Научная статья на тему 'Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов'

Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ИДЕАЛ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьячковская Карина Валерьевна, Борисова Ульяна Семеновна

В статье рассматривается проблема ценностных ориентаций среди молодежи. Авторами приводится анализ социологического исследования, проведенного в октябре 2018 г., в котором приняли участие будущие учителя студенты Педагогического института Северо-Восточного федерального университета (N = 100). Выявляются лидирующие среди юношей и девушек ценностные установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов»

УДК 316.752

Дьячковская Карина Валерьевна

магистрант 1 курса, Северо-Восточный федеральный университет Mash_dyach2@mail.ru

Борисова Ульяна Семеновна

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет Ulsem2012@mail.ru

Karina V. Dyachkovskaya

Undergraduate 1 course, North-Eastern Federal University. Mash_dyach2@mail.ru

Uliana S. Borisova

Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology and Personnel Management, North-Eastern Federal University Ulsem2012@mail.ru

АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ANALYSIS

OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS FUTURE TEACHERS

Аннотация. В статье рассматривается проблема ценностных ориентаций среди молодежи. Авторами приводится анализ социологического исследования, проведенного в октябре 2018 г., в котором приняли участие будущие учителя - студенты Педагогического института Северо-Восточного федерального университета ^ = 100). Выявляются лидирующие среди юношей и девушек ценностные установки.

Ключевые слова: Ценностные ориентации, социальная группа, молодежь, студенты, личность, индивид, идеал, педагог.

Annotation. The article deals with the problem of value orientations among young people. The analysis of a sociological study conducted in October 2018, which was attended by future teachers - students of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University (N = 100), is presented. Leading among boys and girls are the value attitudes.

Keywords: Value orientations, social group, youth, students, personality, individual, ideal.

В становлении личности одним из важнейших факторов выступает выбор системы ценностных ориентаций. Данная система во многом играет определяющую роль в поведении человека и оказывает значительное влияние на все стороны его деятельности.

Вопросами ценностных ориентаций занимались такие отечественные и зарубежные ученые и психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл др. Они рассматривали проблему ценностей, связывая ее с потребностями человека, анализировали мотивы выбора этих ценностей.

Проблема ценностных ориентаций молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи, в частности. В каждом обществе складывается своя, характерная ценностно- ориентационная структура, которую индивид усваивает в процессе социализации, но мы живем в условиях динамичного общества, где у людей появляются новые взгляды на жизнь, и в зависимости от этого меняются идеалы и ценности. Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпе-

ли заметные изменения; особенно это касается значимости интересной работы, и вообще - труда [1].

В нашем регионе систематически изучаются ценностные ориентации студенческой молодежи: проводится выявление динамики ценностно-мотивационной сферы студенческой молодежи РС(Я) в условиях изменения системы высшего образования [2], а также тенденции, относящиеся к национальной самоидентификации: студенты саха обладают всеми признаками развитого этнического самосознания: сознанием своей этнической общности, приверженностью к родному языку, территории, национальной культуре [3]. Исследователи зафиксировали, что этнокультурная принадлежность в большей степени, чем пол, возраст и социальный статус определяет различия в ценностных ориентациях у молодых представителей разных этнических групп: саха, русских и китайцев [4].

В последние годы в нашем современном обществе отмечается направленность следования западным идеалам и ценностям, одобряющим индивидуализм, свободу и права человека, предпринимательство и материальное благопо-

лучие [5]. Люди стали более эгоистичными и меркантильными, забывая о духовных ценностях, поэтому изучение ценностных ориентаций приобретает актуальную значимость и требует глубокого изучения для построения более рационального образца развития личности и социальных групп.

Одним из специфических представителей социальной группы для изучения ценностных ориентаций выдвигается молодежь, так как она является довольно широкой социально-демографической группой, которая составляет основу будущего. В свою очередь, важно исследовать строение жизненных целей и мировоззренческих ориентиров учащейся молодежи и в частности, студентов педагогических вузов. Выбор определенной профессиональной деятельности играет важную роль на ориентационные ценности будущих специалистов. Изучение ценностей будущих учителей объясняется тем, что педагог для подрастающего поколения продолжает оставаться значительно влиятельной и авторитетной персоной, которая играет важную роль в формировании личности, тем самым закладывая основу будущей страны. В последнее время многие исследователи изучают ценностную ориентацию будущих учителей, но понимание современной специфики системы личностных ценностей будущих учителей до сих пор остаются недостаточно изученными.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении приоритетных ценностных ориентаций студентов, в котором приняли участие 100 студентов Педагогического института Северо-Вос-

Критерии жизненного успеха

точного федерального университета им. М.К. Ам-мосова. Социально-демографическая характеристика респондентов: распределение по полу: девушки составляют 69 %, юноши - 31 %. Распределение по основному месту жительства: выходцы из сельской местности (54 %), жители районных центров (29 %) и городские жители (17 %). По семейному положению: 86 % респондентов холостые (не замужем), остальные 14 % женаты (замужем). Распределение количества респондентов с 1 по 4 курсы было одинаковое. Распределение по профилям подготовки: начальное образование, дошкольное образование, психология и социальная педагогика, информатика и вычислительная техника (в каждой группе по 25 респондентов).

В качестве критериев жизненного успеха наши респонденты выбрали следующие: мужчины выбрали наличие семьи и детей - 31,6 %, достижение высокой должности и карьерный рост составил 36,5 %, на третьем месте оказался критерий -интересная работа - 30,2 %, у женщины на первом мест стоит так же наличие семьи и детей -

68.4 %, на втором месте - интересная работа -69,8 %, и на третьем месте стоит критерий достижения высокой должности и карьерного рост а -

63.5 %. Самым низким показателем жизненного успеха у обоих полов оказался достижение известности и популярности. По результатам ответов данного вопроса можно констатировать, что и у юношей, и у девушек важное место занимают семья, дети и работа. Большинство респондентов не стремятся к известности и популярности. Анализ результатов ответа представлен в таблице 1.

Таблица 1

Педагогического института (%)

Ранг Варианты ответов % ответивших в т.ч. мужчин в т.ч. женщин

1 Наличие семьи и детей 20,3 31,6 68,4

2 Достижение высокой должности и карьерный рост 16,2 36,5 63,5

3 Интересная работа 16,2 30,2 69,8

4 Богатство 15,2 28,8 71,2

5 Крепкая дружба 13,9 29,9 70,4

6 Жить в свое удовольствие 11,6 28,9 71,1

7 Жить не хуже других 4,9 26,3 73,7

8 Достижение популярности 1,8 42,9 57,1

В свободное время предпочитают: юноши - играть в компьютерные игры и сидеть в интернете -21 %, заниматься спортом - 18% и спать - 13%. Девушки - сидеть в интернете - 46 %, спать -39 %, читать книги - 32%. Среди других ответов, которые дали сами респонденты, были: «проводить время с друзьями», «убираться дома», «готовить», «играть на гитаре, пианино», «поговорить по телефону», «смотреть сериалы». По результатам, можно установить, что много свободного времени среди опрошенных студентов занимают интернет и сон, в том числе, у мужчин занятие спортом, у женщин чтение книг.

На вопрос «Какие качества Вы больше всего цените в людях?»: мужчины выбрали доброту и юмор - 28 %, отзывчивость - 25 %, целеустремленность и ум - 24 %, женщины, выделили такие качества, как доброта - 61 %, ум - 54 %, юмор и

отзывчивость - 48 %. В основном респонденты ценят доброту, юмор, ум и отзывчивость. Мало всего ценятся и у мужчин, и у женщин красота и инициативность (рис. 1.)

Опрос показал, что 28 % юношей удовлетворены тем, что учатся в Педагогическом институте и на данном направлении подготовки, 3% студента не довольны учебой в данном институте и на данном направлении подготовки, у женщин 62 % удовлетворены тем, что обучаются в Педагогическом институте, 7 % не удовлетворены, в том числе, 12 % девушек не устраивает обучение на данном направлении подготовки. Обработанные данные показывают, что большинство студентов удовлетворены своим обучением, что свидетельствует об осознанном выборе профессии педагога.

Рисунок 1 - Наиболее ценимые качества для будущих учителей (%)

Мотивацией обучения в Северо-Восточном федеральном университете для студентов Педагогического института стали: у юношей стремление стать квалифицированным специалистом - 24 %, развивать свои способности - 22 %, получить знания и навыки и пожить интересной студенческой жизни - 19 %; девушек - стремление стать квалифицированным специалистом - 46 %, получить знания и навыки 42 %, развивать свои способности - 37 %. Самые низкие проценты у обоих групп занимает вариант ответа: «Утвердиться среди близких». Анализ ответов говорит о том, что большинство студентов самостоятельно решились поступить в Северо-Восточный федеральный университет, чтобы получить желаемое образование, саморазвиваться и пожить интересной жизнью студенчества.

Главное место в будущей профессии у участников опроса занимают следующие показатели: у юношей на первом месте стоит - зарплата - 27 %, на втором получать удовольствие от деятельности - 22 %, на третьем - перспектива карьерного роста - 21 %. Среди девушек преобладают такие показатели, как: получать удовольствие от деятельности - 52 %, зарплата - 50 %, надежность и стабильность работы - 37 %. По результатам ответов можно увидеть, что респондентам в будущей профессии важны занятие любимым делом, зарплата, в том числе, юношей привлекает перспектива карьерного роста, а девушек - стабильность и надежность.

Наиболее острые переживания в жизни респондентов вызывают следующее: у юношей материальные проблемы - 24 %, взаимоотношения в семье - 15 %, то, что происходит в стране - 14 %; у девушек - материальные проблемы - 31 %, взаимоотношения в семье - 27 %, дела, связанные с учебой и отношения с другими людьми -26 %. Менее всего юношей волнует воздействие музыки, фильма и книги - 6 %; девушек то, что происходит в республике - 8 %. Среди других ответов были такие: «мероприятия», «одиночество». По полученным результатам можно сделать вывод, что в данное время студентов волнуют материальные проблемы и взаимоотношения в семье, в том числе, юношей волнуют события, происходящее в стране, а девушки больше озабочены учебой и взаимоотношением с

другими людьми. Такое различие выбора ответов показывает, что мужчины думают о более масшьтабных проблемах, чем женщины.

На вопрос «Чего Вы опасаетесь в будущем?» юноши выбрали следующие варианты ответов: неизлечимую болезнь - 20 %, остаться без средств существования - 18 %, проблемы с устройством на работу - 7 %, у девушек так же на первом месте стоит такой вариант ответа, как неизлечимая болезнь - 41 %, на втором месте -проблема с устройством на работу и смерть -28 %, на третьем месте - не встретить любимого человека - 18 %. Юноши реже всего выбрали смерть - 6 %, девушки преступность - 9 %. Среди других ответов респонденты написали следующее: «деградацию», «ничего не боюсь». Ответы говорят о том, что студенты Педагогического института в своем будущем больше всего беспокоятся о своем здоровье, о работе и материальных расходах, а женщины боятся не встретить своего партнера.

Вопрос об этнической идентификации показал, чем респонденты определяют свою национальность. Варианты ответов были следующие: юноши больше всего соотнесли свою национальность с языком - 27 %, с близостью к традициям своего народа - 23 %, национальным сознанием - 18 %; девушки так же - с языком - 61 %, с близостью к традициям своего народа - 56 % и национальным самосознанием - 30 %. Выбранные варианты ответов опрашиваемых мужчин и женщин указывает на одинаковую идентификацию своей национальности.

Представление о счастье у наших респондентов следующие: мужчины выбрали: семью, любовь и здоровье - 33 %, верных друзей - 33,3, материальное благополучие - 35 %; девушки предпочли: семью, любовь и здоровье - 67 %, верных друзей - 66,7 % (табл. 2). Несчастье студенты понимают следующим образом: юноши (всего 31 %) выбрали болезнь близких - 28 %, потерю близкого человека - 27 %, войну - 18 %; студентки отметили болезнь близких, - 64 %, потерю близкого человека - 63%, одиночество - 41 %. По полученным данным можно констатировать, что истолкование о счастье и несчастье у наших опрашиваемых одинаковые.

Таблица 2

Представления о счастье студентов Педагогического института (%)

Ранг Варианты ответов % ответивших в т.ч. мужчин в т.ч. женщин

1 Семья и любовь 21,7 33 67

2 Здоровье 21,2 33 67

3 Верные друзья 15,6 33,3 66,7

4 Материальное благополучие 14,8 35 65

5 Любимая работа 13,8 34 66

6 Достижение мечты 12,8 34,6 65,4

Идеальную семью интервьюируемые характеризуют одинаково: юноши - здоровье всех членов семьи - 29 %, любовь и понимание в семье - 24 %; девушки - любовь и понимание в семье - 62 %, здоровье всех членов семьи - 60 %. Оптимальным для вступления в брак большинство респондентов считают возраст от 22 до 25 лет.

Таким образом, по результатам нашего исследования наиболее ценными являются для будущих учителей здоровье, семья и любимая работа, а также такие духовные ценности, как доброта, ум, отзывчивость. Профессию педагога респонденты выбрали осознанно.

Литература:

1. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.

2. Борисова У.С. Ценностно-мотивационная сфера студентов вуза (на примере исследования студенческой молодежи Республики Саха (Якутия) / У.С. Борисова, Н.Н. Мельникова // Общество: социология, педагогика, психология. 2016. № 7. С. 16-21.

3. Борисова У.С. Особенности этнокультурной идентификации студентов саха // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 1. С. 101-108.

4. Борисова У.С. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций молодежи / У.С. Борисова, А.Н. Петров // Социология образования. 2011. № 11. С. 80-90.

5. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи. // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия : сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. С. 42-45.

Literature:

1. Semenov V.E. Value Orientations of Modern Youth // Sociological Studies. 2007. № 4. C. 37-43.

2. Borisova U.S. Value-motivational sphere of university students (on the example of research of student youth of the Republic of Sakha (Yakutia) / U.S. Borisova, N.N. Melnikova // Society: sociology, pedagogy, psychology. 2016. № 7. P. 16-21.

3. Borisova U.S. Features of the ethnocultural identification of Sakha students // Social and Human Sciences in the Far East. 2012. № 1. P. 101-108.

4. Borisova U.S. Results of a comparative study of the value orientations of young people / U.S. Borisova, A.N. Petrov // Sociology of Education. 2011. № 11. P. 80-90.

5. Igebaeva F.A. Life priorities of modern youth. // In the collection : Psychological and pedagogical problems of personality and social interaction : collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Penza, 2010. P. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.