Научная статья на тему 'Анализ цепочек создания добавленной стоимости как инновационный метод управления агропродовольственным комплексом'

Анализ цепочек создания добавленной стоимости как инновационный метод управления агропродовольственным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ цепочек создания добавленной стоимости как инновационный метод управления агропродовольственным комплексом»

АНАЛИЗ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

С.Н. Афанасьев, асп. Института аграрных проблем РАН

Большинство стратегий, используемых экономическими субъектами, вырабатывается методом проб и ошибок, что объясняет их невысокую эффективность. Многие предприятия ставят перед собой краткосрочные цели, которые не дают представления о развитии бизнеса. Основные цели деятельности экономических субъектов состоят в снижении затрат, увеличении рентабельности, увеличении чистой прибыли и т.д. Для достижения этих целей используются различные конкурентные стратегии. Стабильное функционирование экономического объекта возможно при достижении долгосрочных целей, которые должны опираться на его долгосрочные конкурентные преимущества.

Для эффективного функционирования предприятия, отрасли в рыночных условиях необходимо использовать не только технологические, продуктовые, организационные инновации, но и системно-управленческие, позволяющие оценить возможности повышения эффективности деятельности экономического объекта, его конкурентный потенциал, будущий уровень рыночной силы и выработать долгосрочные конкурентные стратегии.

Метод анализа цепочек создания добавленной стоимости как инновационный метод управления успешно использовался зарубежными исследователями при анализе рынка свежих и консервированных фруктов Кении [1]. С помощью этого метода исследователями была определена добавленная стоимость на каждом из этапов создания конечного продукта, что позволило выявить причину различного экономического положения объектов, тесно связанных с этим видом деятельности. Данная концепция успешно использовалась французскими экономистами в исследовании агропро-довольственного комплекса. В их трактовке «йНеге» («нить») представляет собой статическую модель описания процесса создания добавленной стоимости в виде линейного потока трансформации исходных материалов и услуг в конечный продукт.

В настоящее время цепочка создания добавленной стоимости охватывает полный спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом полного цикла: с момента его создания, через промежуточные стадии производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных служб производителей) до доставки конечному

потребителю. О. Оеге£й выделил два основных типа цепочек создания добавленной стоимости: цепочки, управляемые производителем, и цепочки, управляемые покупателем [2].

Выявление этапов создания максимальной доли добавленной стоимости позволяет предприятиям, отраслям комплекса, которые непосредственно задействованы в этих этапах, получать максимальные экономические выгоды. Построение эффективной цепочки создания добавленной стоимости является стратегическим шагом, обеспечивающим возможность формирования долгосрочных конкурентных преимуществ объекта.

Применение анализа цепочек создания добавленной стоимости дает возможность определения дальнейшего развития предприятия, отрасли комплекса, оценки конкурентных стратегий для повышения эффективности их деятельности. Метод является результатом работ, посвященных анализу вертикально интегрированных и дезинтегрированных процессов производства и сбыта, целью которых было определение звеньев цепочек создания добавленной стоимости, показывающих максимальный рост экономической ренты.

В России данный метод применительно к агропродовольственному комплексу не использовался. Адаптация этого метода к российским условиям создает возможность выявления путей повышения конкурентоспособности агропродо-вольственного комплекса страны как на внешних, так и на внутренних рынках.

Нами начат анализ ряда цепочек создания добавленной стоимости агропродовольственного комплекса Саратовской области. Доминирующую роль в цепочках создания добавленной стоимости выполняют различные звенья, в пользу которых и перераспределяется основная доля добавленной стоимости. Анализ цепочек создания добавленной стоимости в молочнопродуктовом подкомплексе показывает, что в силу концентрации ресурсов на производственных звеньях без внимания остается тот факт, что наибольшая доля добавленной стоимости формируется в непроизводственных звеньях цепочки. Такими звеньями молочнопродуктового подкомплекса являются: логистика, торговля, маркетинг.

Однако такой расстановка сил была не всегда.

В начале 1990-х гг. ключевыми звеньями цепочки создания добавленной стоимости молочнопродуктового подкомплекса являлись в

большей степени посреднические структуры и перерабатывающие предприятия.

Несколько иная картина складывается в цепочках создания добавленной стоимости в производстве высокотехнологичных белковых культур. Здесь приоритетным является звено, связанное с научно-исследовательской деятельностью. Помимо научно-исследовательских организаций в этой цепочке высокий уровень экономической ренты создается крупными перерабатывающими предприятиями. Именно они получают основную часть дохода.

Рассматриваемый метод показывает механизм реализации конкурентной стратегии интеграции в исследуемой цепочке. Для данной цепочки характерна низкая степень интеграции. Стратегия интеграции в ней должна осуществляться при участии финансовых учреждений, банков, федерального бюджета, целевых программ, научно-исследовательских организаций, перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. Однако основным интегратором должно стать звено научно-исследовательских организаций.

Опыт ряда зарубежных стран, таких, как Канада, показывает как функционирование замкнутых продуктовых цепочек по производству и переработке высокотехнологичных белковых культур, где ключевую роль играет звено научно-исследовательских организаций, формирует полный цикл: «наука - производство - переработка - инфраструктура». Этот цикл за счет ключевой роли научного блока обеспечивает канадским производителям высокотехнологичных белковых культур высо-

кий уровень прибыли и дополнительные возможности в других сферах производства.

Следует заметить, что в анализируемой цепочке звено научно-исследовательских организаций выполняет важную функцию обеспечения устойчивости сырьевой базы за счет селекции и семеноводства высокотехнологичных белковых культур.

Различие ключевых факторов успеха участников цепочек создания добавленной стоимости создает не только разный уровень стимулов и возможностей развития, но и определяет выбор разных стратегий развития.

Таким образом, метод анализа цепочек создания добавленной стоимости дает возможность выявлять звенья с наибольшим ростом экономической ренты, позволяет предприятию или отрасли определить возможность формирования долгосрочных конкурентных преимуществ и разработать приоритетные стратегии развития, основанные на этих преимуществах.

Не умаляя значения других стратегий, следует заметить, что для наиболее эффективного функционирования экономического объекта приоритетные стратегии, выявленные в ходе реализации этого метода, будут способствовать увеличению возможностей производителей по изменению места в цепочке создания добавленной стоимости или самой цепочки.

Источники

1. Kaplinsky, R. The value of value chains: spreading the gains from globalization / R. Kaplinsky // IDS Bulletin. - 2001. - Vol. 32. - N. 3, IDS July

2. Gerefii G.Humphrey J., Kaplinsky R., Sturegeon J.T. Globalisation Value Chains and Development, IDS IDS Bulletin. - 2001. - Vol. 32. - № 3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА В АПК

А.А. Беккер, ассист. Красноярского государственного аграрного университета

В современных рыночных отношениях все большую актуальность приобретают экономические меры воздействия на субъект управления. Из теории известно, что экономические методы управления - это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих сельскохозяйственные предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов [1], причем эти методы могут действовать как на федеральном, региональном, районном уровнях, так и уровне предприятия.

В целом экономические методы управления АПК можно подразделить на методы

государственного и хозяйственного управления. К государственным относятся: бюджетирование, ценообразование, страхование, налогообложение, кредитование, внешнеэкономическая деятельность, а к хозяйственным методам - стимулирование, хозяйственный расчет и вся внутриэкономическая (хозяйственная) деятельность предприятия.

Как известно, в последние годы государство увеличило поддержку села со вступлением в силу федеральных законов, законопроектов регионального значения и прежде всего приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в связи с этим руководство сельскохозяйственных предприятий предпринима-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.