Научная статья на тему 'Транспортно-географическое позиционирование Республики Бурятия'

Транспортно-географическое позиционирование Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1281
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / REPUBLIC OF BURYATIA / TRANSPORT AND GEOGRAPHICAL LOCATION / TRANSPORT SYSTEM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Раднаев Баир Луксанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортно-географическое позиционирование Республики Бурятия»

Б.Л. Раднаев

Транспортно-географическое позиционирование Республики Бурятия

В условиях вхождения Российской Федерации в глобализирующий мир транспортногеографическое позиционирование ее регионов становится важнейшим условием совершенствования пространственной социально-экономической структуры, повышения экономической эффективности хозяйства, выработки геополитической стратегии страны. Для этого необходимо выбрать «полюса или регионы роста», которыми могут стать стратегические районы, расположенные в приграничных территориях. При определенных транспортно-коммуникационных условиях приграничные регионы смогут обеспечить продвижение геополитических интересов государства, взаимодополнить экономическую структуру соседних государств, установить взаимные связи в гуманитарной и культурной сфере, активизировать инвестиционные потоки, способствовать включению сопредельных районов и стран в региональную и международную систему территориального разделения труда. Эти регионы должны служить плацдармом концентрации усилий государства на ключевых направлениях, чтобы они заняли достойную конкурентную позицию в мировом экономическом и геополитическом пространстве. К таким территориям, без сомнения, относится Байкальский регион в целом1 и Республика Бурятия в частности, расположенным на границе с Монголией и Китаем, имеющих надежные транспортнокоммуникационные связи с этими странами.

В этом плане Республика Бурятия в составе Байкальского региона имеет все потенциальные возможности превращения в стратегически важную территорию России. Это обусловлено географическим, геополитическим, транспортным положением региона, сравнительно крупным, концентрированным вдоль Транссиба ресурсным, экономическим, особым этнокультурным демографическим потенциалом. Объявление озера Байкал частью Мирового природного наследия привлекло внимание всех жителей Земли, так как главное богатство Байкала - это хранилище 20% запасов чистой пресной воды планеты. Воспроизводство и восполнение этой воды происходит на территории бассейна озера Байкал, находящиеся в пределах Бурятии, Иркутской, Читинской областей и Монголии. Сохранение в чистоте байкальской воды для человечества становится глобальной проблемой, когда население, в частности Китая, в ближайшее десятилетие столкнется с дефицитом пресной воды. Между тем транспортно-коммуникационные условия бассейна озера играют не малую роль в решении экологических проблем Байкала, ибо только при совершенной транспортной системе можно решить вопросы рационального природопользования.

Особенность транспортной системы и транспортно-географического положения Байкальского региона заключается в том, что отсюда веером расходятся все наземные пути сообщения и магистральные линии связи, высоковольтные линии электропередач на восток и северо-восток России, в страны Восточной и Центральной Азии. Намечена прокладка в этом же направлении

1 Гончаренко С.С. Транспортная стратегия в Сибири и на Дальнем Востоке как условие ускоренного роста национальной безопасности и укрепление геополитической позиций России. — Сб. Геополитические и социально-экономические проблемы создания международных транзитных коридоров. Т.1. Иркутск, 2003.

магистральных нефте- и газопроводов. Возможность транспорта Байкальского региона включиться в мировые транспортные сети усиливается в связи с созданием в будущем сухопутного транспортного коридора Западная Европа — Восточная Азия. Регион расположен фактически в середине Российского участка, отсюда уходят пути сообщения в Монголию и районы Ближнего и Дальнего Севера России. Интенсивное использование данного фактора для совершенствования местной транспортно-коммуникационной сети и на этой основе проведение диверсификацию структуры экономики становится задачей номер один для региона.

Пока Республика Бурятия по обеспеченности железнодорожными путями, автомобильными дорогами с твердым покрытием ( 4,7 км, 19,4 км на 1000 кв. км территории) отстает от средних российских показателей в два раза, несмотря на то, что по ее территории проходят три федеральные автодороги. Железные дороги Республики Бурятия представлены сетью общего пользования и подъездными путями предприятий. С запада на восток проходит на севере БАМ, на юге Транссибирская железнодорожная магистраль. От Улан-Удэ в южном направлении проходит железнодорожная линия в Монголию и Китай до Пекина. Эта однопутная железнодорожная линия на тепловозной тяге требует срочной реконструкции, основные фонды на монгольском участке изношены на 60—70%. Улан-Баторская железная дорога, эксплуатирующая эту линию по территории Монголии является совместным российско-монгольским предприятием. Поэтому Россия ответственна за состояние этой дороги. Пограничная станция Наушки является одним из ведущих железнодорожных переходов при перевозках грузов и пассажиров в Монголию и Китай. Особое значение имеет в целях охраны Байкала реконструкция и строительство современной автодороги вдоль восточного побережья озера. Сообщение водным транспортом осуществляется по озеру Байкал и рекам Селенге, Баргузин. На реке Селенга расположен порт Улан-Удэ. Водный транспорт в целом находится в упадке. Основной объем работы связан с перевозками грузов: лесных, песчаногравийных и нефтепродуктов. Объем пассажирских перевозок мал. Надежда на его подъем имеется в случае развития туристско-рекреационной деятельности на Байкале.

Протяженность местных воздушных линий составляет 3719 км. Дальними перевозками занимаются авиакомпании других регионов. Состояние здания аэропорта г. Улан-Удэ не соответствует международным стандартам. Аэропорт не рассчитан на прием большого потока пассажиров, отсутствует авиасообщение со многими регионами России и странами АТР. Все это требует изменения государственной политики развития воздушного транспорта Бурятии.

Стратегически важное значение имеют природные ресурсы Республики Бурятия. Ее недра содержат 48% балансовых запасов цинка России, 24% — свинца, 37% — молибдена, 27% — вольфрама, 16%, — плавикового шпата и 15% — хризотил-асбеста. Одними из основных восполняемых природных ресурсов являются лесные. Общая площадь лесного фонда составляет 27,2 млн. га, из них покрытая лесом — 20,3 млн. га. Общий запас древесины составляет 2244 млн. куб. м. Обилие прибайкальской флоры — основа для традиционной восточной медицины. Байкал и окружающую его территорию населяют 2500 различных видов животных и рыб, из которых 250 эндемичны.

Промышленность Республики Бурятия представлена следующими основными отраслями: электроэнергетикой, производством авиационной техники, ремонтом железнодорожного подвижного состава, добычей золота, угля, производством пиломатериалов и целлюлозы, картона, металлоконструкций, продуктов переработки мяса, алкогольной продукции, макаронных изделий, электронных и оптических приборов и т.д. В 2005 г. ее промышленность практически вышла на дореформенный уровень: индекс физического объема составил 97,6% к уровню 1990 г. В Бурятии быстро развивается сфера услуг. Если в среднем по России в 2004 г. удельный вес отраслей, производящих услуги, был на уровне 49,9%, а в Сибирском федеральном округе — 48,1%, то в Республике Бурятия он составил 51,2%. По числу работающих, имеющих высшее профессиональное образование (на 1000 занятых - 243), Республика Бурятия в Сибирском федеральном округе уступает только Томской области — 255 и опережает все другие субъекты Федерации.

Существующая экономическая структура Республики Бурятия требует пересмотра в рамках стратегического подхода в сторону формирования инфраструктурных ресурсоперерабатывающих, рекреационно-туристских кластеров, а также в производстве экологически чистых продуктов, и в том числе в будущем производстве и поставке из Байкала питьевой воды в страны Восточной Азии. По данным ООН, дефицит пресной воды в мире оценивается в 230 млрд. куб. м в год. В 2005 г. оборот рынка пресной воды составил уже более 400 млрд. долл. Ежегодно продается свыше 100 млрд. л питьевой воды, в основном в пластиковой расфасовке. По данным журнала «Fortune»,

прибыли в этой отрасли уже достигают 1 трлн. долл. в год - это 40% от прибыли нефтяных компаний. Вместе с тем разработку такого характера проектов следует проводить в контексте более общих стратегий развития всего Байкальского региона и с учетом формирования новых связей со странами АТР, Монголией и Китаем.

Для формирования указанных кластеров Бурятия должна выдержать конкуренцию со своими соседями. Она как транзитная или буферная территория должна предпринять меры, чтобы проходящие материальные и людские потоки каким-то образом «оседали, задерживались или перерабатывались» на ее территории для формирования добавленной стоимости. По минеральносырьевому и лесному комплексам конкурентами являются Иркутская и Читинская области, по «транзитному фактору» Читинская область, расположенная ближе к Китаю и всему восточному потоку, по «фактору Байкала» - Иркутская область. Изменение подобной позиционной ситуации возможно только в случае формирования в городе Улан-Удэ крупного транспортнокоммуникационного инфраструктурного кластера.

При условии принятия такой стратегии развития Бурятия сможет стать «транспортнокоммуникационными воротами» России в страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. У формируемого международного транспортного коридора должно быть соответствующее внутреннее содержание в виде региональных инфраструктур, иначе он превратится в простой транзитный коридор. Ими должны стать региональные транспортно-логистические центры, формируемые в транспортных узлах. На пути этого коридора на территории Байкальского региона находятся крупные опорные транспортные узлы — Иркутск, Улан-Удэ, Чита. Именно в Байкальском регионе необходимо создать координационные и логистические центры по управлению и перераспределению материальными и информационными потоками, по продвижению и реализации геополитических и экономических интересов России в странах Восточной Азии, а также для создания условий для представления интересов государств АТР в Сибири, сохраняя стратегические интересы России.

К внутренним условиям формирования центра транспортно-коммуникационных услуг международного значения относятся наличие в городах Иркутск, Улан-Удэ, Чита резервного потенциала транспортной инфраструктуры, способной стать материальной базой данного центра. Во всех трех городах имеются аэропорты, которые могут принимать все типы летательных аппаратов, ремонтные предприятия транспортной техники, дорожно-строительной организации и условия и помещения, особенно в г. Улан-Удэ, для сортировки расфасовки грузов и товаров. Байкальский центр транспортно-коммуникационных услуг должен иметь терминальный комплекс международного значения, в его составе должны функционировать транспортно-экспедиторские фирмы по интермодальным комбинированным перевозкам с лизингом и арендой транспортных средств, страхованием грузов, формированием системы сервисного обслуживания пассажиров и транспортных средств. Данный Центр должен быть составной частью будущего Байкальского выставочно-делового центра Евразии, предложенного нами организовать в Улан-Удэ .

Офисная часть Байкальского центра транспортно-коммуникационных услуг может быть размещена в Улан-Удэ, расположенном в середине Байкальской природной территории, имеющей потенциальные инфраструктурные, территориальные резервы и кадровый потенциал по обслуживанию транспортно-коммуникационных систем. Поскольку Улан-Удэ расположен на перекрестке путей сообщения, магистральных линий связи, идущих на запад, на восток, в Монголию, то логично создание здесь логистического центра, одновременно как «полюса роста» в этом регионе современных технологий. Города Иркутск и Чита, находящиеся в западной и восточной части Байкальской природной территории, менее уязвимы по экологическим параметрам и могут стать контактными центрами промышленного развития.

Предпосылки для такого подхода есть. Уже сейчас транспортный узел Улан-Удэ является крупным транспортным комплексом со всей инфраструктурой (локомотиво-вагоноремонтный завод, аэропорт с искусственной взлетно-посадочной полосой, авиастроительный завод с ВПП для приема всех типов летательных аппаратов, речной порт, судостроительный завод и ремонтные предприятия автомобильного транспорта и т.д.). Улан-Удэ — узел магистральных линий связи, способствующий созданию здесь логистического центра для управления товарными потоками. Здесь имеются все материально-технические условия для хранения, сортировки, распределения товаров и дальнейшего

2 Раднаев Б.Л. Формирование Байкальского делового центра Евразии (транспортный аспект). - Сб. Транспортная стратегия России. Материалы научно-практической конференции. 12-13 мая 2003г., Новосибирск, 2003.

продвижения их потребителям разными видами транспорта. Все это объективно предопределяет размещение терминального комплекса международного значения, транспортно-экспедиционных компаний и логистических фирм - операторов интермодальных комбинированных перевозок, с лизингом и арендой транспортных средств, страхованием грузов, созданием системы сервисного обслуживания клиентуры и транспортных средств. В местных учебных заведениях можно готовить кадровый потенциал.

Создание в Республике Бурятия в районе Улан-Удэ крупного МТЛЦ (Международного транспортного логистического центра) и мультимодального терминального комплекса, выполняющих функции логистического распределительного сервисного и делового центра, усилит геополитическую позицию России в Монголии, в Китае и других странах Восточной и ЮгоВосточной Азии, а для Байкальского региона это станет источником социально-экономического развития в условиях экологической регламентации хозяйственной деятельности. Производство услуг экологически чистое мероприятие. Тем самым начнут реализовываться положения Закона РФ об охране Байкала.

В перспективе Байкальский центр транспортно-коммуникационных услуг должен формироваться как составная часть и опорный центр межконтинентального транспортнокоммуникационного коридора Европа-Азия. Для этого должен быть создан соответствующий транспортный каркас региона. Для формирования такого каркаса необходимо реализовать ряд среднесрочных и долгосрочных мероприятий. Принципиально новую возможность для развития Бурятии дает запланированная к строительству железнодорожная линия, соединяющая БАМ и Транссиб по маршруту Могзон — Озерное — Уоян. Участок Могзон — Озерное (161 км), на котором возобновится строительство (строительные работы были прекращены в 1995 году), необходим в связи с освоением Озерного месторождения полиметаллов. Прогнозируемый объем перевозок по этой дороге к 2012 г. может составить 7 млн. т. Другим важным объектом является завершение формирования Кругобайкальской автомагистрали по маршруту Иркутск — Усть-Кут — Северобайкальск — Уоян — Курумкан — Баргузин — Кабанск — Байкальск— Иркутск, где необходимо построить и реконструировать отдельные участки. Например, на территории Бурятии построить участок Курумкан - Уоян. Не требует отлагательства строительства автомагистрали вдоль БАМа, уложить второй путь и электрифицировать линию Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор. Организация круизного пассажирского судоходства по озеру Байкал также представляется необходимой. Без него трудно представляется нормальное функционирование здесь туристско-рекреационной зоны международного значения.

Все вышеизложенное объективно предопределяет организацию в центре пересечения международных транспортных коридоров «Европа - Азия» и кроссполярных воздушных маршрутов «Север — Юг» Байкальского делового центра международного сотрудничества, для которого рекомендуется создать транспортно-логистический центр с мультимодальным терминальным комплексом, а также сервисное и коммерчески-деловое обслуживание. Для реализации этих идей необходимо мобилизовать все имеющие внешние и внутренние ресурсы, привлечь новые формы глобальной и трансрегиональной интеграции, представленные такими организационнофункциональными структурами интегрированного взаимодействия, как международные сетевые организации, транснациональные корпорации и кластеры, обеспечивающие максимальный синергетический эффект и повышение конкурентоспособности участников интегрированных образований.

Участок Транссибирской магистрали, проходящей через Бурятию, и линия Улан-Удэ -Наушки с Улан-Баторской железной дорогой станет важнейшим сегментом, который свяжет Россию с Внутренней Азией и юго-восточными портами Китая. Центром или зоной приграничного сотрудничества в Бурятии может стать город Кяхта со станцией Наушки, прилегающий к Кяхте на территории МНР, поселком Атанбулаг с городом Сухэ-Батор. Монголия в 2002 г. создала в районе Алтанбулага зону свободной торговли площадью в 500 га. Поэтому, «опорными точками роста», «экономическим коридором» развития на территории Бурятии может стать линия проходящая по городам Улан-Удэ - Гусиноозерск, Кяхта с продолжением в Монголии.

По мере формирования в Улан-Удэнском транспортном узле крупного МТЛЦ международного уровня появится возможность строительства многофункционального МТЛЦ в районе железнодорожной станции Наушки и торгового центра Кяхта с созданием центров оптовой торговли и дистрибьюции с блоками сервисного и коммерчески-делового обслуживания, мультимодальным терминалом, центром приграничного сотрудничества и формированием

свободной таможенной зоны. По мере расширения торговли и роста товарных потоков в направлении Улан-Удэ - Кяхта (Наушки) - Улан-Батор и далее в Китай и к портам других государств Юго-Восточной Азии и обратно в сторону Европы, может сформироваться Южное логистическое направление Республики Бурятия, в состав которой войдут небольшие по мощности терминальные комплексы в г. Гусиноозерске и в центрах административных районов юга Бурятии.

Необходимо предусмотреть создание МТЛЦ в зоне БАМа и основным пунктом размещения данного центра будет г. Северобайкальск, который будет координировать такие будущие транспортные узлы, как Таксимо, Уоян. В будущем соединение по территории Бурятии Транссиба и БАМа и расширение южного (монголо-китайского) направления откроет новые перспективы для дальнейшего совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры, увеличения туристских потоков на Байкал. Для обслуживания прибывающих на территорию Бурятии туристов (планируется до 1 млн. человек в год) потребуется строительство мультимодального пассажирского транспортно-логистического центра с полной реконструкцией аэропорта в Улан-Удэ и восстановлением аэропортов в Прибайкалье, а также реконструкция пассажирских железнодорожных, автомобильных вокзалов.

Для реализации всего этого у Бурятии имеется особое позиционное преимущество. Географическое и геополитическое положение и этнокультурные особенности проживающего в Бурятии населения предопределили здесь сплав восточных и западных культур, мирное сосуществование двух мировых религий (христианства и буддизма). Этот фактор успешно использовала дореволюционная Россия и советская власть в начале XX в. для продвижения и укрепления своих интересов в Монголии и Китае, что, к сожалению, слабо использует современная Россия. В настоящее время эти отношения и этнокультурные особенности могут сделать Бурятию не транзитным коридором, а воротами, где встречаются несколько различных культур: европейская, русская, китайская, бурятская, тибетская и монгольская. В экономическом плане это означает, что туристическо-рекреационное и транспортно-логистическое позиционирование Бурятии станут «полюсами роста» в глобальном социально-экономическом пространстве.

Отсюда вытекают стратегические возможности и миссия Байкальских регионов, расположенных в приграничных территориях. Они, включая Бурятию, призваны обеспечить продвижение геополитических интересов государства, взаимодополнять экономику соседних государств при условии их дружественных отношений с Россией, продвигать перспективные взаимные интересы в гуманитарной сфере, сопровождать и анализировать инвестиционные потоки. Эти регионы должны служить плацдармом концентрации усилий государства на ключевых территориях российского пространства.

Решение этих задач связано с необходимостью взаимного согласования программ социальноэкономического развития с соседними субъектами федерации, заинтересованностью федеральных органов исполнительной власти по формированию соответствующей региональной политики, крупных монополий, такой как ОАО РЖД и потенциальных инвесторов.

В конечном итоге все это будет способствовать превращению Байкальской природной территории в стратегический регион для всей Евразии и выступить в роли проводника геополитических интересов России в страны АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.