Научная статья на тему 'Анализ ценовой доступности продукции промышленности строительных материалов'

Анализ ценовой доступности продукции промышленности строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1513
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ЦЕНЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / INDUSTRY OF CONSTRUCTION MATERIALS / PRICES FOR CONSTRUCTION MATERIALS / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / LONG-TERM TARGETED PROGRAM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барсукова Оксана Фёдоровна

Исследована ценовая ситуация в промышленности строительных материалов. Выявлена зависимость стоимости строительной продукции от цены ввозимых материалов. Обоснована необходимость сокращения цен на строительные материалы. В качестве инструментов снижения цен на продукцию промышленности строительных материалов предложено создание региональной транспортно-логистической системы, а также разработка долгосрочной целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Барсукова Оксана Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE PRICE AFFORDABILITY OF PRODUCTION OF INDUSTRY OF CONSTRUCTION MATERIALS

The price situation in the industry of construction materials is studied. The relationship between the price of imported materials and the cost of construction products is identified. The need in reducing the prices of construction materials is substantiated. As instruments reducing prices for the products of industry of construction materials, it is offered to create a regional transport and logistics system and also to work out a long-term target program "Development of the industry of construction materials".

Текст научной работы на тему «Анализ ценовой доступности продукции промышленности строительных материалов»

УДК [338.45:666] :338.516 ББК 65.305.6-861

О. Ф. Барсукова

АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

O. F. Barsukova

THE ANALYSIS OF THE PRICE AFFORDABILITY OF PRODUCTION OF INDUSTRY OF CONSTRUCTION MATERIALS

Исследована ценовая ситуация в промышленности строительных материалов. Выявлена зависимость стоимости строительной продукции от цены ввозимых материалов. Обоснована необходимость сокращения цен на строительные материалы. В качестве инструментов снижения цен на продукцию промышленности строительных материалов предложено создание региональной транспортно-логистической системы, а также разработка долгосрочной целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов».

Ключевые слова: промышленность строительных материалов, цены на строительные материалы, транспортно-логистическая система, долгосрочная целевая программа.

The price situation in the industry of construction materials is studied. The relationship between the price of imported materials and the cost of construction products is identified. The need in reducing the prices of construction materials is substantiated. As instruments reducing prices for the products of industry of construction materials, it is offered to create a regional transport and logistics system and also to work out a long-term target program "Development of the industry of construction materials".

Key words: industry of construction materials, prices for construction materials, transport and logistics system, long-term targeted program.

Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций является одним из базовых сегментов российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом.

Промышленность строительных материалов включает в себя 15 подотраслей (25 видов производств), объединяющих более 9 400 предприятий с общей численностью работающих около 680 тыс. чел.

Потребителями продукции промышленности строительных материалов являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура, здравоохранение, образование, оборонный комплекс [1].

Особое значение промышленность строительных материалов имеет в жилищном строительстве. Основными факторами, влияющими на формирование цены квадратного метра жилья, являются факторы, связанные со строительно-монтажными работами - стоимость строительных материалов и энергоресурсов. Следует отметить, что стоимость строительных материалов занимает более 60 % в расчетной цене 1 м2 жилья.

Астраханская область обладает ограниченными запасами сырья для производства бетона и строительных растворов. В связи с этим наибольшую долю рынка строительных материалов занимают привозные материалы, соответственно, в Астраханской области существует реальная зависимость стоимости конечного продукта строительства от цены ввозимых материалов. Промышленность строительных материалов и конструкций в Астраханской области представлена в основном предприятиями по выпуску сборных железобетонных изделий и конструкций, предприятиями по производству стеновых материалов (кирпич керамический, облицовочный, силикатный, газосиликатные блоки), использующими привозные материалы.

Из немногочисленных видов строительных материалов, производимых из местного сырья, можно выделить кирпич керамический - на территории области широко распространены глинистые породы, используемые для его производства, а также для производства керамзита. Кроме того, в регионе находится крупное месторождение гипса, используемого при производстве строительных работ.

Как показало исследование рынка строительных материалов, в Астраханской области рост цен приобретения основных строительных материалов, деталей и конструкций выше показателей по Южному федеральному округу (ЮФО) по 3 номенклатурным позициям из 10, а по РФ - по 7 из 10 (табл. 1).

Таблица 1

Индексы цен приобретения основных строительных материалов, деталей и конструкций подрядными организациями

Материал Декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г., % Отклонение значений по Астраханской области, процентные пункты

Астраханская область ЮФО РФ ЮФО РФ

Щебень 109,62 109,39 105,63 0,23 3,99

Кирпич керамический неогнеупорный строительный 106,53 99,98 98,23 6,55 8,3

Кирпич силикатный 89,81 98,07 99,87 -8,26 -10,06

Цемент 110,55 106,46 97,63 4,09 12,92

Товарный бетон 98,7 102,11 97,78 -3,41 0,92

Плиты перекрытий многопустотные 100 100,24 99,04 -0,24 0,96

Растворы строительные 101,34 119,8 99,4 -18,46 1,94

Пески природные прочие 96,81 112,31 99,98 -15,5 -3,17

Прокат сортовой и фасонный горячекатаный, горячетянутый, экструдированный и кованый из нелегированной стали 111,32 112,34 107,52 -1,02 3,8

Арматура периодического профиля класса АІІІ 114,16 126,17 116,65 -12,01 -2,49

’Составлено нами на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области.

При этом сильно превосходят среднероссийские показатели индексы цен на материалы, чаще всего используемые в строительстве: цемент - на 12,92 п. п., кирпич керамический неогнеупорный строительный - на 8,3 п. п., щебень - на 3,99 п. п. В Астраханской области индексы роста цен превышают показатели ЮФО на 4,09; 6,55 и 0,23 п. п. соответственно.

По сравнению с субъектами ЮФО и Ставропольским краем, в Астраханской области индекс цен был меньшим только по кирпичу силикатному (цены на который упали на 10,2 % по сравнению с 2009 г.) и плитам перекрытий многопустотным (цена осталась неизменной). В остальных же случаях (по 8 номенклатурным позициям из 10) рост цен в Астраханском регионе опережал рост цен по крайней мере в одном из субъектов.

В Астраханской области самая высокая цена на кирпич керамический неогнеупорный 7 433,0 руб. за тыс. усл. кирп. при ценовом минимуме по данной выборке в Ставропольском крае 5 319,2 руб. за тыс. усл. кирп. (что дешевле на 2 113,8 руб.) [2]. Кроме того, в декабре 2010 г. в Астраханской области установилась наивысшая цена среди субъектов ЮФО и Ставропольского края на растворы строительные - 3 800,0 руб. за м3. Минимальная цена по данной номенклатурной позиции установилась также в Ставропольском крае - 1 884,3 руб. за м3 -на 1 915,7 руб. меньше, чем в Астраханской области (табл. 2).

Второе место по высокой стоимости строительных материалов Астраханская область занимает по 5 номенклатурным позициям из 9.

Таблица 2

Средняя цена приобретения основных строительных материалов, деталей и конструкций подрядными организациями в декабре 2010 г.

Строительный материал Рейтинг дороговизны, руб. Ценовой минимум, руб.

1 место 2 место

Пески природные прочие, м3 Краснодарский край -540,7 Астраханская область -503,16 Волгоградская область -224,42

Щебень, м3 Республика Калмыкия -1 020,29 Астраханская область -809,16 Республика Адыгея -342,74

Кирпич керамический неогнеупорный строительный, тыс. усл. кирп. Астраханская область -7 432,95 Краснодарский край -7 293,32 Ставропольский край -5 319,15

Цемент, т Республика Калмыкия -3 596,6 Астраханская область -2940,86 Ставропольский край -2 803,62

Кирпич силикатный, тыс. усл. кирп. Краснодарский край -9 647,08 Астраханская область -8 100 Волгоградская область -7 156,31

Продолжение табл. 2

Строительный материал Рейтинг дороговизны, руб. Ценовой минимум, руб.

1 место 2 место

Бетон, готовый для заливки (товарный бетон), м3 Ростовская область -3 340,27 Астраханская область -3 277,88 Волгоградская область -2 799,6

Растворы строительные, м3 Астраханская область -3 800 Краснодарский край -3 212,11 Ставропольский край -1 884,3

Составлено нами на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области.

Анализ ценовой ситуации на рынке основных строительных материалов и конструкций Астраханской области подчеркивает необходимость безотлагательных действий по нивелированию сложившейся ситуации. Отметим, что она типична для многих регионов Российской Федерации, с вариативностью цен в зависимости, главным образом, от указанной выше неравномерности распределения природных ресурсов. С учетом вышеизложенного особое значение имеет изыскание возможности снижения затрат, входящих в стоимость реализации ввозимых строительных материалов на внутреннем, региональном рынке.

В связи с тем, что транспортные расходы составляют значительную долю стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость, вектор внимания, по нашему мнению, должен быть направлен в первую очередь на поиски резерва их сокращения.

По данным крупного торгового агента региона - ООО «УК «ЭЛКО», стоимость доставки строительных материалов (по ограниченному кругу номенклатурных позиций) занимает от 3,3 до 20,4 % отпускной цены в зависимости от вида материала, отдаленности поставщика и способа поставки.

Так, закупочная цена килограмма трубы профильной 20*20*15 производства ЗАО «Торговый дом «Трубная металлургическая компания» (г. Таганрог) - 30,5 руб., отпускная -36,0 руб., в том числе транспортные расходы - 1,2 руб. (3,3 % отпускной цены); закупочная цена 1 м3 пилолеса необрезного производства ООО «Ярлес» (г. Ярославль) - 3 000 руб., отпускная -4 900 руб., в том числе транспортные расходы - 1 000 руб. (20,4 %); закупочная цена тонны цемента М-500 производства ЗАО «Цеминвест» (г. Михайловка, Волгоградская обл.) - 2 800 руб., производства ЗАО «Евроцемент» (г. Липецк) - 2 580 руб., отпускная - 4 400 руб., в том числе транспортные расходы - 700 руб. (15,9 %) и 870 руб. (19,8 %) соответственно.

Вместе с тем затраты на транспортно-экспедиционное обеспечение доставки в России в 2-3 раза превышают таковые в развитых странах, что объясняется недостатками в работе транспорта, таможни, слабой развитостью транспортной сети данного региона.

Превышение отпускной цены строительных материалов (по ограниченному кругу номенклатурных позиций, по которым была предоставлена информация ООО «УК «ЭЛКО») над закупочной составляет от 15,6 до 70,5 %. Это свидетельствует об отсутствии логистического управления и взаимодействия разных видов транспорта. Две трети грузовых перевозок осуществляются неспециализированными перевозчиками. Еще одним фактором, ослабляющим позиции отечественных транспортников, является неразвитость информационного обеспечения движения товаров [3].

Уровень развития транспортно-логистического комплекса Астраханской области в целом оценивается как недостаточный по следующим причинам:

— неполное использование транзитного потенциала области в связи с отсутствием достаточного для покрытия растущего спроса предложения транспортно-логистических услуг, по своему качеству соответствующих международным стандартам;

— недостаток современных транспортно-логистических информационных технологий;

— слабо проработанная в этой сфере законодательная база;

— отсутствие системы отношений между программами и проектами в сфере логистики в регионе;

— дефицит складских помещений среднего и высокого класса, вследствие чего остается высокой стоимость аренды складских помещений;

— нехватка квалифицированных специалистов.

Учитывая вышеизложенное, для снижения транспортных расходов необходимо разработать и внедрить региональную транспортно-логистическую систему, которая выступит одним из эффективных путей экономического и социального развития как Астраханской области, так и ЮФО в целом. В мировой экономической системе логистика, как наиболее эффективный, рыночно-ориентированный способ формирования, планирования и развития всех товароматериальных и сопутствующих им информационных и финансовых потоков с наименьшими издержками и максимальным синергетическим эффектом во всей логистической цепи, прочно завоевала свои позиции.

Для России, с ее огромной территорией, большим разнообразием природноклиматических и экономико-географических условий, различным уровнем социальноэкономического развития и специализации производства в отдельных регионах первостепенное значение приобретает формирование региональных транспортно-логистических систем и их последующая интеграция с федеральной и международной логистическими системами грузо-и товародвижения, что будет способствовать вхождению России в мировое сообщество в качестве равноправного партнера.

Опыт развитых капиталистических стран показывает: использование логистических систем ведет к сокращению транспортных расходов на 7-20 %. Затраты на погрузочноразгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции уменьшаются на 15-30 %; общие логистические издержки - на 12-35 %; оборачиваемость материальных ресурсов ускоряется на 20-40 %; объемы запасов ресурсов и готовой продукции снижаются на 50-100 % [4].

Начальным этапом создания транспортно-логистической системы Астраханской области должна стать, по нашему мнению, разработка концепции развития транспортного пространства, которая предусматривает создание транспортно-логистических цепочек и логистических терминалов на территории региона. Ключевым аспектом в указанной концепции должны стать координация и объединение уже существующих в регионе в разрозненном виде элементов транспортно-логистической системы. Это действующий с 2012 г. в регионе Дорожный фонд, долгосрочные целевые программы в транспортной сфере, ресурсы и наработки частных логистических компаний, работающих в регионе, и т. д.

Помимо прочего, важным аспектом создания эффективной транспортно-логистической системы должна стать разработка информационной системы, направленной на координацию транспортно-логистических потоков региона, способной удовлетворить потребности компаний-потребителей путем оперативного размещения в базе предложений транспортных компаний, прокладки маршрутов, объединяющих нужды нескольких компаний. В разработанном программном продукте должна присутствовать также функция отслеживания перемещения груза и, если это потребуется, оперативной корректировки его маршрута. В данном случае наиболее эффективно создание такой информационной системы силами госаппарата, а именно Агентством связи и массовых коммуникаций Астраханской области.

Еще одним важным элементом региональной транспортно-логистической системы должно стать создание законодательной базы в этой сфере. В настоящее время в регионе отсутствуют законодательные акты, регламентирующие логистическую составляющую экономических отношений.

Другим направлением снижения стоимости строительных материалов и, как следствие, удешевления продукции строительства (жилые дома, производственные здания и сооружения, объекты социальной сферы и т. д.) должна стать разработка долгосрочной целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов». Данная программа, по нашему мнению, должна предусматривать следующие направления:

— предоставление земельных участков, зданий и сооружений для организации производства;

— предоставление льгот для предприятий, изготавливающих строительные материалы, на период строительства новых мощностей, выработка налоговой политики, стимулирующей рост производительности в стройиндустрии, а также при создании новых и реконструкции существующих предприятий строительной индустрии;

— предоставление целевых кредитных ресурсов, госгарантий при осуществлении крупных инфраструктурных проектов;

— организация ярмарок местных производителей строительных материалов;

— выработка комплексной политики в области обучения строительным специальностям и в части научно-исследовательских работ для строительной индустрии, финансирование научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых технологий в производстве строительных материалов;

— организация предоставления отходов промышленного производства для переработки компаниями в сфере промышленности строительных материалов.

Если первые направления не требуют дополнительного разъяснения, то последнее из них мы считаем важным раскрыть подробнее. Процитируем в этой связи президента Национального объединения строителей Ефима Басина: «... Промышленность строительных материалов - благодатная отрасль, в которой можно утилизировать почти все. У нас 80 миллиардов тонн отходов промышленного производства лежат без дела! Тысячи гектаров хорошей земли, пригодной и для сельского хозяйства, и для строительства, заняты под этими терриконами. Но как только дело доходит до использования золы или шлака, эти так называемые хозяева резко взвинчивают на нее цену. Уверен, что их нужно поставить в такие условия, чтобы они сами бегали за производителями и предлагали все забрать. А это можно сделать только через налоги или штрафы, связанные с нарушением экологии. » [5].

Мы предлагаем менее категоричный алгоритм действий - организация в рамках программы бесплатной транспортировки отходов промышленного производства до компании-производителя строительных материалов. При этом информация об объемах и качественных характеристиках отходов должна быть опубликована на сайте портала органов государственной власти или на отдельно созданном для этих целей сайте. Далее следует сбор заявок от предпри-ятий-производителей строительных материалов и анализ экономической эффективности переработки отходов. В свою очередь, предприятие-реципиент обязуется снизить цены на материалы, изготовленные с использованием данных отходов производства. В данном случае решается не только задача снижения цены, но и задача улучшения экологической обстановки в регионе.

Реализация предложенных мероприятий позволит не только поднять промышленность строительных материалов на новый, качественный уровень, но и в глобальном смысле повысить эффективность инвестиций, т. к. строительно-монтажные работы занимают около 40 % всех инвестиций в основной капитал, освоенных в регионе за последние годы. В конечном счете будет построено и создано больше объектов, материальных благ за меньший объем денежных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информационный портал в области промышленности строительных материалов «СМРго» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cmpro.ru.

2. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

3. Отраслевой информационный портал «Логистика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logistics.ru.

4. Портал бизнес-образования online «BizEducation» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bizeducation.ru.

5. Российская газета: Экономика - Строительство. - № 5553 (177). - 2011. - 12 авг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/12/otrsl.html.

Статья поступила в редакцию 24.04.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Барсукова Оксана Фёдоровна - Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства»; e.karlina@astu.org.

Barsukova Oksana Fyodorovna - Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Industrial Management and Business Organization"; e.karlina@astu.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.