УДК 338.314
АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ
Щербаков В.В.
Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет
туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
vlad6@inbox.ru
Научный руководитель:
Коновалова Е.Е.
Канд.экон.н., доцент Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет
туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
eekmgus@mail.ru
Аннотация. В работе указаны некоторые тенденции развития туристической отрасли и гостиничной индустрии в условиях пандемии COVID-19 и после нее. Одним из перспективных направлений является развитие сектора индивидуальных средств размещения как качественно, так и количественно, что отвечает стратегическим целям национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [4].
Определено понятие и отличительные особенности индивидуальных средств размещения. Исследование автора показало их растущую значимость в удовлетворении потребностей туристов, поскольку доказано, что «... дифференциация потребностей туристов предопределяет разнообразие направлений развития средств размещения» [8]. Анализ показал наличие предложения во всех ценовых сегментах - низком, среднем и высоком. Расположение индивидуальных средств размещения, согласно исследованию автора, наблюдается вблизи крупных агломераций, а также рядом с историко-культурными объектами и объектами показа. За исключением Краснодарского края, качественные индивидуальные средства размещения недостаточно распространены в южном регионе.
Анализ ценообразования выявил зависимость стоимостных показателей от наличия и количества дополнительных услуг, предоставляемых гостям. Это обусловлено бо'льшими вложениями в капитальные расходы на строительство, материально-техническое оснащение, инфраструктуру и персонал. Необходимо отметить, что качество средства размещения не всегда соответствует цене. Данный аспект может быть связан с отсутствием регламентов, стандартов для индивидуальных средств размещения.
Фактором устойчивого развития сектора гостиничных услуг на базе индивидуальных средств размещения, автор выделяют комплексное повышение качества сервисного обслуживания гостя, как конкурентное преимущество гостиничного предприятия.
Ключевые слова: индивидуальные средства размещения, аренда жилья.
Цель работы заключается в выявлении перспектив внедрения индивидуальных средств размещения для длительной аренды на внутреннем рынке гостиничной недвижимости. Индивидуальные средства размещения сформировали конкурентоспособный сектор услуг по размещению и проживанию. Эксперты отмечают,
что «рынок посуточной аренды жилья уже сопоставим с гостиничным рынком и имеет потенциал для дальнейшего роста». В связи с этим услуги индивидуальных средств размещения представляют интерес как специальный объект научно-практических исследований [5].
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные тенденции развития современного международного и внутреннего рынка гостиничных услуг;
- выявить основные преимущества индивидуальных средств размещения, как формы организации гостиничных предприятий актуальной в период пандемии COVГО-19 и впоследствии;
- изучить понятие и особенности индивидуальных средств размещения;
- проанализировать состояние отечественного рынка индивидуальных средств размещения;
- рассмотреть технологию предоставления услуг в индивидуальных средствах размещения.
В качестве объектов исследования рассматривались ИСР, представленные на рынке гостиничных услуг Российской Федерации и размещенные в агрегаторе Booking.com [10]. В качестве фильтров были использованы следующие параметры: отдельностоящее здание, площадь от 100 кв.м, наличие собственной кухни, ванной комнаты и интернета. По нашему мнению, именно такое средство размещение позволит комфортно разместиться гостям при аренде на длительный срок с соблюдением определенного уровня приватности, мер социальной изоляции, желанием минимизировать риски, связанные с причинением вреда здоровью во время путешествий. Такие средства размещения, как: ботели, санатории, хостелы, кемпинги, проживание в семье, отели постель-завтрак, апартаменты/квартиры в выборку не включались. В ходе исследования использовались общенаучные методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
К началу 2020 г. туризм представлял собой массовое глобальное явление: ежегодно количество международных туристских прибытий возрастало на 3-5 %, составив в 2019 г. более 1,5 млрд поездок, развивалась индустрия гостеприимства и связанные с ней отрасли экономики, а путешествия стали, как казалось, неотъемлемой частью жизни современного человека [9]. Однако распространение коронавирусной инфекции COVID-19 привело к слому привычных социальных практик в трудовой, образовательной и досуговой сферах. Меры борьбы с пандемией, предпринятые большинством стран мира, вызвали полную остановку туризма на несколько месяцев весной 2020 г. и значительное снижение
туристского потока в дальнейшем. Массовость и глобальность современного туризма стали его уязвимым местом в условиях пандемии [5].
После открытия границ и возобновления путешествий, здоровье и благополучие будут значимым фактором принятия решения. Потребители будут больше беспокоиться о безопасности среды, соблюдении санитарных требований и социальной дистанции.
Пандемия продемонстрировала эффективность удаленной работы. После пандемии 74% международных компаний планируют увеличивать долю сотрудников, работающих дистанционно [11]. Многие крупные российские инновационные компании, такие как «Mail.Ru» и «Яндекс», продлили удаленную работу своих сотрудников, вне зависимости от режима самоизоляции [12].
Возможность работать из любой точки мира принципиальным образом перестраивает традиционное разделение на «рабочие дни» и «отпуск». Получать новые впечатления, менять обстановку будет возможно, оставаясь в «режиме повседневности».
Существенная часть тех, кто перешел на полноценную удаленную работу, продолжат и дальше работать удаленно. Эти люди вообще не будут привязаны к какому-то определенному месту жительства. Это начало смены парадигмы географической привязанности. Теперь не надо менять работу для того, чтобы посмотреть страну и пожить в разных городах: люди просто будут переезжать из города в город на короткий срок и снимать там жилье. В результате вырастет численность путешественников, совмещающих отдых и работу, свободно и часто меняющих место жительства [13]. Наиболее мобильными будет группа «белых воротничков», в первую очередь представителей 1Т-специальностей и предпринимателей, часто называемых «цифровыми кочевниками». Отели, рассчитанные на среднесрочное и долгосрочное проживание, показали свою устойчивость во время пандемии. Пока традиционные отели были заполнены на 5-10%.
В последние годы на контрасте развивался феномен медленного (осознанного) потребления - медленная мода, медленная еда и т. д. Схожие тенденции наблюдаются и в индустрии туризма. Под влиянием пандемии рост спроса на «отдых без спешки» ускорится. Длительные путешествия, перемещение пешком, на велосипеде или наземном транспорте, знакомство с местной культурой станут более востребованными [13].
Под влиянием пандемии произойдет перераспределение потоков как между разными локациями, так и между разными направлениями туризма. Вырастет интерес к путешествиям в отдаленные уголки, трансформационным путешествиям, которые должны не только развлечь, но и изменить человека.
В связи с вышеизложенным вырастет популярность индивидуальных средств размещения и альтернативного жилья. По данным исследования «Яндекс» «Туризм 2020»
[14], существенно возросло количество запросов на типы размещения, подразумевающие индивидуальное проживание или небольшое количество соседей: дома, коттеджи, базы отдыха и квартиры. Среди гостиниц будут выигрывать эксклюзивные отели или отели с более низкой плотностью гостей. Эксперты отрасли отмечают значительный рост запросов на аренду домов в Подмосковье и ближайших областях по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В I полугодии 2021 года количество запросов на рынке высокобюджетной загородной аренды Подмосковья почти в три раза превысило допандемийные значения (за январь-июнь 2019 года), сообщает компания Knight Frank
[15].
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" «средство размещения» -имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц. «Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру; [1]. Условия и удобства для отдыха, сна и гигиены гостей в КСР организованы в помещениях общего пользования и гостиничных номерах, отличающихся по уровню комфортности, технического оснащения и комплектации. Размещение гостей в ИСР осуществляется в различных видах зданий, помещений: жилой дом, квартира, клубный дом, вилла/особняк, коттедж, дачный дом, доходный дом, меблированная комната/комната в доме, сельский гостевой дом. Понятия: «гостевой дом», «сельская хижин», «изба», «юрта», «шале», «бунгало», используемые в практической деятельности, нормативно не определены.
Индивидуальные средства размещения имеют ряд отличительных особенностей, выделяющих их в отдельный сегмент предложений на рынке гостиничных услуг:
- уникальность каждого средства размещения продиктована специализацией средства размещения;
- возможность проявления гибкости по отношению к потребителю гостиничных услуг (небольшое количество клиентов даже при полной загрузке) позволяет успешно проводить политику лояльности клиентов;
- более полное соответствие запросам регионального рынка значительно увеличивает доходность или оборачиваемость средств этих предприятий;
- экономическая устойчивость к ценовой дифференциации;
- быстрые сроки окупаемости инвестиционных вложений [7].
В настоящее время на российском рынке активно продвигаются услуги индивидуальных средств размещения в Московской, Ленинградской, Ярославской, Владимирской, Тверской, Калужской областях, в Карелии, Краснодарском крае, Татарстане и других регионах России.
■ Московская обл. ■ Ленинградская обл. ■ Краснодарский край ■ Ярославская обл.
■ Карелия ■ Владимирская обл. ■ Калужская обл. ■ Тверская обл.
■ Ростовская обл. ■ Другие регионы
Рисунок 1. Доля исследуемых ИСР по регионам РФ Максимальное число объектов было выделено на территории Московской и Ленинградской областей, что, в первую очередь, связано с близостью к мегаполисам -людям проще добраться до мест отдыха, также весомым фактором является наличие более платежеспособного населения, которое ожидает определенного уровня комфорта. При этом было выявлено довольно мало объектов на территории Южного и СевероКавказского федеральных округов. Лидирующую позицию тут занимает Краснодарский край. А вот Ставропольский край, который имеет, не меньший рекреационный потенциал
и интерес для туристов, практически не представлен качественными индивидуальными средствами размещения.
Следует отметить, что одни из самых дорогих по стоимости аренды оказались средства размещения (отели) южного региона, а именно в Краснодарском крае и Ростовской области.
Индивидуальные средства размещения в регионах, как правило, выполнены в русском стиле - чаще это деревянные дома, находятся в живописных местах. Стоимость размещения в них, как правило, ниже, чем в коллективных средствах размещения.
Причины их возникновения обусловлены интенсивностью использования, потребностями туристов жить в небольших уютных средствах размещения, возможностью ощущения непосредственного контакта с природой, а также появление частного бизнеса, готового вкладывать в развитие индивидуальных средств размещения.
Шале
Курортные отели Отели Лоджи За городные дома Виллы
Комплексы с коттеджами/бунгало Дома для отпуска
0
Комплексы с коттеджами/ бунга ло 392 77,74 29,97
Макс Сред Мин
Дома для отпуска
284,7 90,1 18,75
200
Виллы
216,67 64,87 30
400
Загородные дома
154,38 70,36 50
600
800
Лоджи
200 155,74 87,23
1000
Отели
666,67 135,71 41,67
1200
Курортные о те ли
783,78 251,24 61,5
1400
1600
Ша ле
1500 349,22 45
*Цены указаны на конец сентября 2021 г. по данным сайта booking.com Рисунок 2. Цена аренды ИСР, руб/кв.м/сутки Как видно из таблицы, минимальную среднюю стоимость аренды предлагают такие средства размещения, как: «виллы», «загородные дома», «комплексы с коттеджами и бунгало», «дома для отпуска». Среди данных средств размещения минимальная стоимость аренды была установлена у «домов для отпуска», а максимальная у «комплексов для отдыха с коттеджами и бунгало».
Это связано с тем, что формат «дома для отпуска» может представлять собой самый простой деревянный дом, с недорогими материалами отделки, текстилем, мебелью и бытовой техникой, оформленный по вкусу владельцев и рассчитанный на гостей в низком ценовом сегменте.
В основном эти типы средств размещения называют «семейными», поскольку их содержат и обслуживают семьи (реже - это юридические лица), используя минимальное количество наемного персонала или не используя его вовсе.
Из удобств обычно присутствуют:
- диван, кровати, тумбы, стол, стулья;
- мини-кухня или полноценная кухня с плитой, холодильником;
- постельное белье (порой за отдельную плату);
- туалет и ванная комната с раковиной и душем или ванной;
- отопление;
- кондиционер (в более дорогих вариантах размещения).
Сейчас практически все средства размещения (где это доступно) оснащаются wi-fl интернетом.
В качестве дополнительных удобств объекты размещения предлагают гостям воспользоваться баней или сауной, предоставляются принадлежности для барбекю. Некоторые владельцы готовы предоставлять дополнительные услуги по договорённости с гостями. Например, приготовление завтраков, доставка продуктов.
Цены на данные средства размещения складываются под воздействием рыночных факторов или регулируются хозяевами, что чаще всего приводит к несоответствию качества предоставляемых услуг, которое зачастую очень низкое.
Достаточно высокая максимальная цена аренды в «комплексах для отдыха с коттеджами и виллами» объясняется тем, что тут уже представлены гостиничные комплексы, которые предлагают гостям более качественные и удобные средства размещения и дополнительный сервис. Как в «отелях» и «курортных отелях» интерьеры проработаны с точки зрения архитектуры, дизайна, эргономики. Применяются качественные материалы отделки, мебель, текстиль, предметы интерьера, бытовая и аудио-видео техника. В целом, можно сказать, что стоимость аренды домов/вилл/коттеджей обладает высокой эластичностью вследствие неоднородности рынка; разнообразные группы потребителей нуждаются в разных вариантах средств размещений и услуг.
«Отели» и «курортные отели» занимают уже более высокий ценовой сегмент. При этом, внутри данных сегментов, также идет деление в зависимости от целевой аудитории.
Есть отели низкого и среднего ценового сегмента, рассчитанные на широкую аудиторию. Есть гостиничные комплексы премиум-класса, ничем не уступающие отелям в ведущих экономически развитых странах, рассчитанные на взыскательных гостей. Интерьеры таких средств размещения также проработаны профессиональными архитекторами и дизайнерами и выполнены с применением дорогих материалов, текстиля, с качественной мебелью, бытовой, аудио-видео техникой и аутентичными предметами декора. При заезде гостям предлагается бесплатный набор с туалетно-косметическими принадлежностями.
Также более высокая стоимость проживания (аренды) связана с количеством и качеством оказываемых услуг. Производится периодическая уборка средств размещения. Предоставляются услуги по глажению одежды, прачечной, химчистки. В отелях как-правило, присутствует ресторан, бар или кафе, где гости могут завтракать, обедать и ужинать, совершенно не занимая время на приготовление пищи. Кроме того, блюда из ресторана могут доставляться непосредственно в средство-размещения (коттедж).
На территории комплекса может быть фитнес-зал и/или спа-центр, где помимо бани/сауны гость может провести косметологические или оздоровительные процедуры. В аренду предоставляется спортивный инвентарь, велосипеды. Проводятся экскурсии и мастер-классы для гостей. Для гостей с детьми есть няня и/или аниматор.
Некоторые отели располагают конференц-залами, банкетными залами и площадками для проведения корпоративных мероприятий и семейных торжеств. Также может осуществляться трансфер гостей. В отелях премиального уровня персонал разговаривает на одном или нескольких иностранных языках.
Все это требует наличие необходимого количества квалифицированного персонала, разработку внутренних стандартов обслуживания, а также наличие стандарта к зданию средства размещения и прилегающей к нему территории, водо- и энергоснабжению, отоплению, вопросам безопасности, техническому оборудованию, номерам и их оборудованию, сантехническому оборудованию, дополнительным помещениям гостиницы, кухне и ее оборудованию и т. д. [3].
Обеспечение требований уровня безопасности, а именно пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, безопасности жизни и имущества гостя и гостиницы актуально для индивидуальных средств размещения так же, как и для коллективных средств размещения.
«Шале» с маркетинговой точки зрения позиционируются, как более премиальный, аутентичный формат, с особенной атмосферой, поэтому средняя цена аренды тут выше.
Ценовая политика отелей/курортных отелей определяется как внешними факторами: социально-политическая и экономическая ситуация, сезонный фактор, спрос и
предложение, ограничения государства или внутри самой индустрии. Так и внутренними: расположение гостиницы, инвестиционные затраты, качество сервиса, уровень конкуренции.
Основную сложность для анализа представляет то, что услуги, предоставляемые индивидуальными средствами размещения, не стандартизованы и не сертифицированы. Виллы или шале могут позиционироваться собственниками в агрегаторах, как загородные дома или дома для отдыха. Это, конечно, не меняет сути, но не даёт полного понимания, какой уровень комфорта в итоге получит гость такого средства размещения.
Проблемы индивидуальных средств размещения в России недостаточно исследованы. Следует отметить отсутствие стандарта терминов и определений на индивидуальные средства размещения; во-вторых, отсутствие различных требований к индивидуальным средствам размещения. На сегодня этот рынок слабо изучен, практически отсутствует его реальная статистика. Все это указывает на необходимость глубокого изучения проблем и активного влияния на сектор индивидуальных средств со стороны государства.
Первые сдвиги в этой сфере уже произведены в рамках национального проекта «Туризм и гостиничная индустрия» и, в частности, развития сельского туризма. 2 июля 2021 г. был подписан Федеральный закон № 318-Ф3 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в частности в статью 31 добавлены такие абзацы: «Установление требований к оказанию услуг в сфере сельского туризма», «Установление требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности». Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года [2].
В XXI веке процесс диверсификации туризма углубляется, появляются новые рыночные сегменты и ниши. Происходит персонификация запросов потребителей, и туризм вступает в эпоху индивидуализации. В результате основной задачей туризма становится идентификация, стимулирование и удовлетворение разнообразных потребностей туристов [2].
Индивидуальные средства размещения характеризуются высокой степенью территориальной рассредоточенности, что проявляется в их расположении не только в местах массового пребывания туристов, но и в местах с незначительным туристским потоком. Их наличие позволяет туристам удовлетворять потребности в размещении и проживании практически в любой точке нашей страны.
Но готовности большего количества граждан путешествовать внутри страны недостаточно для увеличения доли внутреннего туризма. Чтобы рост внутреннего туризма сохранился в среднесрочной перспективе, необходимо повышение уровня сервиса и развитие туристической инфраструктуры. Те люди, которые привыкли отдыхать в Европе, ожидают определенный уровень сервиса и разнообразие достопримечательностей. Даже путешествия на природе перестают быть уделом романтиков и искателей приключений [8]. Люди хотят поддерживать тот уровень комфорта, к которому они привыкли, как при краткосрочной, так и при долгосрочной аренде.
В целях повышения эффективности деятельности предприятий гостиничного сервиса важно внедрять современные технологии там, где это уместно, инструментарий стратегического менеджмента и маркетинга, повышать лояльность клиентов, создавать мобильные сервисы, использовать креативность в рекламных кампаниях.
Важно не возвращаться к привычным способам ведения бизнеса после окончания кризиса, а провести глобальную трансформацию системы. Пандемию COVГО -19 следует рассматривать как возможность критически пересмотреть траекторию развития туристского рынка и рынка гостиничных услуг. Только те средства размещения, которые способны трансформироваться вместе с демографическими, технологическими и экономическими изменениями, а также адаптироваться к возникающим переменам, смогут добиться успеха [6].
В связи с этим актуальным становится рассмотрение вопроса о внедрении стандартов на индивидуальные средства размещения, которое призвано решить ряд задач, направленных на повышение качества обслуживания, эффективности управления, открытости и информированности потребителя и обоснованности ценообразования.
Литература
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 318-Ф3 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 №
1860.
4. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [сайт]. -Обновляется в течение суток. -https://национальныепроекты.рф/pшjects/tшrizm (дата обращения: 22.08.2021).
5. Даниленко Н. Н., Суранова О. А. Услуги индивидуальных средств размещения как объект исследования // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 3137.
6. Пшеничных Ю. А. Анализ динамики и тенденций развития современного международного туристского рынка // Вестник ГУУ. 2021. №1.
7. Сологубова Г.С., Щенникова Т.В. О Классификации малых средств размещения// Вестник национальной академии туризма. - 2007. №3. С. 45-48.
8. Суранова О.А. Развитие средств размещения как отражение дифференциации потребностей туристов / Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 4. — С. 678-685.
9. Черевкова А.И. Трансформация туристских практик россиян в условиях пандемии коронавируса // Гуманитарий Юга России. 2021.
10. «Booking.com» — система онлайн-бронирования отелей жилья [сайт]. -URL: https://www.booking.com (дата обращения: 22.08.2021)
11. Интерфакс: международная информационная группа: [сайт]. - Обновляется в течение суток. - URL:https://www.mterfax.ru/busmess/703013 (дата обращения 23.08.2021).
12. РБК: медиахолдинг: [сайт]. - Обновляется в течение суток. -URL:https://www.rbc.m/business/29/05/2020/5ed120619a7947779e049e76 (дата обращения 23.08.2021).
13. Агентство инноваций города Москвы: [сайт]. - Обновляется в течение суток. -URL:https://ict.moscow/research/turizm-prognoz-razvitiia-otrasli-posle-covid-19/ (дата обращения 23.08.2021).
14. Исследование Яндекс «Туризм в 2020: от Калининграда до Камчатки»: [сайт]. - URL:https://yandex.ru/adv/solutions/analytics/turizm-v-2020-ot-kaliningrada-do-kamchatki (дата обращения 23.08.2021).
15. Интерфакс: международная информационная группа: [сайт]. - Обновляется в течение суток. - URL:https://www.interfax.ru/business/778809 (дата обращения 23.08.2021).