Разработать вариант упрощенного одноразового тренинга, содержащего базовую информацию о ВИЧ-инфекции, путях распространения, мерах профилактики, для успешного формирования концепции здорового поведения у молодежи города Гомеля

3. Провести анализ усвояемости школьниками теоретической базы по вопросам ВИЧ-инфекции

4. Изыскать возможные пути повышения уровня знаний школьников по вопросам ВИЧ-инфекции, путях ее передачи, мерах профилактики.

Материалы и методы. В рамках международного проекта «Роль системы образования в профилактике ВИЧ/СПИД» Беларусь-Польша, 2012г. проведено исследование на базах 20 школ города Гомеля. В исследовании приняло участие 296 учеников старшего школьного возраста от 14 до 16 лет. Совместно с психологами УО «ГГУ им. Ф.Скорины» разработан модуль «Школа здоровья: ВИЧ» и анкетирования для исследуемых школьников, содержавшая в себе не только образовательный материал, но и развлекательную составляющую, представляющую собой тематические игры, упражнения.

Всем школьникам до начала тренинга предлагалось пройти

анкетирование для определения базового уровня знаний по вопросу ВИЧ-инфекции. После этого проводился тренинг, освещавший вопросы

6

Научные стремления 4(12)2014

предлагаемого ранее анкетирования, а после его завершения всем ученикам было предложено снова пройти анкетирование. Таковой подход к работе со школьниками позволял не только оценить базовый уровень знаний, но и эффективность проводимого тренинга.

Результаты и их обсуждение. Как и предполагалось, исходный уровень знаний школьников по вопросам ВИЧ-инфекции был на неудовлетворительно низком уровне. 4% респондентов даже не слышали ранее о таком заболевании. 23% респондентов имели представление о путях передачи ВИЧ-инфекции, некоторых методах профилактики. Подавляющее большинство школьников -73% сообщили, что лишь слышали о такой проблеме но не имеют определенного мнения о возникновении заболевания, его течении, профилактике. Наибольший интерес, что ожидаемо, представлял для школьников развлекательный раздел тренинга, однако, поскольку он содержал в себе практическую отработку теоритического материала, достиг своей цели -закрепление теоритических знаний о ВИЧ-инфекции. Данные анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты анкетирования школьников до и после тренинга

Вопросы Ответы до тренинга Ответы после тренинга

согласен не согласен согласен не согласен

% % % %

1 82,43±2,21 17,57±2,21 98,31±0,75 1,69±0,75

2 75,68±2,49 24,32±2,49 75,34±2,51 24,66±2,51

3 65,88±2,76 34,12±2,76 17,91±2,23 82,09±2,23

4 19,59±2,31 80,41±2,31 66,55±2,74 33,45±2,74

5 12,16±1,9 87,84±1,9 7,43±1,52 92,57±1,52

6 13,51±2 86,49±2 6,42±1,42 93,58±1,42

7 55,41±2,9 44,59±2,9 77,36±2,43 22,64±2,43

8 25,68±2,54 74,32±2,54 35,81±2,79 64,19±2,79

9 22,97±2,44 77,03±2,44 14,53±2,05 85,47±2,05

10. 84,8±2,09 15,2±2,09 96,28±1,1 3,71±1,1

11. 70,27±2,66 29,73±2,66 73,65±2,56 26,35±2,56

12. 63,85±2,79 36,15±2,79 75±2,52 25±2,52

13. 48,65±2,91 51,35±2,91 18,92±2,28 81,08±2,28

14 80,74±2,29 19,26±2,29 89,19±1,7 10,81±1,7

15 76,01±2,48 23,99±2,48 76,01±2,48 23,99±2,48

16 46,96±2,9 53,04±2,9 68,92±2,69 31,08±2,69

17 53,04±2,9 46,96±2,9 68,78±2,86 31,22±2,86

В ходе тренинга знания школьников о сроках диагностирования ВИЧ-инфекции, серонегативном периоде, экстренной профилактике были улучшены и закреплены игровой частью тренинга.

В последующих вопросах анкетирования школьников нам было важно выявить отношение школьников к данной проблематике, изменение их мнения

7

относительно ВИЧ-инфицированных пациентов. Всем школьникам было объяснено, что в данном блоке вопросов нет правильного или неправильного ответа, т.к. они отображают отношение испытуемых, а не их уровень знаний.

На вопрос «Я буду настаивать на использовании презерватива при сексуальных контактах» до тренинга положительно ответили 80,74±2,29% опрошенных, а после тренинга этот показатель составил 89,19±1,7%. На вопрос «Постоянный половой партнер - гарантия безопасности заражения ВИЧ половым путем» до тренинга положительно ответили 76,01±2,48% опрошенных, и после тренинг. Этот факт подтверждает положительную динамику формирования ответственного поведения посредством тренинга

На вопрос «Я бы согласился жить в одной комнате с ВИЧ-положительным» до тренинга положительно ответили 46,96±2,9% опрошенных, отрицательно - 53,04±2,9%. После тренинга количество положительных и отрицательных ответов составило 68,92±2,69% и 31,08±2,69% соответственно. Последний вопрос анкеты содержал вопрос «ВИЧ-инфекция - наказание за безнравственное поведение». До тренинга количество положительных ответов составило 53,04±2,9%, а после тренинга 31,22±2,86%

Из этих данных можно сделать вывод о том, что с помощью тренинга удалось снизить отрицательное отношение школьников в отношении ВИЧ-инфицированных

Выводы. В результате нашей работы были выполнены все задачи исследования.

Проведено изучение уровня знаний школьников города Г омеля старшего звена по вопросу ВИЧ-инфекции, путях ее передачи, мерах профилактики. Уровень знаний современной молодежи города Гомеля о ВИЧ-инфекции находится на довольно низком уровне, это представляет угрозу распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи.

Для улучшения уровня знаний школьников о ВИЧ-инфекции, успешного формирования концепции здорового поведения у молодежи города Гомеля, и, как следствие, дальнейшей первичной профилактики разработан вариант упрощенного одноразового тренинга, содержащего базовую информацию о ВИЧ-инфекции, путях распространения, мерах профилактики.

Проведен анализ усвояемости школьниками теоретической базы по вопросам ВИЧ-инфекции. Определенный путем анкетирования уровень знаний школьников о ВИЧ-инфекции доказывает эффективность выбранной методики предоставления информации. Имеет смысл проводить дальнейшее исследование с целью охвата большего количества школьников города Гомеля для формирования концепции здорового поведения в контексте проблемы ВИЧ/СПИД.

Определены разделы тренинга, требующие более детальной проработки и модификации преподаваемого материала для лучшей усвояемости теоретической базы.

На основании комментариев школьников во время проведения модуля, поднимаемых ими проблемных вопросов по путям передачи ВИЧ-инфекции,

8

Научные стремления 4(12)2014

мерах профилактики отзывов классных руководителей сделан вывод о том, что имеет смысл дальнейшей разработки данного модуля, увеличение охвата испытуемых школьников, разработка учебной программы, содержащей базовые знания о ВИЧ-инфекции, путях ее передачи, мерах профилактики.

Литературные источники:

1. Общественно-демократический сайт Гомеля «Сильные новости» 2014. Доступ сайта: Odsgomel.org/rus/article/society/50242/. Дата доступа: 10.03.2014

2. Ассоциация некоммерческих организаций по противодействию эпидемии

ВИЧ/СПИДа "БелСеть антиСПИД" [Электронный ресурс]. /добровольное объединение некоммерческих организаций - Минск 2007. - Режим доступа:

http://www.belaids.net/other/situation. - Дата доступа: 20.09.2014.

3. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2006 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции» с изм. и доп.: на 1 дек. 2013 г. - Минск 2013

4. А.С. Шевелев, СПИД - загадка века; М.,1991г.

5. Б.И. Веркин, Ю.Л. Волянский, Л.М. Марчук и др., Синдром приобретенного иммунодефицита. Возможные механизмы взаимодействия вируса иммунодефицита человека с клетками организма; Харьков, 1988.

6. М. Адлер, Азбука СПИДа; М.: Мир, 1991

7. Н.К. Шарова, А.Г. Букринская, Особенности взаимодействия белков в составе вирионов ВИЧ-1; Вопросы иммунологии, 1990, т.3, №3, с. 202-206.

8. Возможно выделен новый тип вируса иммунодефицита человека - ВИЧ-3”; Вопросы вирусологии, 1990, т.35, №1, с. 82.

9. М.И. Букринский. Строение генома и экспрессия генов вируса иммунодефицита человека (обзор иностранной литературы). Вопросы вирусологии. 1987, т.32, № 6, с. 649-656.

10. Haubrich RH, Flexner C, Lederman MM, Hirsch M, Pettinelli CP, Ginsberg R, Lietman P, Hamzeh FM, Spector SA, Richman DD. A randomized trial of the activity and safety of Ro 24-7429 (Tat antagonist) versus nucleoside for human immunodeficiency virus infection. The AIDS Clinical Trials Group 213 Team. J Infect Dis 1995 Nov;172(5):1246-52.

11. Jacobsen H, Hanggi M, Ott M, Duncan IB, Owen S, Andreoni M, Vella S, Mous J. In vivo resistance to a human immunodeficiency virus type 1 proteinase inhibitor: mutations, kinetics, and frequencies. J Infect Dis. 1996 Jun;173(6):1379-87.

E. Anashkina

ANALYSIS OF THE LEVEL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN GOMEL

ON HIV / AIDS

Gomel State Medical University, Gomel Summary

In the paper showed results of study Gomel senior pupil’s level of knowledge on HIV infection, ways of transmission, prevention measures. The level of knowledge of Gomel modern youth about HIV infection is a fairly low; it is a threat to the spread of HIV infection among young people. Simplified version of one-time training, containing basic information on HIV infection, the ways of, prevention measures was developed.

Evaluated level of knowledge by questioning students about HIV proves the effectiveness of the chosen method of providing information. It makes sense to pursue further study in order to reach a larger number of schools in Gomel for the formation of the concept of healthy behavior in the context of HIV / AIDS. Defined sections of the training that require more detailed study and modification of taught material for better digestibility of the theoretical framework.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.