Научная статья на тему 'Анализ уровня безопасности городского транспорта'

Анализ уровня безопасности городского транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВАРИЙНОСТЬ / ТРАНСПОРТ / SAFETY / TRAFFIC ACCIDENT / ACCIDENT RATE / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдакова А.А., Гелев А.А.

В работе проведен анализ уровня безопасности городского транспорта по России и по Красноярску. Рассмотрены причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Выявлены основные виды дорожно-транспортных происшествий по районам города. Проведена оценка вероятности получения травмы и предложены мероприятия по снижению аварийности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF SAFETY OF URBAN TRANSPORT

In work the analysis of the level of safety of urban transport in Russia and Krasnoyarsk. Considered the causes of road accidents. Identified the main types of road accidents in districts of the city. The estimation of the probability of injury and proposed measures to reduce accidents.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня безопасности городского транспорта»

Секция

«ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

УДК 656.1

АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

А. А. Евдакова, А. А. Гелев Научный руководитель - Е. Н. Бельская

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nadezhda.mileshkina@mail.ru

В работе проведен анализ уровня безопасности городского транспорта по России и по Красноярску. Рассмотрены причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Выявлены основные виды дорожно-транспортных происшествий по районам города. Проведена оценка вероятности получения травмы и предложены мероприятия по снижению аварийности.

Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортное происшествие, аварийность, транспорт.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF SAFETY OF URBAN TRANSPORT

A. A. Evdakova, A. A. Gelev Scientific Supervisor - E. N. Belskaya

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: nadezhda.mileshkina@mail.ru

In work the analysis of the level of safety of urban transport in Russia and Krasnoyarsk. Considered the causes of road accidents. Identified the main types of road accidents in districts of the city. The estimation of the probability of injury and proposed measures to reduce accidents.

Key words: safety, traffic accident, accident rate, transport.

Городской транспорт является важнейшим элементом инфраструктуры современной цивилизации. Состояние безопасности городского транспорта затрагивает абсолютно все категории населения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения транспорта, в которую вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной из серьёзнейших социально-экономических проблем. От её успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны [1]. Сегодня уровень транспортной безопасности, как по стране в целом, там и в Красноярске довольно не высок.

Анализ количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за 2015-2017г.г. по России показал, что с мая по август наблюдается рост аварийности, что может быть связано с ежегодным (сезонным) увеличением потока автомобильных транспортных средств и повышением среднесуточных температур воздуха, большее кол-во аварий приходится на август месяц. Также очевидно снижение уровня аварийности в 2016 году, в сравнении с 2015.

Количество ДТП за 2015-2017г.г. по Красноярску представлены на рисунке 1. За первые два месяца наступившего года уже произошло 392 дорожно-транспортных происшествия [1,2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

Тенденция к увеличению количества аварий с мая по август и снижению уровня аварийности в 2016 году сохраняется, как и по стране в целом. Большая доля всех ДТП приходится на легковой транспорт, ввиду его преобладающего числа среди городского транспорта [1-4].

450 400 350 300 250 200 150 100 50

sf

ж

/ / -у

vp1

f о* *

«2015 «2016 и 2017

Рис. 1. Количество дорожно-транспортных происшествий за 2015-2017[2]

При детальном анализе статистических данных, с целью выявления наиболее частых причин ДТП и сопутствующих факторов (обстоятельств, влияющих на развитие дорожно-транспортной ситуации, которые отягчают или смягчают последействия ДТП), было установлено, что наибольшую популярность приобрели: несоблюдение очередности проезда, отсутствие пешеходных ограждений и дорожных знаков в необходимых местах, нарушение правил проезда пешеходного перехода [2].

Хотя обстоятельства возникновения ДТП разнообразны, их анализ позволил выявить общие черты, что дало возможность разработать классификацию ДТП по видам [2,3]. Традиционно, наиболее частый вид ДТП - это столкновения транспортных средств (ТС) и наезд на пешехода, однако в 2016 году выделился новый вид - технически-неисправное ТС. Это может быть вызвано тем, что в последние годы техосмотр производится любой частной компанией, которая может не имея сервисного центра выписывать карточки техосмотра. Естественно, при таком подходе, необходимость ремонта не обнаруживается [4].

Кроме того, был проведен анализ количества ДТП по районам Красноярска. Наибольшее количество происшествий было отмечено в Советском районе, что может быть обусловлено большой территорией и интенсивностью движения, отсутствием пешеходных ограждений и дорожных знаков в необходимых местах, а также недостаточной освещенностью дорог [2,3].

Индивидуальный риск получения травмы в условиях использования транспортной отрасли города также нельзя оставлять без внимания. Расчет риска (как вероятности) получения травмы по Красноярску за 2015-2016 года, показал, что в 2015 году, при общем количестве травмированных и=2193чел. и численности населения ^=1052218чел., риск составил ^=2,084-10-3, в 2016 -^=1,95-10-3 и несмотря на тенденцию к снижению, полученные значения значительно выше общепринятой переходной зоны (10-4-10-6) и приемлемых значений рисков (10-7 и ниже) [5].

В условиях мобильного сообщества, обеспечение высокого уровня безопасности городского транспорта и дорожного движения в целом, становится возможным благодаря: информированности; широкому применению простых и не затратных мер, способствующих снижению дорожной аварийности на конкретных участках концентрации ДТП; обновленным принципам обеспечения безопасности; инициативам и широкому сотрудничеству.

Секция «Промышленная безопасность »

На основании данных о наиболее часто встречающихся причинах можно составить ряд мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения:

- создание системы публичного мониторинга ситуации на дорогах с целью выявления наиболее опасных автомобильных дорог и общественного контроля за своевременностью принятия неотложных мер по их обустройству в режиме реального времени;

- повышение ответственности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации за обустройство участков автомобильных дорог с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий;

- повышение ответственности за соблюдение требований технических регламентов по строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения и ужесточение контроля за их исполнением;

- уточнение требований к организаторам автомобильных перевозок пассажиров и грузов в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

- усовершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

- формирование стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения и др.

В сегодняшнем мире, все более объединяемом общими глобальными тенденциями и проблемами, одна из которых - дорожная аварийность - самым рациональным направлением повышения безопасности дорожного движения является: использование международного опыта и объединение усилий для решения общих транспортных проблем. Как показывает практика, государство не может решать проблему обеспечения безопасности на транспорте, что называется, в одиночку. Опыт не только Российской Федерации, но и ряда западных государств указывает на то, что одной из оптимальных форм привлечения общественности к проблемам — это показать всем, что в решении этих проблем заинтересованы как государство, так и общество, и только объединившись эти проблемы смогут быть решены.

Библиографические ссылки

1. Анализ аварийности на автомобильном транспорте РФ [Электронный ре-сурс].URL:http://www.transportpart.ru/pojds-106-1.html(дата обращения 04.04.2017)

2. Госавтоинспекция: официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. URL:http://www.gibdd.ru(дата обращения 04.04.2017)

3. Рябоконь Ю. А., Зайцев К. В. Организация и безопасность движения. Курс лекций. -Омск: СибАДИ, 2007. - 49 с.

4. Информационное агентство России «Тасс» [Электронный ресурс]. URL:http://tass.ru (дата обращения 06.04.2017)

5. Гуманитарные аспекты безопасности профессиональной деятельности. Учебное пособие. А. Г. Кучкин, Е. Н. Окладникова, Е.В. Кузнецов, Т. Е. Скрипка. Красноярск: СибГАУ, 2010. - 110 с.

© Евдакова А. А., Гелев А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.