М.О. Люханова, студент
Научный руководитель — М.С. Фёдорова, доцент
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина M. Lukhanova, student
Scientific advisor M. Fedorova, Associate Professor
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
Анализ творческого развития чешского художника Альфонса Мухи и его вклад в развитие модерна
Analysis of Alfons Mucha's career and his contribution to the development of the art nouveau
В статье представлен краткий анализ творческого развития чешского художника Альфонса Мухи (1860-1939), чьи работы относят к такому направлению в искусстве, как модерн («art nouveau», конец XIX — начало ХХ вв.). В тексте описан творческий путь художника от знаменитых плакатов и книжных иллюстраций, до монументальной живописи, которая, к сожалению самого А. Мухи, осталась в тени того искусства, благодаря которому он получил свою известность. В статье проанализирована причинно-следственная связь между жизнью художника и его творчеством. Описаны основные черты арт нуво, как самостоятельного течения, а также представлен вклад А. Мухи в развитие чешского модерна и искусства в целом. В статье противопоставлены роль Альфонса Мухи в развитии мирового искусства и отношение самого художника к своему творчеству.
Ключевые слова: модерн, арт нуво, Альфонс Муха, чешский художник, искусство Чехии
The article includes the review of Art Nouveau as the independent style of art. Also, there are analyzing of Alfons Mucha's oeuvre in the article. The article deals with the career of an artist from the famous advertising posters and book illustrations till the monumental painting which was key to Alfons Mucha. The author analyzes the cause-and-effect link between the life of an artist and his work. The Czech artist under review is of interest because of his contribution in developing of Czech Art Nouveau and of the art itself. From what the author says it become clear that the Alfons Mucha's role in the developing of an Art Nouveau and his own attitude towards his work are not the same.
Keywords: modern, Art Nouveau, Alfons Mucha, Czech artist, Czech art
Первостепенная задача искусства заключается в том, чтобы выразить правду или приукрасить что-нибудь полезное.
Дж. Раскин
Введение
В конце XIX века развивается новое течение в искусстве, с появлением которого само понятие «искусство» вышло за пределы закрытых салонов и музеев, просочилось в массы не только состоятельных людей, и которое начало развиваться во многих европейских странах практически в одно время — общая тенденция, развивающаяся в каждой из этих стран своим путём. Франко-бельгийский «ар-нуво», английский и шотландский «арт нуво», австрийский «сецессион», немецкий «югендстиль» (нем. Jugendstil — стиль молодых), итальянский «либерти» и испанский «модернисмо» в России известны под названием «модерн». Объединения художников этого направления, которые противопоставляли себя «устаревшим» канонам искусства, внесли весомый вклад в развитие западноевропейского изобразительного искусства начала XX века. Основной принцип, который положил начало развитию арт нуво (фр. Art Nouveau — новое искусство) — доступное искусство для всех, которое должно составлять образ жизни — окружающие человека предметы должны быть подобны произведениям искусства, а произведения искусства в свою очередь должны стать функциональны и заполнять дома и улицы, а не музеи [1, с. 224]. Модерн проник практически во все виды искусства: в скульптуру, живопись, графику (особенно книжную), в мебельную, стекольную и тканевую индустрии, а также в ювелирное дело [2, с. 56]. Основные отличительные черты модерна — культ природы, естественности, использование светлых тонов и изогнутых линий, а также образ женщины, которая всегда в центре, всегда привлекательна, молода и здорова, мягкая и естественная — нереальная — новый женский идеал, схожий с образом «прерафаэли-товской» женщины с пышными густыми волосами и бледной кожей, обладающей живой красотой [1, с. 226-227; 7, с. 278]. Модерн, в своём представлении настолько далёк от реализма, что отошёл также и от реальности. Подобно тому, как в своё время искусство бидермайера сравнивали с «оранжерейным миром, накрытым стеклянным колпачком», арт нуво обвиняют в умышленной попытке завуалировать действительность и в служении элите [1 с. 225; 8, с. 192]. Различные течения, в которых идеалы модерна нашли отражения, были не только разными и противоречивыми, но вместе с тем и переплетающимися между собой: «орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное» [3, с. 57]. Прогремевший в конце ХХ века модерн сохранял свою популярность на протяжении почти двух десятилетий, после чего долгое время подвергался критике и пребывал в забвении [1, с. 224]. Основываясь на сегодняшней тенденции повышения культурной грамотности населения вновь просыпается интерес к модерну. Известность архитектуры и живописи этого направления идёт впереди имён своих создателей. По данному направлению немало общедоступной информации, а имена мастеров, работавших в данном стиле, являются хрестоматийными в мировой научной и учебной литературе [1; 2; 5; 9]. Изучение стиля работ, вышедших из-
под кисти живописца, становится интересней, если взглянуть на творчество художника под углом его личного отношения к своей работе и проследить причинно-следственную связь развития его мастерства и профессионального становления. В рамках данной обзорной статьи проанализировано творческое развитие художника, стоявшего на пороге основания модерна. В результате анализа можно проследить за тем, как развивалось новое течение в искусстве и отвечало ли оно своим основным принципам, положивших начало зарождению модерна.
Модерн в творчестве Альфонса Мухи
Одними из самых узнаваемых работ периода Art Nouveau являются работы Альфонса Мухи — чешского художника конца XIX — начала XX вв., известность работ которого ушла далеко за пределы Чехии вперёд его имени. Творческий путь этого художника неразрывно связан с развитием чешского модерна и Арт Нуво в целом. Проанализировав путь профессионального развития знаменитого чешского художника, результатом которого стало рождение уникального «Стиля Альфонса Мухи», а также, взглянув на него под призмой личного отношения художника к своему творчеству, можно будет сделать выводы о том, как новому стилю удалось достичь возвышенных целей своих основателей.
Альфонс Мария Муха родился в моравском городе Иванчице недалеко от Брно (ныне территория Чехии, тогда ещё входившей в состав Австрийской и Австро-Венгерской империи) в 1860 году [4]. Про него говорили, что он начал рисовать, прежде чем смог ходить. Рождённого левшой мальчика с детства приучали писать правой рукой, так что портреты своих одноклассников он мог рисовать обеими руками [9, с. 11]. В детстве и в юности он пел в кафедральном хоре в Брно. Религиозные изображения на стенах собора и других церквей пробудили его интерес к искусству и частично к рисованию. Но когда он подал заявку на поступление в пражскую Академию изящных искусств, ему было отказано: «найдите себе другую профессию, где вы будете более полезны» — такова была рекомендация академии [5, с. 1182]. В 1879 году он уехал в Вену, начав свою карьеру в качестве театрального художника. Богатое театральное убранство, повсюду окружающее А. Муху за годы жизни и работы в столице империи, привносят в последующие работы художника изобилие орнаментов в виде вьющихся растений и разного рода украшений. Благодаря знакомству с графом Э. Куэном фон Белази на своём пути из Вены, художник получает официальное художественное образование в Мюнхене, а затем в Париже, которое оплачивалось непосредственно графом. Позже граф Куэны фон Белази прекращает оказывать финансовую помощь молодому художнику и нужда, лишённая художественной романтики, приводит А. Муху в мир иллюстрирования книг [9, с. 14-22]. Он создавал обложки и иллюстрации, сотрудничая с различными французскими издательствами, а также посылал работы на родину, где они также печатались. Написанные маслом работы художника переводились на язык ксилографии — так началась его долгая карьера в качестве популяр-
ного иллюстратора. Но главное, художник начинает оттачивать мастерство в иллюстраторском стиле, которое позже станет его «визитной карточкой».
В 1894 году А. Муха сделал рекламный плакат для одной из постановок знаменитой актрисы того времени Сары Бернар, призванный оживить продажу билетов на мелодраму Жисмонда Викторьена Сарду, которая не имела большого успеха у публики — это был первый опыт художника в данной отрасли, который принёс ему первый большой успех (рис. 1). Плакат был выполнен в технике многокрасочной литографии. На плоском, без выявляющей объём штриховки, но декоративном рисунке изображена актриса во весь рост. Изображение полностью отражает дух времени и одновременно это нечто совершенно новое. Все стены и заборы Парижа были заклеены большими плакатами (2266x795) преимущественно золотых цветов, где название пьесы «Gismonda» было выведено сверху на золотом фоне [4]. Позже журналист и писатель Же-ром Дусе скажет: «Этот плакат сделал имя Мухи известным всему Парижу за одну ночь». Характерная вытянутая форма плаката, приглушённые цвета и сложный декор стали «иконой» и положили начало прибыльному сотрудничеству между Сарой Бернар и Альфонсом Мухой. Его новаторские замыслы дополняли яркий образ актрисы [5, с. 1183]. С 1897 по 1918 гг. художник писал плакаты практически ко всем постановкам, в которых актриса принимала участие. Уже в первой афише А. Муха нашёл изобразительный принцип, который был обыгран во множестве других вариаций на другие темы [9, с. 29]. Опыт с афишей к «Жисмонде» показал, что плакатное искусство — один из способов сделать искусство доступным каждому. Такое искусство было воспринято народом. Несмотря на то, что пьеса уходит со сцен, продолжали печатать новые плакаты, так как парижане срезали их ножами со стен по ночам [9, с. 6-28]. Художник нашёл необходимый образ, но для продолжения экспансии искусства была важна финансовая подоснова, которая также стала доступна художнику. Эксклюзивный шестилетний контракт отныне обязует его рисовать театральные плакаты только для Сары Бернар. Помимо контракта, А. Муха получил место декоратора театра, где он также работал над костюмами и декорациями к спектаклям [2, с. 56]. Благодаря такому роду спонсорства, плакатное искусство продолжило распространение в массы и закрепилось. На сегодняшний день коллекционеры готовы отдать за эти плакаты миллионы [4].
Рис. 1. Альфонс Муха. Плакат к пьесе «Gismonda»
За свою творческую деятельность художник участвовал в создании более 250 книг и периодических изданий [6, с. 1]. Одна из наиболее выдающихся работ этого направления — «Ильзе, принцесса Трипольская» Роберта де Флёра (рис. 2). В его работу входило оформление обложки, титульного листа, 134 иллюстраций и виньеток на каждой странице. «Напечатано было всего 252 нумерованных экземпляра и каждый из них стоил целое состояние». Несмотря на высокую стоимость, книга пользовалась успехом. Её называли «подлинным произведением искусства» и «издательским успехом», о котором много говорили. В 1901 в Праге книга также вышла на чешском и немецком языках [4].
Рис. 2. Альфонс Муха. Иллюстрация к книге «Ильзе, принцесса Трипольская»
Роберта де Флёра. 1897 г.
Все работы художника отличаются неповторимым стилем. В жизни А. Муха подчёркивал своё славянское происхождение, так панславянская тематика нашла своё отражение в его творчестве. Ещё будучи ребёнком, художник стал свидетелем появления национальных движений в период образования Австро-Венгерской империи. До Моравии доходит волна чешского движения <^око1», которое борется за независимость сильного славянского национального государства и за «звучание» чешского народа в многоголосном хоре культурных наций [9, с 9]. Вероятно, подобные народные течения уже тогда заложили прочный фундамент для творчества А. Мухи. Славянские мотивы отражены на плакатах, где женщины изображены в славянских головных уборах или с венками на голове. Эта черта в полной мере проявилась при создании цикла картин «Славянский эпос», которому художник посвятил 18 лет жизни и который не получил большой известности в период творчества художника [1, с. 225; 4]. Для А. Мухи поразительный успех его популярных проектов был лишь вступлением для того, что он считал своим лучшим произведением, славянской эпопеей, монументальной серией картин, на которую его вдохновила его преданность чешскому народу: «моя работа была направ-
лена на удовлетворение ежедневных потребностей людей, но та энергия, которую я тратил, не соответствовала моей миссии» [9]. Он умер от пневмонии до того, как работа была закончена [5, с. 1183].
В большинстве работ художника центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. При создании картин А. Муха весьма интенсивно использовал новую для того времени технологию — фотографию. С начала последнего десятилетия XIX века у художника сохранилась целая галерея женских снимков, с которых с помощью специально нанесённых сеток, он переносил запечатлённые позы в композицию картины (рис. 3, 4) [9, с. 50]. Замысловатые растительные орнаменты, обрамляющие картины, не скрывают своего византийского или восточного происхождения. А. Муха получал значительный доход от своей театральной и рекламной деятельности, но ещё больше он хотел, чтобы его признали серьёзным художником и философом. Наиболее значимой своей работой Альфонс Муха считал «Молитву Господню» («The Lord's Prayer», 1899) — иллюстрированную версию «Отче наш», в которую художник вложил всю свою душу. Вместо всемогущего Отца Муха представляет нам женское олицетворение любви и двуполое проявление света. Несмотря на преобладания женщин в творчестве А. Мухи, типы женщин, изображаемых художником в «молитве», отличаются от многих его коммерческих плакатов с женщинами. «Молитва Господня» в прошлом не привлекала особого внимания учёных, отчасти потому, что её трудно связать с одним отдельным стилем или культурным контекстом. Иллюстрированная книга также имеет сильные элементы модерна, которые и отделяют её от символизма, и связывают с ним. Работа также сложна с культурной точки зрения, поскольку религиозные образы, содержащиеся в ней, не могут быть окончательно привязаны к одной духовной традиции. Она включает в себя символы и мотивы, которые можно проследить до католицизма, масонства, теософии и мистицизма. Кроме того, отдельные символы и изображения часто имеют связи с более чем одной системой
Рис. 4. Панно «Изумруд» 1900 г. [9]
верований. Сама книга состоит из семи глав. Каждая глава посвящена одному стиху «Отче наш» и состоит из трёх страниц (рис. 5). В каждой главе страницы представлены в следующем порядке: первая — декоративная страница, включающая написанные на латинском и на французском тексты самой молитвы, вторая — страница с комментарием, написанным А. Мухой, и третья — аллегорическая картина, визуально представляющая связанную с молитвой строку. В дополнение к первоначальному французскому тексту через год была также опубликована чешская версия «Молитвы Господней» (Огёепа§). Некоторые комментарии А. Мухи из первоначального текста были изменены в этой второй версии, вероятно, из-за критики со стороны католического духовенства. Ни один из текстов никогда не переводился на английский язык. Преобладание духовности в творчестве художника неудивительно, учитывая его участие в церковном хоре в юном возрасте, личное участие в масонстве, католицизме и мистицизме. Помимо того, что «молитва» отражает духовное многообразие времени, она особенно важна для представления пола через иллюстрации и комментарии А. Мухи [6, с. 1-46].
Рис. 5. Альфонс Муха. Глава, посвященная стиху «Отче наш»: a) декоративная страница (текст молитвы); Ь) комментарий А. Мухи; с) аллегорическая картина [6, с. 47]
Большой вклад в творческую жизнь художника внесли поездки за океан — в Соединённые Штаты Америки, где Альфонса Муху назвали «величайшим мастером декоративного искусства во всём мире» («New York Daily News», 03.04.1904). В 1906 году на плакатах художника появляется американская актриса Лесли Картер — новая постоянная заказчица [4]. Также, не будучи привыкшим к экономии, художник был финансово зависим — поездки в Америку, где он последний раз использовал своё имя с целью выгоды, позволили стать финансово свободным и независимым для решения его главных задач, как художника [9, с. 59].
Цикл картин «Славянский эпос» относится также к периоду жизни, когда художник встал на путь своего художественного «предназначения». Теперь А. Муха возвращается к истокам своего художественного образования — к крупноформатным холстам, к монументальной живописи. Художник создаёт серию картин, которая, по его мнению, должна затмить всё его предыдущее творчество. Он считает, что созданная им эпопея, отражает историю всех славян и соответствует его призванию [9, с. 56-57]. На холстах нет знаменитых орнаментов, нет привлекающих глаз зрителя ярких красок и привлекательных женских образов. О значимости для художника славянской эпопеи говорит и тот факт, что на создание цикла, художник посвятил почти вдвое больше времени, чем карьере в качестве иллюстратора [9, с. 77]. Для реализации задуманного, художником была тщательно изучена история чешского народа, написанная Франтишеком Палацким, а также совершены поездки по славянским странам, в том числе и в Россию, где Альфонс Муха с восторгом открывает для себя славянство «чисто византийское» [9, с. 73]. Из-под кисти художника выходят двадцать максимально возможного для того времени формата хостов, десять из которых посвящены истории Чехии, а остальные десять — истории других славянских народов.
Несмотря на спад интереса к модерну в 20-е годы и создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства, Альфонс Муха не завершил свою творческую карьеру. Новую власть художник встретил с радостью и сразу начал сотрудничать с ней — сделал эскизы денежных знаков и почтовых марок для Чехословакии (рис. 6). Также в 1919 году в пражском Клементинуме были выставлены пять картин серии «Славянский эпос».
Рис. 6. Эскизы денежных купюр Чехословакии. На десятикроновой купюре (1919 г.) дочь А. Мухи Ярослава [9]
В сентябре 1928 года художник передал картины серии «Славянский эпос» в собственность столице Чехословакии — Праге, в качестве подарка родине, своему народу и славянскому искусству, но место для них нашли не сразу. Сначала их выставили в новом Дворце промышленности, потом отправили в город Брно, а затем в Моравски Крумлов. Возвышенные намерения А. Мухи по большей мере оставались непонятыми. Только в 2012 году картины были выставлены в пражском Выставочном дворце Пражской Национальной Галереи, так как большим полотнам свыше шести на восемь метров трудно найти подходящее выставочное пространство и картины, по требованию художника, не должны быть разделены [4; 9, с 77].
Заключение
Альфонс Муха — выдающийся художник модерна, хотя сам он утверждал, что он не является частью этого течения в искусстве, он настаивал на том, что его работы принадлежат только ему. Художник следовал своим творческим порывам, вдохновившись чешскими народными традициями и пытался найти духовное в искусстве [5, с 1182]. Его прогремевший на весь Париж стиль был рождён из нужды. Будучи вынужденным искать заработок, чтобы покрывать финансовые расходы, Альфонс Муха знакомится с миром книжной графики и оттачивает своё мастерство, открывая для себя новые вершины творческого потенциала в качестве иллюстратора. Так рождается новаторское плакатное искусство. По мере того, как модерн всё больше и больше входил в моду, его произведения увеличивались в цене и становились не только признаком хорошего вкуса, но и принадлежности к определённому классу. Идея доступного для всех искусства оказалась утопичной, но работам Альфонса Мухи удалось стать частью народа [1, с 225; 5, с 1183]. Модерн стал «инструментом» для художника, с помощью которого он сумел возвести народные элементы до изобразительного искусства, доступного каждому. Плакаты, календари, этикетки, упаковки, почтовые открытки, карты меню или пригласительные билеты — стиль Мухи, проникший в массы. «... Я был рад, что делал искусство не для закрытых салонов, а мог делать искусство для народов. Оно было дешёвым, его каждый мог себе купить, и оно попадало как в семьи имущих, так и в семьи неимущих» [9, с. 32]. Некоторые из лучших работ художника (рекламные плакаты, украшения, театральные декорации и костюмы, книжные иллюстрации, ковры и обои), на тонкой бумаге или ткани, были созданы в период сотрудничества с Сарой Бернар. Оригиналы были переведены в популярные репродукции на спичечных коробках, открытках, календарях и в домашних интерьерах, иллюстрированные богатством, напоминающим византийские иконы, которые он любил и собирал. Доступные и динамичные, они вошли в повседневную жизнь, их фигуры гармонично интегрировались с окружением в сложные линейные композиции. Кривые, спирали и замысловатая орнаментация перетекли в архитектурные и народные проекты и доминировали в графическом искусстве. Если об искусстве говорят, что оно лише-
но отпечатка времени, то плакаты, панно и иллюстрации А. Мухи наоборот являются отражением времени 1900-х годов. В 20-х годах XX века его слава, особенно среди соотечественников, уменьшилась, чтобы возродиться снова в 1960-х годах и оставаться сильной по сей день [5, с. 1183].
Изучив творческий путь чешского художника, можно сделать вывод, что развитие модерна — нового течения в искусстве — стало отражением времени конца XIX — начала XX века: в нём отражены национально-романтические настроения и противопоставление реализму [1, с. 224-225].
В результате анализа также можно сказать, что искусство в новом стиле оправдало ожидания тех, кто стоял на пороге его зарождения, несмотря на то, что творчество Альфонса Мухи в стиле модерна, к сожалению самого художника, затмило те работы, что, по его мнению, являлись результатом его основного художественного предназначения. Само представление об искусстве с приходом модерна, не столько Art Nouveau в его широком определении, а именно Модерна Альфонса Мухи — это новаторское искусство, потому как расширилось понимание «искусства». Впервые книжная графика получила столь широкое распространение, именуя себя искусством. Впервые творчество художников вышло за пределы полотен на стенах музеев, домов состоятельных личностей и закрытых салонов. Перед нами совершенно иной образ и самого художника. Модерн А. Мухи безусловно достиг того, к чему стремились все стоящие у истоков стиля, но этот знаменитый стиль вышел не из-под кисти художника, грезившего об «искусстве для каждого», а вышел из нужды молодого художника, отточившего руку на книжном иллюстрировании, освоил которое он, нуждаясь в финансовой поддержке. А. Муха сумел найти образ, который проникнул в массы, распространяя искусство. Такой формат был воспринят, как и самим народом, так и теми, кто захотел «купить» такое искусство, что и позволило стилю получить широкое распространение. Несмотря ни на что, искусство стало доступно для всех, отражая время и проникнув во все слои населения.
Список литературы
1. Парусимова Я.В. Эстетическое восприятие женского образа в модерне // Электронный научный журнал. — 2016. — № 3(6). — с. 223-229.
2. Малыгина А.В. Женские образы в творчестве Альфонса Мухи // Научный поиск. — 2015. — № 2.4. — с. 56-58.
3. Е.Н. Быкова, О.М. Кириченко. Концепции творческого формообразования в стиле модерн // Вестник харьковской государственной академии дизайна и искусств. — 2014. — № 2. — с. 56-60.
4. Немировский Е.Л. Альфонс Муха // Компьюарт. — 2006. — № 4. — с. 93-100.
5. Potter P. Fine Art and Good Health for the Masses // Emerging Infectious Diseases. — Vol. 12, No. 7, July 2006. — с. 1182-1183.
6. Hale M. Alfons Mucha's The Lord Prayer: Fin De Siècle illustrations of Gender and Spirituality / Meredith Hale. — Chapel Hill, 2016. — 102 c.
7. Киреева Е.А. Особый тип женской красоты в работах художников-прерафаэлитов // Новая наука: теоретический и практический взгляд. — 2016. — № 117-1. — с. 276-279.
8. Костко О.Ю. Бидермайер и современное искусство: от человека «частного» к человеку «частичному» // Известия алтайского государственного университета. — 2012. — № 2-2 (74). — с. 190-195.
9. Нойгебауэр Р. Муха. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях / ЕС: Виталис, 2013. — 80 с.
References
1. Parusimova Y.V. Esteticheskoye vospriyatiye zhenskogo obraza v moderne [Aesthetic perception of the female imagery in Modern] Moscow, 2016. (in Russian) DOI: 10.18534/enj.2016.03.223.
2. Malygina A.V. Zhenskiye obrazy v tvorchestve Al'fonsa Mukhi [Female images in the Alfons Mucha creativity]. Shuya, 2015, pp. 56-58 (in Russian).
3. Bykova E.N., Kirichencko O.M. Kontseptsii tvorcheskogo formoobrazovani-ya v stile modern [The concept of creative shaping Art Nouveau]. Kharkiv, 2014, pp. 56-60 (in Russian).
4. Nemirovsky E.L. Alfons Mucha. Moscow, 2006, pp. 93-100 (in Russian).
5. Potter P. Fine Art and Good Health for the Masses. Emerging Infectious Diseases, 2006, Vol. 12, no. 7, pp. 1182-1183.
6. Hale M. Alfons Mucha's The Lord Prayer: Fin De Siècle illustrations of Gender and Spirituality. Chapel Hill, 2016. 102 p.
7. Kireeva E.A. Osobyy tip zhenskoy krasoty v rabotakh khudozhnikov-prerafaelitov [A special type of female beauty in the works of the artists of the preRaphaelites]. Sterlitamak, 2016, pp. 276-279 (in Russian).
8. Bidermayyer i sovremennoye iskusstvo: ot cheloveka «chastnogo» k che-loveku «chastichnomu» [Kostko O.Yu. Bidermayer and Modern Art: from a Person "Private" to a Person "Partial"]. Barnaul, 2012, pp. 190-195 (in Russian).
9. Neugebauer R. Mukha. Zhizn' khudozhnika v tekstakh i illyustratsiyakh [Mucha. An illustrated life]. Vitalis, 2013. 80 p. (in Russian)
Люханова Мария Олеговна, студентка кафедры архитектуры УрФУ. E-mail: mary.lukhanova @yandex.ru
Фёдорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры УрФУ. E-mail: [email protected]
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 25.08.2019