УДК 332.1 А.С. Ташканэ
Анализ транспортной инфраструктуры как элемента регионального развития Республики Бурятия
Статья посвящена проблемам и возможностям использования транспортной инфраструктуры Республики Бурятия в межрегиональных интеграционных процессах. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить при развитии различных видов транспорта в регионе, что, в конечном итоге, будет способствовать переходу региона на траекторию устойчивого развития.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, региональная экономика.
A.S. Tashkane Analysis of the transport infrastructure as part of regional development of the Republic of Buryatia
The article is devoted to the issues and possibilities of application the transport infrastructure of the Republic of Buryatia in inter-regional integrational processes. It deals with the problems to be solved during the development of different modes of transport in the region, which ultimately will facilitate the transition of region on the path of sustainable development.
Keywords: transport infrastructure, regional economy.
Количество железнодорожных путей, автомобильных дорог с твердым покрытием и внутренних водных судоходных путей в Республике Бурятия в последние годы остается относительно стабильным и составляет 4,7 км, 19,4 км и 4,7 км на 1000 км2 территории, соответственно среднероссийские показатели по железнодорожным путям составляют 50 км, по автомобильным дорогам - 31 км. Таким образом, по густоте железных дорог Бурятия отстает от России более чем на порядок, а по густоте автодорог с твердым покрытием - почти в 2 раза. В то же время почти в половине районов (в десяти) по автодорогам с твердым покрытием показатель густоты выше среднероссийского.
В основном автомобильные дороги с твердым покрытием связывают г. Улан-Удэ с районными центрами, а также с городами Иркутск и Кяхта. Вместе с тем по отдельным направлениям (Бар-гузинский, Прибайкальский, Еравнинский, Окин-ский районы) действуют участки грунтовых дорог. Неразвитость дорожной сети и придорожного сервиса является серьезным препятствием на пути развития туристско-рекреационной зоны.
На территории РБ действуют предприятия воздушного транспорта: ОАО «Международный аэропорт г. Улан-Удэ», ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», включающие аэропорты в пос. Таксимо, Нижнеангарск, с. Баг-дарин, ОАО «Бурятские авиалинии», осуществляющее перевозки на местных воздушных линиях (МВЛ), протяженность которых равна 3719 км.
Парк авиакомпании состоит из самолетов АН-24 и вертолетов Ми-8. ООО «БайкалТоргСервис»
- обеспечивает бортовым топливом воздушные суда в аэропорту Улан-Удэ «Байкал» и управляет гостиницей аэропорта.
В Республике Бурятия представлены крупнейшие авиакомпании России: филиал ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» ^7 AirHnes) и представительство ОАО «Авиакомпания "Якутия"». Аэронавигационное обслуживание осуществляет Улан-Удэнский центр ОВД филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Объем выполняемых авиаперевозок аэропортом г. Иркутск значительно превышает объем улан-удэнского аэропорта, чем и обеспечивается доходность иркутских топливо-заправочных комплексов.
Аэропорт Улан-Удэ остается одним из самых дорогих в Восточно-Сибирском регионе. Потребителями услуг по заправке авиакеросина в Бурятии являются более 30-ти хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «Авиакомпания "Бурятские авиалинии"».
Аэропорт «Байкал-Улан-Удэ» в июне 2008 г. прошел тест на готовность к международным рейсам. Следующий этап - прием межведомственной комиссией пункта пропуска в аэропорту. Объединенными с инвесторами усилиями правительство Республики Бурятия намерено добиться включения аэропорта в транспортно-логистический узел, объединяющий воздушные линии, автомо-
бильные и железные дороги. Бурятия имеет предельно выгодное территориальное положение и хорошие транспортные коридоры: Транссиб, ответвления на Монголию, БАМ, а также главные федеральные автодороги. Аэропорт может стать ключевым звеном этой уникальной, с точки зрения глобальной логистики, схемы; он жизненно необходим для развития экономики, инфраструктуры и туризма в Бурятии.
В республике действует сеть железных дорог общего пользования (ВСЖД - филиал ОАО «РЖД») и промышленный железнодорожный транспорт. С запада на восток проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, протяженность которой по территории республики составляет 1 293 км. От нее в южном направлении имеется ответвление к границе с Монголией в районе станции Наушки (протяженность 256 км). Территории северных районов пересекает БайкалоАмурская магистраль (БАМ), бурятский участок которой входит в состав ВСЖД. Протяженность участка составляет 1856 км. В регионе имеется 49 железнодорожных вокзалов и станций.
Сообщение водным транспортом осуществляется по озеру Байкал и рекам Селенге, Чикой. В республике действует 6 паромных переправ, в том числе 4 бесканатных самоходных, находящихся на реках с наличием судоходного пути, и 2 канатные переправы, расположенные на реке без судоходства. Основной объем работы связан с перевозками грузов - лесных, песчано-гравийных и нефтепродуктов. Объем пассажирских перевозок мал, перспективы их развития связаны с обслуживанием туристско-экскурсионных поездок. В Бурятии расположено 4 порта и 7 причалов. Существующий парк судов в некоторых портах (Нижнеангарск, Северобайкальск) практически выработал свой ресурс и нуждается в замене и модернизации. Нет ни одного пассажирского судна, круизные суда также отсутствуют.
В Бурятии насчитывается около 300 тыс. автомобилей, большая часть которых приходится на Улан-Удэ, и число их постоянно растет. Город уделяет большое внимание транспортным проблемам: создание нового ОАО «Городские маршруты» способствует привлечению инвесторов, покупаются автобусы большой вместимости. За год городским пассажирским транспортом перевозится около 100 млн человек, подавляющее большинство перевозчиков частники. Администрацией г. Улан-Удэ утвержден реестр автобусных и трамвайных остановок (всего остановок в
Улан-Удэ 642, в том числе автобусных 551), введено диспетчерское сопровождение пассажирского транспорта, утверждено максимальное количество транспортных средств, работающих на городских маршрутах. В городе работает 22 фирмы такси, в каждой их которых от 6 до 100 машин.
Улан-Удэ - один из немногих городов России, который вкладывает значительные средства в улучшение электротранспорта: ежегодно приобретаются трамвайные вагоны.
Первый трамвай появился в городе 16 декабря 1958 г. Этот день стал официальным днем рождения Управления трамвая г. Улан-Удэ. Сегодня в парке управления 65 трамваев, из них 7-8 - всегда в резерве. За 50 лет перевезено около 1,5 млрд пассажиров. Трамвайное движение в столице Бурятии выполняет социальную функцию - перевозит многие категории льготников. Стоимость проезда на муниципальном транспорте Улан-Удэ
- одна из самых низких в Сибирском федеральном округе.
Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г. предусматривает, что транспорт является зоной ответственности Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ.
Основными видами экономической деятельности, курируемыми министерством являются энергетика и электросетевое хозяйство, транспорт и транспортная инфраструктура, инфраструктура связи и информатизации.
Развитие транспортной инфраструктуры предусматривает обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, а также освоение природных ресурсов северо-востока республики, создание условий для формирования транспортно-логистического комплекса и развития туризма.
Для достижения индикаторов развития воздушного транспорта в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.» будет продолжена реконструкция международного аэропорта г. Улан-Удэ. Кроме того намечено восстановить аэропорт в с. Горячинск. Федеральный бюджет начнет финансирование проекта в 2011 г., и за несколько лет будет выделено 430 млн р. Задача республики заключается в разработке проектно-сметной документации, на что потребуется 40 млн р.
В железнодорожном транспорте предусмотрена электрификация Южного хода Транссиба
- дороги Улан-Удэ-Наушки с модернизацией таможенной и пограничной инфраструктур, организацией новых международных автопереходов, что позволит существенно увеличить грузо- и пассажироперевозки.
В дорожном хозяйстве продолжится реконструкция автомобильных дорог республики, в частности, трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан. В дальнейшем эта стратегическая для республики дорога будет продолжена и через населенный пункт Тазы в Курумканском районе выйдет на бамовский Уоян, после чего север Бурятии, наконец-то, соединится прямой автострадой со всей республикой. Всего на развитие дорожной отрасли в среднесрочный период из федерального бюджета будет выделено 3 млрд р., из республиканского - 553,67 млн р.
Президент Бурятии Вячеслав Наговицын считает, что для республики нет вопроса важнее, чем инфраструктура. Ведь инфраструктура - это развитие региона. Если будут строиться и реконструироваться автодороги, значит пойдет развитие районов и населенных пунктов, и люди не будут уезжать из Бурятии.
Обладая высоким природно-ресурсным потенциалом и выгодным геоэкономическим положением в системе национальных и международных транспортных коридоров РБ имеет широкие возможности для перехода в ближайшей перспективе от дотационного бюджета к эффективной конкурентоспособной экономике инновационного типа. Перспективы развития республики в основном связаны с разработкой природного ресурсного потенциала и созданием на этой базе интегрированных производственно-транспортных комплексов, которые формируют на территории Рурятии основные центры грузообразования. Причем к ним можно отнести не только центры добывающей отрасли промышленности, но и крупные промышленные предприятия, транспортные узлы, получающие грузы из внешних источников (по экспорту или из других регионов). Создание и развитие на этой основе интегрированных производственно-транспортных комплексов приведет к приросту грузовой и пассажирской базы. Так, если пассажиропоток в 2007 г. составил 750 млн пасс. км, грузооборот - 34,5 млрд тонно-км то в 2017 г. планируется увеличить пассажиро-
поток до 1750 млн пасс. км, а грузооборот до 90 млрд тонно-км.
В связи с возрастающими объемами грузопотока разрабатываются и реализуются инвестиционные проекты по приведению технологического уровня транспортной инфраструктуры в Республике Бурятия к соответствию потребностям экономики региона, развития туризма, приграничного сотрудничества, экологической безопасности.
Тем не менее существующие проблемы в транспортной отрасли во многом сдерживают развитие транспортного комплекса (ТК). Тройное несоответствие между требованиями развивающейся экономики двухтысячных годов, транспортной системой, сформировавшейся в семидесятые-восьмидесятые годы прошедшего столетия, и рядом решений, принятых в девяностые, порождает ограничения экономического роста со стороны инфраструктуры и ведет к увеличению разрыва между потребностями населения в территориальной мобильности и уровнем транспортного обеспечения.
Поэтому в условиях конкурентных преимуществ и возможностей Республике Бурятии необходима существенная государственная поддержка в восстановлении и подъеме транспортной отрасли, формирующей новый этап развития транспортного комплекса региона.
Разработка транспортной стратегии РБ должна быть основана на принципах опережающего развития транспортного комплекса, использования инновационных подходов в управлении им, способных в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах.
Литература
1. Гаджинский А.М. Логистика. - М., 2006.
2. Транспортная логистика / под общ. ред. Л.Б. Миротина. - 2-е изд. - М., 2005.
3. Озун С. Умные дороги. - М., 2008.
4. Титюхин Д. Рынок логистических услуг. - M., 2007.
Ташканэ Александр Сергеевич, аспирант ВосточноСибирского государственного технологического университета, тел 8-902-458-63-17, e-mail: tashkane@mail.ru Tashkane Aleksander Sergeevich, post-graduate of East-Siberian State University of Technology, tel. 8-902-458-63-17, e-mail: tashkane@mail.ru