Вестник Ка^НЖУ №2-2019
Материалы международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и преподавателей «Акановские чтения: Роль ПМСП в достижении всеобщего охвата услугами здравоохранения»
УДК [614.23:616-052]:88.4
М.А. Асимов, Ф.А. Багиярова
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
КОНЦЕПЦИЯ ПАЦИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНЕ
(ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ)
Пациент-центрированный подход - это широкое понимание взаимодействия медика с пациентом с учетом психологических и социальных характеристик пациента, которая основывается на принципе разделенной ответственности и применения биопсихосоциального подхода. Понимание принципов пациент-центрированного подхода, поможет медикам улучшить коммуникативные навыки при работе с пациентами и правильно организовать взаимодействие с психологами и социальными работниками.
Ключевые слова: Пациент-центрированный подход, коммуникативные навыки, биопсихосоциальная модель
Стремительные изменения в Казахстанской медицине приводят к разному толкованию новых идей и понятий. В частности новая парадигма «Пациент-центрированный подход», нередко понимается как узкое, биологически мотивированное понятие, без учета медицинско-психологических и медицинско-социальных факторов влияющих на пациента. При этом заменяется более узким и чисто медицинским понятием - «Пациент-центрированный уход». И я думаю, что за этим кроется не просто игра слов -«подход» или «уход», или разные переводы с англо-язычной литературы. Для исключения разночтений, ошибочных суждений, которые могут привести к замедлению и искажению развития как образовательных, так и практических реформ в медицине, я попытался внести определенные ясности. Для этого были использованы признанные аксиомы (гуманизм, холистическая медицина и др.), а также исторически закономерные пути развития медицины (интеграция медицины, философии и психологии), и выделены основные принципиальные особенности философии пациент-центрированного подхода.
1. Медицинский работник - это гуманист [1]. Мировоззрение медика основывается на философии гуманизма, суть которой - это стремление уменьшить в сознании людей роль Бога в развитии Человека, показать, что Человека формирует его внутренняя сила, вера в свои возможности, которые можно развить и совершенствовать. Вторая важная идея гуманистически направленной философии - жизненно утверждающий оптимизм [2].
2. Психология медицины - это гуманистическая психология [3]. Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и другие основатели этого направления утверждали следующее:
каждый человек уникален физически и психически и не похож на другого. Это и есть ценность! Человек должен полагаться на свою уникальность и сам, в первую очередь, ценить это;
у каждого есть свой потенциал и его надо развивать (самоактуализация).
Это направление в психологии и психотерапии получило название «Клиент-центрированного подхода» [4]. Карл Роджерс, терапевт, ориентированный на идеи гуманизма, исключил понятие «пациент» и ввел вместо этого -«клиент». Saul McLeod, в своей статье отмечает, что разработанный метод К. Роджерс, называл терапевтическим подходом: «... Rogers (1959) called his therapeutic approach client-centered or person-centered therapy ...» [5]. «Approach» -подход, а не «Care» - забота или уход [6].
3. Медицина как гуманистическая наука, несет в себе основные идеи гуманизма:
жизнь каждого человека бесценна;
оптимизм - это борьба за жизнь человека до последнего его вздоха;
в этой борьбе за жизнь и здоровье надо полагаться на силы и потенциал человека.
Современный медик должен стремиться пробудить, восстановить и поверить в физический и психический потенциал человека, а не полагаться на чудо. И если срабатывают не совсем «понятные» механизмы, пока научно необъяснимые, то врач/медицинская сестра должны быть способны признаться себе и окружающим в том, что современная медицина, как наука, не совершенна и еще не на все вопросы нашла ответы. И в этом случае медик не должен отвечать «лишь бы ответить" (опасаясь показаться не состоятельным) и объяснять мистикой. Это не научно.
4. Медик должен использовать научные достижения клинической, медицинской и социальной психологии. Часто медики, забывают о способностях психики, о потенциале и используют божественные объяснения в «необычных» случаях выздоровления. Забывают о таком научно-обоснованном явлении психики, как «внушение» (лат. suggestio), «внушаемость» и «самовнушение». И когда мы говорим о потенциале, медику надо учитывать психический потенциал, а также влияние социальных факторов на пациента.
Эти идеи в современной медицине сфокусированы в -«Пациент-центрированном подходе». Inzucchi S.E. (2012) дает следующее определение Пациент-центрированному подходу: «Providing care that is respectful of and responsive to individual patient preferences, needs, and values - ensuring that patient values guide all clinical decisions» [7]. Отмечая, что уход, забота и в целом взаимодействие с пациентом строится на его индивидуальных личностных особенностях и ценностях. Как мы видим Пациент-центрированный подход - это широкое понимание взаимодействия медика с пациентом с учетом психологических и социальных характеристик пациента.
5. Пациент-центрированный подход ожидает от медика партнерских отношений. Партнер - равный участник лечебного процесса, активный участник, а не пассивный исполнитель. Партнер - это равный участник, который в равной степени ответственен за процесс и результат лечения и/или профилактику, за здоровье свое и окружающих.
6. Пациент-центрированный подход основывается на биопсихосоциальной модели [8]. Эта модель современная и адекватная для понимания нарушений адаптации человека для медиков всех направлений. Данная модель предполагает комплексный подход к пациенту, как к личности. Кроме медицинского вмешательства пациент, как личность нуждается в психологическом и социальном лечении.
Исходя из этой модели, на наш взгляд, личность пациента можно представить в следующей структуре (рисунок 1):
ЮеиЫ1к ХажМММ №2-2019
Психологическое состояние
Физическое состояние
Рисунок 1 - Структура личности
При этом, в нашем понимании комплексный подход к пациенту можно структурно представить в виде такой схемы (рисунок 2):
Социальное здоровье-социальное понимание здоровья и методы воздействия - социальная терапия. Социальные работники.
I_Их партнер - ГРАЖДАНИН_)
Рисунок 2 - Комплексный подход и доля участия разных специалистов при Пациент - центрированном подходе
Медик, вооруженный биологическими теориями причин заболеваний, использует биологические методы лечения: лекарства, физиотерапию, оперативное вмешательство и др. Медицинский психолог, вооруженный психологическими теориями причин расстройств, лечит психотерапией или психо-коррекцией. Социальный работник, вооруженный знаниями социальной психологии, помогает пациентам социальной терапией. И все вместе помогают пациенту стать активным, работоспособным и помогают пациенту справляться с физическими и
психическими/психологическими расстройства,
адаптировать к различным условиям.
7. «Пациент», а не «больной». Слово «Больной» - стигма (клеймо), которое несет на себе груз болезни. И само слово «болезнь», на мой взгляд, не должно применяться современными медиками, а должно быть заменено словом «расстройство». Расстройство более щадящее и гуманное понятие с меньшей стигматизацией, как временное и преходящее явление. Даже при тяжелых заболеваниях бывают «светлые» промежутки - улучшения. Слово -«Пациент» - несет в себе идеи гуманизма, которые существуют в философии «Пациент - центрированного подхода». Партнерство, умение полагаться на потенциал, даже незначительное физическое улучшение, должно побуждать пациента к активности - психологической и социальной удовлетворенности и состоятельности.
8. Психолог имеет отношения не с пациентом, а с «Клиентом». Пациент вынужден (из за физического недуга)
обращаться к медику, а клиент может обратиться или нет. Это зависит от того, насколько он сам осознает необходимость, а скорее всего - насколько медик, обладая коммуникативными навыками, добившись партнерских отношений с пациентом, может убедить своего пациента о роли психологических и социальных причин в расстройстве и насколько необходима работа пациента с психологом и социальным работником.
9. Социальный работник взаимодействует с «Гражданином», хотя общается он с тем же самым пациентом, после медика и психолога. Это условное понимание. Но оно отражает отношение социального работника к пациенту; к той роли и к тем задачам, с которыми, на этот момент, сталкивается наш пациент, когда он теряет/снижает свой социальный статус - статус гражданина. А роль гражданина любого общества, государства или страны, одна - быть активным и полезным, не быть паразитом, даже если ты имеешь те или иные проблемы (расстройства).
К сожалению, наши пациенты, пока не хотят/не могут так думать, и ориентированы больше на «чудо» лекарства, «чудо» врачей и мало полагаются на себя. Понимание медиками принципов Пациент-центрированного подхода поможет улучшить свои коммуникативные навыки при работе с пациентами и правильно организовать взаимодействие с психологами и социальными работниками.
Вестник Ка^НМУ №2-2019
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бородулин Ф.Р. История медицины. - М.: Медгиз, 1961. - 267 с.
2 Орлов С.В. История философии. - СПб.: Питер, 2009. - 197 с.
3 Пер Саугстад, История психологии: от истоков до наших дней. - М.: Бахрах-М, 2008. - 369 с.
4 Багадирова С.К., Леонтьев А.В. История психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 287 с.
5 Saul McLeod, Person Centered Therapy published. - London: 2008. - 579 р.
6 Oxford Russian Dictionary. - Oxford: University press, 2000. - 367 р.
7 Inzucchi SE, et al/ ADA-EASD Position Statement // Diabetes Care. - 2012. - №3. - Р. 29-35.
8 Melchert T. P. Foundations of professional psychology: The end of theoretical orientations and the emergence of the biopsychosocial approach // Elsevier. - 2011. - №1. - Р. 69-75.
М.А. Асимов, Ф.А. Багиярова
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаyHueepcumemi
МЕДИЦИНАДА НАУЦАСТАРГА БАГДАРЛАНГАН КвЗЦАРАС (НЕГ1ЗГ1 ЦАГИДАЛАР)
ty^h: Нау;ас;а багытталган устаным - бул нау;астыц психологиялы; элеуметтж мшездемесше сэйкес, нау;аспен дэр^ердщ арасындагы езара эрекеттесуь сонымен ;атар эр;айсыныц жеке жауапкершшгше жэне элеуметтiк, биологиялы; психологиялы; тэсшдерш ;олдануга негiзделген. Нау;ас;а багытталган устанымныц ;агидаларын тYсiнiп-бiлу, ол дэрiгердiц нау;аспен жумыс жасауында взiнiц коммуникативтiк дагдыларын ныгайтуга жэне психологпен, элеуметтiк ;ызметкермен езара эрекеттесудi уйымдастыруга кемектеседi.
TY^H4i свздер: нау;ас;а багытталган тэсiл, коммуникативтж дагдылар, био-психо-элеуметтiк модель.
M.A. Asimov, F.A. Bagiyarova
Asfendiyarov Kazakh National medical university
CONCEPT OF PATIENT-CENTERED APPROACH IN MEDICINE (BASIC PRINCIPLES)
Resume: The patient-centered approach is a broad understanding of interaction between a physician and patient, that considers psychological and social characteristics of the patient, that are based on the principle of shared responsibility and the application of the biopsychosocial approach. Understanding of the principles of the patient-centered approach will help doctors to improve communication skills while working with patients and properly organize interaction with psychologists and social workers. Keywords: patient-centered approach, communication skills, biopsychosocial model
УДК 617.7:614.2(470.063)
А.С. Ауашев, Ж.В. Романова, А.Т. Душпанова, Д.В. Винников
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ЧАСТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. ШЫМКЕНТ
Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа качества оказания офтальмологической помощи населению города Шымкент в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, включающего доступность и удовлетворенность пациентов оказываемой помощью.
Таким образом, удалось выявить значительную степень неудовлетворенности населения города Шымкент качеством оказания офтальмологической помощи - преимущественно в государственных учреждениях здравоохранения. Одновременно отмечается высокий уровень доступности, сервиса, удовлетворенности частными (негосударственными) медицинскими организациями города Шымкент.
Ключевые слова: офтальмологическая помощь,удовлетворенность
Введение. Патология органа зрения имеет в общей структуре заболеваемости большое медико-социальное значение по тяжести исходов и социальным затратам на компенсацию слепоты и слабовидения [1, 2, 3]. Офтальмология является одним из интенсивно развивающихся направлений здравоохранения
преимущественно в частном секторе. Однако в условиях недостаточного финансирования государственных учреждений здравоохранения устаревает материально-техническое оснащение, основные фонды
офтальмологических отделений и кабинетов, что не может не сказаться на качестве оказываемой медицинской помощи [4]. В связи с этим возникает необходимость проведения
сравнительного анализа уровня доступности, удовлетворенности и, в целом, качества оказываемой офтальмологической помощи в государственных учреждениях здравоохранения и в частных медицинских организациях, осуществляющих свою деятельность в городе Шымкент. Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа качества оказания офтальмологической помощи населению города Шымкент в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, включающего доступность и удовлетворенность пациентов оказываемой помощью. Материал и методы. В рамках социологического исследования анализировалось субъективное мнение