Научная статья на тему 'Анализ туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия)'

Анализ туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
624
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Михайлова А. В., Захаров Т. И.

Настоящая статья посвящена анализу туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия). Рассмотрен туристический комплекс одного из самых крупных субъектов Российской Федерации – Республики Саха (Якутия). Выделены особенности развития туристической инфраструктуры, такие факторы как неразвитость транспортной инфраструктуры, отсутствие квалифицированных кадров, относительно низкий уровень предоставляемого сервиса. Показана динамика развития туристического бизнеса за последние годы (2001-2007 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия)»

АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

© Михайлова А.В.*, Захаров Т.И.

Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова,

ООО «Туймада-петролиум», г. Якутск

Настоящая статья посвящена анализу туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия). Рассмотрен туристический комплекс одного из самых крупных субъектов Российской Федерации - Республики Саха (Якутия). Выделены особенности развития туристической инфраструктуры, такие факторы как неразвитость транспортной инфраструктуры, отсутствие квалифицированных кадров, относительно низкий уровень предоставляемого сервиса. Показана динамика развития туристического бизнеса за последние годы (2001-2007 гг.).

Туристический бизнес - одна из самых значимых и денежных отраслей, которые на сегодняшний день созданы в мировом хозяйстве. Согласно статистическим данным, десятая часть мирового валового внутреннего продукта создается именно за счет туристического бизнеса. По оценкам Всемирного совета туризма и путешествий, на сферу туризма приходится более 10 % мировой торговли, 7 % мировых инвестиций, каждое 16 рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов населения, 5 % всех налоговых поступлений. В мировом экспорте он занимает 3-е место, уступая лишь международной торговле нефтью и экспорту автомобилей. Средние темпы роста туризма в 1950-2008 гг. составили 6,6 % в год, что в два раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом [1].

Надо отметить, что как в Российской Федерации в целом, так в ее субъектах уровень развития туристического бизнеса не отвечает потенциальным возможностям и потребностям населения в туристских услугах. Туристский потенциал различных территорий России используется всего на 8-10 %. Туризм, особенно внутренний и въездной, развит слабо. Тем не менее, к 2010 году ВТО прогнозирует вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира. По оценкам ВТО, к 2020 году РФ может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран после Франции, Испании, Великобритании, Италии. В 2005 году по количеству принимаемых иностранных туристов Россия находилась на 15 месте в мире. По прогнозам ВТО к 2010 году она переместится на 9 место, количество туристов, ее посетивших, составит 29,5 млн. чел. За 2000-2010 гг. среднегодовой прирост туристов из-за границы прогнозируется в размере 6,7 %. Только развитие международного въездного туризма будет способствовать созданию в РФ дополнительно 1,6 млн. рабочих мест и увеличе-

* Доцент, кандидат экономических наук

нию ежегодных доходов государства к 2010 году до 36,9 млрд. долларов США [2].

Наблюдается значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций, ориентированных на выездной туризм, тогда как для экономического прогресса страны больший интерес представляет въездной и внутренний туристический бизнес, который является выгодным направлением региональной специализации. В 2008 году удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составил всего 2,6 %, а импорта туристских услуг -12 % [3]. В одном из субъектов Российской Федерации, а именно в одном из самых крупных территориальных субъектов в Республике Саха (Якутия) в 2009 году объем туристических услуг составил 194 млн. рублей, что на 99,2 % больше, чем в 2008 году [4].

Помимо экономического эффекта туризм имеет и большое социальное значение, выраженное в рационализации использования свободного времени, заполнении его деятельностью, направленной на восстановление и расширенное воспроизводство духовных и физических сил человека. Его полноценное развитие усиливает ориентацию экономики государства на удовлетворение человеческих потребностей.

Для Российской Федерации региональный подход к туризму имеет исключительно важное значение в силу огромной территории и колоссальных природных, социальных и экономических различий регионов. Существующая система управления туризмом на региональном и муниципальном уровнях малоэффективна. Региональные программы развития туризма не подкреплены соответствующими программами на муниципальном уровне, а те в свою очередь, - бизнес-планами и инвестиционными проектами. Региональные и местные органы власти традиционно рассматривают туризм как средство пополнения доходной части регионального и муниципальных бюджетов, привлечения инвестиций для развития туристской материальной базы, возрождения объектов культурного и природного наследия территорий.

Общие методологические аспекты развития туристического бизнеса раскрыты в трудах В.И. Азара, А.А. Александровой, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, М.А. Жуковой, В.А. Квартальнова, Н.К. Моисеевой, Р.Ю. Поповой, Л.С. Черного, А.Д. Чудновского и др. Отдельные региональные вопросы развития туризма нашли отражение в работах В.С. Богомолова, А.Г. Гран-берга, Н.А. Кумова, Е.Р. Майна, В.А. Морозова, А.М. Риша, С.А. Севастьянова, О.Н. Туманова, Б.М. Штульберга и др. Среди зарубежных специалистов, работающих в данном направлении, можно назвать П. Бакли, М. Брук-ке, С. Ванхилл, Р. Гранде, Д. Джеффриса, П. Маккарти, Дж. Мейкенза, Д. Флетчера и др.

Основополагающий подход к сфере туризма закреплен в Федеральном Законе от 24.11.96 г. №132 «Об основах туристской деятельности в РФ»:

«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [5].

С общих позиций туризм рассматривается, в большинстве случаев, как разновидность досуга и социально-экономической деятельности людей. Существует и комплексное определение туризма, объединяющее точки зрения многих исследователей в этой области. «Туризм является одновременно видом деятельности, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга, и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом» [6, с. 34].

Отметим, что наблюдается стремление ученых к совмещению различных научных подходов, что проявляется, в частности, в следующем определении Ю.А. Александровой: «Туризм - это: 1) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е деятельность самого туриста; 2) деятельность по организации и осуществлению таких путешествий, туристская деятельность» [7, с. 42].

В целом, анализируя определения (Ю.А. Александровой, В.В. Бессонова, М.А. Жуковой, В.С. Боголюбова и других) в определении понятия «туризм» можно выделить три подхода: во-первых, туризм рассматривается как разновидность досуговой и социально-культурной деятельности людей; во-вторых, туризм определяется как система экономических взаимоотношений между различными субъектами, участвующими в производстве потреблении особого вида товара - туристского продукта; в-третьих, туризм рассматривается как индустрия, отрасль, производящая товары и услуги необходимые для удовлетворения потребностей, возникающих в процессе путешествий.

На наш взгляд, указанные подходы не противоречат друг другу, а отражают различные стороны этого многоаспектного явления, каким является туризм. Мы уверенны, что однозначно охарактеризовать туризм невозможно, т.к. нельзя абсолютизировать ни один из его структурных аспектов. Туристские ресурсы - это совокупность природно-климатических, оздоровительных, исторических, социально-культурных, научных, промышленных и иных объектов, способных удовлетворить рекреационные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Швейцарский исследователь К. Каспар предложил систему «туризм» разграничить на две подсистемы: а) подсистема - «субъект туризма» -потребитель услуг - человек, с его многообразными туристическими потребностями и мотивами поведения; б) подсистема - «объект туризма», состоящий из трех элементов: турцентры, туристические предприятия и

организации (государственные и общественные), регулирующие развитие туризма [8, с. 56].

Каспар К. не включает в систему туризм такую категорию как туристская индустрия, рассматривая ее как вторичную, рождаемую первичной системой собственно туризмом. Туриндустрия представляет собой совокупность предприятий и учреждений, в той или иной мере, обслуживающих туристов, включая регулирующие органы. Немецкий исследователь В. Фрейер предложил следующую классификацию рынков товаров и услуг, поставляемых индустрией туризма: туристский рынок в узком смысле - типичные туруслуги; туристский рынок в широком смысле - типичные туруслуги, производимые нетипичными туристическими предприятиями; «окраинный» туристический рынок - товары и услуги, не относящиеся к типичному туристическому продукту [9, с. 67].

Каждый из перечисленных рынков включает ряд субрынков: транспортные услуги, туроператоры, турбюро, производство и продажа сувениров, туристического снаряжения, рекламные издания по туризму, продажа одежды для отдыха, ресторанное обслуживание, фототовары.

Туристская индустрия - совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство распределение, обмен и потребление туруслуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма [10, с. 54]. Привлекательность региона для его посещения туристами определяется именно наличием туристских ресурсов.

В отечественной и зарубежной литературе (А.А. Александров, В.Г. Гуляев,. И.В. Зорин, М.А. Жукова, В.А. Квартальнов, Н.К. Моисеева, Р.Ю. Попова, П. Бакли, М. Брукке, С. Ванхилл, Р. Гранде, Д. Джеффриса, П. Маккарти, Дж. Мейкенза, Д. Флетчера и др.) «индустрия туризма» рассматривается как совокупность чисто туристских предприятий (гостиничное хозяйство, туроператоры, турагенты, предприятия по производству и реализации товаров туристского спроса и т.д.)

Туристский регион - внутринациональная категория, которая может соответствовать конкретному административно-территориальному делению, занимать его часть или представлять собой территорию, расположенную на нескольких административно-территориальных делениях, понятие определяет границы развития того или иного вида туризма, и свидетельствует о наличии потенциала для их развития. Или более сжато - туристский регион - это географическая территория, которая располагает туристскими ресурсами, условиями для приема туристов и предлагает определенный набор услуг, необходимый для удовлетворения разнообразных туристских потребностей посетителей. Кроме того, выделяются и такие частные категории, как: туроператор; турпродукт; туристский ваучер и другие.

Туризму присущи разнообразные функции, мы считаем, что важнейшими и значимыми функциями являются: образовательная, воспитательная, гуманитарная, социально-культурная, познавательно-информационная, реабилитационная и рекреационная.

Следующие эксперты в области туризма, туристической деятельности (А.В. Бабкин, А.В. Квартальнов, В.В. Громов, М.Б. Брайнин и др.) в современных условиях различают следующие типы туризма: а) внутренний который включает туристские путешествия населения в пределах страны постоянного местожительства; б) выездной, т.е. туристские путешествия лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране в другую страну; в) въездной, включающий туристские путешествия населения за пределы страны постоянного местожительства.

В основе выделения форм туризма лежит подход к разработке тура для туристов и их обслуживания. Различают индивидуальную и групповую формы туризма. Индивидуальный туризм - это путешествия лиц в количестве от одного до пяти человек, которым предоставляется обслуживание, носящее персональный характер. Групповой, или коллективный туризм - это путешествия шести и более лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях.

Туризм как социально-экономическое и культурное явление привлекает к себе внимание многих исследователей, что привело к созданию несколько разрозненных вариантов классификации видов туризма. Многие исследователи (А.А. Александров, В.Г. Гуляев, И.В. Зорин, М.А. Жукова, В.А. Квартальнов, Н.К. Моисеева, Р.Ю. Попова, П. Бакли, М. Брук-ке, С. Ванхилл, Р. Гранде, Д. Джеффриса, П. Маккарти, Дж. Мейкенза, Д. Флетчера и др.) считают целесообразным взять основную цель поездки и построить классификацию туризма следующим образом:

- рекреационный туризм (отдых и лечение). Рекреационный туризм

- это восстановление физических и психических сил человека;

- экскурсионный туризм (знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями);

- научный туризм (знакомство с достижениями науки, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах, конференциях и т.п.). Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном туризме;

- деловой туризм (поездки для проведения деловых переговоров) -поездки с деловыми целями. Сейчас этот вид туризма выступает как одна из важнейших составляющих современного международного туристского обмена;

- этнический туризм (поездки для свидания с родственниками).

В этом своеобразном виде туризма за последние годы происходят определенные структурные изменения, меняющие его характер.

На наш взгляд, данные классификации, хотя и не являются исчерпывающими, но дают общий понятийный аппарат туристских потоков. Мы считаем возможным представлять туризм как самостоятельный бизнес и как форму использования свободного времени.

В современных источниках информации, литературе, научных трудах, авторами практически не рассматривается туризм в региональном аспекте, отсутствует дифференциация туризма по территориальному принципу с выявлением характерных и специфических особенностей туризма в различных туристских дестинациях, максимум, что выделяется многими авторами это курортный туризм (курорты). Такой подход, на наш взгляд, не совсем верный, так как даже при сопоставлении одного региона с другим, наблюдаются совсем иные категории туристов, виды и особенности туризма, а также ожидания самих туристов. Поэтому, анализ туризма в регионе (области), требует, в первую очередь, определения тех типов туристов, которые имеют приоритетность к посещению конкретного региона или крупного города, с целью выявления наиболее перспективных и значимых сегментов туристского рынка.

Выделим и сформулируем следующие типы туристов в Российской Федерации:

1. Любители спокойного отдыха - отправляются в отпуск с целью освободиться от повседневных стрессов, отдохнуть в спокойной, приятной обстановке. На наш взгляд, данный тип туристов предпочитает небольшие курорты, малые города, где жизнь протекает неторопливо, есть возможность абстрагироваться от напряженного ритма жизни.

2. Любители удовольствий - тип очень предприимчивых туристов, которые заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Данный тип туристов характерен для всех туристских дестинаций.

3. Любители активного отдыха, которые любят природу и предпочитают создавать для своего тела определенную физическую нагрузку. Туристы данного типа предпочитает походы в горы, конные туры и т.д.

4. Любители спортивного отдыха. Данный тип туристов одинаково характерен для различных туристских направлений, наряду с этим, крупные города, более привлекательны для них, так как обладают значительно большим числом объектов спортивного назначения.

5. Отдыхающие с целью познания, которые заинтересованы в повышении своего образовательного уровня, познании нового.

6. Любители приключений. Туристы предпочитает плавание на плотах по бурным рекам, сафари, подводный туризм и т.д., что не может быть осуществлено в рамках города.

7. Отдыхающие с целью оздоровления. Данная категория туристов в большей степени ориентирована на иные туристские направления, с наличием более благоприятной экологической обстановки, возможностью использования целебных источников, грязей и т.д.

8. Деловые люди (туристы). Данный тип туристов характерен, в первую очередь, для крупных городов, что связано с их хорошей доступность (крупные города, являются транспортными узлами), наличием предприятий различных сфер деятельности, развитой инфраструктурой крупного города (включая туристскую инфраструктуру) и т.д.

Особенности туристской сферы региона, как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристского бизнеса должны учитывать, что эта сфера деятельности, хоть и имеет определенные сходства с другими направлениями деятельности региона, в то же время совершенно не похожа на них.

Туризм в регионе - это постоянно развивающееся, приобретающее новые свойства и качества историческое явление, связанное с развитием человеческого общества. Он носит двойственный характер: а) туризм, как путешествие (отдых); б) туризм, как одно из направлений деятельности региональной экономики;

Туризм многообразен в своем понятии, состоит из множества видов и особенностей, дифференциация и четкая классификация которых, позволит более эффективно управлять развитием туризма в регионе. Являясь специфическим видом деятельности региональной экономики, туризм требует к себе в современных условиях более пристального внимания, индивидуального подхода с выработкой адекватного комплекса мер по более устойчивому развитию его различных видов.

Региональный туризм - это динамически развивающаяся специфическая подсистема общей социо-экономической системы региона, представляющая собой взаимоотношение обслуживающей туристской инфраструктуры с туристами. Это сложный, разветвленный межотраслевой диверсифицированный комплекс, объединяющий предприятия различных отраслей экономики и социальной сферы, имеющий свои специфические особенности, обусловленные природными, культурными, историческими, экономическими, демографическими и другими условиями. Региональный туризм означает также уровень развития того или иного вида туризма основанного на использование потенциала туристского региона.

Под туристской инфраструктурой региона мы понимаем часть рыночной инфраструктуры, расположенной на территории какого-либо региона, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить функционирование рынка туристских услуг на соответствующей территории. Территориальная туристская инфраструктура подразделяется на предприятия и организации отраслей производственной, социальной и институциональной ин-

фраструктуры. При этом под социальной инфраструктурой понимается комплекс отраслевых предприятий, структур, связанных с воспроизводством рабочей силы: учреждения здравоохранения, образования в сфере туризма, розничная торговая сеть, предприятия массового питания, предприятия пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы организации досуга и другие. Производственная инфраструктура сферы туризма - туристские фирмы, агентства, средства размещения и т.д.

Институциональная туристская инфраструктура - муниципальные органы, регулирующие сферу туризма, объединения, ассоциации в сфере туризма. В системе объектов туристской инфраструктуры региона можно выделить группы объектов, отличающиеся общими особенностями и местом в туристском бизнесе: туристские фирмы (сектор туристских фирм), занимающиеся въездным туризмом, которые организуют въездные туристские потоки и приобретают у объектов других групп права на услуги для туристов; гостинично-туристский сектор (сектор средств размещения), в состав которого входят гостиницы с принадлежащими к ним поставщиками дополнительных услуг (рестораны, средства связи и пр.); -предприятия культурно-развлекательной сферы.

В Российской Федерации в последнее время вводится новое категориальное понятие «зона туристского благоприятствования», которое более полно отражает рыночные механизмы формирования рекреационных центров туризма и их влияние на социально-экономическое развитие региона. Зоны туристского благоприятствования (ЗТБ) представляет собой пространственную форму организации туризма. Существует ряд классификаций туристских услуг. Наиболее представительной является классификация Общероссийского классификатора услуг населению, раздел «туристские и экскурсионные услуги» - ОК 002-93 (ОКУН) [11, с. 4]. В общем виде классификация туристских услуг включает в себя: услуги бюро путешествий и турагентств (включая организационную и информационную помощь туристам), услуги гостиниц, услуги питания, торговли, доставки товаров для туриста.

Каждый регион, как потенциальная зона развития туризма, имеет реальные особенности и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов в общероссийской структуре, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.

Российский туризм сегодня превращается в полноценную доходную отрасль экономики страны и региона. В силу своей специфики формирующаяся туристская отрасль России занимает особое место в группе от-

раслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов.

Совокупность природных и экономических ресурсов региона является основным компонентом функционирования туристской отрасли. Поэтому цель туристской отрасли кроме получения чисто экономической отдачи должна включать сохранение ресурсов региона, а также регулирование их эффективного использования. В этой связи туристская отрасль может быть представлена как совокупность экономической деятельности предприятий, входящих в туристский комплекс региона.

Роль туризма в экономической структуре регионов различна. В конкретном аспекте его место в составе отраслей региональной экономики нужно оценивать с позиции того, что туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры. Такое определение выделяет двойственность назначения туризма в экономике региона: с одной стороны, туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а с другой, выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов.

Проанализируем региональные особенности развития туристического бизнеса в Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия). Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации (3103,2 тыс. кв. км.), занимая без малого пятую часть всей территории страны (рис. 1).

Рис. 1. РС(Я) в составе РФ [17, с. 7]

Республика Саха (Якутия) граничит на востоке с Магаданской областью, Хабаровским краем и Чукотским автономным округом, на юге с Амурской, Читинской, Иркутской областями, на западе с Красноярским краем. Омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. В состав Якутии входят также Новосибирские острова. Столица Республики - город Якутск. Главные промышленные города - Якутск (239,2 тыс. чел.), Нерюнгри (65,4 тыс. чел.), Мирный (38,6 тыс. чел.), Ленск (24,6 тыс. чел.), Алдан (24,0 тыс. чел.). Республика объединяет 35 административных районов (улусов) (табл. 1, рис. 2).

Рис. 2. Территориальное деление Республики Саха (Якутия) [17, с. 9]

Численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) составляет на 01.01.2009 года 950,4 тыс. человек [12, с. 12]. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, здесь проживают представители более 120 национальностей. Коренное население - якуты-саха (45,5 %), эвены (1,2 %), эвенки (1,9 %), долганы (0,1 %), юкагиры (0,1 %). Русские -41,2 %, украинцы - 3,6 %. Средняя плотность населения 0,3 чел/км2 [13, с. 32].

Природно-климатические условия Якутии можно охарактеризовать как экстремальные. Якутия расположена в нескольких природных зонах: арктические пустыни, тундра, лесотундра и тайга. Свыше 40 % территории находится за Северным полярным кругом.

Таблица 1

Административное деление Республики Саха (Якутия) [17, с. 9]

Название административных районов (улусов) РС (Я) Площадь территории, тыс. кв. км Численность населения на 01.01.2006 г., тыс. чел. Плотность населения, чел./кв. км Административный центр

Абыйский 69,4 4,6 0,07 п. Белая Гора

Алданский 156,8 47,6 0,30 г. Алдан

Алланховский 107,3 3,2 0,03 п. Чокурдах

Амгинский 29,4 16,6 0,56 с. Амга

Анабарский 55,6 4,1 0,07 с. Саскылах

Булунский 223,6 9,4 0,04 п. Тикси

Верхенвилюйский 42,0 21,3 0,51 с. Верхневилюйск

Верхнеколымский 67,8 5,2 0,08 п. Зырянка

Верхоянский 134,1 12,4 0,09 п. Багатай

Вилюйский 55,2 25,6 0,46 г. Вилюйск

Горный 45,6 11,5 0,25 с. Бердигестях

Жиганский 140,2 4,2 0,03 с. Жиганск

Кобяйский 107,8 13,6 0,13 п. Сангар

Ленский 77,0 38,6 0,50 г. Ленск

Мегино-Кангаласский 11,7 32,1 2,74 с. Майя

Мирнинский 165,8 84,4 0,51 г. Мирный

Момский 104,6 4,7 0,04 с. Хонуу

Намский 11,9 22,2 1,87 с. Намцы

Нижнеколымский 87,1 5,4 0,06 п. Черский

Нюрбинский 52,4 25,1 0,48 г. Нюрба

Оймяконский 92,2 13,4 0,15 п. Усть-Нера

Олекминский 160,8 26,3 0,16 г. Олекминск

Оленекский 318,1 4,1 0,01 с. Оленек

Среднеколымский 125,2 8,1 0,06 г. Среднеколымск

Сунтарский 57,8 25,7 0,44 с. Сунтар

Таттинский 19,0 16,3 0,86 с. Ытык-Кюель

Томпонский 135,8 15,1 0,11 п. Хандыга

Усть-Алданский 18,3 21,9 1,20 с. Борогонцы

Усть-Майский 95,3 10,7 0,11 п. Усть-Мая

Усть-Янский 120,3 9,2 0,08 п. Депутатский

Хангаласский 24,7 35,0 1,42 г. Покровск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чурапчинский 12,6 20,1 1,60 с. Чурапша

Эвено-Бытантайский 55,6 2,8 0,05 с. Багатай-Алаты

Территория, подчиненная администрации г. Якутска 3,6 260,4 72,33 г. Якутск

Территория, подчиненная администрации г. Нерюнгри 98,9 89,0 0,90 г. Нерюнгри

Всего 3102,2 949,9 0,31

Большую часть территории Республики занимают обширные горные системы, нагорья и плоскогорья. В Республике почти 700 тыс. рек общей протяженностью свыше 1,5 млн. км. Самые крупные: Лена, Анабар, Оле-

нек, Индигирка, Яна и Колыма. Водоемы содержат богатейшие запасы рыбы - около 50 ценных видов. 47,4 % территории Якутии занимают леса. Лесистость равна 63,7 %. Якутия - один из самых холодных регионов страны. Большая часть территории Республики лежит в зоне вечной мерзлоты. Мощность многолетнемерзлых пород достигает местами 600800 и более метров. Климат суровый, резко континентальный. Средняя итоговая температура января -35,60С, июля +13,50С. Годовая амплитуда температур воздуха составляет более 100 градусов. Абсолютный минимум температуры в Якутске достигает -640С, в районе «полюса холода» до -700С. Лето короткое, но жаркое. Абсолютный максимум в Якутске достигает +380С, в районе «полюса холода» до +350С. Среднее годовое количество осадков достигает 200-290 мм, в отдельных горных районах -до 700 мм.

Главной целью государственной политики Республики в области туризма является формирование конкурентоспособного туристского продукта на основе эффективного использования ресурсов Республики и развития инфраструктуры.

По данным ТОФСГС РС (Я) по состоянию на 1 января 2009 г. на территории г. Якутска зарегистрировано 38 туристических фирм. Из них: 28

- малых предприятий, 6 - индивидуальных предпринимателей, 4 - крупных и средних предприятий. Численность занятых в туристических фирмах составила 159 человек. Наибольшая доля работников приходится на фирмы, занимающиеся турагентской и туроператорской деятельностью (44 %), остальные организации работают в сфере развития инфраструктуры туристического бизнеса [14, с. 9].

Таблица 2

Выручка от оказания туристских услуг за период 2007-2009 гг., млн. рублей [13, с. 21]

2006 2007 2008 2009 (9 мес.)

144 184 185 194

В структуре расходов внутреннего туризма по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых при производстве турпродук-та, наибольший удельный вес имели транспортное обслуживание (13,9 %) и размещение туристов (11,5 %). В структуре расходов въездного туризма наибольшая доля приходилась на транспортное обслуживание (40,7 %) и на размещение туристов (98,3 %) [15, с. 22].

Большинство турфирм занимаются турагентской деятельностью, туроператорами являются 23 % всех фирм, а совмещают оба вида деятельности 35 % фирм (рис.1). Наиболее распространенным по числу специализаций туроператоров является выездной туризм 87 %, доля внутренних туров 42 % [15, С. 22].

35%

42%

□ туроператор ■ турагент □ турагент и туроператор

Рис. 3. Распределение турфирм по форме деятельности

Наиболее распространенными видами туризма являются: маршрутно-позновательный туризм (72 %), лечебный туризм (68 %), курортный туризм (61 %), шоп-туры (49 %) и образовательные туры (49 %) [15, с. 23]. Остальные специализации туризма имеют не столь значительные доли. Лидерами среди туроператоров и турагентов по внутреннему и выездному туризму на территории Республики Саха (Якутия) являются: «Лена-тур-флот», Гостиницы «Алроса», «Тур-сервис центр» и «Сахатур».

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) с туристическими целями в 2008 году прибыло 256 иностранных граждан. Однако данный показатель может быть увеличен до 1500 человек за счет учета лиц, не сегментированных по целям приезда. Таблица 3 отражает ранжирование иностранных граждан, прибывших в Республику Саха (Якутия) по целям приезда за период 2005-2007 гг. [15, с. 25-26].

Анализ структуры прибывших туристов в разрезе стран показывает, что наибольшая доля в 2008 году приходится на граждан КНР 256 человек, на втором месте граждане Германии - 25 человек, на третьем граждане Кореи и Испании - по 16 человек, из Израиля - 13. Из других стран прибыло граждан менее десяти человек. Наибольшим спросом выездного туризма являются следующие туры: тур по Азии (71 %), по России (61 %), по Западной Европе (55 %), по Восточной Европе (52 %), тур по странам СНГ (45 %), и по Африке - 19 %. Одним из популярных направлений горожан является Китай. Так, через якутскую таможенную границу в 2006г. Выехал 11241 пассажир, за 10 месяцев 2007 г. - 8348 человек [16].

В Республике Саха (Якутия) высокий спрос на отдельные направления - этнографические и экскурсионные туры. Сохраняется интерес к экстремальному туризму - поездка в Оймякон на «Полюс холода», восхождение на таинственную гору Кихилээх, а также на такие традиционные туры как «Национальный парк «Ленские столбы» и «Булуус». Также наиболее востребованными турами являются речные круизы по Лене и на Ленские столбы. Операторы пытаются приспособиться к разным потребительским сегментам и формируют туристические продукты, отличающие-

22%

ся особой длительностью и ценовой характеристикой. Так, например, предлагаются туры выходного дня, однодневные, ночные круизы на суднах различного класса, походы на лошадях, туры по индивидуальным программам. Появились такие комплексы как «Чочур-Мыран», «Орто дойду», «Ытык Хайа».

Таблица 3.

Ранжирование иностранных граждан с 2005 по 2007гг. по целям приезда*

Цели пребывания 2005 2006 2007

чел. 1 % чел. 1 % чел. 1 %

Граждане из стран ближнего зарубежья

1. Трудовая деятельность 7371 35,0 7561 39,0 19748 68,5

2. Частные цели 13197 62,7 10315 53,2 7205 25,0

3. Временное проживание 405 1,9 1149 5,9 1230 4,3

4. Деловая поездка 36 0,2 78 0,4 84 0,3

5. Гуманитарные цели 2 0 180 0,9 12 0

6. Обучение 10 0 19 0,1 79 0,3

7. Туризм - 0 2 0 1 0,0

8. Зарегистрировано в гостиницах (цель не указана) 14 0,1 68 0,4 450 1,6

Итого: 21035 100,0 19372 100,0 28809 100,0

Граждане из стран дальнего зарубежья

1. Трудовая деятельность 790 20,7 499 16,6 3429 49,0

2. Деловая поездка 1102 28,8 1123 37,4 1605 23,0

3. Частные цели 606 15,8 757 25,2 292 4,2

4. Туризм 252 6,6 134 4,5 255 3,6

5. Гуманитарные цели 210 5,5 32 1,1 39 0,6

6. Временное проживание 16 0,4 71 2,4 91 1,3

7. Обучение 17 0,4 64 2,1 19 0,3

8. Зарегистрировано в гостиницах (цель не указана) 831 21,7 323 10,8 1262 18,0

Итого: 3824 100,0 3003 100,0 6992 100,0

* По данным Федеральной миграционной службы / Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РС (Я) с 2005 по 2007 гг. по целям приезда.

За счет развития этнографических и экскурсионных туров развивается внутренний туризм. По данным ТОФСГС по РС(Я), за январь - июнь 2009г., численность туристов отдыхающих в пределах республики составило 1758 человек, из которых 93 % туристов приходится на г. Якутск. Общая стоимость проданных путевок составила 1,1 млн. руб. за 2008 год [15, с. 26]. При этом надо отметить, что в последние годы, в Республике Саха (Якутия) фиксируется некоторая стагнация в развитии санаторнокурортной и туристической инфраструктуры.

Положительной стороной туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия) является развитие гостиничного комплекса. Сегодня гостиничная база г. Якутска может обслужить 2153 гостей. В последние годы на-

блюдается рост числа гостиниц, а также качества и уровня обслуживания, объем номерного фонда (рис. 3).

Рис. 4. Гостиничные предприятия в Республике Саха (Якутия) [13, с. 27]

В целом состояние туристического рынка Республики Саха (Якутия) сегодня находится на стадии становления. Имея значительный потенциал, особенно в направлениях, не имеющих аналогов в других регионах РФ, общее развитие сдерживается рядом объективных и субъективных факторов:

- низкая конкурентоспособность старого фонда размещения;

- малый ассортимент туристских услуг, несоответствие международным стандартам;

- значительная продолжительность «мертвого» сезона в связи с природно-климатическими условиями;

- недостаточная развитость инфраструктуры городского хозяйства, несоответствие мировым стандартам;

- отсутствие программ поддержки туристических фирм, занимающихся въездным туризмом и программы комплексного развития туристических объектов г. Якутска;

- отсутствие должной финансово-кредитной помощи субъектам предпринимательской деятельности;

- нехватка современных технических оснащений (автопарка), низкая культура обслуживания на городском транспорте;

- нехватка гостиничных номеров в пик туристического сезона;

- высокие тарифы на авиаперелеты и размещение.

Также сдерживающими факторами являются:

- неудовлетворительное состояние дорог;

- отсутствие доступной информации о внутренних турах;

- нехватка квалифицированных кадров;

- несоответствие между качеством и ценой услуг, а также низкий уровень сервиса.

Правительством Республики Саха (Якутия) была принята Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2010гг.» предполагающая развитие структурной и материально-технической базы туризма, формирование механизмов регулирования туристической деятельности и управления качеством услуг, а также маркетинговых мероприятий по продвижению регионального туристического продукта.

Создается единый туристический комплекс Якутии ОАО «Национальная туристическая компания». Он будет выполнять функции своеобразного оптового продавца турпродуктов Якутии на внешнем рынке, у которого будут средства со всем маркетинговым набором продвижения услуг. Турфирмы будут предлагать свой пакет услуг, а НТК их продавать за свои комиссионные. Создание НТК на настоящий момент видится назревшей необходимостью, призванной эффективно реализовывать маркетинговые технологии воздействия на потребительское поведение на международном туристическом рынке, а также в привлечении инвестиций в данную отрасль.

На внешнем рынке республика может конкурировать по тем видам продукции, аналогов которых нет в других регионах РФ. Это Оймякон, «Полюс холода», круизы до «Тикси», этнографические туры на «Русское устье», визит к малочисленным народам севера, оленеводам и т.д.

В Республике Саха (Якутия) туризм должен стать одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики Республики Саха (Якутия). Доля отрасли туризма превысит к 2020 году 10 % ВРП и составит более 30 млрд. руб. [17, 94]. В целом в отрасли туризма и путешествий будет создано около 20 тыс. дополнительных рабочих мест.

Основными рынками въездного туризма из Европы останутся уже ставшие традиционными для Республики Саха (Якутия) страны-генераторы: Германия и Франция, очень перспективными являются Швейцария, Великобритания и Австрия. По экспертной оценке туристский поток из всех этих стран может превысить к 2020 году 10 тыс. прибытий с туристскими целями, включая деловые поездки. В Азии основным рынком останется Япония. Появятся новые рынки - Республика Корея и Китай. В американском регионе основным рынком останется США. Вместе все эти страны могут также генерировать около 15 тыс. прибытий ежегодно.

В целом для традиционного въездного туризма, включая поездки с деловыми целями, объём туристского въездного потока к 2020 году может превысить 25 тыс. прибытий ежегодно со средней продолжительностью пребывания 7 ночей.

На первом этапе (2009-2010 гг.) развития туризма в Республике Саха (Якутия) предстоит развитие массированной рекламной кампании, создание сети информационных и справочных бюро для туристов в аэропортах,

автовокзалах и других местах массового посещения и пребывания туристов; совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров, подготовка преподавательских кадров для системы туристского образования.

На втором и третьем этапах (2011 год и далее) предполагается решение следующих задач: формирование систем базовой туристской инфраструктуры (гостиницы, транспорт, объекты питания и т.д.); широкомасштабное строительство туристских объектов, включая крупные гостиничные комплексы, мотели на основных транспортных магистралях, на основе привлечения отечественных и иностранных инвестиций, в том числе за счет централизованных государственных, капиталовложений и льготных инвестиционных кредитов.

Ввиду отсутствия традиционного опыта создания рекреационных зон в Якутии целесообразно формирование отдельных локальных зон, компактное размещение которых позволит с максимальной эффективностью использовать зарубежный опыт и потенциал в данной сфере деятельности. В Республике Саха (Якутия) создается туристско-рекреационная особая экономическая зона «Северный мир». Территория предполагаемой ОЭЗ состоит из участков на семи муниципальных образованиях Республики и в общей сложности составляет 4,42 кв. километра. «Северный мир» включает в себя строительство в Якутске Всемирного музея мамонта; обустройство инфраструктуры круизов по реке Лене; строительство круглогодичного туристского комплекса на Полюсе Холода; строительство минигостиниц для наблюдения за северным сиянием.

Первоочередной локальной туристической зоной должен стать город Якутск, который является привлекательным для западных туристов и предпринимателей в связи с возможностью вложения своих инвестиций в эту перспективную сферу деятельности и получения значительной прибыли в условиях повышающейся международной конкуренции на мировом туристском рынке.

Весьма привлекательными останутся и получат дальнейшее развитие «Алмазные туры» в районы алмазодобывающей промышленности, «Полюс Холода». Другие объекты туристического бизнеса включают новые туристские маршруты: «Северный полюс», «Мамонтовые туры», Священные горы - «Кисилях», «Конные туры по следам Манчаары». «По земле Олонхо», которая объединяет туристические объекты Центральной Якутии, золотые туры с посещением туристами мест добычи золота с возможностью участия в процессе в Оймяконском и Алданском районах, пакетные туры «Иркутск (Байкал) - Якутск».

Ориентировочные показатели въездного и внутреннего туризма приведены в табл. 4.

Таблица 4

Структура перспективного туристского потока в Республику Саха (Якутия) [15, с. 95]

Тип туризма Количество прибытий, тыс.

2010 г. 2015 г. 2020 г.

Въездной 25 45 75

Внутренний 64 70 75

Всего 89 115 150

Финансирование развития туризма в Республике Саха (Якутия) будет осуществляться в соответствии с Государственной целевой программой «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007- 2011 годы» [16]. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, составляет 281 млн. рублей, из них средства Государственного Бюджета Республики Саха (Якутия) - 29 млн. руб. Среднегодовой объем чистой прибыли, получаемой Республикой Саха (Якутия) оценивается на уровне 1,3 млрд. руб. Рентабельность продаж составляет 25 %. Бюджетный эффект от реализации проекта составит к 2020 году около 40 млрд. руб. [18, с. 14].

Таким образом, мы проанализировали основные особенности развития туризма и туристической деятельности в Республике Саха (Якутия). Основными особенностями являются: во-первых, территориальная расположенность, географическая удаленность; во-вторых, неразвитость инфраструктуры (отсутствие зон, баз отдыха, комфортабельных гостиничных комплексов, а самое главное дорог), отсутствие разработанных туристических и экскурсионных туров (зачаточное состояние); в-третьих, низкая информационная поддержка (не обновляются сайты на иностранных языках, не возможно забронировать on-line, контенты сайтов не актуализируются); в-четвертых, не развитые организационно-экономические механизмы управления туристической деятельностью; в-пятых, несмотря на наличие образовательных учреждений отсутствие местных квалифицированных кадров в области туристской деятельности. Тем не менее, Республики Саха (Якутия) - это регион в РФ с высоким потенциалом развития внутреннего и въездного видом туризма. В этих целях была разработана и активно реализуется Правительством Республики Саха (Якутия) государственная программа развития и поддержки туризма.

В настоящее время сфера туризма, как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Саха (Якутия) незначительно влияет на её социально-экономическое развитие и не отвечает имеющемуся историко-культурному и природному потенциалу туристских ресурсов. В Российской Федерации туризм, при его огромных потенциальных ресурсах, развит недостаточно широко и его доля в мировом туристическом потоке не превышает и двух процентов. Такое положение можно назвать политикой упущенной выгоды. Необходим комплекс мер по структурному изменению материально-технической базы туризма, радикальному улучше-

нию туристской инфраструктуры, а также организационного и социальноэкономического плана, способные дать новый импульс процессу развития туризма, превратить сферу туризма в одну из основных отраслей экономики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Список литературы:

1. Прогноз развития туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.avia.ru/pr/?id=5539.

2. Перспективы развития международного туризма: доклад ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wto.ru/ru/newsmain.asp

3. Информация о социально-экономическом положении РФ / ФСГС. -М., 2009. - С. 32.

4. Информация о социально-экономическом положении РС(Я) / ТОФСГС по РС(Я). - Якутск, 2009. - С. 14.

5. Федеральный Закон от 24.11.96 г. №132 «Об основах туристской деятельности в РФ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.

7. Александрова Ю.А. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

8. Kaspar С.. Die Turismuslehre im Grundriss. - Bern, 1991. - 124 p.

9. Freyer W. Turismus. - Munchen, 1988. - 17 p.

10. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: 1-е издание. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 512 с.

11. Классификатор ОКУН. - М.: Статистика, 2005. - 15 с.

12. Основные показатели социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) за январь-август 2009 года. - Якутск: ТОФСГС по РС(Я), 2009 - 43 с.

13. Итоги Всероссийской переписи населения Республики Саха (Якутия). - Якутск: ТОФСГС по РС(Я), 2003 - 243 с.

14. Основные показатели социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) за январь-август 2009 года. - Якутск: ТОФСГС по РС(Я), 2009 - 43 с.

15. Маркетинговое исследование на тему «Развитие туристской деятельности в Республике Саха (Якутия), выполненное Министерством предпринимательства, туризма и занятости Республики Саха (Якутия). -Якутск, 2009. - 56 с.

16. Доклад Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fms.gov.ru/about/structure/apparatus/detail.php?ID=3032.

17. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. - М.; Якутск, 2006.

18. Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы». - Якутск, 2007 - 15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.