Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ'

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Любимова Е.М., Хисамиева Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ»

XX вв. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:

http://www.dissercat.com/content/osobennosti-podgotovki-uchitelei-dlya-nachalnoi-narodnoi-shkoly-na-pedagogicheskikh-kursakh-#ixzz3MuZGKPWS (дата обращения 24.12.2014).

Любимова Е.М. старший преподаватель Хисамиева Р.М. студент 5-го курса Елабужский институт Казанский федеральный университет АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

РЕСУРСАМ

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения; он должен строиться на основе широкого использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, электронных образовательных ресурсов (ЭОР)[2].

Под электронным образовательным ресурсом понимается образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них [3].

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов [5].

ЭОР, как и любой учебный материал оценивается в совокупности качеств. Критерии можно подразделить на традиционные и инновационные.

К традиционным относятся:

- соответствие программе обучения;

- научная обоснованность представляемого материала;

- оптимальность технологических качеств учебного продукта;

- соответствие единой методике изложения материала.

К инновационным качествам ЭОР относятся:

- обеспечение всех компонентов учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений);

- интерактивность - свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами;

- мульмедийность - свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ЭОР;

- возможность полноценного дистанционного обучения, т.е. реализация вне учебной таких видов учебной деятельности, как изучение нового материала, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, коллективная учебная работа удаленных пользователей.

Соответствие ЭОР инновационным качествам позволяет обеспечить использование таких средств, как интерактивность (возможность совершать действия над элементами, производить манипуляции с объектами), мультимедиа (аудиовизуальное представление материала),

коммуникативность (телекоммуникации).

Стоит отметить, что каждое из инновационных качеств также должно соответствовать определенным требованиям. К примеру, мульмедийность подразумевает наличие в ЭОР разнообразных методов представления объектов и процессов предметной области, наличие статических и динамических, звуковых и визуальных компонентов [4]. Говоря другими словами, предполагается использование таких компонентов, как:

1. статический реалистичный визуальный ряд (фотография);

2. статический синтезированный визуальный ряд (рисунок);

3. динамический реалистичный визуальный ряд (видео);20

4. динамический синтезированный визуальный ряд (анимация);

5. звуковой ряд (музыкальный файл, звуковая дорожка и пр.).

6. фотопанорама / объект вращения;

7. сферическое видео;

8. динамически генерируемое двумерное пространство;

9. трехмерная модель объекта;

Само же требование заключается в обеспечении определенного уровня мультимедийности ЭОР (не ниже трех). Отдельно хочется отметить то, что каждый мультимедиа компонент, используемый в ЭОР, должен быть качественным (отсутствие грамматических ошибок, нарушение цветового баланса, цифрового шума, низкой четкости и т.д.).

Особо следует выделить такое качество ЭОР, как модифицируемость. Это свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание, и программные решения ресурса.

Данным качеством нельзя пренебрегать, поскольку, изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают практически все сферы жизни. В частности, высокие темпы разработки технических средств и совершенствования программных и информационных технологий влекут за собой, к примеру, рост конкурентных отношений на рынке труда или модернизацию сферы образования. Требования, предъявляемые к ЭОР, сегодня уже завтра могут устареть. Именно модифицируемость позволит соответствовать ЭОР требованиям, предъявляемым в будущем.

Говоря о возможности дистанционного обучения, как одного из качеств ЭОР, нельзя не упомянуть Интернет технологии. Поскольку

технология дистанционного обучения основана на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни. Интернет не мог не проникнуть и в образование, ведь сегодня он повсюду. Благодаря Интернету мы имеем возможность получать новостную информацию, смотреть различные аудио и видео ресурсы, общаться в социальных сетях. Все большее количество людей не представляют свою повседневную жизнь без всемирной паутины. Поэтому возможность доступа к ЭОР с различных технических средств (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д.) в любое удобное время позволяет повысить качество обучения.

Теперь рассмотрим технологии, реализующие данную возможность. Web 3.0 технология, главная идея которой состоит в том, что пользователь, который до этого единолично был вовлечён в процесс формирования контента, отныне творит коллективно, и его партнерами, помимо других пользователей, являются эксперты направлений, причём статус пользователя может быть изменён на экспертный [1]. Web 3.0 предоставляет следующие возможности:

1. Самостоятельный выбор модераторов на определенный срок из своего числа;

2. Влияние на политику портала, его дизайн, финансовые расходы, ведение новых функций посредством голосования, т.е. позволяет осуществлять принцип непосредственной демократии;

3. Владение выделенным адресом на свою страницу и своей страницей, то есть владение частью портала;

4. Изменение дизайна, функционала и программного код своей страницы;

5. Выбор хранилища для своих данных и загруженных материалов - у себя на компьютере или на сервере;

6. Разработка новых плагинов и сервисов на базе платформы для самой же платформы, сохраняя за собой право совместного владения (разделяется между разработчиком и порталом как юридическим лицом) и финансового вознаграждения за использование своих разработок и идей;

7. Владение любым загружаемым контентом (если он -изначально принадлежит автору), и полная ответственность за его содержание;

8. Реализация принципа статусной демократии;

9. Возможность установить данную платформу в виде программы, приложения, мобильной ОС или просто ОС, и иметь возможность полноценно работать в режиме off-line;

10. Преодоление проблемы копирайта и пиратства.

Таким образом, Web 3.0 позволяет получить гибрид социальной сети и ОС. Однако полноценное использование Web 3.0 в таком качестве возможно лишь при условии, что будут задействованы все или почти все, выше описанные возможности. Естественно, что создать нечто подобное будет крайне тяжело.

MOODLE - система дистанционного обучения (СДО) с открытым исходным кодом. СДО MOODLE предназначена для создания качественных дистанционных курсов, наполняя их, в частности, ЭОР. Возможности MOODLE.

1. Широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов - между преподавателем и студентом и между самими студентами. Оперативное информирование всех участников курса или отдельных групп о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени.

2. Система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

3. Использование любой системы оценивания.

4. Контроль "посещаемости", активности студентов, время их учебной работы в сети.

5. Обеспечение коллективной работы (например, элемент курса «Wiki»)

Таким образом, эффективные ЭОР должны содержать высокоинтерактивный, мультимедийно-насыщенный контент. И при этом необходима сетевая доступность, т.е возможность распространения и использования ЭОР в сети Интернет.

Использованные источники:

1. Алешкевич В. А., Клименко Е. В., Сугорнаева С. П., Интеллектуальные web-технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.scienceforum.ru/2014/527/4727 (дата обращения 18.12.2014).

2. Босова Л.Л., Какие электронные образовательные ресурсы нужны современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: it-n.ru/attachment.aspx?id=159475 (дата обращения 15.12.2014).

3. ГОСТ Р 53620-2009 - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.gostedu.ru/50209.html (дата обращения 12.12.2014).

4. Единые требования к электронным образовательным ресурсам, Москва -2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://kpfu.ru/docs/F939875832/et.pdf (дата обращения 14.12.2014).

5. Осин А.В., Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005559/12-29.pdf (дата обращения 12.12.2014).

Лютова А. Д. студент 3 курса Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ПЕРСПЕКТИВЫ СОВМЕСТНОГО ПУТИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Беларусь и Россия обладают достаточным научным потенциалом, который позволяет полноценно проводить полный объем работ в рамках совместных инновационных проектов.

Оценка готовности стран к инновационному развитию необходима для выработки мер по эффективному инвестиционно-технологическому сотрудничеству с развитыми странами. Анализ результатов исследований позволяет сделать следующие выводы:

1. Инновационная деятельность белорусских и российских компаний сопоставима с мировыми показателями как по активности, так и по структуре.

2. Инновационная активность в решающей мере зависит от выхода компаний на международные рынки (компания, работающая только на внутреннем рынке, в среднем почти в 2 раза менее инновационно активна, чем компания, часть бизнеса которой разворачивается на международной арене).

3. Частные организации внедряют инновационные продукты как минимум в 1,5 раза (а новые технологии — в 1,7 раза) чаще, чем государственные. При этом расходы частных компаний на НИОКР примерно на 30-40 % меньше, чем государственных. В развитых странах наблюдается обратная ситуация, то есть оправдана государственная политика стимулирования инновационной деятельности.

4. Наиболее распространенный источник финансирования инновационных разработок — собственные средства компании (в Беларуси и России почти в 80 % случаев новые продукты и технологии разрабатываются исключительно внутри заинтересованных компаний, менее 20 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.