DOI: 10.18721/JE.12404 УДК 330
АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЭКОНОМИИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
С. А. Нунес Ескивель, В. А. Дуболазов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Объектом исследования являются трудовые отношения, экономические, организационные, социальные и другие проблемы в экономике совместного потребления (ЭСП). Приведено авторское понятие «экономика совместного потребления». Кратко изложены формы ЭСП в различных сферах деятельности (на транспорте, в энергетике, недвижимости, туризме, деньгах, образовании и т. д.). Большинство этих форм ЭСП создают новые возможности для бизнеса и в то же время новые возможности трудоустройства. Рассмотрены проблемы, возникающие в условиях ЭСП с работниками в случае отсутствия у них прав в рамках трудового договора; приведен анализ форм сотрудничества, которые стали популярными и широко распространенными благодаря нынешней эпохе инноваций и технологий, цифровиза-ции общества. Изложены проблемы и риски, которые несет ЭСП. В электронной коммерции также возникают определенные проблемы для регистрации транснациональных операций. Импорт регистрируется только в том случае, когда он превышает определенную стоимость, но в случае покупок через Интернет можно выполнять операции и с меньшими суммами, в том числе и физическим лицам. Поскольку эти операции становятся важными, совершаемая ошибка будет расти. Оцифровка также создает проблемы для контроля объема коммерческой деятельности, проводимой с помощью услуг, предлагающих бесплатные и расширенные версии по подписке, или услуг по доступу, которые позднее оплачиваются через доступ, но фактически допускают неограниченное использование. Выявлен круг вопросов (правовых, организационных, экономических, экологических и др.), которые возникают при внедрении ЭСП. Выдвинуты некоторые предложения по улучшению деятельности в условиях ЭСП в настоящее время и в будущем, которые должны повысить ее результативность. Процессы цифровизации общества становятся прерогативой глобальной экономики и отдельных стран, что повышает значимость обсуждения рассматриваемых проблем. Исследование будет способствовать популяризации ЭСП и распространению информации о том, какие нерешенные проблемы существуют в ней на данный момент.
Ключевые слова: информационная экономика, экономика совместного потребления, экономическая модель поведения, платформы совместной экономики, виртуальные платформы
Ссылка при цитировании: Нунес Ескивель С. А., Дуболазов В. А. Анализ трудовой деятельности и организационные проблемы в экономике совместного потребления // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 4. С. 44-54. DOI: 10.18721/JE.12404
ANALYSIS OF LABOR ACTIVITY AND ORGANIZATIONAL PROBLEMS IN ECONOMICS OF JOINT CONSUMPTION
C.A. Nunez Esquivel, V.A. Dubolazov
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
The object of the research is labor relations, economic, organizational, social and other problems in the economy of the joint consumption sharing economy. The author's notion of the «sharing economy» is given. Briefly outlined the forms of sharing economy in various fields of activity (in
transport, energy, real estate, tourism, money, education, etc.). Most of these forms of sharing economy create new business opportunities and at the same time new employment opportunities. The problems arising in the sharing economy with employees in the absence of workers' rights under an employment contract are considered, an analysis of the forms of cooperation that have become popular and widespread due to the current era of innovation and technology and the digitalization of society are given. The problems and risks of sharing economy are expressed. In e-commerce, there are also certain problems in registering transnational transactions. Import is registered only when it exceeds a certain value, but in the case of purchases via the Internet, you can perform operations with smaller amounts, including individuals. As these operations become important, the error committed will grow. Digitization also creates problems for controlling the amount of commercial activity conducted through services offering free and advanced subscription or access services, which are later paid through access but actually allow unlimited use. Identified a range of issues (legal, organizational, economic, environmental, etc.) that arise during the introduction of ESP. Some proposals have been put forward for improving activities in the sharing economy now and in the future, and which should increase its effectiveness. The processes of digitalization of society are becoming the prerogative of the global economy and individual countries, which increases the significance of the discussion of the problems discussed below. The article will contribute to the promotion of sharing economy and the dissemination of information about what problems currently exist in it and that they need to be solved.
Keywords: information economy, economy of joint consumption, economic model of behavior, Platforms of a joint economy, virtual platforms
Citation: C.A. Nunez Esquivel, V.A. Dubolazov, Analysis of labor activity and organizational problems in economics of joint consumption, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 12 (4) (2019) 44-54. DOI: 10.18721/JE.12404
Введение. Современное общество характеризуется бурным развитием цифровой экономики (digital economy). Под влиянием глобализации и возрастающей цифровизации изменяется структура мировой экономики. Появилось (примерно в 2010 г.) такое понятие, как экономика совместного потребления — ЭСП (sharing economy), которая активно развивается во всем мире. Сегодня ЭСП — мощное социально-экономическое движение обмена вещами и услугами [5].
Наше определение ЭСП: экономика совместного потребления — динамично развивающаяся социально-экономическая модель, направленная на получение выгоды от потребления товаров и услуг, скоординированного с помощью сети Интернет и других информационных средств, когда можно поделиться тем, чем владеете и что умеете делать, за определённую плату, не теряя права собственности.
Макроэкономическая и геополитическая ситуация в мире и стране вызвала снижение доходов, в первую очередь, у людей, принадлежащих к среднему классу. Это способствовало развитию тенденций ЭСП, когда важно не владение объек-
том, а возможность его использовать. ЭСП основана на коллективном использовании одних и тех же товаров и услуг большим количеством людей, организованных посредством специализированных электронных платформ. Такая модель экономики с одной стороны дает возможность пользоваться благами тем, кому владение активом слишком дорого из-за его высокой цены или владение им не рентабельно из-за редкого использования. С другой стороны, у владельцев активов появляется возможность получать дополнительный доход либо покрывать издержки на владение активом. ЭСП бурно развивается, расширяются сферы и формы ее применения. Популярны такие формы ЭСП [18]: онлайн-сервис такси (Uber и др.); райдшеринг (rideshar-ing) и карпулинг (carpooling) — совместное использование частного транспортного средства с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков; каршеринг (carsharing) — система кратковременной аренды транспортных средств на основе поминутной тарификации; злЬпЬ — краткосрочная аренда частного жилья по всему миру; коворкинг (co-working) — центры аренды рабочего места на
необходимое время; краудфандинг — сотрудничество людей по добровольному объединению денег или других ресурсов, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций; в области образования — обмен знаниями; в энергетике — обмен энергией от солнечных батарей, установленных в частных домах, и другие формы.
По оценке РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) и ТИАР-Центра (независимый аналитический центр и консалтинговая компания) по итогам 2018 г. совокупный объем основных отраслей ЭСП должен был достигнуть 511 млрд р. и вырасти на 30 %, по сравнению с 2017 г. Основной вклад в этот объем вносят C2C (электронная торговля конечного потребителя с конечным потребителем) — 72 % шеринг-рынка, онлайн-биржи фри-лансеров — 19 %, карпулинг и каршеринг — 5 %, краткосрочная аренда жилья — 2 % [16].
Экономика совместного потребления предлагает производителям новые формы независимой работы с широкими возможностями получения дополнительного дохода, способствует снижению уровня безработицы и бедности. Новая экономика создает дополнительный доход для безработных или обладателей непопулярных специальностей, чьи навыки трудно перенести на другую деятельность, помогает уменьшить возрастные и половые различия, различия в специальностях, образовании и т. д., так как любой человек может использовать цифровые сервисы, выступая и как потребитель и как исполнитель, значительно усиливает спрос и предложение, в результате чего выявляется оптимальная цена, которая наиболее соответствует рыночным условиям. При этом повышается уровень конкуренции на рынке.
С другой стороны ЭСП создает существенные проблемы для общества: теряют заработки профессиональные водители, банкротятся туроператоры и турагенты, снижается заполняемость гостиниц, серьезную конкуренцию кредитным организациям составляют краудфайдинги, растет число фрилансеров и т. д. К примеру, во многих странах таксисты выразили свое негативное отношение к интернет-сервису компании Uber, об-
виняя ее в нечестной конкуренции, в том, что она не исполняет местные правила, касающиеся безопасности, налогов и лицензирования. Платформы, устанавливающие контакт между клиентами и исполнителями, не всегда обеспечивают должной безопасности, гарантий в отношении предоставляемых товаров и услуг. У фрилансеров присутствуют другие риски, связанные с нерегламен-тированными условиями, ненормированным рабочим днем, отсутствием отпусков, слабой социальной защитой, налогообложением и т. п.
Большинство цифровых платформ (BlaBlaCar, Uber, AirBnB, Rappi и др.) вводят новшества, создавая новые возможности для бизнеса и новые возможности трудоустройства. При этом возникают проблемы в области трудовых отношений, социальной защиты населения, налогообложения, пенсионного обеспечения и многие другие.
Цель исследования — исследовать и анализировать как развивается глобальная ситуация в условиях новых бизнес-моделей, основанных на экономике совместного потребления, льгот, возможностей для дополнительного дохода и новых рабочих мест. В дополнение к проблемам и рискам, возникающим в результате этих изменений в обществе и компаниях, работающих в рамках традиционной бизнес-модели, исследовать проблемы оформления трудовых отношений, социального обеспечения и нормирования труда работников платформ совместного потребления, которые осуществляют свою трудовую деятельность как фрилансеры.
Методика исследования. Для идентификации и анализа бизнес-моделей была использована методология на основе сбора данных и анализа опубликованных тематических исследований. Этап сбора данных состоит из трех частей. Первая часть — определение проблем с трудовым регулированием, вторая — выявление проблем с уплатой налогов, третья — установление проблем социального обеспечения, которые затрагивают независимых работников или участников совместного потребления, ежедневно использующих соответствующие виртуальные платформы для работы и для создания их экономического дохода. В то же время рассматривается этап ана-
лиза собранной информации. Как только проблемы выявлены, проводится качественный анализ в рамках различных гипотез и публикаций об экономике совместного потребления.
Согласно отчету «Платформы экономики совместного потребления: глобальный взгляд» издательства «Ostelea Centro Universitario Internacional», специализирующегося на обучении лидеров и техниках индустрии гостиничного дела и туризма, имеющего штаб-квартиру в Барселоне, предполагается, что пятью основными секторами экономики совместного потребления являются следующие: туризм, транспорт, финансы, посредничество в трудоустройстве и развлечения. Кроме того, предполагается, что данные сектора повысят свои доходы в глобальном масштабе на 33,5 тыс. млн долл. до 2025 г., в сравнении с 15 тыс. млн долл., официально зарегистрированными в 2015 г. (см. рис. 1). Это будет увеличение более чем на 2 000 % всего за 10 лет [5].
Еще до использования виртуальных платформ и до возникновения самого понятия «экономика совместного потребления», люди всегда искали новые возможности для демократизации процесса принятия решений и получения большей выгоды. Например, в отличие от традиционных банков, вкладчики могли организовать создание кредит-
ного кооператива и получить больше преимуществ. Сберегательно-кредитные кооперативы — это сервисные кооперативы, единственной и исключительной целью которых является предоставление услуг финансового посредничества в интересах их членов. Согласно историческим данным, один из первых кооперативов начал свою деятельность в 1844 г., когда в г. Рочдейле (Англия) было создано потребительское кооперативное общество «Справедливое общество пионеров Рочдейла»; в то же время возникла первая концепция кооперативов в Чили.
Система «В1аВ1аСаг» организована таким образом, что водитель может предоставить место в своем транспортном средстве нескольким пассажирам, направляющимся в близлежащие пункты назначения. У водителя, в свою очередь, появляется возможность сэкономить на поездке и даже получить дополнительные деньги. Платформа «АиЪпВ» конкурирует с гостиничными сетями, объединяя через свой сервис миллионы людей во всем мире с целью размещения услуг по сдаче своих домов, квартир и номеров для путешественников, как правило, по более выгодной цене, чем предлагают отели и гостиницы, предоставляя при этом конфиденциальность, независимость и обстановку, более приближенную к домашней.
Тыс.
40
млн долл.
35 30 25 20 15 10 5 О
15
2015
2025
Рис. 1. Прогноз роста доходов секторов экономики совместного потребления Источник. РииС 2015.
Fig. 1. Forecast of income growth of the sectors of the economy ofjoint consumption
Компания «ЦЪег», предоставляет услуги такси, но не имеет ни одного мобильного подразделения, т. е. ей не нужно обслуживать парк автомобилей, нанимать водителей и обеспечивать им льготы. На добровольной и не имеющей финансовых обязательств основе водители несут ответственность только за техническое обслуживание своих транспортных средств. Их автомобили находятся в разных частях города, готовые в свободное время принимать заявки от людей, нуждающихся в поездке [7].
Из вышеизложенного делаем вывод, что на платформах присутствуют люди, которые не имеют трудового договора с компаниями, но с их помощью хотят заработать дополнительные деньги при помощи того имущества, которым они владеют, но в данный момент не пользуются, следовательно, могут его предложить или сдать в аренду [10].
Учет мирового опыта. В Европейском союзе до 2016 г. наибольшее число пользователей платформ экономики совместного потребления составляли жители Франции и Ирландии (30 % от населения). Далее следуют Хорватия и Латвия с 24 % пользователей, затем Германия, Эстония и Румыния с небольшой разницей в процентном соотношении. В Испании аналогичный показатель составляет 19 % пользователей. Исходя из этого, принято считать, что средний показатель пользователей виртуальных платформ в Европе составил бы 15 % от общего населения.
В Латинской Америке 70—73 % людей выражают свою готовность делиться своими товарами и устанавливать экономические отношения, направленные на совместное потребление. В остальном согласно отчету Всемирного банка за 2017 г. об участниках экономики совместного потребления упоминается независимая онлайн-работа, которая является отдельным сектором экономики совместного потребления, поднимающим вопросы, вызванные отсутствием юридических контрактов по урегулированию рынка труда [20].
Например, в выборке, состоящей, в основном, из русских и украинцев, только около 12 %
самозанятых людей имели юридический договор со своими работодателями. Это означает, что у многих из них будет отсутствовать доступ к пособиям по безработице, медицинскому страхованию или пенсионным накоплениям. В свою очередь, прогнозируется, что это станет причиной повышения уровня бедности в пожилом возрасте, при временной или постоянной нетрудоспособности.
Исследования и анализ экономики совместного потребления показывают наличие серьезных проблем, которые до сих пор не решаются и не регулируются правительством, создавая некий пробел при определении категорий, в которых ее участники имели бы статус налогоплательщиков и специальный режим социального обеспечения, как будет описано далее.
Согласно исследованию компании «Nielsen» (см. рис. 2) число пользователей экономики совместного потребления в последние годы значительно возросло. Совместная экономика уже сегодня предлагает альтернативу рыночной экономике на глобальном уровне. Например, в среднем 68 % опрошенных респондентов готовы совместно использовать личные товары, в то время как 66 % готовы совместно использовать товары, принадлежащие другим людям.
Проблемы трудового регулирования. В экономике совместного потребления местами присутствуют элементы как независимости, так и трудовой зависимости, но в то же время мало элементов, позволяющих сделать вывод о наличии формальных трудовых отношений. Однако с течением времени данный вопрос привлекает все больше внимания. В настоящее время претензии по отношению к трудовой защите работников одинаковы во всех странах: установление размера минимальной заработной платы, наличие социального обеспечения, право на отпуск, составление графика работы. Однако стоит заметить, что всё вышеперечисленное не имеет отношения к случаю работы в качестве фрилансера, т. е. без какой-либо зависимости от договорных отношений.
%
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
»Р
i>>
у
J"
<i> „о4
л
ef
л
0?
#
sT
сЯ
#
11. Готовы совместно использовать личные товары
2. Готовы совместно использовать товары принадлежащие другим
Рис. 2. Онлайн-опрос о готовности к пользованию платформами экономики совместного потребления, проведенный исследовательской компанией «Nielsen»
Fig. 2. Online survey on readiness to use platforms of the economy of joint consumption, conducted
by the research company «Nielsen»
С другой стороны, противоречие возникает из-за того, что поставщики услуг через виртуальные платформы не могут устанавливать собственную цену на предоставляемую услугу, поскольку им приходится руководствоваться правилами платформы, включая и установленную ей цену. Выбор количества клиентов организован таким образом, что поставщик услуг или участник совместного потребления могут принять или отклонить запрос на предоставление услуги, однако платформа в праве отключить доступ к его учетной записи, если посчитает, что слишком много запросов было отклонено. Это, в свою очередь, может привести к аннулированию учетной записи, что может быть интерпретировано как увольнение. Таким образом, свобода принимать или отклонять запросы на услуги на практике оказывает давление, принуждая обслуживать предлагаемых клиентов. Поэтому следует понимать, что во многих случаях выбор клиентов осуществляет именно платформа, а следовательно, сотрудники не являются полностью неза-
висимыми в своих решениях по поводу принятия или отклонения той или иной работы, предлагаемой ими через виртуальные платформы.
В зависимости от спроса платформы повышают доступность товаров и услуг, предоставляя пользователям доступ к существующему предложению. «ЦЬег» и «А1гЬпЪ» занимаются предпринимательской деятельностью, ориентированной на повышение эффективности и снижение затрат. Но предполагаемая свобода и гибкость имеют в то же время недостатки для участников платформ, ведь в отношении их отсутствует какая-либо надежность и защищенность. Таким образом, можно утверждать, что в рассматриваемой новой форме экономики в настоящее время имеет место большая неопределенность в работе и связанные с ней опасения у ее участников. Для данного типа сотрудников четкие правила и законы еще не определены, а значит, его представители сталкиваются с новыми уровнями рисков при работе без правовой защиты, специально для них разработанной [5].
Сравнительная таблица традиционной компании и компании совместного потребления
Comparison table of a traditional company and a co-consumption company
Традиционная компания Компания совместного потребления
Наличие договорных отношений между работниками и подрядной компанией Отсутствие формальных договоров между компанией и сотрудниками
Компания предоставляет своим работникам средства на осуществление их деятельности Услуги предоставляются сотрудниками за свой счет
Наличие строго установленного рабочего графика для всех сотрудников Отсутствие строго установленного рабочего графика
Существует закрепленное рабочее место, которое необходимо посещать в соответствии с графиком Участники не привязаны к одному рабочему центру
В зависимости от успешности выполнения обязанностей возможно повышение или смена должности Отсутствие продвижения и возможности смены должностей
Источник . Составлено автором.
Такая предпринимательская деятельность создает сильную конкуренцию в отношении известных традиционных компаний, в частности работающих в секторах оказания услуг такси и гостиничного бизнеса. Все компании должны соблюдать необходимые требования для осуществления своей коммерческой деятельности. Но в то же время у владельцев виртуальных платформ отсутствует фонд заработной платы работников, имеющих формальные контракты и установленное рабочее время. Именно поэтому необходимо установить параметры для снижения будущих издержек традиционных компаний [18].
Проблемы сбора налогов. Налоговая политика в компаниях экономики совместного потребления со стороны государств до сих пор является не реализованной. Поскольку сотрудники предприятий совместного потребления также имеют обязательства по уплате налогов, важно, чтобы со стороны государства процесс сборов был максимально упрощен. С другой стороны, для достижения прозрачности в сборе налогов платформы-посредники должны предоставлять информацию о деятельности своих сотрудников. Это приводит к необходимости оповещения пользователей платформ о необходимости своевременной выплаты налогов. В свою очередь, участникам следует предоставлять информацию компетентным органам о том, какой объём работы выполнен. Между тем нормативно-правовая
база для предоставления услуг в рамках экономики совместного потребления по-прежнему имеет упомянутые ограничения для сбора налогов. Новые правила должны быть специализированы исключительно на экономике совместного потребления, начиная с контроля минимума производства в определенный период, заканчивая сбором информации об ее участниках посредством введения новых компетентных контролирующих органов [5].
Проблемы социального обеспечения. Поскольку экономика совместного потребления продолжает развиваться, появляется все больше компаний, которые продвигаются в страховом секторе, специализируясь именно на экономике совместного потребления, к примеру, предлагая страховку транспортных средств и прочего имущества, рассчитанную на неограниченное число пользователей. В частности, мы можем наблюдать, какие изменения требуются в этом секторе, с точки зрения полисов и страхового покрытия, необходимого для адаптации страховых компаний к новой модели экономики. Хотя видимые препятствия по отношению к страховке участников совместной экономики отсутствуют, все же существуют некоторые риски расширенного использования имущества, первоначально зарегистрированного одним лицом для исключительно личного пользования, а также риски, возникающие из-за отсутствия достоверной и подтвер-
жденной информации о возможной порче имущества клиентами и правовых конфликтов по товарам, к примеру, в случае совместного пользования транспортным средством лицами, которые не являются профессионалами или не знакомы конкретно с данным транспортом. Также не определена и ответственность по возникновению несчастного случая, поэтому страховой сектор стремится разрабатывать более персонализированные продукты, ориентированные на конкретного клиента [15].
Вопрос обеспечения страховкой независимых работников в рамках их деятельности в экономике совместного потребления имеет неблагоприятную ситуацию с точки зрения систем социального обеспечения, особенно тех, которые основаны на защите со стороны работодателей. Многие платформы не предоставляют информацию об условиях труда на различных рабочих местах, создавая тем самым очевидные риски отсутствия защиты медицинского и социального страхования. Это может разделиться на несколько периодов разной продолжительности:
В краткосрочном периоде работники могут быть исключены из системы государственного медицинского страхования, поскольку их услуги, предоставляемые на законных основаниях, остаются в неформальной экономике, которая не предполагает минимальных требований удовлетворение которых необходимо для системы.
В долгосрочной перспективе с учетом особенностей профессиональной карьеры, которые отражаются в отсутствии вариантов доступа к страхованию, работники цифровой индустрии могут найти много препятствий для доступа к пенсионным выплатам, потому что большинство систем социального обеспечения имеют профессиональный характер или договорные связи с компаниями [2].
Основным инструментом защиты в тех местах, где происходит покрытие страховкой пособия по безработице, является лишь исключительно случайная ситуация длительного перерыва между длительными периодами занятости. Регистрируясь и используя платформы экономики совместного потребления, безработное лицо,
как и временно трудоустроенное, может получать доход с момента потери основной работы в течение определенного периода времени, который может потребоваться, чтобы получить новую официальную работу.
В экономике совместного потребления отсутствие доходов наступает из-за невозможности обеспечить их адекватный уровень, но никак не из-за отсутствия работы. Без выяснения прочих обстоятельств для страховщиков только один недостаток средств может уже служить оправданием для активации защиты от безработицы, которая, в свое время, не основана на потере профессии.
Таким же образом лицо, которому выплачивается пособие по безработице рассматривается не традиционным способом, а с позиции выполнения обязательств по осуществлению деятельности в соответствии с моделью контрактации, заключенной, как это ни парадоксально, именно при условии наличия работы, конечно, без достижения уровня достаточного дохода, в результате рыночных условий или личных и семейных обстоятельств [14].
Не удивительно, что в ходе дискуссий о трансформации и цифровизации экономики так часто затрагивается тема производительности на рынке труда, в том числе на виртуальных платформах в условиях отсутствия должных рабочих мест для населения. Так же речь идет о государственной социальной защите, которая предполагает некие преобразования для обеспечения социальной устойчивости и, прежде всего, для поддержания статуса гаранта социальной интеграции и достоинства населения.
Результаты исследования. Данные исследования подтверждают вывод о том, что из-за отсутствия трудовых договоров, регулирующих рабочий день, права, обязанности и фиксированную заработную плату между платформами и теми, кто на них работает, занятым там людям приходится работать в высоком темпе, иными словами, они «вынуждены производить в соответствии с потребностями потребителей». Зачастую в этом секторе фактическое рабочее время превышает нормированное для смежных специ-
альностей, но без какой-либо выгоды и в условиях отсутствия защиты. Отсюда следует, что работники, занятые на виртуальных платформах, должны иметь те же права, что и любой другой работник в традиционной компании. Согласно исследованию компании «Nielsen» число пользователей экономике совместного потребления в последние годы значительно возросло. Совместная экономика уже сегодня предлагает альтернативу рыночной экономике на глобальном уровне. Например, в среднем 68 % опрошенных респондентов готовы совместно использовать личные товары, в то время как 66 % готовы совместно использовать товары, принадлежащие другим людям. Кроме того, можно выделить следующие проблемы, это:
— проблема сбора налогов. До настоящего времени данный аспект трудно контролировать, поскольку многие участники совместного потребления часто не регистрируют себя в качестве индивидуального предпринимателя, считая свою деятельность лишь способом получить дополнительный доход за пределами условий работы по контракту. С другой стороны, платформы для совместной работы еще не оглашают определенные условия работы или производства каждого сотрудника, которые должны контролироваться компетентными органами со стороны государства. Как отмечалось, создание новых правил могло бы помочь устранить этот пробел;
— проблемы социального обеспечения. Мы наблюдаем, что в страховом секторе запущен процесс адаптации к новым условиям, выраженный предложением новых решений работникам, которые имеют определенные риски в своей деятельности. Любой сотрудник может нуждаться в медицинском обеспечении, в то время как подходящий метод регулирования для деятельности в экономике совместного потребления со стороны государства еще не предложен. План социального обеспечения должен быть разработан таким образом, чтобы он мог охватить тех сотрудников, которые практически не защищены, особенно в случаях, когда деятельность в рамках виртуальных платформ является единственным способом получения дохода.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что участники совместного потребления, вовлеченные в эту экономическую деятельность, могут делиться своими рабочими и производительными возможностями посредством соглашения о сотрудничестве и получать экономические выгоды от своих недоиспользуемых активов, в то же время осуществлять действия, которые, в конечном итоге, требуют определенных формальностей. Работа с персональными контрактами по осуществлению деятельности за время, обозначенное для ее выполнения, является предметом уплаты налогов, которые в перспективе недополучает государство, так как до сих пор не найден подходящий способ контроля за такими сотрудниками или независимыми работниками. С учетом мирового опыта, например, Европейского союза и, в частности, таких стран, как Франция, Ирландия, Хорватия, Латвия, Германия, Эстония, Румыния и Испания, можно предположить, что новые тенденции помогут уменьшить возрастные и половые различия, различия в специальностях, образовании и т. д., поскольку любой человек может использовать цифровые сервисы и выступать в качестве потребителя и производителя. Именно такой подход, к примеру, помог популяризировать использование интернет-платежей, а также всё новое, что появилось с внедрением экономики совместного потребления.
Наконец, детального рассмотрения требует вопрос отсутствия социальной защиты вовлеченных сотрудников, сталкивающихся с ежедневным риском, не имеющих адекватной системы получения медицинского обеспечения. Стоит упомянуть, что число участников платформ совместного потребления будет продолжать расти, поэтому необходимо решить основные проблемы, а также предотвратить те, которые могут возникнуть в будущем в виде повышения уровня бедности в пожилом возрасте от последствий бездействия государства, рискующего не иметь полномочий контроля над экономической деятельностью, которая осуществляется ежедневно на виртуальных платформах миллионами людей всего мира.
В связи с этим роль, которую государства должны выполнять по контролю над деятельно-
стью компаний, работающих в сфере совместной экономики, не эффективна из-за неопытности сотрудников компетентных органов и отсутствия специализации по новой растущей области. Наиболее востребована международная система, которая сможет придать единообразие законам на всей территории, где используются платформы сотрудничества. Такую роль могли бы взять на себя международные организации, к примеру, такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международная торговая палата (МТП).
Основные итоги выполненного исследования заключаются в следующием: отсутствие у государств адекватных правил сбора налогов на платформах для совместной работы не позволяет предоставлять гарантии сотрудникам этих платформ во время несчастных случаев, инвалидности или пенсии по достижению возраста. Именно поэтому жизненно важно создавать и развивать международные организации, специализирующи-
еся на экономике совместного потребления, деятельность которых направлена на разработку рекомендаций государствам и компаниям [17].
С одной стороны, рассматриваемые вопросы требуют дополнительных исследований и изучения того, как виртуальные платформы работают внутри своей бизнес-среды и юридической конституции с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости в качестве примера для других компаний, которые собираются применить подобную модель. С другой стороны, необходимо детальное изучение поведения потребителей после определенного периода времени, когда сотрудники сектора совместного потребления, использующие упомянутые платформы, будут уже ежедневно нуждаться в тех, кто пользуется предлагаемыми ими услугами.
В дальнейшем требуется точное официальное определение экономики, основанной на сотрудничестве, более глубокое и систематическое изучение научной литературы, необходимое, чтобы завершить наиболее точное структурное проектирование бизнес-моделей в экономике совместного потребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Akerlof G. The Market for 'Lemons': Qualitative Uncertainty and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics. 1970. 84. Р. 488-500.
[2] Assessing the size and presence of the collaborative economy in Europe. RobertVaughan and Raphael Daverio, PwC UK, April 2016.
[3] Бабкин А.В. (ред.) Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2017. 807 с.
[4] Бубновская Т.А. Райдшеринг как объект право-вогорегулирования // Транспортное право. 2017. № 4.
[5] Beltran A. OSTELEA. (2018).Plataformas De Economía Colaborativa: Una Mirada Global. URL: http://www.aept.org/archivos/documentos/ostelea_informe _economia_colaborativa.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
[6] Botsman R.Y., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. N. Y., USA: Harper Business, 2010. 304 p.
[7] Comisión Europea (2016). The use of collaborative platforms. Report Flash Euroba-rometer, 438
[8] Damodaran A. Investment Valuation. Ed. Wiley, 2002. № 2.
[9] Diaz-Foncea M., Marcuello C., Monreal M.
(2016) Economía social y economía colaborativa: encaje y potencialidades. URL: https://www.mincotur.gob.es/Pu
blicaciones/Publicacionesperiodicas/Economialndustrial/ RevistaEconomiaIndustrial/402/D%C3%8DAZ%20FONC EA, %20MARCUELLO%20Y%20MONREAL.pdf (дата обращения: 25.10.2018).
[10] Энтин В. Л. Интеллектуальная собственность в праве Европейского союза. М.: Статут, 2018.
[11] Глухов В.В., Горин Е.А., Расковалов В.Л. Трансформация системы образования и структуры занятости в условиях перехода к цифровой экономике // Санкт-Петербургский международный экономический форум: сб. докл. СПб.: СПбПУ, 2018. С. 44-48.
[12] Grevi G. The interpolar world: a new scenario // Occasional papers (Institute for Security Studies (Paris, France). 2009. No. 79.
[13] Hayek F. The Road to Serfdom, Alianza Editorial, S. A., Madrid, 1985. P. 93-97
[14] How shared mobility will change the automotive industry. Anne Grosse-Ophoff, Saskia Hausler, Kersten Heineke, and Timo, McKinsey, 2017.
[15] ING International Trade Study developments in global trade: from 1995 to 2017. URL: https://www.ingwb.com/ media/238295/south_korea.pdf (дата обращения: 19.04.2017).
[16] Котова С.И. Трудовое право и защита прека-риата на рынке труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 13-16.
[17] Технический документ по проекту: 2020 / Министерство науки, технологий и продуктивных инноваций (2009). С. 55-67.
[18] Нунес Е.СА, Дуболазов В А Рынок труда и образование в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018 Т. 11, № 5. С 38-46. БС1: 10.18721ДЕ.11503
[19] Молотников А.Е. Четвертая промышленная революция и современное осмысление корпоративной
формы ведения бизнеса // Предпринимательское право. 2017. № 2.
[20] Raichaudhuri A. Managing New Ventures: Concepts And Cases In Entrepreneurship, PHI Learning Private Limited, New Delhi. 2010. P. 102.
[21] Winkler H. World Bank. (2017). Who shares in the European sharing economy? URL: http://blogs.w orldbank.org/voices/es/quien-participa-en-la-economia-colaborativa-en-europa (дата обращения: 25.02.2019).
НУНЕС Ескивель Сесар Армандо. E-mail: [email protected] ДУБОЛАЗОВ Виктор Андреевич. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 29.03.2019
REFERENCES
[1] G. Akerlof, The Market for 'Lemons': Qualitative Uncertainty and the Market Mechanism, Quarterly Journal of Economics, 84 (1970) 488-500.
[2] Assessing the size and presence of the collaborative economy in Europe. RobertVaughan and Raphael Daverio, PwC UK, April 2016.
[3] A.V. Babkin, (red.) Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki i promyshlennosti: problemy i perspektivy. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2017.
[4] T.A. Bubnovskaya, Raydshering kak obyekt pravovogoregulirovaniya, Transportnoye pravo, 4 (2017).
[5] A. Beltran, OSTELEA. (2018).Plataformas De Economia Colaborativa: Una Mirada Global. URL: http://www.aept.org/archivos/documentos/ostelea_informe _economia_colaborativa.pdf (accessed February 10, 2019).
[6] R.Y. Botsman, R. Rogers, What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. N. Y., USA: Harper Business. 2010.
[7] Comisión Europea (2016). The use of collaborative platforms. Report Flash Euroba-rometer, 438
[8] A. Damodaran, Investment Valuation. Ed. Wiley, (2) (2002).
[9] M. Diaz-Foncea, C. Marcuello, M. Monreal, (2016) Economía social y economía colaborativa: encaje y potencialidades. URL: https://www.mincotur.gob.es/Publicaciones/Pub licacionesperiodicas/EconomiaIndustrial/Re vistaEconomiaIn-dustrial/402/D%C3%8DAZ%20F0NCEA,%20MARCUELL 0%20Y%20M0NREAL.pdf (accessed October 25, 2018).
[10] V.L. Entin, Intellektualnaya sobstvennost v prave Yevropeyskogo soyuza. M.: Statut, 2018.
[11] V.V. Glukhov, Ye.A. Gorin, V.L. Raskovalov, Transformatsiya sistemy obrazovaniya i struktury zanyatosti v usloviyakh perekhoda k tsifrovoy ekonomike, Sankt-
Peterburgskiy mezhdunarodnyy ekonomicheskiy forum: sb. dokl. SPb.: SPbPU, (2018) 44-48.
[12] G. Grevi, The interpolar world: a new scenario, Occasional papers (Institute for Security Studies (Paris, France), 79 (2009).
[13] F. Hayek, The Road to Serfdom, Alianza Editorial, S.A., Madrid, (1985) 93-97.
[14] How shared mobility will change the automotive industry. Anne Grosse-Ophoff, Saskia Hausler, Kersten Heineke, and Timo , McKinsey, 2017.
[15] ING International Trade Study developments in global trade: from 1995 to 2017. URL: https://www.ingwb.com /media/238295/south_korea.pdf (accessed April 19, 2017).
[16] S.I. Kotova, Trudovoye pravo i zashchita pre-kariata na rynke truda, Trudovoye pravo v Rissii i za rubezshom, 4 (2017) 13-16.
[17] Tekhnicheskiy dokument po proyektu: 2020. Ministerstvo nauki, tekhnologiy i produktivnykh innovatsiy (2009) 55-67.
[18] E.CA. Nunez, V.A. Dubolazov, Labor market and education in the conditions of fourth industrial revolution, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 11 (5) (2018) 38-46. DOI: 10.18721/JE.11503
[19] A.Ye. Molotnikov, Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya i sovremennoye osmysleniye korporativnoy formy vedeniya biznesa, Predprinimatelskoye pravo, 2 (2017).
[20] A. Raichaudhuri, Managing New Ventures: Concepts And Cases In Entrepreneurship, PHI Learning Private Limited, New Delhi, (2010) 102.
[21] H. Winkler, World Bank. (2017).Who shares in the European sharing economy? URL: http://blogs.w orldbank.org/voices/es/quien-participa-en-la-economia-colaborativa-en-europa (accessed February 25, 2019).
NUNEZ Esquivel Cesar Armando. E-mail: [email protected] DUBOLAZOV Viktor A. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019