Анализ трансформации государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях цифровизации
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
Саакян Агаси Петросович
аспирант, Департамент общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
В статье описаны две ключевые проблемы, которые тормозят развитие эффективной системы финансовой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. С одном стороны, низкий процент использования предпринимателями возможностей государственного софинансирования проектов и риск коррупции, а с другой - отсутствие аналитической возможности ретрансляции расходования средств на уровне предприятий. Для решения данных проблем, а также для цифровизации системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации разработана концепция «Единого портала интегрированной отчетности малых и средних предприятий», на котором субъекты хозяйствования могли бы размещать отчеты по устойчивому развитию в форме открытых данных. Малые и средние предприятий на «Едином портале интегрированной отчетности предприятий и организаций» должны быть сгруппированы по отраслям экономики, регионам, организационно-правовыми формами, размерами, формами собственности, соответствием отчетов МСИЗ, что позволит наладить простой и удобный механизм поиска интегрированных отчетов по разным фильтрам. Создание такого портала будет способствовать распространению идей интегрированной отчетности, обеспечит информационное основание государственной поддержки формирования отчетности устойчивого развития и повысит мотивацию субъектов хозяйствования к формированию интегрированных отчетов. Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная финансовая поддержка, цифровиза-ция.
Сегодня глобальный тренд цифровой мировой экономики вступает в активную фазу своего развития. В ведущих странах мира концепцию «Индустрия 4.0» и разработки цифровых технологий как на государственном [12], так и на корпоративном уровне начали массово развивать в государственных программах и стратегиях бизнеса. Практическая плоскость решения этих вопросов на уровне государственной финансовой поддержки бизнеса достаточно быстро актуализируется, что является ответом на системные вызовы развития предпринимательства.
В Российской Федерации на государственном уровне признается необходимость формирования цифровой экономики и общества [16], а цифровые технологии рассматриваются в качестве одного из ключевых драйверов устойчивого развития. В то же время, развитие цифровой экономики актуализирует многие вопросы государственной финансовой политики в отношении предпринимательства, которые необходимо не только четко ставить, но и нужно системно решать. Одним из таких вопросов является понимание последствий перехода на цифровой формат для политики, связанной с такими сферами как: региональный рынок малого бизнеса, отраслевое (секторальное) развитие, конкуренция, защита потребителей, налогообложение, а также регулирование в сфере финансовой безопасности и защиты данных. Эта тема уже сегодня является предметом дискуссий между чиновниками и учеными, и можно рассмотреть возможность включения новых направлений гарантирования безопасности, таких как защита данных, международный роуминг и расширение цифровой инфраструктуры (Рис. 1). Но куда важнее использовать пообъектный подход, который позволит управлять системой на местах, так как государственное регулирование цифровых процессов уступает рыночным.
Все большего внимания заслуживает феномен пространственных различий «цифрового неравенства» в доступе к программам финансовой государственной поддержки бизнеса, что входит в приоритеты решения острых проблем неравномерного развития городов и регионов, различных отраслей экономики. Кроме того, аудиторы Счетной палаты подсчитали, что в результатах анализа отмечается, что в 2019 году господдержка была оказана только 1,3% предпринимателей (в 2017 году - 1%). Эти факты говорит о недоступности и невозможности для большинства предпринимателей, воспользоваться существующими мерами поддержки.
Понимание важности целевого финансирования актуализируют использование пообъектного подхода
для обновления государственной учетной политики и в отношении малых и средних предприятий. В сложившихся условиях цифровизация способствует расширению системы финансовых отчетов, которые призваны не только отражать основные финансовые показатели, но и презентовать результаты работы компаний общественности. Поэтому законодательно внедряется система нефинансовой отчетности, ставя на первый план информационную доступность российских компаний как социально ответственных. С точки зрения ответственности, в сложившихся условиях сами компании как субъект финансового управления новой формации обязан интегрировать ИТ-технологии бизнес-анализа для бухгалтеров и аудиторов, а без положительной динамики доли НМА, гудвилла и прочих бизнес маркеров, финансовая открытость компаний становится нецелесообразной. Поэтому регулятором четко определяются границы финансовой безопасности общественно значимых компаний, но система формирования интегрированной отчетности для малых предприятий не сформирована.
Низов ацнн
• ТУчка конверт ентлш иплу консервативнымн финансовыми системами и свежими инноьацнямн вфннаиее^ом :естофе l>v-m : ткмулнроватъ pair.;гг; г . .J., типов моделей которые способс.ь к: дальнейшему
процветанию цифровых (^ПОЛИСОВ.
Протрачность
■Прозрачность увелич[[вает доверие ко всем процессам ипропускнуто способность огтерашюкных потоков. Главные факторы - это доступность» ûejonac Htm гь Дня этого нужен высокий yfMvan н ежя ^народно; о сструдтэггествзпннигспатив г.1 стэнпарттатн ¡фоцелур и еЁаяанеирййаяного регулгфевання [тфрояы* и двкжнл
переводов, а также тсгнолоптчесюп вопросов. возянкаюипр: везятеэтты Актуальны такксмоыггоринг регуляторной системы и реформы для эффективной аатшгты интересul [стремителен и инвесторов. особенно в сегментах малого н среднего отвеса. которые слишком чувствительны к чрйлмерному регуляторноыу давгенню
Штр^тдтй ДОС ТУТ!
• Д<к" птшы с ф|1н;знсы являются ключевым драйв ером дальнейшего
ycToifatœcro глобального общества ;г :пра5едлквыч распределением и доступом к ресурсам. Какбылорассн|гтанспо результатам ZOIC г млн. взрослых люлеП трудоспособного возрастало всем м(фе не имеют доступа даже к "традтдоЕонны мфинансовым услугам, предоставляемыми банковскими н небанковскими финансовым]т л.:.гHj.it.:,! в частности онлайн-банкинг у Задача любого государств а устранить Д1ккрюло1ацюо п сделать панковские н платежные сервисы общедоступными
Рис. 1. Основные драйверы развития цифровых сервисов в системе экономически страны
Качество информации в системе цифровой экономики может вызвать существенные колебания, которые трудно предусмотреть и проконтролировать, поскольку информационные потоки генерируют миллионы анонимных пользователей во всем мире. Исходя из вышесказанного, асимметрия обмена информацией в цифровой экономике приводит к неадекватному принятию решений об использовании возможностей прямой и косвенной государственной финансовой поддержки. Дезинформация и ложные сообщения о хозяйственных операциях субъектов рынка распространяются так же быстро, как и правдивые данные. В результате это «приводит к различным отклонениям рынка, основанных исключительно на информационной асимметрии» [3]. Это и стало одной из главных причин создания новых систем статистической отчетности, которая, однако, не дает ответа об уровне безопасности субъекта экономической деятельности для МСБ, так как не учитывает прогнозные данные.
Как показывает мировая практика, для комплексного мониторинга и анализа экономического развития
государства в целом и отдельных его секторов в условиях глобализации важное значение приобретают базовые экономические показатели: капитализация, величина валового дохода, показатели эффективности, потенциал инновационного роста и тому подобное. Этому вопросу посвящены исследования экспертов Всемирного экономического форума ООН, других мировых и международных организаций [5].
В европейской практике используются более сложные и разветвленные системы индикаторов и измерений, диктующие настоятельную необходимость гармонизировать отечественную систему индикаторов информационного общества с европейскими стандартами и требованиями и внесения соответствующих изменений в систему государственных статистических наблюдений с целью создания системы мониторинга развития информационного общества. Главные требования к указанной системе измерений - ее информационная полнота и адекватность представления взаимосвязанной триады составляющих развития. Для комплексного мониторинга новой экономики в целом и ее отдельных секторов, в том числе сферы телекоммуникаций, важное значение приобретают базовые экономические показатели, такие как капитализация, котировки акций, величина валового дохода, показатели эффективности, комплексный специальный показатель «потенциал инновационного роста». Разработка и имплементация такой системы показателей является в настоящее время одним из самых актуальных и насущных вопросов, поскольку ее отсутствие означает отсутствие основного инструмента мониторинга и оценки ситуации в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Драйвером трансформации в управлении процессами цифровизации финансовой отчетности является руководство малого или среднего предприятия. На этом этапе необходимо сформировать общее видение: расставить стратегические приоритеты, определить ценности и задачи изменений.
Интересно, что по исследованиям ESG (по заказу Dell EMC), 95% представителей малого или среднего предприятия не соответствуют требованиям нового цифрового бизнеса, причем 71% из них согласны, что теряют конкурентоспособность без цифровой трансформации [15].
Таким образом, новые характеристики экономического пространства требуют перейти от культа эффективности и рациональности к переносу акцентов на открытость, демократизацию, социологизации, креативность организационных процессов, неравновесность и нелинейность управленческих иерархических цепей, непредсказуемость и разнообразие траекторий развития малых и средних предприятий.
С точки зрения возможностей получения финансовой государственной поддержки, преимущества циф-ровизации финансов малого или среднего бизнеса формируют особое проблемное поле (Рис. 2).
Несмотря на высокую динамику глобальной цифровизации, большинство предпринимателей находится в самом начале этой трансформации. Процессы цифровой трансформации неизбежны и очень быстро набирают силу, поэтому необходимо своевременно адаптировать мировой спрос к реалиям отечественного рынка. Для государственного управления важно понимать, что основным признаком инновационного цифровой структуры предпринимательства является
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
M
о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
участие в кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости. Характерными особенностями инновационных промышленных кластерных проектов при государственно-частном партнерстве являются: временная ограниченность; пространственная ограниченность; реализация проектов в условиях конкурентной среды.
цнфровтплцня огпнесл иичтттельно |пи*шг кяа^ипчто среду кг* правей;
иекотор в[м ттр епгтр | сш р-тдт е.тхм вес * " VI-1 ■ преодолеть -ч ■ ГТрОПНЮреЧКЯИ '.и1;11:&111СЛ1: СобстеИНЫС НЮГСС-МОДеЛП КПоДяОМИ
_ ЦнфрОвГГИТШН.
в не .1 то шзее вречгя ¿йлыштнетно ттргдгтртгтосштвлеСт непоосгентгяягйт новые ео:м :пг ьоторые отхрынатотся в га операционной деятельности н я модертпацгш скосг! бгпнсс-модели:
стаестаует огромная яоетребовянность п при лоы. недостаточная готовность балышвествд мальи срелнт прецгфюешн к корректном-: внелреннгс ^^^^^^^^^^^^шг^овьт^одаоЕргвк лтфввпенггп.
оо.чипгнетво ННЬП ярезгтрютгП элчаст^то гггнорггруЕт потениипьнме
,-■. йт.,шигрового Г-1ЧМП1
пнтетрашет с лр>тгтг.01 учалнтгкямн рдтнкд чало кеасоцгтвкастсд. гг многие ."г*.т:-.|'нг>.:''-г ':::> пытаются решат спои пр&6л?мы слг^остоятельнс
Рис. 2. Проблемы использования возможностей получения финансовой государственной поддержки, преимущества цифровизации финансов малого или среднего бизнеса (Составлено автором на основе [4])
В рамках настоящего исследования автором выделены четыре основных блока, содержащих преимущества цифровизации в системе финансового менеджмента МСБ:
1 Снтпсенне прогглоэсгсснньп тттдержгт: преттрюептй
■ Прежде кег>?, соглашение гплеряегс осушестмдетсд э: счет 9ффепп5исй рс&тиддигп
ЗОЛЧВреМЕПВД упнтрлгтов МЕЧДуПрЕДПрНЯТМ^Г. >-ЧреЩЕК! ГВГгЯГ фГДЦНСи»ГЕрСДГГНЗП сферы оргатопащитм! [ торгоьяс иас-чмьгмн п г нновашгоннихог opriKieiEurLO.ni иентрйгИгогалное выпе-тнЕнпе осшсг фтташт отгпьогши пепольтуемьд тыножмЛ и систем услуг, напргтмер. транегторлньес потвопп в определенной степстят сократить расколы мальп л среднттт предприятий Внедрение обгцеиттнфорктациснио-ана'Щтнчесеон сф*ры внутри ' впрннншкльскс г: гто?1 ылквшнрч'ншей осмен |ш$ормил1епме*г. участнпкамн.фггрмемти. татсаге приедет и ос.-.м '; - ты вантгн ресуреов
| тр ЕД|трпи№та1 вен
йотможносш обеспечениг прег&гуитеств цгтфроввп стрт>ттр их ооьгт га инвестиции яеред
конкурента_______
■Ы^ опрткп .л : оттпап! ..:::.' пчества.' цено абря . иш.ч [фодуктоя II . 1-Т"1 .11.1 [ .41:1 .г'^чг г ш обьсктя пнее еттгштп. Л'ип -и"II Сфатсгтаг ДСЯ1 ..I"...I: пречгтртЕтптн
пояоянт наиболее ^ффехтиано | | пи-ящ рост конглревдоелособноет Пу:| щи: сдедуп
обрапгть вшьонле ечтот факт, то пнковмпгокнн еостзигсшм преагрпшгмзтелютэ
дотами Быть А Достаточной стелет развита Кроме н». .ст,и IГ Г-Н I факторам
НЕ О ГНО^ГМЫМН КВНГЛрЕГПОСГиСйЁНОСТТЕ ЦИфрОВВП СТрЛЛГГУр Ш йЬЬ'КТЛ 11НЕЕI1 ТИПп'1 явлхютс! I I ..1711111111 м внетлнне 11 внутренние партнерские г г :I
(> Расилгргнгге зконокогчесхонролл грслгтршптматсг-аствв как осьсгста государственного утгрцдеедгя гц внешнем н внутреннем рынке_
■ ДлнкыЛ рететтыат зоспггаетса и счет повышения -I : • I :>г_;: способности фггры, имшид
карвепгн ¡1. Mi-.dc ^ ЧС.1.ЛМ с ш т^-
уровне ПрГГ МСИ — I ТТреДГТрТЯПЙ 1Ч1Г» ГЮТ1 ртгепг ТТТХЧ-Гц'Т; фт-НМ1Н4ГП№СВЛГП я -л счет о&гггег-о финансового вптеле (госудкютва. партнЕров и самнк прехпртЬоыателеп} в те гьлгг
о финансового Б1лада [гос тдЕрс гкл. партнЕров (дан меропрютп и ти . ..шт иич аолт ры№а.
I • Ухреппепте сстсГт сотрушгттчсстеа неятду фгфмаъгтт ш
■ орган» шли ¡.ииши таранптрует роста сотруднттчес ттд с вьгешггмгг т.~че6нымг1 '^иезениупстс и '.о 'и^с: п| -|~7>|г,: и центрами рл'лши.
Егнсптттнонадгтсапюг т ссдгцно-т.зетне|с партнЕрстяа.
Рис. 3. Преимущества цифровизации в системе финансового менеджмента МСБ
Цифровой подход, изначально используемый только в исследованиях проблем конкурентоспособности, в настоящее время применяется при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли и представляет собой основу федеральной экономической политики в промышленности для разработки и реализации проектов регионального экономического развития в качестве базиса мотивирования и стимулирования активной инновационной деятельности малых или средних предприятий.
Таким образом, цифровая трансформация требует стратегического лидерства в области цифровых технологий, процессов и бизнес-моделей. Однако достижение этого эффекта на национальном уровне возможно только при достижении полной прозрачности бизнеса, с одной стороны, и этот параметр достигается в системе государственного финансирования и бюджетных расходов.
Прозрачность в использовании государственных средств является одним из компонентов демократического общества. А бюджеты являются мощным инструментом для правительства и местных советов для удовлетворения потребностей и приоритетов страны и ее граждан. Сила бюджетного анализа заключается в том, что он может позволить общественности влиять на процесс принятия решений по фискальной политике и на распределение ресурсов для конкретных программ и областей поддержки развития малых и средних предприятий.
Бюджет необходимо анализировать с разных точек зрения: анализ тенденций расходов с течением времени; сравнить затраты для одного сектора, такие как здравоохранение, его долю в общем бюджете или расходы, предлагаемые для другого сектора, такого как образование; оценить, насколько бюджет удовлетворяет потребности определенной группы населения, например, инвалидов, детей или более экономически уязвимой категории населения (пенсионеры или временно безработные).
С целью содействия прозрачности бюджетного процесса и подотчетности общественности органов местного самоуправления, Центр начал проект «Создание и внедрение государственной системы контроля за средствами «Открытый бюджет», который поддержал Европейская комиссия. Данные про зарубежный опыт внедрения «открытых бюджетов» показан на Рис. 4.
Рис. 4. Примеры реализации концепции «Открытый бюджет» в зарубежных странах
Исследуя иностранный опыт выполнения и использования «Открытого бюджета» команда Центра политических студий и аналитики создает программное обеспечение «Прозрачный бюджет». У него будут
включены лучшие заграничные web-инструменты, такие как: интерактивные карты, многоуровневость представления бюджета, яркая инфографика, и интерактивные учебники по обучению финансовой науки. Но будут и свои разработки: сравнение различных бюджетов одного уровня; поиск бюджетной информации по названию города, возможность экспортировать найденную информацию на сайты местных советов и так далее. Это позволит еще на шаг приблизить предпринимателей и власть.
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют ведущую роль в организации рабочих мест и фактически являются лидерами по различным параметрам: количеству занятых специалистов, количеству произведенных и проданных товаров и оказываемых услуг. В нашей стране малые и средние компании находятся в процессе создания и нуждаются в поддержке и стимулировании их деятельности со стороны государства. В субъектах Российской Федерации созданы государственные структуры, деятельность которых направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Существующие механизмы поддержки предпринимательства в РФ способствуют созданию благоприятных условий для создания и развития малого и среднего бизнеса, эффективному взаимодействию субъектов малого и среднего предпринимательства с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами.
На текущий момент большинство функций по организационному обеспечению процесса поддержки малого и среднего бизнеса сводится к сбору и обработке документов заявителей на получение государственной поддержки (далее — Заявитель), представленных на бумажных носителях (начиная с заявления на получение господдержки, заканчивая выписками из Единого государственного реестра юридических лиц и других сопроводительных документов). Отсутствие автоматизации процесса приема и обработки документов, а также проблемы, связанные с организацией межведомственного информационного взаимодействия, приводят к увеличению сроков рассмотрения заявлений на получение государственной поддержки, многочисленным ошибкам как со стороны заявителя (при подготовке документов), так и со стороны специалистов по их обработке и как следствие — к большому количеству отказов в получении господдержки, зачастую по формальным поводам.
Проведенные исследования опыта работы сотрудников департамента в части реализации механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса выявили ряд проблем, в том числе:
— недостаточная информированность представителей малого и среднего бизнеса о существующих механизмах государственной поддержки;
— проблемы сбора и обработки первичных данных субъектов малого и среднего бизнеса;
— существенные временные затраты при предоставлении субъектом малого и среднего бизнеса пакета документов на получение государственной поддержки;
— отсутствие возможности предоставления и проверки электронных документов, подаваемых заявителем;
— отсутствие обратной связи представителей малого и среднего бизнеса и уполномоченного органа исполнительной власти на этапе рассмотрения заявки на получение государственной поддержки.
Решение этих проблем может быть достигнуто путем создания и внедрения информационной системы, которая автоматизирует процессы, направленные на оказание государственной поддержки малым и средним предприятиям. В этой системе должны быть реализованы механизмы, обеспечивающие автоматический сбор и обработку информации о заявителях, а также технологию обратной связи через использование Интернета, возможность электронного взаимодействия с заявителями, включая пенсионный фонд и НС РФ. Реализация такого взаимодействия обусловлена требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ, согласно которому органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны «...обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.».
Степень автоматизации деятельности, предназначенной для поддержки малого и среднего бизнеса, в настоящее время сводится в основном к разработке интернет-сайтов, на которых перечислены варианты поддержки, порядок их предоставления, рекомендации для заявителей по подготовке документов, а также некоторые полезные услуги, которые однако они не обеспечивают никакой автоматизации процесса получения государственной поддержки.
Рис. 5. Общий алгоритм решения задачи автоматизации процесса обеспечения поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
В соответствии с разработанными алгоритмами основные функциональные задачи решаются системой, которая показана на Рис. 5. Поскольку для основного потока кандидатов предпочтительно использовать удаленный доступ к системе, одним из вариантов технической реализации архитектуры системы является
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о
CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
его развитие в качестве веб-приложения в идеологии оцифровки экономики.
Для развития описанной технологии целесообразно создать «Единый портал интегрированной отчетности малых и средних предприятий», на котором субъекты предпринимательской деятельности могли бы публиковать отчеты об устойчивом развитии в форме открытых данных. Малые и средние предприятий на «Едином портале интегрированной отчетности предприятий и организаций» должны быть сгруппированы по отраслям экономики, регионам, организационно-правовыми формами, размерами, формами собственности, соответствием отчетов МСИЗ, что позволит наладить простой и удобный механизм поиска интегрированных отчетов по разным фильтрам. Создание такого портала будет способствовать распространению идей комплексной отчетности, обеспечит информационную базу для государственной поддержки в подготовке отчетности по устойчивому развитию и повысит мотивацию компаний для составления комплексных отчетов.
Основным препятствием для создания интегрированных отчетов отечественными предпринимателями является отсутствие или неполное понимание содержания и представления содержащейся в них информации. Поэтому, на портале целесообразно также размещать справочную информацию об интегрированной отчетности: МСИЗ; требования о признании отчета интегрированным; нормативно-правовую базу устойчивого развития; научные публикации и практические рекомендации; консультации ведущих отечественных и международных специалистов в области интегрированной отчетности; информацию о проведении круглых столов, конференций или презентаций и их результатов; международные практики имплементации интегрированной отчетности и тому подобное. Кроме того, целесообразно предоставить пользователям, которые формируют интегрированные отчеты, возможность получать профессиональные ответы по различным вопросам с интегрированной отчетности, а консультантам в области корпоративной отчетности, аналитикам, инвесторам и другим заинтересованным сторонам релевантную информацию в различных разрезах по материалам интегрированных отчетов. Поэтому, организационно-технологическую схему Единого портала целесообразно строить по логике, объединяющая функции представления, верификации и обнародования интегрированных отчетов с функциями администрирования системы, авторизации пользователей, систематизации информации и оказание консультационной поддержки.
Функционирование Единого портала создаст надлежащий базис для контроля расходования бюджетных средств предпринимателями, полученными в рамках государственной финансовой поддержки.
Однако отсутствие последовательной методологической основы и устоявшейся практики создания интегрированной отчетности малыми и средними предприятиями означает, что отчеты, которые некоторые компании называют «интегрированными» или «отчетность по устойчивому развитию», не связаны с финансовыми факторами. Таким образом, перспективой дальнейшего исследования является формирование такой формы отчетности, которая позволила бы малым предприятиям в автоматическом режиме полу-
чать информацию о доступных программах государственной финансовой поддержки, а правительству-контролировать эффективность расходования бюджетных средств.
Ключевую роль в процессе разработки организационных и методологических основ интегрированной отчетности и формирования интегрированного отчета играет система бухгалтерского учета компании, поскольку в ее задачу входит объединение всего разнообразия показателей стратегии, бизнес-модели, прогнозов. и фактические финансовые и нефинансовые показатели в рамках единого систематического заказа - документ, который будет отражать реальность бизнес-модели и стратегии развития бизнеса, а также ее финансовую безопасность и ресурсы. Поэтому возникает необходимость в разработке составляющих учетной государственной политики, которая способна сформировать унифицированный методологический базис оценки всех элементов капитала МСБ, обеспечить высокую достоверность и информативность отчетных данных и удовлетворить баланс интересов различных групп пользователей интегрированной отчетности.
Литература
1. Eagar M. (2014), Global Payments 2020: Trans. market, STS Academy
2. European Charter for Small Enterprises (2002): UEAPME document for the preparation of the Experts' Meeting on the Business Environment for Crafts and Small Enterprises
3. Information communication technology policy / Hopestone Kayiska Chavula, Abebe Chekol, UNECA, 2011.
4. Little A. D. Digital Transformation Study 2015. How to Become Digital Leader.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: //www.adlittle.com/downloads/tx_adlreports/ADL_HowtoB ecomeDigitalLeader_02.pdf
5. MetaDigital Accounting in the Context of Cloud Computing / Alexandru Tugui: Encyclopedia of Information Science and Technology, Third Edition, 2015.
6. Амонов М.О. Развитие системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет].- Санкт-Петербург, 2014.- 192 с.
7. ВБ 2019 Показатель благоприятности условий ведения бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomie s/russia
8. Ведение бизнеса 2018. World Bank. URL: http://russian.doingbusiness.org/ru/reports/global-reports/doing-business-2018
9. Джураев Д.М. Формирование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса : на примере Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.14.-Москва, 2003.- 208 с.
10. Доклад «Ведение бизнеса 2018» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2018/10/20/central-asian-countries-among-top-improvers-in-doing-business-2018-report
11. Жураковский А.С. Обеспечение согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05.- Санкт-Петербург, 2013.- 198 с.
12. Казакова Н.А., Романова Н.В. Влияние цифровой экономики на развитие и конкурентоспособность российского финансового сектора // Финансовый менеджмент. - 2019. - № 1. - С.86-94.
13. Кусаинов МА. Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики : на примере Республики Казахстан : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Кусаинов Марат Апсеметович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 194 с.
14. Малюгина А.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.14 ; [Место защиты: Финансовый ун-т при Правительстве РФ].- Москва, 2012.- 191 с.
15. Новое исследование ESG: IT-трансформация позволит обогнать конкурентов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: https://www.dell.com/learn/ua/ru/uacorp1/press-releases/2018-04-11-deN-new-esg-research-it-transformatio n-to-overtake-competitors
16. Путин остался недоволен работой государства по развитию малого бизнеса. Международная информационная группа Интерфакс [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax.ru/business/480073
17. Толмачев Е.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 : Москва, 2001. - 179 с.
18. Финансирование нацпроекта поддержки МСП в 2019-2024 гг оценивается почти в 0,5 трлн руб. - МЭР [Электронный ресурс] // URL: https://mNknews.ru/index/finansirovanie-nacproekta-msp.html
19. Цораев Т.В. Развитие венчурного финансирования как инструмента государственного регулирования и поддержки малого инновационного предпринимательства: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "СевероКавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)"].- Владикавказ, 2015.- 164 с.
20. Юдин Н.С. Дифференциация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на основе их качественной идентификации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина"].- Тамбов, 2015.- 156 с.
Analysis of transformation of the state financial support of
small and medium-sized entrepreneurship in the
conditions of digitalization Sahakyan A.P.
Financial University under the Government of the Russian
Federation
The article describes two key problems that impede the development of an effective system of financial state support for small and medium-sized enterprises. On the one hand, there is a low percentage of entrepreneurs using the possibilities of state co-financing of projects and the risk of corruption, and on the other hand, there is a lack of analytical ability to relay spending at the enterprise level. To solve these problems, as well as to digitalize the system of state financial support for small and medium-sized enterprises in the Russian Federation, the concept of a "Unified portal for integrated reporting of small and medium enterprises" has been developed, on which business entities could post sustainable development reports in the form of open data. Small and medium enterprises on the "Single Portal of Integrated Reporting of Enterprises and Organizations" should be grouped by industry, region, legal form, size, form of ownership, conformity of the MRIZ reports, which will allow for a simple and convenient mechanism for searching integrated reports on different filters . The creation of such a portal will contribute to the dissemination of the ideas of integrated reporting, provide an information basis for state support for the formation of sustainable development reporting and increase the motivation of business entities to generate integrated reports.
Keywords: entrepreneurship, small and medium business, state financial support, digitalization.
References
1. Eagar M. (2014), Global Payments 2020: Trans. market, STS
Academy
2. European Charter for Small Enterprises (2002): UEAPME document for the preparation of the Experts 'Meeting on the Business Environment for Crafts and Small Enterprises
3. Information communication technology policy / Hopestone Kayiska Chavula, Abebe Chekol, UNECA, 2011.
4. Little A. D. Digital Transformation Study 2015. How to Become
Digital Leader.- [Electronic resource]. - Resource access mode:
//www.adlittle.com/downloads/tx_adlreports/ADL_HowtoBec omeDigitalLeader_02.pdf
5. Meta Digital Accounting in the Context of Cloud Computing /
Alexandru Tugui: Encyclopedia of Information Science and Technology, Third Edition, 2015.
6. Amonov M.O. The development of the system of state regulation and support of entrepreneurship: the dissertation ... of a candidate of economic sciences: 08.00.05; [Place of defense: St. Petersburg State University of Economics] .- St. Petersburg, 2014.- 192 p.
7. WB 2019 Favorable business conditions indicator [Electronic
resource]. Access Mode:
http://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/r ussia
8. Doing Business 2018. World Bank. URL: http://russian.doingbusiness.org/en/reports/global-reports/doing-business-2018
9. Dzhuraev D.M. Formation of the state support system for small
and medium-sized businesses: the example of the Republic of Tajikistan: dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05, 08.00.14.- Moscow, 2003.- 208 p.
10. The report "Doing Business 2018" [Electronic resource]. Access Mode: http://www.vsemirnyjbank.org/en/news/press-release/2018/10/20/central-asian-countries-among-top-improvers-in-doing-business-2018-report
11. Zhurakovsky A.S. Ensuring the consistency of the elements of the infrastructure of state support for small business: the dissertation ... Ph.D.
12. Kazakova N.A., Romanova N.V. The influence of the digital economy on the development and competitiveness of the Russian financial sector // Financial Management. - 2019.-No. 1. - P.86-94.
13. Kusainov MA. State support for the development of small and medium-sized businesses in the modernization of the economy: on the example of the Republic of Kazakhstan: the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.01 /
X X О го А С.
X
го m
о
м о м о
Kusainov Marat Apsemetovich; [Place of protection: Mosk. state un-t them. M.V. Lomonosov] .- Moscow, 2012.- 194 p.
14. Malyugina A.A. The experience of state support of small and medium-sized businesses in France: the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.14; [Place of defense: Financial University under the Government of the Russian Federation] .- Moscow, 2012.- 191 p.
15. New ESG study: IT-transformation will overtake competitors. - [Electronic resource]. - Resource access mode: https://www.dell.com/learn/ua/ru/uacorp1/press-releases/2018-04-11-dell-new-esg-research-it-transformation-to-overtake- competitors
16. Putin was dissatisfied with the state's work on small business development. Interfax International Information Group [Electronic resource] // URL: http://www.interfax.ru/business/480073
17. Tolmachev EA State support of small and medium-sized businesses in the countries of Central and Eastern Europe: Dis. ... cand. econ. Sciences: 08.00.14: Moscow, 2001 .-- 179 c.
18. Financing of the national project to support SMEs in 20192024 is estimated at almost 0.5 trillion rubles. - Ministry of Economic Development [Electronic resource] // URL: https://milknews.ru/index/finansirovanie-nacproekta-msp.html
19. Tsoraev T.V. The development of venture financing as an instrument of state regulation and support of small innovative entrepreneurship: the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05; [Place of defense: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University) "] .- Vladikavkaz, 2015.- 164 p.
20. Yudin N.S. Differentiation of state support of small businesses on the basis of their qualitative identification: the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05 [Place of defense: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Tambov State University named after GR Derzhavin"] .- Tambov, 2015 .- 156 p.
o cs o
CS
O HI
m
X
<
m o x
X