© Гутарева Н. В., Мусхарина Ю. Ю., Бабак В. В.
УДК 37. 015. 31:[616. 98:578. 828И!У]
Гутарева Н. В., Мусхарина Ю. Ю., Бабак В. В.
РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНИТАРНО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
ГВУЗ «Донбасский государственный педагогический университет»
(г. Славянск)
Представленный в статье материал является частью исследования, посвященный изучению эффективности информационно-образовательной работы в высших учебных заведениях в рамках НИР «Пщвищення ефективност навчально-виховного процесу в середых загальноосв^ых i вищих на-вчальних закладах», РК № 1-20019Ш04104.
Вступление. Особое внимание мировой общественности в конце ХХ и начале ХХ1 столетия уделяется Вич-инфекции, заболеванию, которое поразило большинство стран и стало, без преувелечения угрозой для каждого жителя планеты Земля.
Впервые о заболевании сообщил американский «Еженедельный вестник заболеваемости и смертности» в 1981 году. В Украине первый больной был зарегистрирован в 1987 году. Сегодня Украина занимает первое место в Европе по темпам роста заболеваемости СПИДом, причем ВИЧ-инфекция поражает наиболее продуктивную возрастную группу населения - от 15 до 40 лет [1, 6].
Проблема усложняется еще и тем, что за последние годы в Украине инфекция вышла из круга инъекционных наркоманов, то есть, - значительно увеличилась часть населения, которая инфицируется другими путями с преобладанием полового [7, 8].
Кроме того, в нашей стране в триединой эпидемии туберкулеза одну из трех эпидемий называют эпидемией туберкулеза и СПИДа, а также туберкулеза и ВИЧ-инфицированных.
Исходя из того, что ВИЧ/инфекция разрушает иммунную систему организма, одной из важных проблем общества является обеспечение здорового образа и качества жизни населения, воспитание понимания ценности жизни, её неповторимости [9, 10].
Такое состояние проблемы, безусловно, нуждается в разработке и воплощении эффективных комплексных программ по разным стратегическим направлениям. Основное место в решении этой актуальнейшей задачи бесспорно, должно принадлежать информационно-образовательный работе с населением Украины, в первую очередь, - детьми и молодёжью [1, 2].
Согласно концепции стратегии Правительства Украины относительно предотвращения распространения ВИЧ/СПИДа, ряда национальных и международных программ и проектов, внедрению в учебных заведениях информационно-образовательного компонента программы Глобального
фонда борьбы со СПИДом, в Донбасском государственном педагогическом университете при подготовке и повышении квалификации педагогических работников ведется кропотливая ежедневная работа по вопросам пропаганды здорового образа жизни и профилактике ВИЧ/СПИДа.
Целью настоящего исследования является изучение информированности студентов педагогического университета о ВИЧ/СПИДе и эффективности действующей профилактической программы.
Объект и методы исследования. Объектом исследования явилась информированность студентов в вопросах распространения и профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа. Методы исследования -статистическая обработка анонимного анкетирования студентов педагогическоо унивеситета.
Современный етап развития нашего общества требует консолидации сознания вокруг идеи построения гуманитарно ориентированного, демократического государства. Особое значение имеет реформирование образования на принципах демократизации и гуманизации, обеспечения условий формирования высокого уровня здоровья [3, 6].
С целью изучения состояния информированности студентов педагогического университета о ВИЧ/ СПИДе был проведен анонимный социологический опрос «Что Вы знаете о СПИДе?» (табл.).
Результаты исследований и их обсуждение. Результаты анализа данной таблицы свидетельствуют о хорошей осведомлённости студентов относительно методов изучения, особенностей, путей передачи и профилактики ВИЧ/СПИДа. Но работу по профилактике данного заболевания необходимо постоянно совершенствовать.
Информацию об инфекционных заболеваниях в том числе и о ВИЧ-инфекции студенты получают на аудиторных занятиях а также при выполнении самостоятельной работы. План подготовки педагогических работников предусматривает изучение ряда медико-биологических дисциплин («Возрастная физиология», «Анатомия», «Основы медицинских знаний», «Валеология», «Гигиена» и др.)
Например, в программы отдельных дисциплин включена тема «Инфекционные заболевания социального характера» при изучении которой уделяется внимание детальному рассмотрению вопросов этиологии, патогенеза, эпидемиологии, клиники и особенно профилактики ВИЧ/СПИДа.
Таблица
Результаты анонимного социологического опроса «Что Вы знаете о СПИДе?»
ДВНЗ «Донбасский государственный педагогический университет» (г. Славянск, Украина), 2013г.
Жен. - 69 Мужч. - 31 Общие показатели - 100 чел.
1. У Вас есть информация о синдроме приобретённого иммунного дефицита (СПИДе)?
Да-69 % Нет-0 Да-31 % Нет-0 Да -100 % Нет-0
2. Если «да», то из каких источников?
Из газет и журналов- 41 (59,4 %) Из специальной медицинской литературы-24 (34,8 %) Из газет и журналов-20 (64,5 %) Из специальной медицинской литературы-9 (29 %) Из газет и журналов-61 % Из специальной медицинской литературы-33 %
От знакомых-10 (14,5 %) От знакомых-5 (16,1 %) От знакомых-15 %
От родителей-19 (27,5 %) От родителей-9 (29 %) От родителей-28%
От врачей-41 (59,4 %) От врачей-22 (71 %) От врачей-63 %
По радио,телевидению и интернета-47 (68,1 %) По радио, телевидению и интернета-24 (77,4 %) По радио,телевидению и интернета71 %
3. Как Вы думаете, что такое СПИД?
Излечимое заболевание-0 Излечимое заболевание-0 Излечимое заболевание-0
Неизлечимое инфекционное заболевание -69 (100 %) Неизлечимое инфекционное заболевание-31 (100 %) Неизлечимое инфекционное заболевание -100 %
Затрудняюсь ответить-0 Затрудняюсь ответить-0 Затрудняюсь ответить-0
4. Как Вы думаете, что вызывает СПИД?
Бактерия - 0 Бактерия -0 Бактерия- 3 %
Вирус -69 (100 %) Вирус - 3 (100 %) Вирус-100 %
Грибок-0 Грибок-0 Грибок-0
Не знаю-0 Не знаю-0 Не знаю-0
5. Какпо-Вашему передаётся Вирус Иммунодефицита Человека (ВИЧ)?
При рукопожатиях-0 При рукопожатиях-0 При рукопожатиях-0
По воздуху-0 По воздуху -0 По воздуху -0
От укуса комара-6 (8,7 %) От укуса комара-2 (6,5 %) От укуса комара-8 %
При переливании заражённой донорской крови- 69 (100 %) При переливании заражённой донорской крови-31 (100 %) При переливании заражённой донорской крови -100 %
От матери к ребёнку-56 (81,2 %) От матери к ребёнку-31 (100 %) От матери к ребёнку-87 %
При использовании нестерильных игл, шприцов и др. мед. инструментов-69 (100 %) При использовании нестерильных игл, шприцов и др. мед. инструментов-31 (100 %) При использовании нестерильных игл, шприцов и др. мед. инструменто в- 1 00 %
При внутривенном введении наркотиков-44 (63,8 %) При внутривенном введении наркотиков-31 (100 %) При внутривенном введении наркотиков-75 %
Половым путём-69 (100 %) Половым путём-31 (100 %) Половым путём-100 %
При поцелуях-0 При поцелуях-0 При поцелуях-0
При пользовании общей баней-0 При пользовании общей баней-0 При пользовании общей баней-0
Затрудняюсь ответить-0 Затрудняюсь ответить-0 Затрудняюсь ответить-0
6. Как можно защититься от СПИДа?
Избегать случайных половых контактов-69 (100 %) Избегать случайных половых контактов-31 (100 %) Избегать случайных половых контактов-100 %
Не пользоваться общим бассейном-0 Не пользоваться общим бассейном-0 Не пользоваться общим бассейном-0
Обязательно пользоваться средствами защиты при половых контактах-69 (100 %)
Не пользоваться общей посудой-0
Пользоваться только одноразовыми иглами, шприцами и стерильными мед. инструментами-69 (100 %)
Избегать переливания необследованной на ВИЧ донорской крови-69 (100 %)
Отказ от приёма наркотиков-46 (87 %) Затрудняюсь ответить-0_
Обязательно пользоваться средствами защиты при половых контактах-31 (100 %)
Не пользоваться общей посудой-0
Пользоваться только одноразовыми иглами, шприцами и стерильными мед. инструментами-31 (100 %)
Избегать переливания необследованной на ВИЧ донорской крови-31 (100 %)
Отказ от приёма наркотиков-31 (100 %)
Затрудняюсь ответить-0_
Обязательно пользоваться средствами защиты при половых контактах-100 %
Не пользоваться общей посудой-0
Пользоваться только одноразовыми иглами, шприцами и стерильными мед. инструментами-100 %
Избегать переливания необследованной на ВИЧ донорской крови-100 %
Отказ от приёма наркотиков-77 % Затрудняюсь ответить-0_
7. Проводятся ли в Вашем учебном заведении мероприятия по вопросам профилактики ВИЧ и СПИД инфекции?
Да-69 (100 %) Нет-0
Затрудняюсь ответить-0
Да-31 (100 %) Нет-0
Затрудняюсь ответить-0
Да-100 % Нет-0
Затрудняюсь ответить-0
8. Если «Да», то в какой форме проходят эти профилактические мероприятия?
Лекции,уроки, специальные занятия по вопросам профилактики ВИЧ и СПИД-38 (55,1 %)
Распространение буклетов и спец. литературы-34 (49,3 %)
Наглядная агитация (плакаты, стенгазеты)-25 (36,2 %)
Индивидуальные беседы с мед. работниками-13 (18,8 %)
В форме просмотра видеоматериалов-19 (27,5 %)
В форме тематических мероприятий-16 (23,2 %) Другое (напишите, что именно)
Затрудняюсь ответить-0
Лекции, уроки, специальные занятия по вопросам профилактики ВИЧ и СПИД-27 (87,1 %)
Распространение буклетов и спец. литературы-7 (22,6 %)
Наглядная агитация (плакаты, стенгазеты)-20 (64,5 %)
Индивидуальные беседы с мед. работниками-6 (19,4 %)
В форме просмотра видеоматериалов-20 (64,5 %)
В форме тематических мероприятий-7 (22,6 %)
Другое (напишите, что именно) Затрудняюсь ответить-0_
Лекции, уроки, специальные занятия по вопросам профилактики ВИЧ и СПИД-65 %
Распространение буклетов и спец. литературы-41%
Наглядная агитация (плакаты, стенгазеты)-45 %
Индивидуальные беседы с мед. работниками-19 %
В форме просмотра видеоматериалов-39 %
В форме тематических мероприятий-23 %
Другое (напишите, что именно)
Затрудняюсь ответить-0_
9. Какие из нижеперечисленных мер Вы считаете целесообразными для профилактики СПИДа?
Пропаганда среди школьников и студентов путём проведения занятий в средних и высших учебных заведениях-67 (97,1 %)
Пропаганда против наркомании-38 (55,1 %)
Широкое использование СМИ (ТВ, радио и др.)-48 (69,6 %)
Использование индивидуальных одноразовых шприцов-48 (69,6 %)
Наглядная агитация в учебных заведениях-33 (47,8 %)
Другой вариант (напишите)_
Пропаганда среди школьников и студентов путём проведения занятий в средних и высших учебных заведениях-31 (100 %)
Пропаганда против наркомании-31 (100 %)
Широкое использование СМИ (ТВ, радио и др.)-29 (93,5 %)
Использование индивидуальных одноразовых шприцов-31 (100 %)
Наглядная агитация в учебных заведениях-18 (58,1 %)
Другой вариант (напишите)_
Пропаганда среди школьников и студентов путём проведения занятий в средних и высших учебных заведениях-98 %
Пропаганда против наркомании-69 %
Широкое использование СМИ (ТВ, радио и др.)-77 %
Использование индивидуальных одноразовых шприцов-79 %
Наглядная агитация в учебных заведениях-51 %
Другой вариант (напишите)_
Для студентов всех факультетов проводятся занятия на базе городского центра здоровья, во время которых демонстрируются научно-популярные фильмы, разбираются ситуационные задачи. В дискуссиях принимают участие ведущие городские специалисты (дерматовенерологи, акушеры-гинекологи, инфекционисты, иммунологи,
эпидемиологи, наркологи) Городского отдела здравоохранения и Центра борьбы со СПИДом.
Ежегодно к 16 мая и 1 декабря проводятся круглые столы и другие формы санитарно-просветительной работы, среди которых особое место по праву занимают тренинги, посвященные вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа.
Наличие необходимой информации, а также владение специальными умениями и навыками по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья дает возможность человеку не только делать правильные выводы, но и правильно действовать как в обычных, так и в нестандартных экстремальных ситуациях [4,5].
Высокая эффективность тренинга является результатом того,что:
- имеет место возможность поделиться своим опытом а также проанализировать его;
- ценится точка зрения и знания участников;
- есть возможность учиться, выполняя и отрабатывая практические действия;
- не существует оценок и других способов оценивания знаний;
- возможно совершение ошибок, которые можно исправить без каких либо отрицательных последствий.
Сегодня, к сожалению не все учителя, воспитатели, пропагандисты владеют новыми нетрадиционными методами обучения, которые базируются на активном участии в процессе обучения слушателей, учащихся. В связи с этим студенты готовят научные работы на темы «Репродуктивное здоровье - основа счастливого брака», «Искусство вести здоровый образ жизни», «Методики профилактики ВИЧ/СПИДа среди школьников», «Нетрадиционные методы пропаганды здорового образа жизни и борьбы со СПИДом» и т. д.
Выводы. В учебно-воспитательный процесс ГВУЗ «Донбасский государственный
педагогический университет» внедрена комплексная программа, которая базируется на воплощении следующих форм педагогической работы в области получения студентами современных данных относительно здорового образа жизни, ВИЧ-инфекции, СПИДа:
1. пропаганда здорового образа жизни среди студенческой молодёжи;
2. изучение информированности студентов относительно путей передачи, симптоматики и последствий ВИЧ-инфицирования/СПИДа;
3. обогащение рабочих программ дисциплин медико-биологического блока новыми темами о ВИЧ/СПИДе;
4. санитарно-просветительная работа в центрах здоровья, беседы, тренинги со специалистами и т. д.;
5. подготовка студентами научных работ по актуальным темам борьбы со СПИДом, здоровым стилем жизни, культуре межличностных отношений и т. д.
Перспективы дальнейших исследований. Таким образом, результат кропотливой работы профессорско-преподавательского состава Донбасского государственного педагогического университета по пропаганде здорового образа жизни, осведомлённости и профилактике ВИЧ/ СПИДа отражён в анализе социологического опроса студентов университета, но требует постоянного совершенствования и обновления комплексной программы. В этом направлении ведутся активные научные поиски и исследования.
Литература
1. Бобрицька В. I. 3MicTOBi та методичш аспекти формування навичок безпеки поведшки молодi для профтактики СН1Ду / В. I. Бобрицька // Безпека життeдiяльностi. - 2004. - № 11. - С. 38-41.
2. Науково-оргашзацмне забезпечення профтактики В1Л/СН1Ду через систему освiти / О. Березюк, Л. Бтецька, Л. Галщина [та 1н.]. // Iнформацiйно-аналiтичний бюлетень. - 2005. - № 4. - С. 8.
3. Страшко С. В. Сощально-просв^ницью трешнги з формування мотивацп до здорового способу життя та профтактика В1Л/СН1Ду : [навчально-методичний посiбник для викладачiв валеологп, основ медичних знань та безпеки життeдiяльностi, вчителiв основ здоров'я, студенев вищих педагопчних навчальних закладiв] / С. В. Страшко, Л. А. Животовська, О. Д. Грешичюна. - КиУв: Освта УкраУни, 2006. - 260.
4. Субота Н. П. Оргашза^я та проведення заходiв щодо профтактики В1Л/СН1Ду серед молодi : методичш рекомендацп / Н. П. Субота, С. М. Коц - Х.: ХНПУ iменi Г. С. Сковороди, 2009. - 42 с.
5. Aids. ru - русскоязычный портал о ВИЧ/СПИД. - код доступа www. aids. ru.
6. AIDS. ua - украинский национальный портал по вопросам ВИЧ/СПИД. - код доступаwww. aids. ua.
7. http//www/ who. orq.
8. http//www. hiv-aids. ru.
9. www. Nospid. ru.
10. www. medportal. ru.
УДК 37. 015. 31:[ 616. 98:578. 828 HIV ]
РЕАЛЬНЮТЬ I ПЕРСПЕКТИВИ ЕФЕКТИВНОСТ1 САН1ТАРНО-ОСВ1ТНЬОТ РОБОТИ З ПРОФ1ЛАКТИКИ ВШ-ШФЕКЦП
Гутарева Н. В., Мусхарша Ю. Ю., Бабак В. В.
Резюме. Особливу увагу св1товоУ громадськост1 наприюнц XX i початку XXI стол1ть придтяеться В1Л-шфекци, захворювання, яке вразило бтьшють краУн i стало, без перебтьшення, загрозою для кожного жителя планети Земля. Вивчено ступЫь шформованост студенпв педагопчного уыверситету про В1Л/СН1Д. Проведено анонiмне соцюлопчне опитування «Що Ви знаете про СН1Д?». Результати дослiдження свiдчать про гарну обiзнаностi студентiв щодо методiв вивчення, особливостей, шляхiв передачi та профтактики В1Л/СН1Ду. Але роботу з профтактики даного захворювання необхщно постмно вдосконалювати.
Ключовi слова: iнформованiсть, ВШчнфекщя, здоровий спосiб життя, студенти, профтактика, навчання.
УДК 37. 015. 31:[616. 98:578. 828HIV]
РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ.
Гутарева Н. В., Мусхарина Ю. Ю., Бабак В. В.
Резюме. Особое внимание мировой общественности в конце ХХ и начале ХХ1 столетия уделяется ВИЧ-инфекции, заболеванию, которое поразило большинство стран и стало, без преувеличения угрозой для каждого жителя планеты Земля.
Изучена степень информированности студентов педагогического университета о ВИЧ/СПИДе. Проведен анонимный социологический опрос «Что Вы знаете о СПИДе?». Результаты исследования свидетельствуют о хорошей осведомлённости студентов относительно методов изучения, особенностей, путей передачи и профилактики ВИЧ/СПИДа. Но работу по профилактике данного заболевания необходимо постоянно совершенствовать.
Ключевые слова: информированность, ВИЧ - инфекция, здоровый образ жизни, студенты, профилактика, обучение.
UDC 37. 015. 31: [616. 98:578. 828 HIV]
Reality and Prospects for Effective Health Education to Prevent HIV infection
Gutareva N. V., Muskharina Y. Y., Babak V. V.
Abstract. Particular attention of the world in the late twentieth and early twenty-first century is on HIV infection, a disease that hit most countries and was without preuvelecheniya threat to everyone on the planet Earth. First American said about the disease, "Weekly Gazette of morbidity and mortality" in 1981. In Ukraine, the first patient was registered in 1987. Today Ukraine takes the first place in Europe in terms of growth of AIDS, and HIV infection affects the most productive age group of the population - from 15 to 40 years.
Based on the fact that HIV / infection destroys the immune system, one of the important problems of the society is to provide healthy and quality of life and raise awareness of the value of life, its uniqueness. This state of the problem, of course, needs developing and implementing effective and comprehensive programs for different strategic directions. Central to address this urgent problem undoubtedly must belong to informational and educational outreach Ukraine in the first place - children and youth.
The purpose of this study is to investigate the awareness of students of pedagogical University of HIV / AIDS and the effectiveness of current prevention program.
Object and methods. Object of study is the awareness of students in matters of transmission and prevention of HIV infection and AIDS. Research methods - statistical treatment of an anonymous survey of students ped-agogicheskoo univesitet. Etap modern development of our society requires the consolidation of consciousness around the idea of building a humanitarian-oriented, democratic state. Of particular importance is the reform of education in the principles of democratization and humanization, providing conditions for the formation of highlevel health.
Results and discussion. The analysis results in this table show a good awareness of students on the methods of the study, features, modes of transmission and prevention of HIV / AIDS. But work on the prevention of this disease should be improved. Information on infectious diseases including HIV infection, students receive in the classroom as well as in the performance of independent work. The plan provides for the preparation of teachers to study a number of biomedical disciplines ("Age physiology", "Anatomy", "Fundamentals of medical knowledge", "Valeology", "Hygiene", etc.) For example, in the program of individual disciplines introduced the theme "Infectious diseases social" in the study which focuses on a detailed analysis of the issues of etiology, pathogenesis, epidemiology, clinics, and especially HIV / AIDS. For students of all faculties classes at the City Health Center, during which demonstrated non-fiction films, understand situational problems. The discussions brought together leading urban professionals (dermatologist, obstetrician-gynecologists, infectious disease specialists, immunolo-gists, epidemiologists, drug experts) City Department of Health and the Center for AIDS. Today, unfortunately, not all teachers, educators, advocates own new non-traditional teaching methods, which are based on the active participation of students in the learning process, students. In this regard, students prepare research papers on the topic "Reproductive health - the basis for a happy marriage", "Art to lead a healthy lifestyle", "Methods of HIV / AIDS among school children", "Non-traditional methods of health promotion and AIDS" and etc. Conclusions. In the educational process SHEE "Donbass State Pedagogical University" has implemented a comprehensive program that is based on the embodiment, the following forms of educational work in the field of modern students obtain data on healthy lifestyles, HIV and AIDS:1) promoting a healthy lifestyle among students;2) study the awareness of students regarding HIV transmission, symptoms and consequences VICh-infitsirovaniya/SPIDa;3) enrichment of the work programs of medical and biological disciplines block new topics on HIV / AIDS;4) health education work in health centers, interviews, training specialists, etc.
Keywords: awareness, HIV-infection, healthy lifestyle, students, prevention and training.
Рецензент - проф. Голованова I. А.
Стаття надшшла 26. 05. 2014 р.