Научная статья на тему 'Анализ целесообразности организации контейнерного терминала для ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»'

Анализ целесообразности организации контейнерного терминала для ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахмангулов А.Н., Сиразетдинова А.Д.

Обоснование эффективности перевозки грузов ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в контейнерах и анализ возможных вариантов организации контейнерного терминала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ целесообразности организации контейнерного терминала для ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»»

товерности оценить глубину характер экономических мер, необходимых для реструктуризации промышленного производства.

Подведем некоторые итоги. В России ныне действующий производственный аппарат уже не позволяет вернуться к прежнему объему производства, кроме того, он будет неизбежно продолжать выбывать и терять свою производственную мощность. Поэтому перед российской экономикой стоит непомерно более сложная задача - ввод в значительных масштабах новых мощностей и привлечение реальных инвестиций как необходимое условие формирования и развития нового производственного потенциала.

Список литературы:

1. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 2.

2. Мерзликина Г.С., Шаховская Л.С. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография / ВолгГТУ, Волгоград, 1998. - С. 63.

3. Попов Е., Ханжина В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 6.

4. Ревуцкий Л. Д. Потенциал и стоимость предприятия. - М.: Перспектива, 1997. - С. 7.

АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА ДЛЯ ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»

© Рахмангулов А.Н., Сиразетдинова А.Д.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Обоснование эффективности перевозки грузов ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в контейнерах и анализ возможных вариантов организации контейнерного терминала.

Градообразующим предприятием в г. Магнитогорске является ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК») и его дочерние предприятия. Основным продуктом производства является металлопрокат. Одним из высокодоходных направлений производства в г. Магнитогорске является металлопродукция, предназначенная для экспорта. К

данному металлопрокату предъявляются повышенные требования, как по качеству самой стали, так и по способу перевозки. В связи с нареканиями грузополучателей на наиболее дорогие продукты производства рассматривается возможность отправления металлопродукции контейнерами. Повреждения грузов происходят в процессе доставки в результате вредного воздействия атмосферных осадков, кроме того, часть груза получает повреждения в процессе перегрузочных работ в порту. Преимуществом контейнерных перевозок, несомненно, является повышенная сохранность груза при перевозке, коммерческая сохранность, простота организации интермодальных перевозок.

Ограничивающим фактором контейнерных перевозок является необходимость организации погрузочных площадок внутри цехов-отправителей, большая продолжительность погрузки и выгрузки, как следствие сложной схемы крепления металлопродукции в контейнере, ограничение нагрузки на пол контейнера.

В настоящее время на ОАО «ММК» используется доставка металлопродукции на специализированных штыревых платформах и в полувагонах с применением многооборотной возвратной тарой - металлических рам. Такой способ крепления груза значительно сокращает погрузо-разгрузочные операции. Недостатком данной схемы является увеличение объемов маневровой работы с вагонами в пункте погрузки, поскольку снижается универсальность полувагонов после оборудования рамами -определенный тип рам предназначен под определенный вид металлопроката.

В условиях повышения требований к сохранности металлопродукции возникает задача эффективности перехода с открытого подвижного состава на контейнерные перевозки.

В настоящее время основным направлением контейнерных перевозок на ОАО «ММК» является экспортная метизная продукция и перевозки на дальние расстояния, где нецелесообразно применение автотранспорта.

Для таких условий перевозки грузы перевозятся обычными универсальными 20-и футовыми контейнерами. Недостатком такого метода являются длительное время погрузки (до 3,5 часов). Альтернативой могут служить контейнера с открытым верхом (тентованным или с открывающимся металлическим верхом), погрузка которых осуществляется с применением кранового оборудования. Погрузка может производиться при нахождении контейнеров непосредственно на подвижном составе. Главным недостатком данных средств транспорта являются частые коммерческие неисправности тентованного верха, у контейнеров с открывающимся металлическим верхом увеличенная тара контейнера и, как следствие, уменьшение полезной нагрузки контейнера. При рассмотрении сферы применения контейнеров для перевозки всех грузов ОАО «ММК», пред-

лагается использовать универсальные контейнера с применением устройства «JOLODA», предназначенного для загрузки различных видов грузов в крупнотоннажные контейнера без применения погрузчиков с использованием 1-2 рабочих. Устройство состоит из специальных направляющих и шарнирно-сочлененных гидравлических подъемников, работающих от ручного привода. До загрузки в контейнер груз может заранее комплектоваться и крепиться на специальных поддонах, после чего он загружается в контейнер. Особенности устройства заключаются в необходимости ровной установки направляющих и контейнера с наклоном 1,5-2,00 к горизонту, в зависимости от рода груза, его упаковки, распределения нагрузки и т.п. Продолжительность загрузки составляет 30 минут. Грузоподъемность 27 тонн.

Вторым немаловажным фактором является конструкция подвижного состава. 90 % фитинговых платформ всех российских перевозчиков имеют грузоподъемность 60 тонн и вмещают три 20-и футовых контейнера или один 20-и футовый и один контейнер размером 40 футов. Остальные трехместные платформы имеют грузоподъемность 65 и 68 тонн. Большинство двухместных платформ имеет грузоподъемность 70 тонн. Вследствие этого при погрузке металлопродукции возникает задача выбора степени использования грузоподъемности вагона, его вместимости, вместимости контейнера, вместимости грузовых фронтов.

При отправлении экспортных грузов возникает время ожидания перевозочных документов в связи с таможенным оформлением и хранение контейнеров в этот период времени.

При создании терминала на территории ОАО «ММК» для погрузки контейнеров завоз металлопродукции может производиться, как автомобильным транспортом, так и вагонами местного парка. В данном случае большим преимуществом будет ускорение времени отгрузки в цехах-отправителях, возможность присоединения вагонов с контейнерами к формируемым на территории ОАО «ММК» группам назначением на припортовые станции, возможность разгрузки складов готовой продукции

Рис. 1. Устройство «JOLODA»

цехов-отправителей, увеличение пропускной способности внутризаводских станций, снижения платы за хранение контейнеров.

При организации терминала на станциях, находящихся по пути следования основных вагонопотоков изменений в движении вагонопотоков на территории пути необщего пользования ОАО «ММК» не произойдет, появится возможность принятия к перевозке грузов сторонних организаций, что приведет к дополнительным доходам, но с другой стороны это не повлияет на сложившуюся ситуацию загруженности станций пути необщего пользования и на сложности отправки грузов через АКП на станции Магнитогорск - грузовой.

Расчеты показали, что для ОАО «ММК» оптимальным решением будет создание контейнерной площадки на своей территории. При возрастании объемов производства до 15 млн. тонн проката в год резко увеличится грузонапряженность пути необщего пользования. Организация контейнерной площадки позволит сократить простой вагонов, имеющих право выхода на пути общего пользования за счет перевозки грузов в контейнерах и образования единого терминала для всей продукции в одном месте. Это особенно актуально в связи с прекращением эксплуатации средне-тоннажных контейнеров к 2010 году и формированием сборных отправок. На предлагаемом терминале возможно формирование в адрес одного грузополучателя различной продукции, что приведет лучшему обеспечению грузополучателей, особенно формирующих небольшие заказы.

Помимо ускорения отгрузки продукции терминал позволит производить обработку порожних контейнеров после выгрузки. На ОАО «ММК» растет поток контейнерных перевозок из Китая, Польши и поток ценных грузов, которые целесообразно перевозить в контейнерах в целях лучшей сохранности (например, ферросплавы). При терминальной обработке прибывающих грузов снизятся затраты на хранение груза в контейнерах и порожние пробеги автотранспорта.

Таким образом, в условиях роста потребностей сохранных перевозок, увеличения объемов перевозок, снижения затрат и времени на формирование судовой партии в портах, облегчения организации интермодальных перевозок целесообразно увеличивать долю контейнерных перевозок на ОАО «ММК». Высокая эффективность создание терминала на территории ОАО «ММК» будет обусловлена: повышением сохранности перевозок; снижением маневровой работы внутризаводских станций; облегчением формирования сборных отправок; возможностью присоединять вагоны с контейнерами к формируемым на путях ОАО «ММК» составов назначением на портовые станции; облегчением формирования судовой партии; облегчением организации интермодальных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.