Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ЧАСТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. ШЫМКЕНТ'

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ЧАСТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. ШЫМКЕНТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офтальмологическая помощь / удовлетворенность / eye care / satisfaction / офтальмологиялық көмек / медициналық көмекке қанағаттанушылық деңгейі

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А С. Ауашев, Ж В. Романова, А Т. Душпанова, Д В. Винников

Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа качества оказания офтальмологической помощи населению города Шымкент в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, включающего доступность и удовлетворенность пациентов оказываемой помощью. Таким образом, удалось выявить значительную степень неудовлетворенности населения города Шымкент качеством оказания офтальмологической помощи – преимущественно в государственных учреждениях здравоохранения. Одновременно отмечается высокий уровень доступности, сервиса, удовлетворенности частными (негосударственными) медицинскими организациями города Шымкент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А С. Ауашев, Ж В. Романова, А Т. Душпанова, Д В. Винников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POPULATION SATISFACTION WITH THE QUALITY OF RENDERING OF OPHTHALMOLOGICAL CARE BY STATE AND PRIVATE HEALTH CARE INSTITUTIONS OF SHYMKENT

The purpose of this study was to conduct a comparative analysis of the quality of ophthalmologic care provided to the population of the city of Shymkent in health care facilities of various forms of ownership, including accessibility and patient satisfaction with the care provided. Thus, it was possible to identify a significant degree of dissatisfaction of the population of the city of Shymkent with the quality of ophthalmologic care, mainly in public health institutions. At the same time, there is a high level of availability, service, satisfaction with private (non-state) medical organizations of the city of Shymkent.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ЧАСТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. ШЫМКЕНТ»

Вестник Ка^НМУ №2-2019

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бородулин Ф.Р. История медицины. - М.: Медгиз, 1961. - 267 с.

2 Орлов С.В. История философии. - СПб.: Питер, 2009. - 197 с.

3 Пер Саугстад, История психологии: от истоков до наших дней. - М.: Бахрах-М, 2008. - 369 с.

4 Багадирова С.К., Леонтьев А.В. История психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 287 с.

5 Saul McLeod, Person Centered Therapy published. - London: 2008. - 579 р.

6 Oxford Russian Dictionary. - Oxford: University press, 2000. - 367 р.

7 Inzucchi SE, et al/ ADA-EASD Position Statement // Diabetes Care. - 2012. - №3. - Р. 29-35.

8 Melchert T. P. Foundations of professional psychology: The end of theoretical orientations and the emergence of the biopsychosocial approach // Elsevier. - 2011. - №1. - Р. 69-75.

М.А. Асимов, Ф.А. Багиярова

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаyHueepcumemi

МЕДИЦИНАДА НАУЦАСТАРГА БАГДАРЛАНГАН КвЗЦАРАС (НЕГ1ЗГ1 ЦАГИДАЛАР)

ty^h: Наук;аск;а багытталган устаным - бул нау;астыц психологиялы; элеуметтж мшездемесше сэйкес, нау;аспен дэр^ердщ арасындагы езара эрекеттесуь сонымен ;атар эр;айсыныц жеке жауапкершiлiгiне жэне элеуметтiк, биологиялы; психологиялы; тэсiлдерiн ;олдануга негiзделген. Нау;ас;а багытталган устанымныц ;агидаларын тYсiнiп-бiлу, ол дэр^ердщ нау;аспен жумыс жасауында езшщ коммуникативтiк дагдыларын ныгайтуга жэне психологпен, элеуметтж ;ызметкермен езара эрекеттесудi уйымдастыруга кемектеседi.

ТYЙiндi свздер: нау;ас;а багытталган тэсiл, коммуникативтiк дагдылар, био-психо-элеуметтiк модель.

M.A. Asimov, F.A. Bagiyarova

Asfendiyarov Kazakh National medical university

CONCEPT OF PATIENT-CENTERED APPROACH IN MEDICINE (BASIC PRINCIPLES)

Resume: The patient-centered approach is a broad understanding of interaction between a physician and patient, that considers psychological and social characteristics of the patient, that are based on the principle of shared responsibility and the application of the biopsychosocial approach. Understanding of the principles of the patient-centered approach will help doctors to improve communication skills while working with patients and properly organize interaction with psychologists and social workers. Keywords: patient-centered approach, communication skills, biopsychosocial model

УДК 617.7:614.2(470.063)

А.С. Ауашев, Ж.В. Романова, А.Т. Душпанова, Д.В. Винников

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ЧАСТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. ШЫМКЕНТ

Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа качества оказания офтальмологической помощи населению города Шымкент в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, включающего доступность и удовлетворенность пациентов оказываемой помощью.

Таким образом, удалось выявить значительную степень неудовлетворенности населения города Шымкент качеством оказания офтальмологической помощи - преимущественно в государственных учреждениях здравоохранения. Одновременно отмечается высокий уровень доступности, сервиса, удовлетворенности частными (негосударственными) медицинскими организациями города Шымкент.

Ключевые слова: офтальмологическая помощь,удовлетворенность

Введение. Патология органа зрения имеет в общей структуре заболеваемости большое медико-социальное значение по тяжести исходов и социальным затратам на компенсацию слепоты и слабовидения [1, 2, 3]. Офтальмология является одним из интенсивно развивающихся направлений здравоохранения

преимущественно в частном секторе. Однако в условиях недостаточного финансирования государственных учреждений здравоохранения устаревает материально-техническое оснащение, основные фонды

офтальмологических отделений и кабинетов, что не может не сказаться на качестве оказываемой медицинской помощи [4]. В связи с этим возникает необходимость проведения

сравнительного анализа уровня доступности, удовлетворенности и, в целом, качества оказываемой офтальмологической помощи в государственных учреждениях здравоохранения и в частных медицинских организациях, осуществляющих свою деятельность в городе Шымкент. Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа качества оказания офтальмологической помощи населению города Шымкент в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, включающего доступность и удовлетворенность пациентов оказываемой помощью. Материал и методы. В рамках социологического исследования анализировалось субъективное мнение

Vestnik KazNMU №2-2019

пациентов, получающих офтальмологическую помощь в государственных и частных учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную и амбулаторно-консультативную помощь. В качестве государственной организации, оказывающей офтальмологическую помощь, была выбрана областная офтальмологическая больница г. Шымкент (ООБ), частные учреждения, принимающие участие в исследовании, являются самыми крупными медицинскими организациями города этого профиля. Критерием выборки негосударственных учреждений являлся объем среднего количества посещений кабинетов офтальмологов за смену, а также согласие руководства на участие в исследовании. Анализ мнения включал в себя оценку доступности, информированности и

удовлетворённости пациентов оказываемой помощью. Основным методом исследования явилось

стандартизированное интервью. Статистический анализ был произведен при помощи программы IBM SPSS Statistics 19. Всего было собрано и проанализированы 169 анкет, из них 96 - пациентов ООБ, 73-пациентов частных учреждений. Результаты и обсуждение. Государственная офтальмологическая больница более популярна среди молодежи и лиц старше 50 лет, в то время как посетителями частных клиник чаще становятся пациенты в возрасте от 30 до 49 лет. Большинство пациентов были с высшим образованием, в то время как лица со средне-специальным образованием чаще встречались среди пациентов государственной клиники. Респонденты, оценивающие доход своей семьи как очень хороший также чаще обращались в частную клинику за офтальмологической помощью. Более подробно социально-демографические показатели приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Социально-демографические показатели респондентов

Показатели Государственная, n=96 Частная, n=73 р

Абс. % Абс. %

Возраст 18-29 лет 50 52,1% 34 46,6% 0,000

30-49 лет 19 19,8% 32 43,8%

50 лет и старше 27 28,1% 7 9,6%

Пол мужской 37 38,5% 32 43,8% 0,488

женский 59 61,5% 41 56,2%

Место проживания город 60 62,5% 36 49,3% 0,087

село 36 37,5% 37 50,7%

Образование среднее 19 19,8% 32 43,8% 0,000

средне-специальное 37 38,5% 7 9,6%

высшее и послевузовское 40 41,7% 34 46,6%

Занятость студент 18 18,8% 15 20,5% 0,001

рабочий 11 11,5% 9 12,3%

служащий 19 19,8% 32 43,8%

пенсионер 31 32,3% 7 9,6%

безработный 17 17,7% 10 13,7%

Доход семьи очень хороший, хороший 17 17,7% 23 31,5% 0,012

средний 51 53,1% 41 56,2%

плохой, очень плохой 28 29,2% 9 12,3%

Важнейшим показателем, изучаемом в нашем исследовании, явилась оценка населением города Шымкент качества оказания офтальмологической помощи. Только 65,7% респондентов оценивали качество оказания офтальмологической помощи на «полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен». Более высоким качество оказания офтальмологической помощи оценивали пациенты частных медицинских учреждений (58,4%), тогда как удовлетворённость качеством в государственных учреждениях составила 75,3%, но различия не были статистически значимы (критерий хи-квадрат, р=0,126)

Государственная клиника уступает по таким показателям, как продолжительность ожидания приема врача, удобство системы записи на прием к врачу. В целом в государственных учреждениях удовлетворенность различными сторонами медицинского обслуживания ниже, чем в частных клиниках, только 40,2% принимавших участие в опросе пациентов предпочли бы обращаться за помощью в государственные учреждения здравоохранения при наличии выбора, тогда как 59,8% опрошенных выбрали частные офтальмологические клиники и кабинеты (таблица 2).

Таблица 2 - Удовлетворенность пациентов оказываемыми услугами в офтальмологических клиниках

Показатели Государственная, n=96 Частная, n=73 р

Абс. % Абс. %

Удовлетворены ли Вы качеством оказания офтальмологической помощи в данном МУ в целом? полностью удовлетворен 21 21,9% 20 27,4% 0,126

скорее удовлетворен 35 36,5% 35 47,9%

скорее не удовлетворен 28 29,2% 11 15,1%

не удовлетворен 12 12,5% 7 9,6%

Вам легко было записаться на прием к врачу? Да 65 67,7% 64 87,7% 0,002

Нет 31 32,3% 9 12,3%

Вас устраивает график работы Вашего лечащего врача? Да 75 78,1% 64 87,7% 0,108

Нет 21 21,9% 9 12,3%

Вам приходилось длительно (более 15 мин) ожидать свою очередь к врачу? Да 83 86,5% 13 17,8% 0,000

Нет 13 13,5% 60 82,2%

Вестник Ка^НЖУ №2-2019

Если бы у Вас был выбор, то в в государственное 40 41,7% 28 38,4% 0,071

какое МУ обратились за помощью в частное, в рамках ГОБМП 35 36,5% 18 24,7%

в частное 21 21,9% 27 37,0%

Таким образом, удалось выявить значительную степень неудовлетворенности населения города Шымкент качеством оказания офтальмологической помощи -преимущественно в государственных учреждениях здравоохранения. Одновременно отмечается высокий уровень доступности, сервиса, удовлетворенности частными (негосударственными) медицинскими организациями города Шымкент. В совокупности это может указывать на необходимость совершенствования организации

офтальмологической помощи в государственных учреждениях города, направленной на сокращение продолжительности ожидания приема врачей-офтальмологов в поликлинике, оптимизацию графиков работы врачей и вспомогательных служб, на повышение уровня обслуживания пациентов. Отдельные показатели организации помощи, которые следует отметить, это

комфортность ожидания и удобство системы записи на прием к врачам. Уровень комфортности помещений медицинского учреждения оказывает психологическое воздействие на пациентов, обусловливая высокие потребительские оценки. Следовательно, данный показатель также может косвенно свидетельствовать о качестве медицинского обслуживания в учреждении. Заключение. Таким образом, отмечается необходимость внедрения новых механизмов организации

офтальмологической службы в государственных учреждениях. Выявленные недостатки помогут более точно ориентироваться в векторе развития и изменения существующей службы для достижения ею высокой удовлетворенности населения качеством оказания офтальмологической помощи государственными

учреждениями здравоохранения города Шымкент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Э.С. Аветисов, Л. К. Мошетова, Э. А. Егоров Национальное руководство по офтальмологии. - М.: 2009. - 1015 с.

2 Аликова, Т. Т. Патология зрения - одна из основных проблем здоровья студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 108-116.

3 Здравоохранение в России: статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - 355 с.

4 Махотин А.Е. К вопросу о повышении доступности офтальмологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. - 2009. - Вып. 1. - С. 94-96.

А.С. Ауашев, Ж.В. Романова, А.Т. Душпанова, Д.В. Винников

Эл-Фараби атындагы К,азац ¥лттыцyHueepcumemi

ШЫМКЕНТ ЦАЛАСЫНДАГЫ МЕМЛЕКЕТТ1К ЖЭНЕ ЖЕКЕМЕНШ1К МЕДИЦИНАЛЬЩ МЕКЕМЕЛЕРДЩ ОФТАЛЬМОЛОГИЯЛЬЩ К6МЕПНЕ ХАЛЬЩТЬЩ ЦАНАГАТТАНДЫРЫЛУЫН ТАЛДАУ

ТYЙiн: Бул жумыстыц ма;саты Шымкент ;аласындагы эртYрлi денсаулы; са;тау мекемелершдеп офтальмологиялы; кемекке жугшген халы;тыц ;анагаттану децгеш мен кемекке ;олже™мдшкт зерттеу болды.

Нэтижесшде Шымкент ;аласы тургындарыныц офтальмологиялы; кемекке кебiнесе мемлекеттiк медициналы; мекемелерде наразылы; тудыратын жайттардын орын алганы аны;талды.

ТYЙiндi создер: офтальмологиялы; кемек, медициналы; кемекке ;анагаттанушылы; децгейi

A.S. Aouashev, J.V. Romanova, A.T. Dushpanova, D.V. Vinnikov

Al-Farabi Kazakh National University

ANALYSIS OF THE POPULATION SATISFACTION WITH THE QUALITY OF RENDERING OF OPHTHALMOLOGICAL CARE BY STATE AND PRIVATE HEALTH CARE INSTITUTIONS OF SHYMKENT

Resume: The purpose of this study was to conduct a comparative analysis of the quality of ophthalmologic care provided to the population of the city of Shymkent in health care facilities of various forms of ownership, including accessibility and patient satisfaction with the care provided.

Thus, it was possible to identify a significant degree of dissatisfaction of the population of the city of Shymkent with the quality of ophthalmologic care, mainly in public health institutions. At the same time, there is a high level of availability, service, satisfaction with private (non-state) medical organizations of the city of Shymkent. Keywords: eye care, satisfaction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.